Агафонов николай протоиерей жены мироносицы: Жены-мироносицы Агафонов Николай

Разное

Жены-мироносицы Агафонов Николай

Оглавление

  • Полный текст
  • От автора
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
  • Глава 7
  • Глава 8
  • Глава 9
  • Глава 10
  • Глава 11
  • Глава 12
  • Глава 13
  • Глава 14
  • Глава 15
  • Глава 16
  • Глава 17
  • Глава 18
  • Глава 19
  • Глава 20
  • Глава 21
  • Глава 22
  • Глава 23
  • Глава 24
  • Глава 25
  • Глава 26
  • Глава 27
  • Глава 28
  • Глава 29
  • Глава 30
  • Глава 31
  • Глава 32
  • Глава 33
  • Глава 34
  • Глава 35
  • Глава 36
  • Глава 37
  • Глава 38
  • Глава 39
  • Эпилог
  • Приложение
  • Кто такие жены-мироносицы, и сколько их?
  • Равноапостольная Мария Магдалина
  • Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода
  • Саломия
  • Мария Клеопова
  • Сусанна
  • Мария, мать Иакова меньшего и Иосии
  • Марфа и Мария, сестры четверодневного Лазаря
  • Воскресная ночь

“Жены-миро­но­сицы” в аудиоформате.

Моей доро­гой жене Иоанне
с глу­бо­кой благодарностью
и неж­ной любо­вью посвящаю

От автора

Чело­ве­че­ский род достиг сво­его выс­шего духов­ного раз­ви­тия в Деве Марии. Под­няв­шись до неви­дан­ных ангель­ских высот, Она пре­взо­шла их, став «чест­ней­шей Херу­вим и слав­ней­шей без срав­не­ния Сера­фим». Явив­шись Вра­тами Небес­ными, через кото­рые в мир при­шел Спа­си­тель, Пре­свя­тая Дева на все вре­мена стала зна­ме­нем жен­ского есте­ства, освя­щен­ного Боже­ствен­ным вели­чием. И если Матерь Божию име­нуют «гла­виз­ной нашего спа­се­ния», то Ее надо при­знать и гла­виз­ной жен­ского слу­же­ния Хри­сту и Его Церкви.

На стра­ни­цах Еван­ге­лия Гос­подь часто обра­ща­ется к жен­щи­нам. И не только про­щая грехи, исце­ляя, но и бесе­дуя с ними о тай­нах Цар­ствия Божия. Достойно вни­ма­ния то, что впер­вые прямо и открыто Гос­подь ука­зал на Себя как Мес­сию, то есть Хри­ста, именно жен­щине (Ин. 4:25-26). Как и апо­столы, жен­щины, сле­до­вав­шие за Хри­стом, име­но­вали Его своим Учи­те­лем (Ин. 20:16). Правда, в отли­чие от апо­сто­лов, кото­рых Гос­подь Сам изби­рал и при­зы­вал на слу­же­ние, жен­щины сле­до­вали за Ним исклю­чи­тельно по зову сердца. Но разве зов сердца не от Бога? Это гово­рит лишь о том, что сердца жен­щин спо­собны слы­шать при­зыв Божий, не нуж­да­ясь в его сло­вес­ном подтверждении.

Когда при­шли дни испы­та­ния, Спа­си­тель гово­рил апо­сто­лам: «Да не сму­ща­ется сердце ваше. Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14:1). Но даже они, любя­щие Хри­ста, испу­га­лись и раз­бе­жа­лись. С Гос­по­дом оста­лись лишь те, о ком почти ничего не повест­ву­ется в Еван­ге­лии до гол­гоф­ских собы­тий. Это были тихие, скром­ные жен­щины, всюду ходив­шие за Хри­стом и слу­жив­шие Ему сво­ими име­ни­ями (Лк. 8:1-3). Теперь же, когда уни­жен­ного и истер­зан­ного пыт­ками Хри­ста, как пре­ступ­ника, вели на рас­пя­тие, жен­щины были рядом. Среди бес­ну­ю­щейся толпы, истошно вопя­щей: «Рас­пни, рас­пни Его!», они не дрог­нули. Когда чита­ешь строки Еван­ге­лия, то перед мыс­лен­ным взо­ром встает тро­га­тель­ная кар­тина иду­щих за Хри­стом на Гол­гофу жен­щин. Рас­те­рян­ные и напу­ган­ные, еле сдер­жи­вая рыда­ния, они идут в мол­ча­ли­вой скорби. Почти не видя от слез дороги, под­дер­жи­вая друг друга, они сле­дуют за своим люби­мым Учи­те­лем, пору­ган­ным и осме­ян­ным. Только в любви эти сла­бые жен­щины чер­пают свои силы и идут до конца.

Когда же при­шло время и про­сла­вился Сын Чело­ве­че­ский, то пер­вым бла­гую весть о Своем вос­кре­се­нии Он даро­вал жен­щи­нам. «Радуй­тесь!», — гово­рил Он им, пове­ле­вая идти и рас­ска­зать апо­сто­лам о Его победе над смер­тью. А когда апо­столы не пове­рили, Хри­стос явился и «упре­кал их за неве­рие и жесто­ко­сер­дие, что видев­шим Его вос­крес­шего не пове­рили» (Мк. 16:14).

В подвиге жен-миро­но­сиц рас­кры­лась вся высота жен­ского слу­же­ния Богу и миру. Их жизнь, по сло­вам свя­щен­но­му­че­ника мит­ро­по­лита Сера­фима (Чича­гова), «мно­го­по­учи­тельна и теперь для совре­мен­ных хри­сти­а­нок». Под­ра­жа­ние миро­но­си­цам в жерт­вен­ной любви и на мис­си­о­нер­ском поприще нахо­дило себе место на про­тя­же­нии всей двух­ты­ся­че­лет­ней исто­рии хри­сти­ан­ской Церкви. Трудно пере­оце­нить роль жен­щины в сохра­не­нии пра­во­слав­ной веры и в нашем Оте­че­стве. Я бы даже дерз­нул ска­зать, что именно жен­щины в годы без­бож­ных лихо­ле­тий и сохра­нили эту веру. О чем хорошо ска­зано в заме­ча­тель­ном сти­хо­тво­ре­нии моего люби­мого поэта Алек­сандра Солодовникова :

Муж­чины больше философствуют
И сомне­ва­ются с Фомою,
А миро­но­сицы безмолвствуют,
Стопы Хри­ста кропя слезою.
Мужи напу­ганы солдатами,
Скры­ва­ются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торо­пятся ко гробу.
Люд­ские муд­рецы великие
В атом­ный ад ведут народы,
А белые пла­точки тихие
Собой скреп­ляют церкви своды.

Мно­гие часы, дни и месяцы я про­вел в раз­мыш­ле­нии о женах-миро­но­си­цах. Вчи­ты­вался в еван­гель­ские строки и в те ску­пые све­де­ния, что оста­вило нам Цер­ков­ное Пре­да­ние. Пытался пред­ста­вить себе, как они жили, мыс­лили и дей­ство­вали в раз­ных жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах. И хотя я писал свою книгу с глу­бо­ким убеж­де­нием, что все так и должно было быть, однако прошу чита­теля пом­нить, что перед ним прежде всего худо­же­ствен­ная проза, где исто­ри­че­ские факты пере­пле­тены с домыс­лами и пред­по­ло­же­ни­ями автора.

Един­ствен­ное, где я не поз­во­лял себе домыс­ли­вать что-либо от себя, так это опи­са­ние еван­гель­ских собы­тий. В этом мое повест­во­ва­ние неукос­ни­тельно при­дер­жи­ва­ется духа и буквы Свя­щен­ного Писа­ния, а также свя­то­оте­че­ского тол­ко­ва­ния Евангелия.

Глава 1

Послед­ние лучи заката еще окра­ши­вали бледно-баг­ря­ным све­том пуши­стые облака, сонно застыв­шие над вод­ной гла­дью Гали­лей­ского моря . Рыбаки, весело под­тру­ни­вая друг над дру­гом и при­выч­ными дви­же­ни­ями укла­ды­вая сети в лодки, гото­ви­лись к ноч­ному лову.

— Что-то не видно Зеве­дея, — ска­зал один из рыба­ков, кивая в сто­рону трех лодок, сирот­ливо пока­чи­вав­шихся на при­вязи у берега.

— У него сего­дня дру­гой улов, — засме­ялся вто­рой рыбак, — в его сети уго­дила пре­крас­ная девица из Назарета.

— Да, сего­дня ему не до лова, — доба­вил тре­тий, — он женится.

Под рав­но­мер­ные взмахи весел лодки быстро уда­ля­лись от берега. В вечер­них сумер­ках заката рыбаки еще какое-то время видели силу­эты сво­его род­ного города Капер­на­ума, но вскоре про­пали и эти очер­та­ния, погру­зив­шись в ноч­ную тьму.

Капер­наум спал, когда его улицы неожи­данно огла­си­лись весе­лым бара­бан­ным боем и мело­дич­ными зву­ками флейты. Никто из жите­лей не оби­жался на этот, каза­лось, неуроч­ный шум. Начи­на­ется среда, а зна­чит, день сва­дьбы . Наобо­рот, люди стали выхо­дить из домов, чтобы погля­деть на празд­нич­ное шествие, мед­ленно про­дви­га­ю­ще­еся по улице в осве­ще­нии десятка факе­лов. Неве­ста, с головы до ног уку­тан­ная в широ­кое раз­ве­ва­ю­ще­еся покры­вало, шла в окру­же­нии своих подруг. Под музыку, песни и пляски ее вели к жениху на обру­че­ние. Голову неве­сты укра­шал венок из белых цве­тов, да и все покры­вало тоже было усы­пано цве­тами. Взяв­шись за руки и обра­зуя вокруг неве­сты живое кольцо, подруги пели:

«На ложе моем ночью я искала того, кото­рого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по ули­цам и пло­ща­дям, и буду искать того, кото­рого любит душа моя; искала его и не нашла его» .

К обру­че­нию вели стар­шую дочь Иосифа, плот­ника из Наза­рета, Сало­мию. Девушка рос­лая, строй­ная, отли­чав­ша­яся бой­ким и весе­лым нра­вом, она шла, опу­стив голову, при­тих­шая и оро­бев­шая. В эти минуты Сало­мия даже немного зави­до­вала бес­печ­ной весе­ло­сти подруг, непри­нуж­денно певших:

«Закли­наю вас, дщери Иеру­са­лим­ские: если вы встре­тите воз­люб­лен­ного моего, что ска­жете вы ему? Что я изне­мо­гаю от любви.

— Чем воз­люб­лен­ный твой лучше дру­гих воз­люб­лен­ных, пре­крас­ней­шая из жен­щин? Чем воз­люб­лен­ный твой лучше дру­гих, что ты закли­на­ешь нас?

— Воз­люб­лен­ный мой бел и румян, лучше десяти тысяч дру­гих: голова его — чистое золото; кудри его вол­ни­стые, чер­ные, как ворон; глаза его — как голуби при пото­ках вод, купа­ю­щи­еся в молоке, сидя­щие в доволь­стве; щеки его — цвет­ник аро­мат­ный, гряды бла­го­вон­ных рас­те­ний; губы его — лилии, исто­чают теку­чую мирру…» .

Сало­мия невольно при­слу­ша­лась. Эти слова она знала наизусть и не раз певала на сва­дьбах. Но теперь, когда дело кос­ну­лось ее самой, песня вдруг обрела совсем новое зна­че­ние. Сало­мия до сих пор не видела сво­его жениха, и слова песни заста­вили ее еще раз задаться вопро­сом: «Какой он, мой буду­щий муж?» В Капер­наум дого­ва­ри­ваться о помолвке и сва­дьбе вме­сте с отцом ездил Иаков, брат Сало­мии. Но разве от него, все­гда такого мол­ча­ли­вого и серьез­ного юноши, можно добиться какого-нибудь вра­зу­ми­тель­ного ответа? На рас­спросы сестры о женихе он отве­чал одно­сложно: «Обыч­ный чело­век, как и все». А когда она все же попы­та­лась выяс­нить у Иакова, кра­сив ли ее жених, брат удив­ленно под­нял на нее глаза: «Разве я девушка, чтобы видеть кра­соту мужчин?»

Какую девушку не вол­нует ее судьба в супру­же­стве?! Но выбор сво­его отца Сало­мия вос­при­няла как волю Божию. Теперь, покор­ная роди­тель­скому бла­го­сло­ве­нию, она шла навстречу своей судьбе с тре­пет­ным зами­ра­нием сердца.

Вслед за неве­стой шли ее бра­тья, отец и род­ствен­ники. Иосифа, мужа, слав­ного своим бла­го­че­стием и доб­ро­тою души, знали далеко за пре­де­лами его род­ного города. Сей­час он пре­бы­вал в глу­бо­кой задум­чи­во­сти. Его жена Сало­мия умерла, когда дочери, назван­ной в честь матери, едва минуло девять лет. Ему самому шел уже шестой деся­ток и о женитьбе после смерти люби­мой жены он не помыш­лял. Все домаш­нее хозяй­ство, а заодно и забота о млад­ших бра­тьях лежала на пле­чах Сало­мии. Справ­ля­лась она с хозяй­ством неплохо. Но когда Сало­мии минул три­на­дца­тый год, Иосиф стал под­би­рать ей жениха. Как ни грустно было рас­ста­ваться с доче­рью, заме­нив­шей своим бра­тьям мать, но нехо­рошо девушку, при­шед­шую в воз­раст неве­сты, задер­жи­вать в доме . Тем более такая кра­са­вица, как Сало­мия, недо­статка в жени­хах не имела. Да и вто­рой его дочери, Марии, уже минуло один­на­дцать и в хозяй­ских делах она справ­ля­лась не хуже своей сестры. Прой­дет два-три года, надо будет и о ее судьбе думать. Вме­сте с сыно­вьями в доме Иосифа вос­пи­ты­вался его млад­ший брат Клеопа, рож­ден­ный вто­рой женой отца, на кото­рой тот женился уже в пре­клон­ном воз­расте, после того как овдо­вел. Клеопа был ровес­ни­ком стар­шего сына Иосифа, пят­на­дца­ти­лет­него Иакова. Обу­чив обоих маль­чи­ков сво­ему реме­слу, ста­ре­ю­щий Иосиф брал непло­хие под­ряды на стро­и­тель­ство , что поз­во­ляло содер­жать семью в достатке. Иосиф не мог не заме­тить, что между Клео­пой и его доче­рью Марией уста­но­ви­лись осо­бые дру­же­ские чув­ства. Вот и поду­ма­лось ему: «А не поже­нить ли мне через пару лет этих моло­дых людей ? Реши­лись бы мно­гие затруд­не­ния. И хозяйка при доме, и неза­ме­ни­мый в делах стро­и­тель­ства Клеопа рядом».

Между тем в доме Зеве­дея заслы­шали при­бли­же­ние сва­деб­ной про­цес­сии и вышли навстречу неве­сте. Зеве­дей, обла­чен­ный в луч­шие, празд­нич­ные одежды, шел в окру­же­нии своих моло­дых дру­зей. Возле дома была соору­жена хупа , напо­ми­на­ю­щая собой полот­ня­ную арку укра­шен­ную цве­тами. Жениха про­вели мимо хупы навстречу неве­сте. «Я при­над­лежу другу моему, и ко мне обра­щено жела­ние его», — пели девушки, под­водя к нему Сало­мию. Зеве­дей впер­вые видел свою неве­сту и теперь, глядя на вспых­нув­шее румян­цем кра­си­вое лицо Сало­мии, сам раз­вол­но­вался, так что не сразу вспом­нил риту­аль­ные слова, с кото­рыми дол­жен был обра­титься к неве­сте перед обря­дом обру­че­ния. Нако­нец он овла­дел собой и, раз­жав кулак, про­тя­нул на ладони три сереб­ря­ные монеты. Пре­ры­ва­ю­щимся от вол­не­ния голо­сом он произнес:

Протоиерей Николай Агафонов. Жены-мироносицы. (Исторический роман)

Исто­ри­че­ский роман извест­ного рос­сий­ского про­за­ика Нико­лая Ага­фо­нова повест­вует о вели­ком подвиге тихих и скром­ных жен­щин, после­до­вав­ших за Хри­стом исклю­чи­тельно по зову сердца. Автор откры­вает перед нами те глу­бин­ные стрем­ле­ния и пере­жи­ва­ния свя­тых жен, кото­рые отра­жены в ску­пых строч­ках цер­ков­ного Предания.
Неукос­ни­тельно при­дер­жи­ва­ясь духа и буквы Свя­щен­ного Писа­ния и свя­то­оте­че­ского тол­ко­ва­ния Еван­ге­лия, автор ста­ра­ется худо­же­ственно осмыс­лить и открыть нам те глу­бин­ные стрем­ле­ния и пере­жи­ва­ния свя­тых жен, кото­рые так скупо отра­жены в строч­ках цер­ков­ного Предания.
“В подвиге жен-миро­но­сиц рас­кры­лась вся высота жен­ского слу­же­ния Богу и миру. Их жизнь по сло­вам свя­щен­но­му­че­ника мит­ро­по­лита Сера­фима (Чича­гова), “мно­го­по­учи­тельна и теперь для совре­мен­ных хри­сти­а­нок”. Под­ра­жа­ние миро­но­си­цам в жерт­вен­ной любви и на мис­си­о­нер­ском поприще нахо­дило себе место на про­тя­же­нии всей двух­ты­ся­че­лет­ней исто­рии хри­сти­ан­ской Церкви. Трудно пере­оце­нить роль жен­щины и в нашем Оте­че­стве. Я бы даже дерз­нул ска­зать, что именно жен­щины в годы без­бож­ных лихо­ле­тий и сохра­нили эту веру.” — Про­то­и­е­рей Нико­лай Агафонов.

В музы­каль­ном оформ­ле­нии диска исполь­зо­ваны фраг­менты про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ров Антона Брук­нера, Густава Малера, Визе­слава Новака, Игоря Стра­вин­ского, Богу­слава Мартину.

Испол­ни­тели: Денис Коноч­кин. От автора: про­то­и­е­рей Нико­лай Агафонов
Изда­тель­ство: Рос­сия. ООО “Део­ника”
Год выпуска: 2009

Про­то­и­е­рей Нико­лай Ага­фо­нов. «Жены-миро­но­сицы»

x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–

06:57

  1. ru/audio/audio1/knigi/agafonov/mironosicy/00.mp3″ data-rand-id=»0″>

    1. Вступ­ле­ние

    06:57

  2. 2. Глава 1

    16:18

  3. 3. Глава 2

    08:47

  4. 4. Глава 3

    10:51

  5. 5. Глава 4

    05:00

  6. 6. Глава 5

    09:35

  7. 7. Глава 6

    03:29

  8. mp3″ data-rand-id=»3″>

    8. Глава 7

    03:12

  9. 9. Глава 8

    06:05

  10. 10. Глава 9

    04:04

  11. 11. Глава 10

    02:31

  12. 12. Глава 11

    08:11

  13. 13. Глава 12

    06:10

  14. 14. Глава 13

    13:29

  15. 15. Глава 14

    12:06

  16. 16. Глава 15

    13:16

  17. 17. Глава 16

    17:12

  18. 18. Глава 17

    12:36

  19. 19. Глава 18

    04:42

  20. 20. Глава 19

    07:23

  21. 21. Глава 20

    14:40

  22. 22. Глава 21

    06:33

  23. ru/audio/audio1/knigi/agafonov/mironosicy/22.mp3″ data-rand-id=»10″>

    23. Глава 22

    12:18

  24. 24. Глава 23

    11:18

  25. 25. Глава 24

    09:39

  26. 26. Глава 25

    10:16

  27. 27. Глава 26

    13:09

  28. 28. Глава 27

    08:28

  29. 29. Глава 28

    06:22

  30. mp3″ data-rand-id=»40″>

    30. Глава 29

    10:29

  31. 31. Глава 30

    10:28

  32. 32. Глава 31

    15:28

  33. 33. Глава 32

    10:14

  34. 34. Глава 33

    20:37

  35. 35. Глава 34

    07:19

  36. 36. Глава 35

    07:41

  37. 37. Глава 36

    09:12

  38. 38. Глава 37

    14:31

  39. 39. Глава 38

    10:28

  40. 40. Глава 39

    14:09

  41. 41. Эпи­лог

    07:43

  42. 42. При­ло­же­ние. Кто такие жены-миро­но­сицы и сколько их?

    04:49

  43. 43. Рав­ноап­о­столь­ная Мария Магдалина

    03:30

  44. mp3″ data-rand-id=»36″>

    44. Иоанна, жена Хузы домо­пра­ви­теля Ирода

    01:39

  45. 45. Сало­мия

    00:34

  46. 46. Мария Клеопова

    02:30

  47. 47. Сусанна

    00:31

  48. 48. Мария, мать Иакова мень­шего и Иосии

    08:10

  49. 49. Марфа и Мария, сестры чет­ве­ро­днев­ного Лазаря

    01:15

  50. 50. Вос­крес­ная ночь

    07:49

  • 55 тыс. 1