Церковь святых апостолов петра и павла: О храме | Храм в честь святых апостолов Петра и Павла, Нижний Новгород
Содержание
О храме | Храм в честь святых апостолов Петра и Павла, Нижний Новгород
История храма святых апостолов Петра и Павла насчитывает уже более 220 лет.
Первоначально он находился в Панском конце, на самом берегу Волги, где начинался Александровский сад. Она существовала ранее 1621 года. Уже 1622 году в сотной грамоте Патриарха Филарета среди 27 церквей Нижнего Новгорода упоминается также и церковь святых апостолов Петра и Павла.
17 ноября 1771 года Сенат принял указ, согласно которому при храмах в черте города запрещалось хоронить людей, все кладбища переносились за город. В Нижнем Новгороде место для общегородского кладбища выбрали за Варварской заставой, на выгонных землях, где сначала поставили часовню, а в 1776 году приступили к заготовке строительных материалов для возведения каменного храма. В это же время под кремлем в полугоре по новому городскому плану ликвидировали храм Петра и Павла. Прихожане этой церкви братья-купцы Аверьян, Евдоким и Егор Неудавины обратились к архитектору Якову Ананьину с просьбой создать проект Петропавловского храма на месте будущей кладбищенской церкви.
В 1780 году были закончены каменные работы, в 1781-м завершилась отделка части интерьеров, после чего был освящен придел в честь равноапостольных царей Константина и Елены, а в 1783 году — второй придел в честь святых Василия Парийского и Петра Александрийского.
Главный престол был освящен в 1785 году нижегородским епископом Дамаскиным (1783–1794) (Рудневым) в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (по другим источникам — в честь Всех святых). Как большинство кладбищенских храмов, его стали называть в обиходе Всехсвятским, по главному же престолу — Петропавловским.
Церковь представляла собой наиболее распространенный в Нижнем Новгороде с середины XVII века храм типа «корабль» со строго осевым расположением главных объемов и с шатровой колокольней над западным входом. Окна храма и кровля центрального объема получили барочные формы, но наличники были выполнены из простого тесаного кирпича и выглядели несколько грубоватыми. Всехсвятская церковь остается сегодня единственным памятником русского барокко Нижнего Новгорода середины XVIII столетия.
Иконостас в храме был золоченым, величественных размеров и замечателен по своей архитектуре. Нижегородский краевед Н. И. Храмцовский отмечал, что «он устроен в виде шатра, украшен резьбой рококо и витыми колоннами, оплетенными резными гирляндами. Образа в нем иконописные в пять ярусов, из которых в трех — большого размера и в двух — малого; местные покрыты серебряными ризами».
Кладбище, находившееся рядом с храмом, обустраивали всем миром. Был объявлен сбор средств по городу.
На территории кладбища было две часовни. Первую деревянную построили около 1855 года, в 1867 году ее перестроили каменной. Она находилась напротив главного алтаря храма, в ней совершались панихиды по безродным, странникам, погребаемым из больниц и тюрем, могилы которых от времени затерялись. В часовне на краткое время ставили гробы с умершими. Вторая часовня была устроена около входных ворот кладбища.
На Петропавловском кладбище был похоронен и великий русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. Там же похоронили бабушку Алексея Максимовича Горького Акулину Ивановну Каширину.
В конце 1930-х годов храм был закрыт. В советское время к алтарю была пристроена кинобудка, в здании жили люди, была дискотека, бильярд и другие развлечения.
фотография из фондов Нижегородского архива аудио-визуальных документов. Альбом «г. Горький. Парки»
В 90-ые годы церковь была возвращена верующим и началось её восстановление. Первым настоятелем храма в 1993 г. стал иерей Николай Беседкин, службы поначалу были лишь по воскресеньям, алтарь отделяли простынёй.. По истечении 4 месяцев настоятелем храма был назначен иерей Александр Карякин. В этот период продолжались работы по восстановлению храма: была сломана кинобудка, пристроенная в советское время к алтарю, для отделения алтаря повесили бывший экран, разрезав его в трёх местах под врата, был вычищен чердак, на купольной части водрузили простой могильный крест.
В 1994 г. были убраны столбы, установленные в бывшем кинотеатре, сняли потолок, был сделан алтарь из фанеры. храм приобрёл три подсвечника, до этого был всего один, поставлено было Распятие.
С 1995 г. по 2001 год настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла был поставлен иерей Михаил Бабичев.
Пасха. 2001 год
За этот период был сделан гранитный пол в храме, приобретена плащаница Пресвятой Богородицы, в храме стали печь просфоры.
В 1996 году на Престольный праздник храма был пройден первый Крестный ход, возглавил который сам Владыка Николай (Кутепов).
День памяти святых апостолов Петра и Павла. Крестный ход.1996 год
Рождество Христово. 2001 г.
С 2001 по 2004 гг. храм имел статус архиерейского подворья. Решение это было принято при архимандрите Тихоне (Затёкине). Богослужения в храме ежедневно проводили монахи Вознесенского Печерского мужского монастыря: о. Евфимий, о. Вассиан, о. Евгений и др. Еженедельно по воскресеньям проходили Крестный ход. Настоятелем в этот период был также о. Даниил Элькин.
Крестный ход. 2001 г.
В этот период из храма были отданы старинные иконы: икона Христа Спасителя — в Нижегородский государственный художественный музей, чудотворная икона Божией Матери Владимирская — ныне пребывает в Оранском Богородицком мужском монастыре. В период с 2004-2005 гг. в храме настоятелями были также протоиерей Алексей Горин, протоиерей Димитрий (фамилия неизвестна).
В 2005-2009 гг. настоятелем храма поставлен иерей Игорь Дудин. В 2007 году был освящен установлен купольный крест. так же в период с 25.11.2004 по 13.12.2006 — штатным клириком Прихода церкви святых апостолов Петра и Павла г. Нижний Новгород служил протоиерей Михаил Зазвонов.
Установка золоченного купольного креста. 2007 г.
Поставлена была новая лавка, убрана старая стеклянная. В этот же период полностью покрасили храм, расписали алтарь, были куплены новые подсвечники, сняты потолочные рельсы.
Кроме вышеперечисленных священослужителей в храме святых апостолов Петра и Павла служили штатаными клириками протоиерей Игорь Наумов и иерей Александр Калаганов, любимые многими прихожанами и работниками храма.
С 2009 по 2013 гг. настоятелем храма становится отец Василий (Данилов), брат Владыки Георгия митрополита Нижегородского и Арзамасского. Был установлен новый иконостас, место для хора, столы и тумбы. В 2013 г. настоятелем храма был иерей Алексий Мальцев. При нём начались работы по «заглублению» храма, которые продолжились и были окончены при следующем настоятеле иерее Олеге Карсакове (по сей день), так же назначенном настоятелем в храм святых апостолов Петра и Павла в 2013 году.
Постепенно храм приобретал достойный вид, как снаружи, так и внутренним убранством. Храм снова был покрашен, расписан алтарь, выстроено крыльцо, проведена полная замена кровли.
В 2014 году были окончены работы по восстановлению колокольни храма.
В том же году была выстроена часовня Всех святых, расположенная недалеко от храма, в центре парка Кулибина в память о павших воинах первой мировой войны.
Заботами настоятелей храма, его прихожан и помощью епархии церковь с каждым годом преображается.
В 2018 к престольному празднику трапезная часть храма была украшена росписью.
Роспись трапезной части храма святых апостолов Петра и Павла
Так же в 2018 году храм приобрел икону святых апостолов с частицами их мощей,
Икона святых апостолов Петра и Павла с частичками святых мощей. Обретение 2018 г.
Установлена мемориальная доска в память о протоиерее Андрее Бенедиктове и диаконе Николае Дертеве, написана в числе других, икона священномученика Андрея Бенедиктова..
В 2021 году на колокольне храма были установлены колокола, освящение которых состоялось 14 марта 2021 года.
И.Языкова
(Просмотр16326)
О Храме — Церковь святых апостолов Петра и Павла
Шуваловский парк, задуманный императрицей Елизаветой Петровной как Парголовский сад с загородными дворцами, сейчас – одно из любимых мест отдыха горожан. Живописные пруды, дорожки, приводящие то в тенистый сумрак аллей, то на лужайку перед холмом или прудом. Сюда влекло И.И.Шишкина, здесь находили вдохновение величайшие поэты, композиторы, писатели. А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, И.Е.Репин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.И.Шаляпин, А.А.Блок, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков – вот далеко не полный перечень творцов, получавших здесь отдохновение от городской суеты.
Земли Парголовской мызы, принадлежавшие в 14-15 вв. Ореховским монастырям (г.Орешек) Карбосельского погоста Ладожского уезда, захваченные шведами в 1617 и освобожденные Петром Первым в ходе Северной войны в 1721 году, по Ништадтскому миру возвращенные России, подарены были Петром 1 своей дочери Елизавете. А она, в свою очередь подарила их в 1746г. Петру Ивановичу Шувалову за содействие в возведении ее на престол. Переходящая по наследству, Парголовская мыза, долгое время была в запустении. Сын графа – Андрей Петрович, внук – Павел Андреевич, мало уделяли ей внимания.
В 1826 г. вдова графа Павла Андреевича, Варвара Петровна (урожденная княгиня Шаховская) выходит замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, церемонимейстера двора Александра 1. Полье решил привести мызу и парк в порядок. Силами крепостных крестьян были вырыты пруды, земля из которых шла на наращивание холмов, были разбиты дорожки и цветники; мостики и беседки украсили облик парка.
Созданный графом А.А.Полье парк поддерживался и был открыт для посещения. С западной стороны парка расположено Второ-Парголовское озеро. На берегу около аллеи, идущей по берегу озера, находились летний театр и общественная купальня с лодками, отдававшимися на прокат. Рядом стоит холм – Адольфова гора, напротив которого на озере в сорока метрах от берега располагается небольшой круглый остров. В конце прошлого века по его периметру росли липы, толщина некоторых доходила до двух обхватов. В середине острова – беседка. Остров через деревянный мостик соединялся с подножием горы. Дважды за лето на этой аллее устраивались с благотворительной целью местным добровольным пожарным обществом праздничные гуляния, заканчивавшиеся спектаклем в театре. Недалеко помещался теннисный клуб «Парголовский кружок любителей лаун-тенниса», имевший 21 корт – в то время самое крупное спортивное объединение этого вида физкультуры.
После смерти графа А.А.Полье в 830г. Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату знаменитого художника К.П. Брюллова) с просьбой соорудить недалеко от пруда в горе склеп для упокоения праха усопшего супруга. Молодой архитектор, изучавший классическую архитектуру и путешествующий по странам Европы после окончания Академии художеств в Петербурге (1810-1821 г.), построил склеп в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом.
В том же году, несмотря на тяжелое финансовое положение, вдова обращается с просьбой к Духовной Консистории на разрешение строительства в имении каменной церкви над склепом. По представленному проекту того же архитектора необычный для православной церкви неоготический стиль храма был разрешен Консисторией с оговоркой, чтобы склеп с прахом графа Полье, не принадлежащего к православной церкви (он был кальвинистом по вероисповеданию) «был непременно вне ограды церковной
По первоначальному замыслу предполагалось эту церковь посвятить святой великомученице Екатерине. Это отразилось в названиях проектных чертежей А.П.Брюллова. Однако, уже в начале 1831 г. окончательно решено было освятить церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Вероятно, это было предложено потому, что один из сыновей Варвары Петровны и один из совладельцев парголовского имения носил имя Петра Павловича. Таим образом, церковь посвящалась сразу двум его покровителям. С тех пор название «Церковь св. Екатерины» уже не употреблялось. Место для церкви было выбрано, следуя традициям русского храмоздательства. А.П.Брюллов поставил церковь на возвышенность, чтоб она являлась архитектурной доминантой тихого уголка парголовского парка.
Летом 1831 г. состоялась закладка церкви. Ее строительство продолжалось долго – свыше 10 лет. Объяснить это можно материальным положением владельцев усадьбы. Из-за огромных долгов графини (послуживших причиной установления попечительства над имением) на строительство церкви отпускалось очень мало средств. Остается неизвестным, почему построенная к 1841 году церковь оставалась не освященной до 1846 г. Вероятнее всего, в третий раз овдовевшая к тому времени княгиня Варвара Петровна Бутеро-Родали уехала за границу для приведения в порядок своего здоровья. Во всяком случае, только 5 лет спустя, она смогла обратиться к Епархиальным властям с просьбой освятить церковь.
Её изящное здание готического стиля со стрельчатыми окнами венчалось чеканным, ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Этот шпиль напоминал классические завершения готических соборов Германии, Франции и возвышался над зданием на 28 м и был виден с дороги Петербург – Осиновая роща. Церковь была облицована пудостским известняком. Резной, ажурный ясеневый иконостас тоже был выполнен в готическом стиле.
Аллея от деревни Старожиловка к церкви была прозвана ;Адольфовой аллеей;. Сумрачная тенистая еловая аллея, обсаженная березами, упиралась в склеп.
Фасад склепа, встроенного в холм, облицован полированным красным финским гранитом и украшен литым чугунным кружевом. В склеп вели двустворчатые двери; первая – решетчатая, железная, за ней – массивная дубовая с бронзовыми ручками. Над дверями помещался бронзовый вызолоченный герб графов Шуваловых. Внутри, у задней стены склепа стоял постамент из черного с желтыми прожилками мрамора, на котором находилась в натуральную величину мраморная статуя женщины в тунике с распущенными по плечам волосами, сидящая на коленях. Руки ее были простерты к раскрытой могиле в полу склепа. Участок перед склепом засажен серебристыми елями и обнесен железной оградой.
Церковный приход составляли жители ближайших селений – слобод Суздальской, Малой Вологодской, Вологодской, деревень Старожиловка и Заманиловка. Здесь на дачах проживали известные критик и искусствовед В.В.Стасов, критик и историк литературы профессор Петербургского Университета С.А.Венгеров, писатель Альбов, академик скульптор Р.Р.Бах. Подолгу гостил у Стасова художник И.Е.Репин. И.С.Тургенев, проживавший летом 1840 г. на даче, почти ежедневно видевшийся со своим другом В.Г.Белинским, снимавшим дачу в парке Лесного института, был частым посетителем парка.
30 июня 1872 г. в Петропавловской церкви в Парголово состоялось венчание Н.А.Римского-Корсакова с Н.Н.Пургольд. Шафером на свадьбе был другой великий композитор – М.П.Мусоргский.
До 1917 г. церковь была семейной церковью – памятником и хорошо сохранилась. После 1917 г. имение Шуваловых много раз меняло своих владельцев: интернат школы, дом отдыха с 1926 по 1935 г., Ленинградский военный округ (1935-1948г.), Министерство автотранспортной промышленности.
Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушали. Гранитные плиты с мостика на Адольфовой аллее сняты. Гриб-беседка сгнила ещё в 1930 г. Чугунный крест на вершине склепа сломан; герб Шуваловых (золоченая бронза) сняли около 1922 г.; обеих дверей нет. Склеп был обращен в сарай для сена. На территории склепа выстроен стандартный домик-свинарник. Решетка вокруг склеп снята. На колокольне церкви ажурная чугунная вышка уничтожена в 1935 г.
Во время работ по реконструкции в 1930-х годах был снят верхний ярус колокольни и металлический шпиль, уничтожены резной иконостас и скульптуры двух апостолов. Тогда же оконные переплеты готического рисунка были заменены обычными переплетами и устроено междуэтажное перекрытие. Около 1935 г. помещение церкви было приспособлено под физико-терапевтический кабинет центрального санатория ДККА.
Война 1941-45 гг. пощадила это здание. С 1948 г. Шуваловская усадьба передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты им.В.П.Вологдина.
В1954-57 гг. были произведены работы по реставрации интерьера: снято междуэтажное перекрытие и восстановлены переплеты готического рисунка. Однако второй ярус колокольни и металлический шпиль еще не восстановлены.
В 1977г. владельцы освободили здание церкви для проведения реставрационных работ. Но, перегруженное работой на больших объектах (Петергофский, Царскосельский и Гатчинский дворцово-парковые ансамбли) СНПО ;Реставратор;, не могло приступить к реставрации церкви ни в 1977, ни в последующие годы.
В результате снятия охраны, отключения отопления, последующих пожаров, разрушения кровли и водостоков, наполнения подвалов водой, здание храма начало разрушаться. Так, архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга – памятник Федерального значения, превратился в руины.
К середине 80-х годов новые исторические и экономические условия в стране создали предпосылки для возрождения многих разрушенных памятников русского зодчества. Развитие кооперативного сектора стало альтернативой монополии СНПО;Реставратор;. Руководство НИИ ТВЧ получило возможность поручить свой;невыгодный; объект заинтересованным кооперативным объединениям для проведения реставрационных работ.
Интенсивным импульсом к возрождению церкви Петра и Павла послужил следующий случай. К заместителю главного инженера объединения ВНИИ ТВЧ т. Кучеровскому Владимиру Станиславовичу обратилась преподаватель ЛЭТИ Николаева Галина Александровна и попросила возродить бывшую церковь Петра и Павла в знак памяти о ее сыне и многих других сыновьях, погибших в Афганистане. Материнское горе стало таким мощным толчком, что НИИ ТВЧ активно занялся вопросами реставрации. А на судьбу этой мемориальной церкви второй раз оказала созидательное влияние побеждающая все преграды неизбывная женская скорбь.
И лишь в 1991г., когда здание церкви с затопленными подвалами, перенесшее не один пожар, с утраченным убранством лепниной сводов, разрушающейся кирпичной кладкой свода и стен было передано Приходу православной церкви, и в нем возобновились богослужения, началось и возрождение храма как памятника архитектуры.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна настоятель возрожденного прихода о.Николай (Головкин) начал восстановление храма при благотворительной помощи многих организаций, частных лиц и поддержке ГИОП. С трудом доставался пудостский камень из Гатчинских каменоломен, которым изначально был облицован фасад здания храма; лесоматериалы для столярного заполнения окон и витражей. Приходили люди, отдавая свое умение и навыки, а главное – охваченные желанием помочь восстановлению храма.
И постепенно храм оживал. Загорелись сердца прихожан, свечи перед иконами. Засветились глаза детей, засияли паникадила. Хлынуло солнце через витражи в новые окна. Стены, вновь обретшие штукатурку и лепнину, вознеслись легкими нервюрами колонн к готическому своду. Резьба по дереву, повторяя готический мотив, начинает играть на восстанавливающемся иконостасе. Чудо, которое являет Господь в возрождении храма, совершается в сердцах наших, подвигающих каждого внести свою лепту. Еще много предстоит сделать для воссоздания первоначального облика храма: ажурный шпиль, чеканные башни, резной иконостас. Но главное уже сделано – возрожден еще один православный приход.
Указом Митрополита Санкт-Петербургскаго и Ладожского Варсонофия с 27 августа 2014 года Настоятелем Храма свв. апп. Петра и Павла в Парголово назначен Игумен Силуан (Туманов).
Церковь св. Петра Рас
Церковь св. Апостолов Петра и Павла в Расе, бывшая резиденция епископов Рашки и средневекового сербского государства, расположена на тихом холме над Нови-Пазаром. Согласно историческим источникам, в церкви апостолов Петра и Павла находился кафедральный собор епископов Рашки (сегодня церковь Петра близ Нови-Пазара), а рядом с церковью развивалась «резиденция» (столица) сербских правителей. время первых Неманичей. Эта старая и уважаемая епархия упоминается в некоторых византийских и сербских источниках и представляла собой церковный центр Сербского государства со времени основания Сербской автокефальной архиепископии в эпоху святого Саввы.
В своей книге «Dečanski spomenici», изданной в 1864 году Серафим Ристич пишет о церкви Святого Петра и апостоле Тите (http://digital.bms.rs/ebiblioteka/pageFlip/reader/index.php…)
«Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, известная местным жителям как Петрова црква – церковь Святого Петра, расположена над правым берегом реки Дежевской реки, недалеко от ее впадения в реку Рашка, в северо-восточной части города Нови. Пазар. При раскопках фундамента церкви в 1957 обнаружен богатый клад предметов начала V века – греческие расписные вазы, золотые пекторали, аппликации, фибулы и пояса, серебряная и бронзовая посуда и многочисленные янтарные жемчужины – принадлежавшие представителям местной аристократии. . Последовавшими за этим археологическими раскопками было установлено, что церковь возведена над доисторическим курганом, в котором совершались захоронения от бронзового до раннего железного века. По традиции и по Родословной с XVII века церковь Святого Петра была возведена апостолом Титом, учеником Павел Апостол. Святой Савва сослался на это предание, учитывая, что автокефальный статус /независимость/ церкви не мог бы быть достигнут без существования святыни, основанной одним из Христовых апостолов».
‘ Согласно старым традициям, первая христианская церковь в Сербии, церковь свв. Апостолов Петра и Павла, БЫЛА ПОСТРОЕНА на остатках древнего укрепления возле древнейшей сербской столицы Раса в районе Рашки г. Апостола Тита, ученик апостола Павла, живший в 1-м и 2-м веках и вместе с апостолом Андреем основал Паннонское епископство Сирмиум в Сремской Митровице». д-р Саня Суляга , «Создание национальной идентичности и разрыв/преемственность Сербии».
Систематические историко-археологические исследования, проводившиеся более 20 лет в конце 20-го века Я. Каличем, показали, что крепость Рас находилась недалеко от кафедрального собора Рашской епархии. Сегодня это место археологических раскопок, которое местные жители называют 9.0005 Градина-Постенье . В известном труде короля Стефана Первовенчанного « Жизнеописание св. Симеона » он писал, что в XII веке столица Сербии находилась рядом с церковью св. Петра в Расе. Это место высоко на холме всегда и на протяжении веков считалось очень древним культовым местом и святилищем, имеющим многочисленные римские и византийские следы. Римская Арса, датируемая 4 веком, подверглась самой обширной реставрации при императоре Юстиниане I (527-565), который возложил на старую крепость новую функцию, добавив новые валы, две церкви и другие объекты. Современный храм святых апостолов Петра и Павла датируется 9 в.X век самый старый памятник сакральной архитектуры в Сербии . Церковь святых апостолов Петра и Павла в Нови-Пазаре построена на остатках бывшей раннехристианской церкви 7 века. Хотя церковь Святых Петра и Павла законсервирована в 1960 году, самые последние археологические исследования выявили раскопки гробниц иллирийских дворян V века до нашей эры, которые подтверждают, что церковь Святых апостолов Петра и Павла является самой старой на Балканах.
Церковь святых апостолов Петра и Павла расположена на холме, который был заселен в 6 веке до н.э.; Под его фундаментом находится один из богатейших эллино-архаических золотых кладов. Над этим эллинским кладом была воздвигнута римская ротонда, фундамент которой виден и сегодня, а над ней в IX веке была пристроена византийская ротонда с куполом, включавшая крошечную галерею вокруг тамбура и просторную полукруглую апсиду. Ротонда получила асимметричное предпространство с западной и северной сторон храма. Над ним находится этажная галерея с отверстиями, обращенными во внутреннюю часть церкви. В XI веке эта церковь получила новый слой фресок, который сербские живописцы покрыли новым слоем фресковой живописи, когда были нанесены сербские подписи. Светозар Радойчич
Самая старая часть церкви Святых Петра и Павла создается уникальной круглой формой конструкции с центральным куполом и тремя радиальными апсидами, видимыми изнутри. Археологические находки показывают, что церковь Святых Апостолов Петра и Павла несколько раз перестраивалась в истории, начиная с 4 века, с заметными дополнениями, сделанными в 7 веке.
Нынешний вид церкви Святых Апостолов Петра и Павла является результатом реконструкции, проведенной в течение истории. В темном интерьере церкви Святых Петра и Павла видны три слоя фресок в бледно-красных тонах, большая часть которых осталась от фресковой перекраски около 1250 года. Многочисленные римские, византийские и славянские массивные крестообразные надгробия и значительные сакральные сокровища были найдены в широкий двор вокруг церкви Святого Петра, некоторые из которых выставлены в Национальном музее в Белграде. Церковь Святых Петра и Павла во многом связана с жизнью Стефана Немани, мыслящего основателя Сербского средневекового государства. После его рождения в Рыбнице /ныне Черногория/ из-за неблагополучных династических отношений отец Завида крестил Стефана Неманю по римско-католическому обряду, так как в Дукле не было православных священников. Вернувшись в Рашку, будущий основатель объединенного Сербского средневекового государства, молодой Стефан Неманя был повторно крещен в церкви Святых Петра и Павла православным священником. Его младший сын Растко /впоследствии святой Савва – первый сербский архиепископ/ родился в близлежащем селе Дезева и здесь же был крещен. Сегодня можно увидеть большой баптистерий церкви Святого Петра. Позже, во время своего правления в качестве правителя Сербии, Стефан Неманья собрался здесь с правителями окружающей Византийской империи и провел несколько советов, имеющих большое политическое значение. В 1196 Стефан Неманья оставил трон Сербского государства своему сыну Стефану, который впоследствии был коронован королем Сербии, объявленным Первокоронованным. Дежевская жупа – Дежевская долина является известным зернохранилищем, особенно плодородным и подходящим для производства зерна и выращивания фруктов. Название Дежева, согласно легенде, происходит от старинного слова dežam , которое определяет деревянный сосуд, в котором подавали хлеб для самых торжественных мероприятий, поэтому местные жители считают Дежеву местом хлеба. Деревня Дежева или Дежево, как ее называли в средние века, упоминается архиепископом Данилом II в описании событий, связанных с отречением от престола короля Стефана Драгутина. Архиепископ пишет, что король Драгутин передал царство своему брату Милютину /в Расе, в месте, называемом Дезеве/.
Благодаря своему особому культурному значению, с 1979 года церковь Святых Апостолов Петра и Павла включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в комплексе Стари Рас, включая монастыри Сопочаны, Георгиевские столбы, Црна Река и Концуль.
Праздник Святых Апостолов Петра и Павла в Греческой Православной Патриархии Иерусалима — Ближневосточный Совет Церквей
, Петра и Павла, в посвященной им святой церкви в Капернауме.
В этот праздник Церковь чтит апостола Петра как исповедовавшего Христа Сыном Божиим и услышавшего от Него: «Ты Петр, и на сем камне созижду Церковь Мою», и апостола Павла как тот, кто был призван Господом на пути в Дамаск и проповедовал Ему «больше всех».
В праздник Первоверховных Апостолов Божественную литургию возглавил Блаженнейший Патриарх Феофил III, Греческий Православный Патриарх Иерусалимский, в этом Храме, в сослужении Их Высокопреосвященств, Митрополита Назаретского Кириака и Архиепископа Аристарха Константина, иеромонахи-агиотафиты, среди которых архимандрит Парфений, арабоязычные священники Святой Митрополии Назарета и священники Русской Зарубежной Церкви, архидиакон Марк и иеродиакон Евлогий. Пение было исполнено г-ном Гоцопулосом с помощью архиепископа Аристовулоса Мадабского и византийского хора, так как на богослужении присутствовало собрание верующих христиан из Греции, России и Палестины.
Его Блаженство произнес перед этим собранием следующую Проповедь:
«Сегодня над всем миром сияет радостный праздник. Это выдающееся воспоминание мудрейших и первостепенных апостолов Петра и Павла. О братия, давайте и мы радостно отпразднуем этот торжественный день, с гимнами и стихами, и приветствуем их и говорим: «Радуйтесь! О Петр, Апостол и истинный друг учителя твоего, Христа Бога нашего! Радуйтесь! О возлюбленный Павел, проповедник веры и учитель всего мира! Яко и во святыне избранны, и в молитве упование есть, усердно молите Христа Бога нашего о спасении душ наших» (Слава, Апостиха Вечерня), возвещает Песнописец Церкви.
Возлюбленные братья во Христе,
Благородные Христиане и Пилигримы
Горожане Иерусалима, Петр, глава Апостолов и скала веры, и Павел, проповедник Церкви Христовой, собрали нас всех в Церковь, посвященная им в этой святой святыне библейского города Капернаума, чтобы отпраздновать их память.
Сделавшись сосудами Святого Духа, они проповедовали искупительное Евангелие Христово по всей вселенной и выделялись среди других апостолов, призванных Господом. Признание Петра «Ты Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16) заставило Иисуса сказать: «И Я также говорю тебе, что ты Петр, и на сем камне Я создам церковь; и врата ада не одолеют его» (Мф. 16:18).
А проповедь Павла о Господе, сразу после его крещения в Дамаске, о том, что Христос есть Сын Божий (см. Деян. 9:19-20), была результатом слов Господа Анании: «Иди, ибо он сосуд избранный Мне, чтобы возвещать имя Мое пред язычниками и царями и сынами Израилевыми» (Деяния 9:15).
И исповедание блаженного Петра, и проповедь святого Павла о том, что Иисус есть «Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16), имеют большое значение, потому что Христос не только признается Мессией, но прежде всего и главным образом как совершенный Бог, «родившийся от единосущного с Отцом», как говорит Феофилакт. «Он исповедал Его истинным Сыном Божиим», — учит святой Златоуст. «Он осознал, что Он имеет ту же природу, и особенно Сын Божий», — комментирует Зигавинос.
Петру и Павлу, первоверховным апостолам, Духом Святым удалось уловить в свои логические сети множество народов, дать им познать истинного Бога, по словам Иисуса Христа: «Итак идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
Двенадцать Апостолов вообще, и особенно эти двое, Петр и Павел, стали основателями Церквей, которые были основаны по всему миру, как свидетельствует святой Павел: «Мне, наименьшему из всех святых, дана ли мне благодать, чтобы я проповедовал среди язычников неисследимое богатство Христово; И показать всем, в чем дело тайны, сокрытой от начала мира в Боге, сотворившем все Иисусом Христом» (Еф.