800 летие александра невского: 800-летие Александра Невского

Разное

Деятельность — Проекты — 800 летие Александра Невского

В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения русского князя, полководца Александра (Ярославича) Невского.

 

 

Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского»

В Минкультуры России обсудили реализацию плана мероприятий по подготовке празднования 800-летия Александра Невского.

800-летию со дня рождения Александра Невского посвящен Литературный конкурс «Неизвестный Петербург – 2021». См также.

2 сентября в Санкт-Петербурге  состоялось вручение Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».

Министерство культуры РФ запустило онлайн-проект «Культурная контрольная», посвящённый празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского. Тест.

Библиотеки к юбилею:

РГБ представляет книжно-иллюстративную выставку «Великий князь Владимирский Александр Невский».

30 августа в РНБ открылась выставка «Александр Невский – на все времена!», посвященная 800-летию святого благоверного князя.

Президентская библиотека – к 800-летию Александра Невского : «Ради пользы Русской земли». «Щит, прикрывающий родину» (о победе в Невской битве)

 

НБ Республики Алтай представляет аннотированный библиографический список литературы, посвященный князю Александру Ярославичу, прозванному Невским.

НБ Республики Бурятия подготовила выставку «Александр Невский – заступник Отечества». Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия, Улан-Удэнская и Бурятская епархия и ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия» объявляют Конкурс творческих работ к 800-летию со дня рождения Великого Князя Александра Невского.

НБ Кабардино-Балкарской республики представляет Видеоурок-Открытие Года: «Александр Невский – Слава, Дух и Имя России».

В рамках Историко-патриотического онлайн-проекта НБ Республики Мордовия  «Гордиться славою своих предков…» на сайте библиотеки опубликован материал «Образ Александра Невского в искусстве».

«Александр Невский – имя России» : методико-библиографический материал к 800-летию святого благоверного князя / Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия, Отдел абонемента ; составитель А. А. Рахмятуллова ; редакторы: Т. В. Овсянникова, В. В. Кочеткова. – Саранск, 2020. – 36 с

На сайте Национальной библиотеки Республики Татарстан размещено тематическое досье к 800-летию со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории – князя Александра Невского.

13 мая в библиотеках Чувашии торжественно открылась Республиканская культурно-патриотическая акция «Александр Невский – имя России», объявленная Национальной библиотекой к 800-летию святого благоверного князя.

Национальная библиотека Якутии представляет виртуальную выставку, посвященную 800-летию святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Алтайская краевая библиотека им. В. Я. Шишкова объявляет старт конкурса художественных работ. Он будет проходить в рамках книжно-читательской кампании, посвященной 800-летию со дня рождения князя Александра Невского. В Алтайской КУНБ наградили победителей конкурса художественных работ «Александр Невский – Князь-воин».

Пермская КУНБ представляет:   «Защитник рубежей российских: к 800-летию со дня рождения Александра Невского» .  Выставка «Образ Александра Невского в музыкальных произведениях».

Владимирская областная научная библиотека реализует культурно-просветительский проект Невский.800

Сектор периодических изданий Волгоградской ОУНБ им. М. Горького представляет видеопрезентацию «Александр Невский – защитник Земли Русской» , подготовленную к 800-летию со дня его рождения. См. также.

В Волгограде проходят мероприятия в честь 800-летия Александра Невского.

Юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова Вологодской ОУНБ провёл Фестиваль исторической памяти «Под знаменем Александра Невского».

На сайте ЦУНБ Ивановской области опубликован онлайн тест «Александр Невский. За веру и Отечество».

Кировская ГУОНБ представляет обзор журналов, посвящённый 800-летию со дня рождения князя святого благоверного князя Александра Невского.

Курганская ОУНБ им. А.К.Югова представляет: Александр Невский – защитник земли русской: список литературы / Курганская областная универсальная научная библиотека им. А. К. Югова, Отдел информационно-библиографического обслуживания ; составитель Н. Маслакова. – Курган, 2021. – 19 с. – 55 назв. Читать.

В Курской ОБ открылась книжная выставка «Избранный воевода земли Российской», посвященная 800-летию со дня рождения русского князя, полководца Александра Ярославовича Невского.

25 мая 2021 года в Волховском городском культурно-информационном центре им. А.С.Пушкина прошла конференция «История, отраженная в искусстве: к 800-летию Александра Невского», которую организовала Ленинградская областная универсальная научная библиотека. Смотреть.

Нижегородская ОБ представляет виртуальную полнотекстовую выставку «Александр Невский: князь и полководец» из цикла «История в лицах: именитые гости земли нижегородской».

Страница «Александр Невский» на сайте Новгородской ОУНБ. Тест «Святой благоверный великий князь Александр Невский».

Проект Невский 800 на сайте Псковской ОУНБ

Тверская областная библиотека им. А.М.  Горького подготовила к публикации новый ресурс: «ИМЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ИСТОРИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ».

Онлайн-викторина «Александр Невский» на сайте Томской ОУНБ.

Ульяновская ОБ представляет виртуальную выставку «Александр Невский. Имя России». См также.

2021 – Год Александра Невского / ЦБС г. Челябинска 

 

800 лет Александру Невскому: битвы князя и за князя

Но если суммировать все достоверные, выявленные историками факты о князе, то получается портрет не столько храбреца и смельчака (хотя Чудское озеро, Нева и битвы с литовцами подтвердили и это), не столько тонкого дипломата, умеющего почти обо всем договориться и обернуть чужие претензии в пользу своей страны, сколько человека очень умного. Точнее всех понимающих большую политику и то, что Русь и ее людей в ней ждет в том или ином случае. И выбирающего оптимальное, соразмерное с положением дел решение. Он был умным правителем.

В год его 800-летия мы не только поставили ему новые памятники, но и многое поставили на свои места в памяти о нем. В частности, отряхнули имя князя-защитника Руси от экзотических версий, унижающих его жизнь, подвиги и смерть. Каких ошибок нам следует избегать, говоря об этой легендарной фигуре, читателям «РГ» объясняет доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ, автор недавно вышедшей книги «Александр Невский: воин, государь, святой» Дмитрий Володихин.

Он дружил с тем Западом, который хотел с ним дружить. И бил тот Запад, который приходил с полками на Русь. Он подчинялся Орде до определенного предела и мог дать отпор

Какие нападки на князя наиболее распространены?

Александр Невский. Знаменитый образ князя сделан известным художником Павлом Кориным в 1942-1943 годах. Фото: РИА Новости

Дмитрий Володихин: Самое показательное — преуменьшение масштаба и значения знаменитых побед Александра Ярославовича — Невской битвы (1240 год) и Ледового побоища (1242 год). Упорное сокращение исторического масштаба этих битв — довольно длительная тенденция в историографии, зарубежной и нашей. Но — неадекватная, источники говорят, что битвы были крупными и по количеству сражающихся, и по своему значению.

Но еще более масштабной, чем немецкая и шведская, была в середине XIII века литовская угроза. Однако о трех больших полевых сражениях, выигранных Александром Невским у литвинов, и о том, что он смог благодаря своему дипломатическому дару направить против Литвы удар Орды, ничего нет ни в учебниках, ни в научно-популярной литературе. Об этом мало кто знает, кроме специалистов.

Позабытые битвы досадны, но они гаснут по сравнению с нахальными обвинениями князя в предательстве интересов Руси, коллаборационизме, а то и сотрудничестве с Ордой. ..

Дмитрий Володихин: Да, дескать, прекратил национальное сопротивление, положил под ноги монголов Русь, начал давать Орде дань — это, конечно, куда более недобрая и несправедливая критика, чем преуменьшение побед на Неве и Чудском озере.

У Александра Ярославовича был небогатый выбор: героически погибнуть, как дядя и брат, и в самоубийственном стремлении прославить себя молодецким контрударом угробить всю Русь или подчиниться чудовищной силе ордынцев и платить им дань, потому что справиться с колоссальной монгольской империей на тот момент было невозможно.

Он выбрал вторую стратегию. Она оказалась выигрышной, позволила сохранить собственную веру, собственное — русских князей, Рюриковичей — управление, собственную Церковь и полунезависимое существование. Впоследствии, когда Орда ослабнет, а Русь объединится, именно основа, заложенная при Александре Невском и его отце Ярославе Всеволодовиче, позволит скинуть ордынское иго и заново создать собственно русскую государственность.

За обвинениями в предательстве государственном тянутся обвинения в предательстве личном — своего брата Андрея, против которого он якобы позвал на Русь из Орды Неврюеву рать. Википедия так прямо и пишет: «возможно, по просьбе Александра Невского».

Дмитрий Володихин: Тщательный анализ источников показывает беспочвенность и бездоказательность этих предположений. Наоборот, с большой долей уверенности можно говорить, что появление на Руси Неврюевой рати — результат крайней политической неосторожности его брата Андрея. Эта неосторожность очень дорого обошлась Руси, многие города сгорели от ордынцев, а поражение в битве у Переславля-Залесского сократило и без того тающую боевую силу Владимирской Руси. Так что это Андрей своим легкомыслием губил Русь, а Александр, сделав очень тяжелый и, может быть, непопулярный выбор, спасал ее. На его политику молиться надо, потому что если бы он не проявил осторожность и не заставил бы тот же Новгород платить дань, не было бы сейчас никакой России. ..

А споры о его выборе между «западным» и «восточным» путем для России?

Дмитрий Володихин: Понятий «Запад» и «Восток» в XIII веке, конечно, не было. Но Невский никогда не был врагом тех, кого условно можно назвать тогдашним Западом. С Норвегией, например, заключил взаимовыгодный договор и установил прекрасные отношения. И с Ордой у него не было все так уж мирно, как это представляют. И как только появилась возможность избавиться от наиболее скверных форм зависимости и купировать попытки исламизации Руси, он это в 1262 году сделал.

Он дружил с тем Западом, который хотел с ним дружить. И бил тот Запад, который приходил с полками на Русь. Он подчинялся Орде, потому что не мог ее разбить, а Русь губить не желал. Но подчинялся он ей до определенного предела, и когда Русь начинала слишком страдать от ордынского нажима, давал отпор.

Что можно возразить расхожим представлениям о его личной жестокости?

Дмитрий Володихин: Александр Невский не был в личном плане жестоким человеком. Он никого не убивал, наоборот, своего младшего брата Андрея, виновного в пришествии на Русь Неврюевой рати, впоследствии вернул из дальних краев и позволил сесть на богатое княжение.

Он проявил жестокость единственный раз, когда советники его сына Василия привели того к мятежу против отца. Александр Ярославович велел Новгороду подготовить перепись для ордынского налогообложения — новгородцы сомневались, колебались, многие были против, и сын князя пошел у них на поводу, фактически взбунтовавшись против отца. Отец сына всего лишь сместил с новгородского княжения, а вот советники его поплатились. Кому-то нос отрезали, кому-то уши. Жестоко? Да. Но это были открытые мятежники. А мятеж их мог закончиться тем, что пришли бы к Новгороду ордынские тумены и превратили его в груду головешек. Так что урок был жесткий, но необходимый.

Ледовое побоище. Сцена из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Фото: РИА Новости

Почему он не купился на предложения Папских послов сделать Русь католической?

Дмитрий Володихин: Ведя переговоры с посланцами Папы, князь в первом их раунде высказался об идее перехода в католичество с туманной благожелательностью. Видимо, потому что ему предстояло путешествие в Каракорум (территория современной Монголии) и нужно было обезопасить тылы от удара западных крестоносцев. Но во втором раунде он в категоричной форме отказал посланникам Папы. Следовало ли ему принимать тогда католицизм? Думаю, нет. Союз с Папой ничего не давал, те небольшие рыцарские отряды, которые он мог направить на помощь Александру Невскому из Скандинавии и Германии, были еще менее значительными, чем силы самого князя. А договор с Западом неминуемо означал не только потерю своей исконной веры, но и уступки по территориальным и торговым вопросам.

Александр Невский прекрасно знал и видел, к чему приводят уступки в сфере веры. Видел, как Латинская империя силой меча утвердилась в Константинополе… И понимал, что за сдачей своей веры крестоносному рыцарству последуют не пощада и дружелюбие к сдавшимся, а новый нажим, натиск и в конечном итоге захват земли.

Откуда все-таки взялся столь сильный, верный, влиятельный и точный в действии человек?

Дмитрий Володихин: Нам очень с ним повезло. Мы могли бы просто превратиться в набор маленьких независимых государствочек, но Александр Ярославович удержал, спас наше единство. Думаю, его Бог Руси дал, чтобы мы совсем не пропали. Наверное, это знак какого-то Божьего благоволения к нам.

Ну а если чисто исторически рассуждать — из чего он вырос?

Дмитрий Володихин: Может быть, из одного тяжелого урока, который получил его отец. Ярослав Всеволодович, на склоне лет серьезный политик, восстановитель Руси от Батыева нашествия, талантливый полководец, а в молодости — забияка и такой … кондотьер. Именно его скверные страсти в значительной степени привели к тому, что в 1216 году на реке Липице столкнулись русские рати — новгородская, ростовская, владимирская, переяславская… Была страшная бойня, по сообщениям летописей погибло 9-10 тысяч человек. Но победитель, князь Константин Всеволодович, пожалел побежденных и договорился с ними, устранив возможность хаоса и братоубийственной войны. Среди побежденных был и князь Ярослав. Его сын Александр родился через 5 лет после Липицкой бойни, но, видимо, воспоминания отца были очень свежи. Думаю, он смог передать сыну, что междоусобье — это срам и беда. И нужно единство. Он получил этот урок большой кровью, а сын от него — на словах. Но, видимо, столь убедительных, что это вошло в склад его личности.

Исторический вопрос

Мы хорошо понимаем и чувствуем русское средневековье? Или недослышим его?

Дмитрий Володихин: К сожалению, для миллионов людей понятие «средневековье» сегодня существует в нарядах и очертаниях Западной Европы. Мы недочитываем и недослушиваем средневековую русскую литературу, хотя множество наших летописных повестей по интеллектуальному качеству превосходят то, что было в XII-XIII веке у тех же скандинавов, например.

Чтобы хорошо понять, каким было русское средневековье, нужно, чтобы в литературе и искусстве появились его яркие образы, способные своим очарованием потеснить представление о том, что ну вот там была жизнь, а у нас-то что. ..

У нас богатая, красивая история, набитая приключениями, знающая высоту духа, желающая отразиться в высокой литературе и высоком искусстве, но выхватить из нее прекрасные образы, не забываемые читателями и зрителями, пока получается не часто.

У нас не то чтобы пусто с историческими романами… Были и Дмитрий Балашов, и Валентин Иванов (пусть спорная, но все-таки яркая фигура). Недавно прекрасный роман «Русь на Мурмане» написала Наталья Иртенина.

Но против одного нашего неплохого исторического романа о той или иной эпохе — десяток европейских И двумя-четырьмя хорошими историческими писателями по истории русского средневековья нам уже не отделаться, их нужно больше. Может быть, нам нужны и какие-то заказы и гранты от государства. Потому что многие хорошие, сильные, оригинальные авторы не хотят рисковать и писать книги, которые то ли издадут, то ли не издадут.

Между жизнью и смертью

Почему так живуча легенда, что Александр Невский был отравлен в Орде?

Дмитрий Володихин: С большой долей вероятности можно предположить, что в Орде был отравлен его отец. Об этом говорят источники разного происхождения, и тело Ярослава Всеволодовича после кончины очень видоизменилось, многие полагали, что под воздействием яда.

Что же касается Александра Ярославовича, то убедительных доказательств его отравления нет.

Его век был относительно кратким, он недалеко зашел за черту своего 40-летия, но для князей Руси в XIII веке это был средний срок жизни. Исследований его мощей для обнаружения яда в костях не проводилось. Источники того времени тоже ничего такого не говорят.

Перед кончиной Александр Ярославович приехал из Орды на Русь, управив дела самым успешным образом, и, в общем, мог быть собой только доволен.

Есть две версии его смерти. Постоянные походы и бои расшатали его здоровье, а тут еще его заставили слишком долго торчать в Орде плюс долгий путь в Сарай и обратно, это все и привело к болезни. А вторая версия связана с тем, что Ордой тогда правил хан Берке, только что принявший ислам. У Берке не получилась даже исламизация Орды, она произойдет только век спустя, а уж попытка исламизации Руси в правление Александра Невского тем более ничем не закончилась, мусульман из числа откупщиков дани вышибли из русских городов. К князю Александру в государственном смысле у Берке претензий не было. Но обида — верующего, веру которого выгнали — могла проявиться и сказаться. Но это лишь гипотеза.

св. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (К 800-летию со дня рождения)

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесске. Его отец Ярослав II, Феодор в Крещении (+ 1246), «кроткий, добрый и радушный князь», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), брата святого князя Юрия Всеволодовича (память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княгиня, была третьей женой Ярослава. Их старший сын, святой князь Феодор (память 5 июня), отошел ко Господу в пятнадцатилетнем возрасте. Святой Александр был их вторым сыном.

 

Детство его прошло в Переславле-Залесске, где его отец был князем. Княжеский постриг отрока Александра (чин посвящения в воины) был совершен в Спасо-Преображенском соборе Переславля святителем Симоном, епископом Суздальским (память 10 мая), одним из составителей Киево-Печерского патерика (Жития Отцы). От этого старца-святителя святой Александр получил первое благословение на воинскую службу во имя Божие, на защиту Русской Церкви и Русской Земли.

 

В 1227 году князь Ярослав по просьбе новгородцев был послан своим братом Юрием, великим князем владимирским, на княжение в Новгород Великий. Он взял с собой своих сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные владимирскими князьями, новгородцы вскоре пригласили святого Михаила Черниговского (память 20 сентября), а в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями отбыл в Переславль. Дело закончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями вернулся в Новгород, а дочь святого Михаила Феодосия была обручена со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княгиня ушла в монастырь и прославилась в иноческих подвигах как инокиня святая Евфросиния Суздальская (память 25 сентября).

 

Святой Александр с ранних лет сопровождал отца в походах. В 1235 году он участвовал в сражении на реке Эмайоги (в современной Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем году Ярослав отправился в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, на самостоятельное княжение в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячеслава. Некоторые истории рассказывают, что день крещения принцессы был днем ​​именин ее святого супруга, и ее назвали Александрой. Его отец, Ярослав, благословил их при обручении святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (отца в Крещении нарекли Феодором). После этого святой Александр постоянно молился перед этой иконой. Позже она была взята из Городецкого монастыря, где он умер, его братом Василием Костромским (+1276) и перенесена в Кострому.

 

В русской истории началось очень смутное время: с востока шла монгольская орда, сметая все на своем пути; с запада шли силы тевтонских рыцарей, которые кощунственно и с благословения римского папы называли себя «крестоносцами» по ношению Креста Господня. В этот страшный час Промысл Божий воскресил для спасения России святого князя Александра, великого воина, молитвенника, подвижника и защитника Земли Российской. «Без повеления Бога не было бы его князя».

 

Подстрекаемые нашествием Батыя, разорением русских городов, смятением и горем народа, истреблением лучших его сыновей и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы России. Первыми были шведы. «Царь римской веры из земли полуночи», Швеция, в 1240 г. собрал великое войско и отправил их к Неве на многих кораблях под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера. Надменный швед послал своих гонцов в Новгород сказать святому Александру: «Сражайся со мной, если у тебя есть мужество, ибо я уже здесь и беру в плен твою землю».

 

Святой Александр, которому тогда еще не было и двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии Премудрости Божией. Он читал псалом Давида, говоря: «Суди, Господи, тех, кто причиняет мне вред, воюйте с теми, кто воюет против меня. Возьмитесь за щит и щит и встаньте на помощь мне» (Пс. 34/35). Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его войско на битву. Выйдя из храма, святой Александр увещевал свое войско словами веры: «Сила Божия не в числах, а в истине». С меньшим отрядом, уповая на Святую Троицу, поспешил князь навстречу неприятелю ждать помощи от отца, не зная, нападет ли неприятель и когда.

 

Но было чудотворное предзнаменование: на рассвете 15 июля воин Пельгий, в Крещении Филиппе, увидел лодку, а на ней были Святые мученики Борис и Глеб, в царских пурпурных одеждах. Борис сказал: «Брат Глеб, давайте поможем нашему родному Александру». Когда Пельгуй сообщил о видении князю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде. Ободренный этим, он призвал армию доблестно сражаться против шведов.

 

«Было великое поражение латинян, и погибло бесчисленное множество людей, и на лице их предводитель остался след от острого копья». Ангел Божий невидимо помогал православному воинству: когда наступило утро, на противоположном берегу реки Ижоры, куда войско святого Александра не могло идти, было множество убитых врагов. За эту победу на Неве 15 июля 1240 года народ назвал святого Александром Невским.

 

Тевтонские рыцари оставались опасным врагом. В молниеносном походе 1241 года святой Александр отбил старинную русскую крепость Копоре, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враг хвастался, что «покорил весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, древнюю обитель Святой Троицы, и весной 1242 года дал решительную битву с Тевтонским орденом. На льду Чудского озера сошлись оба войска 5 апреля 1242 года. Подняв руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и суди раздор мой с народом хвастливым, и подаждь мне на помощь, Боже, как Моисею древним на Амалика, и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка».

 

По его молитве, с помощью Божией и военной мощью крестоносцы были полностью уничтожены. Была страшная резня, и был такой грохот ударяющих копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро движется, а не твердый лед, так как он был покрыт кровью. Когда они обратились в бегство, армия Александра преследовала и рубила врага, «как будто они мчались по воздуху, и врагу некуда было бежать». Позже они повели за святым князем множество пленников, шедших с позором.

 

Современники ясно понимали всемирно-историческое значение Великого Ледового побоища, и имя святого Александра прославлялось по всей Святой Руси, «по всем землям, от Египетского моря до горы Араратской, по обе стороны от Варяжского моря до Великого Рима».

 

Западные рубежи Русской земли были надежно закреплены, и пришло время охранять Россию с Востока. В 1242 году святой Александр Невский и его отец Ярослав отправились в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на это новое служение многими тяготами: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в честных союзников, а для этого требовались «кротость ангельская и мудрость змеиная».

 

Господь увенчал успехом святую миссию защитников земли русской, но для этого потребовались годы лишений и жертв. Князь Ярослав ушел из этой жизни. Заключив союз с ханом Батыем, он был обязан, однако, отправиться в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было шатким, и он искал поддержки у русских князей, желающих порвать со своей Золотой Ордой из далекой Монголии. А в свою очередь не доверяли ни Батыю, ни русским.

 

Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в муках, пережив священномученика Михаила Черниговского, родственником которого он едва не стал, всего на десять дней. Так как отец завещал ему союз с Золотой Ордой, святому Александру Невскому было необходимо крепко держаться его, чтобы предотвратить новое опустошение Руси. Сартак, сын Батыя, принял христианство и ведал делами русских с Ордой. Он стал ему другом и как брат ему. Поклявшись в своей поддержке, святой Александр позволил Батыю начать поход на Монголию, стать верховной державой во всех Великих степях и возвести на престол в Монголия.

 

Не все русские князья обладали мудростью святого Александра Невского. Многие надеялись на европейскую помощь в борьбе с монгольским игом. Святитель Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий и Андрей, брат святого Александра, вели переговоры с римским папой. Но преподобный Александр хорошо знал судьбу Константинополя, взятого и опустошенного крестоносцами в 1204 году. Личный опыт научил его не доверять Западу. Союз Даниила Галицкого с папой, ничего ему не давший взамен, был изменой православию, унией с Римом. Святой Александр не хотел, чтобы это случилось с его Церковью.

 

Когда в 1248 году явились послы римского папы, чтобы соблазнить и его, он написал в ответ, что русские верны Церкви Христовой и вере семи Вселенских соборов: мы не принимаем ваше учение». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, а уния означала отказ от православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предопределенного Богом исторического будущего и обрекание себя на духовную смерть.

 

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Ситуация была очень рискованной. Снова возникла угроза самому существованию России. Святому Александру пришлось еще раз отправиться в Орду, чтобы предотвратить карательное татарское нашествие на русские земли. Потерпев поражение, Андрей бежал к шведам, ища помощи у тех самых разбойников, которых великий брат его сокрушил с помощью Божией на Неве.

 

Святой Александр стал правящим великим князем всея Руси: Владимира, Киева и Новгорода. На его плечи легла огромная ответственность перед Богом и историей. В 1253 г. он отразил новое нашествие немцев на Псков; в 1254 г. он заключил договор с Норвегией о границах мирного времени; в 1256 г. он отправился в поход на финляндскую землю. Летописец назвал его «темным походом», потому что русское войско шло сквозь полярную ночь, «идя по местам непроходимым, не видя ни дня, ни ночи». Во мрак язычества святой Александр внес свет евангельской проповеди и православной культуры. Вся прибрежная область была освещена и открыта русскими.

 

В 1256 году хан Батый умер, а вскоре был отравлен его сын Сартак, тот самый, что Александру Невскому был как брат. Святой князь в третий раз отправился в Сарай, чтобы утвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя и принял ислам, союз с православной Русью ему был необходим. В 1261 году усердными усилиями святителя Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была основана епархия Русской Православной Церкви.

 

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и святой Александр Невский пророчески рассуждал об историческом призвании Руси. Святой князь использовал любую возможность, чтобы возвысить родную землю и облегчить начертанный ей крест. В 1262 г. по его указу во многих городах татарские сборщики дани и набор воинов были прекращены. Они ждали татарской расправы. Но великий заступник народа вновь отправился в Орду и мудро направил событие совсем в другое русло. Уволенный за восстание русских, хан Берке перестал посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным образованием, сделав ее настоящим щитом Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов вызревало и укреплялось будущее многонациональное Российское государство. Позднее в пределах Русской Церкви было охвачено почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

 

Это дипломатическое путешествие святого Александра Невского в Сарай было его четвертым и последним. Будущее Руси спасено, долг его перед Богом исполнен. Но его власть была всецело отдана, а жизнь поставлена ​​на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не имея возможности добраться до Владимира, в Городецком монастыре князь-подвижник предал дух свой Господу 14 ноября 1263 года, завершив свой трудный земной путь получением монашеской схимы с именем Алексий.

 

Митрополит Кирилл, духовник и сподвижник святого князя, сказал в надгробном слове: «Знай, чадо, что уже зашло солнце для земли Суздальской. Не будет больше князя в Русской земле». Его святое тело отвезли во Владимир, путь длился девять дней, и тело осталось нетленным.

 

23 ноября, перед его погребением в Рождественском монастыре во Владимире, явилось от Бога «чудо чудное и памятное». Когда тело святого Александра было положено в крипту, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели взять его за руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту (отпущенную грамоту). Святой князь, как живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. «Из-за их ужаса, и они едва могли споткнуться от его могилы. Кого бы это не удивило, ведь он был мертв, а тело было привезено издалека зимой».

 

Так прославил Бог святого воина-князя Александра Невского. Всеобщее церковное прославление святого Александра Невского произошло при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 году. Канон святому был составлен в это время преподобным Михаилом Владимирским.

Источник:

https://oca.org/saints/lives/ 2000/13/23/103377-Repose-of- St-Alexander-nevsky

Россия Рассма годовщина рождения святого Александра Невского, отца Евразии

В честь этого события проводятся религиозные и гражданские торжества. На Руси святой символизирует Победу, ведь он никогда не проигрывал битв. Он воевал против шведов и тевтонских рыцарей, старался не дать татарам разрушить русские города. Он покровитель «русской исключительности» против претензий Запада и «татарского ига» COVID-19.

Москва (AsiaNews) – 30 мая этого года исполнится 800 лет со дня рождения князя Александра Невского, святого вождя, спасшего Киевскую Русь от шведов и тевтонских рыцарей, сумевшего достичь необходимого компромисса с татарами. ханов, вторгшихся на русские земли в 1240 г.

Поскольку по всей России проходят религиозные и гражданские праздники, российское общество смотрит на античного богатыря как на пророческую фигуру, вестника возможного будущего России и всего мира.

Александр — символ Победы. Он не проиграл ни одного сражения и дошел до Каракорума, чтобы защитить свой народ от монголов, хотя мог бы остаться приютившимся в Новгороде, свободном и независимом городе даже под «татарским игом».

Пока татары разрушали Киев, князь сражался с тевтонскими рыцарями, стремившимися завоевать северные территории Руси и заставить их подчиниться католическому правлению.

До сих пор известна «Ледовая битва» 1242 года на Чудском озере, где Александр топил своих врагов в ледяной воде. Ранее, в 1240 году, ему был присвоен титул «Невский». Хотя у его врагов было в три раза больше солдат, он разбил шведов в устье Невы, где пять веков спустя был основан Санкт-Петербург.

Татарское иго было трагическим временем в русской истории, отделившим древнюю Русь от Москвы, а затем и Санкт-Петербурга, но оставаясь чем-то, что не может быть очищено от русской идентичности, наследием Азиатской империи, союза Востока и Запада.

Древняя Русь (10-12 век) уже стала одним из крупнейших европейских государств. Его обширная территория покрывала почти половину Европы. Благодаря святому Александру Россия спаслась от нашествия и порабощения с обеих сторон, Европы и Азии, и сегодня еще воплощает в себе коренное устремление России.

Тема была в центре внимания различных публикаций в последние дни. Вчера одна из важнейших газет России, Независимая газета, , посвятила большой раздел новгородскому святому, умершему во Владимире, останки которого были перенесены в Петербург основателем города Петром Великим, избравшим его как хранителя новой империи.

В XIX веке три русских царя взяли себе имя Александр в честь него и эпоса об Александре Македонском, чтобы дать России всеобщее призвание к умиротворению и объединению народов.

«Даже сегодня ведутся споры о том, был ли Александр больше предан защите своего народа или его больше привлекала сила монголов», — пишет Александр Иванов, посол России в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

«Однако он рисковал жизнью и умер в возрасте 42 лет, возвращаясь из похода к татарскому хану и его Золотой Орде, который он совершил, чтобы избежать разрушения русских городов из-за столкновений с монгольскими чиновниками, и создать русско-татарско-литовский союз против врагов-крестоносцев».

Для Иванова «для нас, россиян XXI века, святой князь актуален как никогда. Он не только спас нашу страну от рабства Запада, последствия которого ощущаются и сегодня, но и спланировал своим провиденциальным политическим выбором евразийскую самоидентификацию русского суперэтноса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы