А с грибоедов личность и судьба: Личность и судьба А. С. Грибоедова

Разное

Александр Сергеевич Грибоедов. Личность и судьба драматурга

Сегодня на уроке мы:

·     поговорим о судьбе драматурга и дипломата А. С.
Грибоедова;

·     узнаем, каким человеком был автор комедии «Горе от
ума».

Удивительным Грибоедов был с
первых лет своей жизни. Сейчас таких детей называют вундеркиндами.

Родился он 4 января 1795 года
в Москве.

Его отцом был отставной
военный Сергей Иванович Грибоедов, а матерью – Настасья Фёдоровна
Грибоедова
.

Интересно, что они были
дальними родственниками, но дворянская ветвь Настасьи Фёдоровны была
влиятельнее и богаче.

Настасья Фёдоровна была
женщиной умной, властной, саркастичной, но при этом обожала своих детей. Она
делала всё, чтобы Александр и Мария получили самое лучшее образование.

Их учителями были профессора
Московского университета. Их постоянным наставником был Иоганн Бернард
Петрозилиус
, преподаватель немецкого языка и латыни, человек-энциклопедия.
Позже гувернёр Грибоедовых стал библиотекарем в Московском университете.

Играть на пианино детей учил
известный в то время композитор Джон Фильд.

Благодаря ему Грибоедов не только
стал прекрасным музыкантом, но и сам стал писать музыку. Сохранились 2 вальса
его авторства.

Кроме того, Настасья Фёдоровна
вела активную светскую жизнь. В их доме собирался весь цвет московского
дворянства, так что дети были окружены лучшими людьми общества.

В 6 лет мальчик знал уже 3
иностранных языка. Страстное увлечение лингвистикой у него сохранилось на всю
жизнь. Кроме латыни и древнегреческого, которые были
обязательными для образованных людей того времени, Грибоедов знал 7 иностранных
языков
.

Он владел английским, французским,
немецким, турецким, арабским и персидским.

В 8 лет Александр поступил в университетский
Благородный пансион
, в котором ранее учился Жуковский.

А в 11 лет он уже стал студентом
Московского университета
.

Поскольку юный студент был
слишком уж юн, на занятия он ходил с гувернёром. По воспоминаниям
однокурсников, учился мальчик посредственно, но через полтора года он успешно
сдал экзамены. 30 июня 1808 года Грибоедов получил степень кандидата
словесности. Как вы думаете, он на этом остановился? Нет!

Грибоедов поступил на юридический
факультет
.

Он стал вольнослушателем этико-политического
отделения университета.

Там он посещал лекции по
естественному и народному праву, политэкономии и системе российского
законодательства.

Через 2 года Грибоедов стал
кандидатом в области права. Потом поступил на физико-математический факультет.
Так что в 1812 году он собирался получить докторскую степень. Тягу к знаниям на
время смогла умерить только Отечественная война.

Грибоедов записался в
гусарский полк графа Салтыкова, но повоевать юному корнету не довелось.

Полк отправили в резерв, потом
переформировали, потом перевели в Брест-Литовск. От безделья молодые люди
предавались любимым гусарским забавам: кутили и устраивали дуэли.

Корнет Грибоедов мог ворваться
в бальную залу во время танцев верхом на коне или пробраться в костёл, выгнать
органиста, сесть за орган и заиграть плясовую посреди мессы.

Сам Грибоедов писал о своей
службе так: «Я в этой дружине всего побыл четыре месяца, а теперь четвёртый
год как не могу попасть на путь истинный
».

Впрочем, разгульный образ
жизни не помешал увлечению литературой.

В 1814 году в «Вестнике
Европы
» опубликовали его статьи «О кавалерийских резервах» и «Письмо
из Бреста-Литовска к издателю
».

А в тысяча восемьсот
пятнадцатом году вышла его комедия «Молодые супруги» –переделка пьесы
французского драматурга.

В 1816 году Грибоедов вышел в
отставку и уехал в Петербург.

А через год его приняли в
Государственную Коллегию иностранных дел.

Там же вместе с ним служили Пушкин
и Кюхельбекер.

Столичная жизнь захватила
Грибоедова с головой.

За 2 года он успел стать
членом масонской ложи, а потом организовать собственную. Он влился в
литературные круги, писал пьесы один и в соавторстве.

Пьесы ставили в театрах
Москвы, Петербурга и Орла.

Литературная полемика
благодаря его язвительности, уму и чувству юмора стала гораздо острее.

Грибоедов высмеивал Жуковского
и его общество «Арзамас», от него доставалось и романтикам, и сентименталистам.
Он смело спорил с маститым поэтом Гнедичем.

Взгляды и вкусы молодого
драматурга уже сформировались.

Степан Бегичев вспоминал:

«Из иностранной литературы
я знал только французскую, и в творениях Корнеля, Расина, Мольера я видел верх
совершенства. Но Грибоедов, отдавая полную справедливость их великим талантам,
повторял мне: «Да зачем они вклеили свои великие дарования в узенькую
рамочку трёх единств?». .. Он первый познакомил меня с «Фаустом»
Гёте и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гёте и Шекспира».

Театральные вечера и
литературные беседы порой перетекали в кутежи и не всегда заканчивались хорошо.
Так Грибоедов оказался участником и виновником дуэли своих друзей графа Василия
Шереметева и камер-юнкера Завадовского. Вспыхнула она из-за знаменитой балерины
Истоминой, о которой Пушкин писал: «блистательна, полувоздушна, смычку
волшебному послушна».

Грибоедов и Якубович были
секундантами на этой дуэли. Шереметев был убит, Завадовский срочно выехал за
границу, а Якубовича сослали служить на Кавказ. Грибоедова потрясла эта
история. Он писал Бегичеву, что «него нашла ужасная тоска, он видит
беспрестанно перед глазами умирающего Шереметева, и пребывание в Петербурге
сделалось для него невыносимо
».

От тоски Грибоедова спасла
работа. Ему предложили должность секретаря-переводчика при посольстве в Персии,
и Грибоедов начал изучать восточные языки. По пути в Персию Грибоедов
остановился в Тифлисе (сейчас Тбилиси) и по иронии судьбы почти
сразу столкнулся с Якубовичем. Они решили продолжить дуэль. Якубович ранил
Грибоедова в кисть левой руки.

На службу в персидский Тавриз
Грибоедов отправился через 3 месяца, когда зажила рана. В Тавризе помимо
служебных обязанностей Грибоедов пытался вернуть на родину пленных русских
солдат. Это было нелегко: часть из них были рабами местной знати, отпускать их
не хотели. Грибоедов смог спасти около 70 солдат.

В 1821 году Грибоедов
отправился в Тифлис с докладом к генералу Ермолову. Из-за перелома руки он
остался в Тифлисе и подал прошение перевести его к Ермолову секретарём по
дипломатической части. В Тифлисе Грибоедов начал писать первые действия комедии
«Горе от ума» и сдружился с Ермоловым.

Заканчивал комедию драматург
уже в Москве, находясь в длительном отпуске. К постановке на сцене её не
допустили. Напечатать позволили только небольшие фрагменты. Но популярность
комедии была фантастической. Её переписывали и читали вслух.

Служебный отпуск Грибоедов
просрочил. Он вёл активную светскую жизнь, встречался с друзьями, в том числе и
с Пушкиным.

Ездил в Москву и Петербург,
был в Киеве и в Крыму.

На Кавказ он вернулся только в
1826 году и сразу же был арестован. Его подозревали в связях с декабристами.
Спас его генерал Ермолов. Он предупредил драматурга об аресте и дал
время уничтожить бумаги, которые могли использовать против него. После серии
допросов Грибоедова отпустили. Из Петербурга, где проходило следствие, его отправили
обратно на Кавказ.

Был ли Грибоедов декабристом?
Вряд ли. Во всяком случае, сам драматург это отрицал.

Из масонских лож он вышел
задолго до восстания. По воспоминаниям современников, многие идеи декабристов
он не разделял. «Убийственная болтовня!» – так резко сказал однажды
драматург об их беседах.

Ему приписывают и более едкую
фразу: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт
России»
. Вспомним, что Грибоедов прекрасно знал экономику, политику и
право. Но при этом многие из декабристов были его друзьями и родственниками.

На Кавказе Грибоедов ушёл с
головой в службу. Выгодный Туркманчайский мирный договор с Персией – во многом его
заслуга.

Декабрист Никита Муравьёв
так оценивал дипломатический талант Грибоедова: «Грибоедов в Персии был
совершенно на своем месте… он заменял нам там единым своим лицом
двадцатитысячную армию… не найдется, может быть, в России человека, столь
способного к занятию его места».

После такого дипломатического
триумфа Грибоедова отправили полномочным министром в Персию. Перед
отъездом на новое место службы Грибоедов снова остановился в Тбилиси и
задержался там дольше, чем ожидал.

В Тифлисе он встречается со
старыми знакомыми и поспешно женится на юной грузинской княжне.

Нину Чавчавадзе он знал ещё ребёнком и даже давал ей уроки музыки.

Хрупкая и нежная
шестнадцатилетняя Нина очаровала искушенного Грибоедова. Когда он тяжело
заболел, девушка помогала докторам выхаживать его.

Обвенчались они 22 августа
1828 года. Во время венчания ослабленный после болезни Грибоедов уронил кольцо.
Это считалось дурной приметой.

Плохие предчувствия не
оставляли драматурга. Он даже указал юной жене место, где хочет быть
похороненным. Нину, которая тяжело переносила беременность, Грибоедов с собой в
Персию не взял.

Его предчувствия сбылись. 30
января 1829 года
началась резня в русском посольстве в Тегеране. Грибоедов
погиб
. «Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской
черни, узнан был только по руке, простреленной пистолетом»,
‒ написал
Пушкин в «Путешествие в Арзрум».

Чтобы замять дипломатический
скандал, персидский шах отправил Николаю I роскошные
дары, среди них был легендарный алмаз «Шах» весом больше 80 каратов.

У юной вдовы от потрясения
раньше срока начались роды, её сын через час умер. Мужа она похоронила там, где
он просил. На надгробии она оставила две трогательные надписи: «Ум и дела
твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя
» и «Незабвенному,
его Нина
». Замуж Нина так и не вышла, до самой смерти она носила траур по
мужу и сыну.

Воспоминания современников о
Грибоедове сильно отличаются по сути. Одни пишут о его необыкновенном обаянии и
доброте, другие – о холодности и язвительности. Но его несомненные таланты и
блестящий ум признавали все.

 «Человек, сильный душою,
умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным и равнодушным, но вместе с
тем в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел и не мог ничего делать
наполовину»,
– писал о нём Корнилий
Александрович Бороздин
.

Грибоедов Александр Сергеевич — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

Александр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»

Сергей Харламов. Портрет Александра Грибоедова (фрагмент). 1969. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

Алексей Бровцын. Александр Грибоедов (фрагмент). 1941. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Александр Бобкин. Александр Грибоедов (фрагмент). 1976. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года окончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.

Путевые записки секретаря русского посольства

Петр Борель. Портрет Александра Грибоедова. Середина XIX века. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва

Иван Крамской. Портрет Александра Грибоедова. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Уткин. Портрет Александра Грибоедова. 1829. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в какое-нибудь министерство. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой

Светозар Остров. Молчалин (на коленях). Из серии иллюстраций к произведению Александра Грибоедова «Горе от ума». 1980. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Светозар Остров. Чацкий. Из серии иллюстраций к произведению Александра Грибоедова «Горе от ума». 1980. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Светозар Остров. Платон Михайлович с супругой (фрагмент). Из серии иллюстраций к произведению Александра Грибоедова «Горе от ума». 1980. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» — он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал»

Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе — генерала Ивана Паскевича; в Чацком — декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат

Александра Миролюбова. Портрет писателя Александра Грибоедова. 1946. Соликамский краеведческий музей, Соликамск, Пермский край

Юрий Иванов, Сергей Дмитренко и Елена Трубилова. Открытка из комплекта «Александр Сергеевич Пушкин»: Александр Грибоедов, Михаил Глинка и Александр Пушкин (фрагмент). Вятскополянский исторический музей, Вятские Поляны, Кировская область

Николай Калита. Александр Грибоедов (фрагмент). Из серии «Русские поэты и писатели». Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва

В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений»

Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году — тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Тони Вуд, Горе победителю, NLR 14, март – апрель 2002 г.

14

Обзоры

Лоуренс Келли, Дипломатия и убийство в Тегеране: Александр Грибоедов и имперская миссия России при шахе 900 И. Б. Телец: Лондон 2001

Тони Вуд

В замешательстве междуцарствия после смерти Царя
Александра I в декабре 1825 года группа заговорщиков, посвященная
введение либеральной конституции решило, что их время пришло. Члены
«Северного общества» — в основном офицеры из элиты Имперской Армии.
полки — убедили подчиненных им отказаться от принятия присяги
верности будущему Николаю I, а на
Сенатская площадь в Петербурге. Затем последовал трагический разгром того, что произошло
известно как восстание декабристов, которое после нескольких его лидеров
потерял самообладание или скрылся с места происшествия, был быстро и сильно раздавлен
новый царь; две недели спустя восстание, организованное «Южным обществом» в
Украина, в запоздалой и неосведомленной поддержке восстания в столице,
так же был отправлен. Пятеро зачинщиков были казнены; более ста
части заговорщиков были приговорены к каторжным работам или ссылке в Сибирь; Все еще
другие, знавшие одного или нескольких декабристов по офицерским клубам, литературным
салоны и театры Петербурга, Москвы или Киева привлекались для
допрос в сырых камерах Петропавловской крепости на Неве.

Если царствование Николая I пришло к воплощению глубины
самодержавного мракобесия, декабристы, со своей стороны, стали отстаивать
прогрессивной (либеральной) России, какой она могла бы быть. Родившиеся в последние годы
восемнадцатого века и воспитанный в традициях Просвещения,
они достигли совершеннолетия во время наполеоновских кампаний 1812–1815 годов. Как они
шли в Париж, они с восхищением наблюдали за конституционным порядком
Западная Европа и череда активизировавшихся национальных движений Grande
Арме уходил следом. Действительно, по возвращении русские офицеры были
встряхнуло к признанию недостатков их собственной системы
правительство. Рационализм их школьного обучения в сочетании с новой привязанностью
романтики нации, которую офицеры, которым предстояло возглавить движение,
декабря 1825 г. были полны решимости служить преобразованию самодержавного государства в
современное государство на службе народа. Настроение среди них было одним из
суровая, гражданская добродетель — Константин Рылеев провозгласил: «Я гражданин, а не
поэт» — и идеи (полу-), сформированные из широкого круга источников: от Бенджамина
Константа до Адама Смита, от английского парламента до якобинцев. Но
какой бы расплывчатой ​​ни была их программа, декабристы приобрели мифологическую
статус квинтэссенции надежд поколения и их социальных
положение означало, что не осталось части политической и культурной элиты
не затронуты их арестом, казнью или изгнанием.

Среди множества деятелей на периферии движения был
Александр Грибоедов, наиболее известный по пьесе Гор от ума (обычно
переводится как Горе от ума или Несчастье бытия
Умник
), высмеивающий московские нравы и социальный конформизм, является
самый цитируемый художественный текст на русском языке. Грибоедов родился в 1795 году.
того же поколения, что и Пушкин и большинство декабристов, и образовалась
сходным сочетанием вольтеровских идеалов и зарождающегося русского патриотизма.
Он появляется в одном из рисунков Пушкина на полях рукописи для
Евгений Онегин , в очках, с заостренными птичьими чертами лица.
Очарованный сочетанием «его меланхолического характера, его язвительного остроумия,
его добродушие», Пушкин даже задумал роман, основанный на его жизни. Александр
Блок, напротив, видел в Грибоедове двойственность, описывая его как
недружелюбный человек, с холодным и нежным лицом, ядовитый насмешник и скептик»,
но, тем не менее, человек многих друзей и автор остроумного и всеми любимого
играть в. Есть и другие напряжения: Гор от ума , который так и не прошел
цензоров при его жизни, может показаться, что он указывает на оппозиционную позицию, однако
Грибоедов был образцовым в своей карьере империалистического дипломата, играя
важную роль в русской экспансии на Кавказе. Лоуренс Келли
биография — примечательно, первая на английском языке — затрагивает некоторые из этих противоречий в
богато иллюстрированный отчет, который представляет собой достойное повествование, несмотря на
путаница запутанных нот.

Грибоедов родился в аристократической семье в упадке.
в Москве, и начал там учебу в университете в немолодом возрасте
из 11 — его современников, в том числе философа Петра Чаадаева и будущего
Декабристы Артамон Муравьев и Сергей Трубецкой. В 1812 году, как Наполеон
двинулся на Москву, Грибоедов пошел добровольцем в армию, но в боях не участвовал,
ждал в резерве, пока многие его ровесники сражались под Бородино. Его
военная карьера продлилась лишь до 1816 г., и большую часть времени он проводил на больничных
уходят с жалобами от ревматизма до «постоянной простуды».
Отличившись лишь парой статей, подхалимски воспевающих
похвалы своего командира, Грибоедов ушел из армии в Иностранную
Министерство.

Он прослужил всего несколько месяцев в совместном домене
Нессельроде и Каподистрия, прежде чем он оказался вовлеченным в четырехсторонний поединок —
party carrée — в результате которой погиб один из участников.
Хотя он не получил официального наказания, Грибоедов был вынужден уйти.
столице, а в 1818 году должным образом принял должность атташе при первом
постоянная русская миссия в Персии. Экспансия России на юг.
империя после аннексии Грузии в 1801 году вновь набрала обороты,
а война с Персией с 1804 по 1812 год добавила череду ханств к
царские земли. Тбилиси стал одновременно и штабом жестокой расправы генерала Ермолова.
военное подчинение Северного Кавказа и взаимосвязь все более неравномерного
торговля между русским сердцем и Персией. Задача Грибоедова в
Персидская дипломатическая столица Тебриз должна была обеспечить соблюдение условий Договора о
Гюлистан 1813 г., главным из которых было возвращение русских дезертиров, образовавших
800-тысячный батальон армии Аббаса Мирзы, наследника шаха. какая
Следующее остается спорным и туманным эпизодом в карьере Грибоедова:
от 70 до 150 дезертиров были возвращены неизвестной судьбе после того, как он
весьма вероятно, обещал им некоторую форму амнистии. Что он знал, что такой
обещание, возможно, не будет выполнено, предполагает фраза, обремененная чувством вины, в письме к
его начальник Мазарович: « me voici dupe et trompeur ’.

Следующие несколько лет Грибоедов делил между Тебризом и
Тбилиси, а между следованием примирительной линии Мазаровича и Иностранным
министерство и, когда это возможно, выражать свою поддержку воинственной позиции
от Ермолова. Когда Грибоедов прибыл в Тбилиси, последний только что основал
гарнизон города Грозный, утверждая, что в разгар геноцидных карательных операций,
что «из чистой человечности я неумолимо суров». Грибоедов нашел его
обладают «наполеоновским даром ораторского искусства» — впрочем, и другие представители либеральной молодежи России
очень тянулись к Ермолову: Пушкин восхвалял его в «Узнике
Кавказа», а в его штабе было несколько будущих декабристов,
в том числе писатель и близкий друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер.
Кавказ был имперским полигоном для русских jeunesse dorée
чем-то вроде того, как Индия стала для британцев, помогая сформировать ряд
писатели-аристократы — Лермонтов и Толстой, а также Грибоедов, чьи высшие
социальному и воинскому званию соответствовали литературные дарования на голову выше, чем у
их более поздние британские колониальные коллеги, журналист Киплинг или полицейский
Оруэлл. Несомненно, присутствовал также элемент конфликта поколений в
тяготение Грибоедова и других к генералу-индивидуальному выбору
чванство фронтира над застоем бюрократии. Их
разочарование и нетерпение применить свои таланты были ранними проявлениями
настроение, выкристаллизовавшееся в движении декабря 1825 г.

В марте 1823 г. Грибоедов ушел в отпуск, который продлился до
летом 1825 г., и во время которого он нанес последние штрихи к пьесе.
он работал в Тебризе. Он написал несколько водевилей и
экранизации французских комедий в годы перед отъездом на Кавказ,
в основном хорошо принят; однако мало что указывало на великолепие
его новая работа, Gore ot uma , которая быстро приобрела известность, когда он читал из
в салонах сначала Москвы, а затем Петербурга, куда он отправился в 1824 г.
попытаться сгладить продвижение пьесы мимо цензоров. Он был
неудачно — отрывки из пьесы впервые были поставлены в театрах только в
1831 г., и он не был широко поставлен до 1860-х годов. Что обеспечило пьесе
Однако репутация заключалась в распространении рукописных копий. Келли описывает
как

Американский ученый: Воспроизведение убийства

Канал Грибоедова в Санкт-Петербурге, Россия (Flickr/kishjar)

Грешник и святой: Достоевский и джентльмен-убийца, вдохновивший на создание шедевра Кевина Бирминга; Penguin Press, 432 стр. , $30

Задолго до того, как я прочитал Преступление и наказание, , я ходил по тем же улицам, по которым ходил Раскольников до и после того, как совершил убийство. Я поднялся по лестнице в его комнату на чердаке, посмотрел на его дверь и насчитал 730 шагов до дома ростовщика. Мне было 23 года, я был в Санкт-Петербурге и совершал прогулку по Достоевскому в сопровождении самопровозглашенного писателя и мечтателя Джеймса Бубара. После того, как мы осмотрели чердачное помещение, Бубар повел нашу группу на угол Столярного переулка и Казначейской улицы, объяснив, что, поскольку канал Грибоедова особым образом огибает эти улицы, у вас есть три вида на один и тот же канал — единственное место. в городе, чтобы предложить такую ​​перспективу. Это был важный урок для меня, начинающего писателя, о знании точных деталей улиц, на которых вы разворачиваете свою историю. Вы никогда не знаете, когда кто-то может появиться и сравнить страницу с реальностью.

Книга Кевина Бирмингема « Грешница и святой » производит такое сравнение не с реальностью улицы, а с реальностью разума и культурной реальности, в которой Достоевский написал свой прорывной роман. Одно дело знать улицы, по которым ходит твой убийца, другое — знать, что творится у него в голове. Для этого даже такому великому писателю, как Достоевский, нужна была реальная модель: Пьер-Франсуа Ласенер.

Ласенер был самопровозглашенным поэтом, известным двойным убийством, которое сделало его знаменитостью во Франции в начале 1830-х годов, особенно в результате его Воспоминания, откровения и стихи (1836 г.), опубликованные в год его казни. Ласенер не был обычным убийцей: он происходил из богатой семьи, потерявшей свое состояние, был достаточно образован, чтобы написать статью о системе уголовного правосудия, которую процитировал Алексис де Токвиль, и обладал риторическим чутьем, превратившим его преступление в заранее обдуманное преступление. ограбление пошло не так, как надо, в «фиксированную идею сопротивляться ». Он опирался на модную философию, чтобы оправдать нанесение удара ножом в глаза больной матери своей жертвы.

Альбер Камю называет Ласенера в Мятежник (1951) «первым из джентльменов-преступников», фраза, которую Бирмингем заимствовал для своего подзаголовка. Но Ласенер был гораздо большим: он был гедонистом, эгоистом и нигилистом. И самое главное, у него отсутствовало какое-либо чувство совести. Это последнее является самым большим различием между ним и литературным персонажем, которого он вдохновил. Для Достоевского Раскольников должен был превратиться из гротескного извращения шопенгауэровской силы воли в тревожное, виноватое, исполненное пафоса подобие человека с сердцем. И гамбит Бирмингема — посылка, на которой он основывает свою книгу, — состоит в том, что путь от Ласенера к Раскольникову проходит через жизнь и творчество самого Достоевского.

Достоевский — тема обширная. Немногие люди — и я никого не знаю лично — прочитали все 35 томов его сочинений на русском языке или все пять томов биографии Йозефа Франка (или ее сокращенную версию на 959 страниц). Но вам не нужно читать каждую строчку Достоевского или каждый анализ, написанный о нем, чтобы понять этого писателя, меняющего парадигму. Читать нужно ровно столько — и книга Бирмингема предлагает своего рода точку доступа, которая дает читателю возможность проникнуть в творческую психику Достоевского.

Бирмингем предоставляет читателям биографический фон, необходимый для понимания того, как Достоевский добился своего художественного прорыва с Преступлением и наказанием . Но он также связывает этот литературный рассказ с описанием жизни Ласенера, совершенных им убийств и того, как его социальное происхождение сделало их важным событием для прессы во Франции, что привело к их включению в книгу Армана Фукье « Causes célèbres de tous les peuples ». (1858 г.), где Достоевский узнал об убийствах. В 1861 году он помог перевести полный отчет Фукье об убийствах Ласенера для Время, журнал, который он издавал вместе со своим братом, называя Ласенера «замечательной личностью, загадочной, пугающей и захватывающей». Бирмингем идет по этому пути, приступая к исследованию параллелей между Ласенером, Раскольниковым и самим Достоевским.

Достоевский, кажется, отождествлял себя с чем-то центральным в жизни Ласенера — азартными играми. Начало Ласенера как преступника, Бирмингемские опасности, произошло от игры rouge et noir, , карточной игры, в которой он однажды удвоил свои деньги, а затем потерял все, что у него было, все деньги, которые он занял, и даже все золото, которое он получил. из поддельных векселей. Достоевский тоже встал на Преступление и наказание в роли заядлого игрока, который проиграл все. Однако, согласно Бирмингему, Достоевскому не разделила участь Ласенера одна вещь: стремление к семье. К концу Грешница и святой, Достоевский сумел, вопреки всему, не только написать свой роман, но и жениться на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которую он нанял для записи Игрока. , роман, который он сочинил в разгар написания Преступление и наказание . Возможно, счастливый конец, но он не учитывает драму. Вскоре после свадьбы Анна Григорьевна впервые становится свидетельницей одного из нервных припадков Достоевского — он не поведал ей о тяжести своей болезни. Книга Бирмингема завершается на этой зловещей ноте: долгий и трудный путь пары к укреплению литературного наследия Достоевского только начинается. В этом смысле « Святой и грешник » служит приквелом к ​​«9» Леонида Цыпкина.0019 Лето в Баден-Бадене , кусок самиздата советских времен, который подхватывается, когда пара уезжает из России в Германию, где Достоевский, снова не в силах оставаться в стороне от игровых столов, проигрывает все свои деньги и все имущество Анны Григорьевны.

И здесь появляется последняя общая тема — самоубийство. «Конечно, — пишет Бирмингем об эндшпиле Раскольникова, — когда что-то пойдет не так, стремление все стереть обратится внутрь». Он имеет в виду мысль, изложенную в записной книжке Достоевского, что Раскольников может покончить с собой. В конце концов, он этого не делает. Причина не в Преступление и наказание , , но мы можем мельком увидеть это в истории жизни Ласенера. В ответ на вопрос, почему его интеллект не защитил его от самого себя, Ласенер ответил: «Настал день в моей жизни, когда у меня не было другого выбора, кроме самоубийства или преступления». Так почему бы не убить себя? «Я спрашивал себя, был ли я собственной жертвой или жертвой общества», — сказал Ласенер. Подразумеваемый ответ заключается в том, что он не брал на себя ответственность за свои преступления — и здесь пути Ласенера и Достоевского расходятся. В моральной вселенной Достоевского каждый человек всегда виновен, каждый из нас является величайшим из грешников, и только через признание этой вездесущей вины мы можем найти какое-то чувство искупления. Джентльмен-преступник был не меньшим преступником, потому что был джентльменом. Раскольникову нужно было дать другой выход. Вместо того, чтобы смириться с собственной казнью, заявив, что он пришел «проповедовать богачам религию страха», Раскольников выбирает наказание за свое преступление и таким образом принимает собственную возможность спасения. Возможность избежать наказания за преступление — чего никогда не было у Ласенера — и возможность признать свою вину — вот что отличает Раскольникова от его французского коллеги.

После публикации « Преступление и наказание » Достоевский уже не занимался Ласенером; он переключил свое внимание на создание в «Идиот» врожденно хорошего человека, который оставляет за собой след разрушения. В этом романе тоже все потеряно, но, поскольку книга Бирмингема так хорошо изложена, чем больше неудача изображается на странице, тем больше литературное достижение Достоевского.

 

Разрешение требуется для перепечатки, воспроизведения или другого использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts