Александр невскии: Александр Невский — биография, житие, иконы, молитвы

Разное

Александр Невский. Биография — Администрация Городецкого муниципального
района

Александр Ярославич Невский родился в городе Переславль-Залесский. В летописях не упоминается год и день его рождения. Вероятна дата 13 мая – день памяти святого воина Александра Римлянина, единственного святого, тезоименитого князю и отмеченного в Минее XIII века. Годом рождения Александра многие авторы считают 1220-й, но наиболее аргументирована точка зрения, что князь родился в 1221 году. Князь Александр – второй сын переславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича, внук князя Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого и праправнук Владимира Мономаха.

Первые годы юного княжича прошли в Переславле. Но детство его было недолгим. Уже в 3-4 года над княжеским сыном совершался постриг. В Спас-Преображенском соборе, сохранившемся до наших дней, был совершён этот строгий обряд и над юным Александром. Епископ Симон подрезал княжичу нежные кудри — вместе с ними, как считалось, падало к ногам мальчика, оставалось в прошлом и детство. Затем княжича опоясали мечом и посадили на коня. В руки дали лук со стрелами. Отныне начинался для него рыцарский путь. Еще маленький мальчик покидал женскую половину княжеских покоев и переходил под опеку воспитателя-дядьки. Александра стал воспитывать княжеский боярин Федор Данилович. Он учил княжича воинскому искусству — умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей и секирой.

Продемонстрировать полученные навыки юный Александр смог уже зимой 1234 года. Ему не было ещё и 13 лет, когда он отправился с отцом в поход против ливонских рыцарей. Ярослав намеревался отбить у ливонцев крепость Дерпт (Тарту). Кровопролитное сражение принесло победу русскому войску.

В 15 лет Александр Ярославич был «посажен на стол». «Вокняжение» молодого Александра Ярославича произошло в Софийском соборе Новгорода в 1236 году.

Через три года князь Александр пригласил новгородцев на свадебный пир. В 1239 году в городе Торопце, в храме св. Георгия прошло бракосочетание Александра с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Через год родился первенец — сын Василий. Всего по летописям известны имена пятерых детей Александра Ярославича: сыновья — Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил и дочь Евдокия. По преданию, Ярослав Всеволодович при венчании благословил молодых иконой Божией Матери «Феодоровская». После смерти Александра икона перешла к его брату, костромскому князю Василию. Сегодня эта чудотворная икона хранится в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре.

Когда Александру исполнилось 16 лет по русской земле пошли орды монголо-татар. Большая часть Руси, ее крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — были разрушены, сёла и храмы ограблены, множество людей убито или взято в плен. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. И хотя до Новгорода полчища Батыя не дошли, Александр Ярославич ещё в очень юном возрасте вынужден был проявить свой талант полководца. Зная, что Новгороду неоткуда ждать помощи, на город устремились крестоносцы. Враги надеялись на легкую победу и богатую добычу. Но 19-летний новгородский князь Александр с малочисленной дружиной в ожесточенном сражении на Неве обратил вспять двинувшееся в пределы Руси шведское крестоносное воинство. Невская победа 1240 года не была случайной. Спустя два года Александр Невский одержал — и опять-таки благодаря своему полководческому таланту! — победу в тяжелейшем сражении с немецкими   рыцарями на знаменитом Чудском озере.

Через десять лет после Ледового побоища Александр Невский станет великим Владимирским князем и покинет Новгород. В 1252 году начнётся новый этап в жизни князя Александра, раскрывший его талант дипломата. Александр жил и действовал так, как требовала судьба Отечества. Столкнувшись лицом к лицу с новым противником, он понимал, что, оказывая непримиримое сопротивление татарам, сохранить Русь невозможно. Поэтому он смирил воинскую гордыню. Охраняя Русь от ордынских набегов, князь ездил в Сарай, принимал требования завоевателей платить золотом и серебром, пушниной и иными ценностями «выход» в Орду. Иного пути у обескровленной Руси пока не было.

В конце 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке), чтобы отмолить людей своих от этой беды». Князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

Александру удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили при огромном стечении народа в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря. «Малые и велиции» жители стольного Владимира провожали великого князя. «Чада мои!- горько восклицал в прощальном слове митрополит, — разумейте, яко уже зашло солнце земли Суздальской!…» 

Слова «Не в силе Бог, а в правде», сказанные по свидетельству автора жития благоверным князем перед Невской битвой, были девизом всей жизни Александра Ярославича и определили его путь к святости. Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». В 1547 году он был причислен Русской Православной церковью к лику святых. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по выражению Акафиста).

30 августа 1724 г. святые мощи благоверного великого князя Александра были перенесены императором Петром I в Санкт-Петербурге, где покоятся и по сей день в Александро-Невской лавре.

 

Память святого и благоверного великого князя Александра Невского Церковь празднует два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Александр Невский — защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом. В 1239 году по указу князя были построены городки по реки Шелонь, включая Порхов, против набегов литовцев. В 1240 году князь Александр разгромил шведский отряд в устье реки Невы и после этой победы был назван Невским. В 1242 году Александр Невский освободил город Псков от немцев и одержал славную победу над ливонскими рыцарями на Чудском озере.


18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. Под тяжестью лед стал трескаться и немецкие рыцари уходили под воду. Эта битва получила название «Ледовое побоище».

Псковичи чтят князя-освободителя во все века. Первую церковь в его честь они возвели в 1527 году. В начале 20 века только в Пскове насчитывалось уже пять церквей и часовен во имя святого и благоверного князя Александра Невского. Ныне на Завеличье действует воинский храм имени св.благоверного князя Александра Невского. На горе Соколихе, недалеко от Пскова, воздвигнут монумент воинам и князю Александру Невскому. В 2009 году имя Александра Невского стало Именем России.

Псковская областная универсальная научная библиотека подготовила выставку, на которой представлены материалы, посвященные жизни и подвигам Александра Невского.

Образ Александра Невского в описаниях русских историков

Александр Невский — защитник земли русской

Александр Невский в художественной литературе

Александр Невский и Псковский край

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Пскове

Образ Александра Невского в живописи: галерея>>>


Читать в ЭБ: 



Васильев Аркадий

Псковский князь Довмонт-Тимофей : из истории борьбы русского народа с немецкими «псами-рыцарями» / Васильев Аркадий


Читать полный текст


Каргалов Вадим Викторович

Меч Довмонта / Каргалов Вадим Викторович / [худож. И. П. Спасский]. : Детская литература — 236, [4] с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. -ISBN 5-08-000873-3 (в пер.)


Читать полный текст


Хитров М.

Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский : подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами / Хитров М. — Репр. воспроизведение изд. 1893 г. (М. : Типография И. Д. Сытина) . — М. : Панорама, 1991. — 288 с.


Читать полный текст


Шляпкин И. А.

Иконография Св. Благоверного Великого князя Александра Невского / Шляпкин И. А. — Петроград : Типография М. А. Александрова (Надеждинская, 43), 1915. — 21 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.


Читать полный текст



Александр Ярославич (Невский) : [биогр. справка] — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — nevsky.djvu; CD-2 .


Читать полный текст


  • Александр Невский (князь)

Александр Невский (с фильмом) (Сергей Прокофьев)

Состав: 1938

Длина: c. 110 минут

Оркестровка: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, перкуссия (наковальня, большой барабан, колокольчики, куранты, тарелки, гонг, маракасы, малый барабан, стальная пластина, бубен, там-там, треугольник, ксилография, ксилофон), арфа, струнные, хор и солистка меццо-сопрано

Первое выступление в филармонии Лос-Анджелеса: 3 ноября 1987 г. (с фильмом), дирижирует Андре Превин, с меццо-сопрано Кристин Кэрнс и Лос-Анджелесским мастером хорала

Когда, в 1937 году, в разгар Большого террора Когда Сергею Эйзенштейну (1898–1948) предложили снять фильм на тему русской истории, он с готовностью ухватился за эту возможность. В изменившемся советском культурном ландшафте 1930-х всемирно известный режиссер новаторских шедевров XIX20-е годы, в первую очередь Strike (1925 г.), броненосец Potemkin (1925 г.) и October (1927 г.), стали с подозрением относиться дома к закоренелым «формалистам». Его последний кинопроект, колхозная повесть « Бежин луг » (на музыку Гавриила Попова), был прекращен по вмешательству властей после двух лет производства. Объект резкой критики, он оказался в отчаянном положении.

Александра Невского 9«0020» станет первым фильмом, который Эйзенштейн завершил за девять лет. Это также был его первый законченный звуковой фильм. С самого начала он рассматривал музыку как жизненно важную составляющую этой картины, неотъемлемую часть ее эффекта. Должно быть, это привлекло Сергея Прокофьева, к которому Эйзенштейн обратился в мае 1938 года с предложением о сотрудничестве. С момента основания своего дома и поселения своей семьи в Москве в 1936 году, после пребывания на Западе с 1918 года, Прокофьеву еще не удавалось продемонстрировать через свою музыку свое понимание или приверженность преобладающим диктатам советской эстетической политики. Хотя он, возможно, еще не осознавал этого факта, его размещение текстов Ленина и Сталина в его монументальном 9Кантата 0019 к двадцатой годовщине октября года (1937 г.) — на сегодняшний день его самая амбициозная попытка «ассимиляции» — оказалась серьезным просчетом. Это не будет выполнено при его жизни.

Успешное сотрудничество Эйзенштейна и Прокофьева над Александром Невским реабилитировало их карьеру. Они продолжали сотрудничать в создании «Иван Грозный », а после выпуска первой части в 1944 году были награждены Сталинскими премиями. (Часть 2 из 9Однако 0019 Иван Грозный вызовет неудовольствие Сталина и останется невыпущенным до тех пор, пока все трое не будут мертвы. Часть 3 не была закончена.)

Исторический Александр Невский был великим князем 13-го века, чья доблесть полководца против шведских и немецких захватчиков сделала его национальным героем; он был канонизирован Русской православной церковью в 16 веке. Что привлекало Эйзенштейна, так это то, что он был исторической фигурой, о которой мало что было известно, что давало больше возможностей для его собственного творческого видения. (Действительно, изображение этого персонажа Николаем Черкасовым, известным киноактером, сыгравшим главную роль, оказало влияние на определение современного образа Невского.) Фильм Эйзенштейна посвящен поворотному моменту в карьере Александра, когда — после покорения Пскова крестовыми походами тевтонских рыцарей — он был призван новгородцами, чтобы вести их против захватчиков. Центральным эпизодом фильма является победа русских войск над немцами в битве на Чудском озере (в народе известной как «Ледовое побоище») 5 апреля 1242 года.

Музыкальная чувствительность Эйзенштейна была острой, и его сотрудничество с Прокофьевым сопровождалось глубоким взаимным уважением. В ходе подробного обсуждения своего проекта, основанного на сценарии, написанном в соавторстве с режиссером и Петром Павленко, писателем с безупречным коммунистическим послужным списком, Эйзенштейн в начале лета 1938 года изложил композитору свои музыкальные пожелания. Прокофьев начал делать наброски музыки перед съемками. началось. Часть этой музыки была записана и послужила основой для последующих съемок отдельных сцен, где образность и ритм Эйзенштейна следовали музыкальному замыслу композитора. В другом месте метод был обратным, и Прокофьев написал музыку к уже отснятым кадрам. Иногда они приходили к желаемому решению случайно. «Один из таких примеров, — вспоминал Эйзенштейн, — имеет место в батальной сцене, где играют на свирели и барабанах для победивших русских солдат. этот радостный момент.Видя, что мы никуда не движемся, я приказал построить несколько «бутафорских» инструментов, снял те, на которых играли (без звука) визуально , и спроецировал результаты Прокофьеву, который почти сразу вручил мне точный «музыкальный эквивалент» того зрительного образа волынщиков и барабанщиков, который я ему показал». музыка средневековья — цитаты из народных песен или григорианские песнопения — чтобы пробудить в памяти два противоположных элемента, составляющих фильм, героических русских и грозных тевтонских захватчиков. Прокофьев чувствовал, что старинная музыка «была слишком далекой и эмоционально чуждой нам. иметь возможность стимулировать воображение современного кинозрителя. Поэтому мы решили не воспроизводить ее так, как она звучала во время Ледового побоища семь веков назад, а адаптировать ее к современному уху». Это музыка ушедшей эпохи, переосмысленная для ХХ века.

Результатом тесного взаимодействия композитора и режиссера стал фильм, в котором музыка играет необычайно активную роль в передаче эмоционального накала и эпического размаха, соперничая по значимости с устным диалогом. Эйзенштейн гордился единством изображения и звука, которого они достигли в этом фильме. Он часто ссылался на его «симфоническую» конструкцию.

Прокофьев активно участвовал в записи звуковой дорожки, создавая уникальные эффекты, экспериментируя с размещением микрофонов и микшированием звука. Однако при всей важности, которую и он, и Эйзенштейн придавали его звуковой составляющей, любой, кто видел законченный фильм, знает, насколько разочаровывающе низкое качество звука. В любом случае, после того как фильм вышел на экраны, Прокофьев решил аранжировать из его музыки кантату для концертного исполнения, процесс, который он назвал более сложным, чем сочинение оригинальной музыки к фильму, поскольку он требовал переосмысления музыкальной формы и полного переосмысления. -аранжировка для полного оркестра, хора и меццо-сопрано. (В озвучивании фильма участвовал относительно небольшой студийный оркестр.) В этой концертной версии семичастная кантата, Александр Невский , Op. 78, премьера которого состоялась в мае 1939 года в Москве. Она стала одним из самых популярных произведений композитора. И именно симфоническая партитура этой кантаты лежит в основе реконструкции Уильямом Д. Броном в 1987 году партитуры, согласованной для живого исполнения с показом фильма.

— Лорел Э. Фэй — ученый в резиденции Тени Сталина.

07.05

Александр Невский | Текущий | Коллекция Критерий

Выпущенный в конце 1938 года, Александр   Невский стал не только первым звуковым фильмом Сергея Эйзенштейна, но и политическим возвращением режиссера. Этот самый известный из советских артистов не снимался ни в одном фильме с 1929 года. Бесплодная поездка в Голливуд ослабила его положение во все более жестко регламентированном Советском Союзе; он первым потерпел фиаско Que   Вива   Мексика ! а потом катастрофа недостроя Бежин   Луг .

Весной 1937 года царь советского кино Борис Шумяцкий предоставил Эйзенштейну на выбор несколько исторических сюжетов, включая святого воина XIII века Александра Невского и его победу над немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Эйзенштейн выбрал Невского, потому что о нем было относительно мало известно — следовательно, рассудил режиссер, он будет работать с меньшими ограничениями. Эйзенштейн сказал своему коллеге Михаилу Ромму, что найдет актера и выберет его, и «весь мир скоро поверит, что настоящий Невский был таким же, как мой актер». Действительно, художнику Павлу Корину 19 лет.42–43 триптих Александр   Невский явно создан по образцу актера Николая Черкасова, чье присутствие в Невском служило Эйзенштейну политической страховкой.

Импозантная фигура с громким голосом, 34-летний Черкасов начал свою карьеру в качестве комика мюзик-холла, но стал звездой, не говоря уже о Государственном артисте и члене Верховного Совета, сыграв нескольких стойких героев, среди которых им цесаревич Алексей Петр   Великий . Актер был не единственным официальным фаворитом, связанным с постановкой. Соавтор Эйзенштейна Петр Павленко был верным сталинистом и, вполне вероятно, агентом тайной полиции. Их сценарий был завершен в ноябре 1937 года. Невский завершился на несколько месяцев раньше запланированного, отчасти потому, что Эйзенштейн смог передать большую часть фактического направления Дмитрию Васильеву, назначенному его студией сторожевому псу.

Хоть и пропагандист, Александр   Невский 9Влияние 0066 практически не зависит от диалога. Ближайшим сотрудником Эйзенштейна был выдающийся композитор Сергей Прокофьев, который, как писал режиссер, создал волнующие хоралы и пронзительные оратории, определившие «симфонический строй» Невского. Прокофьев принимал активное участие в контроле над записью звуковой дорожки фильма, часто разрабатывая звуковые эффекты в соответствии со спецификациями Эйзенштейна. В то время как большая часть его музыки была написана для отредактированных эпизодов, другие сцены были вырезаны, чтобы соответствовать уже записанной музыке — техника, которая тогда была широко известна в Голливуде как «Микки-Маусинг».

Пропитанный ксенофобией и едва ли необоснованным страхом перед иностранной агрессией, Александр   Невский был в равной степени синхронизирован с ситуацией в мире, в которой он был создан. В начальной сцене Невский, уже победивший шведов, демонстрирует силу своей личности, сражаясь с отрядом монгольских воинов. («По иронии судьбы, — как заметил биограф Эйзенштейна Рональд Берган, — этот эпизод «пропитан нордическим колоритом — высокие и светловолосые мужчины и женщины, в отличие от смуглых и бегающих глаз татар, спускающихся в мирную деревню, взаимозаменяемы с иконографией некоторых нацистских фильмов, снятых в Германии в тот же период»). 0005

Зрелище скелетных полей сражений и опустошенных городов, Александр   Невский оформлено как почти космическая борьба между добром и злом. Сцены подчеркивают зверства немцев против русских мирных жителей, а захватчики еще больше дегуманизируются своими зловещими рогатыми шлемами. А сердце фильма — 30-минутная сцена Ледового побоища. Триумф Эйзенштейна, как и Невского, этот стратегически заниженный и блестяще отредактированный микс массирования солдат и рубящего рукопашного боя — то ужасающий, то карнавальный — послужит прототипом батальных сцен в «9» Лоуренса Оливье..

Необыкновенная декорация Невского впервые была снята — жарким летом — в подмосковной деревне. Кинематографист Эдуард Тиссе использовал фильтр, чтобы передать зимний свет; деревья были выкрашены в светло-голубой цвет и обсыпаны мелом; искусственный горизонт был создан из песка. Сам лед представлял собой смесь асфальта и расплавленного стекла. Это выдающийся инженерный подвиг: листы этого искусственного льда поддерживались плавучими понтонами, которые должны были сдуваться по сигналу, чтобы он разрушился под тяжестью тевтонских рыцарей в соответствии с заранее вырезанными шаблонами.

Эйзенштейн отвлекся от съемок, чтобы опубликовать в официальной газете Известия заметку, проводя параллель между Невским и Сталиным — фильм заканчивается угрозой героя, что «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет — и на позднем этапе монтажа в студию позвонили в полночь с просьбой о предварительном просмотре в Кремле. Не будя Эйзенштейна, его помощники показали отснятый материал советскому диктатору. То, что в результате исчезла катушка, породило две теории: во-первых, катушка была ошибочно оставлена ​​в монтажной, и, поскольку Сталин не заметил пробела, было сочтено более благоразумным придерживаться его утвержденной версии, чем снова вставлять недостающую. материал. Вторая теория предполагает, что Сталин возражал против сцены, изображающей драку между новгородцами. Как бы то ни было, катушка была уничтожена.

Александр   Невский состоялась гала-премьера в Москве в конце ноября 1938 года, всего через два месяца после того, как Мюнхенское соглашение фактически расчленило Чехословакию и, по-видимому, оставило Советы в изоляции в их враждебном отношении к нацистскому режиму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts