Поместные соборы русской православной церкви: Соборы Русской Церкви — Схемы и пособия
Содержание
Соборы Русской Церкви — Схемы и пособия
Название Год Город | Правитель | Причины | Постановления |
---|---|---|---|
I Владимирский собор 1274 Владимир | Даниил Александрович | Падение нравственности среди мирян, необходимость формирования дисциплины среди клириков | Признана в качестве собрания правил новая Кормчая книга; определения против симонии, пьянства, некоторых народных обычаев, нарушения в чине проскомидии; указания по совершению крещения, определения о Кресте и святой воде |
II Собор «о вдовых попах» 1503 Москва | Иван III Васильевич | Формирование дисциплины среди клириков и необходимость решения вопросов о монастырском землевладении | Определения против симонии, определены возрастные рамки для священнослужителей; запрет служения вдовым свяшенникам, лишение сана за повторный брак и т. д.; постановление о расселении монастырей, в которых совместно жили монашествующие обоих полов; определение о служении в женских монастырях белого духовенства; запрет служения Литургии пьяным и с похмелья; вопрос о церковном землевладении (спор между прпп. Нилом и Иосифом) |
III Макарьевский собор 1547 Москва | Иван IV Васильевич Грозный | Окончательное формирование порядка канонизации святых, а также церковное прославление общерусских святынь | Соборный указ о канонизации общецерковных и местночтимых святых, в числе которых: Иона Московский, Пафнутий Боровский, Михаил Клопский, Александр Свирский и др. |
IV Макарьевский собор (церковный и земский собор) 1549 Москва | Иван IV Васильевич Грозный | Соборный указ о канонизации святых, в числе которых: Евфимий Новгородский, Иаков Ростовский, Стефан Пермский и др. | |
V Стоглавый собор 1551 Москва | Иван IV Васильевич Грозный | Формирование дисциплины среди клириков, споры о церковном землевладении | Решения собора были выражены в 100 главах (Стоглав). Царём предложены для решения около 70 вопросов: уставности и чинности церковных служб исправности богослужебных книг, правилах иконописи, вопросы нравственности духовенства и мирян, церковных обрядах (двоеперстное сложение при совершении крестного знамения, сугубая Аллилуи, колокольный звон, антиминс и др.), вопросы брака и венчания, вопрос Церковного суда (светским судам запретил судить духовных лиц и др.), вопрос церковного землевладения (запрет архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя и т.д.) |
VI Московский собор 1620 Москва | Михаил I Федорович Романов | Принятие в Православие инославных | Собор постановил принимать латинян и униатов в Православную Церковь через крещение (это решение было заменено чиноприемом через миропомазание решением Большого Московского собора 1666–1667). |
VII Московский собор 1654 Москва | Алексей I Михайлович Тишайший | Продолжение реформы патриарха Никона, стремление унифицировать обряды и чины согласно практике Церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку | На соборе был принят новый перевод Символа веры. Затем было решено исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными. |
VIII Московский собор 1656 Москва | Алексей I Михайлович Тишайший | Продолжение реформы патриарха Никона и анафематствование её противников | Собор осудил двоеперстие и наложил «клятвы» на всех крестящихся двоеперстно («Клятвы» были упразднены решением Собора 1971) |
IX Большой московский собор 1666–1667 Москва | Алексей I Михайлович Тишайший | Окончательное утверждение церковной реформы и анафематствование её противников | Собор осудил патриарха Никона, противников церковной реформы, подтвердил Православие греческих патриархов, правильность используемых греками богослужебных книг, законность Собора 1654. Был избран Патриархом архимандрит Троицко-Сергиевского монастыря Иоасаф. Были решены вопросы богослужений, дисциплины, церковного права и церковного управления в Русской Церкви |
X Московский собор 1681–1682 Москва | Федор III Алексеевич | Продолжение церковной реформы и осуждение её противников | Соборные решения об учреждении новых епархий, о предании раскольников гражданскому суду, о церковном и монастырском благочинии, об исправлении Чиновной книги, о хранении Ризы Господней и святых мощей, о призрении нищих и о воспрещении строить новые пустыни, о запрещении продавать различные выписки из книг Божественного Писания и прочее |
XI Московский собор 1689 Москва | Иван V Алексеевич | Распространение хлебопоклонной ереси | Утверждено православное учение о времени преложения Святых Даров, которое исповедовали братья Лихуды, и была осуждено католическое учение — «хлебопоклонная ересь», которое исповедовал ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев |
XII Поместный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 Москва | Временное правительство России; Совет народных комиссаров РСФСР. | Избрание нового предстоятеля, завершение синодального периода, положение Церкви в новых условиях | Восстановление Патриаршества в Российской Церкви, положившее конец синодальному периоду – Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Рассмотрены вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. «Воззвание» Патриарха Тихона, анафематствовавшее врагов Церкви |
XIII Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 Москва | Сталин И. В. | Избрание нового предстоятеля | Собор принял название «Русская Православная Церковь», принял «Положение об управлении», которое упорядочивало церковноприходскую жизнь. Открытым голосованием был избран Патриарх – Алексий I (Симанский) |
XIV Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 Сергиев Посад | Брежнев Л. И. | Избрание нового предстоятеля | Избран 14‑м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Другое важнейшее решение собора — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года |
XV Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 Сергиев Посад | Горбачев М. С. | 1000-летие Крещения Руси | Итогами собора стали принятие нового Устава, а также канонизация девяти подвижников Православия (в т.ч. Ксении Петербургской, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника) |
XVI Поместный собор Русской Православной Церкви 1990 Сергиев Посад | Горбачев М. С. | Избрание нового предстоятеля | Избран 15‑м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), канонизированы исповедники, мученики и праведники, в том числе Иоанн Кронштадтский. Обсуждались проблемы взаимоотношений с РПЦЗ, борьбы с активизацией УАПЦ на Западной Украине, взаимоотношений с государством |
XVII Поместный собор Русской Православной Церкви 2009 Москва | Медведев Д. А. | Избрание нового предстоятеля | Избран 16‑м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) |
- 3.1 тыс. 0
-
0
Глава II. Поместный Собор / Официальные документы / Патриархия.ru
Главная / Устав Русской Православной Церкви
Версия для печати
2 декабря 2017 г. 18:30
1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом.
2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.
3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора.
Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором.
4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.
В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.
5. Поместный Собор:
а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение;
б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;
в) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение об его уходе на покой;
Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором;
г) по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;
д) в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора;
е) инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия;
ж) заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;
з) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления.
6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола.
7. Кворум Поместного Собора составляет 2/3 членов Собора, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора.
8. Поместный Собор утверждает регламент заседаний, программу, повестку дня и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора президиум, секретариат и формирует необходимые рабочие органы.
9. Президиум Поместного Собора состоит из председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.
10. Секретариат Поместного Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и двух помощников — клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются секретарем и утверждаются председателем.
11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.
12. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют соборный совет.
Соборный совет является руководящим органом Поместного Собора. В его компетенцию входит:
а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;
б) координация всей деятельности Собора;
в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;
г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.
13. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.
Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.
14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.
15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора.
16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора.
17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.
18. Решения Поместного Собора в форме постановлений и определений подписываются председателем и членами президиума Собора. Иные документы, утвержденные определениями (постановлениями) Собора, визируются секретарем Собора.
19. Все официальные документы Поместного Собора подписывают Патриарх Московский и всея Руси (Местоблюститель), члены президиума и секретарь.
20. Постановления Поместного Собора вступают в силу сразу после их принятия.
Материалы по теме
Глава I. Общие положения [Документы]
Глава III. Архиерейский Собор [Документы]
Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси [Документы]
Другие документы
Глава V. Священный Синод
Глава VI. Высший Церковный Совет
Глава VII. Межсоборное Присутствие
Глава VIII. Московская Патриархия и синодальные учреждения
Глава IX.
Церковный суд
Глава X. Украинская Православная Церковь
Русская Православная Церковь | История и факты
Св. Василия Блаженного
Смотреть все СМИ
- Сферы деятельности:
- Восточное православие
автокефальная церковь
- Связанные люди:
- Никон
Феофан Прокопович
Сергий
Иоанн Кронштадтский
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Русская Православная Церковь , одна из крупнейших автокефальных или церковно независимых православных церквей в мире. Его членство оценивается более чем в 90 миллионов человек. Чтобы узнать больше о православных верованиях и практиках, см. Восточное православие.
Христианство, по-видимому, было привнесено в восточнославянское государство Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в 9 в.век. Известно, что организованная христианская община существовала в Киеве еще в первой половине X века, а в 957 году в Константинополе была крещена правительница Киева святая Ольга. За этим актом последовало принятие христианства в качестве государственной религии после крещения внука Ольги Владимира I, князя киевского, в 988 г. При преемниках Владимира и до 1448 г. русскую церковь возглавляли митрополиты киевские (которые после 1328 проживал в Москве) и образовал митрополию Византийского патриархата.
Подробнее по этой теме
Восточное Православие: Норма церковной организации
…и церквей Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Греции, Албании, Польши, Чехии и Словакии. ..
Пока Россия находилась под властью монголов с 13 по 15 века, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив освобождение от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост монашества. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижниками святыми Антонием и святыми Феодосиями, был вытеснен как передовой религиозный центр Троицко-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским (на территории нынешнего города Сергиева Посада). Сергий, а также митрополиты св. Петр (1308–26) и св. Алексий (1354–78) поддерживали растущую мощь Московского княжества. Наконец, в 1448 году русские архиереи избрали своего митрополита без обращения к Константинополю, и русская церковь стала отныне автокефальной. В 1589 г.Иов, митрополит Московский, был возведен в патриархальное положение с одобрения Константинополя и получил пятый чин по чести после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.
В середине XVII века православный патриарх Никон вступил в ожесточенный конфликт с русским царем Алексеем. Никон, преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат православной церкви над государством в России, а также предпринял тщательный пересмотр русских православных текстов и обрядов, чтобы привести их в соответствие с остальным восточным православием. Никон был низложен в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал противиться им; последние стали известны как старообрядцы и в течение следующих двух столетий сформировали энергичную группу инакомыслящих в Русской православной церкви.
В 1721 году царь Петр I (Великий) упразднил Московский патриархат и заменил его Священным Правительствующим Синодом, созданным по образцу государственных синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и жестко контролируемым государством. Обер-прокурор синода, мирянин, получивший министерский чин в первой половине XIX в., впредь до 1917 г. осуществлял действенный контроль над церковным управлением. Этот контроль, чему способствовало политическое раболепие большей части высшего духовенства , особенно отметился в период прокуратуры (1880–1919 гг.).05) архиконсерватора К.П. Победоносцев.
В ноябре 1917 года, после падения царской власти, Собор Русской Православной Церкви восстановил патриаршество и избрал патриархом митрополита Тихона. Но вскоре новое советское правительство объявило об отделении церкви от государства и национализировало все земли, принадлежавшие церкви. За этими административными мерами последовали жестокие санкционированные государством преследования, включавшие массовое разрушение церквей, аресты и казни многих священнослужителей. Русская православная церковь еще больше ослабла в 1922 декабря, когда Обновленная Церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, отделилась от церкви Патриарха Тихона, восстановила к власти Священный Синод и вызвала раскол среди духовенства и верующих.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
После смерти Тихона (1925 г.) правительство запретило проведение патриарших выборов. В 1927 году, чтобы обеспечить выживание церкви, митрополит Сергий официально выразил свою «лояльность» советскому правительству и впредь воздерживался от какой-либо критики государства. Однако такое отношение лояльности спровоцировало новые разногласия в самой церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за границей русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали свои отношения с Москвой.
Затем, в 1943 году, воспользовавшись внезапным изменением политики Иосифа Сталина в отношении религии, русское православие пережило возрождение: был избран новый патриарх, открыты духовные школы, начали функционировать тысячи церквей. Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви была значительно расширена, хотя отдельные представители духовенства время от времени подвергались арестам и ссылкам. Количество открытых церквей достигло 25 000. Впоследствии под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева были установлены новые и широкомасштабные гонения на церковь. Затем, начиная с конца 1980-е годы, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления местными прихожанами. Распад Советского Союза в 1991 году способствовал духовному прогрессу, и в 2000 году царь Николай II, российский император, убитый большевиками после Октябрьской революции 1917 года, и члены его семьи были канонизированы церковью.
Русская революция 1917 года отрезала большие слои Русской церкви — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе — от регулярных контактов с материнской церковью. Группа епископов, покинувших свои кафедры в России, собралась в Сремски-Карловцах, Югославия (ныне в Сербии), и заняла явно политическую монархическую позицию. Группа также утверждала, что выступает как синод для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, в которую и по сей день входит значительная часть русской эмиграции, была формально распущена в 1922 Патриархом Тихоном, который затем назначил митрополитов Платона и Евлогия правящими архиереями в Америке и Европе соответственно. Оба этих митрополита периодически продолжали поддерживать отношения с синодом в Карловцах, но ни один из них не принимал его как каноническую власть.
После Второй мировой войны Московский Патриархат безуспешно пытался восстановить контроль над этими группами. В 1970 г. она наконец признала автокефальную Православную Церковь в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических притязаний в США и Канаде; в том же году он также признал автономную церковь, основанную в Японии. После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. В 2007 году церкви воссоединились, когда было восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и зарубежной церковью. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом, почетным первенством Восточного Православия, после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года..
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)
(Русская Православная Церковь)
Distribution of membership:
— Russian Federation: 113,500,000
— Ukraine : 30,000,000
— Belarus: 8,200,000
— Moldova: 4,100,000
— Kazakhstan : 5 900 000
— Центральная Азия: 1 000 000
— Страны Балтии: 1 400 000
Распределение приходов:
— Российская Федерация: 12 638
— Украина: 10 377
— Беларусь: 1 319
— Молдова: 1 520
— другие страны бывшего СССР: 461
— все остальные страны: 275 90 Русская Православная Церковь 09 90 90 многонациональная поместная автокефальная церковь, поддерживающая общение в молитве, вере, таинствах и каноническом праве с другими поместными православными церквами. Ее юрисдикция распространяется на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви, в том числе в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Эстонии, а также на Православные люди, являющиеся ее добровольными членами, проживающие в других странах. В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви. В настоящее время самоуправляются Латвийская православная церковь, Молдавская православная церковь и Эстонская православная церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой церковью с правом широкой автономии.
Японская и Китайская Автономные Православные Церкви являются самостоятельными церквями, свободными в своих внутренних делах и связанными со Вселенским Православием через Русскую Православную Церковь.
Христианские миссионеры впервые широко проповедовали на Руси в IX-X веках. Около 988 года император Владимир принял крещение и установил христианство в качестве официальной религии в своих владениях. Первоначально он привел священников из Византийской империи и установил греческую иерархию под началом митрополита. С самого начала в богослужении использовался славянский язык, и постепенно русское духовенство заменило греческий. В начале 14 века митрополичий престол был перенесен из Киева в Москву. Московский Патриархат был создан в 1589 году.Иеремия II, патриарх Константинопольский. Петр Великий (1676 — 1725) упразднил должность патриарха и заменил ее священным синодом, члены которого назначались императором и могли быть им уволены в любое время. В 1917-18 годах в Москве собрался большой собор архиереев, приходского духовенства и мирян, инициировавший основательную реорганизацию всех сторон церковной жизни, в частности восстановление Патриаршества.
Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх избирается пожизненно. Поместный собор состоит из епископов и представителей духовенства, монахов и мирян. Он интерпретирует учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с поместными православными церквами. Он также занимается внутренними делами церковной жизни, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает порядок таких выборов. Архиерейский совет состоит из епархиальных архиереев и викарных архиереев и собирается раз в 4 года. Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси является руководящим органом Русской Православной Церкви между архиерейскими соборами. Помимо патриарха, священный синод состоит из 12 членов — семи постоянных (самых старших митрополитов) и пяти временных, избираемых из епархиальных архиереев.
В церкви имеются отделы внешних церковных связей, катехизиса и религиозного образования, благотворительного и социального служения, миссии, молодежи, вооруженных сил, издательство, комитет по образованию и канцелярия. Имеются пять духовных академий, 32 семинарии, 43 предсеминарии, один богословский институт, два православных университета, шесть пастырских курсов, две епархиальные женские богословские школы, несколько певчих и иконописных школ и отделений, а также воскресный школы в большинстве приходов.