Поместные соборы русской православной церкви: Соборы Русской Церкви — Схемы и пособия

Разное

Соборы Русской Церкви — Схемы и пособия

Назва­ние
Год
Город 
Пра­ви­тельПри­чи­ныПоста­нов­ле­ния

I

Влади­мир­ский собор

1274

Влади­мир

Дани­ил АлександровичПаде­ни­е нрав­ствен­но­сти сре­ди мирян, необ­хо­ди­мо­сть фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди клириковПризна­на в каче­стве собра­ния пра­вил новая Корм­чая кни­га; опре­де­ле­ния про­тив симо­нии, пьян­ства, неко­то­рых народ­ных обы­ча­ев, нару­ше­ния в чине про­ско­ми­дии; ука­за­ния по совер­ше­нию кре­ще­ния, опре­де­ле­ния о Кре­сте и свя­той воде

II

Собор «о вдо­вых попах»

1503

Москва

Иван III ВасильевичФор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков и необ­хо­ди­мость реше­ния вопро­сов о мона­стыр­ском землевладенииОпреде­ле­ния про­тив симо­нии, опре­де­ле­ны воз­раст­ные рам­ки для свя­щен­но­слу­жи­те­лей; запрет слу­же­ния вдо­вым свя­шен­ни­кам, лише­ние сана за повтор­ный брак и т. д.; поста­нов­ле­ние о рас­се­ле­нии мона­сты­рей, в кото­рых сов­мест­но жили мона­ше­ству­ю­щие обо­их полов; опре­де­ле­ние о слу­же­нии в жен­ских мона­сты­рях бело­го духо­вен­ства; запрет слу­же­ния Литур­гии пья­ным и с похме­лья; вопрос о цер­ков­ном земле­вла­де­нии (спор меж­ду прпп. Нилом и Иосифом)

III

Макарьев­ский собор

1547

Москва

Иван IV Василье­вич ГрозныйОкон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние поряд­ка кано­ни­за­ции свя­тых, а так­же цер­ков­ное про­слав­ле­ние обще­рус­ских святыньСобор­ный указ о кано­ни­за­ции обще­цер­ков­ных и мест­но­чти­мых свя­тых, в чис­ле кото­рых: Иона Москов­ский, Пафну­тий Боров­ский, Миха­ил Клоп­ский, Алек­сандр Свир­ский и др.

IV

Макарьев­ский собор (цер­ков­ный и зем­ский собор)

1549

Москва

Иван IV Василье­вич ГрозныйСобор­ный указ о кано­ни­за­ции свя­тых, в чис­ле кото­рых: Евфи­мий Новго­род­ский, Иаков Ростов­ский, Сте­фан Перм­ский и др.

V

Стогла­вый собор

1551

Москва

Иван IV Василье­вич ГрозныйФор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков, спо­ры о цер­ков­ном землевладенииРеше­ния собо­ра были выра­же­ны в 100 гла­вах (Сто­глав). Царём пред­ло­же­ны для реше­ния око­ло 70 вопро­сов: устав­но­сти и чин­но­сти цер­ков­ных служб исправ­но­сти бого­слу­жеб­ных книг, пра­ви­лах ико­но­пи­си, вопро­сы нрав­ствен­но­сти духо­вен­ства и мирян, цер­ков­ных обря­дах (двое­перст­ное сло­же­ние при совер­ше­нии крест­но­го зна­ме­ния, сугу­бая Алли­луи, коло­коль­ный звон, анти­минс и др.), вопро­сы бра­ка и вен­ча­ния, вопрос Церков­но­го суда (свет­ским судам  запре­тил судить духов­ных лиц и др.), вопрос цер­ков­но­го земле­вла­де­ния (запрет архи­епи­ско­пам, епи­ско­пам и мона­сты­рям поку­пать у кого-либо вот­чи­ны без раз­ре­ше­ния царя и т.д.)

VI

Москов­ский собор

1620

Москва

Миха­ил I Федоро­вич РомановПриня­тие в Право­сла­вие инославныхСобор поста­но­вил при­ни­мать лати­нян и уни­а­тов в Право­слав­ную Цер­ковь через кре­ще­ние (это реше­ние было заме­не­но чино­при­е­мом через миро­по­ма­за­ние реше­ни­ем Большо­го Москов­ско­го собо­ра 1666–1667).

VII

Москов­ский собор

1654

Москва

Алек­сей I Михай­ло­вич ТишайшийПро­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Нико­на, стрем­ле­ни­е уни­фи­ци­ро­вать обря­ды и чины соглас­но прак­ти­ке Церк­вей гре­че­ской тра­ди­ции, сло­жив­шей­ся к XVII векуНа собо­ре был при­нят новый пере­вод Симво­ла веры. Затем было реше­но исправ­лять кни­ги по гре­че­ским образ­цам, а сла­вян­ские кни­ги с чина­ми и обря­да­ми, кото­рые не соот­вет­ство­ва­ли гре­че­ским, счи­тать ошибочными.

VIII

Москов­ский собор

1656

Москва

Алек­сей I Михай­ло­вич ТишайшийПро­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Нико­на и ана­фе­мат­ство­ва­ние её противниковСобор осу­дил двое­пер­стие и нало­жил «клят­вы» на всех кре­стя­щих­ся двое­перст­но («Клят­вы» были упразд­не­ны реше­ни­ем Собо­ра 1971)

IX

Боль­шой мос­ков­ский собор

1666–1667

Москва

Алек­сей I Михай­ло­вич ТишайшийОкон­ча­тель­ное утвер­жде­ние цер­ков­ной рефор­мы и ана­фе­мат­ство­ва­ние её противниковСобор осу­дил пат­ри­ар­ха Нико­на, про­тив­ни­ков цер­ков­ной рефор­мы, под­твер­дил Право­сла­вие гре­че­ских пат­ри­ар­хов, пра­виль­ность исполь­зу­е­мых гре­ка­ми бого­слу­жеб­ных книг, закон­ность Собо­ра 1654. Был избран Патри­ар­хом архи­манд­рит Тро­и­ц­ко-Сер­ги­ев­ско­­го мона­сты­ря Иоасаф. Были реше­ны вопро­сы бого­слу­же­ний, дис­ци­пли­ны, цер­ков­но­го пра­ва и цер­ков­но­го управ­ле­ния в Рус­ской Церкви

X

Москов­ский собор

1681–1682

Москва

Федор III АлексеевичПро­дол­же­ние цер­ков­ной рефор­мы и осуж­де­ние её противниковСобор­ные реше­ния об учре­жде­нии новых епар­хий, о пре­да­нии рас­коль­ни­ков граж­дан­ско­му суду, о цер­ков­ном и мона­стыр­ском бла­го­чи­нии, об исправ­ле­нии Чинов­ной кни­ги, о хра­не­нии Ризы Господ­ней и свя­тых мощей, о при­зре­нии нищих и о вос­пре­ще­нии стро­ить новые пусты­ни, о запре­ще­нии про­да­вать раз­лич­ные выпис­ки из книг Божествен­но­го Писа­ния и прочее

XI

Москов­ский собор

1689

Москва

Иван V АлексеевичРаспро­стра­не­ние хле­бо­по­клон­ной ересиУтвер­жде­но пра­во­слав­ное уче­ние о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Свя­тых Даров, кото­рое испо­ве­до­ва­ли бра­тья Лиху­ды, и была осуж­де­но като­ли­че­ское уче­ние — «хле­бо­по­клон­ная ересь», кото­рое испо­ве­до­вал уче­ник Симео­на Полоц­ко­го Силь­вестр Медведев

XII

Помест­ный собор Право­слав­ной Россий­ской Церкви

1917–1918

Москва

Време­нное прави­тель­ство Рос­сии; Совет наро­дных коми­ссаров РСФСР.Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля, завер­ше­ни­е сино­даль­но­го пери­о­да, поло­же­ни­е Церк­ви в новых условияхВосста­нов­ле­ние Патри­ар­ше­ства в Россий­ской Церк­ви, поло­жив­шее конец сино­даль­но­му пери­о­ду – Патри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Москов­ский Тихон (Белла­вин). Рассмот­ре­ны вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к епар­хи­аль­но­му управ­ле­нию, при­ход­ской жиз­ни и устрой­ству еди­но­вер­че­ских при­хо­дов. «Воззва­ние» Патри­ар­ха Тихо­на, ана­фе­мат­ство­вав­шее вра­гов Церкви

XIII

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

1945

Москва

Ста­лин И. В.Избра­ние ново­го предстоятеляСобор при­нял назва­ние «Рус­ская Право­слав­ная Цер­ковь», при­нял «Положе­ние об управ­ле­нии», кото­рое упо­ря­до­чи­ва­ло цер­ков­но­при­ход­скую жизнь. Откры­тым голо­со­ва­ни­ем был избран Патри­арх – Алек­сий I (Симан­ский)

XIV

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

1971

Серги­ев Посад

Бреж­нев Л.  И.Избра­ние ново­го предстоятеляИзбран 14‑м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Крутиц­кий и Коломен­ский Пимен (Изве­ков). Дру­гое важ­ней­шее реше­ние собо­ра — отме­на «клятв» на ста­рые обря­ды Большо­го Москов­ско­го Собо­ра 1667 года

XV

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

1988

Серги­ев Посад

Горба­чев М. С.1000-лети­е Кре­ще­ния РусиИтога­ми собо­ра ста­ли при­ня­тие ново­го Уста­ва, а так­же кано­ни­за­ция девя­ти подвиж­ни­ков Право­сла­вия (в т.ч. Ксе­нии Петер­бург­ской, Игна­тия Брянча­ни­но­ва, Феофа­на Затворника)

XVI

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

1990

Серги­ев Посад

Горба­чев М. С.Избра­ние ново­го предстоятеляИзбран 15‑м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Ленин­град­ский и Новго­род­ский Алек­сий (Риди­гер), кано­ни­зи­ро­ва­ны испо­вед­ни­ки, муче­ни­ки и пра­вед­ни­ки, в том чис­ле Иоанн Кронштадт­ский. Обсуж­да­лись про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний с РПЦЗ, борь­бы с акти­ви­за­ци­ей УАПЦ на Запад­ной Укра­ине, вза­и­мо­от­но­ше­ний с государством

XVII

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

2009

Москва

Медве­дев Д. А.Избра­ние ново­го предстоятеляИзбран 16‑м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Смолен­ский и Калинин­град­ский Кирилл (Гун­дя­ев)
  • 3.1 тыс. 0