Александр невский житие краткое: Краткий пересказ Житие Александра Невского 🤓 [Есть ответ]
Содержание
Краткое житие святого Александра Невского — Православная Церковь в Льеже
Краткое житие святого благоверного великого князя Александра Невского PDF
Краткое житие святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца, в иноках Алексия
Тринадцатый век. С востока на Русь надвигались, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, а с Запада шли германские рыцари. Русь на то время представляла собой разрозненные и враждующие между собой княжества. Единства для отпора угрозы, надвигающейся с двух сторон, не было.
Монгольские полчища покорили уже практически всю Азию. Теперь они принялись за Европу. Одетое в железо и вооружённое по последнему слову военной техники того времени западноевропейское рыцарство было не менее опасным противником. Руси предстояло или покориться, или исчезнуть совсем. Сил победить пока что не было. Они появятся только через полтора-два столетия.
И вот в это время на севере Руси, в славном княжестве Новгородском Господь поставляет светлого душой и крепкого телом молодого князя Александра. С юных лет он навык ратному делу, сопровождая своего отца Ярослава в военных походах.
Первой опасностью для Новгорода стало нашествие шведских рыцарей-крестоносцев. Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».
Святой Александр, ему не было тогда еще и 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил свою дружину словами: «Не в силе Бог, а в правде!» С небольшой дружиной, уповая на Пресвятую Троицу, князь отправился воевать против сильных и многочисленных врагов.
И было чудное знамение: стоявший в дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) перед битвой на рассвете видел ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Неизвестный составитель жития святого Александра и очевидец тех событий пишет: «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю Биргеру возложил печать на лицо острым своим копием». Битва произошла на реке Неве. За эту победу, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.
Но крестоносцы не угомонились. Весной 1242 года святому Александру со своим войском пришлось дать новое генеральное сражение. На этот раз – Тевтонскому ордену. Битва состоялась 5 апреля 1242 года, на весеннем, но ещё достаточно крепком льду Чудского озера. Одетые в металлические кольчуги рыцари оказались беспомощными перед быстрыми и лёгкими русскими воинами. Закованные в железо тевтонцы скользили, и проваливались под лёд. Тевтонский орден претерпел решительное поражение. Крестоносцы были полностью разгромлены. Эта битва была названа Ледовым побоищем. Современники ясно понимали историческое значение этой битвы: отныне западные пределы Русской земли были надежно ограждены. Прибыв в Новгород, дабы просить «вечного мира», послы Ливонского ордена, услыхали от святого Александра евангельские слова: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».
Опасность с Запада была ликвидирована, но наступила иная опасность, которую уже невозможно было устранить силой: татаро-монгольское нашествие. И здесь святому Александру удалось умелой политикой и дипломатией превратить татар из врагов в союзников. Много раз святому приходилось ездить в Орду, дабы избежать пролития невинной русской крови.
Но не все русские князья обладали прозорливостью и дипломатичностью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Татары жаждали отомстить. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось вновь ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар.
Со временем святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи.
В 1256 году умер хан Батый. Святой князь Александр в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Святой князь использовал любую возможность для облегчения татарского ига на родной земле.
В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Все ждали татарской мести. Но великий заступник народа русского вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: он внушил хану Берке мысль – ссылаясь на восстание русских, прекратить посылать дань в Монголию и провозгласить Золотую Орду самостоятельным государством.
Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение земли Русской и Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий. Останки святого князя понесли в город Владимир; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении князя в Рождественском монастыре произошло «чудо дивное и памяти достойное». Когда положено было тело святого Александра во гроб, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас. И кто не удивится тому, если был он мертв и тело было уже хладным, ибо привезено было издалека и в зимнее время?» Так прославил Бог своего угодника — святого Александра Невского.
Общецерковное прославление святого Александра совершилось на Московском Соборе 1547 года.
Святый великий, благоверный княже Александре, моли Бога о нас!
Великий святой благоверный князь Александр Невский: житие кратко
Повесть о житии Александра Невского
Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.
Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.
Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.
Продолжение после рекламы:
Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.
Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.
Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.
Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.
Брифли существует благодаря рекламе:
Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.
На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.
На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.
Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.
Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.
Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.
В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.
Продолжение после рекламы:
Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.
К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.
В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.
А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.
Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.
Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.
Благочестие и духовный подвиг
Власть – тяжёлое испытание для любого человека. Если же он одарён талантами полководца, стратега, политика и дипломата… То власть способна смести все духовные приоритеты, смять ростки духовной чистоты.
В том, чтобы сохранить человеколюбие, сберечь навык со смирением смотреть на небо, и состоит главный аскетический подвиг правителя. История показывает, что даже на нашей православной земле такие государственные деятели большая редкость.
Святой благоверный князь Александр выиграл главное сражение, которое предстоит любому христианину – сражение за свою душу. За действиями воителя и политика чуткий взгляд видит ценные евангельские добродетели.
Смирением и упованием на Бога святой князь подавлял свою гордыню, когда ехал в Орду. Для того, чтобы снова и снова испрашивать для своих земель мира. Он горел желанием защитить веру своих отцов, когда говорил перед битвой со шведами: «Бог не в силе, а в правде».
Благоверный князь Александр уподобился библейскому Иосифу, когда снова и снова прощал своих братьев во Христе, новгородцев, которые высокомерно изгоняли его несколько раз. Он из года в год заботливо украшал и одаривал храмы, жаловал им земли, дарил утварь и книги. Тем самым укрепляя православную веру.
Монашество
В критические моменты основы внутренней жизни души проявляются наиболее явно. Кто-то паникует и опускает руки, кто-то начинает винить во всем окружающих, кто-то безумствует.
Сильный духом принимает удары судьбы стойко. Верующий ищет опоры в своём уповании на Бога. Именно в христианском благочестии следует искать истоки храбрости и мудрости благоверного князя Александра.
Последние дни жизни человека показывают основные цели жизни, которые он ставил перед собой. Постоянные переписывания завещания, суета и уныние – признаки того, что душа прикипела к богатствам этого мира. Пустой взгляд отчаяния – признак неверия.
Схима и принятие монашества – свидетельство приоритета христианской духовности в жизни. Потеряв телесные силы, святой благоверный князь Александр ступает на поприще сугубой молитвы перед Богом за свой народ. Судя по событиям последующих веков, и на этой стезе он не потерпел поражения.
Видение
В те места была отправлена ночная стража, которой руководил отважный муж Пелугий. Всю ночь он не смыкал глаз и вдруг услышал плеск и шум воды, а потом увидел плывущую ладью, а на ней стояли святые мученики Борис и Глеб. Они вели достойный разговор, и стражник услышал: «Брат Глеб, поможем сроднику нашему Александру!». Пелугий оцепенел и при встрече с князем все это рассказал. Для Александра это стало большим ободрением. И ранним утром враг пал. Шесть храбрых сынов полегли из полка Александра: Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Меша, Сава и Ратмир.
Их подвиги очень подробно рассказаны в повести «Житие Александра Невского». Краткое содержание в дневнике может описывать лишь некоторые факты.
Смотреть галерею
Описание и портрет князя Александра
Итак, обратимся к тексту произведения «Житие Александра Невского». Краткое содержание сразу можно начать с описания самого князя, как и в оригинале этой исторической повести. Александр родился у благочестивой княжеской пары, Ярослава и Феодосии. Он был очень красивым, голос его звучал, как труба, лицо отдаленно напоминало мужественное лицо Иосифа из Священного Писания, силой обладал неистовой, как у Самсона, мудрый был, как Соломон, храбрый, как Веспасиан, покоривший всю Иудейскую землю. Так и Александр побеждал и не был побежден.
Смотреть галерею
Узнав о таком правителе, из Западной страны пришел к нему один вельможа по имени Андреаш, который, повидавшись с Великим князем, произнес: «Прошел я много стран и не видел такого царя среди царей и князя среди князей».
Храмы во имя благоверного князя
Во имя святого возведено множество храмов. Первыми из них были:
- Придел в Благовещенском соборе, г. Москва. Окончательный вид храм получил после перестройки при царе Иоанне Грозном.
- Придел в Спасо-Прилуцкой обители, г. Вологда. Это был первый каменный монастырь города. В 1930-х годах в нем организовали пересылочную тюрьму, в которой держали раскулаченных людей, подлежавших перевозке в ГУЛАГ.
Собор в Ялте
Собор в Краснодаре
Собор в Таллине
Жизнеописание Александра Невского вмещает тяжелый период для Руси, борьбу православного народа за свою веру, крепость русского духа, доблесть православного воина.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Основная идея
Безымянный повествователь с первых строк стремится возвысить великого полководца. Первостепенная задача автора – описать мужественность, силу, мудрость, религиозность и дипломатический талант князя. Александр Невский – это идеал правителя, который всегда готов встать на защиту Родины. Основная идея произведения – воспевание славного правителя и его подвигов, возвеличивание русского народа. Автор взывает к патриотическим чувствам и уважению православной веры, сравнивает власть с героями Библии. Современный читатель погружается в мир подвигов, доблести, чести и бесстрашия. В житии рассказывается о героическом прошлом Древней Руси, о победах над захватчиками, об отношениях с союзниками, о смерти князя и чудесах, произошедших после его кончины.
Система образов
Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.
Основные действующие лица
Главный персонаж:
- Александр Невский – великий полководец. В разные годы он правил в Киеве, Новгороде и Владимире.
Второстепенные:
- Князь Ярослав Всеволодович – в разные годы правил в Переяславле, Киеве, Новгороде и во Владимире. Отец Александра;
- Батый – монгольский полководец, хан;
- Андреяш – немецкий царь;
- Князь Андрей – брат Александра Невского;
- Дмитрий – сын Александра.
Битвы со шведами и немцами
На другой год опять пришли незваные гости из Западной страны, позарившиеся на богатства и земли новгородские. Князь, недолго думая, пошел и разрушил их город, и вешал одних, миловал по доброте душевной других. Он одерживал победы одну за другой, взял и город немецкий Псков. Одних немцев он посадил за решетку, других перебил. Но дерзкие немцы не простили ему этого и решили объединиться. Их многотысячная армия двинулась в бой.
Смотреть галерею
Обращение князя к Господу о помощи
О воинской доблести князя Александра дошли слухи и до короля Римской страны северных земель. И решил он сразиться с ним и двинул свое огромное войско, в котором собрал самых лучших своих воинов и амуницию. Обезумев от красоты земель новгородских, на реке Неве он остановился и послал к князю гонцов с посланием, чтобы тот защищался, ибо пришел в его земли тот, кто разорит их.
Смотреть галерею
Александр, узнав про надвигающуюся угрозу, отправился в храм святой Софии, упал на колени и начал слезно молить Господа о помощи и защите земли своей от врагов иноземных. Ободрившись, он сказал дружине: «Не в силе Бог, но в правде». Не оповестив своего отца и не дожидаясь от него подкрепления, получив благословение архиепископа Спиридона, он ринулся навстречу к врагу.
Так продолжает свое повествование «Житие Александра Невского». Краткое содержание в читательском дневнике обязательно должно вместить в себя главные события из жизни святого.
Смотреть галерею
Вознесение Александра Невского на небо
- Дэн Грейвс, MSL
- 2010
3 мая
Митрополит Кирилл, глава Русской Православной Церкви, был
служил Божественную литургию в городе Владимире в этот день, 14 ноября 1263 года. Вдруг он увидел
образ в его уме, который заставлял его отличаться от традиционного
церемония. По русской традиции он сказал: «Братья, знайте
что солнце Русской Земли ныне зашло». Он только что был свидетелем
Вознесение души Александра Невского на небо.
Невский, измученный, возвращаясь из трудного путешествия на восток в свою
повелитель, великий хан монголов, отдыхал в монастыре в
Городец. Там он и умер в этот день, 14 ноября,
1263 г., одетый в монашескую одежду. Ему было всего сорок три года
старый, но за эту короткую жизнь стал одним из величайших христианских и
военачальников, которых Россия когда-либо производила. Даже атеистический советский
режим почтил его.
Александр родился в княжеской семье на северо-востоке России.
в подростковом возрасте на трудные руководящие должности. Он должен был попытаться
сплотить многих сварливых и независимых правителей. Что он смог
делать это чаще всего благодаря своему личному обаянию и глубокому
духовность. Его благочестивые родители воспитали его в православной вере,
учить его почитать Бога. В детстве он много времени проводил за чтением
Библия.
Имя Невский ему дали за юношеский подвиг.
шведы-католики вторглись в православную Россию, с которой у них были военные и
религиозные споры. Александр предвидел вторжение и выставил часовых
в стратегических точках. Предупрежденный ими, когда пришло вторжение, он не
колебался, но быстро двинул свои войска к реке Неве, где
Шведы высаживались. Чтобы добраться туда, ему пришлось преодолеть болота
который раскинулся между двумя армиями. Но Александр был вдохновлен
героизм, потому что он боялся, что поражение от рук Швеции будет означать
конец русского православия, в котором он видел душу своего народа.
На бумаге у его армии не было шансов. Монгольские нашествия имели
ослабил Россию. Однако Александр сказал своим людям: «Бог не на стороне
силу, а в справедливом случае — истину» 9.0009
Шведы были настолько уверены в победе, что не стали разгружаться
свои войска быстро. Их командир валялся в золотом шатре. марш
Сквозь туман двадцатилетний Александр застал их врасплох. Он
разгромил шведов. Александру дали имя Невский из-за этого
бой на Неве.
Молодой герой победил тевтонских рыцарей Европы в
знаменитое «Ледовое побоище» и тоже одолели литовцы. Однако,
он увидел, что не может победить монголов. Александр проконсультировался с
Митрополиту Кириллу узнать волю Божию. Религиозный лидер посоветовал
ему уступать во всем, кроме веры. Александр представил. Поскольку
Монголы требовали от завоеванных правителей преклоняться перед монгольскими идолами и
исполнив языческие обряды, Александр приготовился к смерти. В их лагере он
смело провозгласил свое христианство и поклялся, что не склонится ни перед
изображение ручной работы. Под впечатлением от его военных подвигов и личных
смелость, хан Батый отказался от обычного обряда!
Александр пережил три похода на далекий монгольский двор. Он часто
приходилось ублажать свирепых азиатских правителей из-за вспыльчивости
Действия его последователей. Русские быстро признали его святым
после его ранней смерти.
Ресурсы:
- «Александр Невский». (Бартлби.com).
- Хоу Соня Е. Некоторые русские богатыри Святые и грешники Легендарные
и исторический. (Филадельфия: JB Lippincott, 1917), источник
Портрет. - «Житие святого Александра Невского».
http://members.tripod.com/~shtyetz_john/life-of-st-alexander.html - «Святой Александр Невский». Православная Америка.
http://www.roca.org/OA/79/79h.htm - «Летопись святого князя Александра Невского» [sic]
http://www.ticketsofrussia.ru/lavra/s_nevsk.html
Последнее обновление июнь 2007 г.
Князь Александр Невский: миротворец, освободитель, святой — в исторических материалах Президентской библиотеки
12 сентября 2018 года в России отмечается День памяти святого благоверного князя Александра Невского. На портале Президентской библиотеки представлена обширная коллекция уникальных исторических материалов, посвященных славному жизненному пути великого освободителя земель русских.
Летописцы называли его русским Ахиллесом и Александром Македонским. Его описывали как «вдохновленного лидера», способного сплотить людей и свою армию, смелого лидера. В издании «Первые князья-миротворцы Руси: Владимир Всеволодович Мономах и Александр Ярославич Невский» (1903) сказано: «Он никогда не смущался даже того, что его военная мощь ничтожна по сравнению с силой врага, и действовал быстро, с живой верой в святое дело свое и в героизм своих героев; решительный и неустрашимый дух как бы прямо передавался его отряду».
Однако мало кто мог догадаться об этих качествах в мальчике, родившемся в мае 1220 года в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Скорее можно было предположить, что, повзрослев, ребенок выберет путь монаха. Вот что написано о нем в издании Святой великий князь Александр Невский: В память Царя-Миротворца (189 г.8): «Он был воспитан благочестивыми родителями в духе истинной православной веры и древнехристианского благочестия, с самого детства любил Христа, благочестивое настроение и любовь к храму Божию… Любимым занятием его было чтение священных книги, писания святых отцов и учителей церкви, пение церковных песен и тайные молитвы».
Тем не менее, став новгородским князем, юный Александр проявил себя как выдающийся полководец и искусный дипломат, заступник вверенного ему народа. К тому времени монголо-татары заняли город за городом и приближались к Новгороду. Профессор Императорского Московского университета, знаток военного дела в Древней Руси Иван Беляев писал в своем труде «Великий князь Александр Ярославич Невский» (1840-е гг.): «Батый, покорив Рязанское и Владимирское княжества, быстро двинулся на пределы Новгорода, и через две недели зверства уже взяли Торжок, изгнали его жителей и двинулись Селигерным путем к самому Новгороду, опустошая и уничтожая все по дороге». Молодой князь отказался от военного сопротивления и вступил в дипломатическую битву. В результате он договорился с татарами о мире. Он понимал: ему было крайне необходимо остановить разорительные набеги ханских войск, чтобы справиться с не менее страшной угрозой, наступавшей на русские земли с запада, рыцарями шведского ярла Биргера. Здесь описаны качества Александра Ярославича в одном из вышеупомянутых изданий: «Он имел такую же силу, как Самсон, Бог дал ему мудрость Соломонову, и мужество его было, как у римского полководца Веспасиана».
В июле 12:40 корабли интервентов вошли в устье Невы. Шведы расположились в месте впадения реки Ижоры в Неву. С тяжелой конницей и пехотой прибыли католические епископы — чтобы насильно обратить местное население в свою веру. Но это была лишь одна из причин. «Финнам и латышам, а затем и русским принесено полное экономическое и духовное порабощение под священным знаменем веры!» — пишет протоиерей Михаил Хитров в своей книге «Святой великий князь Александр Ярославич Невский». Численность войска Биргера в несколько раз превосходила новгородское войско. Но князя Александра это не остановило. Тогда он произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Не в силе Бог, а в правде!» — и решительно пошел на врага. Шведская армия была разбита, Биргеру чудом удалось спастись. За эту победу Александр получил прозвище Невский.
Через два года, весной 1242 года, Александр Невский снова столкнулся с рыцарями — на этот раз с немецкими крестоносцами, за спиной которых стоял сам Папа Римский. Битва на Чудском озере навсегда вошла в историю под названием «Ледовое побоище» и стала одним из блестящих образцов русской военной тактики. Войска князя Александра одержали сокрушительную победу над «свиньёй» — боевым строем противника, который ранее считался непобедимым. Действуя по хитрому плану своего полководца, они заманили рыцарей на тонкий лед Чудского озера, который не выдерживал веса тяжелых доспехов… «Ледовое побоище, наряду с Невской битвой, было важным элементом в ореоле воинских талантов Александра Ярославича.Князь вскоре стал владыкой всей Северо-Восточной Руси и стяжал здесь бессмертную славу… Ледовое побоище приобрело сакральное значение, сравнимое со светлейшим князем. Никогда после 1242 года нашествие Ордена не проникало так далеко на восток», — отметил российский историк Денис Хрусталев, выступая в рамках видеолекции Президентской библиотеки, посвященной Ледовому побоищу.
За свою недолгую жизнь князь Александр провел десятки масштабных сражений — и ни в одном из них не проиграл.