Свидетельство рай и ад: Клиническая смерть, рай, ад, небо. Свидетельство диакона Сергия
Содержание
Православное видео свидетельство о Рае и аде. Фильм ад и Рай
Видео свидетельство православной женщины о Рае и аде, о загробном мире. У черты вечности.
В этом видео православная женщина рассказывает о том как ей чудом, в моменты клинической смерти, Богом были показаны Рай и ад. Была показана жизнь на земле, как река людей идущих в ад и спасающихся из нее. Как люди пропадают навсегда и как спасаются, как помогают Святые. В чем смысл жизни и как спастись в единственной праведной вере православии — ответы можно найти в этом видео фильме. Думаю что подобные люди, сильно верующие, вернее сказать не верующие а уже знающие о Боге и вечной жизни, даже под страхом смерти не будут ложно свидетельствовать и врать о подобном. Очень хороший и очень полезный видео фильм, не пожалейте время, посмотрите на пользу.
Нажмите ПОЖАЛУЙСТА на лайк и на кнопочки, поддержите и поделитесь!! СпасиБо!:
А вот что говорил православный Святой Старец Паисий Святогорец:
— Геронда, а в будущей жизни те, кто будет находиться в аду, смогут ли видеть тех, кто будет в Раю?
— Представь, что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находится в этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находиться в аду, будут видеть тех, кто будет находиться в Раю. И это будет для них ещё большей мукой. И представь опять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте. Так же и находящиеся в Раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находится в Раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться Раем. Но в Раю «не́сть боле́знь..».». Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду — они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместе с ними. «В то́й де́нь поги́бнут вся́ помышле́ния его́» (Пс. 145:4), — говорит псалмопевец. Ведь если находящиеся в Раю будут помнить о своих мучающихся в аду родственниках, то какой же это для них будет тогда Рай? И мало того: те, кто в Раю, будут думать о том, что других людей [кроме тех, кто находится там] нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будут помнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчили Бога.
Надо сказать и о том, что количество радости, которую будет испытывать каждый человек в Раю, не будет одинаковым. У одного будет напёрсток радости, у другого — чашка радости, у третьего — целое озеро радости. Однако каждый будет чувствовать себя наполненным, и никто не будет знать — сколько радости, сколько божественного веселья испытывает другой. Благий Бог устроил так, потому что, если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, чем он, то Рай не был бы Раем, потому что тогда и в Раю начались бы [зависти, подобные земным «почему он испытывает большую радость, а я меньшую?». То есть каждый в Раю увидит славу Божию в соответствии с чистотой своих душевных очей. Однако эта острота духовного зрения [славы Божией] не будет определена Богом. Она будет зависеть от чистоты каждого отдельного человека
— А вот некоторые, Геронда, не верят в то, что существует ад и Рай.
— Не верят в то, что есть ад и Рай? Но если их нет, то как мертвые могут существовать в небытии? Ведь они — души! Бог бессмертен [по естеству], а человек бессмертен по Благодати. Следовательно, и там он тоже останется бессмертным. Кроме того, даже в сей земной жизни наша душа в какой-то степени переживает Рай или ад — в соответствии с тем состоянием, в котором находится. Если человека мучает угрызение совести, если он испытывает страх, смущение, душевную тревогу, отчаяние или же одержим ненавистью, завистью и тому подобным, то он [ещё в земной жизни] живёт в адской муке. А вот если в человеке есть любовь, радость, мир, кротость, доброта и подобное этому, то он живёт в Раю. Вся основа — это душа. Ведь это она чувствует и радость, и боль. Попробуй-ка подойди к умершему и начни говорить ему самые приятные для него вещи, к примеру: «Приехал твой брат из Америки», или что-нибудь подобное этому. Он ничего не поймёт. Если же ты набросишься на него и переломаешь ему руки и ноги, то он тоже ничего не поймёт. Из этого следует то, что в человеке чувствует не что иное, как душа. Разве всё это не заставляет задуматься тех людей, которые сомневаются в существовании ада и Рая? Или предположим, что ты видишь прекрасный приятный сон. Ты радуешься, твоё сердце сладостно бьётся, и ты не хочешь, чтобы этот сон заканчивался. Ты просыпаешься, и тебе жалко, что ты проснулся. Или же ты видишь сон дурной. К примеру, тебе снится, что ты упал и сломал себе ноги, во сне ты страдаешь и плачешь. От страха просыпаешься с мокрыми глазами, видишь, что с тобой ничего не произошло и радостно восклицаешь: «Слава Богу, что это был сон!» То есть этому причастна душа. Видя дурной сон, человек страдает больше, чем он страдал бы в действительности, подобно тому как больной ночью страдает больше, чем днем Так же, когда человек умрёт и пойдёт в адскую муку, для него это будет более скорбным [чем то состояние адской муки, которую он, возможно, переживал на земле]. Представьте, что человек вечно переживает кошмарный сон и вечно мучается. Тут и нескольких минут не можешь вытерпеть дурной сон. А представь — Боже упаси! — находиться в скорби [вечно]. Поэтому в ад лучше не попадать. Что вы на это скажете?
— Геронда, мы столько времени бьёмся, чтобы не попасть в ад. Так что же, по-Вашему, мы туда все-таки попадём?
— Если у нас не будет ума, то попадём. Я нам вот чего пожелаю: уж если в Рай, так всем, а уж если в ад — так никому… Правильно говорю или нет? Будет очень неблагодарным, если после всего того, что Бог сделал для нас, людей, мы попадём в адскую муку и Его огорчим. Да Боже упаси — чтобы не только человек в ад попал, но даже и птичка.
Пусть Благий Бог даст нам доброе покаяние, чтобы смерть застала нас в добром духовном устроении и мы снова вернулись в Его Небесное Царство. Аминь.
(Слова. Том IV Семейная жизнь. Часть шестая. О смерти и будущей жизни. Глава третья. О жизни после смерти)
После просмотра этого видео онлайн, предлагаю поделиться своими впечатлениями и мыслями об этом чудном видео рассказе, может у кого то тоже был опыт клинической смерти, или другие подобные свидетельства и пробуждающие события.
об аде и рае, кто видел ад, рассказы христиан, описание ада в библии
Как выглядят рай и ад? Свидетельство очевидцев очень бы помогло получить хоть какие-то представления об этих местах. Клиническая смерть — главный источник таких рассказов.
А если эти свидетельства о рае и аде ещё и совпадают с христианскими представлениями, для многих это становится едва ли не 100% доказательством верности популярных образов загробного мира.
Но всё не так просто. Не все, кто видел ад или рай (по их утверждениям) могут быть для нас непредвзятыми свидетелями.
Где находится рай: на земле, на небе или где-то ещё?
Как появился ад Библия не сообщает, но его мог сотворить только Господь
На первый взгляд, Библия ничего не говорит о том, кто создал ад. Это даёт почву для домыслов. Мол, Бог творит всё только хорошее. А ад — это уродливое место, полное зла и страданий. Его явно придумал какой-нибудь дьявол.
Но это противоречит всему тому, что мы знаем из Священного Писания. Если подробно изучить фигуру дьявола в Библии, то станет ясно, что её довольно сложно даже конкретизировать.
Есть ли этот дьявол вообще или это метафора всего злого в человеке? Тема большая, достойная отдельной большой книги.
Правильное изображение ада на православных иконах — тёмное место. Фото: belygorod.ru
Мы же поговорим об аде. В Библии есть лишь один Творец — Господь. Другим существам в подобном качестве отказывается. Как появился ад, в христианстве не сказано. Но ясно, что нечто столь грандиозное не могло быть чьим-либо творением, кроме творения Всевышнего.
Было бы странно допустить, что Бог дал некой демонической сущности право создавать столь грандиозные духовные, если угодно, институты, но ни словом не обмолвился об этом в Священном Писании. Отсюда единственный логичный вывод: ад — это часть Божественного творения.
Преуспеяние зла на земле
Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель. Прежде, нежели приступим к описанию этого величайшего и чудеснейшего события, взглянем еще на состояние злосчастного мира, в то время как Господь низошёл на землю и вочеловечился для обновления и спасения человечества. Мир был погружен на всем пространстве его в идолопоклонство.
Люди, возненавидев друг друга, завидуя друг другу, полили всю поверхность земли своею кровью в ожесточенных бранях, в которых истребились и исчезли многочисленные народы, пожатые мечом и лишенные народности невольничеством и продажею на рынках вселенной подобно скоту или бездушному товару.
Бедствия и гибель человечества признаны величайшею славою для человечества, и обагренные кровью собратий завоеватели объявлялись еще при жизни их богами. Другим злодеям, отличавшимся гнусными пороками, воздана божеская честь по смерти их. Удовлетворение постыднейшим страстям считалось высшим наслаждением.
Некоторые из отверженнейших людей вступили в явное сношение с сатаною, облекшись в силу его, содействовали укреплению его господства над землею и человечеством. Это господство достигло полного развития. Под это господство склонился и избранный народ Израильский. Крайне умалившись числом и упав в гражданском отношении, народ этот подпал под власть народов идолопоклоннических. Внутренняя, существенная сила его, заключавшаяся в общении с Богом посредством познания и исполнения Его воли, истощилась.
Жизнь по заповедям Божиим, образующая в человеке чистоту ума и сердца, которую осеняет Божественная Благодать, просвещая человека истинным духовным разумом и Богословием, заменилась в большинстве школьным изучением Закона, соединенным с небрежением о богоугодном жительстве, которое книжники и фарисеи – так назывались иудейские ученые того времени – старались заменить притворством и лицемерством.
Эти омраченные сатанинскою гордостию ученые, исполненные презрения и ненависти ко всем прочим сословиям народа, рабы страстей, не способные к вере по своей неограниченной и исступленной привязанности к земной славе и земным преимуществам.
Способные по этой привязанности ко всевозможным преступлениям, совершители этих преступлений, захватили во власть свою вероучение, отвергли из него заповеди Божии, ввели в него свои нелепые предания, сами стремясь в слепоте своей к погибели, влекли к ней и руководимый ими народ.
Немногие, весьма немногие люди остались верными Богу самою жизнью своею и от такой жизни зависящим и воссиявающим истинным Богопознанием. Святы имена их – в Святом Евангелии.
Ад в Библии называли «шеол», это место без света
В Ветхом Завете ад называют «шеол». Греческие тексты переводят это слово как «хадес» (аид), хотя античный образ ада отличается от еврейского.
Упоминание «шеола» среди некоторых месопотамских богов даёт основания для осторожного предположения, что для древних семитов Шеол — это не только место, но ещё и божество. Возможно, так именовали супругу бога смерти Мота.
Шеол — возможно, имя богини, персонификации загробного мира.
Еврейские представления об аде нам известны мало. По всей видимости, это место, лишённое света, где души находятся, как в темнице.
Это роднит шеол с тартаром, но не с хадесом. Хадес — это просто царство мёртвых, без каких-либо положительных или отрицательных оценок. Тартар — однозначно плохое место, темница. Он упоминается в Новом Завете:
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
(2Пет. 2:4)
На счёт ада нам известно, что в этом месте есть врата.
«И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
(Мф. 16:18)
Примечательно, что ещё в месопотамских мифах врата — деталь, которую связывали с адом.
О страхе.
Священные писания должны нести великий смысл и помогать нам правильно жить, но не пугать нас наказаниями, которые нас ждут в другом мире. Ждут или нет, мы не узнаем, но зато будем жить в страхе. Я в принципе не смогу поверить, что Господь задумал наш мир таким образом, чтобы мы жили в страхе и боялись и поэтому стремились жить праведно. Господь – воплощение любви. И мы должны стремиться к Нему, а не бояться Его.
Но идея страха присутствует. Но какого страха? Страх – это для меня скорее осознание того, насколько я далек от совершенства и что если я не стану лучше, то не стану ближе к Богу. Нет ничего хуже, чем быть далеко от Господа. В единении с ним и есть наша жизнь. В стремлении к нему.
Что я смогу показать Ему после смерти, стоя на коленях (опять же аллегорически)? В тот момент придет понимание каждого своего поступка, все станет ясно, не останется тайн. Что я скажу тогда?
Делая нехорошие вещи, мы получаем нехорошие вещи. Совершая высокие поступки, мы получаем лучшее. Но не столько получаем, сколько начинаем ощущать и осознавать тот нескончаемый поток любви, который постоянно направлен к нам. Мы должны сами быть тем добром и той любовью, чтобы принять и понять ту любовь, которая непрерывно идет через нас. Отдаваясь же худшим своим эмоциям, мы слепнем.
Идея же страха и наказания наиболее близка и понятна людям. Под страхом мы можем измениться. Страх – это катализатор духовного роста. Я понимаю, что Господь и страх, это противоположные понятия. Но при этом именно через страх многие приходят к Богу. Через страх, как перед самим Господом, так и перед силой свалившихся обстоятельств, когда Господь – это единственная надежда на спасение и утешение.
Есть ли ад с демонами и огнём, — нет, такой ад придумал Данте
А как же раскалённые сковороды и демоны с трезубцами? Сам образ пламени возник на основе геенны огненной (то самое озеро огненное). Это не ад, а место, куда, согласно Библии, только предстоит попасть грешникам из ада.
«И смерть и ад повержены в озеро огненное».
(Откр. 20:14)
Ад на иллюстрации к «Божественной комедии» Данте не имеет ничего общего с христианским представлением об аде. Фото: eksmo.ru
Огненным ад показан в исламе. А кто придумал ад с пламенем для христиан? Это был поэт Данте. Он сильно исказил представление об аде и дьяволе в «Божественной комедии».
К сожалению, именно его фантазии сегодня известны широкой аудитории. Всё, что находится в аду у Данте, — это осколки греческих мифов, ничего не имеющие с христианством.
Ад существует на самом деле
Вот вывод. Ад — это реальность и он существует на самом деле. Я не хочу идти туда, и я не хочу, чтобы кто-то, кого я знаю или с кем раньше встречался, попали туда. Я хочу помочь как можно большему количеству людей не идти в ад, и я сделаю все, что могу, чтобы удержать людей от такой судьбы.
Мы можем обсуждать точную природу ада, и я не хочу унизить тех, кто задает эти вопросы и тех, кто ищет какую-то библейскую ясность, но в конце концов, я не думаю, что это на самом деле существенно влияет на нашу жизнь. Мы можем не согласиться с точным характером наказания и осуждения в аду, но мы можем все согласиться с тем самым важным аспектом, что мы хотели бы помочь как можно большему количеству людей не попасть туда.
Пережившие клиническую смерть рассказывают о рае и аде, но их свидетельствам нельзя доверять
Рассказы про ад и рай для многих христиан — некая находка, возможность доказать, что их религия точнее всех описывает наш мир, в частности — его загробную область.
Но это неправильный подход. Во-первых, христианство не нуждается в том, чтобы кому-то доказывали его правильность. Это уже давно самая популярная религия, которой ничего не угрожает. Почти любой человек на земле с нею знаком и, если желает, может изучить подробнее.
Дикие времена религиозных войн прошли.
И чудеса сейчас ищут лишь показушники, которым никак иначе не укрепить веру. Видел ли кто-то ад, в православии это ничего не меняет. Оно уверенно чувствует себя без сомнительных доказательств.
Во-вторых, всевозможные «свидетельства» лишь искажают христианские представления людей о загробном мире. Вот, например, рассказывает некий «очевидец» загробного мира Борис Пилипчук:
«За огненными воротами я увидел сияющий золотом куб. Он был огромным».
Один из самых популярных образов, который видят люди в момент клинической смерти, — туннель. Фото: salik.biz
Чем такая история поможет православию? Образ явно отсылает к серии фильмов «Восставший из ада», а точнее — ко второй части серии, но никак не к Священному Писанию.
Смерть и ад
По падении первого человека и отвержении его Богом, а в нем и всего рода человеческого, все человеки, окончив смертию тела свое земное странствование, нисходили душами в преисподние темницы ада. Ад находится в недрах земли. Там пылает огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41), которые, следовательно, падением своим предварили сотворение вещественного мира. Там тьма кромешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпающий, там плач без утешения, непрерывающийся и напрасный.
Сошествие Христа во ад
***************************
Там разнообразные муки по разнообразию грехов; там различные степени мук соответственно различной степени греховности. Смерть душевная, смерть существенная, поразившая человеческий род в его родоначальниках, выражающая власть свою и над телом земного странника во время его земного странствования недугами и другими бесчисленными страданиями, при окончании земного странствования выражает эту власть самым страшным явлением: разлучением души от тела.
По разлучении души от тела власть смерти над человеком получает полное развитие (здесь говорится о временах, предшествовавших Искупителю): тело разрушающееся и смердящее погребается в недрах земных, а душа каждого человека, и нечестивца, и ветхозаветного праведника, нисходит во ад. Души нечестивцев низвергались в вечный огнь
, как окончательно принадлежащие вечной смерти; души праведников нисходили во ад, в темницы его менее глубокие и страшные, где они пребывали, томясь жизнию во аде и вместе утешаясь надеждою искупления.
Все обстоятельства земной жизни доказывают человеку, что он на земле изгнанник за ужасное преступление, но всего более доказывает это смерть. Она не оказывает ни уважения, ни сожаления ни к чему высокому и важному человеческому. Она поражает и юность, и красоту, и гения, и могущество, и богатство. Ничем человек не может отвратить неумолимой смерти, служащей для рода человеческого опытным доказательством его падения, его согрешения пред Богом, его казни. Она свидетельствует пред человеками, что человек – создание и раб, возмутившийся против своего Творца и Господа, что знаменитейшие и важнейшие дела человеков для земли ничего не значат для вечности, что высокое человеческое – мерзость есть пред Богом
(Лк. 16, 15).
Смерть – казнь
. Поражая каждого человека, она доказывает, что каждый человек – преступник; поражая всех людей без исключения, она доказывает, что карается человечество за преступление, общее всему человечеству. Пред одним благочестием благоговеет смерть, и молитва праведника может иногда остановить секиру смерти, и отодвинуть час сея (Ис. 38, 5).
Те, кто видел ад, описывают его по-разному
А вот свидетельство, которое приводит исследователь загробной жизни Раймонд Моуди:
«Когда демоны продолжали мучить меня, я пытался, как бы избавиться от них, постарался выползти из этой своей камеры.
Я посмотрел в одну сторону, но там была непроглядная тьма, и я там услышал миллионы человеческих воплей.
Это были очень громкие вопли. И я так же имел это знание, что там есть очень много таких тюремных камер как моя и там были как бы ямы в горящем огне».
Раймонд Моуди
психолог
Это явно не тот ад, о котором рассказывает Библия. Это ад, пришедший из произведений Данте. Разве скептически настроенные люди после таких «свидетельств» не получают основания для того, чтобы свысока смотреть на религиозных людей?
Ад в буддизме
Нарака – буддийский мир, куда попадают все души грешных существ, которые испортили себе карму при жизни. В отличие от христианских и мусульманских догматов адские муки в буддийской Наракой не вечны, хоть и длятся продолжительное время. После преодоления всех уготованных испытаний в аду негативная карма у души исчерпывается, и она может переродится в мире более высшим существом.
Нарака расположена под мифическим континентом Джамбудвипа. Ад имеет структуру усечённой пирамиды и разбит на уровни: восемь холодных, восемь горячих. К примеру, в холодных слоях есть ад волдырей, тряска от мороза и лотосовый ад со снежной пургой. А в огненных слоях есть ад воплей, ад великого жара и авичи – самый глубокий слой, где грешников ждут самые мучительные боль и агония, которые будут длиться до самого очищения кармы и перерождения. Интересно, что при этом в буддизме действует доктрина бесконечности миров, а значит, что у каждого из них есть своя Нарака.
Христианство учит, что в рай или ад человек попадает после настоящей смерти, а не после клинической
Очевидцы о рае и аде рассказывают часто. Христианские, эзотерические и СМИ мистического толка очень любят публиковать истории людей, переживших клиническую смерть.
Но клиническая смерть — это вовсе не то состояние, которое ждёт нас после смерти. Человек в нём остаётся живым и не преодолевает тот порог, который перешагивает умерший. Так что можно ли судить о том, есть ли ад или рай по таким вот воспоминаниям?
9 кругов ада по Библии
Есть и другие причины не доверять таким свидетельствам:
- В аналогичное состояние можно погрузить при помощи гипноза. Известный исследователь Раймонд Моуди собрал сотни свидетельств историй о том, что видели люди после смерти. Он верил, что рассказы про ад и рай отражают реальную картину.
- Но этот же исследователь обнаружил, что человеку вовсе не обязательно умирать. Сидя перед зеркалом в тёмной комнате люди тоже видели в отражении рай или ад. Стало быть, это игра психики.
Раймонд Моуди — известный на весь мир американский врач психолог, исследователь загробной жизни
Описания отличаются. Был бы один, конкретный рай или ад, люди бы описывали его похожим образом. Но нет. Есть некие общие черты, но то светлый тоннель с чернотой в конце, то тёмный со светом.
Загробный мир и вовсе разный: где-то ждут умершие родственники, а где-то просто стоят столы с яствами. Больше похоже, что у каждого человека возникают свои образы откуда-то из подсознания.
Описания воспроизводят религиозные представления. Занятно, что ни одно свидетельство христиан не описывает исламский рай, а видения мусульман не отражают религиозные воззрения христиан.
Африканец из дикого племени во время клинической смерти никогда не видел Иисуса Христа.
Не видел он и апостола Петра, либо кого-то, кто бы представился библейским персонажем. Опыт умирания всегда основан на тех идеях и образах, которые близки самому человеку.
В состоянии полусна люди видят то же самое. Известный российский исследователь Михаил Радуга много лет изучал феномен так называемого внетелесного опыта. Он доказал, что с помощью элементарных упражнений всего за три дня любой человек может добиться необычного состояния.
«Я открыла глаза и встала, а моё тело осталось на кровати, и это не было сном», — так описывают эффект от техник Михаила Радуги добровольцы. Но самое забавное в этом то, что состояние, которое автор методики назвал «фаза», в сущности, является именно сном, просто очень реалистичным.
Михаил глубоко убеждён, что многие внетелесные опыты, встречи с пришельцами и видения духов вызваны именно игрой подсознания на границе сна и яви. Человек без опыта просто не способен опознать состояние фазы.
Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания. Фото: fb.ru
О психологических исследованиях Михаила Радуги можно прочесть на официальном сайте
Для нас же важно, что, как утверждает исследователь, практически любое аномальное событие, которое начинается словами «я лёг» спать или «я только проснулся», — это ни что иное, как провал человека в состояние фазы.
Существует ли Ад и Рай – танахическая точка зрения
Когда Творец сотворил мир и уже был человек, то человек был помещен в определенное место, созданное Творцом, которое называлось – Эдем.
8 И насадил Элоhим Йеhова сад в Эйдэне с востока, и поместил там человека, которого создал.
(Танах — Берейшит 2)
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
(Синодальная Библия – Бытие 2)
Видите разницу? В еврейском понимании Бог насадил сад. В христианском понимании, Бог посадил… рай. Да? Оказывается рай можно посадить, он вырастет и потом там можно вечно жить.
Едем – это место, в котором текли реки и земля хорошо орошалась, и в ней, могли хорошо расти плодовые деревья. Эти деревья там посадил Всевышний Бог. Среди этих деревьев, Бог посадил два особых дерева:
9 И произрастил Элоhим Йеhова из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла.
(Берейшит 2)
По сути, мы не видим никакого Рая. Мы видим место на земле, называемое Эдемом и видим в нем сад. И от названия этой местности получил название и сад. Ценностью этого сада было дерево жизни. Оно давало человеку бессмертие. В день же, когда человек вкусил от дерева познания добра и зла, он стал смертным – лишенным возможности употреблять есть плоды с дерева жизни.
22 И сказал Элоhим Йеhова: вот, Адам стал как один из нас в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Элоhим Йеhова из сада Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского керувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы охранять путь к дереву жизни.
(Берейшит 3)
Если считать, что Рай – это место праведников, то смерть Адама, вернула Адама снова в Рай.
Надо понимать, что Рай (сад) – это дело рук Творца. Если так, то давайте найдем в Библии место, которое повествует нам о сотворении Ада. Такого места просто не существует. Если его нет, значит у само учение об Аде, не является танахическим.
Для большинства людей, смерть – это переход из одной формы жизни в другую, что, по сути, говорит о том, что смерти как таковой нет. Если нет смерти в прямом понимании этого значения, то и Мессия не умер, а если он не умер, то и не ожил.
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
(1Кор.15:16,17)
Воскресение из мертвых, есть не что иное, как восстановление несуществующего, исчезнувшего, в существующее. Исчезнувшая в небытие личность, возвращается к бытию, к существованию, к жизни.
Учение о загробной жизни, давнее учение языческих народов. И нет ничего удивительного в том, что это учение, как и другие языческие учения, проникли в отступивший от Торы Израиль. Но, до Вавилонского плена, царь Шеломо говорит о смерти верно:
2 Всем одно: участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит; как благому, так и грешнику; клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3 Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему; поэтому сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем (отправляются) – к мертвецам.
4 Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву;
5 Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и, уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению;
6 И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем.
7 Поди же, ешь в радости хлеб свой, и пей с веселым сердцем вино свое, если благоволит Элоhим делам твоим.
8 Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей.
9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Элоhим) под солнцем на все суетные дни твои, ибо это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем.
10 Все, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь.
(Коhэлет 9)
Свидетельства тех, кто видел ад или рай, для христиан бесполезны
Невозможно знать всё про ад или рай. Мы живём в земном мире явнее не случайно. Господь установил некие рамки нашего существования, а всё, что за ними, покрыл завесой тайны. И если мы всецело доверяем Всевышнему, то должны согласиться, что этот барьер не случаен.
Описание ада в Библии, так же как и рая, отсутствует. Совершенно очевидно, что Бог не считал эти знания столь необходимыми для человека
Священное Писание призывает человека сосредоточиться на «здесь и сейчас», уже тут стать человеком веры, любви и совести.
Рассказы про ад и рай — это сильный стимул для того, чтобы заставить человека активнее действовать на духовом поприще. Но такая причина делает сам духовный энтузиазм человека не искренним.
Вера не нуждается в стимуле вроде рая или ада.
Поэтому справедливо, что Господь призывает человека совершать добрые дела по зову сердца, а не из-за того, что бедного смертного напугали адские картинки.
Христианство не может однозначно сказать, существует ли ад, рай в качестве некого места, либо это состояния, метафоры или что-то ещё. Но как бы то ни было, переживать верующим людям не о чем.
Даже когда мы переступаем порог между жизнью и смертью, нас сопровождает заботливый Господь. И на Него всегда можно положиться.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Реально ли существование ада?
Что я могу сказать наверняка, это то, что Библия описывает ад ярко и как реальное место. Мы можем спорить о том, является ли Библия вдохновленной и авторитетной. Это другой вопрос. Но если она вдохновлена Богом и авторитетна, то ад реален. В Библии, особенно в Новом Завете, об аде есть много десятков отрывков. Иисус Христос говорил об аде столько же, сколько Он говорил о Небесах. Позвольте мне дать вам только очень небольшое количество отрывков: Марка 9 глава, Даниила 12:2, Откровение 20:10, 2 Фессалоникийцам 1:8-10, 2 Петра 2:4, Откровение 21:8.
Тому же, кто побудит кого из малых сих, верящих в меня, согрешить, лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и утопили в море. И если рука твоя побуждает тебя согрешить, отсеки её. Лучше войти в жизнь увечным, чем иметь две руки и отправиться в ад, в огонь неугасимый. где червь неумолимо точит их и огонь никогда не угасает. И если твоя нога побуждает тебя согрешить, отсеки её. Лучше войти в жизнь хромым, чем иметь две ноги и быть ввергнутым в ад. где червь неумолимо точит их и огонь никогда не угасает. И если твой глаз побуждает тебя грешить, вырви его. Лучше войти в Царство Божье с одним глазом, чем иметь два глаза и быть ввергнутым в ад, где червь неумолимо точит их и огонь никогда не угасает. Ибо все там будут гореть в неугасимом огне. (От Марка 9:42-49)
И тогда сатана, прельстивший этих людей, был сброшен в озеро кипящей серы, туда, где находились зверь и лжепророк, и будут мучить их день и ночь во веки вечные. (Откровение 20:10)
в огне неугасающем, и принесёт наказание тем, кто не ведает Бога, и тем, кто не приемлет благовестие о Господе нашем Иисусе. Они поплатятся в наказание погибелью вечной и будут изгнаны из присутствия Господа Иисуса и лишены Его славного могущества, когда Он явится, чтобы обрести славу вместе со святыми Своими и чтобы все верующие дивились на Него. И вы будете среди них в тот день, ибо уверовали в наше свидетельство о Нём. (2-е Фессалоникийцам 1:8-10)
Трусы же, неверующие, скверные, убийцы, развратники, колдуны, идолопоклонники и все лжецы обретут свою участь в огненном серном озере. Это — вторая смерть». (Откровение 21:8)
Я целенаправленно дал вам слова Иисуса, отрывок из Ветхого Завета, от Павла, Петра и от Иоанна, чтобы показать, что это учение широко дается в Библии.
Где находится ад?
Ад мы несем в себе.
Ад — он в разделении с Господом. Без Него – ад. С Ним – рай. Это просто.
За все, что мы создаем, совершаем, мы несем ответственность. Если вы внимательно и не предвзято присмотритесь к своей жизни, то увидите, что все происходит не просто так. Неся ад в себе и, выпуская его наружу, в мир, на других людей, рядом с которыми вы живете, вы разрушаете самого себя, разрушаете свою жизнь, загрязняете и отравляете свою душу. И все это не пройдет бесследно для вас. Неся ад во внешний мир, вы несете его и в свою жизнь.
Идя по жизни в ненависти, в раздражении, в гневе, в зависти, в озлобленности, вы не познаете счастья никогда. Это невозможно. Это закон, который нельзя нарушить. А если вы считаете, что вы счастливы, то вероятно, вы понятия ничего об этом не имеете и в один прекрасный день вы столкнетесь с огромной дырой внутри вас, которую вам будет нечем заполнить.
Мы живем на одной планете, в одном мире. Но один живет в аду, а другой в раю.
Утренние продышки
Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.
ПОЛУЧИТЬ КУРС
Что Иисус на самом деле сказал о рае и аде
Никому из нас не нравится думать о смерти, но бывают моменты, когда у нас нет выбора. Вирус распространяется, больницы переполняются, а системы перегружаются. Наши самые большие заботы, личные и национальные, связаны с выживанием. Но для многих людей — даже здоровых в других отношениях — кризис неожиданно вызвал призрак самой смерти, нашего постоянного спутника, даже если большую часть времени мы изо всех сил стараемся его игнорировать. Или, в более обычное время, попробуйте отшутиться. Самой последней и запоминающейся работой стал комедийный сериал NBC 9.0003 Хорошее место ; но юмор даже там коренился именно в ужасе, поскольку Элеонора Шеллстроп и ее спутники отчаянно пытались избежать заслуженной ими загробной жизни в Плохом Месте и ее вечных мук.
Страх столь же древний, как и самые старые сохранившиеся записи цивилизации. Герой «Эпоса о Гильгамеше» корчится в агонии от перспективы провести вечность, пресмыкаясь в пыли, съеденный червями. Немногие люди сегодня могут разделить страх Гильгамеша перед осознанной вечной жизнью в грязи. Многие, однако, трепещут перед возможностью вечной нищеты. Возможно, это хорошее время, чтобы помочь людям осознать, что так просто не будет.
В мире более двух миллиардов христиан, подавляющее большинство из которых верят в рай и ад. Вы умираете, и ваша душа отправляется либо в вечное блаженство, либо в муку (или в чистилище по пути). Это верно даже в стране, где число «нет» растет: американцы продолжают ожидать версии альтернатив, изображенных в The Good Place : независимо от религиозных убеждений, 72% верят в буквальный рай, 58% — в буквальный ад.
Еще из TIME
Подавляющее большинство этих людей, естественно, считают, что это то, чему учил сам Иисус. Но это неправда. Ни Иисус, ни еврейская Библия, которую он интерпретировал, не поддерживали мнение, что усопшие души попадают в рай или на вечную боль.
В отличие от большинства греков, древние евреи традиционно не верили, что душа вообще может существовать отдельно от тела. Наоборот, для них душа была больше похожа на «дыхание». Первый человек, сотворенный Богом, Адам, начинал как кусок глины; затем Бог «вдохнул» в него жизнь (Бытие 2:7). Адам оставался жив, пока не перестал дышать. Потом прах к праху, прах к праху.
Древние евреи думали, что это относится ко всем нам. Когда мы перестаем дышать, наше дыхание никуда не уходит. Он просто останавливается. Точно так же и «душа» не продолжает существовать вне тела, подвергаясь посмертному удовольствию или боли. Его больше не существует.
Еврейская Библия сама предполагает, что мертвые просто мертвы, что их тело лежит в могиле, и нет сознания, никогда больше. Правда, некоторые поэтические авторы, например в Псалмах, используют таинственный термин «шеол» для описания нового местонахождения человека. Но в большинстве случаев Шеол — это просто синоним слов «гробница» или «могила». Это не то место, где кто-то на самом деле вместо .
Итак, традиционные израильтяне не верили в жизнь после смерти, только в смерть после смерти. Вот что делало смерть такой скорбной: ничто не могло сделать сладким загробное существование, так как жизни не было вовсе, а значит, не было семьи, друзей, разговоров, еды, питья – никакого общения даже с Богом. Бог забывал человека, и человек не мог даже поклоняться. Самое большее, на что можно было надеяться, это на хорошую и особенно долгую жизнь здесь и сейчас.
Но со временем евреи начали менять свои взгляды, хотя они тоже никогда не представляли себе рай или ад. Примерно за двести лет до Иисуса еврейские мыслители начали верить, что должно быть что-то помимо смерти — что-то вроде грядущей справедливости. Евреи издавна верили, что Бог есть господин всего мира и всех людей, как живых, так и мертвых. Но проблемы с таким мышлением были очевидны: народ Божий Израиль постоянно, болезненно и мучительно страдал от стихийных бедствий, политических кризисов и, что особенно важно, от военных поражений. Если Бог любит Свой народ и владычествует над всем миром, почему Его народ переживает столько трагедий?
Некоторые мыслители придумали решение, объясняющее, как Бог вершит справедливость, но опять-таки не подразумевающее вечное блаженство на небесах вверху или вечные муки в аду внизу. Эта новая идея утверждала, что в мире есть злые силы, объединившиеся против Бога и полные решимости причинить вред его народу. Несмотря на то, что Бог является высшим правителем над всем, он временно отказался от контроля над этим миром по какой-то загадочной причине. Но у сил зла осталось мало времени. Бог вскоре вмешается в земные дела, чтобы уничтожить все и всех, кто противостоит ему, и создать новое царство для своих истинных последователей, Царство Божие, рай на земле. Самое главное, что это новое земное царство придет не только к тем, кто жив в то время, но и к тем, кто умер. Действительно, Бог вдохнет жизнь в мертвых, вернув их к земному существованию. И Бог вернет к жизни всех мертвых, а не только праведников. Множество людей, противостоявших Богу, также воскреснут, но по другой причине: чтобы увидеть ошибки своего пути и предстать перед судом. Как только они будут шокированы и исполнены сожаления — но слишком поздно — они будут навсегда стерты с лица земли.
Этот взгляд на грядущее воскресение доминировал в иудейской мысли во времена Иисуса. Это была также точка зрения, которую он сам принял и провозгласил. Скоро наступит конец времени. Земное Царство Божие «приблизилось» (Марка 1:15). Бог скоро уничтожит все и всех, кто ему противостоит, и установит новый порядок на земле. Те, кто войдет в это королевство, будут наслаждаться утопическим существованием на все времена. Все остальные будут уничтожены.
Но Иисус по-своему изменил эту идею. Вопреки тому, чему учили другие иудейские лидеры, Иисус проповедовал, что никто не унаследует славное будущее царство, строго соблюдая все еврейские законы в их самых сокровенных деталях; или придирчиво следуя правилам поклонения, включая жертвоприношение, молитву и соблюдение святых дней; или стремясь к собственной чистоте, избегая мерзкого мира и развращающего влияния грешных других. Вместо этого для Иисуса земная утопия придет к тем, кто полностью посвятил себя наиболее всепроникающим и доминирующим учениям Божьего закона. Проще говоря, это включает в себя любовь к Богу превыше всего, несмотря на личные трудности, и усердный труд на благо других, даже когда это чрезвычайно трудно. Людям, которые не жили полной бескорыстной любовью, необходимо покаяться и вернуться к двум «величайшим заповедям» еврейского Писания: глубокой любви к Богу (Второзаконие 6:4–6) и преданной любви к ближнему (Левит 19).:18).
Это может быть просто, но не легко. Поскольку ваш ближний — это любой, кого вы знаете, видите или о ком слышите, как в притче о добром самаритянине, настоящая любовь означает помощь всем нуждающимся, а не только тем, кто входит в ваши любимые социальные круги. Иисус заботился главным образом о бедных, отверженных, чужеземцах, маргиналах и даже о самых ненавистных врагах. Мало кто. Особенно те, у кого хорошая жизнь и богатые ресурсы. Неудивительно, что легче протолкнуть верблюда через игольное ушко, чем богатому попасть в царство.
Большинство людей сегодня были бы удивлены, узнав, что Иисус верил в телесную вечную жизнь здесь, на земле, вместо вечного блаженства для душ, но еще больше, что он не верил в ад как место вечных мук.
В традиционных английских версиях он иногда, кажется, говорит об «аде» — например, в своих предупреждениях в Нагорной проповеди: всякий, кто называет другого глупцом или позволяет своему правому глазу или руке грешить, будет быть брошенным в «ад» (Матфея 5:22, 29).-30). Но эти отрывки на самом деле не относятся к «аду». Слово, которое использует Иисус, — «геенна». Этот термин относится не к месту вечных мук, а к пресловутой долине сразу за стенами Иерусалима, которую многие евреи в то время считали самым нечестивым, богом забытым местом на земле. Именно здесь, согласно Ветхому Завету, древние израильтяне приносили в жертву детей иноземным богам. Бог Израиля осудил и оставил это место.
В древнем мире (будь то греки, римляне или евреи) худшим наказанием, которое мог постичь человек после смерти, было лишение достойных похорон. Иисус развил эту точку зрения в отвратительном сценарии: трупы тех, кто был исключен из Царства, будут бесцеремонно выброшены на самую оскверненную свалку на планете. Иисус не говорил, что там будут мучиться души. Их бы просто больше не было.
Упор Иисуса на абсолютном уничтожении грешников появляется на протяжении всего его учения. В какой-то момент он говорит, что есть двое ворот, через которые проходят люди (Матфея 7:13-14). Один узок и требует трудного пути, но ведет к «жизни». Так идут немногие. Другой широкий и легкий, и поэтому обычно используется. Но это ведет к «разрушению». Это важное слово. Неправильный путь не ведет к пыткам.
Так же и Иисус говорит, что будущее царство подобно рыбаку, который вытаскивает большую сеть (Матфея 13:47-50). Перебрав рыбу, он оставляет хорошие, а остальные выбрасывает. Он их не мучает. Они просто умирают. Или Царство подобно человеку, который собирает растения, выращенные на его поле (Матфея 13:36-43). Он хранит доброе зерно, а плевелы бросает в раскаленную печь. Эти не горят вечно. Они поглощаются огнем, а затем их больше нет.
Может показаться, что и другие отрывки предполагают, что Иисус верил в ад. В частности, Иисус говорит о том, что все народы придут на последний суд (Матфея 25:31-46). О некоторых говорят, что они овцы, а о других – козы. (Хорошие) овцы — это те, кто помогал нуждающимся — голодным, больным, бедным, чужеземцам. Они приветствуются в «царстве, уготованном вам от создания мира». Однако (злые) козлы отказались помочь нуждающимся и поэтому были отправлены в «вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов». На первый взгляд, это определенно звучит как ад народного воображения.
Но, резюмируя свою точку зрения, Иисус объясняет, что противоположными судьбами являются «вечная жизнь» и «вечное наказание». Это не «вечное удовольствие» и «вечная боль». Противоположностью жизни является смерть, а не пытка. Итак, наказание — уничтожение. Но почему речь идет о «вечном огне»? Потому что огонь никогда не гаснет. Пламя, а не муки, будет продолжаться вечно. И почему наказание называется «вечным»? Потому что это никогда не закончится. Эти люди будут уничтожены навсегда. Неприятно думать об этом, но это не повредит, когда это будет сделано.
Итак, Иисус стоял в очень длинном ряду серьезных мыслителей, которые отказывались верить, что добрый Бог будет вечно мучить своих творений. Идея вечного ада очень поздно появилась на христианской сцене, развилась спустя десятилетия после смерти Иисуса и доведена до совершенства в проповеди огня и серы, которую более поздние последователи иногда приписывали самому Иисусу. Но ни Иисус, ни его первоначальные еврейские последователи не проповедовали муки ада; они появились среди более поздних обращенных язычников, которые не придерживались еврейского представления о будущем воскресении мертвых. Эти более поздние христиане вышли из греческой культуры и ее веры в то, что души бессмертны и переживут смерть.
По крайней мере со времен Сократа многие греческие мыслители придерживались идеи бессмертия души. Даже если человеческое тело умрет, человеческая душа и не умрет, и не сможет. Более поздние христиане, вышедшие из нееврейских кругов, приняли эту точку зрения для себя и рассуждали, что если души устроены так, чтобы длиться вечно, то и их конечные судьбы будут такими же. Это будет либо вечное блаженство, либо вечные муки.
Это нововведение представляет собой неудачное слияние еврейских взглядов Иисуса и взглядов некоторых частей греческой философской традиции. Это был странный гибрид, которого не придерживались ни первые христиане, ни древнегреческая интеллигенция до них.
Тем не менее, в одном интересном и утешительном аспекте собственные взгляды Иисуса на вечную награду или полное уничтожение действительно напоминают греческие представления, распространявшиеся более четырех столетий назад. Сам Сократ наиболее ярко выразил эту идею, когда предстал перед афинским судом присяжных по обвинению в смертной казни. Его «Апологию» (то есть «Юридическую защиту») можно прочитать и сегодня, записанную его самым известным учеником Платоном. Сократ открыто заявляет, что не видит причин опасаться смертного приговора. Наоборот, его весьма вдохновляет мысль об уходе из этой жизни.
Для Сократа смерть будет одной из двух вещей. С одной стороны, это может повлечь за собой самый долгий, самый спокойный и глубокий сон, какой только можно себе представить. А кто не любит хороший сон? С другой стороны, это может включать сознательное существование. Это тоже было бы хорошо, даже лучше. Это означало бы продолжать жить со всеми ее удовольствиями, но не с ее болью. Для Сократа, самого известного искателя истины в классическом мире, это означало бы бесконечные разговоры на глубокие темы с известными мыслителями его прошлого. Так что в загробной жизни нет плохих выборов, только хорошие. Смерть не была источником ужаса или даже страха.
Двадцать четыре века спустя, со всеми нашими достижениями в понимании нашего мира и человеческой жизни в нем, мы, конечно же, можем думать, что и Иисус, и Сократ были во многом правы. Иисус учил, что в этой короткой жизни, которая у нас есть, мы должны посвятить себя благополучию других, бедных, нуждающихся, больных, угнетенных, отверженных, чужих. Мы должны его слушать.
Но и Сократ почти наверняка был прав. Никто из нас, конечно, не знает, что произойдет, когда мы уйдем из этого мира преходящего. Но два его варианта по-прежнему являются наиболее жизнеспособными. С одной стороны, мы можем потерять сознание, больше не беспокоясь об этом мире. Иисус видел в этом постоянное уничтожение; Сократ как приятный глубокий сон. В любом случае боли больше не будет. С другой стороны, может быть, все еще впереди, более счастливое место, хорошее место. Итак, в этом величайший учитель греков и основоположник христианства соглашался до такой степени: когда, в конце концов, мы уйдем из этого земного царства, нам, может быть, и есть на что надеяться, но нам совершенно не на что рассчитывать. страх.
Новая книга Эрмана, из которой взято это эссе, называется «Рай и ад: история загробной жизни».
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
Почему так много людей, включая ученых, вдруг поверили в загробную жизнь
ShutterStock
Смерть, кажется, больше не является неоткрытой страной Шекспира, страной, «из которой не возвращается ни один путешественник». Не согласно спискам современных бестселлеров. Сны и видения загробной жизни были постоянными на протяжении всей истории человечества, и околосмертные переживания (теперь известные как околосмертные переживания) тех, чьи жизни были спасены благодаря достижениям медицины, создали для миллионов надежных средств, с помощью которых кто-то мог заглянуть в реальность. следующий мир. В последнее время изрядная группа свидетелей утверждает, что действительно попала в загробную жизнь, прежде чем снова вернуться, чтобы написать мега-продажные отчеты о том, что они там видели и чувствовали. Спекуляции о загробной жизни стали яркой частью духа времени, результатом тенденций, которые включают в себя разработки в области нейробиологии, вдохновившие на новые идеи о человеческом сознании, продолжающуюся эволюцию теологии, как популярной, так и экспертной, а также надежды и страхи стареющего населения. Небо снова жарко. И ад холоднее, чем когда-либо.
Недавние опросы в развитых странах начинают рассказывать интригующую историю. В США, религии, занимающей центральное место на Западе, вера в небеса оставалась неизменной, а иногда даже усиливалась в течение последних двух десятилетий. Вера в ад также высока, но даже американцы демонстрируют разрыв между двумя символами веры: в 2011 году в первый верил 81%, а во второй — 71%. В других странах западного мира разрыв между верующими в рай и ад больше похож на пропасть: опрос, проведенный в Канаде в 2010 году, показал, что более половины из нас считают, что рай существует, в то время как менее трети признают существование ада. Более того, два направления монотеизма — это не все, что предлагается. В декабре опрос 19Группа 70 British Cohort, состоящая из 9000 человек, которым сейчас 42 года, обнаружила, что половина из них верит в загробную жизнь, и только 31 процент верят в Бога. Никто еще не вникал глубоко в представления о новой загробной жизни — когортные опросы не спрашивали подробностей, — но реинкарнация на новом мультикультурном Западе — один из предполагаемых факторов. Так же как и вера в то, что один ученый назвал «нерелигиозной загробной жизнью», естественным продолжением человеческого сознания после физической смерти.
Хотя большинство нынешних бестселлеров о загробном опыте носят узнаваемый христианский характер — по крайней мере, в общих чертах — в них также можно найти признаки изменения верований. Новые путешественники, среди которых четырехлетний мальчик и нейрохирург средних лет, не являются обычными подозреваемыми для религиозных скептиков. Колтон Берпо, которому сейчас 13 лет, «умер» 10 лет назад от разрыва аппендикса и провел три минуты земного времени на небесах — часть из них на коленях Иисуса, часть разговаривая с сестрой, у которой случился выкидыш, о существовании которой ему никогда не говорили. — до того, как его хирургическая бригада вернула его на Землю. С 2010 года, когда его отец, Тодд, священник из Небраски, опубликовал свой отчет о том, что сказал ему Колтон, Heaven is for Real было продано тиражом более 7,5 миллионов копий. Если история Колтона звучит как современная интерпретация древнего христианского мотива — «если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матфея 18:3), — то этого нельзя сказать о посте Эбена Александра. -религиозный космический опыт.
Это книга Александра с провокационным названием Proof of Heaven , выпущенная в ноябре, вырвала литературу о посещении загробной жизни из малоизвестной религиозной ниши в центр внимания. Профессиональный статус Александра — нейрохирурга, получившего образование в Гарварде, человека, который должен знать, что возможно, а что нет для человеческого сознания — обеспечил ему широкое освещение в СМИ, в том числе на шоу Опры Уинфри «9 лет».0003 Super Soul Sunday , массовые продажи (она остается № 1 в списке бестселлеров документальной литературы в мягкой обложке New York Times ) и часто ядовитые отзывы коллег-ученых.
Однажды в 2008 году Александр проснулся от сильной головной боли. «В течение нескольких часов вся моя кора — часть мозга, которая контролирует мысли и эмоции и которая, по сути, делает нас людьми, — отключилась», — пишет он. В конце концов врачи определили, что « бактерии E. coli проникли в мою спинномозговую жидкость и поедали мой мозг». Семь дней он находился в глубокой коме, в течение которых, часто ведомый прекрасной девушкой верхом на гигантской бабочке, он облетал «невидимую, духовную сторону существования». И там он встретил Бога, которого Александр часто называет Ом, звук, который он вспоминает как «связанный с этим всеведущим, всемогущим и безоговорочно любящим Богом».
В конце концов он выздоровел, само по себе медицинское чудо, пишет Александр. Но он был совершенно другим человеком, уже не нейробиологом, как другие нейробиологи. «Я знаю, что многие из моих сверстников придерживаются — как и я сам — теории о том, что мозг, и в особенности кора, порождает сознание и что мы живем во вселенной, лишенной каких-либо эмоций, не говоря уже о безусловной любви, которая Теперь я знаю, что Бог и вселенная относятся к нам. Но эта вера, эта теория теперь лежит разбитая у наших ног. То, что случилось со мной, разрушило его».
Нет, по мнению большинства его коллег-неврологов, чья реакция вызвала предсказуемую христианскую настороженность — ни ангелы, ни Иисус, и Бог по имени Ом не оставили пастора из Торонто Тима Чаллиса, чтобы резюмировать Proof of Heaven как «более нью-эйдж-и чем остальные, близкие к незападной религии», — кажутся приветливыми. Оливер Сакс назвал утверждения Александра «не просто ненаучными, но и антинаучными». Другие противопоставляли догму догмой: Александр был прав в том, что, согласно нынешнему неврологическому пониманию, то, что с ним произошло, было бы невозможно, если бы его кора была отключена — следовательно, говорили они, она не была отключена, что бы ни говорилось в его медицинских записях. Многие скептики ссылались на 19-летний опыт британского психолога Сьюзан Блэкмор.93 book, Dying to Live , в которой ОСП в результате химических изменений, связанных с умиранием мозга, отвергается как последнее слово.
Со своей стороны, нейробиологи-нематериалисты, такие как профессор Университета Монреаля Марио Борегард, уже давно критикуют Блэкмора и отмечают, что исследования мозга находились в зачаточном состоянии 20 лет назад. Блэкмор утверждал, что недостаток кислорода (или аноксия) во время процесса умирания может вызвать аномальное возбуждение нейронов в той части мозга, которая контролирует зрение, что приводит к иллюзии видения яркого света в конце темного туннеля.
Борегар цитирует возражения голландского кардиолога Пима Ван Ломмеля о том, что если бы аноксия (недостаток кислорода) была главной причиной околосмертных переживаний, гораздо больше пациентов с остановкой сердца сообщили бы о таком опыте. Более того, как отметил доктор Сэм Парниа, чьи методы реанимации удвоили скорость восстановления после остановки сердца в его нью-йоркской больнице, некоторые пациенты с ОСП не были в терминальном состоянии во время своих переживаний, то есть уровень кислорода у них был в норме. На самом деле, отмечает Парния, снижение уровня кислорода связано с «острым состоянием спутанности сознания», что противоречит ясному сознанию, о котором сообщают люди с ОСП.
Два десятилетия исследований и медицинских достижений превратили околосмертные переживания из редких явлений в обычные явления. В своей книге «Стирание смерти » Парниа цитирует 30-летнюю японку как нынешнюю рекордсменку (с точки зрения времени) среди тех, кого нашли мертвыми и вернули к жизни. «Возможно, она была мертва до 10 часов», — говорит Парния, — но после шести часов работы врачи заставили ее сердце запуститься и вернули ей здоровье: «В прошлом году у нее родился ребенок». Теперь, когда пациенты, которые были клинически мертвы в течение нескольких часов, могут быть возвращены к жизни, говорит Парния, вопрос о продолжении человеческого сознания является актуальной научной проблемой.
И не только значительное увеличение времени, которое пациенты теперь могут провести в подвешенном состоянии между жизнью и смертью, но и огромное количество вовлеченных людей сделали околосмертные переживания столь спорными среди исследователей. Те, чьи околосмертные переживания также связаны с внетелесным опытом, еще больше повышают ставки.
Скептиков-материалистов не беспокоят рассказы о туннелях света или ангельских существах. Возможно, гипотеза умирающего мозга не объясняет их полностью, но есть и другие возможности. Возможно, слишком много углекислого газа в крови или, как утверждает недавнее исследование Университета Кентукки, околосмертные переживания на самом деле являются примером расстройства сна, вторжения быстрых движений глаз (БДГ). При этом расстройстве разум человека может просыпаться раньше тела, и могут возникать как галлюцинации, так и ощущение физической оторванности от тела. Остановка сердца может спровоцировать вторжение БДГ в ствол головного мозга — область, которая контролирует самые основные функции организма и которая может работать независимо от (теперь уже мертвого) высшего мозга. Получившееся околосмертное состояние на самом деле было бы сном.
Но эта гипотеза по-прежнему не может объяснить людей, которые сообщают, что видели во время своих внетелесных переживаний то, чего они не могли иметь. Чаще всего это вид сверху на обезумевшие медицинские бригады. Парниа сообщает о случае 2001 года, когда зубные протезы сняли у пациента из Нидерландов во время остановки сердца. Когда позже его медсестры не смогли найти зубные протезы, пациент смог напомнить им, где они находятся. Возможно, самый известный подтвержденный случай, на который ссылается Борегард, — это случай с работницей-мигрантом по имени Мария, чья история была задокументирована ее социальным работником в реанимации Кимберли Кларк. На следующий день после того, как ее реанимировали после остановки сердца, Мария рассказала Кларку, как она смогла смотреть вниз с потолка, и вышла из операционной. Она оказалась за пределами больницы и заметила теннисную обувь на выступе северной стороны третьего этажа здания. Она подробно описала. Неудивительно, что Мария захотела узнать, действительно ли она видела ботинок, и попросила Кларка пойти посмотреть.
Весьма скептически Кларк пошла туда, куда ее послала Мария, и нашла теннисную обувь, как она и описала. «Единственный способ, которым она могла иметь такую перспективу, — сказал Кларк, — это если бы она плыла прямо снаружи и на очень близком расстоянии от теннисной обуви». Этого не должно было быть, как отмечают Борегар и Парния. «Вопрос заключается в том, — говорит Парниа, — как люди могут обрести сознание, когда они перешагнули порог смерти?»
Ответ на этот вопрос не обязательно христианский или даже метафизический, не для Парниа, который называет себя «нерелигиозным человеком», и не для многих своих коллег-исследователей ОСП. В том же духе многие традиционные христиане более чем настороженно относятся к сообщениям об опыте небесных путешественников. Для них идея — столь невыносимая для скептиков-материалистов — что сознание, или душа, может и действительно существует вне тела, является символом веры. Но кое-что из новой загробной жизни, какой бы христианской она ни казалась в общих чертах, часто вызывает беспокойство, особенно своим полным отсутствием суждений. Все приветствуются, все находятся на небесах в этих рассказах: нет никаких признаков Божьего гнева на грешников. Разделение по поводу возможности продолжения человеческого сознания происходит не только между религиозным и светским. И невероятная популярность райского туризма — в этом году книги продолжали сыпаться на издательскую щуку, в том числе I Believe in Heaven Сесила Мерфи, одного из пионеров жанра, не полностью движим евангельским энтузиазмом.
В этом отношении буря, вызванная Proof of Heaven , только затемняет более широкое значение книг о загробной жизни. Споры о научной основе переживаний Александра, как и скептическое выискивание дыр в истории Берпо — могут ли родители Колтона быть уверены, что он никогда не слышал ни слова о выкидыше своей матери? — могут упустить культурный лес вместо реальных деревьев.
Подумайте о многих других выживших на грани смерти и их авторах и их местах в континууме, от сына пастора до нейрохирурга. Есть Мэри Нил, хирург-ортопед, чей рассказ о последствиях ее утопления в Чили в 1999 году, В небо и обратно , провел два года в списках бестселлеров; учительница Кристал МакВи, чья книга «Пробуждение на небесах » рассказывает историю девяти минут, последовавших за тем, как она перестала дышать в 2009 году; Мальчик, который вернулся с небес — о шестилетнем Алексе Маларки, который встретил Иисуса после автокатастрофы в 2004 году; и техасский пастор Дон Пайпер, чей отчет 2004 года (написанный в соавторстве с Сесилом Мерфи) о его автокатастрофе, 90 Minutes in Heaven , часто считается началом этого явления.
Есть элементы, от ключевых моментов сюжета до крошечных деталей, которые связывают их истории, начиная с двух очевидных моментов. Идея о том, что крупные ученые больше не отвергают идею продолжающегося сознания, окрашивает все счета, как и тот факт, что, будь то правда или фантазия, опыт обязательно культурно специфичен.
Все ошеломляющие и сбивающие с толку ментальные состояния нужно рассортировать, определить и сделать понятными в свете знакомого — с чем еще должен работать наш мозг? Так или иначе, ребенок пастора и отпавший христианин, такой как Александр, профильтруют околосмертные переживания через самые ранние следы воскресной школы, оставшиеся в их памяти. Элизабет Кюблер-Росс, сначала прославившаяся своими пятью стадиями горя, позже стала старейшиной околосмертных переживаний — ее лекции о своих пациентах с ОСП (которые превратили ее в верующую), впервые опубликованные в 1991, были переизданы в 2008 году, чтобы уловить текущую издательскую волну. Даже в своей довольно однородной западноевропейской клиентуре Кюблер-Росс увидела последствия ранней инкультурации: «Я никогда не встречала протестантского ребенка, который видел бы Деву Марию в свои последние минуты, однако многие дети-католики воспринимали ее».
Многих писателей объединяет общая зияющая рана, сосредоточенная на потерянных детях, рана, которая обычно излечивается, когда они одновременно находят ребенка и понимают, что нет ни вины, ни осуждения, ни прощения, которое можно предложить или попросить. Большая часть рассказа Колтона Берпо — это детский взгляд на ортодоксальное учение, но его наиболее впечатляющий отрывок — это когда он снимает многолетнее чувство вины и беспокойства со своей матери, Сони, говоря ей, что ее ребенок, у которого случился выкидыш, был девочкой, и что она теперь процветала на небесах как приемная дочь Бога. Одна из пациенток Кюблер-Росс, 12-летняя девочка, рассказала отцу, как брат утешал ее во время ОСП. За исключением того, что у нее не было брата. Затем ее плачущий отец рассказал ей о сыне, который умер за три месяца до ее рождения.
Эбен Александер, который — в отличие от большинства случаев ОСП — потерял всякое чувство личности во время своего опыта, был встревожен, потому что эта потеря означала, что ни один из родственников не обещал ему любви и принятия. Однако впоследствии Александр — приемный ребенок, который всю жизнь чувствовал себя брошенным, — увидел фотографию своей умершей родной сестры, которую он никогда не встречал в жизни. Она была девушкой на бабочке. (Есть следы влияния Кюблер-Росс в Proof of Heaven . Девушка-бабочка выделяется как один из наиболее психоделических элементов в отчете, в основном абстрактном и метафизическом: Кюблер-Росс, однако, постоянно описывает человеческое тело. как кокон, из которого в конце концов появится метафорическая бабочка духа.)
Истории предлагают схожие доказательства: Колтон, как и пациент Кюблер-Росс, необъяснимым образом знал о потерянном брате, чье существование, по мнению их родителей, они скрывали, в то время как Эбен Александер мог точно описать, чем его команда врачей и его семья занимались во время его семидневная кома. Все они, даже дети, свидетели, которые пережили то, что они сделали, и вернулись, неохотно, по какой-то причине. Мэри Нил отправили обратно с тем, что она назвала «черным списком задач, которые нужно выполнить», о которых она до сих пор не говорит, по крайней мере, до тех пор, пока они не будут выполнены: одна из них заключалась в том, чтобы помочь остальным членам ее семьи справиться с предсказанной смертью. ее маленького сына, что произошло 10 лет спустя, в 2009 г.. Колтон и Алекс рассказывают правду «из уст младенцев». Александр знает, что он занимает уникальное положение среди субъектов ОСП, чтобы бросить вызов материалистическим ортодоксальным взглядам господствующей нейробиологии.
Сходство форм меркнет на фоне глубокой тематической связи между новыми бестселлерами: неизведанная (ранее) страна — место безусловной любви. Некоторые авторы делают паузы, иногда на несколько страниц, чтобы подчеркнуть не только существительное, но и прилагательное. Никто не выражает послание более ясно, чем Александр, который пишет, что «единственное, что действительно имеет значение», было передано ему в трех частях. Он сводит их к одному слову — любовь, — но ключевой фразой может быть третье предложение его более длинной версии:
Вас любят и лелеют.
Вам нечего бояться.
Вы ничего не можете сделать неправильно.
Это, конечно, пища для циников и скептиков. То, что такой человек, как любой из авторов, человек с широким христианским прошлым, справляющийся с эмоциональной болью, должен испытать такой небесный опыт, находясь в муках физической травмы, в целом предсказуемо и легко отвергается как исполнение желаний. Тот факт, что это случилось с группой подобных индивидуумов, сам по себе не доказывает истинности (или ложности) переживаний; однако это освещает культуру, которая все больше отвергает само понятие суда, приравнивая спасение к личному исцелению.
Большинство наблюдателей связывают нынешний всплеск с «90 минут в раю» Дона Пайпера . 90 Minutes , в значительной степени игнорируемый нерелигиозным миром и косо взирающий на многих христианских комментаторов, разошелся как горячие пирожки. И хотя он стал образцом того, что должно было произойти, сегодня в нем выделяется его скромность. Пайпер был объявлен мертвым на месте автокатастрофы 18 января 1989 года. Его тело оставили на месте, пока власти ждали инструменты, необходимые для извлечения его из-под обломков. Однако через полтора часа Пайпер вернулась к жизни, хотя и после долгого и мучительного выздоровления, включающего 34 болезненные операции.
И засвидетельствовать, где он был в эти 90 минут. На самом деле, в трансцендентном свете, прямо за «жемчужными» небесными вратами, в окружении «совершенной любви» и собирающегося присутствия — одновременно физического и духовного — близких, умерших при жизни Пайпер. Были друзья, которые ушли из жизни молодыми и, таким образом, выглядели еще моложе; его дед, которого можно было сразу узнать по копне седых волос; и его прабабушка, все еще в возрасте, но уже не с вставными зубами, а с собственными восстановленными, уже не сутулыми и не морщинистыми. Иными словами, признаки возраста и авторитета, который они придают, но никаких следов «разрушения жизни».
Все это — приближение к жемчужным вратам, радушный прием близких, присутствие безусловной любви и отсутствие осуждения — было чревато грядущими отчетами. Но, как оказалось, первенец 90 Minutes — генетическое родство, очевидное в их названиях, не говоря уже о том, как Amazon объединил их вместе по специальной низкой цене — был самым ярким исключением в недавней литературе о загробной жизни, Билл Визе 23 минуты в аду . Калифорнийский риелтор Визе мирно спал в ночь с 22 на 19 ноября.98, когда Бог бросил его в ад в 3 часа ночи, чтобы, как позже решил Визе, предупредить других об опасности. Он резко приземлился в камере размером пять на три метра, которую делили с двумя гигантскими злыми рептильными зверями, которые начали бить его о стены, прежде чем разодрать его плоть.
И все же Визе не умер, не мог умереть, как бы ему ни хотелось. Он продолжал испытывать, казалось бы, бесконечную боль, его тоже мучил «ужасный, мерзкий смрад». (Обоняние — самое пробуждающее чувство, наиболее тесно связанное с глубокой памятью — заметно также и в рассказах о небесах, где оно приносит посетителям самые утешительные напоминания о детстве, а когда запах исходит от еды, — уверенность в изобилии. ) Ровно в 3:23 Иисус спас Визе и вернул его домой, где он в ужасе приземлился на пол своей гостиной.
Книга, изданная в 2006 году, не породила серьезных подражателей. Отчасти это было связано с отсутствием научного лоска, который несут небесные повествования (и того требует время) — одна медсестра-христианка, опубликовав на Amazon, отвергла «23 минуты» из-за своего знакомства с околосмертными переживаниями. Нет никаких объяснений дорожно-транспортному происшествию, остановке сердца или поедающих мозг бактериям, ничего, что указывало бы на зависание между жизнью и смертью, когда страдалец мог заглянуть через занавеску, ничего, что не указывало бы на (очень) плохой сон.
Но и книга Визе никуда не делась, потому что ад больше не обладает той силой, которой он когда-то обладал в христианстве. Это особенно примечательно в американской религиозной среде, которая всегда внимательно относилась к предупреждениям об адском огне. В 1741 году Джонатан Эдвардс произнес проповедь, которую часто называют самой известной в американской истории, «Грешники в руках разгневанного Бога». Он прекрасно составлен, строго логичен (с точки зрения кальвинистского богословия) и откровенно устрашающий: «Люди держат в руке Божией над пропастью ада; они заслужили огненную яму и уже приговорены к ней; и Бог ужасно раздражен». Во время проповеди Эдвардса часто прерывали прихожане, которые стонали и выкрикивали: «Что мне делать, чтобы спастись?» Сомнительно, что сегодня он получил бы такую же реакцию. Многие современные христиане изо всех сил пытаются примирить любящего Бога с тем, кто обрекает большинство человечества на вечные муки.
Внутри римского католицизма, отмечает профессор мировой религии Смит-колледжа Кэрол Залески, последние три понтифика, включая Папу Франциска, поддерживали покойного швейцарского теолога Ганса Урса фон Бальтазара, который учил, что католики обязаны надеяться и молиться за пустой ад, для спасения всех. Даже те протестантские традиции, которые исторически были более приспособлены к пропасти между избранными и проклятыми, были свидетелями ожесточенных теологических споров о загробной жизни и защиты идей, которые эффективно ослабляют суровость божественного гнева. Условное бессмертие, например, говорит, что истинная вечная жизнь предназначена для спасенных; души в аду в конце концов — и, в этом контексте, к милосердию — будут уничтожены.
«Большинство людей больше не боятся, что их схватят в неосторожном моменте», — осудят и бросят в огненную яму, как прихожан Эдвардса, — говорит Залески. «Теперь мы больше порождены беспокойством, чем чувством вины». Тревога, равно как и интерес, несомненно, связаны и с поседением западного мира, поскольку наши мысли, осознанные или нет, все чаще обращаются к тому, что будет дальше, думаем ли мы, что это забвение или какая-то загробная жизнь. Бэби-бумеры одной только силой своих чисел всегда определяли культурные тенденции, от снижения возраста для голосования и употребления алкоголя в молодости до политически неприкасаемого статуса пенсионных пособий сегодня. Неудивительно, что они одобряют не только существование, но и близкую природу загробной жизни.
Именно здесь райские туристы, наконец, сливаются не только друг с другом, но и с более широкой культурой. Кажется, мы неумолимо движемся от общества, в котором организованная религия доминирует в вопросах морали и смертности, но не к светской земле обетованной разума. Скорее, мы ориентируемся на более личную духовность, одновременно расплывчатую и автономную. Обычные грешники все больше не верят, что они заслуживают суда, не говоря уже об аде.