21 сентября какой церковный: 22 Сентября 2022 года — Православный Церковный календарь

Разное

Икона Божьей Матери София – Премудрость Божия (Киевская)

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на­хо­дит­ся мно­го икон с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, — на­при­мер, в Ки­е­ве, Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, в Москве, в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре и дру­гих ме­стах. Все они, изо­бра­жая Бо­жию Ма­терь и во­пло­тив­шу­ю­ся от Нее Ипо­стас­ную Пре­муд­рость — Сы­на Бо­жия, вы­ра­жа­ют од­ну глав­ную мысль. Под Пре­муд­ро­стью, или Со­фи­ей, ра­зу­ме­ют Сы­на Бо­жия на ос­но­ва­нии IX гла­вы кни­ги Прит­чей Со­ло­мо­но­вых, где го­во­рит­ся: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». В этих сло­вах со­дер­жит­ся ука­за­ние на Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый в По­сла­ни­ях апо­столь­ских на­зы­ва­ет­ся Бо­жи­ей си­лой и «Бо­жи­ей Пре­муд­ро­стью»; а в сло­ве «дом» со­дер­жит­ся ука­за­ние на Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, по­слу­жив­шую во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия. На ос­но­ва­нии этих слов стро­ит­ся изо­бра­же­ние икон Св. Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Древ­ней­шая из та­ких икон есть об­раз Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, на­хо­дя­щий­ся в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре. Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. На ней изо­бра­жен дом или храм и в нем сто­я­щая Бо­го­ма­терь в хи­тоне, с по­кры­ва­лом на го­ло­ве, под се­нью, под­дер­жи­ва­е­мой се­мью стол­па­ми. Ру­ки и дла­ни Ее рас­про­стер­ты, а сто­пы утвер­жде­ны на сер­по­вид­ной луне. На пер­сях Бо­го­ма­те­ри по­ко­ит­ся Пред­веч­ный Мла­де­нец, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а в ле­вой име­ю­щий дер­жа­ву. На кар­ни­зе се­ни на­чер­та­ны сло­ва кни­ги Прит­чей: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». Над се­нью по­сре­дине изо­бра­жен окру­жен­ный лу­ча­ми Дух Свя­той, а немно­го вы­ше, так­же окру­жен­ный си­я­ни­ем, Бог Отец, име­ю­щий в ле­вой ру­ке дер­жа­ву, а пра­вой бла­го­слов­ля­ю­щий; из уст Его ис­хо­дят сло­ва: «Аз утвер­дих сто­пы Ея». По обе­им сто­ро­нам изо­бра­же­ния Бо­га От­ца и Ду­ха Свя­то­го пред­став­ле­ны семь ар­хан­ге­лов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми и с зна­ка­ми сво­е­го слу­же­ния в ру­ках: с пра­вой сто­ро­ны Ми­ха­ил с пла­мен­ным ме­чом, Ури­ил с мол­нией, опу­щен­ной вниз, и Ра­фа­ил с ала­вастром ми­ра; с ле­вой сто­ро­ны Гав­ри­ил с цвет­ком ли­лии, Се­ла­фи­ил с чет­ка­ми, Иегу­ди­ил с цар­ской ко­ро­ной и Вара­хи­ил с пуч­ком цве­тов на бе­лом пла­те.

Под об­ла­ком с сер­по­вид­ной лу­ной, слу­жа­щей под­но­жи­ем Бо­го­ма­те­ри, изо­бра­жен ам­вон с се­мью сту­пе­ня­ми, изо­бра­жа­ю­щий цер­ковь Бо­жию на зем­ле с вет­хо­за­вет­ны­ми тай­но­зри­те­ля­ми во­пло­ще­ния Пре­муд­ро­сти пра­от­ца­ми и про­ро­ка­ми. С пра­вой сто­ро­ны, на чет­вер­той сту­пе­ни свер­ху, изо­бра­жен Мо­и­сей со скри­жа­ля­ми, на ко­то­рых на­чер­та­ны сло­ва: «Ра­дуй­ся, скри­жа­ле Бо­жия, на ней же пер­стом От­чим на­пи­са­ся сло­во Бо­жие». За Мо­и­се­ем на сле­ду­ю­щей сту­пе­ни в нис­хо­дя­щем по­ряд­ке изо­бра­же­ны: Аарон в мит­ре как пер­во­свя­щен­ник и с про­зяб­шим жез­лом и Да­вид в ко­роне, цар­ствен­ной ман­тии и с ков­че­гом За­ве­та. С ле­вой сто­ро­ны про­тив Мо­и­сея на од­ной с ним сту­пе­ни сто­ит про­рок Ис­а­ия с ви­ся­щей от ле­во­го пле­ча хар­ти­ей, на ко­то­рой вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на». Да­лее сто­ят Иере­мия со свит­ком, Ие­зе­ки­иль с вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми и Да­ни­ил с кам­нем в ру­ках. Кро­ме то­го, на каж­дой из се­ми сту­пе­ней это­го ам­во­на на­чер­та­но по од­но­му сло­ву: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь, чи­сто­та, сми­ре­ние, бла­гость и сла­ва. Семь сту­пе­ней ам­во­на утвер­жда­ют­ся на се­ми стол­пах, на ко­то­рых на­хо­дят­ся взя­тые из Апо­ка­лип­си­са изо­бра­же­ния и их объ­яс­не­ния. На пер­вом стол­пе изо­бра­же­ны 7 очес с над­пи­сью: дар со­ве­та; на вто­ром — се­ми­свеч­ник с над­пи­сью: дар ра­зу­ма; на тре­тьем — кни­га с 7 при­ве­шен­ны­ми пе­ча­тя­ми и над­пи­сью: дар пре­муд­ро­сти. С ле­вой сто­ро­ны на пер­вом край­нем стол­пе изо­бра­же­ны 7 труб и над­пись: дар кре­по­сти; на вто­ром — пра­вая ру­ка с 7 звез­да­ми и над­пи­сью: дар ве­де­ния; на тре­тьем — 7 ку­риль­ниц ды­мя­щих­ся и над­пись: дар бла­го­че­стия; на чет­вер­том и по­след­нем стол­пе — 7 струй мол­нии с над­пи­сью: дар стра­ха Бо­жия. Та­ким об­ра­зом, на этой иконе, за ис­клю­че­ни­ем Бо­го­ма­те­ри и св. Тро­и­цы, все ли­ца и ве­щи при­спо­соб­ле­ны к сед­ме­рич­но­му чис­лу и име­ют сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Та­ко­во изо­бра­же­ние Ки­ев­ской ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Не все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей оди­на­ко­вы. Нов­го­род­ская ико­на Со­фии в Со­фий­ском со­бо­ре есть род Де­и­су­са, или пра­виль­нее Де­и­си­са (гре­че­ское сло­во «де­и­сис» зна­чит мо­ле­ние; так на­зы­ва­ют­ся ико­ны, изо­бра­жа­ю­щие Спа­си­те­ля, а пе­ред ним Бо­го­ма­терь и Иоан­на Пред­те­чу в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии). На этой иконе изо­бра­жен Гос­подь Все­дер­жи­тель в цар­ской одеж­де, с ог­нен­ны­ми кры­лья­ми на ог­нен­ном пре­сто­ле, утвер­жда­ю­щем­ся на се­ми стол­пах. Во­круг Все­дер­жи­те­ля го­лу­бое небо, ис­пещ­рен­ное звез­да­ми. По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­жия Ма­терь и Иоанн Пред­те­ча как бли­жай­шие сви­де­те­ли во­пло­ще­ния Сло­ва Бо­жия. Ввер­ху изо­бра­жен Спа­си­тель в ог­нен­ном кру­ге, на ко­то­ром име­ет­ся над­пись: «Пре­муд­рость Бо­жия». Вы­ше это­го изо­бра­же­но опять го­лу­бое звезд­ное небо и здесь на зо­ло­том пре­сто­ле ле­жа­щее Еван­ге­лие, пе­ред ко­то­рым шесть ан­ге­лов (по три с каж­дой сто­ро­ны) пре­кло­ня­ют ко­ле­на.

Нов­го­род­ская ико­на Со­фии счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Со­хра­нив­ше­е­ся ис­то­ри­че­ское из­ве­стие го­во­рит, что от этой ико­ны в 1542 го­ду по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние од­на жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз. Все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей вы­ра­жа­ют мысль о Ма­те­ри Бо­жи­ей, по­слу­жив­шей ору­ди­ем для во­пло­ще­ния Ипо­стас­ной Пре­муд­ро­сти — Сы­на Бо­жия. По этой при­чине и празд­не­ство иконе Со­фии со­вер­ша­ет­ся пра­во­слав­ной цер­ко­вью в Бо­го­ро­дич­ные дни и пре­иму­ще­ствен­но на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы, как в Ки­е­ве, или же на Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как в Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, Москве и дру­гих ме­стах, где име­ют­ся ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии 21 сентября 2022

21 сентября православные верующие отмечают великий праздник — Рождество Пресвятой Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии

Рождество Богородицы — это один из самых значимых праздников в православном церковном календаре, относящийся к двунадесятым (12 важнейших праздников после Пасхи).

Чудесное событие произошло в семье Иоакима и Анны. Согласно древним источникам, рождество Богородицы было предсказано задолго до ее появления на свет. Пророчества об этом можно найти в текстах «Лестницы Иакова», Пророчества Иезекииля, в Книге притчей Соломоновых. Однако в Новом Завете почти ничего нет о родителях Девы Марии и собственно рождестве. Основные сведения же взяты из апокрифического Протоевангелия Иакова, датируемого II веком.

Иоаким и Анна долго время — более 20 лет — не имели детей. В те давние времена супруги, обделенные потомством, считались наказанными Богом. Из-за этого Иоакиму даже отказали в праве принести жертву Богу на большой праздник. После такого унижения Иоаким удалился в пустыню, а Анна осталась дома. Оба супруга молились о даровании им ребенка. И им одновременно явился Ангел с благой вестью. Супруги поспешили навстречу друг другу и встретились у Золотых ворот Иерусалима. Этот сюжет запечатлен в иконографии под названием «Зачатие праведной Анной Девы Марии». Кстати, согласно православной традиции, зачатие Богородицы было естественным. Но сама Дева — безгрешна.

Поскольку ребенок был дарован Богом после стольких лет, пожилые родители дали обет посвятить дочь Господу. Согласно традиции, на третий год Марию ввели в Иерусалимский храм, где началось ее воспитание. В храме Марию встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Там Мария прожила до 12 (по другим источникам — до 14 лет), обучаясь всему, что было положено знать и уметь благочестивой девушке. Здесь по достижении определенного возраста состоялся смотр женихов, на котором благодаря знамению — расцветшему посоху — Марии в мужья избрали вдовца Иосифа Обручника.

Фрагмент иконы «Рождество богородицы». Зотин Игорь, Межевич Владимир / ТАСС

Праздник Рождества Богородицы отмечается ровно спустя девять месяцев после праздника Зачатия Девы Марии. Как и другие богородичные праздник, он установился сравнительно поздно — в конце VI или начале VII века. Это связано с тем, что в раннем христианстве культу Богородицы отводилось сравнительно мало значения. Например, в месяцесловах V века Богородичные праздники не упоминаются. А песнопения, которые исполняются во время службы в честь праздника, относятся к V–VII векам.

Где родилась Дева Мария

И в православной, и в католической традиции есть указание на то, где именно родилась Богородица. Дом Иоакима и Анны находился в Иерусалиме, на территории нынешнего Мусульманского квартала в Старом городе, недалеко от Львиных ворот. Одного православные и католики называют разные места — друг от друга они отстоят всего на 70 метров.

На месте, которое почитается домом супругов в православной традиции, сегодня находится монастырь Святой Анны. В нем есть церковь Рождества Богородицы, а под церковью — пещера, которая, возможно, была частью дома Иоакима и Анны. На месте, указываемом католической традицией, располагается базилика Святой Анны. А в ее крипте (нижняя церковь, подземные сводчатые помещения) тоже есть древние помещения.

На иконе, посвященной сюжету рождества Девы Марии, как правило, изображается лежащая на ложе Анна, новорожденная Мария, служанки, подающие питье Анне, а в одной из частей иконы помещается изображение Иоакима и Анны, держащих Марию на руках. К этой иконе обращаются с молитвами о возвращении заблудших душ на путь истинный и вернуть человеку веру. Молятся ей бездетные пары и те, в чью семью пришел разлад.

Народный праздник Осенины — традиции 21 сентября

На Руси в народном календаре празднику Рождества Богородицы соответствовали так называемые Осенины или Праздник урожая. Также 21 сентября называли Малой Пречистой или второй встречей осени: «Всякому лету аминь (конец)».

В разных областях существовали свои приметы и традиции. Например, в Ярославской и Вологодской 21 сентября собирали лук, потому праздник называли Днем луковой слезинки или Луковым днем. А в Пензенской и Саратовской убирали пчел — отсюда название Пасекин день.

Как правило, Осенины считались женским праздником. Встречали его у воды ранним утром. Женщины пекли овсяный хлеб и варили кисель, чтобы встретить матушку Осенины. Самая старшая женщина деревни держала подношения, остальные пели песни. Потом хлеб делили, и каждой присутствующей доставался кусочек, который скармливали скоту.

В других местах на Осенины принято обновлять в избе огонь: гасят старый и зажигают новый с помощью кремня. С этого дня можно сидеть по вечерам дома с огнем — такие собрания назывались засидки.

Во многих областях вплоть до XX века 21 сентября посещали новобрачных — ходили смотреть, как они устроили быт, и давать наставления. Молодая хозяйка обязательно устраивала застолье, а хозяин проводил по двору и дому.

Что можно делать 21 сентября

В Рождество Пресвятой Богородицы с особым вниманием относятся к матерям семейства — оказывают им всяческие почести и помогают в делах насущных. Те в свою очередь дают молодым наставления, особенно недавно вышедшим замуж дочерям. Семья собирается за большим столом.

Супруги, которые женаты уже длительное время, на Рождество Богородицы могут на несколько дней отправить детей к бабушкам и дедушкам. Это поможет установить более крепкие и тесные связи в большой семье.

Замужним женщинам непременно надо умыться проточной водой до рассвета — по приметам красота останется с ней на весь следующий год.

Крайне желательно на Рождество Богородицы подать щедрую милостыню просящим у храма или перечислить деньги на благотворительность. Если этого по какой-либо причине сделать не удавалось, то считалось большой бедой — женщина рисковала остаться бесплодной, а из дома могли уйти благополучие и достаток.

Что нельзя делать 21 сентября

На Рождество Богородицы запрещается ссориться и браниться с близкими родственниками. Также запрещено отказывать кому-либо в помощи — рискуете сами остаться без поддержки в будущем.

Также 21 сентября не рекомендуется, как напоминает utro.ru выполнять любую тяжелую работу по дому: убирать, мыть полы, жечь мусор, собирать листья во дворе и другое.

Женщинам 21 сентября категорически не рекомендуется брать в руки нож или ножницы. Запрет распространяется и на иголки — прекрасной половине человечества нельзя заниматься каким-либо рукоделием — шить или вышивать.

Приметы 21 сентября

  • На Рождество Богородицы хорошая погода — такой выдастся и вся осень;
  • Пошел дождь — вся осень пройдет дождливая;
  • Ярко-красный рассвет — к ливням и сильному ветру;
  • Птицы летят на юг слишком низко — к заморозкам;
  • 21 сентября иней на траве — к резкому ухудшению погоды.
  • Птицы летают высоко — до заморозков еще далеко. А если низко к земле — скоро холода придут и надолго останутся.

21 сентября Церковь отмечает праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — Новости — новости Православия Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 8 сентября каждого года. Праздник посвящен рождению Матери Иисуса Христа, Господа нашего.

Рождение и ранняя жизнь Девы Марии не описаны в Евангелиях или других книгах Нового Завета, однако эту информацию можно найти в произведении, датируемом вторым веком, известном как Книга Иакова или Протевангелия.

Согласно рассказу из этой книги, родители Марии, Иоахим и Анна, много лет были бездетными. Они остались верны Богу, но их молитвы о ребенке остались без ответа. Однажды, когда Иоаким пришел в храм, чтобы принести жертву, он был отвергнут первосвященником, который наказал его за отсутствие детей. Чтобы скрыть свой позор, Иоаким удалился в гористую местность, чтобы жить среди пастухов и их стад.

Пока Иоаким молился, его жена Анна молилась в то же время в их доме в Иерусалиме. Им обоим явился ангел и возвестил, что у Анны родится ребенок, имя которого будет известно всему миру. Анна пообещала принести своего ребенка в дар Господу. Иоаким вернулся домой, и в свое время Анна родила дочь Марию.

Пресвятая Богородица своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и всех Ангелов; она была живой церковью Божьей.

Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало наступление времени, когда начали сбываться великие и утешительные обетования Божии о спасении человечества от рабства диавола. Это событие принесло на землю благословенное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всего творения есть Матерь и Заступница за всех нас милостивой благодатью, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

См. также

Мать погибшего воина на коленях умоляет священника ПЦУ совершить последний обряд над ее сыном
17:58

СБУ сообщает о результатах обыска в четырех епархиях УПЦ
17:31

СБУ проводит обыски в монастырях Овручской епархии УПЦ
13:34

Кировоградский епископ депутатам: Почему надо запрещать УПЦ, а не СБУ?
10:46

OCU раскрывает планы по переходу на новый календарь
07 декабря 19:11

Люди в балаклавах выгнали священника УПЦ из храма в Тарасовке
07 декабря 14:39

Св.

Матфей, ​​Апостол – Католический телеграф

Святой Матфей, ​​сборщик налогов I века, ставший апостолом, описавший жизнь и служение Христа в своем Евангелии, празднуется Церковью сегодня, 21 сентября. жизнь св. Матфея, рассказ о служении Христа, который он написал, традиционно считающийся первым из четырех Евангелий, имеет неоценимую ценность для Церкви, особенно в подтверждении того, что Иисус является Мессией.

Восточные католики и православные церкви празднуют день святого Матфея 16 ноября вместе со святым Фульвианом, князем, который, согласно некоторым традициям, перешел из язычества после мученической смерти Матфея.

В евангельских рассказах Марка и Луки, как и в рассказах Матфея, описывается встреча между Иисусом и Матфеем при удивительных обстоятельствах, связанных с обязанностями Матфея по сбору налогов. Мытари-евреи, которые собирали налоги от имени римских правителей Иудеи первого века, вызывали насмешки и даже ненависть среди своих общин, поскольку работали от имени оккупационных властей и часто зарабатывали себе на жизнь, собирая больше, чем государство. в связи.

Скорее всего, Иисус впервые встретил Матфея возле дома Петра в Капернауме у Галилейского моря. Встреча этих двоих была драматической, о чем свидетельствует рассказ Матфея от третьего лица в его Евангелии: «Проходя, — рассказывается в девятой главе, — Иисус увидел человека по имени Матфей, ​​сидевшего на таможенном посту. Он сказал ему: «Следуй за мной». И он встал и последовал за ним».

Призвание Матфея в ближайшее окружение Иисуса было драматическим жестом всемирного послания и миссии Мессии, заставившим некоторых религиозных авторитетов еврейской общины задаться вопросом: «Почему ваш учитель ест с мытарями и грешниками?» Многозначительный ответ Иисуса указывал на главную цель его служения: «Я пришел призвать не праведников, но грешников».

Свидетель воскресения Христа после смерти, а также Его вознесения на небо и событий Пятидесятницы, Матфей также записал наставление Иисуса апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Традиционно считается, что святой Матфей, ​​как и 11 из 12 апостолов, умер мученической смертью во время проповеди Евангелия. Римский мартиролог описывает его смерть как произошедшую на территории недалеко от современного Египта.

И сам святой, и его евангельское повествование вдохновили важные произведения религиозного искусства, начиная от богато украшенных иллюминированных страниц Келлской книги девятого века до Страстей по Матфею И.С. Бах. Три знаменитые картины Караваджо, изображающие призвание, вдохновение и мученичество святого Матфея, висят в часовне Контарелли в римской церкви Святого Людовика Французского.

Размышляя о призвании св. Матфея, от погони за нечестной финансовой выгодой до вершин святости и божественного вдохновения, Папа Бенедикт сказал в 2006 году, что «в образе Матфея Евангелия представляют нам истинный и правильный парадокс: те, кто кажется самым далеким от святости, могут даже стать образцом принятия Божьего милосердия и показать его чудесное действие в своей жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts