3 русская правда о расслоении русского общества: о социальной структуре древнерусского общества
Содержание
2. Социальное расслоение. Киевская Русь
2. Социальное расслоение
Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.
С надломом задруги и эмансипацией семьи от рода, со схожим обособлением индивида от общества и формированием территориальных общин нового типа вся социальная структура нации становится более комплексной. Постепенно оформляются различные социальные классы.
Процесс социального расслоения начался среди восточных славян задолго до формирования Киевского государства. Мы знаем, что склавены и анты в шестом веке обращали военно-пленных – даже той же расовой принадлежности – в рабов. Мы также знаем, что среди антов была аристократическая группа и что некоторые из военных вождей владели большими богатствами224. Итак, мы имеем у восточных славян элементы по крайней мере трех существующих социальных групп уже в шестом столетии: аристократия, простонародье и рабы. Подчинение некоторых из восточнославянских племен зарубежным завоевателям могло также реализовываться в политической и социальной дифференциации различных племен. Мы знаем, что восточные славяне платили дань зерном и другими сельхозпродуктами аланам, готам и мадьярам, по мере того как каждый из этих народов поочередно устанавливал контроль над частью восточнославянских племен. В то время как некоторые из славянских групп в конце концов утверждали свою независимость или автономию, другие оставались под иноземным контролем на более длительный период. Крестьянские общины, изначально зависимые от зарубежных господ, позднее признали власть местных славянских князей, но их статус не изменился, и они продолжали платить прежние повинности. Итак, установилось различие в положении разных славянских групп. Некоторые из них были самоуправляемы, другие – зависимы от князей.
Учитывая этот неординарный социальный и исторический фон, мы и должны подходить к изучению русского общества в киевский период. Можно предположить, что общество было достаточно сложным, хотя в Киевской Руси не существовало таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами, которые существовали в феодальной Европе того же периода. В целом следует сказать, что русское общество киевского периода состояло из двух крупных групп: свободных и рабов. Подобное суждение, однако, хотя и правильно, является слишком широким, для того чтобы адекватно охарактеризовать организацию киевского общества.
Следует отметить, что среди самих свободных были различные группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус других был ограничен. Фактически положение некоторых свободных классов было столь ненадежным, вследствие правовых или экономических ограничений, что некоторые из них по собственной воле предпочитали переход в рабское состояние. Итак, можно обнаружить между свободными и рабами промежуточную группу, которую можно назвать полусвободными. Более того, некоторые группы собственно свободных были в лучшем экономическом положении и лучше защищены законом, нежели другие. Соответственно, можно говорить о существовании высокопоставленного класса и среднего класса свободных в киевском обществе.
Нашим главным правовым источником для этого периода является «Русская Правда», и к этому кодексу мы должны обратиться для получения правовой терминологии, характеризующей социальные классы. В варианте «Правды» одиннадцатого столетия – так называемом «Кратком варианте» – мы обнаруживаем следующие основополагающие понятия: мужи – для высшего слоя свободных, люди – для среднего класса, смерды — для ограниченно свободных, челядь — для рабов.
В глазах законодателя человек обладал различной ценностью, в зависимости от своей классовой принадлежности. Древнерусское уголовное право не знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на убийцу. Последний должен был платить компенсацию родственникам убитого (известную как bot в англо-саксонском варианте) и штраф князю («bloodwite»). Эта система была общей у славян, германцев иангло-саксов в раннее средневековье.
В наиболее раннем варианте «Правды» вергельд, или плата за жизнь свободного человека, достигал 40 гривен. В «Правде» сыновей Ярослава княжьи люди (мужи)были защищены двойным штрафом в 80 гривен, в то время как штраф за людина (множественное число – люди)оставался на изначальном уровне 40 гривен. Штраф, который надлежало выплатить князю за убийство смерда устанавливался в 5 гривен – одну восьмую от нормального вергельда. Рабы, являвшиеся несвободными, не имели вергельда.
С филологической точки зрения интересно, что все вышеперечисленные термины принадлежат древнему индоевропейскому основанию225. Славянское муж (можи) связано с санскритским manuh, manusah; готским manna; немецким mann и mench. В древнерусском «муж» имеет значение «мужчина благородного происхождения», «рыцарь» и кроме того означает «муж» в семейном плане. Люди означает сообщество человеческих существ, что можно сравнить с немецким leute. Оказывается, что корень слова является тем же, что и в греческом прилагательном eleutheros («свободный»)226. Смерд может быть рассмотрен в соотнесении с персидским mard, «человек»; по-армянски звучит также mard. Исчезновение изначального «s» в комбинации «sm» не является необычным в индоевропейских языках227. Согласно Мейе, mard подчеркивает смертность человека (по контрасту с «бессмертными», т. е. богами)228. С этой точки зрения, интересно сравнить персидское mard и славянское смерть (оба слова означают «кончину»).
В социальном развитии России каждый из вышеупомянутых терминов имеет свою собственную историю. Термин «смерд» приобрел уничижительное значение в связи с глаголом «смердети», «вонять». Термин «муж» в смысле специфической социальной категории постепенно исчез, и из мужей в конечном итоге развился класс бояр. В своей уменьшительной форме термин мужик («маленький человек») применялся к крестьянам, подчиненным боярской власти. Отсюда – мужик, «крестьянин». Термин людин (в единственном числе) также исчез, за исключением комбинации простолюдин.
Множественная форма люди до сих пор используется; ей соответствует в современном русском языке слово человек, используемое лишь в единственном числе. Первая часть этого слова (чел-) представляет тот же корень, что присутствует в древнерусском слове челядь («домашние рабы»). Изначальное значение корня – «род»: сравним гальское clann и литовское keltis229.
2. Социальное расслоение
2. Социальное расслоение
Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.С надломом задруги и
Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода
Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода
Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он
Социальное расслоение в среде англосаксов
Социальное расслоение в среде англосаксов
В первые столетия после поселения в Британии наряду с керлами у англосаксов появилась и родовая знать — эрлы, люди более богатые и влиятельные, защищенные более высоким вергельдом, чем керлы.Низший слой общества составляли рабы
4. Имущественное и социальное расслоение
4. Имущественное и социальное расслоение
Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую
Расслоение пролетариата
Расслоение пролетариата
Казалось бы, в рабочем государстве данные о реальной заработной плате должны бы особенно тщательно изучаться; да и вся вообще статистика доходов по категориям населения должна бы отличаться полной прозрачностью и общедоступностью. На самом деле
Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства
Глава 2
Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства
Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как
§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи
§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи
Социальное расслоение в Корее XVII-XVIII вв. происходило путем формирования трех основных новых групп населения: крупных землевладельцев (чичжу)[190], крестьян, имеющих землю (чонхо), и безземельных
Социальное расслоение
Социальное расслоение
В этот период род все более теряет силу, а кровнородственные связи — значимость. Происходит усиление власти удельного правителя, влияния сановников, а родовая аристократия утрачивает могущество. Самостоятельной хозяйственной ячейкой становится
Социальное расслоение
Социальное расслоение
Какого рода социальная организация могла сформироваться на такой экономической основе, которую мы обрисовали? Явно это общество, разделенное на классы, с интересами не только различными, но и антагонистическими. Социальное расслоение ясно
Социальное, слишком социальное
Социальное, слишком социальное
Вот для чего пришлось уточнять и самого Арнольда Тойнби: что следовало бы понимать под «западными технологиями». Для чего подчёркивал долгие исторические периоды побед европейцев, вооружённых ни на йоту не лучше азиатов. И то, что порох,
Расслоение московского масонства
Расслоение московского масонства
Дальнейшая история масонства показывает, как постепенно, со смертью Шварца, наступило расслоение розенкрейцерства. Конечно, не одна смерть Шварца была тому причиной: в самом масонстве этого времени таились разлагающие начала.Основные
3.8. Престижная экономика и социальное расслоение
3.8. Престижная экономика и социальное расслоение
Как мы уже видели, появление дародачеобмена привело к возникновению своеобразного социального неравенства. Люди делились на тех, кто участвовал в этом обмене, и тех, кто в нем не принимал участия. В свою очередь участники
Социальное расслоение и образ жизни
Социальное расслоение и образ жизни
Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.
Социальное расслоение
Социальное расслоение
Славянское общество описываемого периода находилось на стадии племенного строя. Процессы его разложения, развития собственнических отношений и формирования государства, замедленные на время гуннским нашествием, с VI в. подходят к завершающей
2. Социальное расслоение
2. Социальное расслоение
Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре. С надломом задруги и
Социальное расслоение и образ жизни
Социальное расслоение и образ жизни
Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.
Древнерусское государство и его международное значение — А.
П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов
А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов
Скачать
epub
fb2
Оригинал: djvu5Мб
под редакцией докторов исторических наук В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнина
Предисловие
Часть первая. Общественно-политический строй древнерусского государства
Черты политического строя древней Руси
Собор
Совет
Снем
Вече
Ряд
Подручничество. Кормление
Местничество
Обязанности вассала
Княжеский суд
К вопросу о форме государства
Особенности структуры Древнерусского государства
Предварительные замечания
Истоки Древнерусского государства
Экономические основы вассалитета неславянских земель
Политическая структура неславянских земель Древнерусского государства
Классовая борьба на Руси и движения подвластных народов
Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда
Краткая и пространная редакции Русской Правды
Восстание в Новгороде в 1015 – 1016 гг. и Древнейшая Правда
Русская Правда и «устав и закон русский»
Восстание в Древлянской земле в 945 г. и «уставы» и «уроки» Ольги
«Устав земленой» Владимира Святославича и Русская Правда
Восстание изгоев в 1024 – 1026 гг. и «Покон вирный» Ярослава
Новгородская редакция Правды Ярослава 1036 г.
Киевская редакция Правды («Суда») Ярослава 1037 г.
Вопрос о «Суде» Ярослава на княжеском съезде 1054 г.
Народные движения конца 60-х – начала 70-х годов XI в. и Правда Ярославичей
Вопрос о Русской Правде на Любечском съезде 1097 г.
Народные движения в княжение Святополка и Русская Правда
Народное движение в Киеве в 1113 г. и устав Владимира Мономаха
Восстание в Новгороде в 1136 г. и краткая редакция Русской Правды
Волнения в Киеве в 1146 – 1147 гг. и вопрос о Русской Правде
Народное восстание во Владимиро-Суздальской земле в 1174 – 1175 гг. и вопрос о Русской Правде
Церковь в системе государственной власти Древней Руси
Княжеские уставы XI – XII вв. – соглашения о разделе феодальной ренты между церковной и светской властью
Десятина и ее происхождение
Возникновение церковной земельной собственности
Церковная юрисдикция и отражение в ней феодальной собственности церкви в XI – XII вв.
Часть вторая. Восточные и западные источники о Древнерусском государстве
Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX вв.
Историография вопроса
Восточные источники о славянах VI – середины IX вв.
Cведения Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани о славянах и русах IX в.
I. Текст о русских купцах по Ибн Хордадбеху (перевод В.Розена)
II. Текст варианта Ибн ал-Факиха по рукописи, изданной А.Шпренгером (перевод А. Я. Гаркави)
III. Текст Ибн ал-Факиха по изданию де Гуе
IV. Текст Ибн ал-Факиха по Мешхедской рукописи
I. Текст о славянах из сочинения Ибн Русте «ал-А’лак ан-нафиса»
II. Текст о славянах из «Худуд ал-Алам»
III. Текст о славянах из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар»
IV. Текст о славянах из сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази «Таба’и ал-хайаван»
V. Текст о славянах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» («Собрание историй»), составленного в 1126 г.
I. Текст о русах из сочинения Ибн Русте «ал-А’лак ан-нафиса»
II. Текст о русах из сочинения Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси «Китаб ал-бад ва-т-тарих»
III. Текст из «Худуд ал-Алам» о стране русов и их городах
IV. Текст о русах из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар»
V. Текст о русах из сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази «Таба’и ал-хайаван»
VI. Текст о русах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» (1126 г.)
VII. Текст о русах из сочинения Мухаммеда Ауфи «Джавами ал-хикайат ва лавами ар-ривайат» (первая треть XIII в.)
VIII. Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи «Нашк ал-азхар фи гара’ иб ал-актар» (начало XVI в.)
Восточные источники о трех группах русов
I. Текст из сочинения ал-Истахри «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»
II. Текст из сочинения Ибн Хаукаля «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»
III. Текст из анонимного сочинения «Худуд ал-Алам»
IV. Текст из рукописи «Китаб-е тарджумай-е ал-масалик ва мамалик Абу-л-Хасан бин Са’ад бин Мухаммед ал-Надживани (ал-машхур) би Ибн ал-Саваджи» («Книга – перевод (книги) путей и стран, (составленная) Абу-л-Хасаном бин Са’ад бин Мухаммед ал-Надживани (известным) как ал-Саведжи»)
V. Текст из сочинения ал-Идриси «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак»
VI. То же по рукописи ГПБ
Древнерусское государство в западно- и восточноевропейских средневековых памятниках
Список сокращений
Предисловие
Древняя Русь… Сколько книг и статей посвящено ей. Сколько споров разгорается вокруг нее… Возникают все новые и новые проблемы истории столь далекой от нас и столь близкой нам древней Руси.
Советскими историками выполнена гигантская работа. Многое выяснено, но многое еще не раскрыто.
Недостаточно исследована история расслоения крестьянства и влияние этого процесса на развитие форм классовой борьбы, на эволюцию законодательства, на государственную структуру страны.
В связи с отставанием нашей истории пра́ва остаются неизученными многие важные институты государственного строя, такие, как собор, снем, вече. Мало изучена история этнической структуры Древнерусского государства как государства, объединившего целый ряд народов Восточной Европы. Недостаточно учитывался также феодальный характер властвования над этими народами древнерусских князей и бояр.
Между тем наши идейные противники, особенно историки, США и ФРГ, пользуются имеющимися в советской медиевистике пробелами. Сейчас некоторые буржуазные зарубежные авторы одержимы идеей, которая сводится к тому, что древняя Русь не знала устойчивого государственного строя, не знала строго очерченных сословий и потому Древнерусское государство было общенародным и в то же время выражало якобы присущий русским «империалистический дух».
Вот почему историку древней Руси еще рано откладывать перо в сторону. Нет, изучение закономерностей истории Родины, защиты ее прошлого от наветов недругов зовут к творчеству.
Авторы этого коллективного труда ставили своей целью осветить спорные или забытые вопросы общественной, государственно-политической и международной истории древней Руси. Книга состоит из ряда очерков, связанных единством темы, замысла, методологии, методики и конечных выводов.
Основанная на достижениях русской медиевистики, книга старается дать ответ на новые теоретические вопросы, вставшие перед наукой в связи с творческим подъемом, вызванным историческими решениями XX, XXI и XXII съездов КПСС.
Этот труд имеет и другой, историографический аспект. Марксистскими работами последних лет достаточно полно вскрыты социологические, теоретические основы современной зарубежной буржуазной концепции древней Руси (см.: «Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма». М., 1962). В настоящем издании авторы стремились противопоставить названной концепции позитивное изложение проблемы развития Древнерусского государства, обосновав свое понимание этого процесса развернутой источниковедческой аргументацией. Они старались показать феодальную сущность общественного строя древней Руси, классовую природу ее государственной организации, заодно предложить и некоторые новые направления методики анализа русских и иностранных материалов.
Перед авторами стояла задача расширения источниковедческой базы и усовершенствования методики исследования используемого материала. В последние годы наука обогатилась таким ценным и ранее неизвестным источником, как берестяные грамоты, извлеченные из-под земли в Новгороде усилиями археологов. Берестяные грамоты освещают разные стороны социально-экономической и политической жизни Древнерусского государства. Кроме того, они проливают новый свет на некоторые темные места Начальной летописи и Русской Правды, позволяют в ряде случаев по-новому понять тексты этих памятников и сделать важные выводы, касающиеся общественного развития древней Руси.
Еще далеко не все выполнено исследователями в области текстологического анализа самой Русской Правды путем применения метода сопоставления содержащихся в ней сведений с данными летописи, памятников общественной мысли и публицистики, договоров Руси с Византией и других древнейших актов, источников церковного характера. Думается, что результаты такого сравнительного анализа, приведенные в книге, способствуют новому пониманию ряда явлений в истории Древнерусского государства.
Заново проведена работа по изучению рукописей, содержащих древнейшие княжеские уставы, освещающие многие стороны древнерусского общественно-политического строя и права, в частности, проблему взаимоотношения государства и церкви в процессе феодализации.
Наряду с русскими источниками большой интерес представляют источники иностранные. В научный оборот уже давно введены произведения средневековых восточных авторов (арабских, персидских и др.). Но они использовались часто в очень несовершенных переводах и без предварительного критического анализа их текстов и содержащихся в них сведений. Заново обработанные и критически проверенные, они помогают более полно, детально и правильно осветить остающиеся еще темными вопросы Древнерусского государства, в том числе на ранних этапах его истории.
Если сочинения византийских авторов, писавших о восточных славянах и Руси, исследованы уже достаточно, то произведения западноевропейских средневековых писателей на латинском языке еще в должной мере не изучены. В настоящей книге собрано и обобщено значительное количество малоизвестных сведений, извлеченных из латинских хроник и других памятников письменности. Они обогащают наши представления о древней Руси.
Авторы считают, что наиболее надежным приемом обработки источников является их комплексное изучение, позволяющее взаимно проверять данные, содержащиеся как в памятниках древнерусской письменности, так и в иностранных источниках.
Коренной вопрос социально-экономической истории древней Руси – аграрный – освещается в связи с анализом этапов законодательства, как они отразились в Русской Правде. Изучение этого источника в связи с летописными и нарративными известиями позволяет вскрыть процесс расслоения общины и борьбы феодализируемых групп крестьян – изгоев, смердов, закупов, – выявить источники самого права, а также показать гибкость государственной власти, которая, расширяя нормы права (заменяя казуальные абстрактными), совершенствовала аппарат угнетения.
Текстологический анализ Русской Правды позволяет восстановить фрагменты древнерусского законодательства, восходящего еще к концу X в., ко временам князя Олега, при котором произошло объединение под властью киевского князя крупнейших экономических и политических центров того времени – Киева и Новгорода. Это законодательство включало в себя в значительной мере обычное право восточных славян, причем институты родоплеменного строя княжеская власть ставила на службу раннефеодальному государству.
Дальнейшее изучение разновременных юридических пластов, отложившихся в дошедших до нас редакциях Русской Правды (Краткой и Пространной), дает возможность проследить постепенное вытеснение правовых норм дофеодальной поры нормами классового, феодального общества. Удается установить, что отдельные части Русской Правды возникли в наиболее сложные и острые моменты истории Древнерусского государства, когда обострялась классовая борьба в стране, выливаясь в массовые народные движения. Таким образом, через Русскую Правду можно уловить, как развитие феодальных отношений определяло характер и формы классовой борьбы, а классовая борьба влияла на изменение государственного строя и эволюцию права. Выявляются ведущие линии общественно-политической истории от образования раннефеодального государства до его расчленения на ряд отдельных княжеств и республик. Раскрывается во всем конкретном многообразии основа этого процесса – складывание феодального способа производства, образование различных категорий зависимого от феодальных собственников населения, рост феодальной эксплуатации в ее различных формах.
Процесс феодализации получил свое выражение и в церковном законодательстве. Княжеские церковные уставы изучаются в книге как своего рода договоры представителей светской и духовной власти о разделе земли, ренты, подданных, об иммунитете.
Этот процесс может быть прослежен и в истории таких институтов, как совет, снем, собор, ряд, вече, местничество, вассалитет, княжеский суд и т. п. институты политической организации собственно Руси, а также органы власти и управления, характеризующие структуру Древнерусского государства в целом.
Древнерусское государство включало свыше двадцати народов. Оно было закономерно возникшей политической общностью и сыграло прогрессивную роль в истории многих земледельческих, кочевых и промысловых народов.
Но это было вовсе не народное, бессословное, а классовое феодальное государство. Под гнетом русских феодалов изнывали и русские холопы, закупы, смерды, и трудовое население сел и городов других подвластных Руси народов. Экономическую основу этого государства составляло естественногеографическое разделение труда, исторически сложившаяся неравномерность развития хозяйства у отдельных народов нашей страны.
Политическая структура этого государства была основана на вассалитете подвластной знати и различных формах данничества народов.
Это государство, видоизменяя свою форму, просуществовало вплоть до 30-х годов XIII в. Его ослабляли феодальные распри. Растущие классовые противоречия и движения подвластных народов подрывали его. Оно пало под ударами монгольской Орды.
Господство последней принесло тяжелейший гнет народам, часть которых (половцы, булгары и др.) исчезла с карты мира. Однако процесс консолидации народов не заглох, потому что Древнерусское государство в отличие от непрочных империй имело преобладающее, славянское ядро, глубокие корни в дофеодальной народной колонизации, значительные традиции борьбы народов против социального гнета и за независимость. Последующее возрождение придавленных Ордой, Орденом и другими захватчиками народов начинается с образованием и укреплением Русского централизованного государства.
Итак, не все стороны истории Древнерусского государства нашли одинаково полное освещение в книге. Неравномерное распределение внимания к различным сторонам этой истории объясняется двумя причинами: 1) состоянием историографии вопроса; 2) наличием источников и степенью их изученности. Читатель легко убедится, что главное внимание в книге обращено на наименее изученные вопросы – общественно-политический строй, характер государственной организации, положение церкви в системе государственной власти, международное значение Древнерусского государства. А рассмотрение этих проблем глубже раскрывает положение народа, его роль в общественной жизни, его борьбу с социальным и национальным угнетением.
Книга распадается на две неравные части. В первой освещается внутриполитическая история древней Руси и взаимоотношения ее с подвластными народами. Во второй части говорится о внешнеполитическом положении Древнерусского государства. Восточные, арабские источники рисуют процесс его складывания (VI – IX вв.), западно- и восточноевропейские – процесс развития и расчленения (XI – XIII вв.).
Авторы сознают, что их книга в немалой степени дискуссионна, и хотят надеяться, что вызванный ею обмен мнений позволит лучше понять историческое прошлое нашего народа.
Источник: Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти древней Руси. – М., Наука: 1965. – 475 с.
. .
| Россия Социальная стратификация https://photius.com/countries/russia/society/russia_society_social_stratificatio~1301.html Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
Возможно, самым важным фактом в социальной структуре России является то, что идеология больше не определяет социальный статус. В советское время членство в КПСС было самым верным путем к карьерному росту и богатству. Социальный статус определяли политические решения, а не рыночные силы. Несмотря на марксистско-ленинские (см. Глоссарий) представления о бесклассовом обществе, в Советском Союзе существовал могущественный правящий класс, номенклатура , в которую входили партийные чиновники и ключевые сотрудники правительства и других важных секторов, таких как тяжелая промышленность. Этот класс пользовался привилегиями, такими как просторные квартиры, загородные дачи, доступ к специальным магазинам, школам, медицинским учреждениям и местам отдыха. Социальный статус и доходы членов номенклатуры повышались по мере их выдвижения на более высокие должности в партии. Социальная структура Советского Союза характеризовалась самосохранением и ограниченной мобильностью. Доступ к высшему образованию, необходимому для политического и социального прогресса, в послевоенные десятилетия постоянно ограничивался. Так называемый период застоя, совпавший с длительным пребыванием председателя КПСС Л. И. Брежнева (на посту 1964-82) имели как социальное, так и политическое значение. Более того, вялая экономика того периода сокращала возможности социальной мобильности, обостряя тем самым различия между социальными группами и еще больше увеличивая разрыв между номенклатурой и остальным обществом. Члены городского рабочего класса (пролетариата), от имени которого партия претендовала на власть, обычно жили в тесных многоквартирных домах, каждый день часами стояли в очередях, чтобы купить продукты и другие предметы первой необходимости, и часто посещали обязательные сеансы политической идеологической обработки. Точно так же крестьянство влачило скудное существование, и у него было мало возможностей для помощи. Сельскохозяйственные рабочие составляли нижний слой советского общества, получая наименьшую заработную плату, наименьшие возможности для социального продвижения и наименьшее представительство в номинально всеобъемлющем руководстве КПСС. Посткоммунистическое общество также характеризуется большим неравенством в богатстве и привилегиях. Хотя жесткой классовой структуры нет, социальное расслоение по имущественному признаку очевидно и усиливается. Номенклатура в том виде, в каком она существовала в советское время, исчезла с распадом КПСС, но многие ее члены использовали свои сохраняющиеся связи с промышленностью и финансами, чтобы обогатиться в формирующейся капиталистической системе. Согласно исследованию, проведенному Российской академией наук в 1995 году, более 60 процентов самых богатых миллионеров России и 75 процентов новой политической элиты являются бывшими членами коммунистической партии.0057 номенклатура , а 38 процентов российских предпринимателей занимали экономические должности в КПСС. Богатство новых капиталистов, составляющих 1—2% населения, проистекает из владения частной собственностью, запрещенной при коммунистическом режиме; от бывших сделок на черном рынке, которые теперь преследуются на законных основаниях; и от репатриации средств, тайно переведенных за границу в советское время. Предприниматели приобрели бывшие государственные предприятия, приватизированные государством (часто используя связи с государственными органами для получения льгот), открыли банки, фондовые биржи и другие предприятия, типичные для рыночной экономики (см. Банковское дело и финансы; Приватизация, гл. 6). К середине 19В 90-е годы в России еще не была создана полноценная рыночная экономика, но наступала эпоха капитализма, которую оборвала большевистская революция. Наиболее успешные из новых капиталистов практикуют демонстративное потребление в экстравагантных масштабах, ездят на роскошных западных автомобилях, носят дорогую одежду и украшения, посещают стильные рестораны и клубы, недоступные для простых россиян. Российские бизнесмены с набитыми наличными портфелями покупают дорогую недвижимость в элитных районах Западной Европы и США. Другие районы мира, такие как город Лимассол на Кипре, превратились в виртуальные российские анклавы, где незаконные коммерческие операции помогают подпитывать экономику. Российские капиталисты, пытающиеся достичь высокого уровня законными средствами, тем не менее должны платить деньги за защиту преступным группировкам, особенно в крупных городах. В первой половине 1990-х годов разрыв между самыми богатыми и самыми бедными гражданами России неуклонно рос и стал источником социального отчуждения, поскольку новые успешные русские вызывают возмущение и часто предполагаются в криминальных связях. В 1995 году Всемирный банк (см. Глоссарий) оценил дихотомию России между высшим и низшим экономическим эшелоном наравне с большим разрывом между богатыми и бедными в Аргентине и Турции. Однако к 1996 году разрыв несколько сократился. По данным Госкомстата (Госкомстата), в 1995 10% самых богатых россиян зарабатывали в 13,5 раза больше, чем 10% самых бедных. В 1996 году это соотношение сократилось до 12,8 процента, что свидетельствует о том, что все больше людей разделяли богатство. Согласно сообщениям 1996 г., выставление напоказ роскошных автомобилей, одежды и других форм материального благосостояния стало менее распространенным в крупнейших городах России, особенно в Москве, которая является центром населения нуворишей. Отсутствие отчетности о доходах по высшему социально-экономическому уровню, вероятно, делает реальный разрыв больше, чем показывает официальная статистика. Общее снижение уровня жизни в 1995 выявляется 8-процентным падением розничной торговли и опросами общественного мнения. Например, в начале 1995 г. 56% респондентов говорили, что их материальное положение ухудшилось, а 17% — что оно улучшилось. Другой опрос выявил 68 процентов респондентов, заявивших, что они жили за чертой бедности в 1995 году, по сравнению с 56 процентами в предыдущем году. Такое самоощущение виктимизации способствует распространению программ антиреформаторских политических партий, обещающих возврат к гарантированному благополучию советской эпохи (см.95, гл. 7). Подкласс молодых бизнесменов, в основном банкиров и биржевых маклеров, управляет новыми торговыми и инвестиционными рынками в Москве и Санкт-Петербурге, оставаясь в стороне от запутанного производственного сектора, в котором доминирует государство. Эта группа, весьма заметная часть жизни крупных городов в середине 1990-х годов, извлекла выгоду из гибкости молодежи, которая позволила ей принять совершенно новый набор правил экономического успеха, в то время как старшее поколение России, за исключением проницательный номенклатурных представителей, ставших частью нуворишей, оказались гораздо менее приспособленными к постсоветскому миру. Положение рабочего класса и крестьян резко отличается от положения нового класса капиталистов. Ослабились политические репрессии, но усилились экономические лишения. Хотя доступно больше товаров, они часто не по карману среднему рабочему. Полная занятость, практически гарантированная основа выживания при коммунизме, больше не является нормой (см. «Безработица», гл. 6). В нижней части социальной шкалы «работающие бедняки» работают преимущественно в сельском хозяйстве, образовании, культуре, науке и здравоохранении, большинство из которых на Западе считаются сферами занятости среднего класса. Государственные служащие, которые особенно страдают от инфляции из-за нечастых корректировок заработной платы, часто находятся за официальной чертой бедности. Молодые родители с небольшим опытом работы и более чем одним ребенком особенно часто относятся к работающей бедноте. В 1993 году около 57 процентов семей, классифицированных Всемирным банком как бедные, имели одного или нескольких детей, а 86 процентов семей с тремя и более детьми относились к группе с самым низким доходом. К этой же группе относится и большинство неполных семей. В малообеспеченных группах люди, имеющие родственников, как правило, живут лучше, чем те, у кого их нет (особенно одинокие пенсионеры), поскольку неформальные сети средств к существованию, сформированные в советское время, продолжают обеспечивать поддержку значительной части общества. Политика гласности (см. Глоссарий) конца 1980-х принесла с собой новую молодежную культуру, которая восприняла нонконформистскую одежду, употребление наркотиков, музыку и антиистеблишментную позицию молодых людей на Западе, в то же время искренне ища ответы на вопросы о прошлом России. и его возможное будущее. Социально-экономические стрессы и разочарования 1990-х полностью вытеснили большинство молодых россиян из молодежной культуры, а те немногие, кто добился хоть какого-то успеха, впали в еще более крайние формы, такие как гедонизм и дикая экономическая спекуляция. В городах, клубах и барах, все платят большие суммы за защиту мафия — так называют растущие российские организованные преступные группировки — собирают места, где можно купить различные наркотики (в том числе грибы, собранные в лесах под Санкт-Петербургом), алкоголь и русскую рок-музыку, наполненную протест в конце 1980-х годов, но с тех пор был разбавлен, чтобы расширить свою рыночную привлекательность. Этот небольшой, но весьма заметный класс молодежи делится на сотни тусовок (песн., тусовок ), взаимоисключающих социальных кругов, которые обеспечивают чувство идентичности, но изолируют своих членов от остального общества. Что за тусовки объединяет декаданс, склонность к риску и готовность предаваться причудливым формам массового поведения. Данные на июль 1996 г. |
страница не найдена — Williams College
’62 Центр театра и танца, ’62 Center | ||
Касса | 597-2425 | |
Магазин костюмов | 597-3373 | |
Менеджер мероприятий/помощник менеджера | 597-4808 | 597-4815 факс |
Производство | 597-4474 факс | |
Магазин сцен | 597-2439 | |
’68 Центр изучения карьеры, Мирс | 597-2311 | 597-4078 факс |
Академические ресурсы, Парески | 597-4672 | 597-4959 факс |
Служба поддержки инвалидов, Парески | 597-4672 | |
Приемная, Уэстон Холл | 597-2211 | 597-4052 факс |
Положительные действия, Хопкинс Холл | 597-4376 | |
Африканские исследования, Голландия | 597-2242 | 597-4222 факс |
Американские исследования, Шапиро | 597-2074 | 597-4620 факс |
Антропология и социология, Холландер | 597-2076 | 597-4305 факс |
Архивы и специальные коллекции, Sawyer | 597-4200 | 597-2929 факс |
Читальный зал | 597-4200 | |
Искусство (История, Студия), Spencer Studio Art/Lawrence | 597-3578 | 597-3693 факс |
Архитектурная студия, Spencer Studio Art | 597-3134 | |
Студия фотографии, Spencer Studio Art | 597-2030 | |
Студия печати, Spencer Studio Art | 597-2496 | |
Скульптурная студия, Spencer Studio Art | 597-3101 | |
Senior Studio, Spencer Studio Art | 597-3224 | |
Видео/фотостудия, Spencer Studio Art | 597-3193 | |
Азиатские исследования, Голландия | 597-2391 | 597-3028 факс |
Астрономия/астрофизика, Физика Томпсона | 597-2482 | 597-3200 факс |
Отделение легкой атлетики, физического воспитания, отдыха, Ласелл | 597-2366 | 597-4272 факс |
Спортивный директор | 597-3511 | |
Лодочная пристань, озеро Онота | 443-9851 | |
Вагоны | 597-2366 | |
Фитнес-центр | 597-3182 | |
Ледовая линия хоккейного катка, Lansing Chapman | 597-2433 | |
Очные занятия, Спортивный центр Чендлера | 597-3321 | |
Физкультура | 597-2141 | |
Влажная линия бассейна, Спортивный центр Чендлера | 597-2419 | |
Информация о спорте, Хопкинс-холл | 597-4982 | 597-4158 факс |
Спортивная медицина | 597-2493 | 597-3052 факс |
Сквош-корты | 597-2485 | |
Поле для гольфа Taconic | 458-3997 | |
Биохимия и молекулярная биология, Биология Томпсона | 597-2126 | |
Биоинформатика, геномика и протеомика, Бронфман | 597-2124 | |
Биология, Биология Томпсона | 597-2126 | 597-3495 факс |
Безопасность и безопасность кампуса, Хопкинс-холл | 597-4444 | 597-3512 факс |
Карты доступа/Системы сигнализации | 597-4970/4033 | |
Служба сопровождения, Хопкинс-холл | 597-4400 | |
Офицеры и диспетчеры | 597-4444 | |
Секретарь, удостоверения личности | 597-4343 | |
Распределительный щит | 597-3131 | |
Центр развития творческого сообщества, 66 Stetson Court | 884-0093 | |
Центр экономики развития, 1065 Main St | 597-2148 | 597-4076 факс |
Компьютерный зал | 597-2522 | |
Вестибюль | 597-4383 | |
Центр экологических исследований, выпуск 1966 г. |