Александр невский почему он сильная личность: Кого я считаю сильной личностью. Александр Невский (1220 – 1263)

Разное

чем прославился и что сделал Для Руси

Князь Александр Невский был не только мудрым правителем, но и великим полководцем древней Руси. Имя его на многие века стало символом доблести, и непобедимости русского оружия. Он много сделал для усиления военной мощи древнего российского государства. Несмотря на то, что Русь была раздроблена на отдельные княжества, нападения внешних врагов князья отражали сообща. Вся деятельность князя и его правление представляют собой путь воина и защитника русской земли. Ратные победы князя сыграют большую роль в истории России.

Краткая биография

В каком году родился Александр Невский доподлинно известно, но точная  дата рождения остаётся под вопросом. По одним данным он родился 13 мая 1221 года, а другие источники называют дату 30 мая. Александр появился на свет в городе Переславль-Залесский, который находится недалеко от Ярославля, где жил и княжил его отец. Князь Ярослав Всеволодович впоследствии займёт престол Владимирского, а затем и Киевского княжества.

Мать Александра, Ростислава, так же была знатного происхождения. Она дочь торопецкого князя, а её матерью была дочь половецкого хана. Поэтому в жилах Александра Невского, кроме русской крови, текла кровь степных кочевников – хитрых, но отважных воинов. Будущий великий полководец был вторым ребёнком в семье, но его старший брат Фёдор умер в тринадцатилетнем возрасте. Всего в семье Ярослава и Ростиславы было девять детей. В молодом возрасте княжич Александр, по велению отца, занял престол Новгорода. История сохранила все деяния и заслуги молодого воеводы в период новгородского княжения.

Периоды княжения Александра Невского:

  • Новогород – 1228-1229, 1236-1240, 1241-1252, 1257-1259
  • Киев – 1249-1263
  • Владимир – 1252-1263

За свою жизнь Александр княжил на престолах трёх главных городов древней Руси. Он организовал и совершил несколько военных походов и участвовал во многих битвах. Важнейшей исторической заслугой князя считаются не его военные победы, а то, что он сумел сохранить Русь, не вступая в опасный конфликт со степными ханами.

Годы жизни князя 1221 – 1263.

Посвящение в воины

В древнерусских семьях, а особенно в княжеских, мальчиков с раннего детства приучали к ратному искусству. Молодые воеводы должны были не только уметь сражаться, но и показывать пример воинской доблести, чтобы первому идти в атаку и увлечь дружину за собой. Поэтому княжеские отпрыски часто погибали в юношеском возрасте от безрассудства в пылу битвы. Маленький Александр в четыре года пройдёт обряд пострига в воины.

Этот ритуал был проведен в Спасо-Преображенском монастыре. Сначала читался молебен, затем мальчику остригали детские локоны. Отец подводил к крыльцу собора настоящего коня. Александра препоясали мечом, правда игрушечным, посадили на коня и отец провел его кругом по двору. После этого мальчик считался воином и именовался княжичем.

Интересный факт об Александре Невском: К четырнадцати годам Александр Ярославич прекрасно владел настоящим мечом и другим оружием русского воина, был хорошим наездником и был готов участвовать в любой битве с врагами русской земли.

Правление Александра Невского

Всё правление Александра Невского было честным служением Руси и её народу. Будучи храбрым и отважным воином Александр был также дальновидным политиком. Он никогда не принимал необдуманных решений. Князь мог немного отступить, если этого требовали интересы дела, но затем делал неожиданный шаг и, в результате, оказывался в выигрыше.

Александр Невский считал, что необходимо отказаться от взаимных претензий на княжества и захваты соседских территорий. Раздробленная Русь была лёгкой добычей внешних врагов, поэтому только мир между князьями и сильное войско могло сделать древнерусское государство непобедимым.

Начало княжения в Новгороде

В 1228 году Александр и его старший брат Фёдор были оставлены князем Ярославом Всеволодовичем в Новгороде. За ними должен был присматривать доверенный боярин князя. Там же осталось небольшое войско. Этот год выдался неурожайным и зимой в Новгороде наступил голод. Горожане просили князя отменить сбор, но ответа от князя не последовало. Народ Новгорода взбунтовался и боярин, приставленный к детям князя, принял решение бежать вместе с княжескими отпрысками.

Когда все разногласия были устранены, новгородцы вновь позвали Ярослава на княжение, но в 1230 году на новгородский престол были посажены княжичи Фёдор и Александр. Через три года старший сын князя, Фёдор, скончался в тринадцатилетнем возрасте и в Новгороде остался один Александр. До 1236 года отец помогал юному воеводе, но после отъезда Ярослава Всеволодовича в Киев, Александр стал править самостоятельно.

Тогда ему исполнилось всего шестнадцать лет. Вместе с отцом, молодой князь, отправляется в военный поход на Дерпт, чтобы выбить оттуда ливонцев. Сражение было жестоким и кровопролитным, но принесло победу русской дружине. Это была первая битва Александра.

Самостоятельное княжение

Местоположение Новгорода в западной части Руси делают его желанной добычей для рыцарей военно-монашеских орденов. Князь Александр укрепляет городские стены и строит небольшие, но надёжные крепости для охраны границ новгородского княжества.

Важным событием в жизни князя был брак с дочерью полоцкого князя, которую звали Александра. Династический брак позволил укрепить отношения между княжествами и создать сильную объединённую дружину. В 1237 году степное войско хана Батыя напало на древнерусскую землю. Многие города были сожжены и разграблены, а горожане взяты в полон.

Отец Александра, Ярослав Всеволодович, чтобы избежать разрушения уцелевших городов, договаривается с ханом о выплате большой дани. За это Батый обещает не уничтожать города и не подвергать русский народ поруганию и истреблению. Неспокойно было и у западных границ. Зная, что Русь ослаблена ханом Батыем, рыцари-крестоносцы решили напасть на русские земли, рассчитывая на лёгкую добычу.

Нашествие шведов

1240 год ознаменовался первой легендарной победой князя Александра, которая принесла ему воинскую славу. После этого сражения князя стали величать гордым именем Александр Невский. Всё началось после того, как на папский престол в Ватикане заступил папа Григорий IX. Он был ярым сторонником мирового господства католической веры и ненавидел православие. Он подготовил обращение к ливонским рыцарям, призывая их двинуться в поход на Русь.

Считалось, что разорённая и разграбленная ханом Батыем Русь не сможет оказать серьёзного сопротивления хорошо вооружённым рыцарским отрядам. В 1240 году, рыцари из датских и немецких земель должны были, напасть на Новгород с суши, а шведское войско собиралось поддержать их на лодках с Финского залива.

В начале июля 1240 года шведский отряд на лодках вошёл в Неву. Шведы не учли, что на дальних подступах к Новгороду постоянно дежурили гонцы, и об их прибытии сразу стало известно в городе. Александр быстро поднял дружину и после благословения от епископа Спиридона, войско двинулось в сторону Ладоги.

Исторические хроники сохранили все подробности невской битвы. Шведское войско, уставшее после длительного морского перехода, разбило лагерь и расположилось на отдых. Никто из них не ожидал нападения с суши. Враги думали, что их прибытие осталось незамеченным. Перед битвой молодой воевода грамотно расположил свои отряды.

Важно: Князь одним из первых, при охране своих земель, стал использовать удалённые дозоры. От них информация о нападении врага, через гонцов, быстро попадала к воеводе.

Часть дружины вдоль невского берега отрезала шведов от кораблей, а конные дружинники должны были загнать шведов в угол между берегами Невы и Ижоры. Оттуда не было выхода и врага можно было уничтожить. Ранним утром 15 июля, осторожно подобравшись к шведскому лагерю, дружина неожиданно напала на неприятеля.

Шведы были захвачены врасплох и деморализованы. Невское сражение завершилось полным разгромом неприятеля. Большинство лодок было уничтожено. Лишь небольшая часть войска сумела спастись на уцелевших судах. В летописи об этом сражении было сказано, что князь Александр правил дружиной, как опытный воевода, а бился, как простой ратник, в самой гуще схватки.

Поход на Литву

Разгром шведов на Неве, показал, что Русь способна дать достойный отпор даже опытному и хорошо вооружённому противнику. Нападения с того направления временно прекратились. У города Великого Новгорода остался один противник – полудикие литовские орды. Литва представляла собой несколько мелких княжеств, поэтому набеги на русские города совершались небольшими отрядами. Они неожиданно появлялись из глухих лесов, нападали на русский город, грабили и снова скрывались в лесах. Уничтожение такого отряда не прекращало набегов.

В следующий раз нападало войско другого князька. Такая затяжная партизанская война тянулась очень долго. Все, кто княжил на новгородском престоле, десятилетиями воевали с Литвой. Князь Александр Невский понял, что настало время решительных действий. Он двинул своё войско в литовские земли.

Воеводе удалось разбить сразу семь отрядов, которые попытались проникнуть на территорию новгородского княжества. Несколько лет было спокойно, но затем несколько литовских князей объединились и напали на русскую землю. Им удалось дойти до Бежецка и Торжка. Разбив русскую дружину и взяв богатую добычу, литовцы двинулись назад.

После этого набега против литовского войска поднялась вся северная Русь. Объединённая дружина из нескольких русских городов догнала врага около города Торопца и разбила его. Часть литовского войска укрылась за стенами города. Утром к Торопцу подошла новгородская дружина князя Александра Невского. Город был взят приступом, а всё, что захватили литовцы, было отбито. В этом сражении было убито восемь литовских князей.

Важно: Новгородцы посчитали битву законченной и решили вернуться домой. Князь настаивал на продолжении похода. Рать разделилась. Большая часть вернулась в Новгород, а Александр Невский со своей преданной дружиной вошёл в литовские земли. Недалеко от Смоленска он разбил большое литовское войско, а на обратном пути победил ещё одну рать.

В этом заключалась премудрость князя – разбить врага на его территории. После этих побед, литовские набеги на русскую землю прекратились надолго.

Нападение Неврюя на Русь

В биографии князя Александра Невского есть одна страница, которая неоднозначно оценивается историками. Некоторые считают, что действия Невского, это предательство русского народа. Другая точка зрения оправдывает действия князя, полагая, что это было необходимо для сохранения Руси. В 1252 году воевода Александр поехал на Дон к сыну хана Батыя – Сартаку. Он пожаловался на своего младшего брата Андрея Ярославича, который отобрал у него княжение и не держит своих обещаний.

Сартак направил в суздальскую землю большую орду под предводительством Неврюя. Татарская орда захватила Переяславль и разграбила его. Воевода был убит, а много россиян взято в плен. Андрей Ярославич собрал дружину и выступил против татар, но был разбит и бежал. После этих событий Александр Невский получил княжеский престол Владимира.

Важно: Александр Невский всегда считал восточные орды менее опасным противником, чем западные отряды крестоносцев, поскольку ханы не пытались обратить православных в свою веру, а запад настаивал на принятии католичества.

Посольство из Ватикана

В 1252 году город Владимир принимал послов от папы римского Иннокентия IV с письменным посланием князю Александру. В письме он именовался герцогом. Это была большая честь. Письмо было написано ещё в 1248 году, но посольство очень долго добиралось до адресата. Великий князь владимирский с честью и уважением принял папское посольство. Письмо было переведено с латинского языка на русский и внимательно прочитано.

В письме папа настойчиво предлагал русскому князю перейти в лоно католической церкви, обещав, со своей стороны, любую военную помощь. Между строками послания совершенно определённо читалось, что если князь откажется, то его лично и всю Русь ожидают большие неприятности. Александр Невский сообщил послам, что в ближайшее время они получат ответ.

Благородный князь позвал митрополита Кирилла в свои покои для серьёзного разговора и принятия решения. В письме папа предлагал князю вступить в открытое противостояние с монгольской империей. За военную помощь папа требовал принятия католичества с полным подчинением Ватикану.

Цели, которые преследовала католическая церковь:

  1. Провокация конфликта между Русью и Ордой
  2. Ослабление военных сил славян
  3. Строительство католических храмов на территории Руси
  4. Переход Руси в католичество
  5. Полное подчинение Ватикану

Князь и митрополит сразу поняли, что папа, толкая Русь на военные действия, преследовал свою цель. Силы ханов были очень сильны, а Русь ослаблена. Когда монголы разобьют русские дружины, ливонские рыцари возьмут русские города без боя. Тем более что русским было хорошо известно, что другое папское посольство пыталось привлечь монгольских ханов к союзу с Ватиканом. Здесь просматривалась одна цель – ослабление и захват Руси.

Через некоторое время папские посланники получили ответ от русского князя. Там было написано много пустых протокольных слов и выражений уважения и почтения, но завешался ответ самой важной фразой – «От вас ученья не приемлем». Ответ Александра Невского стал известен в других княжествах, что упрочило его авторитет.

Финляндский поход

Финский поход Александра Невского состоялся в 1256 году. Ему предшествовали определённые события. На карельском перешейке издавна обитали два племени – емь и карелы. У них был один язык и одна вера, но они постоянно сражались друг с другом. Каждое племя искало себе союзников. Новгородские князья брали с карелов дань, обеспечивая им за это защиту и покровительство. Всё было спокойно до начала вторжения шведов на эту территорию.

В 1250 году шведы покорили емь, крестили их в католичество и построили на этой земле крепость Тавастгус. Шведские отряды вышли на границу новгородской земли и собирались двигаться дальше. Наступление шведов было приостановлено из-за папского письма. Ватикан надеялся, что Александр Невский примет католичество и подчинится папе. Когда этого не произошло, шведы начали готовиться к войне и в 1256 году, рядом с устьем Нарвы приступили к строительству мощной крепости.

Полководец Александр действовал, как всегда, быстро и решительно. Он двинул свою дружину к Нарве. Шведы и датчане бросили недостроенный форпост и ретировались. Понимая, что отступление врага является временной мерой, князь решил догнать шведов. Было уже очень холодно и по замёрзшему льду новгородские полки перешли Финский залив.

Русское войско вместе с племенем карелов двинулось по вражеской земле. Дружинники громили гарнизоны и захватывали крепости. В летописях упоминается о тяжелых погодных условиях, морозах и метелях. Назад русское войско возвращалось почти без потерь, но с богатой добычей. Шведы и датчане получили такой удар, от которого долго не могли оправиться.

Интересно: В летописи встречается фраза «Не видали ни дни, ни ночи». Есть предположение, что дружина князя пересекла территорию с юга на север и дошла до Полярного круга, испытав на себе, что такое полярная ночь.

Переговоры с татарами относительно дани

После того, как ордынские ханы напали на Русь, стало понятно, что никакие княжеские дружины не справятся с войском степняков. Попытка сражаться с ними приводила к полному разгрому войска, уничтожению городов и гибели мирного населения. Если же князь покорялся хану, то его власть признавалась, а города и мирное население не подвергалось грабежу и насилию. В этом случае княжество или отдельный город платил дань хану, размеры которой оговаривались особо.

Такая ситуация требовала от российских князей тонкой дипломатии, чтобы не вызвать гнев хана, и сохранить свои владения в целости. Князь Александр Невский прекрасно понимал, что Русь пока не готова к решительной битве со степняками. Любое выступление закончится поражением и разгромом. Всех непокорных ханы безжалостно уничтожали.

В такой непростой ситуации князю Александру Невскому приходилось маневрировать между татаро-монгольскими ханами и патриотически настроенными городами Новгородом и Псковом. Благодаря своей дипломатии русскому князю удалось полностью подчинить себе северо-восточные земли. Только таким образом можно было уберечь Русь от вторжения датских, шведских и немецких рыцарей и поддерживать внутренний порядок. Добросовестно выплачивая дань ханам, Александр предпочёл жить в мире и сумел уберечь русские земли от полного разграбления.

Последнее путешествие в Орду и смерть Александра

В 1261-62 годах в Монгольской империи произошёл раскол. Волжская орда приняла решение отделиться и организовать собственное независимое государство. Когда слух о расколе дошёл до русских городов, там стали возникать стихийные восстания. Россияне прекратили платить дань и убивали монгольских чиновников. Это не вызвало каких-либо действий со стороны монгольской администрации, так как большинство чиновников были представителями отколовшейся части орды. Но отделение большой части войска заметно снизило силы монголов. Для того чтобы увеличить своё войско ордынский хан Берке приказал мобилизовать в свои ряды россиян.

Интересно: Для того чтобы укрепить своё влияние на ордынских ханов, Александр Невский даже побратался со старшим сыном хана Батыя – Сартаком.

Ослушаться приказа было невозможно, так как были обещаны самые жесткие меры в отношении мирного населения. Чтобы как-то смягчить требования грозного хана в Орду отправляется Александр Невский. Он был хорошо принят в Орде, но под разными предлогами хан задержал князя почти на год. Ещё находясь в Орде, великий князь плохо себя почувствовал и в трудный обратный путь на Русь, он тронулся, будучи сильно больным.

В конце пути ему стало совсем плохо. 14 ноября 1263 года в возрасте 42 лет великий князь Александр Невский скончался. Это произошло в волжском городе Городце. Доподлинно неизвестно в каком городе скончался князь. Есть версия, что он сумел доехать до Владимира и умер там. В последний день своей жизни, предчувствуя скорую кончину, князь принял монашеский постриг под именем Алексий.

Внешность и характер Александра Невского

Несмотря на огромную популярность князя Александра Невского на Руси, его прижизненного изображения обнаружить не удалось. В те времена лица знатных князей рисовать было не принято. Сохранились только письменные свидетельства о том, как выглядел князь. Там очень много приукрашено. Его внешность сравнивают с библейским персонажем Иосифом Прекрасным, а голос князя с Иерихонскими трубами, от звука которых рушились стены. Можно предположить, что князь Александр носил бороду, как это было принято на Руси, был крепок собой, хорошо сложен и широкоплеч.

Интересно: единственное изображение Александра Невского было обнаружено вместе с его останками на посмертном покрывале. Там у князя хорошо заметны восточные черты, которые достались ему от матери.

В характеристике Александра Невского, которая известна по летописям того времени, указывалось, что он был доблестным воином, всегда сражался храбро и в самой гуще битвы. Имел твёрдый и неуступчивый характер, а его личность имела все качества неоспоримого лидера.

Семья и дети Александра Невского

Князь Александр Невский был женат только один раз. Его супруга Александра была дочерью полоцкого князя Брячислава. Девушка не хотела идти под венец, видела себя монахиней и даже, без родительского позволения, ушла в монастырь. Но этот брак был нужен, поэтому Александру вывезли из монастыря и обвенчали с Александром Ярославичем.

В браке у них родились дети:

  • Василий – 1240
  • Дмитрий – 1250
  • Андрей – 1255
  • Даниил – 1261
  • Евдокия – год рождения неизвестен

Старшие братья отличались буйным нравом. Они княжили в разных городах, но их правление не оставило заметного следа в истории. Старший Василий был отстранён от власти и сослан за участие в бунте. Дмитрий и Андрей погрязли в распрях и войнах. Младший Даниил в спорах братьев не участвовал. Именно с Даниила Александровича берёт своё начало московское княжество. Он был первым  московским князем.

Интересные факты о жизни Александра Невского

Такая легендарная личность, как князь Александр Невский ещё при жизни обрастала разными домыслами. Утверждалось, что воевода обладал таким громовым голосом, что кони приседали от испуга. В документах той эпохи можно было встретить описания битв, где утверждалось, что русский князь был заговорённый и его не брали ни меч, ни копье, ни стрела. Конечно это вымысел, но доля истины в этом есть.

Интересно: Основным достоинством Александра, как воина была поразительная быстрота движений. Враг не успевал замахнуться мечом, как князь уже уходил от удара. Так же трудно было поразить его стрелой или копьём.

Все рейды княжеской дружины совершались быстро и энергично. Так шведы приплыв на Неву и Ижору разбили лагерь и расположились на отдых. Молодой князь стремительно налетел на них и одержал почти мгновенную победу. Такой быстрой тактики воевода придерживался и в дальнейшем.

Битва на Чудском озере

Одно из событий, связанное с Александром Невским, до сих пор вызывает споры. Это ледовое побоище на Чудском озере в апреле 1242 года. В сражении участвовала рать Александра Невского, а противниками были конные рыцари, и отряды пехоты. В летописи, которая была написана несколько десятилетий спустя, красиво описывается, как русские дружинники семь вёрст гнали псов-рыцарей по льду озера, загнали их на тонкий лёд и рыцари вместе с конями и тяжёлым вооружением стали тонуть.

На основании археологических раскопок и тщательного изучения всех доступных документов той эпохи стало ясно, что огромной и кровопролитной битвы не было. Схватка была, и русские победили, но масштабы сражения были сильно преувеличены. Если верить летописи, то в самый разгар битвы, из-за облака появилось небесное ангельское воинство во главе с Архистратигом Михаилом. Так же была сильно преувеличена численность рыцарей и подчинённого им войска. Главное в том, что независимо от масштабов битвы русские одержали очередную значительную победу.

Главные победы великого князя Александра Невского

  • Разгром шведов на Неве
  • Поражение литовских князей
  • Финский поход
  • Схватка с рыцарями на Чудском озере

Князь Александр Невский сыграл важнейшую роль в истории русского государства. Он за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, что говорит о таланте настоящего стратега и полководца. Он был единственным правителем, который не пошёл на союз с католической церковью. За воинские доблести и спасение Руси, князь, принявший перед смертью монашеский постриг, был причислен к лику святых. Это произошло в 1547 году, а в 1710 году в его честь была основана Александро-Невская лавра.

В 1725 году был учреждён орден Святого Благоверного Князя Александра Невского. В соответствии с девизом ордена «За труды и отечество» им награждались как военные, так и гражданские лица. После 1917 года орден был упразднён и восстановлен в новом облике 29 июля 1942 года. По статуту ордена им награждались за военные подвиги при борьбе с внешним врагом. После окончания Великой Отечественной Войны не было ни одного награждения этим орденом. В 1991 году советские награды были отменены.

Интересно: В 2010 году орден был снова восстановлен, как государственная награда. Внешне он совпадает с орденом 1725 года в виде креста. Восстановлен и старый девиз ордена. Теперь им награждаются военные и гражданские лица за труды на благо Отечества.

Образ Александра Невского в литературе и искусстве

В истории Руси было много личностей, которые своим служением на благо Отечества снискали себе бессмертную славу. Это Козьма Минин, Дмитрий Донской, Пётр Первый, Суворов и Кутузов. Самым первым в ряду национальных героев и великих воинов стоит князь Александр Невский. Он более семи столетий почитается как защитник и спаситель Руси.

Первым литературным произведением, в котором описывается жизнь и деятельность князя на благо Руси, считается «Повесть о житии Александра Невского». Этот рукописный памятник XIII века, даёт, пусть приукрашенное, но достаточно подробное и точное жизнеописание князя. Далее следует длительный перерыв до второй половины XIX века. В 1861 году Лев Мей написал книгу «Александр Невский», которая является свободным переложением текста XIII века. Характерно, что ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Толстой к этой теме не обращались.

В советское время многие авторы писали об Александре Невском:

  • Ян В. – «Юность полководца»
  • Мосияш С. – «Александр Невский»
  • Васильев Б. – «Александр Невский»
  • Карпов А. – «Великий князь Александр Невский»
  • Павлищева Н. – «Невская битва. Первый подвиг Александра»
  • Измайлова И. – «Князь Александр Невский»

В этих и других произведениях, в увлекательной художественной форме описывались битвы князя и его славные победы.

В кинематографе выдающимся достижением режиссёра Эйзенштейна стал фильм «Александр Невский». Снятый в 1937 году фильм имел огромный успех. По ряду причин политического характера, фильм был снят с проката и вновь появился на экранах страны в 1941 году. Образ непобедимого князя был нужен для поддержания патриотического духа советского народа.

В изобразительном искусстве воевода изображается в доспехах в образе несокрушимого воина и защитника Русской земли. Часто рядом с князем видны хоругви с изображением Спаса или Богородицы.

Литература:

  • Мансикка В.Й. «Житие Александра Невского»
  • Беляев Н.И. «Александр Невский»
  • Клепинин Н. А. «Святой Благоверный и великий князь Александр Невский»

Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения (2021): philologist — LiveJournal

Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения. Материалы международной научной конференции (25-27 мая 2021 г., Москва, Россия). — Москва: Индрик, 2021. — 526 с., илл.

Аннотация: В сборнике представлены статьи, созданные на основе докладов, сделанных на международной научной конференции «Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения». Работы посвящены личности и деятельности Александра Ярославича, оценке интерпретаций его роли в российской истории современниками и потомками. Они демонстрируют плодотворность междисциплинарного подхода в изучении этих феноменов – в соединении исследований археологов и историков, филологов и искусствоведов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…..13

П.Г. Гайдуков. Вислые свинцовые печати Александра Ярославича Невского. ….15

А.А. Горский. Долгосрочные последствия деятельности Александра Невского…..22

Е.Л. Конявская. Образ Александра Невского в Житии и ранних летописях…..31

А.В. Сиренов. Гробница Александра Невского и традиция почитания владимирских князей в XVII в……42

Л.А. Беляев, О.М. Иоаннисян, П.Л. Зыков. Саркофаги XII–XIII вв. в монастыре Рождества Богородицы во Владимире: топография и стратиграфия…..55

I. Александр Невский: личность, деятельность, эпоха

О.Ф. Кудрявцев. Александр Невский и католический Запад…..79

А. В. Мартынюк. Александр Невский и Восток: истоки «молчания века»…..88

А.В. Майоров. Между Никеей, Лионом и Каракорумом: ориентиры внешней политики Александра Невского…..99

Г. Ленхофф. Договор Александра Невского с немецкими купцами (1259–1263) и интересы монгольских завоевателей Руси….111

А.И. Филюшкин. Св. София и Александр Невский: к вопросу о происхождении идеи «где София, там и Новгород»…..120

А.В. Лаушкин. Об одной неточности новгородского летописца в статье 6751 г……130

С.В. Городилин. Двоюродные братья и двоюродные племянники: отношения Александра Ярославича с ростовскими князьями и их предыстория…..138

В.Н. Рудаков. Между Киевом и Владимиром: великий князь Ярослав Всеволодович в годы нашествия Батыя…..154

С.В. Богданов. Тверские закладники времени Александра Невского…..167

В.А. Воронин. Литовские князья на русской службе в XIII в…..178

С.Н. Темушев. Женитьба Александра Ярославича и внешняя политика Владимиро-Суздальского княжества по отношению к западнорусским землям в 30–40-е гг. XIII в…..187

Р. Хаутала. Ездил ли Александр Невский в Монголию? Несколько замечаний о поездках Александра Невского и его отца к монгольским правителям…..199

Ю.В. Селезнев. Деятельность князя Александра Невского в контексте русско-литовских конфликтов XIII столетия…..208

П.В. Кузенков. Восточнохристианский мир в эпоху Александра Невского: время испытаний. ….217

Г.С. Гадалова. Александр Невский и Михаил Тверской…..226

С.Б. Чебаненко. Послушество и свидетельствование в Северо-Западной Руси в домонгольский период и в эпоху Александра Невского…..239

С.А. Маслова. Налоговая политика монголов во времена Александра Невского…..249

Ф.Д. Подберезкин. Может ли «схизматик» быть рыцарем? Статус русского воина в ливонских хрониках XIII в……259

О.И. Дзярнович. Религиозный статус православных в прибалтийско-немецких хрониках XIII–XIV вв……269

К.В. Вершинин. Неизвестные списки слов Серапиона Владимирского……279

М.К. Юрасов. Восточное направление внешней политики Белы IV после битвы под Ярославлем (Ярославом)…..287

II. Александр Невский: история церковного почитания, историческая память

М.Б. Свердлов. Александр Невский в летописных сводах XIII – первой половины XVI в.: от реальности к символу и мифу…..297

В.В. Долгов. Историческая оценка деятельности Александра Невского как повествовательная конструкция и аналитический прием. ….305

П.С. Стефанович. «Полк» Александра в Невской битве по Житию Александра Невского…..315

Ch. J. Halperin. Alexander Nevskii and the Suzdalian Land…..331

Д.А. Ляпин. Мотив нарушения границ в «Житии благоверного и великого князя Александра»…..340

М. Гардзанити.Александр Невский в «Сказании о Мамаевом побоище»…..346

Д.Ю. Кривцов. Образ Александра Невского в Степенной книге…..359

А.Е. Тарасов. Александр Невский и церемонии встреч в миниатюрах Лицевого летописного свода…..367

А.А. Романова. Заметки о почитании «новых чудотворцев» в Кирилло-Белозерском монастыре во второй половине XVI в……377

А.В. Духанина. Рукописная и старопечатная традиции Проложной редакции Жития Александра Невского…..386

Г.А. Емельяненко. Особенности повествования об Александре Невском в исторических памятниках Российского государства 1617–1652 гг…..406

Л.П. Тарасенко.Иконография благоверного князя Александра Невского по памятникам иконописи и прорисям ΧVΙI–ΧVΙΙΙ вв. из собрания Исторического музея……416

Л.Б. Сукина. Образ Александра Невского в визуальных конструкциях «родословия» царской власти в России второй половины XVII – начала XVIII в……428

Р.А. Соколов. Заметки о перенесении мощей Александра Невского в 1723–1724 гг……439

Я.Э. Зеленина. Образ святого Александра Невского в княжеской иконографии ΧVΙΙΙ – начала XX в.: между сакральным и историческим…..448

И. Чекова. Святой Александр Невский в болгарской христианской живописи…..466

О.В. Калугина. Образ Александра Невского в русской монументальной пластике…..480

М.В. Шкаровский. Историческая память об Александре Невском на Северо-Западе России в XX в……493

Д. Пицкова. Александр Невский — национальный герой, святой или предатель?…..500

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Александр Невский: Покровитель Санкт-Петербурга

Содержание:

Скорее всего, вы слышали имя «Невский» во многих местах Санкт-Петербурга. Но что вы на самом деле знаете об Александре Невском, жившем в 1220-1263 годах? Сегодня я предлагаю вам углубиться в историю и узнать больше о его выдающейся личности.

Молодость

Говоря о своих регалиях, Александр Ярославович Невский был князем новгородским, великим князем киевским и великим князем владимирским. Его имя тесно связано со средневековой Русью. Забегая вперед, скажем, что в 1547 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.

Родился в Переславле-Залесском и был 2-м сыном князя Ярослава Всеволодовича. Первое упоминание об Александре относится к 1228 году, когда у Ярослава Вселодовича возник конфликт с горожанами и ему пришлось уехать в Переславль-Залесский. Несмотря на его отъезд, в Новгороде остались двое его сыновей – Федор и Александр.

После смерти Федора Александр стал старшим сыном Ярослава, а в 1236 году Александр получил титул новгородского князя. В 1239 году он женился на Александре – княжне Полоцкой.

В первые годы своего царствования Александру пришлось укреплять Новгород, так как он был готов к нападению с востока. Он построил несколько крепостей на реке Шелонь. Он также работал над укреплением западной границы страны.

Мгновенья славы

В 1240 году немцы напали на Псковский уезд, а шведские интервенты двинулись на Новгород. Ночью 15 июля Александр с небольшим отрядом внезапно напал на шведов у реки Невы и разбил их. Победа в этом сражении дала Александру прозвище «Невский» и снискала ему большую славу в глазах современников. Именно Невская битва спасла Новгород от полномасштабного нашествия с запада.

В. Серов – Вступление св. Александра Невского в Псков после Ледового побоища

В апреле 1242 г. произошло Ледовое побоище между войском Невского и Левонским орденом. Победа Александра ознаменовала знаменательный момент в истории и на долгие годы остановила нашествия на Русь с запада.

В 1262 году, когда татарская орда собиралась выступить против Руси, Александр избрал другую политику и встретился с ханом, чтобы попросить его не нападать на страну. Невский был мудрым и сильным политиком, роль которого в истории России трудно переоценить.

Александро-Невская Лавра. Фото взято с сайта

Признание

Петр I установил День памяти Александра Невского. День Ништадтского мирного договора (10 сентября) также стал днем ​​святого покровителя Санкт-Петербурга.

Государственное и общегосударственное значение Александра Невского возросло, когда Петр Великий вступил в войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Затем была освящена новая столица России: уже в 1724 году император повелел перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Их поместили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

21 мая 1725 года императрица Екатерина I вручила Императорский орден Святого Александра Невского как одну из высших наград того времени.

Находясь в Санкт-Петербурге, настоятельно рекомендуем посетить Лавру, а также другие достопримечательности, связанные с именем Александра.

Александр Невский. Об образе князя в русской культуре

доклад

Доклад заведующего мастерской Дмитрия Остроумова на выставке «Дом Господень» (Суздаль, 5 августа 2021 г. ).

В этом году исполняется 800 лет со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Этот юбилей празднуется всей полнотой Русской Православной Церкви. Беларусь не исключение. Например, 30 июля в Минске прошел большой крестный ход с частицей мощей Александра Невского. В нем приняли участие духовенство и миряне всех приходов города.

Александр Невский – это не просто еще одно имя из церковного календаря. Это поистине народный святой, образ которого занимает важное место в русской культуре. В целом образ князя значительно повлиял на развитие русской цивилизации. Он во многом сформировал русскую культуру и, в частности, искусство. Хочу поделиться своим опытом размышлений на эту тему.

Дмитрий Остроумов

Начальник мастерской

Святой благоверный великий князь Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля.

Для начала я должен сделать несколько замечаний. Прежде всего, это не академический отчет об исторической личности, родившейся в 1221 году и умершей в 1263 году. Речь не идет о вожде, победившем в войне шведов и немцев и умело маневрирующем в отношениях с Золотой Ордой. Это скорее поэтическое рассуждение об образе Александра Невского как факторе развития русской культуры. Во-вторых, под Русью в данном случае я подразумеваю всю восточнославянскую цивилизацию с Белоруссией и Украиной как неотъемлемыми частями. Я считаю необходимым отделить понятие Русь от Советской России и от нынешней Российской Федерации. Она также не совпадает с мнением отдельных политиков и идеологов. Единство исторической Руси не отменяет государственного суверенитета России, Белоруссии и Украины. Это не отменяет этнокультурных особенностей восточнославянских народов. Тем не менее, они вышли из одной купели и составляют единую цивилизацию. В силу разных обстоятельств сейчас они разделены границами.

Много сказано об Александре Невском. Его личность была неким духовным ориентиром в царской России. Это видно по именованию членов венценосной династии Романовых. Императоры Александр I, Александр II, Александр III носили имя благоверного князя. Великий полководец Суворов, великие поэты Пушкин и Блок — все носили имя святого Александра Невского. В Таинстве Крещения они получили призвание подражать подвигу своего небесного покровителя в меру своих сил и талантов.

Образ Александра Невского имеет черты, которые отражаются в русской душе как глубинные парадигмы. Они приятны, близки и созвучны этой душе. Но они же и определяют развитие этой души, как всего народа, так и отдельных его представителей. Они задают мировоззрение и определяют идеи в социокультурном контексте русской цивилизации. Можно сказать, что образ Александра Невского несет в себе зримое проявление пути русского народа и его культуры . Он слово миру от Руси. Образ Александра Невского — это образ культуры и политики Руси. Это не так, например, с великим князем Андреем Боголюбским или царем Николаем II. В их жизни прослеживается скорее какая-то скрытая трансцендентная тайна русской культуры. Если Александр Невский — видимое проявление, то Андрей Боголюбский или царь Николай II — нечто более глубокое. Это более загадочно и не до конца раскрыто, это касается метафизики русской культуры.

Сергей Рубцов. Александра Невского на Плещеевом озере

Павел Корин. Александр Невский. Триптих

Николай Рерих. Александр Невский

Здесь я должен сделать одно замечание. До Петра Великого и империи, при первых Романовых и еще раньше Александр Невский почитался не как великий князь, а как святой монах. Его звали Алексий — это имя он принял в монашестве незадолго до смерти. После Петра Великого началось почитание этого святого именно как князя и полководца. С тех пор он почитается под своим крестильным именем Александр. Для Империи это было наиболее близким и идеологически оправданным.

В Александре Невском мы видим героя-патриота, святого воина, объединяющего и защищающего Отечество. Во многом это образ романтической героической свободы. Он контрастирует со статичным образом правителя мира, покоящегося и простирающего руку над землей. Такого правителя мы видим на иконе Христа Вседержителя (Вседержителя). Мы можем интерпретировать его как проекцию на образ идеального византийского императора.

Пример шлемовидного купола в современной церковной архитектуре. Церковь Святых Петра и Февронии Муромских в Московской области. Проект студии Prohram.

Здесь допустима прямая поэтическая аналогия с образом русского храма. Русская церковь как бы вырастает из земли. Его формы тянутся к небу в красивой, величественной, можно сказать, воинской молитве. Недаром на Руси появляется шлемовидная форма церковного купола. Это устремление вверх заметно именно в русских храмах. Его нет в византийских церквях с их покатыми куполами. Византийские церкви «говорят» о другом. Они отражают идею Царства Божия, сошедшего на землю и уже достигнутого. Не нужно никуда стремиться и прорываться. Есть созерцание, покой и блаженство. Над всем этим стоит Вседержитель Христос Пантократор. Со временем эта концепция переросла в так называемый византийский мистический идеализм. Напротив, Русская церковь представляет внешнее устремление к Трансцендентному . В то же время он собирает в себе вселенную. Это перекликается с образом князя Александра Невского как дипломата, защитника и объединителя русских земель. Таков русский храм. Он собирает окружающую среду, защищая ее и вознося в созерцании вверх.

Стремление к Небесам. Церковь Успения Божией Матери в Кондопоге (Карелия). Построен в 1774 г., сгорел в 2018 г.

Типичная византийская архитектура. Церковь мучеников Сергия и Вакха в Константинополе. Построен в 527-529 гг., мечеть с 1506 г.

Многие храмы в наших краях подобны городам. Первыми примерами этого на Руси были Софийские соборы с их многочисленными приделами.

Церковь-град представляет собой целостный образ, имеющий единую гармонию, но при этом сохраняющий отдельные «жилища», алтари. Это как затерянный город Китеж: вот купол, а вот галерея, а вот еще купол, вот придел. Они едины и сбалансированы, но есть разница в отдельных элементах. Такова русская земля. Единая, она включает в себя и Новгород с его неповторимостью, и Киев с его самобытностью, и Москву, и Санкт-Петербург, и Минск. Каждый регион и каждый город особенный по-своему. Люди отличаются друг от друга характером и темпераментом, искусство везде разное. Но все же одно может справиться с другим в единой композиции. И, конечно же, эта идея перекликается с такой чертой Александра Невского, как дипломатичность. Это означает возможность мирно договориться, создать единый дом, не теряя при этом самобытности отдельных земель.

Глядя на всю Церковь глобально, можно констатировать, что она живет идеей многоипостасного единства . Отдельные ипостаси могут сильно отличаться друг от друга. Вспомним, насколько различны образы ангелов церквей в Апокалипсисе. Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия, Лаодикия — не одно и то же (Откр. 2, 3). Один человек может думать и чувствовать так, другой совершенно иначе, и все это может сосуществовать в одной Церкви. Русская культура едина в глобальном контексте, а ее внутренние части различны. Мы знаем, что, по апостолу Павлу, во Христе нет ни иудея, ни язычника (Кол. 3:11). Но у каждого народа своя судьба и свой путь, отличный от других народов.

Александр Невский, кроме всего прочего, является носителем определенного духа. Культура признает в нем дух русской сказки, степи, глубины. Это тяга к недоступному, Трансцендентному. Это дух активного созерцания . Это состояние и радостной, и грустной русской широкой тоски, воспетой поэтами Серебряного века. Это своего рода поиск прибежища в Боге.

Активное созерцание — двойственное отношение. Греки и другие южные народы более созерцательны. Их ритм жизни — сидеть, пить вино, есть оливки и сыр, а потом они могут работать по два часа в день. Римско-католическая церковь пошла по пути деятельности: надо служить, помогать больным, быть миссионером. Но у русских есть синтез: есть созерцание, но оно активно. Есть возделывание земли, но в то же время есть ощущение трансцендентности и отсутствия обладания этой трансцендентностью. Для русских, как и для всех северных народов, образ Божий несколько расплывчат. Для них это что-то не до конца сформированное. Но это то, к чему человека тянет, то, что имеет душу и питает ее. Византийская ментальность – это переживание Царства Божия здесь и сейчас, «хорошо нам быть здесь» (Мф. 17:4). Это исключает тоску, рвение и поиск. Что касается славян, то им всегда что-то чешется, им всегда что-то нужно. Даже когда все хорошо, им все равно чего-то не хватает. Они всегда ищут какую-то жизненную правду. В необладании этой трансцендентностью реализуется эстетика дистанции. Человека привлекает трансцендентное — и это вызывает тоску. Но это тоска, предвосхищающая связь с трансцендентной Красотой.

Христос Пантократор. Мозаика собора Чефалу (Сицилия)

Александр Невский всю жизнь горел пламенем. Его как бы вел Дух к Красоте. Он искал, чувствовал и охранял эту Красоту в образе своей земли. Мы знаем, что уже в юном возрасте он вел войска на оборону, и вся его жизнь была очень активной. Но его всегда тянуло в Иное Царство. Он знал, за что боролся — не только за Русскую землю, но и за высшую Красоту . Пьедесталом этой Красоты для князя была Русь. В этом смысле князь Александр — строитель дома русской культуры. Это дом, в котором тепло, безопасно и красиво. Но так же, как и храм, он стремится вверх своими внешними формами, он чего-то ищет.

Готический стиль также несет в себе идею стремления к высшему. Но в готических храмах эта красота уходит куда-то вверх. И шпиль снаружи, и стрельчатые арки внутри олицетворяют неприступное небо. В русской церкви красота раскрывается внутри. Внешность русской церкви устремлена к небу. Но внутри мы видим другой вектор, вектор Откровения. Там уже раскрыта Трансцендентность. Лучшие образцы русской церковной архитектуры сочетают в себе аскетизм, утонченность и чувство дистанции. Нет излишней прикрасности, мешающей созерцательному полету свободного духа.

В период расцвета русской религиозной философии мыслители и поэты стремились постичь, что такое Русь. Максимилиан Волошин так писал о Русской земле:

Ты сильна неземной мерою,
Ты чиста неземной страстью,
Твои губы иссохли
С неудовлетворенной верой.

Дай мне слова, чтобы помолиться за тебя,
Чтобы понять твое существо
Чтобы разделить твое стремление,
Чтобы сгореть во имя твое.

Поэма «Россия» (1915, Биарриц).

Так сгорел Александр Невский, падая как зерно на ниве русской культуры. Своей жизнью и образом своей личности он задал вектор развития Руси. Принц прожил всего 42 года. В конце жизни он стал монахом и почти сразу после этого умер. Он всегда стремился к ангельскому монашескому подвигу, но не мог оставить своих государственных трудов. Он уходит в вечность и полностью присоединяется к Трансцендентному, которого искал. Тем самым он указывает путь всей русской цивилизации. Он оставляет это в качестве своего залога и завещания. Именно для того, чтобы люди в грядущих веках вспомнили, куда идет этот вектор, в чем его сокровенная тайна. Но что это?

На последних кадрах фильма Тенгиза Абуладзе Покаяние женщина спрашивает: Куда ведет эта дорога? Получив ответ, она снова спрашивает: Зачем нужна дорога, если она не ведет к церкви? Размышляя о жизни Александра Невского, мы можем задать тот же вопрос. К чему вся деятельность, все войны, оборона, объединение земель, если это не ведет к церкви?

Александр Невский показывает будущим поколениям, что важно не только дойти до храма, но и зайти внутрь. Все внешнее — дипломатию, героизм, патриотизм, красоту — привести к единству со Христом. Только тогда все может иметь смысл. Это завещание принца культуре со всеми ее тенденциями и политике.

Этому же служит и образ русской церкви с ее формами, тектоникой, величием и аскетизмом. Конечно, я имею в виду хорошие образцы архитектуры, а не танковые храмы, сапиенти сит. Все для того, чтобы входя в храм, человек входил во внутреннюю мистическую жизнь Церкви. В этом есть своя красота и тайна. И здесь, на мой взгляд, образ князя Александра уступает место другим символам русской культуры. Уже было сказано, что он есть образ внешнего слова Руси миру, внешнее явление. Но если говорить о внутренней тайне, то в русской метафизике есть и другие символы, свидетельствующие об этой сфере Трансцендентного. Александр Невский и его образ, живущий как культурная парадигма, показывают служение Руси миру, своеобразие русской жизни, ее зримую форму. Источником этого служения является Христос. Только в этом Источнике может найти покой и удовлетворение Русь, ее культура и искусство. И, возможно, иногда находят. Она есть в лицах некоторых личностей, в отдельных произведениях искусства. Но чтобы его найти, надо пройти теми же путями, изгибами и поворотами, землями и мирами, жить теми же идеями, что жил Александр Невский. И он живет по сей день в нашей великой культуре.

Михаил Нестеров. Смерть Александра Невского. Эскиз росписи храма Святого Александра Невского в Абастумани (Грузия).

Широкая светлоликая Земля манит
В звуке безмолвия забытых легенд
Что спят в тени глубокой зимы
Разума мечтаний и шумных желаний.

О тихий Свет, о Мудрость иной славы,
Ты явился в бескрайнем пространстве,
Ты рисуешь неземной Совет,
Дух Вечного Китежа, дивясь Ему.

Причащаясь Таинства без телесных оков
И восходя душевным устремлением,
В ясной безбрежности, в безмолвии, без слов,
Бедный видит свет в Духе и становится мудрым.

В чистом воздухе, в лесу и в поле,
В светлой избе, в белокаменной церкви,
В бесшабашном сердце, сияющем простотой,
Образ Вечного встает перед нами…*

Поэма «Россия» (1915, Биарриц).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

История одного колокола: История одного колокола – Православный журнал «Фома»

История одного колокола – Православный журнал «Фома»Приблизительное время чтения: 10 мин.-100%+Код для вставкиКод скопирован
(правдивая сказка)На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла

Разное

Что такое основы светской этики: Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ

Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМНам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они