Татьяна воробьева психолог: «Психологические проблемы в семье». Татьяна Воробьева

Психолог

Содержание

Татьяна Воробьева — фото, биография, личная жизнь, новости, православный психолог 2023

Биография

Воспитание детей — трудоемкий процесс, требующий от родителей терпения и мудрости, это навык, который не даруется при рождении, а нарабатывается методом проб и ошибок. Православный психолог Татьяна Воробьева помогает сделать так, чтобы ошибок совершалось как можно меньше. В интервью на телевидении, в своих книгах она раскрывает истины о воспитании детей, дает советы по сохранению гармоничных отношений между супругами.

Детство и юность

Биография Татьяны Воробьевой — тайна, покрытая мраком, неизвестны даже дата и место рождения психолога. В некоторых открытых источниках утверждается, что она воспитывалась в детском доме.

Психолог Татьяна Воробьева (кадр из программы «Диалог под часами»)

Опыт общения с ровесниками и сотрудниками приюта породил в пытливом уме маленькой Татьяны десятки вопросов. Почему дети, обделенные отеческой и материнской любовью, необязательно воспитывающиеся в детском доме, но оставленные без присмотра, ведут себя иначе, чем другие ребята.

Как помочь этим малышам не озлобиться на мир, вырасти психически здоровым человеком и воспитать собственных детей. На эти и многие другие вопросы Татьяна Воробьева со временем нашла ответы.

Психология и книги

Свой трудовой путь Татьяна Воробьева начала с поста воспитательницы в детском саду, затем работала в Доме ребенка с трудными, обиженными жизнью малышами. Наблюдая за ними, психолог постигала тайны детского поведения, изучала мотивы тех или иных их поступков. В открытых источниках утверждается, что она заслуженный педагог России, хотя официального тому подтверждения нет.

5 странных правил обращения с детьми в Средневековье и как делают сейчас

Сейчас педагогический стаж Татьяны Воробьевой превысил 40 лет. Накопленные в работе и личной жизни истины о воспитании детей и сохранении гармоничных семейных отношений Татьяна Воробьева передает начинающим и опытным родителям — ведь последние тоже совершают ошибки — всеми доступными способами.

Так, психолог — постоянный гость протоиерея Дмитрия Смирнова в программе «Диалог под часами» на телеканале «Спас», регулярный спикер на радио «Вера» и автор книг. Ее библиография, правда, насчитывает единственный экземпляр «Как воспитывать детей. Советы православного психолога» (2016).

Как объясняет сама Татьяна Воробьева, у нее элементарно не хватает времени на написание книг. Многочасовой работе над текстом женщина предпочитает живое общение с родителями, которые нуждаются в ее совете, в эфире теле- или радиопередачи.

Татьяна Воробьева — «Воспитание детей как главное служение семьи»

Книга «Как воспитывать детей. Советы православного психолога» раскрывает важные аспекты: роль матери в воспитании сына и роль отца в становлении дочери; как свыкнуться с мыслью, что ребенок вырос и готов к самостоятельной жизни; стоит ли наказывать малыша и как это сделать, чтобы он осознал ошибку и не допускал ее впредь.

Нашлось место и специфическим вопросам, ответы на которые окажутся полезными работникам социальной сферы, например, можно ли отдавать ребенка на усыновление иностранцам. Книга построена в форме диалога — родитель как бы задает вопрос, а Татьяна Воробьева на него отвечает. Такая структура текста помогает с легкостью разобраться, казалось бы, с неразрешимой проблемой.

Личная жизнь

У Татьяны Воробьевой есть муж, он физик-теоретик. Семья супруга стала для психолога родной, в лице свекрови и свекра она, наконец, обрела родителей.

Читайте также5 секретов воспитания детей от Натальи Водяновой

Психолог — счастливая мама и бабушка: у них с мужем двое сыновей, подрастают внуки. Малышей, безусловно, воспитывают по советам самой мудрой мамы России Татьяны Воробьевой.

Татьяна Воробьева сейчас

Православный психолог уже в преклонном возрасте. Однажды в эфире «Диалога под часами» Татьяна Воробьева сказала, что будет помогать в воспитании подрастающего поколения до тех пор, пока болезнь одолеет ее.

Психолог Татьяна Воробьева и протоиерей Александр Никольский / Радио ВЕРА

Такая вероятность возникла в 2019 году, ведь женщина давно не выходит в радио- и телеэфиры. Так или иначе, новостей о состоянии ее здоровья нет в открытых источниках.

Библиография

  • 2019 — «Как воспитывать детей. Советы православного психолога»

Читать книгу «Воспитание без слез и ошибок» онлайн полностью📖 — Татьяны Воробьевой — MyBook.

© Текст. Т. Воробьева, 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

* * *

Татьяна Владимировна Воробьева – практикующий психолог и педагог с огромным стажем и опытом психологического консультирования, сотрудница Дома ребенка, специалист в областях возрастной и педагогической психологии, постоянная участница популярной духовно-просветительской программы о детской и возрастной психологии «Диалог под часами», которую ведет протоиерей Дмитрий Смирнов.

Татьяна Владимировна – православный человек. Поэтому в своей работе она уделяет особое внимание развитию души ребенка, его внутреннего мира. Тема семьи и роли родителей в формировании здоровой атмосферы вокруг растущего маленького человека с особой силой звучит в ее выступлениях. Православный психолог считает, что, воспитывая ребенка, родители должны начинать с себя.

Как специалист в вопросах православной педагогики и возрастной психологии, Татьяна Воробьева стала широко известна именно благодаря публичным выступлениям и участию в дискуссионных проектах, где проявила себя не только как великолепный профессионал-практик, но и как сторонник нравственно ориентированной христианской психологии.

– Как воспитывать мальчиков? Каким должен быть настоящий мужчина? Как вырастить мальчика таким?

– Сегодня у меня на консультации был восьмилетний мальчик. Очень стеснительный, робкий, он буквально вжался в стул, а мама села рядом на низенький стульчик. Маме было некомфортно, но сын этого не заметил. Он видел и слышал только свое состояние. Неудобство мамы для ребенка было незначимо, оно его не волновало.

Влюбляйте в себя детей!

Да, здесь – восклицательный знак.

Так с чего же начинать воспитание?

Я всегда говорю одни и те же слова: тяните одеяло семейного воспитания на себя, влюбляйте в себя детей! Поставьте себе задачу быть незаменимыми в любых обстоятельствах, будь то дружба, познания, забота, еда, одежда. Станьте для ребенка всем! Это не лживая, не продиктованная гордыней, не лицемерная задача. При правильном воспитании ребенок видит и слышит родителей, беспокоится, тревожится о них, не может и не хочет делать что-то, что причинит боль, страдания, переживания маме и папе.

Мы думаем: мы же все даем детям, они все видят и ценят нашу заботу. Нет. Надо заявлять о сделанном нами, проговаривать это, чтобы ребенок услышал и научился хранить, беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в человеческой душе – волевая направленность на заботу, переживание, хранение, оберегание, а также благодарность.

Поговорим об этом.

Каким должен быть мальчишка?

Какими качествами должен обладать мальчик? Он должен быть:

• ответственным;

• заботливым;

• добрым.

Совершенно верно, добрым. Доброта – это внимание, чуткость, жертвенность. Без этих качеств доброта превращается в лицемерие, угодничество, лицеприятие.

Какие еще качества требуются мальчишке? Мужественность и героизм.

Да, именно! Должен быть дух героизма. Именно он позволяет нам иметь ближайшую зону развития, планку – делать во имя Отечества, во имя семьи. Это «во имя» – удивительное качество! Сделать то, что не могу и не хочу, – во имя. Не надо ждать поля боя – ты каждый день на поле боя. Каждый день: сесть за уроки или нет? Слукавить или сказать правду? Каждый день мы стоим перед дилеммой, перед выбором, перед возможностью совершить подвиг-поступок.

Все качества, какими должен обладать мальчик, мы назвали правильно. Но ведущее среди них – главенство. Чувство главенства с позиции ответственности.

И долг, и ответственность, и геройство, и доброта – все заложено в главенстве!

Мать отвечает за все?

Мальчики должны знать, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству.

Вот и встает вопрос: как сформировать это качество?

Как сделать так, чтобы в любой ситуации, в состоянии влюбленности например, мальчик был ответственен? Первый постулат, первый закон, который мы должны донести нашим мальчикам: ты несешь самую большую ответственность за то, какими будут ваши отношения с любимой девушкой, за все, что будет результатом этих отношений.

Мы знаем, что в нашем обществе давно все перевернуто – женщина отвечает за все: вынашивает ребенка, кормит, несет весь груз ответственности. И это значит, что кто-то не заложил в мужчину то, что именно он отвечает за рожденного ребенка. Не заложил, не достучался, недодал. Результат – мать-одиночка.

Или вообще ребенка убивают. Я не говорю о нравственности или безнравственности, я говорю о поступке, который по сути своей недопустим. Удивительное чувство ответственности, долга и подвига формирует не социальный статус, не уровень образования. Юноша должен не испугаться и сказать: «Это мой ребенок, я за него в ответе. Я никому его не отдам. Я не умею ничего, не знаю ничего, но своего ребенка убивать не буду».

Я услышал твои слова

Мальчишки отличаются двумя удивительными особенностями: все они боятся болезней, и всем им свойственно желание целомудрия. И это притом, что чувственность начинает бушевать в них гораздо раньше, чем в девочках, гораздо больше их захлестывает, гораздо труднее поддается контролю. Но в то же время каждый мальчик стремится иметь семью целомудренную, жену целомудренную. И это качество не эгоистическое, которое можно объяснить с мирской позиции, – это качество духовное.

Зная такие особенности мальчиков, надо использовать это как метод и прием. Как бы между прочим скажите сыну, что только у целомудренной пары рождаются удивительно талантливые и здоровые дети. Сказанное между прочим подчас глубже западает в душу мальчишки, чем прямая сентенция о праведности. Пройдут годы, и он вам скажет: «Я услышал твои слова».

Мальчишки готовы ждать сроков, установленных невестами, как бы ни хотелось им близости. Если родители в свое время сказали им это, то они готовы ждать, потому что страх переступить грань, за которой могут начаться страдания детей, – удивительная контрольно-сдерживающая рамка, которая позволяет перетерпеть, перенести всякое желание близости ради будущей семьи, ради потомства.

А несказанное, недоданное является причиной многих ошибок, поисков и подчас трагедий в жизни наших детей. Не как сентенция и нотация, а сказанное между прочим слово о чистоте и целомудрии ложится таким пластом, такой охранной грамотой, которая позже поможет создать семью один раз и навсегда.

Слушать, истинно слушать!

Мы часто сталкиваемся с эгоизмом, эгоцентризмом в поступках наших детей – это тоже результат перекосов в воспитании, когда нам то некогда, то незачем общаться с ними. В результате и дети не видят, не слышат родителей.

Всякий раз, когда ребенок обращается к вам, отложите все дела, повернитесь к нему лицом, действительно постарайтесь услышать его вопрос. Не делайте это ни на ходу, ни на бегу. Ваша искренность, готовность поговорить, распахнутость для ребенка – та самая необходимая ему защищенность, когда он знает, что родители слышат, видят и понимают его!

Не торопитесь с ответом, подчас самое важное для ребенка – быть услышанным. Задал он вопрос – ответьте. Не задал – утешьте словом или вниманием, прижмите к себе, приласкайте или просто вместе помолчите.

Задача родителей – слушать, истинно слушать! Не между прочим, с телефонной трубкой в руке, на ходу, в суете. Результат небрежности – отчужденность детей и их откровенность где-нибудь и с кем-нибудь другим. Многие семейные трагедии происходят от невнимания родителей к детям, от того, что те остались неуслышанными.

Постарайтесь в тот момент, когда к вам обращается ваш ребенок, стать слепоглухонемыми для всего мира. «Мои глаза и мое сердце открыты для тебя. Я слышу тебя, сын, я переживаю, я вместе с тобой каждой клеткой! У меня ком в груди, я готова заплакать!» Главное – сопереживание тому, о чем говорят дети, соучастие, сострадание. Да, возможно, мальчик не прав и даже сам виноват, но в острой ситуации не «лечите», не воспитывайте – он вас не слышит. Тут нужно не это. Мальчику надо одно – мама его слышит, мама его видит, мама хочет понять, мама сострадает ему!

Великое чудо – иметь родителей, сострадающих своему ребенку! «Мои родители всегда умели меня выслушать» – несокрушимый щит для детей, это позже вернется сторицей.

Мы – единственный источник всех страданий

Мальчишки, к сожалению, отличаются эмоциональной закрытостью, им труднее, чем девочкам, выразить свои чувства и переживания. Они стараются загнать проблему внутрь.

Очень важно при разговоре с ним не возвращаться к проблеме. Спрашивать нужно только о том, что испытывает ребенок, что чувствует. Держать руку на пульсе его страданий: «Я с тобой, сынок, я за тебя переживаю!»

Пока ребенок не может понять причину переживаний и оценить свое поведение в кризисной ситуации, наша помощь заключается в том, чтобы подвести его к пониманию того, что во всех наших страданиях виноваты мы сами. Мы – единственный источник всех переживаний, которые испытываем! Но стоит ли говорить страдающему человеку в острый момент, что он виноват сам? Ведь сейчас ребенок этого не услышит и не поймет. Поэтому не торопитесь, дайте ране чуть-чуть зажить. А вот позже надо рассказывать и объяснять, как и почему происходят с нами неприятности. Надо учить детей быть внимательными, чуткими, осторожными и аккуратными в словах и поступках, следить за своими мыслями.

Когда нет сил

Хочу сказать еще об одном источнике, который оказывает огромное влияние на чувства наших сыновей, – нашем внутреннем родительском мире. Мы переживаем, негодуем или, наоборот, радуемся. Наши эмоции не исчезают в никуда. Все возвращается к ребенку. Следите за своим внутренним миром! «Я так устала, я так хочу спать, я так сердита…» – это сетование должно перекрываться словами покаяния. Перекрывайте его сразу, чтобы оно не повисло на душе ребенка!

Святые отцы в назидании о воспитании детей часто повторяют: «Нельзя говорить: “У меня нет сил” – это плевок в Творца! Выше сил он ничего вам не дает. Все дает вам по силам».

И когда мы сетуем на милость Божию, на дарованного нам ребенка, мы сетуем на Того, Кто дал эту душу. Когда мы так делаем, мы отбираем силы у своего ребенка – запомните это!

В беседе протоиерея Сергея Четверикова были такие слова: «Мы тяготимся мысленно, и пусть никогда ребенок не чувствует этого тяготения им, вроде мы заботимся и делаем все, но впоследствии он будет тяготиться нами, нашим присутствием, нашим нахождением, мы будем его раздражать».

Поэтому хочу сказать: будем аккуратны, будем осторожны и внимательны в сетованиях. Мы сами не знаем своих огромных духовных ресурсов. А дух женский огромен! Поэтому не надо сетовать на ребенка – ни про себя, ни тем паче вслух. Я понимаю, как трудно сдержать себя. Но понимаю и знаю, как это отражается на детях.

Забудьте такие слова

Забудьте слова «депрессия» и «комплексы». Слово «гиперактивность» сейчас используют все, забывая, что это тяжелейшее неврологическое и поведенческое расстройство, которое в Америке, а теперь и в России стали лечить психотропными препаратами. А ведь с этой проблемой надо разбираться.

Может, это такой ребенок, который активно бодрствует, у которого высокая познавательная потребность. Он не может сидеть на месте, на вашем месте, на том месте, на которое вы хотите его определить. Эти дети труднее подчиняются, но это же не предмет для коррекции психотропными препаратами. Поэтому уберите неведомые вам диагнозы, не ставьте их своим деткам. Этого делать нельзя.

Вернемся к сегодняшней консультации. Мама мальчика сказала, что у нее депрессия, потом уточнила – стресс. То есть от психиатрического диагноза спустилась к психопатии. Нет, у женщины состояние оставленности.

Я всегда говорю: от детей идет очень мощный поток информации, по которому всегда можно понять, что происходит в семье. Я понимаю, что причина состояния мамы в ее одиночестве. Некогда ей заняться сыном, она сосредоточена на себе. Плохо это или хорошо, не берусь судить. Женщина ушла в себя, в свои переживания, а ребенок еще глубже – в свои. Проблемы рано или поздно кончатся, будет она еще женой – она молода, все в ее жизни будет! Но будет только в том случае, если на сына она будет смотреть с радостью.

Нельзя смотреть с унынием, иначе исчезает любовь к себе, яркость истинного проявления вашей личности. Как бы ни сложились жизненные обстоятельства, необходимо помнить: не должен страдать тот, кто рядом с нами. Это закон, закон духовный, и его еще никто отменить не смог. Выполняем мы его плохо, но вот изменить его, отказаться от него никому из нас не удастся. Выполним плохо – получим плохой результат. Выполним с терпением – и результат окажется хорош, особенно для мальчишек.

Поговорить о девочке

Какими же качествами должен обладать мальчик? Стремлением к главенству! Это и есть ответственность, доброта, мужественность. Они помогут ему во всех ситуациях: оставаться сыном по отношению к родителям, отцом по отношению к детям, мужем по отношению к жене, гражданином по отношению к Отечеству.

А нам надо думать не о том, с хорошей девочкой он встречается или с плохой, а вот о чем: сейчас я как мать сдаю экзамен. Захотел сын поговорить о девочке или о чувстве к ней – хорошо, пошел звонить другу или побежал к психологу – двойка мне. Ко мне должен прийти, со мной говорить. Это не материнский эгоизм. Это значит, что я заняла то место доверия в его душе, которое только мне принадлежит, как матери.

Я есть у тебя!

А малышу говорите как бы между прочим: «Знаешь, сынок, если с тобой что-то произойдет, я все за тебя отдам!» Простыми материнскими сердечными словами, без пафоса и назидания. Когда наши дети к нам прижимаются, глаза в глаза скажите тихонько: «Больше всех на свете люблю тебя». И сколько бы нашим мальчикам ни было лет, им важно знать, что они любимы! Как всем в любом возрасте важно слышать из уст своих родителей, что они любимы!

Если родители не будут подтверждать словами свою любовь, дети почувствуют пустоту и оставленность. Поэтому сегодня и сейчас говорите слова – на ухо ли они будут сказаны, или спящему ребенку, или когда он ревет… И только мать скажет: «Люблю тебя без меры и страдаю вместе с тобой!»

Если вы правильно задали в свое время тональность общения (хотя я не люблю такие мирские слова, они слишком плоски для понятий материнства и духовности), то увидите, как ребенок начинает переживать, что вы страдаете за него. И если зазвучат слова: «Мама, ну что ты, не плачь, у меня все хорошо!» – значит, вы правильно воспитали, все сделали верно! Для него стало важным, чтобы мама не страдала, не мучилась, не переживала!

И мама ответит: «Все в порядке, сынок, мы рядом! Сейчас помолимся, сейчас тяжелую артиллерию выставим, свечу зажжем!» Как важно и как нужно это детям!

Говорите о своей любви. Сострадайте ребенку, прижимайте его к себе, говорите не о том, что вы для него сделали, а только одно: «Мы есть у тебя!» Подчас незаметное, привычное, но это то, что позволит человеку в самой трудной ситуации держаться, принимать правильные решения.

На консультацию пришла женщина, плачет: «Мои дети дерутся, меня не слышат». Не начинайте с того, кто прав, а кто виноват. Начните с этого: «Кто из вас увидит, дети, что я переживаю, что испытываю, тот действительно мой сын!» Нужно проговаривать все наши переживания перед детьми, но не с позиции раздражения и ненависти! Все, что сказано в злобе, гневе, отчаянии, обрастает совершенно другим смыслом, становится началом бесконечных разборок. Научите своих детей видеть, как вы страдаете от их ссор. Это нужно. Это то, что мы подчас недоделываем. Они привычно видят нас в гневе, а надо показать наши страдание и боль.

Когда задаю вопрос: а для чего дети-то пришли? Все отвечают: для счастья, для радости, для продолжения рода… Ребенок пришел служить! Служить – это обязанность и долг! Это и есть высшее предназначение человека, это и есть любовь. Да, любовь проявляется только в служении. Служить своим родителям в их почитании и заботе о них, в упокоении их старости; служить своей будущей семье; воспитывать в своих детях духовно-нравственные устои, обеспечивая и направляя их образование для служения Отечеству; служить Отечеству своим талантом, данным Богом и родителями.

Опыт чистоты и целомудрия

– У меня есть верующие подруги, которые для меня авторитет, и они считают, что детям необходим сексуальный опыт до брака…

– Когда я слышу про таких «очень верующих подруг», то вспоминаю, что для православного человека есть один авторитетный источник – Евангелие. Откройте послание апостола Павла к Титу (гл. 1, стихи 6–8) и к Тимофею (гл. 3, стихи 2–4). Прочитайте – и найдете однозначный ответ.

Иначе мы скатимся к сексологии. А почему бы не начать получать сексуальный опыт с детского сада? Да и в чем заключается сексуальный опыт? Надо знать одно – в таинстве венчания удивительным образом заключается гармония. А если встает вопрос подбора партнера, то какими антропометрическими показаниями следует пользоваться?

Опыт должен быть только один – опыт чистоты и целомудрия. Это единственный опыт, на котором зиждется благополучие семьи и здоровье детей.

фактов из биографии, основные принципы воспитания детей

Татьяна Владимировна Воробьева, православный педагог и психолог, не так много читать, много видеть и слушать, особенно ее взволнованные рассказы о детских проблемах и правильном подходе к их решению.

Жизнь детства

Татьяна Воробьева — православный психолог. Биография ее остается загадкой для многих поклонников ее методик. На вопрос, где взять ее книги, она пожимает плечами: нигде, они еще в черновиках. И это при том, что она настоящая энциклопедия бесценного педагогического опыта, обогащенная уверенными знаниями психологии. И написать книгу Татьяне некогда.

Татьяна Воробьева посвятила свою жизнь детям и с каждым днем ​​продолжает таять в любви к нему. Она консультирует по проблемам детской психологии, а также участвует в педагогических дискуссиях. Ее видеолекции учат родителей нежной мудрости по отношению к ребенку.

Девочка из детского дома

Не случайно так получилось, что Татьяна Воробьева психолог. Биография поможет разобраться в мотивах собственных поступков и открытий.

Первое жизненное впечатление Татьяны, связанное с детским домом. Поэтому она прекрасно понимает, что происходит в душе ребенка, лишенного любви мамы и папы, домашнего уюта и семейного счастья. Как помочь этим детям не озлобиться, не замкнуться в своей скорлупе и создать счастливую и полноценную семью, которая, кстати, есть у нее?

Теперь Татьяна Воробьева могла уверенно сказать им: «Почитай отца и мать! Какими бы они ни были, почитай, и ни в коем случае не суди, потому что они даны нам Богом». Они учат даже своим негативным поведением. Дети алкоголиков — это терпение и прощение к своим незадачливым мамам и папам; заключенный отец уже тебе говорит судьба: «Сын, не делай так, как я». Урок детского дома, который будущий психолог пронес через всю жизнь: тебе будет больно, и тебе не будет.

Рекомендуем

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы). Показывает ли нынешняя жизнь в столице России востребованность профессии «семейный психолог» (г. Москва)? Отзывы жителей…

Кризис 7 лет у детей: признаки и пути выхода из него. Психология развития и возрастная психология

Ребенку 7 лет. Начинается новый этап в жизни. Малыш проходит этап взросления, идет в школу. И тогда родители начинают бить тревогу, мол, ребенок неуправляемый, не слушается, Хэмминг. Главное — не паниковать…

«Полжизни прожила среди святых»

Как педагог-профессионал Татьяна Воробьева сформировалась благодаря занятиям с детьми в детском саду. Одним из мотивов выбора работы было то, что она почувствовала потребность, и чей-то совет: «В детском саду накормят» решил ее судьбу. Но потом женщина поняла, какое это счастье быть рядом с детьми, ведь до пяти лет все они чисты и святы.

Их чуткость, непосредственность, искренность и умение любить стали школой жизни для будущего заслуженного учителя России.

Воробьев Занимался методической работой, также была служба в Доме ребенка. Обобщая свой 40-летний педагогический стаж, она говорит: «Дети — это бесконечный урок».

«Семья мужа дала мне все»

В жизни нет ничего случайного, считает Татьяна Воробьева. Неслучайно семья мужчины обратилась к бывшим девчонкам из школы-интерната любовью и семейным благополучием. Она глубоко уважает своего мужа, ученого, физика-теоретика. Есть у Татьяны Владимировны два взрослых сына, внук. Почти полувековой опыт сохранения гармонии супружеских отношений и воспитания собственных детей дает женщине-учителю материальные психологические озарения.

А на вопрос о том, нужно ли терпеть, когда тебя предают, чтобы сохранить семью, Татьяна Воробьева, православная, отвечает однозначно: «Терпеть надо всю жизнь. Найти нить любви, связывающую Союз, и сохранить ее прочь. В этой жизни женщина «. Ее рекомендации современным женщинам, привыкшим самоутверждаться в обществе, иметь карьеру, семью, всегда трудно считать второстепенными. Семья – это крест, мука, ведущая к спасению, к вечной жизни. И в этой жизни совет она дает женщине-профессионалу высшего порядка, и держится как жена и как мать.

«без веры нельзя быть психологом»

Педагогический стаж — работа в детском саду, Воробьева Татьяна (православный психолог). В приюте она познала всю меру ответственности воспитателя за души одиноких детей. Для правильного поведения нужны не только опыт и любовь, но и знания физиологии, психологии, медицины. Отучившись в университете и окончив его, Татьяна Владимировна не останавливается на достигнутом, ведь психология – это знание о душе, которая принадлежит Богу, и ее изучение не ограничивается.

Чтобы правильно воспитывать, надо знать, какой человек пришел в эту жизнь. Родители, воспитывающие своих детей к светской жизни, стараются развивать в них интеллект, деловую хватку, умение постоять за себя. Светские психологи могут дать между тем и такие рекомендации: если бабка вам мешает, покрасьте ее, порвите и сожгите (примите во внимание, как вы собираетесь поступать со своими соперниками в будущем).

Православное убеждение Татьяны Воробьевой заключается в том, что человек рождается для вечности, что дети даются родителям от Бога «взаймы» и должны вернуться к Нему. И стержнем должна быть воспитывающая любовь детей к родителям. От последних требуется следить не только за словами и поведением, но и за своими внутренними ощущениями. И если они чувствуют бремя в детстве, то, скорее всего, дети будут ему ненавистным бременем в старости. Считать своего ребенка помехой в жизни – пощечина Творцу за его дар. К тому же, жалуясь на своих детей, родители лишают их жизненных сил, создавая будущих неудачников.

«Нужно понять»

Чтобы иметь право называться психологом и помогать в трудных ситуациях, связанных с развитием души, недостаточно знать теорию. Татьяна Воробьева ‒ психолог высшей квалификационной категории, и именно они благодаря своему педагогическому опыту гармонично соединились с теоретическими выкладками. Ее советы точны и жизненны, даже если их изначально не учитывать.

Это случилось однажды с девочкой из детского дома. Ребенка собирались усыновить американские родители. Понаблюдав за пятилетней девочкой, Татьяна Воробьева пришла к выводу, что отдавать ее за границу нельзя. Слишком мало словарного запаса на родном языке имеет этот ребенок, чтобы адекватно выразить потребности его души. В детдоме это понимали, а за границей, в иноязычной среде, русская девушка, зная иностранные слова, не сможет их правильно использовать для описания духовной жизни. Прогноз психолога оправдался через пять лет, когда девочка, выросшая, буквально сбежала из американских семей. «Мне не нужна их еда и одежда, мне нужно понять», — так объяснялось восстание.

Советы профессионала

Теперь Актуальный совет психолога Татьяны Воробьевой о том, что не стоит увлекаться ранним изучением иностранных языков. Ни детский сад, ни начальная школа не подходят для углубленного изучения иноязычной среды. Должна быть сформирована фонетическая и лексическая база родного языка. Ребенок должен научиться убираться и правильно говорить по-русски. Чужая речь лучше понимается в возрасте 9-12 лет.

Он также не сторонник шестилетнего обучения. И это не интеллектуальная готовность. Волевые качества психики формируются преимущественно к семи годам. В шесть лет ребенку сложно заставить себя подчиняться требованиям учителя и школьной дисциплине. Не у всех детей в этом возрасте есть такая мощная мотивация, как любопытство. Школьные уроки могут стать пыткой для шестилетних детей. Он просто отнимет год детства. Но душа не от ума, а от чувств, которые ребенок уже или не успел испытать в раннем возрасте.

Психология развития младенчества

Большая часть своего выступления на XXIII Рождественских чтениях 22 января 2015 г. Татьяна Воробьева (педагог, психолог) посвятила проблемам возрастных кризисов и правильного поведения родителей в эти периоды развития.

Первый такой кризис — три года. У малыша происходит самоопределение на полу. В этом возрасте начинается воспитание качеств мальчика, будущего мужчины и девочки, которая вскоре станет женщиной. Для парня главным качеством должно быть чувство ответственности: мальчики рождены, чтобы служить своей семье, близким и Родине. В девушках следует заложить основополагающее качество женщины — терпение. Трехлетний возраст ‒ глубокое эмоциональное осмысление мира. Чтобы добиться от малыша послушания в этот период, необходимо настроиться на тональность его настроения.

Следующий революционный этап развития 5 лет. В этом возрасте начинается формирование волевых качеств, что обеспечивает в течение семи лет стремление к обучению в школе. От ребенка могут потребовать сделать как надо, как написано.

К семи годам формируется эмоционально-волевой контроль, и у ребенка достаточно психических сил, чтобы сдерживать и направлять эмоции и волю в нужное русло (пора приступать к тренировочной деятельности).

Три вещи, для которых нужен ремешок

Наказание нужно и очень хорошо. Татьяна Воробьева не устает повторять, что воспитание – это интимный процесс, и его всего два. Так при наказании отца мать вмешиваться не имеет права, и наоборот. Три проступка, которые психолог называет на самом деле пагубными в духовном отношении, допускают применение физических наказаний.

Статья на других языках:

АР: https://tostpost.com/ar/self-improvement/5198-tatyana-vorobiev-orthodox-psychologist-and-educator-facts-from-the-bio.html

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/sama-daskanalenne/9236-taccyana-varab-eva-pravasla-ny-ps-holag-pedagog-fakty-z-b-yagraf-asno-.html

DE: https://tostpost.com/de/selbstverbesserung/9236-tatjana-vorobyov-orthodoxe-psychologe-und-p-dagoge-fakten-aus-der-biog.html

ES: https://tostpost.com/es/la-superaci-n-personal/9243-tatiana-vorobiev-el-ortodoxo-el-psic-logo-y-pedagogo-los-hechos-de-la-.html

ПРИВЕТ: https://tostpost.com/hi/self-improvement/5202-vorobiev. html

ЯА: https://tostpost.com/ja/self-improvement/5198-vorobiev.html

КК: https://tostpost.com/kk/z-n—z-zhet-ld-ru/9238-tat-yana-vorob-eva-pravoslaviel-k-psiholog-zh-ne-pedagog-fakt-ler-m -rb.html

PL: https://tostpost.com/pl/samodoskonalenie/9236-tatiana-worobjow-prawos-awny-psycholog-i-pedagog-fakty-z-biografii-pod.html

PT: https://tostpost.com/pt/auto-aperfei-oamento/9232-tatiana-vorobiev-a-igreja-ortodoxa-psic-logo-e-educador-os-fatos-da-bi.html

TR: https://tostpost.com/tr/kendini-geli-tirme/9242-tatiana-vorobyov-ortodoks-psikolog-ve-e-itimci-ger-ekler-biyografi-tem.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/samovdoskonalennya/9240-tetyana-vorobyova-pravoslavniy-psiholog-pedagog-fakti-z-b-ograf-osnovn.html

Ж: https://tostpost.com/zh/self-improvement/5657-tatyana-vorobiev-orthodox-psychologist-and-educator-facts-from-the-bio.html

Алин Тродден — автор статьи, редактор
«Привет, я Алин Тродден. Я пишу тексты, читаю книги, ищу впечатления. И я неплохо вам об этом рассказываю. Всегда рада участвовать в интересных проектах.»

Россия спрашивает, должны ли ее одаренные учащиеся получать специальное образование

ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Лаборатория физики находится под куполом школы, буквально на святом месте.

Раньше это была небольшая домашняя часовня, а теперь специализированный класс. Санкт-Петербургская физико-математическая школа № 30 вернулась в это здание, в свой исторический дом на Васильевском острове Санкт-Петербурга, 10 лет назад. Примерно тогда же разразилась дискуссия о якобы «бесполезности» элитного образования, за которой последовал закон, положивший ему конец.

Школа под названием «Тридцать» пережила бурю. Когда страсти поутихли, стало очевидно, что России без одаренных тяжело, и школа снова стала специализированной. И снова приходящие студенты дрожали, поднимаясь по изношенным ступеням широкой лестницы, ведущей в старые классы с большими окнами и лепным потолком.

История одной из старейших школ города – это век специализированного образования в России. В 19В 60-х годах она оседлала волну специализации, чтобы стать элитной математической школой. В 1990-х годах его превратили в школу для подготовки к колледжу, а затем в специализированную школу.

Вступивший в силу год назад новый закон, вызвавший бурную дискуссию, поставил под вопрос будущее школ с «углубленным образованием», особенно подготовительных школ и специализированных учреждений. Это потому, что не было официальной государственной политики, которая позволяла бы им существовать, не говоря уже о предоставлении им дополнительных финансовых ресурсов. В очередной раз элитное образование оказалось под угрозой.

Дополнительные деньги, запрошенные этими школами, необходимы для дополнительных курсов, для оплаты лаборантов, летней школы и конференций, а также для соответствующей оплаты труда учителей. Школе №30 повезло — город ее поддержал, и ей можно официально присвоить особый статус.

Не все одарены

Люди гордятся учителями и учениками школы, в которой есть несколько лауреатов, а также гордятся учебной программой. Дети поступают в пятый класс после прохождения процесса отбора. Ожидается, что каждый выпускник поступит в колледж. Дети старшего возраста делятся на группы в зависимости от уровня знаний по различным специализированным предметам.

Директор школы Алексей Третьяков считает образование в школе №30 не элитарным и не отборным. «Мы видим, как ребенок развивается, ведь пятому классу еще рано знать, кем он будет, — говорит Третьяков. «Конечно, чем раньше дети придут к нам, тем больше они смогут усвоить уроки здесь, но школа открыта для всех, кто хочет здесь учиться».

Отбор студентов для поступления непрост, и директор говорит, что это хорошо. «В конце концов, каждый ребенок может успешно развиваться».

Здесь философски относятся к новому закону, а значит из Москвы еще идут инструкции. Учителя до сих пор помнят школьные инспекции 1970-х годов, которые должны были проверить, не обучают ли диссидентов специальные программы по физике и математике. При всех затратах на реформу образования сегодня подобные проверки были бы немыслимы.

Что действительно беспокоит педагогов, так это то, что родители начали рассматривать образование как часть сферы услуг, объясняет Третьяков. «Мамы приходят к нам и говорят, что их дети талантливы и получают замечательные результаты тестов. Или наоборот, приходят к нам и говорят: «Я вам заплачу, чтобы из моего ребенка сделать гения!» Это не образование».

В этой школе верят в родителей, в общество и в хороших учителей, но прежде всего в самих учеников. «В нашей школе мы считаем, что не все одарены. Там нормальное распределение способностей, и настоящих гениев на самом деле очень мало», — говорит Третьяков.

Школа признает, что дары могут проявляться по-разному. «Мы искренне стремимся работать с интеллектуально одаренными детьми, — говорит Третьяков. «Им нужен и воспитатель, который поможет развить их способности, и учитель, который научит их решать повседневные проблемы, поскольку одаренные люди тоже должны быть частью общества. Некоторые не всегда очень хорошо приспособлены в социальном плане».

Использовать талант еще сложнее, чем быть одаренным. Александр Смирнов — 32-летний выпускник другой профильной физико-математической школы, пример успешной интеграции в общество. В специализированную школу он поступил в восьмом классе, пройдя отбор, и сейчас он юрист и владелец компании, имеющей филиалы по России и миру. Свой первый бизнес он начал, когда был студентом университета. «Все мои одноклассники добились успеха, — говорит он. «Некоторые имеют шестизначные доходы, у некоторых уже четверо детей, некоторые — замечательные исследователи или программисты. Две трети уехали из России, но я не могу сказать, что они добились большего, чем те, кто остался».

Несмотря на то, что элитная школа была всей его общественной жизнью (и он женился на женщине, которая ходила в ту же школу), он думает, что школа, даже школа для «продвинутых» учеников, — это в основном место, где дети могут научиться жить. «Это должно быть безопасно, и если они чему-то учат детей, отлично. Настоящего социального опыта вы не получите, но можете научить детей слушать учителя и дискутировать со сверстниками — но другого подобного опыта в жизни не будет».

История ненависти

Противники системы говорят, что специальные средние школы должны быть ликвидированы, а более «инклюзивное» образование должно распространяться из столицы. «Основы национальной системы развития молодых талантов», принятые в прошлом году, подверглись критике из-за отсутствия в них понимания образовательной практики.

Александр Ковальджи, заместитель начальника по науке «Второй школы», которая всегда входит в тройку лучших школ Москвы, открыто выступает против последних нововведений.

«Я понимаю, откуда берутся негативные чувства людей к специализированным школам. Некоторые из этих школ действительно стали местами, куда берут только детей начальников и бизнесменов, да и то с не очень хорошими результатами», — говорит Ковальджи. «Правда в том, что как только у школы плохие результаты тестов, она должна быть лишена статуса специальной подготовительной школы. А школы для богатых должны быть частными».

[rebelmouse-image 27087379 alt=»»»» original_size=»800×584″ expand=1]

Российские школьницы — Фото: Виталий Аньков

Некоторые считают, что спецшколы «сосут кровь» из обычных школ, забирая всех лучших учеников. Существует также образ спецучреждений как «школ для богатых», зародившийся в 1990-е годы, когда на образование было очень мало денег, а некоторые специализированные школы начали брать детей по толщине кошелька родителей.

Школа или конвейер?

Один из самых популярных критических замечаний по поводу текущих реформ касается слияния оставшихся элитных школ, которые принимают детей только на основе конкурсных экзаменов, с региональными школами, которые принимают всех. Большинство учителей говорят о том, что обучение множества учащихся, приходящих в школу с разным уровнем способностей и подготовки, неизбежно требует понижения уровня обучения.

«Огромная школа, с несколькими сотнями учеников, — это фабрика, где директор — менеджер, не знающий детей, не понимающий ни педагогики, ни предметов, но готовый выполнять любые приказы сверху, — говорит Ковальджи.

Директор элитной школы сравнил этот процесс с «коллективизацией» — советской политикой консолидации частной собственности в коллективы.

Причиной столь большого недовольства являются две противоположные философии образования, одна из которых выступает за «персонализацию», а другая за «доступ». Татьяна Воробьева, директор другой элитной московской средней школы № 1521, говорит, что вредно говорить о слиянии «сильных» и «слабых» школ, о том, что их следует характеризовать как «эффективные» и «менее эффективные». ».

Запланированное прошлой зимой объединение с другой школой вызвало волну недовольства родителей и выпускников школы № 1521. Изначально планировалось объединение с экспериментальной школой, находящейся в ведении Института стран Азии и Африки при МГУ, которая в 2011 году занимал первое место среди московских школ. Но с тех пор институт объединился с менее престижной школой и вырос до 900 студентов. В результате слияния со школой Воробьевой будет 1750 студентов.

«Образование идет в сторону усиления специализации в старшей школе, — говорит Воробьева. «Учащиеся выбирают предметы для углубленного изучения и специализации. Но как это возможно, если в средней школе всего два класса в каждом классе? Детей всех приходится распределять по разным специальностям, составлять индивидуальный план обучения. Вот почему лучше иметь больше учеников в старшей школе».

Презумпция гениальности

Для любой революции должна быть ведущая концепция. Недавние реформы в России продвигают идею о том, что каждый ребенок талантлив по-своему, что делает поиск таланта пустой тратой времени.

«Основываясь на собственном большом опыте педагога, работающего с детьми в разных ситуациях, я могу подтвердить, что у всех детей есть дары. Они просто другие», — объясняет Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы. «Проблема в том, что наша школьная система способна понять и распознать очень узкий спектр одаренности, а те, кто не вписывается в этот узкий спектр, к сожалению, не очень интересуются школой».

Тем не менее, учителя продвинутых школ серьезно сомневаются, что все дети одинаково талантливы. «Чтобы создать условия для того, чтобы ребенок, проявляющий признаки гениальности, превратился в одаренного взрослого человека, мы должны создать качественную образовательную среду с индивидуальными траекториями обучения», — говорит Марина Холодная, заведующая лабораторией психологических способностей. и умственные ресурсы в Технологическом институте.

Это известно в России как «принцип презумпции гениальности », который, по словам Холодной, требует от детей самых широких возможностей, «а не только интенсивного обучения».

Второе дыхание

Несмотря на благие намерения сторонников системы дополнительного образования для всех, возмущения родителей и воспитателей, считавших, что спецшколам конец, было достаточно, чтобы президент Владимир Путин объявил о «возрождении специальных учебных заведений», чтобы дать «математическому образованию второе дыхание».

Уже существующие специализированные школы могут подать заявку на получение гранта, показав высокие результаты своих учеников в олимпиадах по математике и естественным наукам, а также на стандартизированных тестах. В Москве гранты варьируются от 60 000 до 450 000 долларов.

Но передовые школы города надеются получить более стабильный, систематический источник поддержки уникальной в России системы высшего среднего образования, предоставляемой законодателями. Гранты ненадежны, и они требуют представления данных и написания гранта. Помимо прочего, спецшколы нуждаются в деньгах для организации вечерних занятий с детьми из других школ. Без дополнительного финансирования школам пришлось бы взимать плату за те занятия, которые сейчас бесплатны. Первыми проиграют бедные родители и их дети.

Еще одно новшество в специализированных школах для одаренных детей: несколько лучших вузов Москвы открывают свои филиалы средних школ с углубленным образованием, профильными предметами и преподавателями университетского уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Психолог

Православие и психология: Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО) / Православие.Ru

Психология: между практической пользой и духовным вредомПсихология становится популярнее с каждым днем. Теперь это не просто одна из наук, это одна из самых актуальных практических-прикладных

Психолог

Vk психология: 10 групп «ВКонтакте», где пишут о психологии

10 групп «ВКонтакте», где пишут о психологии19 786ФотоGetty Images1. ПсихологияЧем интересна? Группа с простым названием, где публикуются статьи, видеоролики, книги (огромная коллекция записей аудиокниг!) о психологии

Психолог

Мальчик 6 лет психология: Как воспитывать мальчика 6 лет: советы опытного психолога

Родителям детей 6–7 лет
Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Упражнения для детей 6–7 лет
6-7 лет – это время, когда ребенок переживает один из возрастных кризисов. В этот период у