21 сентября какой церковный: 22 Сентября 2022 года — Православный Церковный календарь
Содержание
Икона Божьей Матери София – Премудрость Божия (Киевская)
В Русской Православной Церкви находится много икон с изображением Софии, Премудрости Божией, — например, в Киеве, Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве, в Троице-Сергиевой лавре и других местах. Все они, изображая Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражают одну главную мысль. Под Премудростью, или Софией, разумеют Сына Божия на основании IX главы книги Притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в Посланиях апостольских называется Божией силой и «Божией Премудростью»; а в слове «дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, послужившую воплощению Сына Божия. На основании этих слов строится изображение икон Св. Софии, Премудрости Божией.
Древнейшая из таких икон есть образ Софии, Премудрости Божией, находящийся в Киеве, в Софийском соборе. Эта икона, заимствованная из церкви Юстиниана в Византии, изображает соединение Церкви Небесной и земной через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией. На ней изображен дом или храм и в нем стоящая Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и длани Ее распростерты, а стопы утверждены на серповидной луне. На персях Богоматери покоится Предвечный Младенец, правой рукой благословляющий, а в левой имеющий державу. На карнизе сени начертаны слова книги Притчей: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Над сенью посредине изображен окруженный лучами Дух Святой, а немного выше, также окруженный сиянием, Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правой благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». По обеим сторонам изображения Бога Отца и Духа Святого представлены семь архангелов с распростертыми крыльями и с знаками своего служения в руках: с правой стороны Михаил с пламенным мечом, Уриил с молнией, опущенной вниз, и Рафаил с алавастром мира; с левой стороны Гавриил с цветком лилии, Селафиил с четками, Иегудиил с царской короной и Варахиил с пучком цветов на белом плате.
Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями, изображающий церковь Божию на земле с ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости праотцами и пророками. С правой стороны, на четвертой ступени сверху, изображен Моисей со скрижалями, на которых начертаны слова: «Радуйся, скрижале Божия, на ней же перстом Отчим написася слово Божие». За Моисеем на следующей ступени в нисходящем порядке изображены: Аарон в митре как первосвященник и с прозябшим жезлом и Давид в короне, царственной мантии и с ковчегом Завета. С левой стороны против Моисея на одной с ним ступени стоит пророк Исаия с висящей от левого плеча хартией, на которой видна надпись: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Далее стоят Иеремия со свитком, Иезекииль с вратами затворенными и Даниил с камнем в руках. Кроме того, на каждой из семи ступеней этого амвона начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых находятся взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения. На первом столпе изображены 7 очес с надписью: дар совета; на втором — семисвечник с надписью: дар разума; на третьем — книга с 7 привешенными печатями и надписью: дар премудрости. С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: дар крепости; на втором — правая рука с 7 звездами и надписью: дар ведения; на третьем — 7 курильниц дымящихся и надпись: дар благочестия; на четвертом и последнем столпе — 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. Таким образом, на этой иконе, за исключением Богоматери и св. Троицы, все лица и вещи приспособлены к седмеричному числу и имеют символическое значение. Таково изображение Киевской иконы Софии — Премудрости Божией.
Не все изображения Софии — Премудрости Божией одинаковы. Новгородская икона Софии в Софийском соборе есть род Деисуса, или правильнее Деисиса (греческое слово «деисис» значит моление; так называются иконы, изображающие Спасителя, а перед ним Богоматерь и Иоанна Предтечу в молитвенном положении). На этой иконе изображен Господь Вседержитель в царской одежде, с огненными крыльями на огненном престоле, утверждающемся на семи столпах. Вокруг Вседержителя голубое небо, испещренное звездами. По сторонам изображены Божия Матерь и Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. Вверху изображен Спаситель в огненном круге, на котором имеется надпись: «Премудрость Божия». Выше этого изображено опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле лежащее Евангелие, перед которым шесть ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена.
Новгородская икона Софии считается чудотворной. Сохранившееся историческое известие говорит, что от этой иконы в 1542 году получила исцеление одна женщина, страдавшая болезнью глаз. Все изображения Софии — Премудрости Божией выражают мысль о Матери Божией, послужившей орудием для воплощения Ипостасной Премудрости — Сына Божия. По этой причине и празднество иконе Софии совершается православной церковью в Богородичные дни и преимущественно на Рождество Богородицы, как в Киеве, или же на Успение Пресвятой Богородицы, как в Новгороде, Вологде, Тобольске, Москве и других местах, где имеются иконы Софии — Премудрости Божией.
Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии 21 сентября 2022
21 сентября православные верующие отмечают великий праздник — Рождество Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии
Рождество Богородицы — это один из самых значимых праздников в православном церковном календаре, относящийся к двунадесятым (12 важнейших праздников после Пасхи).
Чудесное событие произошло в семье Иоакима и Анны. Согласно древним источникам, рождество Богородицы было предсказано задолго до ее появления на свет. Пророчества об этом можно найти в текстах «Лестницы Иакова», Пророчества Иезекииля, в Книге притчей Соломоновых. Однако в Новом Завете почти ничего нет о родителях Девы Марии и собственно рождестве. Основные сведения же взяты из апокрифического Протоевангелия Иакова, датируемого II веком.
Иоаким и Анна долго время — более 20 лет — не имели детей. В те давние времена супруги, обделенные потомством, считались наказанными Богом. Из-за этого Иоакиму даже отказали в праве принести жертву Богу на большой праздник. После такого унижения Иоаким удалился в пустыню, а Анна осталась дома. Оба супруга молились о даровании им ребенка. И им одновременно явился Ангел с благой вестью. Супруги поспешили навстречу друг другу и встретились у Золотых ворот Иерусалима. Этот сюжет запечатлен в иконографии под названием «Зачатие праведной Анной Девы Марии». Кстати, согласно православной традиции, зачатие Богородицы было естественным. Но сама Дева — безгрешна.
Поскольку ребенок был дарован Богом после стольких лет, пожилые родители дали обет посвятить дочь Господу. Согласно традиции, на третий год Марию ввели в Иерусалимский храм, где началось ее воспитание. В храме Марию встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Там Мария прожила до 12 (по другим источникам — до 14 лет), обучаясь всему, что было положено знать и уметь благочестивой девушке. Здесь по достижении определенного возраста состоялся смотр женихов, на котором благодаря знамению — расцветшему посоху — Марии в мужья избрали вдовца Иосифа Обручника.
Фрагмент иконы «Рождество богородицы». Зотин Игорь, Межевич Владимир / ТАСС
Праздник Рождества Богородицы отмечается ровно спустя девять месяцев после праздника Зачатия Девы Марии. Как и другие богородичные праздник, он установился сравнительно поздно — в конце VI или начале VII века. Это связано с тем, что в раннем христианстве культу Богородицы отводилось сравнительно мало значения. Например, в месяцесловах V века Богородичные праздники не упоминаются. А песнопения, которые исполняются во время службы в честь праздника, относятся к V–VII векам.
Где родилась Дева Мария
И в православной, и в католической традиции есть указание на то, где именно родилась Богородица. Дом Иоакима и Анны находился в Иерусалиме, на территории нынешнего Мусульманского квартала в Старом городе, недалеко от Львиных ворот. Одного православные и католики называют разные места — друг от друга они отстоят всего на 70 метров.
На месте, которое почитается домом супругов в православной традиции, сегодня находится монастырь Святой Анны. В нем есть церковь Рождества Богородицы, а под церковью — пещера, которая, возможно, была частью дома Иоакима и Анны. На месте, указываемом католической традицией, располагается базилика Святой Анны. А в ее крипте (нижняя церковь, подземные сводчатые помещения) тоже есть древние помещения.
На иконе, посвященной сюжету рождества Девы Марии, как правило, изображается лежащая на ложе Анна, новорожденная Мария, служанки, подающие питье Анне, а в одной из частей иконы помещается изображение Иоакима и Анны, держащих Марию на руках. К этой иконе обращаются с молитвами о возвращении заблудших душ на путь истинный и вернуть человеку веру. Молятся ей бездетные пары и те, в чью семью пришел разлад.
Народный праздник Осенины — традиции 21 сентября
На Руси в народном календаре празднику Рождества Богородицы соответствовали так называемые Осенины или Праздник урожая. Также 21 сентября называли Малой Пречистой или второй встречей осени: «Всякому лету аминь (конец)».
В разных областях существовали свои приметы и традиции. Например, в Ярославской и Вологодской 21 сентября собирали лук, потому праздник называли Днем луковой слезинки или Луковым днем. А в Пензенской и Саратовской убирали пчел — отсюда название Пасекин день.
Как правило, Осенины считались женским праздником. Встречали его у воды ранним утром. Женщины пекли овсяный хлеб и варили кисель, чтобы встретить матушку Осенины. Самая старшая женщина деревни держала подношения, остальные пели песни. Потом хлеб делили, и каждой присутствующей доставался кусочек, который скармливали скоту.
В других местах на Осенины принято обновлять в избе огонь: гасят старый и зажигают новый с помощью кремня. С этого дня можно сидеть по вечерам дома с огнем — такие собрания назывались засидки.
Во многих областях вплоть до XX века 21 сентября посещали новобрачных — ходили смотреть, как они устроили быт, и давать наставления. Молодая хозяйка обязательно устраивала застолье, а хозяин проводил по двору и дому.
Что можно делать 21 сентября
В Рождество Пресвятой Богородицы с особым вниманием относятся к матерям семейства — оказывают им всяческие почести и помогают в делах насущных. Те в свою очередь дают молодым наставления, особенно недавно вышедшим замуж дочерям. Семья собирается за большим столом.
Супруги, которые женаты уже длительное время, на Рождество Богородицы могут на несколько дней отправить детей к бабушкам и дедушкам. Это поможет установить более крепкие и тесные связи в большой семье.
Замужним женщинам непременно надо умыться проточной водой до рассвета — по приметам красота останется с ней на весь следующий год.
Крайне желательно на Рождество Богородицы подать щедрую милостыню просящим у храма или перечислить деньги на благотворительность. Если этого по какой-либо причине сделать не удавалось, то считалось большой бедой — женщина рисковала остаться бесплодной, а из дома могли уйти благополучие и достаток.
Что нельзя делать 21 сентября
На Рождество Богородицы запрещается ссориться и браниться с близкими родственниками. Также запрещено отказывать кому-либо в помощи — рискуете сами остаться без поддержки в будущем.
Также 21 сентября не рекомендуется, как напоминает utro.ru выполнять любую тяжелую работу по дому: убирать, мыть полы, жечь мусор, собирать листья во дворе и другое.
Женщинам 21 сентября категорически не рекомендуется брать в руки нож или ножницы. Запрет распространяется и на иголки — прекрасной половине человечества нельзя заниматься каким-либо рукоделием — шить или вышивать.
Приметы 21 сентября
- На Рождество Богородицы хорошая погода — такой выдастся и вся осень;
- Пошел дождь — вся осень пройдет дождливая;
- Ярко-красный рассвет — к ливням и сильному ветру;
- Птицы летят на юг слишком низко — к заморозкам;
- 21 сентября иней на траве — к резкому ухудшению погоды.
- Птицы летают высоко — до заморозков еще далеко. А если низко к земле — скоро холода придут и надолго останутся.
21 сентября Церковь отмечает праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — Новости — новости Православия Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 8 сентября каждого года. Праздник посвящен рождению Матери Иисуса Христа, Господа нашего.
Рождение и ранняя жизнь Девы Марии не описаны в Евангелиях или других книгах Нового Завета, однако эту информацию можно найти в произведении, датируемом вторым веком, известном как Книга Иакова или Протевангелия.
Согласно рассказу из этой книги, родители Марии, Иоахим и Анна, много лет были бездетными. Они остались верны Богу, но их молитвы о ребенке остались без ответа. Однажды, когда Иоаким пришел в храм, чтобы принести жертву, он был отвергнут первосвященником, который наказал его за отсутствие детей. Чтобы скрыть свой позор, Иоаким удалился в гористую местность, чтобы жить среди пастухов и их стад.
Пока Иоаким молился, его жена Анна молилась в то же время в их доме в Иерусалиме. Им обоим явился ангел и возвестил, что у Анны родится ребенок, имя которого будет известно всему миру. Анна пообещала принести своего ребенка в дар Господу. Иоаким вернулся домой, и в свое время Анна родила дочь Марию.
Пресвятая Богородица своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и всех Ангелов; она была живой церковью Божьей.
Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало наступление времени, когда начали сбываться великие и утешительные обетования Божии о спасении человечества от рабства диавола. Это событие принесло на землю благословенное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всего творения есть Матерь и Заступница за всех нас милостивой благодатью, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.
См. также
Мать погибшего воина на коленях умоляет священника ПЦУ совершить последний обряд над ее сыном
17:58
СБУ сообщает о результатах обыска в четырех епархиях УПЦ
17:31
СБУ проводит обыски в монастырях Овручской епархии УПЦ
13:34
Кировоградский епископ депутатам: Почему надо запрещать УПЦ, а не СБУ?
10:46
OCU раскрывает планы по переходу на новый календарь
07 декабря 19:11
Люди в балаклавах выгнали священника УПЦ из храма в Тарасовке
07 декабря 14:39
Св.
Матфей, Апостол – Католический телеграф
Святой Матфей, сборщик налогов I века, ставший апостолом, описавший жизнь и служение Христа в своем Евангелии, празднуется Церковью сегодня, 21 сентября. жизнь св. Матфея, рассказ о служении Христа, который он написал, традиционно считающийся первым из четырех Евангелий, имеет неоценимую ценность для Церкви, особенно в подтверждении того, что Иисус является Мессией.
Восточные католики и православные церкви празднуют день святого Матфея 16 ноября вместе со святым Фульвианом, князем, который, согласно некоторым традициям, перешел из язычества после мученической смерти Матфея.
В евангельских рассказах Марка и Луки, как и в рассказах Матфея, описывается встреча между Иисусом и Матфеем при удивительных обстоятельствах, связанных с обязанностями Матфея по сбору налогов. Мытари-евреи, которые собирали налоги от имени римских правителей Иудеи первого века, вызывали насмешки и даже ненависть среди своих общин, поскольку работали от имени оккупационных властей и часто зарабатывали себе на жизнь, собирая больше, чем государство. в связи.
Скорее всего, Иисус впервые встретил Матфея возле дома Петра в Капернауме у Галилейского моря. Встреча этих двоих была драматической, о чем свидетельствует рассказ Матфея от третьего лица в его Евангелии: «Проходя, — рассказывается в девятой главе, — Иисус увидел человека по имени Матфей, сидевшего на таможенном посту. Он сказал ему: «Следуй за мной». И он встал и последовал за ним».
Призвание Матфея в ближайшее окружение Иисуса было драматическим жестом всемирного послания и миссии Мессии, заставившим некоторых религиозных авторитетов еврейской общины задаться вопросом: «Почему ваш учитель ест с мытарями и грешниками?» Многозначительный ответ Иисуса указывал на главную цель его служения: «Я пришел призвать не праведников, но грешников».
Свидетель воскресения Христа после смерти, а также Его вознесения на небо и событий Пятидесятницы, Матфей также записал наставление Иисуса апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
Традиционно считается, что святой Матфей, как и 11 из 12 апостолов, умер мученической смертью во время проповеди Евангелия. Римский мартиролог описывает его смерть как произошедшую на территории недалеко от современного Египта.
И сам святой, и его евангельское повествование вдохновили важные произведения религиозного искусства, начиная от богато украшенных иллюминированных страниц Келлской книги девятого века до Страстей по Матфею И.С. Бах. Три знаменитые картины Караваджо, изображающие призвание, вдохновение и мученичество святого Матфея, висят в часовне Контарелли в римской церкви Святого Людовика Французского.
Размышляя о призвании св. Матфея, от погони за нечестной финансовой выгодой до вершин святости и божественного вдохновения, Папа Бенедикт сказал в 2006 году, что «в образе Матфея Евангелия представляют нам истинный и правильный парадокс: те, кто кажется самым далеким от святости, могут даже стать образцом принятия Божьего милосердия и показать его чудесное действие в своей жизни».