Вера надежда любовь и софия кратко для детей информация: Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Содержание
Мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София / Монастырский вестник
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила
благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три
дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда
и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в
любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о
принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он
пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.
Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Тропарь, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Монастыри, в которых почитают этого святого
Спасский женский монастырь с. Костомарово
/
Россошанская епархия
396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово, ул. Монастырская, 1.
Александро-Невский женский монастырь с. Маклаково
дата основания:
1895 год
/
Московская областная епархия
Московская область, Талдомский район, село Маклаково
Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, подворья Покрово-Тервенического монастыря
Санкт-Петербург, пр. Стачек, д.186 А
Народные приметы на 30 сентября
В народе 30 сентября прозвали Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. На Руси день почитался как один из главных женских праздников – Всесветные бабьи именины. Почему сегодня опасно скандалить? Почему женщинам стоит в этот день полениться? О чём расскажут приметы? Читайте на “МР-инфо”.
В церкви вспоминают святых Веру, Надежду и Любовь, а также матерь их Софию. Каждый на Руси знал историю этих христианок, предания испокон веков передавались из уст в уста.
Благочестивая и праведная София родила трёх дочерей и дала им имена трёх главных христианских добродетелей – Веры, Надежды и Любви. Мать привила девушкам искреннюю любовь к Богу, воспитала их поистине благодетельными. Девушки выросли и стали проповедовать евангелие среди язычников, рассказывать им про Христа. Император Адриан узнал о девочках-христианках и велел привести на суд, который сам и провёл. Вере, Надежде и Любви тогда было всего от 9 до 12 лет, но как их не уговаривали, как им ни угрожали – ничто не заставило их преподнести жертвы языческим богам. И даже муки оказались бессильны перед их верой.
По старым традициям, с утра женщины должны поплакать. Лить слёзы можно не только по каким-то своим горестям, но и из сочувствия к другим. Как ни странно, предки считали, что такой обряд приносит удачу, деньги и здоровье в дом.
А гармонию в семейных отношениях и любовь принесёт испечённый каравай или пирог (главное, чтобы врачи не запрещали вкушать такие лакомства). Женщинам в их праздник, Всесветные бабьи именины, разрешалось не работать. Мужчины баловали представительниц прекрасного пола, коружали их заботой и дарили подарки.
Особенно чествовали девочек, которых звали Вера, Надежда, Любовь. Бабьи именины праздновали на Руси три дня – по числу трёх христианских добродетелей.
На селе 30 сентяря устраивали “деревенские святцы” – молодёжь собиралась, чтобы себя показать да на других посмотреть.
Влюблённые девушки делали обряд чтобы укрепить взаимность избранника. Они причитали, чтобы взаимной любви «не было ни конца, ни края», чтобы «любовь в воде не тонула и в огне не горела».
По поверьям, 30 сентября лучше удаются ритуалы на снятие порчи и сглаза.
Запреты на 30 сентября
Женщинам не стоит работать сегодня – день для этого не подходит. Лучше поленитесь в Бабьи именины, сделайте для себя что-то приятное, уделите себе время.
Кстати, рукодельничать тоже нельзя – можно обжечься или пораниться, и рана будет заживать долго.
Сегодня не очень подходящий день для романтики – свиданий, признаний, сватовства – что-то может не заладиться. Но при этом именно сегодня девушка может встретить свою половинку.
Дома ни в коем случае нельзя сегодня скандалить – есть опасность, что ссоры начнут происхожить на регулярной основе.
Мужчинам строго запрещается обижать девушек. Того, кто не внял этому запрету в дальнейшем придётся туго – высшие силы проучат обидчика в зависимости от тяжести обиды.
Приметы на 30 сентября
Журавли сегодня летят на юг – к морозу на Покров. Если они ещё не улетают – холод придёт лишь в конце октября.
Пасмурное утро – хорошей погоде в ближайшие деньки.
Белки линяют – похолодает.
Погода стоит сухая весь день – зима придёт не скоро. Дождь сулит раннюю весну.
Похожие материалы
Юлия ЗАХАРОВА
Фото https://pixabay.com/
Оставьте ВАШ КОММЕНТАРИЙ на новость через любимую социальную сеть:
Метки (Тэги): Народные приметыНародный календарьПравославный Календарьприметы и поверьятрадиции и обряды
Полное жизнеописание (житие) святой Софии
Страсти святых мучениц
Вера, Надежда, Любовь и Матерь Их София
Память 17-го дня сентября месяца
Великое собрание житий святых
Том 1: сентябрь
составлен Димитрием Ростовским
(Ныне в открытом доступе.)
В царствование нечестивого римского императора Адриана, вдова итальянского происхождения по имени София, имя которой означает мудрость, жила в Риме. Она была христианкой и по имени своему жила мудро, показывая ту мудрость, которую восхваляет апостол Иаков, говорящий: «Мудрость, которая свыше, сперва чиста, потом миролюбива, кротка и умилостивительна, полна». милости и добрых плодов. Эта мудрая госпожа София, живя в порядочном браке, родила трех дочерей, которых назвала в честь трех великих добродетелей. Первую назвали Верой, вторую Надеждой, а третью Любовью, ибо что рождает христианская мудрость, как не богоугодные добродетели?
Вскоре после рождения трех дочерей София овдовела. Живя благочестиво, она угодила Богу молитвой, постом и милостыней. Она воспитала трех своих дочерей так, как подобает мудрой матери, чтобы они, будучи тезками добродетелей, могли воистину приобрести те черты, имена которых носили. Возмужав, они умножились в добродетели и хорошо усвоили книги пророков и апостолов. Они привыкли слушать слова своих учителей и усердно занимались духовным чтением, молитвой и домашними делами. Более того, они во всем подчинялись своей святой матери, исполненной божественной мудрости. Таким образом, идя от силы к силе, они преуспевали во всем. Поскольку они были чрезвычайно красивы и совершенны в мудрости, взоры всех вскоре были обращены на них.
По всему Риму разнеслась молва о мудрости и красоте трех сестер, и даже епарх Антиох пожелал их увидеть. Когда их привели к нему, Антиох узнал, что они христиане, ибо не скрывали своей веры во Христа. Надеясь на Христа, они не сомневались и не колебались в любви к Нему, но пред всеми прославляли Христа, оказывая пренебрежение к идолам, ненавистным Богу.
Антиох рассказал обо всем этом императору Адриану, который немедленно послал своих слуг привести к нему девственниц. Когда слуги пришли в дом Софьи, они застали мать занятой обучением своих дочерей. Ей сказали, что она должна прийти вместе с дочерьми к императору. Поняв цель сего призыва, они встали на молитву и сказали: «Всемогущий Боже, сотвори с нами по святой воле Твоей и не оставь нас, но даруй нам святую помощь Твою, да не устрашатся сердца наши от гордых мучителю, чтобы не устрашились мы его страшными мучениями и не устрашились горькой смерти, и чтобы ничто не отлучило нас от Тебя, Бога нашего».
Помолившись и поклонившись Богу, все четыре мученицы, мать и дочери, взялись друг за друга за руки, образуя как бы сплетенную гирлянду. Они шли, часто взирая на небо, с воздыханиями и безмолвными молитвами вручая себя помощи Тому, Кто повелел нам не бояться убивающих тело, души же не могущих убить. Прибыв во дворец императора, они крестились и сказали: «Помоги нам, Боже Спаситель наш, ради славы святого имени Твоего!»
Затем их привели к Императору, который гордо восседал на своем троне. Они оказали ему подобающую честь, но стояли перед ним без страха, их лица сияли, их сердца были непоколебимы, их глаза радостно смотрели на всех, как будто они были созваны на пир. Такова была их радость, с которой они пришли терпеть мучения за своего Господа!
Увидев их благородные, прекрасные и бесстрашные лица, Император спросил мать об их происхождении, именах и вере. Она, будучи мудрейшей, ответила так проницательно, что все дивились ее благоразумию. Сказав лишь вкратце о происхождении и именах девиц, она начала рассказывать о Том, Кого она исповедовала и перед Чьим именем должно преклониться всякое колено. Исповедуя веру во Христа Иисуса, Сына Божия, она называла себя Его рабою и славила Его имя. «Я христианка, — сказала она, — и радуюсь этому благородному имени». Она добавила, что обручила своих дочерей со Христом, чтобы они сохранили свое целомудрие для нетленного Жениха, Сына Божия.
Император, видя, что София была мудрой женщиной, не пожелал в то время ни говорить с ней дальше, ни осуждать ее. Он отложил на время дело и отправил всех четырех мучеников к некоей знатной женщине по имени Палладия, которой поручил наблюдать за ними и представить на третий день на суд.
Пребывая в доме Палладии, София имела достаточно времени, чтобы обучать своих детей. Она укрепляла их в вере день и ночь, уча их вдохновленными Богом словами и говоря: «Дочери мои возлюбленные, теперь пришло время вам подвизаться за Христа; настал час обручиться с вашим бессмертным Женихом. В соответствии с вашими именами да проявите твердую веру, несомненную надежду и любовь нелицемерную и неиссякаемую. Пришел час возрадоваться вам, ибо увенчаетесь мученическим венцом от возлюбленнейшего Жениха и войдете с радостными гласами в чертог Его.
«Дочери мои, ради чести, которой вас будет удостоить Христос, Который прекраснее сынов человеческих, не щадите плоти вашей. Ради жизни вечной, не жалейте цветения юности вашей и не колеблйтесь терпеть лишение этой преходящей жизни, ибо Возлюбленный ваш, Иисус Христос, обитающий на небесах, есть вечное благоденствие и красота невыразимая. Когда ваши тела будут замучены до смерти ради Него, Он облачит их в нетление, и раны, которые вы носите на теле вашем, будут сиять, как звезды на небе.
«Когда ты ради Него лишишься красоты твоей, Он украсит тебя небесной красотой, какой не видел глаз. Когда вы положите души ваши за Господа вашего и потерпите утрату временных жизней, то Он дарует вам жизнь вечную и прославит вас во веки пред Отцом Своим Небесным и пред святыми Своими ангелами. Все воинства небесные будут называть вас невестами Христа и Его исповедницами; восхвалят тебя все святые иноки, и возрадуются о тебе мудрые девы и примут тебя в свое общество.
«Дети мои милые, не дайте себя обмануть вражеским соблазнам, ибо Император будет сильно прельщать вас и обещать вам богатые дары, предлагая вам славу, богатство, почет и все прелести и сладости сего тленного и напрасный мир. Но не любите ничего из этого, ибо все они исчезают, как дым, и рассеиваются, как прах, ветром, и, как цветок или трава, увядают и возвращаются в землю. И не страшись тяжких мук, ибо, недолго потерпев их, и победив врага, будешь радоваться вечно.
«Верую, что Бог мой Иисус Христос не оставит тебя, если ты решишься пострадать за Него, ибо Он сказал: даже если женщина и забудет семя свое, Я не забуду тебя. Он пребудет с вами во всех мучениях, которые вы претерпите, взирая на ваши подвиги, укрепляя вашу немощь и приготовляя в награду вам плетеный венец.
«Дочери мои хорошие, вспомните, какие муки я претерпела, вынашивая вас! Вспомни труды, которые я претерпел, воспитывая тебя, вспомни мои слова, которыми я научил тебя страху Божию, и утешь свою мать в старости своим добрым и мужественным исповеданием Христа. Когда я удостоюсь называться матерью мучеников и увижу вас, мужественно страдающих за Христа, исповедующих Его святое имя и умирающих за Него, то я буду иметь больше счастья, радости, чести и славы, чем кто-либо из верных. Возвеличится душа моя, и возвеселится дух мой, и укреплюсь я в старости моей. Повинуясь наставлениям вашей матери, вы воистину будете моими дочерьми, если будете сражаться за вашего Господа даже до пролития своей крови и с усердием предаетесь смерти за Него».
Вняв с умилением словам матери, дочери сокрушались сердцем и радовались духом, ожидая времени своей мученической кончины, как бы часа своего бракосочетания. Будучи святыми ветвями священного корня, они всем сердцем желали того, чего научила их жаждать их премудрая мать София. Они хранили ее слова в своих сердцах и готовились к мученическому состязанию, как если бы им предстояло войти в брачный чертог. Препоясываясь верою, ободряясь надеждою и возжигая в себе огонь любви к Господу, они укрепляли друг друга и обещали своей матери, что с помощью Христа претворят в дела ее назидательные к ним слова.
Когда наступил третий день, святые предстали перед нечестивым Императором. Думая, что они всего лишь молодые девушки, которых легко заставить повиноваться его обманчивым словам, он начал говорить им так: «Я вижу, дети, что вы прекрасны, и мне жаль вашу молодость. Я советую тебе как отцу поклоняться богам, которые правят вселенной. Если вы послушаетесь меня и будете делать то, что я приказываю, то я назову вас своими детьми. Я созову епархов, наместников и всех моих советников и усыновлю тебя в их присутствии, и все они будут относиться к тебе с величайшим уважением и хвалить тебя. Но если ты не послушаешься меня и не подчинишься моему повелению, то много зла постигнет тебя, и ты принесешь много огорчений своей матери в старости ее. Вы сами погибнете в том возрасте, когда вам следует быть счастливыми и жить среди сладких, хороших вещей и радостей этого мира. Я заставлю тебя погибнуть в жалкой смерти и брошу твои отрубленные члены на съедение собакам, и ты будешь презираем всеми. Итак, послушайся меня, чтобы тебе было хорошо. Я забочусь о тебе и не хочу разрушить твою красоту и лишить тебя этой настоящей жизни; скорее, я хочу, чтобы вы были моими детьми».
Святые девы ответили гонителю как бы в один голос, сказав: «Бог, обитающий на небесах, есть Отец наш, заботящийся о жизни нашей и милующий души наши. Мы желаем Его любви и хотим, чтобы нас называли Его истинными детьми. Мы соблюдаем Его заповеди и плюем на ваших богов. Ваши угрозы не устрашают нас, ибо мы желаем страдать и терпеть горькие муки ради сладкого Бога нашего, Иисуса Христа».
Император, услышав их ответ, спросил их мать Софию об их именах и возрасте. Она ответила: «Моего старшего ребенка зовут Вера, и ему двенадцать лет. Вторая — Хоуп, которой десять лет. Моего третьего ребенка зовут Любовь, и ей девять лет».
Император восхитился духом, умом и быстрыми ответами девушек, тем более что они были так молоды. Затем он начал пытаться заставить каждую из них подчиниться своему нечестию, начиная с Веры, старшей сестры, которой он сказал: «Жертва великой богине Артемиде!»
Но Фейт не согласилась подчиниться. Поэтому император приказал ее раздеть догола и приказал жестоко избить. Мучители безжалостно избили ее, говоря: «Жертва великой богине Артемиде!» Однако она хранила молчание, как будто это было чужое тело, несущее страдание. Поскольку мучитель ничего не добился тем, что высек ее, он отрезал ей девственную грудь. Видя, что из ее ран вместо крови течет молоко, народ качал головами и втайне упрекал императора в его глупости и жестокости, говоря: «В чем согрешила эта прекрасная дева? Почему она так страдает? Какая жалость! Такова бездумность Императора и его звериная жестокость, что он не только истязает до смерти стариков, но и маленьких детей!»
Затем принесли металлическую решетку, которую поставили на большой разожженный огонь. Когда он раскалился докрасна, испуская искры, на него была поставлена святая мученица Вера. Она пролежала там два часа, взывая к своему Господу, но совсем не обгорела, к удивлению всех присутствующих. Потом ее бросили в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но и там она осталась невредимой, сидя, как в прохладной воде, воспевая Богу. Гонитель, не зная, что еще сделать с ней, чтобы ослабить ее веру во Христа, вынес ей приговор к смертной казни от меча.
Когда святая Вера услышала это, она исполнилась радости и сказала своей матери: «Помолись за меня, Мать, чтобы я могла завершить свой путь и прийти к тому концу, которого я желаю, чтобы увидеть моего возлюбленного Господа и Спасителя и быть наполненный видением Его божественности».
Тогда Вера сказала своим сестрам: «Вы знаете, мои дорогие сестры, Кому мы обещали себя и Кому мы были обручены. Вы знаете, что мы подписаны святым Крестом нашего Господа, чтобы служить Ему в вечности. Поэтому будем терпеть до конца. Нас родила, воспитала и наставила мать-одиночка, так примем же общую смерть, ибо мы сестры и разделяем единую волю. Да буду я вам образцом, чтобы вы оба последовали за мной к нашему Жениху, который призывает нас к Себе».
Сказав это, Вера поцеловала свою мать и, обняв сестер, поцеловала их, а затем подчинилась мечу. Мать ее не скорбела о дочери, ибо ее любовь к Богу превзошла материнскую любовь и жалость к детям. Она только боялась, что одна из ее дочерей отречется от Господа, поэтому сказала Вере: «Дочь моя, я родила тебя и за это терпела страдания. Но ты искупи мое страдание, если умрешь ради Христа, исповедуя Его и пролив кровь, которую принял во чреве моем. Иди к Нему, мой возлюбленный отпрыск, обагренный твоей кровью, как бы облаченный в багряницу. Когда предстанешь прекраснейшей перед очами Жениха твоего, вспомни пред Ним свою смиренную мать и помолись Ему о сестрах твоих, чтобы Он укрепил их, чтобы они имели такое же терпение, как и ты».
И так святой Вере была отсечена честная глава, и она отошла ко Христу Богу своему Владыке. Мать приняла ее многострадальное тело и, целуя его, радовалась и прославляла Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный чертог.
Тогда нечестивый император привел к себе вторую сестру, святую деву Надежду, и сказал ей: «Дитя доброе, я взываю к тебе как отец, любящий тебя. Прислушайся к моему совету и поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть, как твоя старшая сестра. Вы видели ее горькую смерть. Вы хотите страдать так же? Поверь мне, дитя; Мне жаль твою молодость, и я хотел бы, чтобы ты была моей дочерью, если бы ты согласилась повиноваться моему приказу.
Но Святая Надежда ответила: «О Император, не мою ли сестру ты предал смерти? Разве мы не родились от одной матери? Разве мы не питались одним и тем же молоком? Разве я не принял такое же Крещение, как и моя святая сестра? Я вырос с ней и из тех же книг и того же материнского наставления научился познавать единого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и верить в Него, и поклоняться Ему одному. Поэтому, о Император, не воображай, что я буду рассуждать, думать или желать иначе, чем моя сестра Вера. Я готов следовать ее пути; поэтому не откладывай и не утомляй себя многословием, но приступай к тому, что решил сделать. Вы увидите, что я того же мнения, что и моя сестра, которая ушла раньше меня».
Когда Император услышал этот ответ, он передал Хоуп мучителям. Его прихвостни раздели ее, как у них была Вера, и били так долго и безжалостно, что устали. Но она молчала, как будто не страдая от боли. Она только смотрела на свою мать, блаженную Софию, которая стояла рядом и доблестно смотрела, как ее дитя претерпевает мучения, горячо моля Бога, чтобы Он даровал ее дочери твердое терпение.
Тогда злой Император повелел бросить Надежду в огонь, но она осталась невредима, прославляя Бога, как Три Отрока. После этого ее подвешивали и царапали железными когтями. Ее плоть была сорвана, хлынули потоки ее крови, и дивное благоухание исходило от ее ран. Лик ее сиял благодатью Святого Духа, и она насмехалась над гонителем за то, что он не мог одолеть даже юную девицу. Она сказала: «С помощью Христа я не боюсь мук; скорее, я желаю их, как я желаю сладостей рая, так сладок мой Господь для меня. Но бесконечные огненные муки и демоны, которых вы считаете богами, ждут вас в геенне».
Эти слова сильно разозлили мучителя, который приказал наполнить котел смолой и маслом, раскалить на огне и бросить в него святого. Когда котел закипел и слуги государя готовились бросить в него святого, котел вдруг расплавился, как воск, и горячая смола и елей излились из него на всех, кто стоял рядом.
Такова была чудесная сила Божия, охранявшая святую Надежду. Гонитель, хотя и видел все это, но не пожелал познать истинного Бога, ибо сердце его опуталось бесовской тьмой и пагубным заблуждением. Так, увидев себя посрамленным молодой девой и не желая терпеть дальнейшего унижения, он осудил святого на усекновение головы.
Когда девица услышала, что ее должны казнить, она радостно поспешила к своей матери и сказала: «Мир и спасение тебе, матушка: вспомни дитя твое!»
Мать ее обняла и поцеловала ее, говоря: «Дочь моя Надежда, ты благословлена Господом Богом свыше, на Которого ты уповаешь и ради Которого ты не пощадила своей крови. Теперь иди к своей сестре Вере, чтобы предстать перед нашим Возлюбленным».
Тогда Надежда поцеловала свою сестру Любовь, которая наблюдала за ее мучениями, и сказала ей: «Не задерживайся здесь, сестра, но поспеши, чтобы мы могли вместе войти в присутствие Святой Троицы». Затем она подошла к обезглавленному трупу своей сестры Святой Веры и нежно поцеловала его. Природа заставила ее плакать, но любовь ко Христу превратила ее слезы в радость. Тогда она склонила голову под меч, и так святая Надежда была обезглавлена. Мать взяла ее тело и прославила Бога, радуясь мужеству двух дочерей. Затем она вдохновила свою третью дочь сладкими словами и мудрыми советами бороться таким же образом.
Преследователь призвал Любовь, третью деву, стремясь соблазнить ее оставить Распятого и поклониться Артемиде, но тщетно трудился обманщик. Ибо никто так не желал подвизаться за нашего возлюбленного Господа, как Любовь, как написано: Любовь сильна, как смерть; многие воды не могут потушить любовь, и потоки не могут потопить ее.
Многие воды искушений мира не погасили огня любви к Богу в той деве, и не потопили ее в потоках бед и страданий. Ее великая любовь проявилась в том, что она была готова положить свою душу за своего возлюбленного Иисуса Христа, ибо нет большей любви, чем та, что человек положит свою жизнь за другого.
Гонитель, поняв, что своими лестью он ничего не может сделать, стал мучить Любовь, надеясь разными муками отделить Любовь от любви Христовой. Но она ответила словами апостола: «Кто отлучит меня от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Нет, во всем этом я больше, чем победитель благодаря Тому, кто возлюбил меня».
Преследователь начал пытку с того, что приказал растянуть ее на колесе и бить розгами. Юное тело святой растянули так, что члены ее вырвались из суставов, и ее били до тех пор, пока она не окрасилась в багряный цвет от своей крови, орошавшей землю, как дождь.
Тогда мучитель показал святому печь, раскаленную добела, и сказал: «Дева, скажи только, что богиня Артемида велика, и я освобожу тебя. а если нет, то тотчас сожжены будете в печи огненной».
Святитель сказал: «Велик Бог мой Иисус Христос, но да погибнешь ты вместе с Артемидой!»
Преследователь пришел в ярость и приказал стоящим рядом бросить Любовь в печь. Святая не ждала, пока другой бросит ее в печь, а сама поспешила войти в нее. Она вошла в печь, но не обожглась, и радовалась, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога. И тотчас вырвался огонь из печи, пожрал стоявших рядом неверных, испепелив одних дотла, а других испепелив. Самого Императора опалили, и он убежал далеко от печи. В печи можно было видеть и других светлых людей, радующихся вместе с мучеником. Так возвеличивалось имя Христа, а нечестивые посрамлялись.
Когда печь погасла, святая, прекрасная невеста Христова, вышла сияющая и невредимая, как из чертога брачного. Мучители, по повелению императора, схватили ее и просверлили члены сверлами, но помощь Божия укрепила святую в терпении этих мук, чтобы она не умерла. Ибо как иначе могла бы она вынести такие муки и не погибнуть тотчас же? Ее возлюбленный Жених, Иисус Христос, укрепил ее, чтобы нечестивые исполнились стыда и чтобы она получила большую награду и чтобы могущественная сила Божия прославилась в сосуде тленном.
Наконец, гонитель, пораженный болью от ожога огнем, повелел святому усечь мечом голову. Услышав, что ей надлежит быть обезглавленной, возрадовалась и сказала: «Тебе пою и благословляю многославное имя Твое, Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь! Причисли меня к сестрам моим и сподоби меня пострадать за имя Твое, как и они страдали».
Мать ее святая София не переставала молить Бога о своей третьей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца. Она сказала Любви: «Мой третий отпрыск, мой любимый ребенок: терпи до конца! Ты идешь по пути благому, и тебе уже сплели венец. Брачный чертог приготовлен и открыт для вас. Жених ждет тебя, взирая с высоты на подвиг твой, чтобы, когда ты преклонишь голову под меч, Он принял и обнял твою чистую и непорочную душу и даровал тебе покой вместе с сестрами твоими. Помяни меня, матерь твою, в царстве Жениха твоего, да помилует меня и не лишит меня наследства и доли с тобою во святой славе Своей».
В этот момент Святая Любовь была обезглавлена мечом. Мать взяла ее тело и положила в красивый гроб вместе с трупами Веры и Надежды, украсив их тела как подобает. Она посадила их в колесницу, отвезла за город на несколько верст и благоговейно похоронила там своих дочерей на высоком холме, плача от радости. Она просидела у их могилы, три дня с умилением молясь Богу, после чего почила смертным сном в Господе и была погребена верующими на том же месте вместе с дочерьми своими. Она не была лишена ни удела с ними в Царствии Небесном, ни мученического венца, так как пострадала за Христа не плотью, а сердцем. Так премудрая Софья мудро закончила свой путь, принеся в дар Троице трех своих добродетельных дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
О святая и праведная София! Какая женщина так спаслась чрез чадородие, как ты, родившая детей, обрученная Спасителю и страдавшая за Него, и ныне царствующая и с Ним прославляемая? Воистину, ты дивная мать, достойная памяти, ибо видя жестокие и горькие муки, которые претерпели дети твои возлюбленные, и смерть их, ты не потерпела, как обыкновенно у матерей, скорби, но радуешься, утешаясь благодать Божия. Ты побудил их принять мученичество и молиться, чтобы они не ослабели и не сохранили свою мимолетную жизнь, а вместо этого решительно предложили пролить свою кровь за Христа. И ныне ликуя видением пресветлого лика Его, со святыми дщерями твоими, просвети нас, да сохранимся в добродетелях веры, надежды и любви и сподобимся прославиться и предстоять пред лицом Пресвятая, Нетварная и Животворящая Троица, во веки веков. Аминь.
В этот же день совершаем память святой мученицы Феодотии и ста пятидесяти шести святых мучеников, погибших в огне.
17 сентября Святая мученица София и трое ее чад, Вера, Надежда и Милосердие
Вестник от 16.09.2022
Святые мученицы св. София [Премудрость] и дочери ее Вера [Вера], Надежда [Надежда] и Люба [Люба] родились в Италии. Их мать была благочестивой вдовой-христианкой, которая назвала своих дочерей в честь трех христианских добродетелей. Вере было 12, Надежде 10, Любви 9.. Святая София воспитала их в любви Господа Иисуса Христа. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа, а открыто исповедовали ее перед всеми. Они жили и страдали в Риме во времена императора Адриана. За отказ принести жертву богине Артемиде он предал их смерти около 137 года.
Тропарь
Церковь торжественно празднует и ликует о новорожденных детях и их светлой матери. Названная в честь Мудрости и, как и ее имя, она родила троих детей, равных трем богословским добродетелям. В компании этих трех мудрых дев она созерцает Бога Слова и Целомудренного Жениха. Мы присоединяемся к ее счастью духовному и поем: Триблаженные мученицы, Вера, Надежда и Милосердие укрепляют нас в вере, уповании и любви.
Кондак
Явились три священные ветви честной Софии, Вера и Надежда и Милосердие. Благодаря благодати они перехитрили мудрость греков. И через их страдания, и через то, что они были носителями победы, Христос, Владыка Всего, даровал им нетленные венцы.
Послание
1 Коринфянам 1:26-29
Братья и сестры, вы среди призванных. Рассмотрим вашу ситуацию. Не многие из вас мудры, как люди считают мудростью; не многие влиятельны; и, конечно, многие из них родовиты. Бог избрал тех, кого мир считает нелепыми, чтобы посрамить мудрых; он выделял слабых мира сего, чтобы посрамить сильных. Он избрал низших и презираемых в мире, тех, кто ничего не значил, чтобы свести на нет тех, кто был чем-то; так что человечество не может хвалиться перед Богом.
Евангелие
Иоанна 8:21-30
Господь сказал приходившим к Нему людям: «Я ухожу. Ты будешь искать меня, но ты умрешь в своих грехах. Куда Я иду, ты не можешь прийти». На это некоторые из иудеев начали спрашивать: «Он имеет в виду, что убьет себя, когда говорит: «Куда я иду, вы не можете прийти»?»
Иисус продолжал: «Вы принадлежите тому, что внизу; Я принадлежу к тому, что выше.