1 заповедь божья: Десять Божиих заповедей — святитель Николай Сербский (Велимирович)
Содержание
23. О заповедях Божиих — Православное образование
23.7. Как понимать пятую Заповедь?
– Пятая Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь23.1. Что такое Заповеди Божии? Откуда они взялись?
– Заповеди Божии – закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал Моисею на горе Синай (см. Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21). Первые четыре Заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности по отношению к ближнему, то есть ко всем людям.
23.2. Почему надо соблюдать Заповеди?
– Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.
23.3. Как понимать первую Заповедь?
– Первая Заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2–3).
Этой Заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ. Следуя этой первой Заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени.
В первой Заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта Заповедь занимает первенствующее место среди других Заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым о Ком ты будешь думать и к Кому будешь стремиться.
Эта Заповедь призывает познавать Бога вдумчивым чтением Священного Писания, размышлением о Боге, о Его близости и любви, размышлением о цели земной жизни. Содействуют познанию Бога чтение святоотеческих книг и другой православной религиозной литературы, молитва дома и в храме, участие в духовных беседах. При этом познание Бога не должно ограничиваться одной отвлеченной умственной работой, но должно проникать глубоко в сердце и отображаться в жизни во всех словах, делах и начинаниях.
Таким образом, первая Заповедь содержит в себе остальные Заповеди. Последующие же Заповеди конкретнее раскрывают смысл первой.
23.4. Как понимать вторую Заповедь?
– Вторая Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–6).
Этой Заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров – вещественных или воображаемых – служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
Эта Заповедь была дана во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных – все, в чем темное суеверие видело что-то необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем – христианское учение принесло людям светлое учение о едином Творце вселенной, любящем всех Отце, заботящемся о людях.
Для современного человека буквальное поклонение идолам сложно для понимания. Но дух второй Заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается наука, когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсть к чревоугодию, курению, пьянству, азартным играм и наркомании – все это распространенные кумиры современного человечества.
Отвергать же почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую Заповедь – неправильно. Икона, Преображения или Крещения Господня, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Иконописное изображение является символом на таких же правах, как и слово, являясь богословием в красках.
Не противоречит второй Заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые – для верующих как старшие братья. Бог один, а ангелы и святые являются помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви – в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Верующие на земле и святые на небе составляют одну духовную семью.
23.5. Как понимать третью Заповедь?
– Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Этой Заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей Заповеди являются: божба, то есть легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога в свидетели в пустых житейских делах. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях.
Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, дарует свет уму и радость сердцу.
23.6. Как понимать четвертую Заповедь?
– Четвертая Заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).
Этой Заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
В Ветхом Завете праздновалась суббота как воспоминание о творении Богом мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» (Быт. 2:3). Теперь христиане празднуют воскресенье, первый день недели, так как в этот день воскрес Господь Иисус Христос.
Нарушают четвертую Заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что Заповедь говорит: «шесть дней работай». Нарушают четвертую Заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в житейских заботах, развлечениях, забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.
, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).
Этой Заповедью Господь Бог повелевает почитать (дорожить, ценить и любить) родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать и любить их, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. Также всегда молиться за них – как при жизни, так и после смерти их.
Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали…». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф. 5:22–23; 6:1–4; Кол. 3:18–20; 1 Тим. 5:4).
Для соблюдения этой Заповеди необходимо оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). Следуя этому апостольскому наставлению, христианину надо уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют исполнить что-либо против веры, не должно им повиноваться. Закон Божий и послушание Господу являются высшим законом для всех людей.
23.8. Как понимать шестую Заповедь?
– Шестая Заповедь: «Не убивай» (Исх. 20:13).
Этой Заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.
Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против Промысла Божия. Человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние невозможно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются для спасения души. Многие праведники наследовали Царство Небесное через страдания. При испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр. Он никогда не пошлет человеку страданий выше его сил, а при страданиях укрепляет и утешает.
Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто изнуряет своих подчиненных чрезмерно тяжелым трудом и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек виновен в убийстве, даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение плода в утробе матери (аборт) тоже является убийством.
Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел людям искоренять в сердце те чувства злобы и мести, которые толкают на этот грех. Согласно Евангельскому учению: «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, провоцирует ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.
Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство – духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовно-убийственными. Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:5–7).
23.9. Как понимать седьмую Заповедь?
– Седьмая Заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).
Этой Заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, а неженатым – быть целомудренными, чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой Заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Чтобы избегать нечистых желаний, надо греховные мысли пресекать при самом их возникновении, не давая им возможности овладеть чувствами и волей.
Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: «Блудники грешат против собственного тела». «Блудников и прелюбодеев судит Бог» (1 Кор. 6:18; Евр. 13:4).
23.10. Как понимать восьмую Заповедь?
– Восьмая Заповедь: «Не кради» (Исх. 20:15).
Этой Заповедью Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), тунеядство (жизнь за чужой счет), лихоимство (получение взятки, ее вымогательство). Всякое присвоение чужой собственности путем обмана является воровством и когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работникам.
Христианин призван творить милостыню, помогать нуждающимся, жертвовать часть средств Церкви Божией. Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание. Заповедь учит быть бескорыстными, трудолюбивыми, милосердными.
23.11. Как понимать девятую Заповедь?
– Девятая Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).
Этой Заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя «дьявол» означает «клеветник».
Всякая ложь недостойна христианина и не совместима с любовью и уважением к ближним. Апостол Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» (Еф. 4:25). Необходимо обуздывать язык и воздерживаться от празднословия. Слово – это величайший дар Творца, который надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).
23.12. Как понимать десятую Заповедь?
– Десятая Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
Этой Заповедью Господь учит воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. Предыдущие Заповеди говорили преимущественно о поведении человека, а эта последняя Заповедь обращает внимание на то, что происходит в душе: на мысли, чувства и желания. Она призывает стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с недоброй мысли. «Мерзость перед Богом злые мысли» (Притч. 15:26). Если человек на такой мысли останавливается, то возникает греховное желание, которое подталкивает к совершению неправедного поступка. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в первомыслии, по слову святых отцов.
Зависть – это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью грех вошел в мир» (Притч. 15:26; Прем. 2:24). Чтобы не поддаваться чувству зависти, надо благодарить Бога за Его милости. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:8–10).
23.13. Заповеди блаженства и Заповеди Божии – это одно и то же?
– Нет. Традиционно под Заповедями Божиими понимаются десять ветхозаветных Заповедей (Декалог), которые Бог дал еврейскому народу на горе Синай через пророка Моисея (см.: Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21).
Заповеди блаженства – это новозаветные Заповеди, которые даны Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди (см. Мф. 5:3–12). В них содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о тех качествах, приобретая которые, человек становится сопричастным вечной блаженной жизни. Но уже в земной жизни, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
23.14. Новозаветные Заповеди блаженства отменяют ветхозаветные Заповеди?
– Нет, Заповеди блаженства, данные Спасителем, не отменяют Заповедей Закона. Напротив, эти Заповеди взаимно восполняются.
Десять Заповедей Закона, главным образом, запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости.
Десять Заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения и добродетели должно иметь, чтобы приблизиться к Богу и обрести святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую (превыше земной) степень счастья. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный Закон Христов есть закон Божественной любви и благодати.
23.15. Для чего Иисус Христос дал девять Заповедей блаженства?
– Этими Заповедями Иисус Христос указал, какими должны быть все верующие, чтобы получить блаженную, то есть в высшей степени радостную, счастливую, вечную жизнь в Царствии Небесном. Заповеди блаженства – это учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Всем, кто будет исполнять эти Заповеди, Господь Иисус Христос обещает вечное блаженство в будущей, вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.
23.16. Как понимать «блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное»?
– Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное. Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основополагающая христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире.
23.17. Как понимать «блажени плачущии, яко тии утешатся»?
– Блаженны плачущие о грехах своих, потому что они утешатся. Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи за искреннее покаяние. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе блаженство и вечную радость.
23.18. Как понимать «блажени кротцыи, яко тии наследят землю»?
– Блаженны кроткие, потому что они наследуют, получат во владение землю. Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь, без ропота на Бога и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. «Кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, — что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т.е. на небе» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
23.19. Как понимать «блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»?
– Блаженны алчущие и жаждущие, желающие правды, потому что насытятся. Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, то еть праведности, исправления, духовного обновления, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов лжи, лукавства и помог им жить праведно, желают оправдаться перед Богом. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы – обретут блаженство.
23.20. Как понимать «блажени милостивии, яко тии помиловании будут»?
– Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут. Милостивые – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом.
23.21. Как понимать «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»?
– Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чистые сердцем – люди, которые не только отстраняются от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь, на земле, близки к Богу, душою всегда чувствуют Его, а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, созерцая Его.
23.22. Как понимать «блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»?
– Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены, то есть названы, сынами Божиими. Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор и разладов. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, то есть детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.
23.23. Как понимать «блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное»?
– Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божиему Закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат блаженство в Царствии Небесном.
23.24. Как понимать «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»?
– Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах. Здесь Господь говорит: если вас будут поносить, издеваться над вами, бранить, бесчестить и лживо говорить о вас худое, клеветать, несправедливо обвинять, и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
1. Десять заповедей Ветхого Завета — Катехизис / II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Христианская
этика имеет предысторию в Ветхом Завете. В книге Исход повествуется о десяти
заповедях, которые Бог дал Израильскому народу через Моисея. Вот они с
небольшими сокращениями:
1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других
богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того,
что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не
поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно,
ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней
работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу
твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было
хорошо и чтобы продлились дни твои на земле…
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего
твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены
ближнего твоего… ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его…
ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:2–17).
Эти
десять заповедей составляют основу ветхозаветной нравственности. Они сохраняют
свою значимость и для христианства, о чем свидетельствует разговор Иисуса с
богатым юношей, который «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне
доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня
благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь
вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не
прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби
ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:16–19). Из десяти заповедей Моисеевых
Иисус цитирует шестую, седьмую, восьмую, девятую и пятую, присоединяя к ним
заповедь о любви к ближнему.
Высоко
ценя заповеди Ветхого Завета, Иисус, тем не менее, предлагал Своим
последователям путь, не сводящийся к их исполнению. Это тот путь духовного
совершенства, на который Он указал богатому юноше и по которому юноша не
захотел пойти: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и
раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»
(Мф. 19:21). Путь, предлагаемый Иисусом, не отвергает Моисеево
законодательство, но ведет человека значительно дальше — к вершинам духовного
совершенства.
Отношение
Иисуса к закону Моисееву наиболее полно раскрывается в Нагорной проповеди. Это
отношение двояко. С одной стороны, Он говорил: «Не думайте, что Я пришел
нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно
говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не
прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). С другой, именно
Нагорная проповедь, как мы увидим дальше, свидетельствует о том, что
нравственное учение Христа не было ни повторением, ни расширением, ни прямым
продолжением ветхозаветной нравственности.
Ветхий
Завет целиком включен в христианскую Библию и сохраняет свою значимость в
качестве Божественного Откровения, данного человечеству на определенном этапе
его развития. Однако многие ветхозаветные установления, касающиеся
нравственности, были в христианской традиции переосмыслены, дополнены и
расширены, а некоторые изменены или упразднены.
Так,
например, заповедь о соблюдении субботнего покоя в том виде, в каком она
понимается в Ветхом Завете, в христианской традиции фактически отменена. В то
же время, суббота в христианском литургическом календаре остается особым днем,
когда вспоминаются все усопшие, а Великая Суббота (день накануне Пасхи)
посвящена воспоминанию упокоения Господа Иисуса Христа во гробе, прообразом
которого было упокоение Бога от всех дел в седьмой день творения. Днем, который
христиане особым образом посвящают Богу, является воскресенье84.
Запрет
на убийство сохраняет свою значимость в христианстве, распространяясь в том
числе на тех, кто по тем или иным причинам желает собственной смерти.
Самоубийство, по учению Церкви, является смертным грехом85.
К самоубийству приравнивается так называемая активная добровольная эвтаназия —
когда человек кончает с собой руками других людей86.
Церковь
всегда призывает к миру и считает войну злом, а убийство грехом и
преступлением. В то же время, убийство врага на войне преступлением не является,
когда речь идет о защите Родины и близких87.
Церковь всегда высоко ценила воинский подвиг: некоторые воины причислены к лику
святых и на иконах изображаются с оружием в руках88.
К воинам, отдавшим жизнь за других на поле брани, Церковь относит слова,
сказанные Иисусом о Самом Себе: «Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Заповедь
о почитании родителей также сохраняется в христианстве (Мф. 15:3–6; 19:19; Лк.
18:20). В то же время Иисус подчеркивает, что любовь к Нему выше любых
родственных связей: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин
Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.
10:37). Ситуация выбора между любовью ко Христу и послушанием воле родителей
возникает в том случае, если родители противятся христианской вере, пытаются
отговорить детей от следования за Христом.
II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Оглавление
2. Заповеди Блаженства
Бог прежде всего: первая заповедь
Что такое первая заповедь?
Бог начал 10 Заповедей так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у вас других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).
Первая заповедь Католическая и иудейская
Поскольку Библия не нумерует 10 заповедей, было разработано несколько систем нумерации. То, что мы приводим выше, также принимается большинством протестантов. Католики и лютеране расширяют Первую Заповедь, включив в нее то, что мы называем Второй Заповедью из Исхода 20:4-6 о том, что нельзя иметь идолов. Мы считаем, что это может помочь уменьшить акцент на команде против идолов.
В некоторых еврейских источниках в качестве первой заповеди упоминается только второй стих. Мы считаем это только прологом, так как в нем нет команды.
Подробнее об этих системах нумерации см. в разделе «10 заповедей и Божий образ жизни».
Что означает Первая Заповедь?
«У вас не будет других богов, кроме Меня» означает, что мы должны ставить Бога на первое место в своей жизни. Он важнее, чем кто-либо или что-либо еще.
Бог любит нас глубоко, и поэтому мы должны любить Его всем сердцем.
Первая Заповедь и Великая Заповедь
Эта Первая Заповедь задает тон первым четырем заповедям, которые можно резюмировать так: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем сила твоя» (Второзаконие 6:5). Иисус Христос назвал это обобщение великой заповедью (Матфея 22:37-38).
Первая заповедь и пример Иисуса
Иисус подал пример, ставя Бога на первое место. Даже после 40-дневного поста Он ответил на искушение сатаны, сказав: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матфея 4:4; цитата из Второзакония 8:3).
Жизнь по каждому слову Божьему подразумевает обязательство всегда слушать то, чему Бог учит нас в Библии, и не полагаться на собственное понимание (Притчи 3:5-6).
Столкнувшись с искушениями сатаны, Иисус также процитировал два других отрывка из Второзакония.
Когда сатана неправильно применил 90-й псалом, чтобы побудить Иисуса спрыгнуть с храма, Иисус процитировал Второзаконие 6:16: «Не искушай Господа, Бога твоего» (Матфея 4:7). Мы не должны обращаться с Богом как с джинном, который выполняет наши приказы и защищает нас, даже если мы делаем что-то глупое.
Сатана снова попытался искушать Иисуса немедленно получить царства мира, не проходя через предстоящую борьбу, включая распятие. Сатана сказал, что отдаст все это, если Иисус «падет и поклонится мне» (стих 9).
Иисус ответил: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10; цитата из Второзакония 6:13).
Иисус объяснил это, когда указал, что мы не можем служить Богу и служить богу материализма (Матфея 6:24). Он сказал, что нашим вниманием и приоритетом должно быть «искать прежде Царства Божия и правды Его» (от Матфея 6:33).
Первая Заповедь напоминает нам о величии Бога и о том, как мы должны реагировать
Первая Заповедь напоминает нам о том, что нужно сосредоточиться на удивительной силе и величии нашего Бога-Творца. Божья сила проявилась, когда Он прогремел эти заповеди с горы Синай.
«Теперь весь народ видел громы и молнии, и звук трубы, и гору дымящуюся; и когда народ увидел это, он затрепетал и стал вдали» (Исход 20:18).
Уважение и благоговение перед Божьей силой – это неплохо. Моисей рассказал людям результат, которого хотел наш любящий Творец: «И сказал Моисей людям: «Не бойтесь; ибо Бог пришел испытать вас, и чтобы страх Его был пред вами, дабы вы не согрешили» (Исход 20:20).
Мудрый царь Соломон объяснил: «Начало мудрости — страх Господень, а глупые презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7).
И Иисус Христос дал Своим ученикам перспективу: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Бойтесь же более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28). Мы, люди, склонны бояться других людей, которых можем видеть, и забывать о Всемогущем Боге, которого мы не можем видеть.
Правильный вид страха перед Богом — это не ужас или мучение, а благоговение и глубокое уважение, которые признают всемогущую силу Бога и ставят Бога на первое место.
Но Христос продолжил это обсуждением нашего удивительного Божьего замысла и любви к нам. Бог, Который замечает каждого упавшего воробья и знает, сколько волосков у нас на голове, говорит Своим верным последователям: «Итак, не бойтесь; вы ценнее многих малых птиц» (Матфея 10:31).
Правильный тип страха перед Богом — это не ужас или мучение, а благоговение и глубокое уважение, которые признают всемогущую силу Бога и ставят Бога на первое место. Это здоровое уважение должно перерасти в глубокое понимание Божьей любви, Его законов и образа жизни. Мы должны расти от послушания Богу из страха к послушанию Богу из любви (1 Иоанна 4:18; 5:3).
Нарушение Первой Заповеди из-за того, что Бог не ставится на первое место
Существует множество ловушек и искушений , которые могут заставить нас не повиноваться Первой Заповеди. Эта заповедь касается не только языческих богов и ложных религий. Все, что мы ставим выше истинного Бога, заставляет нас грешить.
Гордыня, эта обычная человеческая слабость, нарушает эту заповедь, ставя себя выше Бога.
Как писал Иаков: «Но Он дает больше благодати. Поэтому Он говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Итак покоритесь Богу. Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Очистите руки, грешники; и очистите сердца ваши, двоедушные. Плачьте и скорбите и рыдайте! Пусть смех ваш превратится в скорбь и радость ваша в уныние. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иакова 4:6-10).
Нам нужно искать помощи у Бога, чтобы смотреть на вещи с точки зрения Бога, чтобы выйти за пределы нашего собственного эгоистичного мировоззрения.
Библия также предупреждает об обычных человеческих недостатках забывчивости и небрежности (Второзаконие 8:11-19). Как хорошие, так и плохие времена могут проверить нашу решимость ставить Бога на первое место. То, как мы реагируем на наши испытания, показывает Ему, всегда ли мы ставим Бога на первое место.
Дополнительные отрывки о Первой Заповеди в Библии для изучения
Библия дополняет Первую Заповедь в ряде отрывков. Вот некоторые из них:
«А жертвенники их разрушьте, столбы священные их сокрушите и деревянные изображения их срубите, ибо не поклоняйтесь иному богу, ибо Господь, имя Которому Ревнивец, есть Бог ревнитель» (Исход 34:13). -14).
Бог так сильно любит нас, что Он завидует любому или чему-либо, что может обмануть нас или лишить нас настоящих отношений с Ним. Узнайте больше о том, что Библия подразумевает под ревностью, в нашей статье «Ревнивый Бог: что это значит?»
Бог также говорит нам, что Он посылал Своих пророков, чтобы предостеречь нас от нарушения Первой и Второй Заповедей: «Не ходите вслед богов иных, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук ваших. ; и не причиню тебе вреда» (Иеремия 25:6).
Но люди тогда и теперь не слушали, и наш долготерпеливый Бог, хотя и медленный на гнев, предупреждает нас о Своем праведном, сдержанном гневе. Библия ясно указывает на грядущий День Господень как на время, когда Его гнев будет сильно проявлен для исполнения Его долгосрочных целей. К счастью, за этим временем гнева последует прекрасное время мира. (Узнайте больше, выполнив поиск на этом сайте статей о гневе Божьем и о тысячелетии.)
Библия также рассказывает историю о том, как даже языческий вавилонский царь Навуходоносор узнал о силе и уникальности истинного Бога. Он бросил трех последователей Бога в раскаленную печь за то, что они не поклонились установленному им образу. Потом он увидел, что они не горят! Когда они вышли, у них даже волос на голове не опалился.
Итак, Навуходоносор сказал: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, который послал Своего Ангела и избавил Своих слуг, которые надеялись на Него, и они нарушили слово царя и отдали свои тела, чтобы они не служить и не поклоняться никакому богу, кроме своего собственного Бога!
«Поэтому я постановляю, что любой народ, нация или язык, которые будут говорить что-либо дурное против Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, будут изрублены на части, а их дома превратятся в кучу пепла; потому что нет другого Бога, который мог бы избавить так» (Даниил 3:28-29). ).
«Нет других богов до Меня» в Новом Завете
В Новом Завете Иисус также подчеркивал важность того, чтобы ставить Бога на первое место, а не на все то, за что мы цепляемся в этой жизни. Непосредственно перед знаменитым отрывком, в котором Он сказал нам «искать прежде всего Царства Божия и правды Его» (Матфея 6:33), Он сказал:
«Никто не может служить двум господам; ибо либо одного он будет ненавидеть, а другого любить, либо одному будет верен, а другим пренебрегать. Не можете служить Богу и маммоне» (Матфея 6:24).
«Маммон» — редкое слово в английском языке. Это означает «материальное богатство или собственность, особенно как оказывающие унижающее влияние» ( Merriam-Webster’s 11th Collegiate Dictionary ).
Согласно «Полному толковательному словарю Ветхого и Нового Завета» Вайна, мамонас было «распространенным арамейским словом, означающим «богатство». раб служит своему хозяину. … Абсолютная верность принадлежит только Богу» ( Словарь толкователя Библии, «Маммона»).
Для дальнейшего изучения всех заповедей прочитайте статью «Что такое 10 заповедей?»
Какая первая (первая) заповедь в Библии?
Твитнуть
Какая первая заповедь в Библии? Был ли это тот самый, о котором говорил Иисус?
Исход 20:1-3 «И сказал Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. У вас не будет других богов передо мной».
Десять Заповедей
Десять Заповедей были основополагающей структурой многих народов мира в течение последних нескольких тысяч лет. К сожалению, либералы пытаются удалить их с общественной площади, хотя, если бы они были сохранены, общественность была бы самой большой пользой, но Десять Заповедей были представлены не только народу Израиля, но, прежде всего, Моисею. Вскоре после того, как Израиль был освобожден от сурового рабства своих египетских надсмотрщиков, Бог дал им Свой святой Закон на горе Синай. Моисей взошел на гору и получил это от Самого Бога. Это были каменные скрижали с десятью заповедями, написанными на них, предположительно Самим Богом. Тот факт, что их Автор, Бог, вечен и что они были написаны на камне, указывает на их постоянство. Они не имели ничего общего с Законами Моисея, написанными на пергаменте, который давно уже не существует. Это вечные заповеди не только для Израиля, но и для всех людей. Заповеди говорят нам о святости Бога и Его праведности. Когда фраза «не убий» была бы неактуальна в нашем обществе? надеюсь никогда!
Поклоняемся ли мы идолам?
Десять заповедей бывают как вертикальными, так и горизонтальными. Я имею в виду, что первые четыре Заповеди направлены вверх и связаны между Богом и человеком. Последние шесть являются горизонтальными и относятся к нашим отношениям с человечеством. Это не означает, что последние шесть менее или более важны. Все они есть, но, похоже, существует ранжирование или расстановка приоритетов в том порядке, в котором они даны. Например, каждый еврей знает, что Господь их Бог Един. Они не должны иметь никаких других богов перед Единым, Истинным Богом (Исх 20:2-3). Ставить любого другого бога перед Истинным Богом есть идолопоклонство, и Бог не оставит безнаказанными тех, кто поклоняется идолам, однако эта Заповедь по-прежнему актуальна, потому что мы можем иметь своих идолов. Это могут быть спорт, автомобили, деньги или личность, но все, что превосходит Бога, является идолом. Неважно, что это такое. Все, что ценится больше, чем Бог, является идолом, и, как правильно сказал реформатор Жан Кальвин, и я перефразирую, «наши сердца — фабрика идолов». Соблюдал ли когда-нибудь человек первую заповедь? Нет, я так не думаю, и уж точно не я. Только Иисус был без греха.
Первая и Величайшая Заповедь
Иисус повиновался всем законам Божьим, включая Десять Заповедей, и, говоря о них, Он сказал: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. . Это великая и первая заповедь» (Мф 22:37-38). Вторая заповедь, следующая по приоритету, была, как сказал Иисус, : «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Это могло удивить многих евреев, которые все еще жили в условиях Ветхого Завета и стремились отделиться от всех, кто не был евреем. Это не было вопросом внешних наших внешних и видимых ритуалов и таинств, подобных тем, что были в Моисеевом законе. Это повеление прямо из уст Иисуса, и оно применимо к каждому из нас. Иисус никогда не говорил евреям: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», но что каждый является нашим ближним, как показано Иисусом в Луки 10:25-37 в притче о добром самаритянине. Суть Иисуса в том, что наш ближний — это любой, кого мы встречаем сегодня или в любое время, и мы должны любить его, как любим себя, но нет ничего выше заповеди возлюбить «Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем сердцем твоим». всем своим разумом». К счастью, мы спасены благодатью, а не делами (Еф 2:8-9).), потому что по-человечески невозможно соблюдать Первую и Величайшую Заповедь, которую дал Иисус. Тот факт, что мы не можем соблюдать его в совершенстве, не освобождает нас от стремления соблюдать Божий Закон.
Наш долг
Мы никогда не сможем спастись, соблюдая Десять Заповедей, но у спасенного человека должно быть желание сделать это. Иисус действительно сказал, что если бы мы действительно любили Его, мы бы соблюдали Его заповеди (Иоанна 14:15), и Апостол Иоанн определяет любовь как это ; «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Его заповеди. И заповеди Его не обременительны» (1 Иоанна 5:3). Каждый человек, который был рожден свыше, перенес операцию на сердце, когда ему дали новое сердце после того, как Бог удалил каменное сердце. Старое сердце было заменено более мягким, более гибким сердцем, поэтому, когда мы живем в послушании Божьим заповедям, мы не смеем хвастаться или хвастаться этим с г., «когда ты сделал все, что тебе было велено, скажи: «Мы недостойные слуги; мы сделали только то, что было нашим долгом» (Луки 17:10).
Заключение
Первая заповедь указана первой, потому что Бог знает наши сердца (Иер.