Алексей ильич осипов профессор богословия: профессор Алексей Ильич Осипов

Разное

Содержание

биография, личная жизнь, жена и дети профессора

Вконтакте: 

https://vk.com/a_i_osipov

Осипов Алексей Ильич – один из ведущих мировых специалистов в области богословия, катехизатор, профессор, на протяжении многих лет преподающий в Московской Духовной академии. Публицист, лектор с незаурядным ораторским талантом, проповеди которого отличают глубокие познания, доступностью материала для каждого слушателя и тончайшим юмором.

Умелая интересная подача информации делает его лекции популярными как среди взрослых состоявшихся личностей, так и молодых людей, к примеру, студентов, только начавших свой длинный жизненный путь. Биография Осипова Алексея Ильича содержит много событий, причем почти все они связанные с профессиональной деятельностью, тогда как о детстве, семье и личной жизни именитого богослова известно крайне мало.

Радует тот факт, что этот скромный, увлеченный своим делом человек, отметивший свой 80-летний юбилей в 2018 году, продолжает работать, не снижая темп, и нести в массы основы православной веры. Всю сознательную жизнь мужчина посвятил Богу и науке, но, вопреки примеру большинства служителей Всевышнему, отказался от принятия сана, объясняя свое решение тем, что его истинное призвание – преподавательская деятельность.

Содержание

  • Детство
  • Юношеские годы
  • Зрелый возраст
  • Личная жизнь
  • Интересные факты
  • Частые вопросы
  • Интересное видео

Детство

Осипов Алексей Ильич появился на свет 31 марта 1938 года в небольшом городке Белев, расположенном в Тульской области. О семье и близких родственниках, а также о ранних годах будущего богослова данных немного, известно, что его родители были обычными служащими: папа – военным, а мать Ольга Михайловна работала в местном магазине.

Из-за специфики профессиональной деятельности отца семья была вынуждена поменять несколько мест проживания, но в конце концов Осиповы переехали в Смоленскую область и обосновались в городе Гжатске, который впоследствии был переименован в Гагарин.

Алеша Осипов в детстве с родными и отцом Никоном

О собственном детстве Алексей Ильич рассказывает скупо и неохотно, каждый раз делая акцент, что принародную исповедь отменили еще в ΙΙΙ столетии до н.э. Уже в те далекие времена люди понимали, человеку следует исповедоваться наедине со священником, поэтому профессор говорит, что большой аудитории ему сказать нечего.

Когда будущему богослову было около семи, его мама начала посещать храм, где настоятелем был отец Никон (А. А. Воробьев). Спустя время батюшка оказал фундаментальное влияние на мировоззрение юного Алексея, а через несколько лет стал духовным наставником парня.

До самой смерти, произошедшей в 1963 году, игумен Никон был для Осипова примером добродетельного христианина, справедливого и грамотного учителя, мудрого и чуткого друга. Школу Алеша окончил в 1955 году в Гжатске. Тогда паренек был очень малорослым (остановился в росте из-за травмы позвоночника).

Позднее на выступлениях богослов рассказывал об этом моменте и врезавшимся в память воспоминании, связанном с наставником игуменом Никоном. На протяжении летних каникул церковный служитель измерял рост мальчика линейкой и ставил зарубку на двери, каждый раз добавляя: «Ну вот, гляди, ты опять подрос».

Алексей Осипов и игумен Никон

Отец Никон так укрепил веру Алеши, что он вырос, и когда паренек 1 сентября пришел в школу, все изумились – он стал выше на целых 15 см. Сейчас Алексей Ильич произошедший феномен объясняет силой убеждения духовного отца и на протяжении многих лет воспитывает в себе это уникальное качество.

Юношеские годы

Когда Алеша Осипов достиг возраста вступления в комсомол, юноша однозначно отказался становиться членом этой организации. Причины своего поступка молодой человек не озвучивал, но, вероятно всего, они кроются в религиозных убеждениях, привитых Алеше мамой и духовным наставником.

По окончании школы у будущего профессора богословия возник вопрос, куда пойти учиться дальше. Администрация и учителя школы предлагали одаренному парню подать документы в вуз, но духовный отец советовал Осипову избрать иной путь.

На протяжении последующих трех лет начинающий богослов под руководством неизменного наставника готовился поступать в Московскую духовную семинарию. Главный упор при подготовке шел на изучение описаний жизни святых отцов и трактовки основ христианской веры.

А. И. Осипов на одной из конференций, посвященной экуменизму

Вооружившись рекомендациями наставника и успешно пройдя все предварительные собеседования, Алексей Осипов был зачислен сразу в выпускной 4-й класс учреждения, которое юноша блестяще окончил на следующий год.

Как позднее рассказывал Алексей Ильич, таких глубочайших знаний в богословии, полученных им от наставника, студентам не могли обеспечить даже педагоги семинарии. Затем Алексей Осипов поступает в Московскую духовную академию и так же успешно выпускается в 1963 году, пишет диссертацию, получает кандидатскую степень по богословию и направляется работать в одну из смоленских церквей.

Трудился на новом месте он недолго. Почти сразу по приглашению высшего учебного заведения РПЦ (Русской православной церкви) молодой человек идет для дальнейшего обучения в аспирантуру.

Зрелый возраст

В 1964 году, в 26 лет Алексей Осипов после пройденного курса в академии завершает обучение в аспирантуре.

Преподавание

После окончания курса молодой человек получает приглашение поработать в академии и остается преподавать в ней основы богословия и новую на тот момент дисциплину экуменизм (всехристианская сплоченность). Занимаясь преподавательской деятельностью, одновременно Алексей Ильич читает лекции по основам богословия, христианской веры и западным вероисповеданиям на 1-ом курсе в академии и на 5-ом в семинарии.

А.И. Осипов почти всю свою жизнь вел преподавательскую деятельность

В 1969 году молодой ученый становится доцентом, а в 1975 году получает звание профессора духовной академии. С 1990 года на протяжении трех лет работает при академии главным редактором печатного издания «Богословский вестник».

Работа в РПЦ

В 1964 году Алексей Осипов получает должность секретаря комиссии РПЦ, занимающейся подготовкой материалов для составления религиозно-этической энциклопедии, издательство которой планировалось осуществить в Афинах. С 1973 года и по сей день профессор является одним из наиболее активных сотрудников РПЦ. Алексей Ильич был членом:

  • учебного комитета при Священном синоде до 1986 года;
  • Юбилейного Поместного собора в 1988 году;
  • координационного комитета по взаимодействию ВС РФ и РПЦ с 1994-го по 1995 год;
  • постоянного Президиума Всемирных русских соборов нескольких созывов с 1995-го по 1997 год;
  • Синодальной рабочей группы по созданию основ концепции РПЦ;

а также участвовал в диалогах РПЦ с иными религиозными конфессиями.

А.И. Осипов с удовольствием делится накопленными знаниями как с обычными людьми, так и со служителями церкви

Однако стоит заметить, что в настоящее время отношение РПЦ к мировоззрению и лекционному материалу профессора Осипова разнится. В сфере апологетики (основы богословия) Алексей Ильич однозначно признан величайшим специалистом.

Но касательно Догматического богословия его суждения подвергаются сомнениям. По вердикту Синодальной комиссии лекции Алексея Ильича выходят за рамки православного вероучения, базирующегося на откровении Божьем.

Общественно-политическая деятельность

  • А. И. Осипов активно погружен в события общественности и политической жизни родной страны:
  • С 1967 по1987 год и с 1995 по 2005-й профессор был членом редколлегии сборника «Богословские труды».
  • С 1991 по 2016 год являлся сопредседателем (от религии) международной конфессии «Наука. Философия. Религия».
  • Участвовал в ассамблеях Всемирного совета церквей, конференциях европейских церквей и в Христианской мирной конференции.
  • Присутствовал как почетный гость на всемирных церковных и общественных конференциях и ассамблеях в России и заграницей.
  • Выступал с лекциями на телевидении, на собраниях верующих, а также на встречах с учениками духовных семинарий и академий.

Кроме того, профессора Осипова регулярно приглашают провести свои интереснейшие и поучительные лекции, задают множество вопросов, на которые он с удовольствием обстоятельно отвечает. Его выступления регулярно транслируются на православном телеканале «Союз».

Помимо этого, Алексей Ильич продуктивно занимается публицистикой. Работы профессора регулярно печатаются в российских изданиях («Богословские труды», «Журнал Московской патриархии») и зарубежных СМИ.

Профессор Осипов — постоянный участник различных церковных конференций и конфессий

Личная жизнь

Как и у всех популярных и публичных людей, кроме профессиональной и творческой деятельности, повышенный интерес вызывает их личная жизнь. Известный всему миру профессор богословия А. И. Осипов не стал исключением. Зрителей и слушателей лекций уже на протяжении десятков лет волнует семейное положение ученого, есть ли у него жена и дети?

Но Алексей Ильич никогда не распространяется о своей приватной жизни, считая, что она не является предметом достояния общественности. Профессор скромен и не пытается привлечь внимание к своей персоне чем-то кроме собственных трудов.

Интересные факты

Работы Алексея Осипова высоко оценены РПЦ, за что профессор богословия имеет множественные награды от РПЦ: орден преподобного Сергия Раддонежского Ι-ΙΙΙ степеней, орден святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси Ι-ΙΙΙ степеней и т.д.

А.И. Осипов ведет собственный официальный сайт https://alexey-osipov.ru/, на котором выложены почти все его лекции в свободном доступе. Поэтому желающие могут с ними беспрепятственно ознакомиться. Кроме того, на портале профессору можно задать любой, касающийся религии вопрос, и богослов подробно на него ответит.

Частые вопросы

Один из наиболее задаваемых вопросов, с которым сталкивается Алексей Ильич, это «Какая сейчас основная преграда на пути простого человека в поиске Бога?». На что богослов отвечает следующее: «Наиболее сложно человеку вырваться из атмосферы соблазнов, куда он погружен. Труднее всего справиться с суетой, занимающей большую часть времени и мыслей. Людям некогда подумать о Боге, о своей заблудшей душе. Постоянная суета отвлекает от главного вопроса: «Зачем я живу?».

Нам не хватает времени понять самого себя, свои помыслы, поступки, желания. Это постоянные развлечения, это СМИ, которые погружают человека в другой мир, где нет места христианству. Все в совокупности не дает людям прийти к Богу. Современный человек мало что читает, даже Новый Завет ему сложно и не хочется прочесть.

Утрата интереса, апатия, теплопрохладность, о которой давно упомянуто в Апокалипсисе: «Поскольку ты не холоден, не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Полное равнодушие к своей судьбе: «Да неважно, я живу как живу, плевать на религии»», – вот что является главной бедой, говорит профессор Осипов.

Алексей Ильич был удостоен Ордена Дружбы

Многие интересуются, почему Осипов, пройдя длинный путь обучения, получив высшую ученую степень по богословию, отказался принять сан священника. Профессор отвечает, что в определенный момент осознал, что его истинное призвание – не служение в церкви, а преподавание.

По словам профессора, стать священником в академии – весьма странный поступок. Священнослужитель должен иметь паству, а в академии главой является ректор. Обязанности священника заключаются в церковной службе. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.

Алексей Осипов / Православие.Ru

Алексей Осипов / Православие.Ru

Профессор Московской духовной академии


«Богословие возможно только через очищение души»

Алексей Осипов

Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов поделился с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» священником Александром Волковым своими размышлениями о том, с чего начинается богословие, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре и какая главная проблема в церковной жизни обнаружилась во время эпидемии ковида










Что или кто порождает депрессии? О причинах уныния и депрессии

Алексей Осипов




















Всеправославный Собор

Алексей Осипов




«Сујеверје је празнина, глупост и самообмана»

Разговор са професором А.

И. Осиповом

Црна мачка, празна кофа, број 13, посебно ако пада у петак… Знакова који најављују неуспех или неку несрећу има много. Добро је што мало људи зна за њих, иначе би… Уосталом, шта би? Зар је сујеверје спојиво са хришћнством! Авај! Чак и у црквеној средини има много сујвереја повезаних с неким дејствима у храму или чак и обредима.










Профессор А.И. Осипов в Сретенской духовной семинарии 19 июня 2015 г.

Ответы на вопросы братии и студентов. ВИДЕО


Рейтинг: 5.7|Голосов: 91

Из времени в вечность: посмертная жизнь души

Алексей Осипов

В книге представлен авторский взгляд на проблему, волнующую каждого человека, — посмертная жизнь души. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, автор множества катехизических и богословских трудов, предлагает свое, порой отличное от общепринятого, видение загробной участи человека.


Рейтинг: 7.6|Голосов: 36

Бог

Алексей Осипов

Статистика упрямо продолжает говорить, что подавляющее число землян верит в существование чего-то Высшего, в Божественное, в Бога. Множество ученых, философов, писателей, политиков, деятелей всех видов искусств с полной ответственностью заявляют о своей вере в Его бытие, Его вовлеченности в нашу жизнь, в жизнь каждого человека. В этой работе дается православное понимание затронутых вопросов.


Рейтинг: 9|Голосов: 56

Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

Алексей Осипов

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель Московской Духовной Академии. В своем выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании.


Рейтинг: 9.2|Голосов: 21

Сила нашей Церкви в единстве

Интервью с профессором МДАиС Алексеем Ильичем Осиповым

У меня нет сомнений не просто в полезности, но в прямой необходимости единения. Неужели трудно понять, откуда, от кого и по какой причине исходит девиз: «Разделяй и властвуй»? Совершенно ясно, что и сила нашей одной Церкви в единстве, а не в разделении.




Рейтинг: 8.2|Голосов: 610

Кто такой Бог?

Алексей Осипов

Вопрос о Боге не прост. Вам придется не раз услышать: «Вот вы, христиане, говорите нам о Боге, доказываете, что Он есть. А Кто Он такой? О Ком вы говорите, когда произносите слово «Бог»?» Об этом сегодня и поговорим с вами.



Рейтинг: 9.3|Голосов: 207

Почему Православие есть истинная вера

Алексей Осипов

Мы живем в мире религиозного плюрализма. Мы оказались перед лицом такого множества проповедников, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что предыдущее поколение, или мое поколение, пожалуй, не позавидует вам.


Рейтинг: 9.5|Голосов: 97

Куда идет Христианство

Алексей Осипов

Всю историю в христианстве борются две тенденции. Одна — освящающая мир, другая — обмирщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них.



Рейтинг: 8.2|Голосов: 13

Профессор Алексей Осипов: мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима

Интервью с профессором Московской Духовной Академии Алексеем Осиповым

Значение преподобного Серафима для современного человека, как мне представляется, прежде всего, в том, что мы можем реально увидеть жизненный пример того, чего может достичь человек даже в наших страшных условиях жизни.



Страница не найдена: Исследуйте Touchstone

Страница не найдена
Страница, которую вы ищете, не существует или была перемещена.

Исследовать Пробный камень

К. С. Льюис

31.2 — март/апрель 2018 г.

Бдительные драконы

Кисть Нила Геймана с Narnia Lingers
Рассела Д. Мура

27.2 — март/апрель 2014 г.

Права Афродиты

У. Э. Никербокер о К. С. Льюисе и новом государственном язычестве

20.10—декабрь 2007 г.

Секрет Нарнии

Семь небес хроник раскрыты
Майклом Уордом

Семья

32.4 — июль/август 2019 г.

Инопланетная война

Сегодняшние культурные войны и древние, и современные
Аллан Карлсон

26.1 — январь/февраль 2013 г.

Скарборо нужны мужчины

Мужественное целомудрие, гедонизм и закон непротиворечия
Энтони Эсолена

25. 6 — ноябрь/декабрь 2011 г.

Конфликтующие символы

Утрата аристотелевской логики и социальные, моральные и сексуальные последствия
Питера Крифта

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА

33.3 — май/июнь 2020 г.

Языческая общественная площадь

Наш христианский долг сражаться никто не отменял

Роберта П. Джорджа

25.3 — май/июнь 2012 г.

Душа свободы

Призывы к свободе, демократии и секуляризму заканчиваются ничем из вышеперечисленного
Хантера Бейкера

14.3 — апрель 2001 г.

Паломническая церковь

Защита веры во враждебной среде
, Уильям Дж. Тай

НАЗАД ВЫПУСКИ

• Не являетесь подписчиком или хотите продлить подписку? Подпишитесь на Touchstone сегодня для полного онлайн-доступа. Издательству более 30 лет!


персональные подписки

Приобрести печатную версию и
Онлайн-подписка

Получите шесть выпусков (один год) Touchstone PLUS
полный онлайн-доступ, включая загрузку в формате PDF
всего за 39,95 долларов США . Это всего 3,34 доллара в месяц!


ОБНОВИТЬ вашу печатную/онлайн подписку

Покупка
Онлайн-подписка

Получите годовую подписку с полным доступом к Touchstone
онлайн-архивы, включая загрузку в формате pdf
всего за 19,95 долларов США . Это всего 1,66 доллара в месяц!


ОБНОВИТЬ онлайн-подписку

подарочные подписки

GIVE Print &
Онлайн-подписка

Дайте шесть выпусков (один год) Touchstone PLUS
полный онлайн-доступ, включая загрузку в формате PDF
по сниженной цене 29,95 долларов США . Это всего 2,50 доллара в месяц!


ОБНОВИТЬ подарочную подписку

Транзакции будут обрабатываться на защищенном сервере.

групповых подписок

Закажите подписок Touchstone оптом и сэкономьте 10 долларов за подписку! Каждая подписка включает в себя 6 выпусков Touchstone , а также полный онлайн-доступ к touchstonemag.com, включая архивы, видео и загрузку последних выпусков в формате pdf всего за 29,95 долларов США за каждый! Отлично подходит для церквей или учебных групп.

подписка на Kindle

ИЛИ получите подписку на Touchstone для чтения на Kindle всего за 1,99 доллара в месяц! (Этот вариант ТОЛЬКО ДЛЯ KINDLE и не включает ни печатную, ни онлайновую версию.)

Ваша подписка имеет большое значение для обеспечения0006 Пробный камень
может продолжать свою миссию по публикации качественных христианских статей и комментариев.

Корабль Спасения Профессор А. И. Осипов о том, что такое Церковь и что значит быть истинным христианином

Всем известны слова: « Нет спасения без Церкви ». Но что означают эти слова? Только что такое Церковь? А кто истинный христианин? Ну, я регулярно хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь… Это все, что мне нужно, чтобы стать членом Церкви и спастись? Профессор Московской духовной академии, богослов Алексей Ильич Осипов рассуждает на эту тему в своем видеоочерке.

Говоря о Церкви, нужно сразу отметить, что у нее есть внешняя сторона и внутренняя сторона. Это как у каждого человека: его тело, даже его интеллект и психика — это одно, а состояние его души — другое. А Церковь — это, с одной стороны, сообщество людей, верующих одинаково — естественно, по-христиански, имеющих одно учение, одну жизненную дисциплину, каноны, таинства, основы и принципы духовной жизни… внешняя сторона, представляющая, в конечном счете, организацию под названием Церковь. Эта организация имеет свою структуру и иерархию. Это все внешняя сторона.

Кто члены Церкви в этом внешнем ее проявлении? Каждый человек, который был крещен. Вы крещены? Вы уже являетесь членом Церкви. Увы, мало кто на самом деле задумывается о крещении, о том, каким оно может быть. Ведь об этом никто не думает! Главное, крещены вы или нет. Это, повторяю, внешняя сторона Церкви. Но в этой сфере, подчеркиваю: именно в этой сфере, а не в другой, существует духовный организм, наполненный только теми верующими христианами, которые стремятся жить по Евангелию. Всех этих христиан, стремящихся жить по Евангелию, объединяет Святой Дух, в Котором они живут. Именно они составляют, выражают и материализуют саму Церковь как таковую.

Мы часто говорим «Море жизни». И жизнь наша действительно есть море, в котором бурлит множество страстей и всяческих раздоров. Этот образ метко показывает, что Церковь – это место, где человек может найти соответствующие средства для своего спасения, чтобы он мог пересечь это море жизни. Эти средства есть в Церкви. Ведь какие Таинства можно принимать только в Церкви? Они и есть те самые средства, которые помогают человеку спастись. Хотя, как известно, многие спаслись без Таинств — множество мучеников, и разбойник, висящий на кресте справа от Спасителя, так и не принял ни одного Таинства. Но Сам Христос сказал: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Но первым в рай вошел тот вор. Господь сказал ему: Нынче же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Это пример того, как бережно надо относиться к словам и всегда брать их в должном контексте, а не вырывать из контекста отдельные фразы и основывать на них утверждения!

Таким образом, Церковь и есть то учреждение, если хотите, где человек может найти наилучшие средства для спасения.

Для любой работы можно найти самые разные средства. Например: нам нужно добраться из Владивостока в Москву. Это можно сделать пешком. Я знаю одного монаха (правда, монахом он тогда не был), который это сделал — ничего удивительного в этом нет. Это можно сделать на машине, на поезде или на самолете… Всегда есть много разных средств. Церковь предлагает самые оптимальные, лучшие средства!

Что это за средства? Прежде всего, это, конечно, праведная жизнь во Христе. Если нет праведной жизни во Христе, то все остальное не имеет никакого значения, будь ты доктором богословия, патриархом или кем-либо еще, — без этого спасение невозможно. Где мы можем найти знания об основах духовной жизни? В церкви. Церковь, даже внешняя Церковь, дает человеку возможность узнать учение Церкви, то есть во что верить и как.

Когда Церковь есть Церковь?

Люди спрашивают: «Как и по каким критериям мы можем определить, что такое Церковь? Являются ли баптистские или католические церкви церквями или нет?» Критериев несколько, и, конечно, первый – святоотеческое понимание Священного Писания. Ранее я вспомнил слова Христа о разбойнике и о Причастии. Как они входят? Мы руководствуемся святоотеческим пониманием Священного Писания. Протестанты настаивают: «Sola Scriptura!» Мы говорим: «Нет! Истинное понимание Писания можно найти только у святых отцов, которые были просвещены Духом Божиим, тем самым Духом, которым были написаны и сами Евангелия».

Итак, первое — это понимание Священного Писания. Второе — это понимание самих истин веры — опять же на основании святых отцов. Третье — понимание духовной жизни — опять же по святым отцам. Не удивляйтесь моему акценту; мы можем видеть, к чему пришло западное христианство с момента его отхода от святоотеческого учения.

Возьмем, к примеру, только один такой случай: «Бог даровал римскому папе непогрешимость в возвещении вопросов веры и жизни, и когда он говорит ex cathedra , он непогрешим». Я перефразирую догму, принятую неофициально давно, но официально в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе. Более того, там сказано: «с той же непогрешимостью, которую Он даровал Своей Церкви». Когда Господь дал это Своей Церкви, мы знаем. Но когда Он дал его одному человеку? Когда? И где?

Христос дал всем апостолам власть связывать и освобождать от грехов. Более того, в Откровении Христос называет апостолу Иоанну эти двенадцать камней, на которых строится Церковь, то есть двенадцать апостолов. И самое главное: нерукотворный камень, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Мужчина не может быть такой скалой.

Я вспомнил догмат о непогрешимости папы как пример того, к чему пришли католики. А что теперь говорить о Западе? Только помните, что там творится вокруг гомосексуалистов! Пока только протестанты, одна община за другой, принимали их. Но вот Папа Франциск издал книгу «300 с лишним вопросов» (мне позвонили и рассказали об этом, я сам не читал), в которой он обращается к гомосексуалистам: «Подождите немного, потерпите…» Он прямо говорит им, что скоро они будут приняты. Именно такие тенденции существуют в католической церкви. Таких тенденций очень много. Взять хотя бы этот. Христос говорит, Но когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Добродетель, которую кто-то демонстрирует другим, уже не является добродетелью. Так что же делает папа? Перед телекамерами он моет ноги малолетним заключенным и беженцам, он берет с собой этих двенадцать беженцев… Это фарисейство в высшей степени! Это Евангелие? Нет. Святые отцы? Нет. Тогда что это? Да, это Евангелие; только это из пассажа о фарисеях.

О сущности смирения

Решимость жить по Евангелию есть смирение. Но мы забыли аскетическое понимание смирения. Итак, я решил жить по Евангелию, принимаю христианство, Христа; Я вижу, что это действительно Истина, что Евангелие есть путь жизни, и я принял его. А если я принял это, то как мне жить? Я не должен обманывать, не осуждать, не гневаться, не завидовать… Но что со мной происходит? Я знаю, что хочу так жить, но вижу, как спотыкаюсь. Теперь, когда я решился на это, я подумал, что я святой. Но, как оказалось, не все так просто. Я сажусь за стол уже сытый, но все равно объедаюсь. Я пью стопку или две; но нет, я должен иметь двадцать два. Откуда берется смирение? Что такое смирение? Именно это знание того, что я духовно неспособен стать тем идеалом, который сам избрал, — не завидовать, не осуждать, не ненавидеть… Вот что значит смирение: сознание и знание своего поврежденного состояния, своей греховности, своей неспособности стать тем, кем я должен быть. И я убеждаюсь в этом только после того, как принял решение так жить. Пока я не принял это решение, я чувствую себя довольно хорошо.

Невоцерковленные люди делают акцент на слове «раб», которое Церковь действительно постоянно использует — «раб Божий». А под смирением понимают рабство, подчинение, угнетение, пассивность, отсутствие всякой активности и т.д. Кто виноват в этом? Мы — учителя и духовенство. Потому что мы не объясняем, что такое смирение. Более того, когда мы говорим «смирись», мы призываем человека перестать делать или говорить то или иное.

Но надо объяснить, что означает слово «смирение», что означает выражение «раб Божий»! Я раб греха, когда делаю то, что знаю как зло, но все равно делаю это. Теперь я его раб. То, что я раб Божий, означает, что я избрал своим идеалом святость, честность, благородство и любовь; эти великие идеалы суть смысл всей моей жизни, и я не отступаю от них. Я их раб — да, пожалуйста, я согласен.

А «смиренный» означает «угнетенный»? Ничего подобного! Кто мог упрекнуть Ивана Грозного? Кто сказал ему правду в лицо? Смиреннейший митрополит Филипп, и никто другой. Или псковского юродивого, который ехал на палке навстречу Ивану Грозному, когда тот только что разрушил Новгород и собирался сделать то же самое с Псковом. «Ванюшка, заходи ко мне в гости!» — сказал святой. «Ванюшка» его знал и пришел в гости к нему в лачугу. Он нашел там стол, покрытый чистой белой скатертью, и блюдо с куском окровавленного мяса. Это был Великий пост. «Ешь, Ванюшка, ешь!» — сказал юродивый. «Я не ем мяса во время Великого поста!» — в ужасе ответил царь. «А-а-а! Вы не едите мяса, но пьете человеческую кровь?! Убирайся отсюда, а то будешь квакать, как твоя лошадь! И в это время прибегает конюх, бледный, как полотно, и говорит: «Любимая лошадь царя умерла». Иван Грозный не тронул ни одного человека в Пскове. И кто это выполнил? Святой. А кого мы называем святыми? Те, кто достигли смирения.

Без внимательной молитвы не может быть плодов духовной жизни

Но вся наша религиозность оказывается мыльным пузырем, если нет молитвы. И нет молитвы там, где нет внимательности к молитве. Вот почему мы ничего не достигаем в своей жизни. Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Надо начать учиться молиться».

По писаниям святых отцов, молитва, совершенная без внимания, есть не только не молитва, но просто оскорбление Бога. И Бог не слышит пустой болтовни, когда она производится вместо молитвы, которую нужно делать со вниманием, сокрушением и благоговением.

А без молитвы нет религии, ибо только в молитве человек соединяется с Богом, и ни в чем другом. Я могу свернуть горы. Еще более удивительно: я могу обратить неверующих, привести к вере большое количество людей, я могу сделать что угодно внешнее, но если у человека внутри нет молитвы, если он не молится душой и умом, то вся его религиозность пустой. Это святоотеческая мысль. Итак, вы видите, с чем связана молитва. Однако сейчас она все больше превращается в некую «богослужебную традицию», пустое чтение. Поют, читают, служат — а кто молится?

Каждый из нас может проверить себя, как он молится. Пусть кто скажет себе: «Теперь я произнесу десять молитв Иисусовых с полным вниманием», — и тогда он увидит, сколько раз он сможет произнести эту молитву с полным вниманием. Мы точно будем знать, в каком немощном состоянии мы находимся. И это настоящая катастрофа.

Если мы будем смотреть на Бога и святых не более как на дарителей земных благ, мы ничем не будем отличаться от язычников. Вся суть христианства в другом. Он не отрицает наших нужд; Сам Христос учил нас молиться: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», но мы должны понимать, что некоторые вещи важнее других. И когда у нас на первом месте стоят только земные нужды и мы забываем о своей душе, тогда какая бы у нас ни была религия, она становится язычеством. Язычникам нужны были только материальные, земные блага, все остальное для них не имело значения. Но о чем мы, христиане, говорим? Мы повторяем слова Христа, Ищите прежде Царства Небесного и его праведности. И Христос обещает, И все это (то есть материальное, земное) приложится вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts