Значение четки: Четки — значение четок и их устройство. Использование четок.
Содержание
Четки — значение четок и их устройство. Использование четок.
Четки — древнее и могучее подспорье в молитве и духовном труде. Их использование является превосходным примером того, как предметы внешнего, материального мира могут становится нашим проводником в мир внутренний, духовный. Их используют в большинстве современных религий и духовных течений, и это простое и гениальное изобретение по праву считается одним из символов духовной мудрости.
Существует несколько основных традиций изготовления четок, среди которых наиболее известными являются индуистско-буддистская, мусульманская и христианская. Можно предположить, что восточные традиции (индуистские, тантрические и буддистские) совершили путешествие на Запад, где были ассимилированы и стали частью христианских традиций. Классические индийские четки называются мала и состоят из 108 бусин и еще одной — Сумеру. Последняя является символом духовной вершины мира, горы Меру, и одновременно опорной точкой при повторении молитв по четкам. Индуистские и буддистские мантры повторяются также с использованием сумирни — четок с меньшим количеством бусин. Это количество чаще всего кратно 108 (то есть 54 или 27 бусин).
Наиболее распространенные христианские четки также состоят из 54 бусин — пяти декад, разделенных четырьмя большими бусинами, и еще 5 бусин, предваряющих распятие или медальон. Такая форма четок обусловлена строением католического Розария, до сих пор остающегося основной формой молитвы для католиков.
Конечно же, в христианстве используются и другие виды четок, однако все они построены по общему принципу: отдельная ветвь для распятия или медальона и декады (десятки) бусин (в основном они используются для чтения «Богородицы»), разделенные большими или отличающимися от основных бусинами (для «Отче наш» и литаний). Есть большие четки на 15 декад, предназначенные для чтения всех Таинств Розария сразу. Существуют и совсем небольшие четки на десять бусин, предназначенные для одного десятка «Богородиц».
В некоторых четках декады разделены медальонами с изображениями соответствующих Таинств Розария, что облегчает для преданных процесс медитации. Хорошие, качественно сработанные и украшенные красивым распятием или медальоном (на них часто изображают святых-покровителей) четки становятся надежным подспорьем в духовной практике.
Материалы бусин разнообразны. Наиболее распространенными являются четки из разных пород дерева, из полудрагоценных минералов или хрусталя. Для индуистов наиболее ценными являются четки с бусинами из сандала и рудракши (священных зерен, по легенде наделенных благословением Шивы). Очень утонченными представляются четки-розарий, изготовленные из особым образом обработанных лепестков роз и украшенные изображением Девы Марии. Материал бусин важен постольку, поскольку он способен накапливать духовную энергию, которую мы неизменно передаем четкам при чтении молитв или мантр, неосознанно освящая их как символ нашей веры. Недаром большое количество чудес связано с четками великих святых, прикосновение к которым способно исцелять даже самые страшные болезни.
Четки не просто являются средством подсчета повторенных молитв. Они помогают нам и в концентрации ума, занимая наши руки в то время как наше сознание занято мыслями о Боге. Недаром во многих явлениях образ Девы Марии держал в руках четки, призывая людей с помощью этот простого предмета и молитвы победить силы смерти и ада.
Рассмотрим устройство четок.
Четки только тогда являются «завершенной» конструкцией, когда концы основы (нитки или веревки) с нанизанными на нее бусинками, камешками, плашечками (или иными предметами-насадками, для удобства, я буду называть их зернами) связываются между собой, тем самым, образуя кольцо (круг). На предыдущих уроках мы уже обсуждали, что в магии кольцо является достаточно сильным элементом, позволяющим аккумулировать силу в предмете. Аллегорическое значение кольца — венец веры. Кроме этого, четки олицетворяют цикличность времени, бесконечное повторение, аскетизм. Связывают их и с преемственностью, и с лестницей в небо. Но по порядку. Четки нашли свое применение в христианстве (и в православии, и в католицизме), старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т. п. И у каждой религии четки были строго заданных параметров. Глядя на конкретные четки, всегда можно сказать, кому именно они принадлежат, буддисту или, к примеру, христианину. Кроме того, по виду четок можно определить и степень подготовки владельца, и принадлежность его к той или иной ветви учения (если послушнику хватит небольшого количества бусин в четках, то на дальнейших этапах этого количества будет уже мало).
О разнообразии четок можно судить по выставке «Четки», которая проводилась в Петербурге, в Российском этнографическом музее (РЭМ). В коллекции Натальи Жуковой можно было ознакомиться с 470 вариантами четок разных религиозных конфессий, народов и эпох.
В чем же характерные особенности?
Предмет на конце нитки четок:
К месту, где нити связываются в узелок, обычно прикрепляется предмет.
Православие: крестик и кисточка (кисточка и три зерна, крестик и три зерна).
Католицизм: крестик.
Буддизм: две кисточки или несколько бусинок. Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина знак Будды. Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.
Индуизм: две равнозначные кисточки.
Старообрядчество: кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей. Такой треугольник лопастки символизирует Святую Троицу, обшивка лопастки — евангельское учение.
Ислам: оканчиваются продолговатой косточкой или камушком (перед кисточкой), что символизирует веру в единого Бога.
Символика четок:
Буддизм: колесо Закона, а так же колесо Сансары, на которое нанизаны бусины-явления.
Христианство: мистический сад роз Богородицы
Индуизм: нить символизирует непроявленное, кольцо — цикличность времени.
Напомню, что первые четки возникли в Индии и существуют там именно как культовая принадлежность. Четки являются визуальным изображением учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений, что вполне созвучно буддисткому учению. Однако, буддизм вышел из брахманизма. И четки брахманов довольно сильно отличаются от всех других разновидностей, появившихся позже.
Много веков назад (приблизительно 15 000 лет) брахманы создали четки, которые являлись символом почитания Солнца. Причем, если боги могли носить символ Солнца на груди, то брахманы, понимая, что не следует уравнивать богов и себя, предпочитали носить этот символ на руке. Четки брахманов имели черный цвет и назывались «рудракшас», то есть «Очи Рудры».
Соответственно, нижестоящие не могли равнять себя со жрецами и носили этот символ в других местах (а может и не носили вовсе). Четки у брахманов отражают модель Солнца и его круговращение в Космосе, и являются религиозным символом поклонения. Учителя передавали свои четки ученикам, как особый знак достижения высокого уровня в Учении.
Старообрядчество: кольцо — знак непрестанной молитвы, лестница духовного восхождения в небо.
Материал:
Из чего только не делали четки. Их изготавливали из древесины, из семян или плодовых косточек, кораллов и жемчуга, металлов и минералов, даже из рогов или позвонков животных.
Индуизм: как было указано выше — ягоды дерева рудракша, древесина туласи.
Ислам: на одной из выставок, посвященной четкам, демонстрировался экспонат — четки муллы из Кабарды, выполненные из наростов на корнях дерева, в этих четках каждое зерно было уникальным, неповторяющимся.
Буддизм: кораллы, деревья, минералы, металлы, кость. Последователи буддийской традиции Ваджраяны («Алмазной» или Тайной Колесницы) особенно ценят четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. В Тибете умерших не хоронят в земле, там это практически невозможно, и не сжигают (нехватка дров сказывается), а оставляют в специальных местах, где трупами активно занимаются горные грифы, а после них остаются только череп и кости. Понятно, что подобные четки — редкость, и чаще можно увидеть просто имитацию — четки, выполненные из костей животных или человека, в форме миниатюрного черепа.
Нить, навершие, кисточка и разделители в буддизме имеют особые названия и смысл. Материал и цвет зависели от того, каким богам собирались молиться с помощью данных четок: «белые посвящались Авалокитешваре, красные — Хаягриве или Падмасамбхаве, желтые предпочитали последователи школы гелугпа и т. д.» (Н. Л. Жуковская)
Материал подбирается исходя из задач, поставленных владельцем. Для отпугивания злых духов, устранения вредного влияния на владельца на четки лучше всего подойдет можжевельник, темно-синий лазурит, красный коралл. Для устранения препятствий, успокоения и лучшей сопротивляемости болезням четки лучше всего делать из сандалового дерева, жемчуга или горного хрусталя.
Для увеличения продолжительности жизни, способствования развития мудрости и повышения духовного развития подбираются четки из семян лотоса, янтаря, семян дерева бодхи, а также из золота, меди или серебра.
Для мистических практик используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Четки из кедра помогут снять головную боль (напряжение головного мозга), снизят давление, улучшат сон и сновидения. А кроме этого, защитят от злых людей, колдунов, кошмарных снов. Кроме перебирания в руках, такие четки нужно регулярно перед сном прикладывать к голове и к больным местам, а на ночь — положить их под подушку.
Кстати, кроме «духовного оружия» против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.
Известно, что в кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами. Посмотрите на малышей: развивая мелкую моторику рук, давая им горошинки, фасолинки, мы развиваем не только руки, мы развиваем и мозговую деятельность. Умные китайцы уже в давние времена использовали для снятия стрессов, утомления грецкие орехи. Перекатывая их, вы воздействуете через окончания на пальцах непосредственно на мозг. По тому же принципу работают и четки. Перебирая их разными пальцами, можно влиять на самые различные стороны жизнедеятельности вашего организма, и, в первую очередь, на свое эмоциональное состояние.
Не менее умные японцы рассказывают нам о влияние четок на наш организм в знаменитом труде ученого Току-хиро Намикоши «Шиацу — японская терапия надавливанием пальцами». В нем говорится, что даже простое надавливание и потирание пальцев рук помогает успокоиться и отдохнуть. К примеру, привлекая большой и указательный пальцы, вы можете облегчить головную боль, справится с затрудненным дыханием. Привлекая средний палец , вы сможете снять гнев, воздействовать на депрессию. Безымянный палец поможет повысить устойчивость организма к перепадам давления и магнитным бурям.
Если задействовать ладонь (мять четки, зажав их в кулаке), нормализуется работа всех внутренних органов.
Кроме того, такая работа с четками влияет и на больные суставы, разрабатывая их и облегчая боль, к примеру, при артрите.
Рекомендуется это не только тем, кто уже заболел, но и тем, кому заболевание может угрожать вследствие склонности к нему (профессиональное заболевание). И к нам, сидящим за клавиатурой и стучащим по ней пальцами, это относится в первую очередь. Занимаясь с чётками, вы заставляете работать и тренироваться рудиментарные мышцы пальцев рук, которые в процессе жизни атрофируются.
И одна из сторон воздействия четок на наш организм — это их помощь в сосредоточении. Если требуется запомнить какую-нибудь важную информацию в большом объеме (тексты, стихотворения, слова иностранного языка), нужно последовательно перебирать бусинки четок, каждый раз при перекладывании одного зерна, повторяя ту или иную информационную единицу.
К влиянию непосредственно зерен на нервные окончания добавится и влияние материала. Четки из шунгита помогают при заболеваниях щитовидной железы, возвращая её функционирование к норме; вегето-сосудистой дистонии, пониженном жизненном тонусе. Четки из сердолика помогут при головной боли.
Для чего нужны чётки и, как сделать чётки своими руками? Журнал HandmadeMart
Содержание:
Почему чётки так популярны среди мастеров хендмейд? Изначально они были исключительно культовой принадлежностью, за которой устойчиво закрепились свои особенности, связанные с основными мировыми религиями. Так, даже христианские чётки, простите за тавтологию, но весьма чётко подразделяются на четки православные и католические. Те и другие, в свою очередь, не то же самое, что мусульманские чётки. А первое, второе и третье – совсем не те правильные чётки, что предписывает буддизм. Однако одними лишь религиозными причинами востребованность здесь не ограничивается. Красивые чётки не редкость и в коллекциях аксессуаров на самых престижных модных дефиле. Мало того, кое-кто утверждает, что такое нехитрое занятие, как крутить чётки весьма благостно влияет на здоровье. Сегодня разберём виды и формы чёток. Определимся на какие важные аспекты следует обратить внимание, если появилась потребность купить чётки. И поговорим о том, как сделать чётки в домашних условиях, заполучив тем самым если уж не бесплатные чётки (на материалы потратиться всё же придётся), то весьма бюджетные.
Значение чёток в религии
Основными религиями Мира принято считать христианство (около 33% населения Земного шара), ислам (примерно 23%), индуизм (14-15%), буддизм (около 7%). Представитель любой из них на вопрос, для чего человеку нужны чётки, не задумываясь, ответит: для молитвы. Перебирая бусины, а именно они наиболее часто используются для чёток, легче сосредоточиться на молитве. Помимо того, бусины и разделяющие их символичные части чёток, помогают подсчитывать число произнесённых молитв.
Молятся люди разных верований по-разному. Это и объясняет разнящиеся размеры чёток, используемых разными вероучениями, и обилие определяющих чётки названий. Так, у православных чётки с крестом – это «духовный меч». Но даже в православии немало отступлений от общецерковной нормы. К таковым отступлениям, например, можно отнести русские чётки-лестовки. Изначально они были нормой, пока после раскола их не вытеснили чётки-вервицы. В итоге лестовки остались лишь у старообрядцев. Среди русских вариантов возможны, кстати, даже чётки на палец – так называемые «перстные чётки».
То же самое разнообразие наблюдается в других религиях и народах. У католиков чётки именуют «розарий». У лютеран – «жемчужины жизни». Буддистские большие чётки на 108 бусин обычно имеют два главных «зерна», так называемая «голова». А вот в мусульманских чётках бусин 33, 36 или 99.
Итак, если вы намерены купить чётки или сделать их своими руками по религиозным соображениям, для начала придётся основательно изучить историю вопроса. В частности, если вы православного вероисповедания, следует учесть, что чётки в православии считаются монашеской принадлежностью, хотя в некоторых случаях священник может благословить на молитву по чёткам и мирянина. Как бы ни было, а ношение их без благословения священноначалия, тем более на показ, обычаями церкви не приветствуется.
Модные чётки на шею, или Чётки-бусы
Зато декоративные чётки – те самые, что давно уже ведущие дизайнеры сделали модным аксессуаром – никаким правилам не подчиняются. Напротив, приветствуются чётки любые. Кутюрье позволяют себе использовать не только религиозную символику, как вы видите выше в коллекции Дольче Габбана. На подиуме, да и в повседневной жизни встречаются чётки-звезда, мужские чётки-часы. Словом, какие бы крутые чётки вы не придумали соорудить под тот или иной образ, они точно имеют право быть.
Что нужно для чёток?
Далее разговор будет интересен лишь тем, кто намерен перейти от теоретических познаний про чётки к практике. Найти чётки и купить понравившиеся готовые – самый лёгкий способ обзавестись ими. Ничего кроме денег вам в этом случае не понадобится. Однако, не ждите, что на хорошие, а уж тем более эксклюзивные чётки, цена окажется скромной. Даже самые простые чётки – этакая примитивная низка бусин, мастер не отдаст за бесценок.
Но ведь мастерами не рождаются, ими становятся. И чётки – отличный повод, чтобы стать мастером, изготовив своё первое изделие. Для этого всего-то нужно запастись необходимыми материалами и инструментами. Итак, что может понадобиться для чёток своими руками?
Бусины
Самыми традиционными принято считать чётки из дерева или чётки из натуральных камней. Оно и понятно, традиция древняя и синтетических материалов в древности попросту не знали. В современном же мире из чего только не делают чётки: из хлеба, из оргстекла. Но на какому бы материалы вы не симпатизировали, помните, что чётки – всегда счётные, а считать проще всего отдельные, составляющие их компоненты. Иными самый подходящий и логичный материал для чёток – бусины.
Бусина на чётках – не что иное, как своеобразное счётное «зерно», вроде косточки на счётах (в словах «счёты» и «чётки» один корень). Теоретически можно обойтись и без бусин вовсе, что и было изначально, ибо «зерном» служил банальный узел. Проблема в том, что узел нужен был не такой уж и «банальный», а тот, что со временем не теряет ощутимых пальцами выпуклых очертаний, сливаясь с соседями. Об этом подробней поговорим в следующей необходимой для чёток группе материалов. Пока же о бусинах, что пришли на выручку, заменив первоначальные узлы.
Важны три требования к бусине чёток:
- Стойкость окраски – ей придётся выносить постоянное трение;
- Отсутствие острых и других травмоопасных элементов на ней, чтобы не ранила перебирающих пальцев;
- Крупное отверстие, чтобы вместило прочную основу (нередко фабричное отверстие бусины для чёток приходится увеличивать вручную).
Итак, четки – обычные счёты. А раз суть чёток – счёт, значит бусины для их изготовления подходят любые. Как уже упомянуто, спросом пользуются чётки из натуральных бусин. Но спрос повысила не только упомянутая естественная причина. Так, например, нефритовые чётки в последнее время стали модными благодаря одноименному роману Акунина. А много раньше камни наделялись особым магизмом, вроде, янтарь – солнечный камень, якобы в нём сконцентрирована энергия солнца. Значит чётки из янтаря – обладают особенной силой.
Что ж, в буддизме, возможно, эта дополнительная сила чёток и уместна. Но если говорить о христианстве, то любые размышления о магизме камней относятся к запрещённой канонами церкви ереси. А если идти дальше тем же путём, то атрибут монаха никак не может быть дорогим, драгоценным и т.п., ибо один из монашеских обетов – обет нестяжания. Придумано, правда, много способов оправдать наличие роскошных вещиц у тех же епископов (а они все, как один, по тем же церковным канонам, монахи). Но речь сейчас не об этом.
А о том, что бусины для чёток пригодны ЛЮБЫЕ!!! Лишь бы удобно было их отсчитывать пальцами, не глядя. С той же счётной целью используются бусины разных размеров. Зависит от молитвенного правила или схемы, чётки ведь делаются под них. Допустим, по правилам положено читать десять «Молитв Иисусовых» через одну «Отче наш». Значит порядок бусин в чётках: десять маленьких бусин, через одну разделяющую десятки большую. По такому принципу и строятся православные чётки из 33 зёрен (количество земных лет жизни Христа).
Что касается цвета чёток и прочего декора. Подумайте сами, нужен ли он, если чётки предназначены именно для пользования вслепую? А раз нет, то чётки чёрные, красные чётки и даже с рунами, работают совершенно одинаково. Рисунок чёток, контраст бусин или особый ими выложенный орнамент – всего лишь украшательство.
Впрочем, если вы намерены делать чётки по требованиям какого-то определённого культа (поговаривают, что чётки используют даже чёрные маги) выбирайте бусины согласно полученных инструкций.
У нас же инструкций нет, есть только бусины, изобилие которых удовлетворит любую инструкцию.
Шнур для чёток и другие основы
Тонкая нить чётки попросту не выдержит: в эксплуатации она перетрётся моментально. Для чёток с бусинами используют толстые капроновые нити, по которым легко продвигаются бусины. Именно передвигаются! Бусины на чётки нижут не плотно, а оставив зазор между ними, так бусины удобно отсчитывать пальцами. Впрочем, с той же целью крупные бусины возможно отделить вставленной между ними мелкой, или фрагментом цепочки – способов много.
А всё же, классической основой чёток считаются всевозможные шнуры: кожаные, сутаж, текстильные и т.д. Ведь, как уже упоминалось выше, изначально зёрна чёток были узлами. А значит в качестве нитяной основы пригодно всё, что обеспечивает надёжную низку и позволяет завязать аккуратный должного объёма узел.
Кстати, те самые узелковые чётки по греческому образцу умельцы плетут и сейчас, что подтверждает множество мастер-классов, вроде «как завязать узел на чётках», в сети. Но предупреждаем, постигая искусство вязания того самого «греческого» узла чёток, вы сразу же поймёте, почему на смену узлам пришли бусины.
Крестик для чёток, кисти и другие центры
Здесь достаточно знать, что центровые элементы чёток с культовой символикой, как, например, православный крест, образок, разделительная бусина с вязью «Спаси и сохрани» и т.д. возможно приобрести в специализированных отделах, с православной символикой. Порой такие специфические компоненты для рукоделия представлены даже в свечных лавках при храмах.
Подобные элементы мастера изготавливают и самостоятельно. Тот же крестик возможно сплести из бисера, а кисть, что нередко красуется на чётках – из ниток.
При соединении отдельных компонентов чёток используют всё те же способы сборки бижутерии своими руками. Так, например, одну от другой соседние бусины возможно отделить маленьким узелком или с той же целью использовать кримп.
Арсенал материалов для декоративных чёток-бус, чёток-колец, чёток-браслетов и вовсе не ограничен.
Какова цель Розария в католической жизни?
Октябрь — месяц, посвященный Святому Розарию. Это идеальное время для нас, чтобы поразмышлять о значении Розария и его значении в нашем пути веры.
Что такое Розарий
Название Розарий происходит от латинского слова «rosarium», что означает «венец из роз» или «гирлянда из роз». Для нас, членов католической веры, Розарий — это форма молитвы, которую мы используем вместе с одноименными четками. Когда речь идет о молитве, слово Розарий обычно пишется с большой буквы, а когда речь идет о четках, используется строчная форма.
Согласно благочестивой традиции, идея Розария была дана Святому Доминику, когда Дева Мария явилась ему в видении в 1214 году. Это явление Марии носит титул Богоматери Розария. Доминиканский священник и теолог Аланус де Руп способствовал распространению практики Розария, установив «пятнадцать обетований Розария» и основав несколько братств Розария.
Преданность Розарию — одна из самых отличительных черт популярной католической духовности. Розарий вдохновляет нас размышлять о тайнах жизни Иисуса и Марии. Медитация является важной частью нашей жизни как католиков. Согласно Катехизису католической церкви, медитация «вовлекает мысли, воображение, эмоции и желания. Эта мобилизация способностей необходима для того, чтобы углубить наши убеждения в вере, ускорить обращение нашего сердца и укрепить нашу волю следовать за Христом».
Молитва Розария
Розарий — это молитва в честь Девы Марии. Он состоит из определенного количества молитв. В начале Розария находятся вступительные молитвы, состоящие из одного Апостольского символа веры, одного «Отче наш», трех «Радуйся, Мария» и одной «Слава».
В 16 веке Папа Пий V установил стандартные пятнадцать мистерий Розариев, которые сгруппированы в три: Радостные Тайны, Скорбящие Тайны и Славные Тайны. В 2002 году Папа Иоанн Павел II добавил набор из пяти к существующим пятнадцати мистериям, и они стали известны как Светящиеся мистерии. Сегодня общее количество загадок составляет двадцать.
Радостные Тайны включают Благовещение (Луки 1:26-38), Посещение (Луки 1:40-56), Рождество (Луки 2:6-20), Представление Иисуса во храме (Луки 2: 21-39) и Обретение младенца Иисуса в храме (Луки 2:41-51).
Затем идут Скорбные Тайны, включающие Агонию в раю (Мф. 26:36-46), Бичевание (Мф. 27:26), Венчание терновым венцом (Мф. 27:29), Несение Креста ( Иоанна 19:17) и Распятия (Луки 23:33-46).
Третья тайна – это Славные Тайны, которые суть Воскресение (Лк. 24:1-12), Вознесение (Лк. 24:50-51), Сошествие Святого Духа (Деян. 2:1-4), Успение Марии на небо (Откр. 12) и ее коронации (Откр. 12:1).
Светлые тайны включают Крещение Иисуса в Иордане, Венчание в Кане, Провозглашение Иисусом Царства Божия, Преображение и Учреждение Евхаристии.
Розарий и медитация
На протяжении всей истории католической церкви многие папы и святые призывали молиться Розарием. По мере того, как мы начинаем понимать и ценить Розарий и чаще молиться им, мы приходим к пониманию истинного значения его медитаций. Мы начинаем понимать, что его молитвы напоминают не только о Марии Богородице, но и о самом Христе.
Через Марию мы приближаемся к ее сыну, Иисусу. Розарий – это приглашение для нас представить наши нужды Богу и любить Его больше. Когда мы читаем двенадцать молитв, образующих десятилетие розария, нам нужно глубоко размышлять о тайне, связанной с этим десятилетием. Простого повторения, вслух или про себя, недостаточно, потому что мы упускаем истинную суть молитв.
Таким образом, молитва Розария — это не просто чтение молитв. Это включает в себя размышление о благодати Божией. Молитва — это мощное действие, которое позволяет нам развивать и укреплять наши отношения с Богом, и Розарий предлагает такую же прекрасную награду. Молясь Розарием, мы размышляем о событиях в жизни Иисуса Христа, и это позволяет нам лучше узнать Бога.
Когда мы не осознаем медитативного аспекта Розария, мы сводим молитву к пустому, повторяющемуся и бессмысленному жесту. В Евангелии от Матфея 6:7 Иисус Христос запрещает нам молиться бессмысленным и повторяющимся лепетом. Именно отражающая природа Розария отличает его как мощный и глубокий способ молитвы.
Розарии — это не просто четки или молитва, которую мы читаем в октябре. Благодаря этому символическому акту было выиграно много духовных сражений. Многие сердца были тронуты, и многие отчаявшиеся люди воодушевились благодаря Розарию.
Как вы планируете отмечать месяц Розария? Каково значение Розария в вашей личной жизни? Как это укрепило вас в вашем пути веры?
Розарий | Ответы католиков
Апостольский символ веры
Апостольский Символ Веры назван так не потому, что он был составлен самими апостолами, а потому, что он выражает их учение. Первоначальная форма символа веры стала использоваться около 125 г. н.э., а нынешняя форма датируется 400-ми годами. Читается так:
«Верую в Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, и в Иисуса Христа, Сына Его Единородного, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Девы Марии, страдавшего при Понтии Пилате был распят, умер и похоронен. Он спустился в ад. На третий день он снова воскрес из мертвых. Он вознесся на небо и воссел одесную Отца. Оттуда он придет судить живых и мертвых. Верую в Святого Духа, святую Католическую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную. Аминь.»
Традиционные протестанты могут без зазрения совести читать Апостольский символ веры, хотя некоторым строкам они должны придавать значения, отличные от тех, что даны католиками, составившими символ веры. Например, мы говорим о «святой Католической Церкви», имея в виду особую, опознаваемую Церковь на земле. Протестанты обычно истолковывают это как «невидимую церковь», состоящую из всех «истинно верующих» в Иисуса. И это несмотря на то, что термин «католическая» уже ко второму веку использовался для обозначения конкретной, видимой Церкви и уже утратил свое более широкое значение «вселенской».
Молитва «Отче наш»
Следующая молитва в розарии — «Отче наш» или «Отче наш» (начиная с начальных слов на латыни), также известная как «Молитва Господня» — еще более приемлема для протестантов, потому что сам Иисус научил ее его ученики.
Он дан в Библии в двух немного отличающихся версиях (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4). Тот, что дан у Матфея, тот, о котором говорят все христиане.
Радуйся, Мария
Следующая молитва в розарии и та, которая действительно находится в центре поклонения, — это Радуйся, Мария. Поскольку «Радуйся, Мария» — это молитва к Марии, многие протестанты считают ее небиблейской. Наоборот — давайте посмотрим.
Молитва начинается словами: «Радуйся, Мария, благодатная, Господь с Тобой». Это не что иное, как приветствие, которое ангел Гавриил дал Марии в Луки 1:28 ( Версия Братства ). Следующая часть читается так:
«Благословен Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего, Иисус». Это было именно то, что двоюродная сестра Марии Елизавета сказала ей в Луки 1:42. Единственное, что было добавлено к этим двум стихам, — это имена «Иисус» и «Мария», чтобы было ясно, о ком идет речь. Так что первая часть Радуйся, Мария, полностью библейская.
Вторая часть «Радуйся, Мария» не взята прямо из Писания, но она полностью библейская по выраженным в ней мыслям. Он гласит:
«Святая Мария, Богородица, молись о нас, грешных, ныне и в час нашей смерти. Аминь.»
Некоторые протестанты возражают против того, чтобы говорить «Святая Мария», потому что они утверждают, что Мария была грешницей, как и все мы. Но Мария была христианкой (фактически первой христианкой, первой принявшей Иисуса; см. Луки 1:45), и Библия описывает христиан в целом как святых. На самом деле их называют святыми, что означает «святые» (Еф. 1:1, Фил. 1:1, Кол. 1:2). Кроме того, как мать Иисуса Христа, воплощенного Второго Лица Пресвятой Троицы, Мария, безусловно, была очень святой женщиной.
Некоторые протестанты также возражают против титула «Богородица», но этот титул не означает, что Мария старше Бога; это означает, что человек, который родился от нее, был божественной личностью, а не человеческой личностью. (Иисус — одна личность, божественная, но имеет две природы, божественную и человеческую.) Отрицание того, что у Марии был Бог во чреве, — это ересь, известная как несторианство (утверждающее, что Иисус был двумя личностями, одной божественной и одной человеческой). ), которая осуждалась с начала 400-х годов и которую всегда отвергали реформаторы и протестантские библеисты.
Еще один посредник?
Самая проблемная строчка для некатоликов обычно последняя: «молись за нас, грешных, ныне и в час нашей смерти». Многие некатолики считают, что такая просьба отрицает учение 1 Тимофею 2:5: «Ибо един Бог, и един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Но в предыдущих четырех стихах (1 Тим. 2:1-4) Павел наставляет христиан молиться друг за друга, то есть это не может мешать посредничеству Христа: «Умоляю совершать молитвы, прошения, прошения и благодарения за всех». . . . . Это хорошо и угодно Богу, Спасителю нашему».
Мы знаем, что это увещевание молиться за других относится к святым на небесах, которые, как показано в Откровении 5:8, ходатайствуют за нас, вознося наши молитвы к Богу: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, каждый держал по арфы и с золотыми чашами, полными благовоний, которые суть молитвы святых».
The Glory Be
Четвертая молитва в розарии — это Glory Be, иногда называемая Gloria или Gloria Patri . Последние два имени взяты из начальных слов латинской версии молитвы, которая на английском языке звучит так:
«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Каким он был в начале, таков теперь и всегда будет мир без конца. Аминь.» Gloria – это краткий хвалебный гимн, к которому могут присоединиться все христиане. Он используется с четвертого века (хотя его нынешняя форма восходит к седьмому) и традиционно читается в конце каждого псалма в богослужении.
Заключительная молитва
Мы рассмотрели все молитвы Розария, кроме самой последней, которой обычно является Царица Радуйся ( Salve Regina ), иногда называемая Слава Святой Королеве. Это наиболее часто читаемая молитва во славу Марии после самой Радуйся, Мария, и она была составлена в конце одиннадцатого века. Обычно он звучит так (есть несколько вариантов):
«Радуйся, святая Царица, Матерь милосердия, жизнь наша, сладость наша и надежда наша! К тебе мы взываем, бедные изгнанные дети Евы. К Тебе мы возносим наши воздыхания, скорбя и плача в этой юдоли слез. Обрати же, благодатнейший заступник, к нам милостивые очи Твои, и после сего изгнания яви нам благословенный плод чрева Твоего, Иисуса. О милостивая, о любящая, о сладкая Дева Мария».
Итак, это молитвы Розария. Между вступительной молитвой и заключительной молитвой находится суть розария: декады. Каждая декада — в полном розарии их пятнадцать (на произнесение которых уходит около сорока пяти минут) — состоит из десяти «Радуйся, Мария». Каждое десятилетие заключено между «Отче наш» и «Слава тебе», поэтому в каждом десятилетии фактически есть двенадцать молитв.
Каждое десятилетие посвящено загадке жизни Иисуса или его матери. Здесь слово тайна относится к истине веры, а не к чему-то непостижимому. Пятнадцать мистерий разделены на три группы по пять: Радостные, Печальные, Славные. Когда люди говорят о «чтении розария», они обычно имеют в виду чтение любого набора из пяти (что занимает около пятнадцати минут), а не чтение всех пятнадцати мистерий. Давайте посмотрим на тайны.
Ключ к медитации
Когда католики читают двенадцать молитв, образующих десятилетие Розария, они размышляют о тайне, связанной с этим десятилетием. Если они просто читают молитвы, вслух или про себя, они упускают суть розария. Критики, не зная о части медитации, воображают, что розарий должен быть скучным, бесполезно повторяющимся и бессмысленным. Христос запрещал бессмысленное повторение (Мф. 6:7), но сама Библия предписывает некоторые молитвы, предписывающие повторение. Посмотрите на 136-й псалом, который представляет собой литанию (молитву с повторяющимся припевом), предназначенную для пения в еврейском храме. В псалме припев звучит так: «Вовек милость Его». Иногда в 136-м псалме рефрен начинается до окончания предложения, что означает, что он более повторяющийся, чем четки, хотя эта молитва была написана непосредственно под вдохновением Бога.
Медитация на тайны придает розарию стойкость. Радостные таинства таковы: Благовещение (Лк. 1:26-38), Посещение (Лк. 1:40-56), Рождество (Лк. 2:6-20), Представление Иисуса во храме (Лк. 2: 21-39) и обретение Младенца Иисуса в храме (Луки 2:41-51).
Затем идут Скорбные Таинства: Болезни в саду (Мф. 26:36-46), Бичевание (Мф. 27:26), Венчание терновым венцом (Мф. 27:29), Несение Креста (Иоанна 19:17) и Распятие (Луки 23:33-46).
Последние Таинства славны: Воскресение (Луки 24:1-12), Вознесение (Луки 24:50-51), Сошествие Святого Духа (Деяния 2:1-4), Успение Марии на небо (Откр. 12) и ее коронации (ср. Откр. 12:1).
За исключением двух последних, каждая тайна явно связана с Священными Писаниями. Правда, об Успении и Коронации Марии прямо не говорится в Библии, но они и не противоречат ей, так что нет оснований отвергать их с ходу.
Происхождение Розария
Обычно говорят, что святой Доминик, основатель Ордена проповедников (доминиканцев), учредил розарий. Не так. Некоторые части розария появились еще до Доминика; другие возникли только после его смерти.
За столетия до Доминика монахи начали регулярно читать все 150 псалмов. Со временем возникло мнение, что братья-миряне, известные как conversi , должны иметь какую-то собственную форму молитвы. Они отличались от хоровых монахов, и главное отличие заключалось в том, что они были неграмотны. Поскольку они не умели читать псалмы, они не могли читать их вместе с монахами. Им нужна была легко запоминающаяся молитва.
Первой выбранной молитвой была «Отче наш», и, в зависимости от обстоятельств, она произносилась пятьдесят или сто раз. Эти conversi использовали четки для ведения счета, и тогда четки были известны как Paternosters («Отцы наши»).
Четки, первоначально использовавшиеся для счета «Отче наш», в двенадцатом веке стали использоваться для счета «Радуйся, Мария» или, точнее, первой половины того, что мы сейчас называем «Радуйся, Мария». (Вторая половина была добавлена через некоторое время.)
И католики, и не-католики, по мере того, как они узнают больше о розарии и чаще им пользуются, приходят к выводу, что его медитации вызывают в памяти сладкое благоухание не только Богородицы, но и Самого Христа.