3 русская правда о расслоении русского общества: о социальной структуре древнерусского общества

Разное

Содержание

2. Социальное расслоение. Киевская Русь

2. Социальное расслоение

Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.

С надломом задруги и эмансипацией семьи от рода, со схожим обособлением индивида от общества и формированием территориальных общин нового типа вся социальная структура нации становится более комплексной. Постепенно оформляются различные социальные классы.

Процесс социального расслоения начался среди восточных славян задолго до формирования Киевского государства. Мы знаем, что склавены и анты в шестом веке обращали военно-пленных – даже той же расовой принадлежности – в рабов. Мы также знаем, что среди антов была аристократическая группа и что некоторые из военных вождей владели большими богатствами224. Итак, мы имеем у восточных славян элементы по крайней мере трех существующих социальных групп уже в шестом столетии: аристократия, простонародье и рабы. Подчинение некоторых из восточнославянских племен зарубежным завоевателям могло также реализовываться в политической и социальной дифференциации различных племен. Мы знаем, что восточные славяне платили дань зерном и другими сельхозпродуктами аланам, готам и мадьярам, по мере того как каждый из этих народов поочередно устанавливал контроль над частью восточнославянских племен. В то время как некоторые из славянских групп в конце концов утверждали свою независимость или автономию, другие оставались под иноземным контролем на более длительный период. Крестьянские общины, изначально зависимые от зарубежных господ, позднее признали власть местных славянских князей, но их статус не изменился, и они продолжали платить прежние повинности. Итак, установилось различие в положении разных славянских групп. Некоторые из них были самоуправляемы, другие – зависимы от князей.


Учитывая этот неординарный социальный и исторический фон, мы и должны подходить к изучению русского общества в киевский период. Можно предположить, что общество было достаточно сложным, хотя в Киевской Руси не существовало таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами, которые существовали в феодальной Европе того же периода. В целом следует сказать, что русское общество киевского периода состояло из двух крупных групп: свободных и рабов. Подобное суждение, однако, хотя и правильно, является слишком широким, для того чтобы адекватно охарактеризовать организацию киевского общества.

Следует отметить, что среди самих свободных были различные группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус других был ограничен. Фактически положение некоторых свободных классов было столь ненадежным, вследствие правовых или экономических ограничений, что некоторые из них по собственной воле предпочитали переход в рабское состояние. Итак, можно обнаружить между свободными и рабами промежуточную группу, которую можно назвать полусвободными. Более того, некоторые группы собственно свободных были в лучшем экономическом положении и лучше защищены законом, нежели другие. Соответственно, можно говорить о существовании высокопоставленного класса и среднего класса свободных в киевском обществе.

Нашим главным правовым источником для этого периода является «Русская Правда», и к этому кодексу мы должны обратиться для получения правовой терминологии, характеризующей социальные классы. В варианте «Правды» одиннадцатого столетия – так называемом «Кратком варианте» – мы обнаруживаем следующие основополагающие понятия: мужи – для высшего слоя свободных, люди – для среднего класса, смерды — для ограниченно свободных, челядь — для рабов.

В глазах законодателя человек обладал различной ценностью, в зависимости от своей классовой принадлежности. Древнерусское уголовное право не знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на убийцу. Последний должен был платить компенсацию родственникам убитого (известную как bot в англо-саксонском варианте) и штраф князю («bloodwite»). Эта система была общей у славян, германцев иангло-саксов в раннее средневековье.

В наиболее раннем варианте «Правды» вергельд, или плата за жизнь свободного человека, достигал 40 гривен. В «Правде» сыновей Ярослава княжьи люди (мужи)были защищены двойным штрафом в 80 гривен, в то время как штраф за людина (множественное число – люди)оставался на изначальном уровне 40 гривен. Штраф, который надлежало выплатить князю за убийство смерда устанавливался в 5 гривен – одну восьмую от нормального вергельда. Рабы, являвшиеся несвободными, не имели вергельда.

С филологической точки зрения интересно, что все вышеперечисленные термины принадлежат древнему индоевропейскому основанию225. Славянское муж (можи) связано с санскритским manuh, manusah; готским manna; немецким mann и mench. В древнерусском «муж» имеет значение «мужчина благородного происхождения», «рыцарь» и кроме того означает «муж» в семейном плане. Люди означает сообщество человеческих существ, что можно сравнить с немецким leute. Оказывается, что корень слова является тем же, что и в греческом прилагательном eleutheros («свободный»)226. Смерд может быть рассмотрен в соотнесении с персидским mard, «человек»; по-армянски звучит также mard. Исчезновение изначального «s» в комбинации «sm» не является необычным в индоевропейских языках227. Согласно Мейе, mard подчеркивает смертность человека (по контрасту с «бессмертными», т. е. богами)228. С этой точки зрения, интересно сравнить персидское mard и славянское смерть (оба слова означают «кончину»).

В социальном развитии России каждый из вышеупомянутых терминов имеет свою собственную историю. Термин «смерд» приобрел уничижительное значение в связи с глаголом «смердети», «вонять». Термин «муж» в смысле специфической социальной категории постепенно исчез, и из мужей в конечном итоге развился класс бояр. В своей уменьшительной форме термин мужик («маленький человек») применялся к крестьянам, подчиненным боярской власти. Отсюда – мужик, «крестьянин». Термин людин (в единственном числе) также исчез, за исключением комбинации простолюдин.

Множественная форма люди до сих пор используется; ей соответствует в современном русском языке слово человек, используемое лишь в единственном числе. Первая часть этого слова (чел-) представляет тот же корень, что присутствует в древнерусском слове челядь («домашние рабы»). Изначальное значение корня – «род»: сравним гальское clann и литовское keltis229.

2. Социальное расслоение

2. Социальное расслоение
Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.С надломом задруги и

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода
Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он

Социальное расслоение в среде англосаксов

Социальное расслоение в среде англосаксов
В первые столетия после поселения в Британии наряду с керлами у англосаксов появилась и родовая знать — эрлы, люди более богатые и влиятельные, защищенные более высоким вергельдом, чем керлы.Низший слой общества составляли рабы

4. Имущественное и социальное расслоение

4. Имущественное и социальное расслоение
Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую

Расслоение пролетариата

Расслоение пролетариата
Казалось бы, в рабочем государстве данные о реальной заработной плате должны бы особенно тщательно изучаться; да и вся вообще статистика доходов по категориям населения должна бы отличаться полной прозрачностью и общедоступностью. На самом деле

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства

Глава 2
Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства
Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи

§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи
Социальное расслоение в Корее XVII-XVIII вв. происходило путем формирования трех основных новых групп населения: крупных землевладельцев (чичжу)[190], крестьян, имеющих землю (чонхо), и безземельных

Социальное расслоение

Социальное расслоение
В этот период род все более теряет силу, а кровнородственные связи — значимость. Происходит усиление власти удельного правителя, влияния сановников, а родовая аристократия утрачивает могущество. Самостоятельной хозяйственной ячейкой становится

Социальное расслоение

Социальное расслоение
Какого рода социальная организация могла сформироваться на такой экономической основе, которую мы обрисовали? Явно это общество, разделенное на классы, с интересами не только различными, но и антагонистическими. Социальное расслоение ясно

Социальное, слишком социальное

Социальное, слишком социальное
Вот для чего пришлось уточнять и самого Арнольда Тойнби: что следовало бы понимать под «западными технологиями». Для чего подчёркивал долгие исторические периоды побед европейцев, вооружённых ни на йоту не лучше азиатов. И то, что порох,

Расслоение московского масонства

Расслоение московского масонства
Дальнейшая история масонства показывает, как постепенно, со смертью Шварца, наступило расслоение розенкрейцерства. Конечно, не одна смерть Шварца была тому причиной: в самом масонстве этого времени таились разлагающие начала.Основные

3.8. Престижная экономика и социальное расслоение

3.8. Престижная экономика и социальное расслоение
Как мы уже видели, появление дародачеобмена привело к возникновению своеобразного социального неравенства. Люди делились на тех, кто участвовал в этом обмене, и тех, кто в нем не принимал участия. В свою очередь участники

Социальное расслоение и образ жизни

Социальное расслоение и образ жизни
Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.

Социальное расслоение

Социальное расслоение
Славянское общество описываемого периода находилось на стадии племенного строя. Процессы его разложения, развития собственнических отношений и формирования государства, замедленные на время гуннским нашествием, с VI в. подходят к завершающей

2. Социальное расслоение

2. Социальное расслоение
Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре. С надломом задруги и

Социальное расслоение и образ жизни

Социальное расслоение и образ жизни
Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.

Древнерусское государство и его международное значение — А.

П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов

А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов

Скачать


. .

  • |Главный ИНДЕКС|
  • Рейтинги стран
  • ИНДЕКС для

    Россия
  • История
  • География
  • Общество
  • Правительство
  • Эконом
  • Карты
  • Флаги
  • Глоссарий
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    . Обратная связь



Россия Социальная стратификация

https://photius.com/countries/russia/society/russia_society_social_stratificatio~1301.html

Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ

      Общество «Назад в Россию»

      Возможно, самым важным фактом в социальной структуре России является то, что идеология больше не определяет социальный статус. В советское время членство в КПСС было самым верным путем к карьерному росту и богатству. Социальный статус определяли политические решения, а не рыночные силы. Несмотря на марксистско-ленинские (см. Глоссарий) представления о бесклассовом обществе, в Советском Союзе существовал могущественный правящий класс, номенклатура , в которую входили партийные чиновники и ключевые сотрудники правительства и других важных секторов, таких как тяжелая промышленность. Этот класс пользовался привилегиями, такими как просторные квартиры, загородные дачи, доступ к специальным магазинам, школам, медицинским учреждениям и местам отдыха. Социальный статус и доходы членов номенклатуры повышались по мере их выдвижения на более высокие должности в партии.

      Социальная структура Советского Союза характеризовалась самосохранением и ограниченной мобильностью. Доступ к высшему образованию, необходимому для политического и социального прогресса, в послевоенные десятилетия постоянно ограничивался. Так называемый период застоя, совпавший с длительным пребыванием председателя КПСС Л. И. Брежнева (на посту 1964-82) имели как социальное, так и политическое значение. Более того, вялая экономика того периода сокращала возможности социальной мобильности, обостряя тем самым различия между социальными группами и еще больше увеличивая разрыв между номенклатурой и остальным обществом.

      Члены городского рабочего класса (пролетариата), от имени которого партия претендовала на власть, обычно жили в тесных многоквартирных домах, каждый день часами стояли в очередях, чтобы купить продукты и другие предметы первой необходимости, и часто посещали обязательные сеансы политической идеологической обработки. Точно так же крестьянство влачило скудное существование, и у него было мало возможностей для помощи. Сельскохозяйственные рабочие составляли нижний слой советского общества, получая наименьшую заработную плату, наименьшие возможности для социального продвижения и наименьшее представительство в номинально всеобъемлющем руководстве КПСС.

      Посткоммунистическое общество также характеризуется большим неравенством в богатстве и привилегиях. Хотя жесткой классовой структуры нет, социальное расслоение по имущественному признаку очевидно и усиливается. Номенклатура в том виде, в каком она существовала в советское время, исчезла с распадом КПСС, но многие ее члены использовали свои сохраняющиеся связи с промышленностью и финансами, чтобы обогатиться в формирующейся капиталистической системе. Согласно исследованию, проведенному Российской академией наук в 1995 году, более 60 процентов самых богатых миллионеров России и 75 процентов новой политической элиты являются бывшими членами коммунистической партии.0057 номенклатура , а 38 процентов российских предпринимателей занимали экономические должности в КПСС. Богатство новых капиталистов, составляющих 1—2% населения, проистекает из владения частной собственностью, запрещенной при коммунистическом режиме; от бывших сделок на черном рынке, которые теперь преследуются на законных основаниях; и от репатриации средств, тайно переведенных за границу в советское время. Предприниматели приобрели бывшие государственные предприятия, приватизированные государством (часто используя связи с государственными органами для получения льгот), открыли банки, фондовые биржи и другие предприятия, типичные для рыночной экономики (см. Банковское дело и финансы; Приватизация, гл. 6). К середине 19В 90-е годы в России еще не была создана полноценная рыночная экономика, но наступала эпоха капитализма, которую оборвала большевистская революция.

      Наиболее успешные из новых капиталистов практикуют демонстративное потребление в экстравагантных масштабах, ездят на роскошных западных автомобилях, носят дорогую одежду и украшения, посещают стильные рестораны и клубы, недоступные для простых россиян. Российские бизнесмены с набитыми наличными портфелями покупают дорогую недвижимость в элитных районах Западной Европы и США. Другие районы мира, такие как город Лимассол на Кипре, превратились в виртуальные российские анклавы, где незаконные коммерческие операции помогают подпитывать экономику. Российские капиталисты, пытающиеся достичь высокого уровня законными средствами, тем не менее должны платить деньги за защиту преступным группировкам, особенно в крупных городах.

      В первой половине 1990-х годов разрыв между самыми богатыми и самыми бедными гражданами России неуклонно рос и стал источником социального отчуждения, поскольку новые успешные русские вызывают возмущение и часто предполагаются в криминальных связях. В 1995 году Всемирный банк (см. Глоссарий) оценил дихотомию России между высшим и низшим экономическим эшелоном наравне с большим разрывом между богатыми и бедными в Аргентине и Турции. Однако к 1996 году разрыв несколько сократился. По данным Госкомстата (Госкомстата), в 1995 10% самых богатых россиян зарабатывали в 13,5 раза больше, чем 10% самых бедных. В 1996 году это соотношение сократилось до 12,8 процента, что свидетельствует о том, что все больше людей разделяли богатство. Согласно сообщениям 1996 г., выставление напоказ роскошных автомобилей, одежды и других форм материального благосостояния стало менее распространенным в крупнейших городах России, особенно в Москве, которая является центром населения нуворишей.

      Отсутствие отчетности о доходах по высшему социально-экономическому уровню, вероятно, делает реальный разрыв больше, чем показывает официальная статистика. Общее снижение уровня жизни в 1995 выявляется 8-процентным падением розничной торговли и опросами общественного мнения. Например, в начале 1995 г. 56% респондентов говорили, что их материальное положение ухудшилось, а 17% — что оно улучшилось. Другой опрос выявил 68 процентов респондентов, заявивших, что они жили за чертой бедности в 1995 году, по сравнению с 56 процентами в предыдущем году. Такое самоощущение виктимизации способствует распространению программ антиреформаторских политических партий, обещающих возврат к гарантированному благополучию советской эпохи (см.95, гл. 7).

      Подкласс молодых бизнесменов, в основном банкиров и биржевых маклеров, управляет новыми торговыми и инвестиционными рынками в Москве и Санкт-Петербурге, оставаясь в стороне от запутанного производственного сектора, в котором доминирует государство. Эта группа, весьма заметная часть жизни крупных городов в середине 1990-х годов, извлекла выгоду из гибкости молодежи, которая позволила ей принять совершенно новый набор правил экономического успеха, в то время как старшее поколение России, за исключением проницательный номенклатурных представителей, ставших частью нуворишей, оказались гораздо менее приспособленными к постсоветскому миру.

      Положение рабочего класса и крестьян резко отличается от положения нового класса капиталистов. Ослабились политические репрессии, но усилились экономические лишения. Хотя доступно больше товаров, они часто не по карману среднему рабочему. Полная занятость, практически гарантированная основа выживания при коммунизме, больше не является нормой (см. «Безработица», гл. 6). В нижней части социальной шкалы «работающие бедняки» работают преимущественно в сельском хозяйстве, образовании, культуре, науке и здравоохранении, большинство из которых на Западе считаются сферами занятости среднего класса. Государственные служащие, которые особенно страдают от инфляции из-за нечастых корректировок заработной платы, часто находятся за официальной чертой бедности.

      Молодые родители с небольшим опытом работы и более чем одним ребенком особенно часто относятся к работающей бедноте. В 1993 году около 57 процентов семей, классифицированных Всемирным банком как бедные, имели одного или нескольких детей, а 86 процентов семей с тремя и более детьми относились к группе с самым низким доходом. К этой же группе относится и большинство неполных семей. В малообеспеченных группах люди, имеющие родственников, как правило, живут лучше, чем те, у кого их нет (особенно одинокие пенсионеры), поскольку неформальные сети средств к существованию, сформированные в советское время, продолжают обеспечивать поддержку значительной части общества.

      Политика гласности (см. Глоссарий) конца 1980-х принесла с собой новую молодежную культуру, которая восприняла нонконформистскую одежду, употребление наркотиков, музыку и антиистеблишментную позицию молодых людей на Западе, в то же время искренне ища ответы на вопросы о прошлом России. и его возможное будущее. Социально-экономические стрессы и разочарования 1990-х полностью вытеснили большинство молодых россиян из молодежной культуры, а те немногие, кто добился хоть какого-то успеха, впали в еще более крайние формы, такие как гедонизм и дикая экономическая спекуляция. В городах, клубах и барах, все платят большие суммы за защиту мафия — так называют растущие российские организованные преступные группировки — собирают места, где можно купить различные наркотики (в том числе грибы, собранные в лесах под Санкт-Петербургом), алкоголь и русскую рок-музыку, наполненную протест в конце 1980-х годов, но с тех пор был разбавлен, чтобы расширить свою рыночную привлекательность. Этот небольшой, но весьма заметный класс молодежи делится на сотни тусовок (песн., тусовок ), взаимоисключающих социальных кругов, которые обеспечивают чувство идентичности, но изолируют своих членов от остального общества. Что за тусовки объединяет декаданс, склонность к риску и готовность предаваться причудливым формам массового поведения.

      Данные на июль 1996 г.


      ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о России на этой странице переиздана из страновых исследований Библиотеки Конгресса и Всемирной книги фактов ЦРУ. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации о социальной стратификации России нет. Все предложения по исправлению любых ошибок о социальной стратификации России следует направлять в Библиотеку Конгресса и ЦРУ.

    ’62 Центр театра и танца, ’62 Center
    Касса 597-2425
    Магазин костюмов 597-3373
    Менеджер мероприятий/помощник менеджера 597-4808 597-4815 факс
    Производство 597-4474 факс
    Магазин сцен 597-2439
    ’68 Центр изучения карьеры, Мирс 597-2311 597-4078 факс
    Академические ресурсы, Парески 597-4672 597-4959 факс
    Служба поддержки инвалидов, Парески 597-4672
    Приемная, Уэстон Холл 597-2211 597-4052 факс
    Положительные действия, Хопкинс Холл 597-4376
    Африканские исследования, Голландия 597-2242 597-4222 факс
    Американские исследования, Шапиро 597-2074 597-4620 факс
    Антропология и социология, Холландер 597-2076 597-4305 факс
    Архивы и специальные коллекции, Sawyer 597-4200 597-2929 факс
    Читальный зал 597-4200
    Искусство (История, Студия), Spencer Studio Art/Lawrence 597-3578 597-3693 факс
    Архитектурная студия, Spencer Studio Art 597-3134
    Студия фотографии, Spencer Studio Art 597-2030
    Студия печати, Spencer Studio Art 597-2496
    Скульптурная студия, Spencer Studio Art 597-3101
    Senior Studio, Spencer Studio Art 597-3224
    Видео/фотостудия, Spencer Studio Art 597-3193
    Азиатские исследования, Голландия 597-2391 597-3028 факс
    Астрономия/астрофизика, Физика Томпсона 597-2482 597-3200 факс
    Отделение легкой атлетики, физического воспитания, отдыха, Ласелл 597-2366 597-4272 факс
    Спортивный директор 597-3511
    Лодочная пристань, озеро Онота 443-9851
    Вагоны 597-2366
    Фитнес-центр 597-3182
    Ледовая линия хоккейного катка, Lansing Chapman 597-2433
    Очные занятия, Спортивный центр Чендлера 597-3321
    Физкультура 597-2141
    Влажная линия бассейна, Спортивный центр Чендлера 597-2419
    Информация о спорте, Хопкинс-холл 597-4982 597-4158 факс
    Спортивная медицина 597-2493 597-3052 факс
    Сквош-корты 597-2485
    Поле для гольфа Taconic 458-3997
    Биохимия и молекулярная биология, Биология Томпсона 597-2126
    Биоинформатика, геномика и протеомика, Бронфман 597-2124
    Биология, Биология Томпсона 597-2126 597-3495 факс
    Безопасность и безопасность кампуса, Хопкинс-холл 597-4444 597-3512 факс
    Карты доступа/Системы сигнализации 597-4970/4033
    Служба сопровождения, Хопкинс-холл 597-4400
    Офицеры и диспетчеры 597-4444
    Секретарь, удостоверения личности 597-4343
    Распределительный щит 597-3131
    Центр развития творческого сообщества, 66 Stetson Court 884-0093
    Центр экономики развития, 1065 Main St 597-2148 597-4076 факс
    Компьютерный зал 597-2522
    Вестибюль 597-4383
    Центр экологических исследований, выпуск 1966 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts