14 августа праздник православный: Первый Спас — Маковия — 14 августа. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2022
Содержание
«Медовый Спас». Начало Успенского поста. Православный календарь на 14 августа
14 августа православные христиане празднуют день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в народе известный как «Первый Спас» или «Медовый Спас». Этот день всегда является началом Успенского поста.
Успенский пост довольно строгий. Несмотря на свою краткость (две недели), он во многом напоминает Великий пост. Но если последний является предуготовлением христиан к событиям Страстной седмицы, а соответственно, и Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней, то пост Успенский готовит нас к великому двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю). Как предписывает церковный Устав, сегодня на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом.
На 14 августа в Православном календаре приходится празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и память целого ряда ветхозаветных и христианских святых. Расскажем коротко об этих празднествах и угодниках Божиих.
* * *
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Один из самых любимых в русском народе праздников, часто именуемый Первым, или Медовым, Спасом. В этот день миллионы православных приносят в храмы для освящения всевозможные сосуды с мёдом. Однако далеко не все помнят, что сам праздник связан не только с новым урожаем самого любимого русского лакомства – мёда, – но и с большим церковным праздником Происхождения или, иначе, изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
На Руси в этот день всегда вспоминали её Крещение равноапостольным князем Владимиром, а также русские победы над волжскими булгарами, одержанные святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Изначально же этот праздник связан с утвердившейся в Византии ещё в IX веке традицией крестных ходов с Животворящим Крестом Господним. Как об этом свидетельствует греческий Часослов:
По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней…
В древнем Царьграде было принято совершать эти крестные ходы в течение двух недель вплоть до самого праздника Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении всего этого времени в Церкви с древних времён установлен особый пост, Успенский. Короткий, но строгий.
Фото: www.pravoslavie.ru
С 14 по 27 августа включительно православным следует воздерживаться от любой пищи животного происхождения: мяса, яиц и молочной продукции. Даже рыбу благословляется отведать лишь раз – на праздник Преображения Господня 19 августа. И, разумеется, в преддверии великого праздника Успения Пресвятой Богородицы нам следует ограничивать себя не только в еде, но и в развлечениях, уделяя как можно больше внимания молитве и добрым делам.
* * *
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот русский православный праздник напрямую связан с предыдущим. Он был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году от Рождества Христова.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар. Эти ветхозаветные святые пострадали в 166 году до Рождества Христова. В те времена нечестивый сирийский правитель-язычник Антиох Епифан ввёл в Иерусалиме и всей Иудее эллинистические идолопоклоннические обычаи и даже осквернил ветхозаветный Храм Господень, где установил статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие евреи в те годы отпали от Бога, но были и те, кто проявил стойкость в вере. В числе последних был 90-летний старец Елеазар, которого подвергли пыткам, во время которых он скончался. Также мужественно отказались принести жертву идолам ученики святого старца – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Все они приняли мученическую смерть, но эти святые страдания воодушевили Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха Епифана и одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов.
Мученики Маккавеи. Фото: www.pravoslavie.ru
Мученики Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей Пергийские (Памфилийские). Эти святые пострадали за Христа и Его Церковь в памфилийском городе Пергии во времена царствования одного из самых лютых гонителей христиан – императора-язычника Диоклетиана (284–305 годы от Рождества Христова). Мученики решились разрушить капище Артемиды, за что были брошены на растерзание диким зверям, которые чудесным образом даже не тронули святых. Это чудо привело ко Христу многих язычников. Сами же святые страдальцы были усечены мечом.
Обретение мощей преподобной Софии Суздальской. Святые останки этой великой русской святой XVI столетия от Рождества Христова были обретены в 1995 году. Из монастырской усыпальницы их перенесли в Покровский собор Суздальского Покровского монастыря. Мощи оказались нетленными, однако вскоре после вскрытия истлели, осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке.
Преподобная София Суздальская. Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученик Димитрий Павский, пресвитер. Святой XX столетия, пострадавший в годы советских богоборческих гонений. Прославлен в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также новомучеников, в земле Белорусской просиявших (23 священномученика Минских).
* * *
Поздравляем православных христиан с началом Успенского поста, сегодняшними праздниками и памятью святых этого дня! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Теги:
Православный календарь
Медовый Спас
Первый Спас
православные святые
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Госп
успенский пост
Читайте также:
В России готовят удар по Китаю: Секретная спецоперация США
Трещало не только за ушами: Генерал, который «съел» пайки русской армии
Мир для Дяди Сэма: Сценарий продажи России готов. Торговые точки надо «заслужить»
«Подвиг архипастыря». Священномученик Вениамин Петроградский. Православный календарь на 13 августа
14 августа — праздники, обычаи, что нельзя делать
Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы и вспоминает семи мучеников Маккавеев.
Медовый Спас отмечают в первый день Успенского поста.
открытые источники
В воскресенье, 14 августа, православные христиане чтят память мучеников Маккавеев и Успение Пресвятой Богородицы. В этот день начинается Успенский пост и празднуется Медовый Спас.
С именинами поздравляют обладателей имен: Федор, Тимофей, Теодор, Леонтий, Елизар, Дмитрий, Алим, Александр, София, Саломея.
Какой церковный праздник 14 августа
Князь Андрей Боголюбский и византийский император Мануил Комнин в 1164 году праздновали победу над врагом. Внук Владимира Мономаха, когда шел в поход против волжских болгар, взял с собой Владимирскую икону Божьей Матери. Два священника несли перед войском чудотворный образ вместе с иконой Спасителя и Честного Креста — и победили врага. В тот же день византийцы выиграли арабов.
Неопровержимое доказательство того, что в этот день и на Руси, и в Византии произошло чудо, — огромные огненные лучи, которые исходили от икон Спасителя, Божьей Матери и Святого Креста.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
azbyka.ru
Семь мучеников Маккавеев — Аким, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар — пострадали незадолго до Рождества. Цари Сирии хотели принудить их отречься от иудейства и принять языческий закон, но мученики отказались. Учитель Елеазар сказал, что он скорее умрет, чем отречется от Бога, а также даже не захотел сделать вид, что он ест жертвенное мясо. За это старца казнили.
Сынов и Соломонию долго мучили, но они тоже не предали христианской веры. Некоторых убили мечом, а некоторых сожгли. Каждый из них, умирая, надеялся на воскресенье и вечную жизнь.
Семь мучеников Маккавеев.
azbyka.ru
Традиции и обычаи 14 августа
14 августа начинается Успенский пост, который длится две недели. Пресвятая Дева готовилась к вечной жизни, много постилась и молилась, чтобы очистить душу и тело. Также верующие празднуют Медовый Спас. Считается, что на Первый спас женщинам прощаются все грехи.
На Спас пекут пироги и медовые пряники. Также бережно относятся к воде: чистят колодцы, убирают мусор с берегов рек и умываются холодной водой, чтобы излечиться от болезней.
Медовый Спас.
открытые источники
- Если идет дождь — мало будет пожаров.
- Если с первой ложкой меда загадать желание — исполнится.
- Если на следующий день после Спаса убраться, то можно смыть негативную энергетику.
Что нельзя делать 14 августа
- Нельзя ссориться.
- Не стоит желать другим зла.
- Не следует пребывать в плохом настроении.
- Запрещено есть мясо, молочные продукты, рыбу и яйца.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы – Воскресенье, 14 августа
Праздник Успения Пресвятой Богородицы ( Асдвадзадзин ), один из пяти главных праздников Армянской Церкви, в этом году отмечается в воскресенье, 14 августа ( или ближайшее к 14 августа воскресенье). Этот праздник знаменует телесное вознесение Девы Марии (ее вознесение ) на небо ее сыном Иисусом Христом после ее смерти.
В этот праздничный день сразу после Божественной литургии совершается богослужение «Освящение винограда». В 10:00 начнется Божественная литургия, после которой состоится освящение винограда.
Как всегда, для Службы потребуется виноград, и пожертвования на эти цели принимаются с благодарностью. Желающих сделать пожертвование просят обращаться в офис церкви.
В соответствии с канонами Армянской Церкви панихиды не могут совершаться в пять больших праздников Армянской Церкви. Запросы на услуги Реквиема можно подать на следующее воскресенье, 21 августа.
5 Что нужно знать о празднике Успения
1. Успение Пресвятой Богородицы — один из пяти главных праздников Армянской Церкви, отмечаемый ежегодно в ближайшее к 15 августа воскресенье.
2. Празднование в память телесного вознесения Девы Марии на небо ее сыном Иисусом Христом после ее смерти.
3. Это событие не упоминается в Евангелиях, но эта история передается из поколения в поколение.
4. Апостол Варфоломей, только что вернувшись с миссии, попросил открыть гроб Пресвятой Богородицы, чтобы в последний раз увидеть ее лик. Могила была вскрыта, и, к их удивлению, в могиле не было тела.
5. Они пришли к выводу, что Христос спустился с небес и взял тело Своей матери с Собой на небо. Поэтому можно было сказать, что тело Девы Марии вообще не видело тления в могиле. Таким образом, когда она действительно умерла, мы говорим, что она уснула (успение) и была принята на Небеса. Праздник Успения есть празднование того, что все люди «высоко превозносятся» в блаженстве победоносного Христа, и что это высокое возвышение уже совершилось во Святой Марии, Богородице.
Почему мы благословляем виноград?
Обычай освящать виноград восходит к ветхозаветным временам. Из всех продуктов виноград занимал особое почетное место и считался «первым плодом», потому что он был первым продуктом урожая. Специальные благодарственные службы совершались священниками в храме, традиция, господствовавшая до времен Христа.
С рождением Иисуса эти посвящения приобрели новый смысл. Иисус Христос был первенцем — или первым плодом — Марии и как таковой был принесен в жертву Богу в храме. (Луки 2:25-30) Мария рассматривается как образ человечества, полностью послушного Богу и в конечном счете освященного исполнением воли Бога. Поэтому в праздник, вспоминая ее успение (засыпание во Христе) и Успение (вознесение на небо), мы празднуем освящение винограда. (источник: armenianchurch.us)
Жития всех святых, память 14 августа
Предпразднество Успения Божией Матери
Тропарь Предпразднства призывает нас собраться в этот день в радости, ибо Богородице предстоит сойти с земли на небо.
Пророк Михей
Пророк Михей, шестой из Двенадцати малых пророков, происходил из племени Иуды и был уроженцем города Морешет, к югу от Иерусалима. Его пророческое служение началось около 778 г. до н.1 г. до н. э., 28 августа).
Современник пророка Исайи. Его разоблачения и предсказания касались отдельных царств Иудеи и Израиля. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству перед его разрушением, и страдания Иудеи во время набегов при ассирийском императоре Сеннахириме.
Ему принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлеем, дом Ефрафа, слишком малочислен, чтобы сосчитаться с тысячами Иуды; но из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкой в Израиле, и исходы Его были от начала и от века» (Мих. 5:2). Со слов пророка Иеремии (Иер. 26:18-19), евреи, видимо, боялись убить пророка Михея. Его мощи были обнаружены в четвертом веке после Рождества Христова в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.
Перенесение мощей преподобного Феодосия Дальне-Печерского
Святитель Феодосий Печерский — отец монашества на Руси. Он родился в Васильеве, недалеко от Киева. С юности он чувствовал непреодолимую тягу к подвижнической жизни и вел подвижнический образ жизни еще в родительском доме. Он брезговал детскими играми и развлечениями и постоянно ходил в церковь. Он просил родителей разрешить ему изучать священные книги, и благодаря своим явным способностям и редкому усердию он быстро научился читать книги, так что все дивились его уму.
В четырнадцать лет он потерял отца и остался под присмотром матери, строгой и властной женщины, очень любившей своего сына. Много раз она укоряла сына за его стремление к подвижничеству, но он оставался твердо верен своему пути.
В возрасте двадцати четырех лет он тайно покинул родительский дом, и преподобный Антоний в Киево-Печерской обители благословил его принять монашеский постриг с именем Феодосий. Через четыре года мать нашла его и со слезами умоляла вернуться домой, но святитель уговорил ее остаться в Киеве и постричься в монахини в Свято-Николаевском монастыре на Аскольдовом кладбище.
Преподобный Феодосий более других подвизался в монастыре и часто брал на себя некоторые работы других братий. Он носил воду, рубил дрова, молол зерно и разносил каждому монаху муку. Холодными ночами он обнажал свое тело и отдавал его в пищу мошкам и комарам. Кровь его текла, а святой занимался рукоделием, пел псалмы. В храме он появлялся раньше других и, стоя на одном месте, не покидал его до окончания службы. Он также слушал чтения с особым вниманием.
В 1054 году святой Феодосий был рукоположен во иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла в монастырь ряд монахов, при которых он построил новую церковь и кельи, а также ввел общежительный устав Студийского монастыря, копию которого заказал в Константинополе. В качестве игумена святой Феодосий продолжал свои подвиги в монастыре. Обычно он ел только сухой хлеб и готовил зелень без масла. Ночи свои он проводил в молитве без сна, и братия часто замечала это, хотя избранник Божий и старался скрыть свои старания от других.
Никто не видел, когда святой Феодосий слегка дремлет, и обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святитель удалился в пещеру близ монастыря, где подвизался невидимо никем. Его одежда представляла собой грубую власяницу, которую носили рядом с телом. Он был так похож на нищего, что нельзя было узнать в этом старце знаменитого игумена, глубоко уважаемого всеми знавшими его.
Однажды святой Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Кучер, не узнав его, хрипло сказал: «Ты, монах, всегда в отпуске, а я постоянно на работе. Займи мое место и позволь мне покататься в карете. Святой старец смиренно подчинился и прогнал слугу. Видя, как вельможи по дороге кланялись преподобному, водящему коней, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и дал трапезу в монастыре. Уповая на помощь Божию, святитель не держал в обители большого запаса пищи, и поэтому братия нуждалась в хлебе насущном. Но по его молитвам в монастырь явились неизвестные благодетели и доставили необходимое для братии.
Великие князья, а особенно Изяслав, любили слушать духовные речи святого Феодосия. Святитель не боялся обличать сильных мира сего. Несправедливо осужденные всегда находили в нем защитника, а судьи пересматривали дела по просьбе игумена. Особенно он заботился о обездоленных. Он построил для них в монастыре специальный двор, где каждый нуждающийся мог получить еду и питье. Предчувствуя приближение кончины, святой Феодосий мирно почил о Господе в 1074 году. Он был погребен в вырытой им пещере, где уединялся во время постов.
Мощи подвижника обретены нетленными в 1091 году. Преподобный Феодосий причислен к лику святых в 1108 году. Из письменных творений преподобного Феодосия сохранились шесть слов, два письма к великому князю Изяславу и молитва о всех христианах к нашему времени.
Житие преподобного Феодосия написано святителем Нестором Летописцем (память 27 октября), учеником великого аввы, всего через тридцать лет после его кончины, и всегда было одним из любимых чтений русского народа. Житие святого Феодосия находится под 28 сентября.
Преподобный Аркадий Новоторский
14 августа 1798 года святые мощи святого Аркадия были положены в каменный гроб, который был
служил усыпальницей его старца святителя Ефрема до 1572 г.
Память святителя Аркадия совершается также 13 декабря (день его блаженной кончины), 11 июля (перенесение его мощей в 1677 г.) и 11 июня (день обнаружение его мощей).
Священномученик Марцелл, епископ Апамейский
9002 Священномученик Марцелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипр. Получив прекрасное образование, он занимал высокий гражданский пост. Все дивились его чистоте жизни, кротости, доброте и красноречию. В 375 году святитель оставил жену и детей и посвятил себя иноческой жизни в Сирии. Жители Апамеи, пригласив его в город по какому-то практическому делу, избрали его епископом.
Из рассказа Феодорита Киррского мы узнаем, что святой Маркелл получил разрешение от императора святого Феодосия Великого (379 г.-395) разрушить крепко построенный храм Юпитера в Апамеях, но святитель не знал, как это осуществить. Некий рабочий пообещал ему помочь. Он подорвал три огромные колонны, временно подперев их оливковым деревом. Затем он попытался поджечь их, но дрова не горели. Когда святой Марцелл узнал об этом, он совершил малое освящение воды и повелел этой водой верно окропить дрова. После этого дрова быстро сгорели, колонны рухнули, и весь языческий храм рухнул сам на себя.
Когда воины близ Авлоны в районе Апамеи разрушили очередной языческий храм, святой, наблюдавший издалека, был схвачен язычниками и брошен в огонь. Убийцы нашлись, и сыновья святого захотели отомстить. Поместный Собор запретил им это делать, постановив, что нехорошо мстить за такую смерть, какую принял святой. Вместо этого они должны благодарить Бога.
Икона Божией Матери «Проповедница»
Икона Божией Матери «Беседа» названа так потому, что на ней изображены Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году, когда Сама Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы на новоустроенном в Ее честь храме в Тихвине металлический крест заменили крестом. деревянный. На месте этого видения была построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Часовня несколько раз горела (впервые в 139 г.0 одновременно с церковью Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы). В 1515 году была построена деревянная церковь и основан монастырь в честь этой святой иконы.
Икона Божией Матери Нарвская
Нарвская икона Божией Матери прославилась в 1558 году, когда русское войско напало на город Нарву. В одном из домов, где когда-то жили русские купцы, пьяные немцы схватили оставленную икону Божией Матери. Поругавшись над святыней, они бросили ее в огонь под котел, в котором варили пиво. Пламя вырвалось из чайника и охватило крышу дома.
В этот самый момент разразилась буря, и огонь распространился по всему городу. Воспользовавшись неразберихой, русская армия продвинулась вперед и взяла город. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы и икона святителя Николая были найдены в пепле целыми и невредимыми.
Новомученик Назарий, Митрополит Кутаисско-Гаэнатский, и его сподвижники, Грузия
Митрополит Кутаисско-Гаэнатский Назарий родился в 1872 году в селе Диди Джихайши Имерети. Его предки принадлежали к длинному роду духовенства, и будущий митрополит воспитывался в Церкви с самых ранних лет своей юности.
Назарий (известный в мире как Иосиф) получил образование в Кутаисском духовном училище. В 1892 году он с отличием окончил Тбилисскую семинарию и стал служить в Церкви сначала диаконом, а затем (с 9 февраля 1893 года) священником. В 1904 году, после ряда личных трагедий (сначала умерла жена, потом две дочери), Назарий был пострижен в монахи. 4 ноября 1918 года возведен на престол митрополита Кутаисского.
1922-1923 годы были трудным периодом в истории Грузинской Церкви. Большевики разрушили тысячу двести церквей, уничтожили большую часть церковных богатств, сожгли множество редких рукописей и преследовали духовных лидеров, особенно грузинских националистов.
10 февраля 1921 года, после вторжения Красной Армии в Грузию, сокровища соборов Сиони и Светицховели были вывезены на хранение в Кутаиси. Патриарх Леонид благословил захоронение четырех ящиков со святынями под папертью резиденции митрополита Назария, расположенной на территории храма Баграта.
После того, как большевики добились оккупации Грузии, они обнаружили место захоронения сокровищ и арестовали митрополита Назария. Его обвинили в агитации против правительства и сокрытии церковного имущества. Во время судебного разбирательства у митрополита спросили, для кого он спрятал клад, и он ответил: «Для Церкви и грузинского народа!»
Суд приговорил Назария к самому суровому наказанию — расстрелу, но впоследствии приговор был отменен. В итоге большевики посадили иерарха в тюрьму и конфисковали его личные вещи.
В апреле 1924 года митрополит Назарий был амнистирован и освобожден после двухлетнего заключения. Он вернулся в свою епархию, переживавшую множество испытаний. Ему не разрешили вернуться в свою резиденцию, но он был вынужден жить со своим братом, а его прежний дом был превращен в хранилище.
14 августа 1924 года к митрополиту прибыла делегация из села Симонети с просьбой об освящении их местного храма. В назначенное время митрополит прибыл в Симонети со свитой и освятил храм. Той же ночью группа чекистов ворвалась в дом, где проживал митрополит Назарий и сопровождающие его лица, связала и избила их, а затем потащила в сельсовет. Без следствия Тройка (советский чрезвычайный совет из трех судей) приговорила к смертной казни митрополита Назария и еще четырех священнослужителей — священника Германа Джаджанидзе, священника Иерофея Николадзе, священника Симона Мчедлидзе и архидиакона Бесариона Кухианидзе.