Андрей кураев кто такой: Андрей Кураев — последние новости
Содержание
Андрей Кураев, протодиакон / Персоналии / Патриархия.ru
Родился 15 февраля 1963 г. в Москве.
В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую духовную академию.
В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте.
8 июля 1990 г. в Патриаршем соборе Бухареста Патриархом Румынским Феоктистом рукоположен в сан диакона.
По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом Святейшего Патриарха Алексия II.
В 1992 г. окончил Московскую духовную академию.
В 1993-96 гг. — декан философско-богословского факультета Российского православного университета. С 1997 г. преподавал в ПСТГУ.
В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии.
В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия.
Решением Священного Синода от 12 марта 2002 г. включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды». В 2004-13 гг. — преподаватель МДА, член Синодальной библейско-богословской комиссии. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 21) включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
5 апреля 2009 г. за Литургией в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона с возложением камилавки.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 29 апреля 2020 г. запрещен в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом г. Москвы.
29 декабря 2020 г. епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана. «Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано», — отмечается в сообщении.
4 марта 2021 г. епархиальный суд г. Москвы рассмотрел ходатайство протодиакона Андрея Кураева о пересмотре дела о признании его подлежащим извержению из священного сана. Суд не нашел причин для такового пересмотра и подтвердил ранее принятое решение.
Суд решил «извергнуть из сана» Андрея Кураева за «хулу на Церковь» — РБК
Решение об извержении Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем патриархом Московским и всея Руси Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.
Еще в конце апреля патриарх Кирилл издал указ о запрете Кураева в священнослужении в связи с высказываниями в адрес Агейкина. В указе патриарха поведение Кураева было названо «безнравственным» и «особенно циничным».
Читайте на РБК Pro
Посольство России прокомментировало запрет на въезд Кураева в Латвию
Реагируя на решение суда, Кураев опубликовал пост в ЖЖ. В нем он изложил текст письма, отправленного, по его словам, секретарю суда на электронную почту. Как написал протодиакон, он в течение 40 дней просил ознакомить его с обвинениями, на основании которых он был привлечен к церковному суду. «Ссылку на то, что они «изложены в указе патриарха», я принять не могу, так как в том указе обретается нераскрытая формула «предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя», — отметил он.
По словам Кураева, не зная ни того, какие именно деяния станут предметом судебного рассмотрения, ни того, нарушением каких именно норм церковного права считает их сторона обвинения, он не мог подготовиться ни к покаянию, ни к защите.
В беседе с РБК Кураев заявил, что «самую большую хулу на церковь возносит ее руководство, которое отождествляет себя с церковью». «Я никогда не говорил, что православная церковь такая-сякая, хульные слова в адрес церкви я не произносил. При этом я высказывал свое несогласие с теми или иными действиями патриарха Кирилла и митрополита (Волоколамского) Илариона», — пояснил он.
Протодиакон отметил, что в этой ситуации важно обратить внимание на то, что даже после того, как состоялся суд, руководство РПЦ не приводит его конкретные слова и поступки, в которых можно было бы разглядеть, как именно он хулил и клеветал на церковь. «Это же ничего не сказано, верьте нам на слово. Это означает, что это трусы — люди, которые боятся открытого разговора, дискуссии. Поэтому, думаю, они обрадовались, что я не пошел на суд», — считает Кураев.
Диакон Кураев назвал «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда»
Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. Он является одним из самых известных клириков в соцсетях и СМИ, ведет блог в «Живом журнале». Позиция Кураева зачастую расходится с официальной позицией РПЦ. В 2012 году он выступал в защиту группы Pussy Riot, участники которой были осуждены за танец в храме Христа Спасителя. В 2013 году, после увольнения из Московской духовной академии, он написал текст под заголовком «Торжество голубого лобби?» и посвятил серию публикаций проблеме гомосексуализма и педофилии в РПЦ. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда» режиссера Алексея Учителя.
Протодиакона Андрея Кураева госпитализировали с COVID-19
https://ria.ru/20220127/kuraev-1769839908.html
Протодиакона Андрея Кураева госпитализировали с COVID-19
Протодиакона Андрея Кураева госпитализировали с COVID-19 — РИА Новости, 27.01.2022
Протодиакона Андрея Кураева госпитализировали с COVID-19
Запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев госпитализирован с коронавирусом в одну из московских клиник, сообщил в соцсетях его друг иеромонах Димитрий. .. РИА Новости, 27.01.2022
2022-01-27T17:48
2022-01-27T17:48
2022-01-27T18:04
религия
москва
русская православная церковь
патриарх кирилл (владимир гундяев)
андрей кураев
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1d/1570748179_0:71:3071:1798_1920x0_80_0_0_8bb24d242d733c8e72f93c3ca17e2180.jpg
МОСКВА, 27 янв – РИА Новости. Запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев госпитализирован с коронавирусом в одну из московских клиник, сообщил в соцсетях его друг иеромонах Димитрий (Першин). Сам протодиакон подтвердил РИА Новости эту информацию.»Диакон Андрей Кураев слег с ковидом. Все очень непросто. Прошу молитв», — написал на своей странице в Facebook иеромонах Димитрий.Протодиакон Адндрей Кураев рассказал РИА Новости о самочувствии. «Сейчас, по крайней мере, удалось сбить температуру. До этого в течение недели все время было 39 градусов. Вчера вызвал скорую и меня госпитализировали», — сказал известный служитель.Он также добавил, что не проходил вакцинацию от COVID-19.Ранее патриарх Московский и вся Руси Кирилл временно запретил в служении протодиакона Кураева, известного своими критическими высказываниями в адрес РПЦ. В патриаршем указе говорилось, что запрет введен в связи с публичным оскорблением памяти бывшего настоятеля Богоявленского кафедрального собора Москвы протоиерея Александра Агейкина, скончавшегося весной 2020-го от коронавируса.Епархиальный суд Москвы в декабре 2020 года рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях протодиакона Кураева и постановил лишить его сана. Суд установил в заявлениях Кураева «признаки хулы на Церковь». В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности клирика. После этого Кураев сообщил, что подал патриарху Кириллу прошение о проведении повторного заседания епархиального суда по вопросу о лишении сана.Епархиальный суд 4 марта 2021 года постановил, что не нашел оснований для пересмотра своего предыдущего решения. Патриарх Кирилл в апреле утвердил решение епархиального суда Москвы об отказе в пересмотре дела об извержении из священного сана протодиакона Андрея Кураева, но ввел мораторий на его вступления в силу «на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви».
https://radiosputnik.ria.ru/20220127/koronavirus-1769796289.html
https://ria.ru/20210526/kuraev-1733950241.html
москва
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1d/1570748179_263:0:2994:2048_1920x0_80_0_0_57f066e222c7cfa02a2a1a7feb08d776.jpg
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
москва, русская православная церковь, патриарх кирилл (владимир гундяев), андрей кураев, facebook
17:48 27.01.2022 (обновлено: 18:04 27.01.2022)
Протодиакона Андрея Кураева госпитализировали с COVID-19
Кураев Андрей Вячеславович | ФедералПресс
Родился в Москве 15 февраля 1963 года. В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 1979 году поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.
29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1984 году окончил МГУ, а затем поступил (но не окончил) в аспирантуру сектора современной зарубежной философии Института философии АН СССР.
В 1985 году стал секретарем в Московской духовной академии (МДА). Затем поступил в Московскую духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало: до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке. Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. Тогда же вышли первые богословские публикации. Первую статью опубликовал под псевдонимом Андрей Пригорин в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко). В августе 1988 года вышла первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
В 1988–1990 годах учился на факультете православного богословия Бухарестского университета. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста патриархом Феоктистом был рукоположен в сан диакона.
По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 годы работал референтом Патриарха Алексия II.
Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
В 1992 году окончил МДА.
В 1993–1996 годах – декан философско-богословского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН под научным руководством Павла Гуревича защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения». В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии. В 1996 году патриархом Алексием II по представлению ученого совета РПУ был назначен профессором богословия.
С 1996 года – профессор Свято-Тихоновского православного богословского института (с 2004 года – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), где заведовал кафедрой основного богословия и апологетики. Являлся старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы – Московская духовная академия и семинария (МДАиС).
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем – в храме Архангела Михаила в Тропареве.
5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведен патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью.
С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
Решением ученого совета Московской духовной академии от 30 декабря 2013 года был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Академии за эпатажную, в ряде случаев скандальную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере. Кураев был возмущен увольнением и связал его со своими записями в «Живом Журнале» о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 29 апреля 2020 г.запрещенв священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом г. Москвы.
29 декабря 2020 г. епархиальный церковный суд г. Москвырассмотрелсообщения о церковных правонарушениях протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана. «Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано», — отмечается в сообщении.
4 марта 2021 г. епархиальный суд г. Москвырассмотрелходатайство протодиакона Андрея Кураева о пересмотре дела о признании его подлежащим извержению из священного сана. Суд не нашел причин для такового пересмотра и подтвердил ранее принятое решение.
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана
Епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях заштатного клирика города Москвы протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана.
Суд имел суждение о том, что 21 апреля 2020 года заштатный клирик опубликовал в своем «Живом журнале» оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина.
Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской Православной Церкви в «организации раскола».
Суд констатировал, что Кураев не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году.
В соответствии с Положением о церковном суде, протодиакон Андрей Кураев был трижды вызван в церковный суд в установленном порядке. При этом лишь в одном случае его отказ прибыть для участия в заседании был признан обоснованным уважительной причиной (состояние здоровья).
В ответ на четвертый вызов на заседание суда, запланированного на 29 декабря 2020 года, 25 декабря Кураев направил по электронной почте сообщение следующего содержания: «Убедительно прошу перенести заседание на январь, так как в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии». 29 декабря утром протодиакон Андрей Кураев направил на имя председателя епархиального суда письмо, в котором сообщил об отказе явиться в церковный суд.
Учитывая отказ прибыть на заседание, церковный суд счел обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке.
Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано.
Московская городская епархия
Патриарх Кирилл отстранил Андрея Кураева от проведения служб
Патриарх Кирилл запретил в служении (отстранил от проведения служб и таинств) протодиакона Андрея Кураева за «оскорбление памяти» протоирея Александра Агейкина. Соответствующий указ опубликован на сайте Московской городской епархии.
В заявлении патриарха Кирилла говорится, что поведение Андрея Кураева можно охарактеризовать «не только как безнравственное, но и как особенно циничное». «В связи с публичным оскорблением вами памяти настоятеля… а также учитывая ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний»,— сказал патриарх Кирилл.
Протоиерей Александр Агейкин умер 21 апреля в возрасте 48 лет. У священнослужителя обнаружили коронавирус. Андрей Кураев написал в LiveJournal о нем: «О персонаже можно почитать по метке. В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса». После этого в интернете была опубликована петиция с требованием лишить священника сана. Вчера в интервью «Московскому комсомольцу» Андрей Кураев критически высказался о ситуации с коронавирусом в РПЦ.
Андрей Кураев заявил, что не считает свой запрет в служении самым важным событием этого дня. «Сегодня и в самом деле горький день в жизни моей и в нашей московской церковной жизни, потому что скончался отец Георгий Бреев, замечательный батюшка, духовник московского духовенства, человек, который когда-то дал мне рекомендацию для поступления в московскую семинарию. Это гораздо более значимое событие. Я сейчас очень переживаю и думаю только об этом»,— сказал он «Интерфаксу».
Напомним, в 2013 году активность Андрея Кураева в публичном пространстве привела к его увольнению с поста преподавателя Московской духовной академии. Протодиакон склонен к провокационным высказываниям, что не соответствует должности профессора, посчитали в академии.
Подробнее об увольнении читайте в публикации “Ъ FM”.
Диакон Андрей Кураев: «Не стоит откладывать свой приход в православие до выхода на пенсию» | Статьи
На этой неделе Нижний Новгород посетил самый известный миссионер Русской православной церкви, публицист, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. В течение нескольких дней он выступал с лекциями на различные темы, послушать которые могли все желающие. Это первый столь насыщенный визит отца Андрея Кураева в Нижний Новгород. Однако нижегородцы, которые еще не забыли многотысячные паломничества пятнадцатилетней давности на проповеди заезжих заморских богословов, на лекции отца Андрея не повалили. Сам православный миссионер счел это последствием слабого информирования горожан о его лекциях, а отнюдь не отсутствием потребности в них.
Отец Андрей Кураев за год успевает посетить до ста городов России и мира, однако в Нижний Новгород с программой публичных лекций он приехал впервые. В эти дни он выступал в нескольких нижегородских вузах. В медицинской академии прочел лекцию «Христианский взгляд на проблемы биоэтики», в которой затронул проблемы эвтаназии, абортов, гомосексуализма. «Больше всего нас потрясли его слова о том, что России осталось существовать 50 лет, потому что она вымирает», — делились студенты впечатлениями от услышанного. В педагогическом и лингвистическом университетах Андрей Кураев беседовал со студентами о романе «Мастер и Маргарита» и христианстве в литературе. А по вечерам в Волго-Вятской академии госслужбы проходили лекции о том, что собой представляет церковь сегодня. Как пояснил отец Андрей, тематика лекций была выбрана в соответствии с пожеланиями принимающей стороны.
На вопрос о том, как отец Андрей определяет свою миссию, он сказал:
— Я стараюсь донести до людей простой мессидж: не стоит откладывать свой приход в православие до выхода на пенсию. Можно быть молодым — и ходить в церковь, можно любить рокмузыку — и ходить в церковь.
Аудитория, которую собрали лекции диакона Андрея Кураева, была достаточно разношерстной. Здесь были студенты, которым лекции профессора духовной академии поставили в расписание вместо других предметов и которые порой даже не слышали его имени. Но в первых рядах на всех лекциях неизменно оказывались давние почитатели творчества и деятельности, завсегдатаи сайта kuraev.ru, поэтому миссионер в шутку назвал свои нижегородские лекции «встречей с читателями».
— К сожалению, во всем еще есть некая кружковость, — отметил отец Андрей. — На лекции пришли те, кто читал мои книги, знаком с моей работой. И Нижний Новгород здесь выглядит, скорее, печальным исключением, потому что обычно, когда я приезжаю даже не в столь крупные города, каждая моя лекция собирает аудиторию в семьсот — тысячу человек, и не только тех, кто знаком с моей деятельностью. В Нижнем Новгороде собиралось человек по триста, вероятно, это связано с недочетами организации, поскольку епархия была занята пасхальными праздниками.
Тем не менее, по словам отца Андрея, выступления перед нижегородцами создали у него ощущение «жаждущего восприятия».
— У меня сложилось чувство, что есть некий отложенный спрос, свидетельство того, что таких выступлений здесь давно не было и людям это очень нужно, — сказал он.
Андрей Кураев: «Церковь Московского Патриархата в Украине по-прежнему проедает свое будущее»
Если бы митрополит Онуфрий (Березовский) хотел привести УПЦ МП к автокефалии, Москва не смогла бы ему помешать.
Об этом в интервью Главкому заявил протодиакон Андрей Кураев, недавно лишенный Русской Православной Церковью сана.
«Все зависит от митрополита Онуфрия. Если бы у него была сверхцель обретения свободы и была бы дорожная карта ее достижения, то Москва не смогла бы его остановить. Но такой цели у него нет. И вообще непонятно, какая из его действия сдерживаются Москвой, мешает ли она ему хоть в чем-то (кроме имиджа в глазах явных противников)», — сказал он.
По его словам, ни митрополит Онуфрий, ни архиереи не хотят автокефалии.
«Другие иерархи видят такое поведение своего митрополита и не давят на него в сторону автокефалии.Это значит, что они не испытывают такого давления со стороны своего духовенства, спонсоров и прихожан. Так что о Москве теперь можно забыть. Это вопрос о самой Украине, о значительном количестве ее граждан. Если у этих миллионов нет просьбы об автокефалии, это их вина или вина? Никаких неудобств для них это не доставляет. Украинская политическая и церковная ситуация вполне располагает если не к реализации, то хотя бы к озвучиванию такой просьбы.Но ни я в Москве, ни митрополит Онуфрий в Киеве не слышали таких голосов изнутри Церкви. И в этом нет вины Москвы», — сказал Андрей Кураев.
На вопрос об авторитете и влиянии Предстоятеля УПЦ МП на Русскую Православную Церковь Кураев сказал, что от митрополита Онуфрия ждали очищения Церкви.
«Громких скандалов, связанных с ним, не было. Но все же многие надеялись на очищение Церкви. Однако все «сабоданиты» (епископы, правившие при жизни главы УПЦ МП, митрополита Владимир (Сабодан) остались на своих местах.Тот самый небезызвестный митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Никаких намеков на очищение…
Критерии, по которым люди восходят к вершинам епископской власти, до сих пор и странны, и совершенно непрозрачны. По-прежнему Церковь Московского Патриархата в Украине проедает свое будущее», — подчеркнул Андрей Кураев.
УПЦ, мертвое монашество, милостивое Богоявление: в чем прав и не прав Кураев — СПЖ
Протодиакон Андрей Кураев, лишенный сана и признанный подлежащим лишению сана, дал интервью украинскому изданию «Главком», в котором сказал много вещей, о которых нужно подумать, чтобы сделать выводы, часто прямо противоположные тем, которые Андрей Кураев делает.Итак, обо всем по порядку.
Надо сказать, что мы не будем заострять внимание на отношениях диакона Андрея Кураева с Московской Патриархией или на отношениях внутри самой Патриархии, чтобы выяснить, кто прав в конфликте, следует ли признать Андрея Кураева подлежащим лишению сана или нет. Более интересны и важны моменты, связанные с характеристикой, данной Кураевым УПЦ, Константинопольскому Патриархату и Православию в целом.
Церковь молчит?
Протодиакон Андрей Кураев считает, что да, Она молчит.
«Церковь, исповедуемая в Символе веры, и единственная, которая достойна быть написанной с большой буквы, это «Единая, Святая, Соборная, Апостольская» Церковь. Но эта Церковь молчит. Она перестала говорить более тысячи лет назад. А перед этим Она говорила устами Вселенских Соборов. И сказала Она очень мало – несколько догматических определений о понимании Христа как Богочеловека. <…> Значит, голос Церкви звучит крайне редко. И на очень небольшой круг тем – Троица и Христос.Но именно поэтому голос Вселенской Церкви ничем себя не скомпрометировал».
Давайте задумаемся: молчит ли Церковь? И правильно ли сводить голос Церкви только к постановлениям Вселенских Соборов? Конечно, это мнение было высказано Кураевым в контексте его конфликта с Московской Патриархией, но, тем не менее, в двухтысячелетнем опыте Церкви можно найти ответ и на этот вопрос. Церковь не молчит устами своих святых, устами соборов, даже поместных, устами мучеников, устами монахов. Церковь не молчит в своем богослужении. И самое главное, о чем не умалчивает Церковь, — это стяжание Святого Духа, пути его достижения. Церковь говорит на эту тему как через писания святых отцов, так и через жизненный опыт людей, достигших святости.
Это были очень разные люди, с разными характерами, разными судьбами, разными условиями жизни, разными эпохами, в которые они жили.Но их объединяло одно: исполнение заповедей Божиих в их столь непохожих друг на друга жизнях. Этот опыт, этот голос Церкви очень ясно определяет, что способствует стяжанию Святого Духа, а что этому препятствует. Например, некоторые идут и захватывают храм, срезают замки с дверей, совершают насилие над верующими и так далее. А другие люди отдают в свой храм, переходят в другую, часто совсем убогую, комнату или пытаются построить новую церковь. Подставляют, по заповеди Христа, и другую щеку, потому что и новый храм в принципе можно захватить, разрушить или сжечь. Вопрос в том, кто из этих людей обретает благодать Святого Духа, а кто изгоняет ее из своей души?
Церковный суд признал Кураева подлежащим лишению сана за публичную клевету на протопресвитера Александра Агейкина сразу после трагической смерти последнего. Комментируя возможность снятия наказания по истечении определенного срока, Андрей Кураев привел правило, согласно которому «побои священнослужителем, причинившие тяжкие телесные повреждения, влекут за собой запрет на срок от 1 до 5 лет».И добавил: «Но я никого не бил». То есть срок бана должен быть короче. Но дело не в том, как долго Андрею Кураеву будет отказано в священнослужении. Дело в том, что своей клеветой он ранил собственную душу, а точнее, опасное состояние психики Андрея Кураева породило то, что он опубликовал оскорбительные слова в адрес только что умершего человека, не дожившего до 50 лет.
Страшна не церковная расправа за проступок, а нераскаянный грех, разъедающий душу человеческую изнутри.И Церковь об этом не молчит, Она взывает об этом каждым словом!
Страшна не церковная расправа за проступок, а нераскаянный грех, разъедающий душу человеческую изнутри.
Нужна ли украинцам автокефалия?
Мнение диакона Андрея Кураева об украинской автокефалии весьма оригинально. Он может написать, например, что «…если Константинополь предложит какую-то легитимацию украинской автокефалии, то я думаю, что большинство украинского епископата и духовенства с радостью примут этот вариант. А может быть, что-то вроде этого : «…я не за и не против укроавтокефалии. Пусть этот, в общем-то, мелкий вопрос решают сами украинцы. А решив, они обнаружат, что всеобщее счастье сделал не приходи с томосом».
В интервью Главкому Кураев сказал следующее:
«Все зависит от митрополита Онуфрия. Если бы у него была конечная цель — обрести свободу, и у него была бы дорожная карта для ее достижения, Москва не смогла бы ему помешать.Но у него нет такой цели. И вообще непонятно, какие именно его действия сдерживает Москва, мешает ли она ему чем-либо (кроме имиджа в глазах отъявленных противников). И если глава УПЦ (МП) такой цели не ставит, значит, он не испытывает такой потребности. Другие иерархи видят такое поведение своего митрополита и не давят на него в сторону автокефалии. Это означает, что на них нет такого давления со стороны их духовенства, спонсоров или прихожан.И поэтому забудьте о Москве здесь. Это вопрос о самой Украине, о значительном количестве ее граждан. Если у этих миллионов нет просьбы об автокефалии, это их вина или недостаток? Это не беспокоит. Украинская политическая и церковная ситуация вполне благоприятствует если не реализации, то хотя бы озвучиванию такой просьбы. Но ни я в Москве, ни митрополит Онуфрий в Киеве не слышу таких голосов внутри Церкви. И это не вина Москвы.»
Общий тон этого заявления внешне беспристрастен, но есть в нем какое-то барское пренебрежение – мол, украинцы из УПЦ не доросли в сознании до этой автокефальной «свободы». «Их это не смущает, — сказал диакон Андрей Кураев.
Почему украинцам не нужна автокефалия? Потому что в УПЦ даже простые верующие понимают то, чего, к сожалению, не понимают сверхобразованные интеллектуалы. И, что еще более прискорбно, не могут этого понять светские правители.Украина разная. Жители разных уголков нашей страны имеют разный менталитет, разный исторический опыт, разные культурные и национальные ценности и традиции. Мы говорим на разных языках, у нас разные герои, у нас родственные связи в разных соседних государствах. И если мы ценим наше единство, то мы должны не пытаться переделывать других под себя, а слышать и учитывать мнение других людей. Пока УПЦ — единственная структура в Украине, которая ценит это единство.
В УПЦ есть как ярые сторонники автокефалии, так и столь же ярые противники. Но мы дорожим своим единством и поэтому сохраняем канонический статус автономной Церкви, который всех нас устраивает. Если бы это единство не было для нас ценностью, то УПЦ давно была бы разделена. Одни стали бы самостоятельными, другие вошли бы в РПЦ уже не в статусе автономий, а в статусе, наверное, простых епархий или митрополий. К тому же такое разделение сопровождалось бы многочисленными конфликтами из-за монастырей, церквей, епархий, имущества и т. д.Закончилась бы проповедь христианства и начались взаимные склоки и обвинения.
Другой, еще более важный вопрос: зачем нам автокефалия? Если бы наша духовная жизнь улучшилась с получением автокефалии, если бы мы стали больше любить ближнего, помогать ему, если бы больше молились, меньше грешили и так далее, то мы все голосовали бы за автокефалию обеими руками. Если нравы в обществе улучшатся, количество разводов, абортов, преступлений уменьшится, если наше законодательство перестанет дрейфовать в сторону признания ЛГБТ, эвтаназии и других вопросов, противоречащих Библии, то автокефалия должна быть признана необходимой.Но это не так. Автокефалия, по мнению ее сторонников у власти, нужна для укрепления украинской государственности и противостояния России. То есть для целей, совершенно отличных от целей Церкви Христовой на земле.
Верность или открытость?
На вопрос «Главкома» о следующем патриархе Русской Православной Церкви диакон Андрей Кураев ответил: «Кто бы ни стал патриархом, по большому счету, это ничего не изменит. В самой Церкви должна быть потребность в каких-то переменах.Если это не так, то путь один – маргинализация. Имя того, кто возглавит это историческое погружение в социокультурные катакомбы, не столь важно. Он по-прежнему будет укреплять Церковь в ее верности своему прошлому».
Сказано правильно, но почему-то опять в негативном смысле. Кураев как бы насмехается над верностью прошлому и мечтает о необходимости перемен в Церкви. А в Церкви нужна только одна перемена: отвергнуть ветхого человека и воплотиться в новом.И, видимо, не эти изменения имеет в виду Кураев. Какие именно, мы узнаем из его собственных слов, которые следуют:
«Главное отличие православия от католицизма в том, что католики хотят быть католиками, а православные хотят быть православными. Это не бессмысленная тавтология. Кафоличность – это универсальность. Для католического сознания очень важно быть инклюзивным. Церковь везде и со всеми. Соответственно, потеря определенных групп населения очень болезненна для католического пастырского сознания. А для православного сознания важнее всего быть православным, то есть главное сохранять тождество с образом своего прошлого. Важно быть единым целым не с современниками, а с предками, «святыми отцами».
Снова попадание в цель и снова издевательство. Действительно, то, что мы сейчас наблюдаем в католицизме, — это приспособление к нуждам общества. Эти запросы известны: права ЛГБТ, женское священство, экуменизм и так далее.Многие католические епископы официально высказываются в поддержку всего этого. Точно так же Папа Франциск не скрывает своих симпатий к нетрадиционным людям, людям иной веры и прочим «группам населения». Может быть, это и правильно с человеческой точки зрения, но Христос заповедал совсем другое: «…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, постыдится и Сын Человеческий, когда придет». славу Отца Своего со святыми Ангелами» (Марка 8:38).И если мы стыдимся называть грехом то, что Священное Писание называет грехом, неужели эти слова не относятся к нам?
Действительно, сегодня религиозные организации, именующие себя христианскими, стоят перед выбором: изменить свое вероучение и нравственные нормы в угоду современному обществу, чтобы не потерять «некоторые группы населения», или остаться верными Евангелию, учению святых отцов , но при этом потерять эти самые «группы населения», терпеть общественное неодобрение и в итоге стать изгоями.
Протестанты давно выбрали для себя первый путь. Католики приняли его относительно недавно, со времен Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Православные до сих пор придерживаются второго пути, и пусть Кураев называет его маргинализацией, «уходом в социокультурные катакомбы», но именно об этом пути сказал Господь: «Будь верен до смерти, и Я дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
Умерло ли современное монашество?
Ресурс «Главком» пытался вынудить дьякона Андрея Кураева призвать передать Украинские Лавры ПЦУ, но услышал неожиданное: монастыри — отжившее прошлое и цепляться там вообще не за что.
«Все равно зачем бороться за камни и за прошлое? Создайте что-то новое! Нет, не новые монастыри, а новая икона вашей веры. Почему холостяцкая община должна быть главным символом христианской веры? <…> Пусть Лавры УПЦ (МП) славятся своей древностью и архитектурой. Пусть у них будут динозавры, как у митрополита Павла. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов. Не борись с ними.»
Да, в монашестве с самого его возникновения были разные недостатки и расстройства.В монастырях жили разные люди и царили разные обычаи. Часто постыдный грех соседствовал с высшей святостью. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать древние (и не только) патерики. Но монашество всегда было и будет стремлением исполнить заповеди Божии во всей их полноте. Слова о том, что монашество есть совершенное христианство, принадлежат многим святым отцам. Из прошлого мы знаем многих святых, угодивших Богу в монастырях, а как же современные монахи? Они мертвы, как говорит Кураев?
Вместо ответа несколько современных историй.В 2002 году в Киево-Печерской Лавре в возрасте 26 лет скончался схиархидиакон Стефан (в миру Максим Николаевич Бондаревский). Узнав, что болен раком в последней стадии, смиренно принял схиму и начал готовиться к смерти. Наместник Лавры митрополит Павел благословил его ежедневно причащаться и сам читал над ним канон на упокой души. Отец Стефан мирно отошел ко Господу на второй день Рождества. Один из старейших монахов Лавры архимандрит Поликарп (Линенко) вспоминал об этом так: «Мы его одели, положили в келью, ждем, когда принесут гроб.А я сидела рядом с ним, нюхала его руку – и пахло ароматным маслом, и так трогательно было… И вот что еще примечательно. Он скончался на Соборе Пресвятой Богородицы, а один монах, схи-игумен Агапит, умерший в 1991 году, говорил: «Старики говорили: пой в клиросе, и Богородица возлюбит и покроет тебя». Оказалось, что о. Стефан пел на клиросе 8 лет, всю свою жизнь, и семинарскую, и монашескую, и в день Ее праздника Богородица взяла его в Царство Небесное к Своему Сыну.»
А в 2020 году в возрасте 51 года скончался монах Михайло-Архангельского Зверинецкого монастыря в Киеве схиархимандрит Иов (Грищенко). До прихода в Церковь он успел побывать и протестантским пастырем, и « епископ» УАПЦ. Поняв ложность этих путей, он раскаялся и пришел в Церковь простым монахом. Он привел в Православие многих людей из разных сект и ересей. Через некоторое время у него отказали почки, а затем на диализе он заразился гепатитом. Он тоже не жаловался, а смиренно принял схиму, готовясь ко встрече с Господом. Он прекрасно понимал, что в случае заражения коронавирусом шансов выжить у него нет…
Вот ответ Андрею Кураеву: только живые духом люди могут так смиренно и мирно уйти в Вечность. И это то, что мы знаем, потому что монашество — исключительно закрытая и непубличная община.
В наших монастырях очень много монахов, для которых монашество не просто название и не «холостяцкая община».Многие подвижники, как древние, так и современные, верят, что монашество пребудет до скончания века и что молитвами монахов держится земля.
Юмор от Кураева
И напоследок немного юмора от дьякона Андрея Кураева. На фоне продолжающегося захвата храмов и насилия над верующими УПЦ, на фоне войны с «почетным патриархом», на фоне постоянной лжи и лицемерия главы ПЦУ Сергея (Епифания) Думенко, Обращение Кураева к нему звучало очень саркастически: «Так пусть же Богоявленский попробует сотворить из своей Церкви икону любви и заботы, милосердия и служения».
Мы здесь полностью поддерживаем Андрея Кураева – пусть Сергей попытается понять значение слов «любовь», «забота», «милосердие» и «служение». Ведь в истории христианства немало примеров, когда самые закоренелые разбойники и негодяи преображались действием благодати Божией. И такого же преображения мы искренне желаем и самому отцу Диакону.
Domuspatris
Исторически сложилось так, что миссионерство в России, в отличие от миссионерства в западном понимании, было ориентировано прежде всего на людей, живущих внутри России, а не на зарубежные страны и народы.Ведь страна всегда была многонациональной, с множеством различных конфессий, религий и учений. Это деликатный вопрос: как донести слово Божие до людей в своей, родной стране? В истории России наиболее успешным примером этого является так называемая Алтайская миссия. Алтай — дальневосточный регион Российской Федерации.
Первый миссионерский лагерь в Горном Алтае был открыт архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 году. За почти 90 лет своего существования основанная им Алтайская духовная миссия создала здесь 30 лагерей, открыла более 40 церквей и молитвенных домов, две монастыри и Бийское катехизаторское училище, где воспитывалась первая интеллигенция среди народов Алтая: учителя и священники.
Миссия сыграла огромную роль в культурном развитии народов Алтая. Там жрецы создали первую письменность для алтайского языка и издали на ней первые книги; они исцелили своих подопечных; защищал их от произвола чиновников; и научил их ремеслам и садоводству. В результате работы миссии почти 20 процентов из 68 тысяч человек, живущих в настоящее время на Алтае, являются православными. Сейчас Макарий (Глухарев) причислен к лику святых в Русской Православной Церкви.
Среди зарубежной миссионерской деятельности стоит отметить миссию в Китай.
Вторая половина XIX века была начальным периодом распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Начало 20 века ознаменовалось кратким расцветом Пекинской миссии.
Главной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучали, во-первых, с целью ведения проповедей, а во-вторых, для изучения и исследования культуры Китая.За время существования миссии было построено 37 церквей (в том числе церкви в Пекине, Харбине, Тяньцзине, Шанхае, которые выделяются своей оригинальностью), основано более 40 евангельских участков, с пятью крупными епархиями. Была создана православная семинария, 20 мужских и женских школ. Распространялось религиозное учение, открывалась библиотека, основывалась типография, которая начала издавать на русском, английском и китайском языках журнал «Китайский евангелист», велась благотворительная деятельность.Наряду со своей работой по проведению религиозных служб миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, культуру, религию, национальные обычаи и многое другое.
В течение нескольких десятилетий было сделано множество переводов Священного Писания на китайский язык, а также переведены основные религиозные тексты и несколько творений святых отцов. В те годы Миссия публиковала как научные исследования членов Пекинской миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь.В Москве и Петербурге были городские храмы, находившиеся в ведении Пекинской миссии.
Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции.
Богослов Андрей Кураев об Ольге Бузовой: «Из нее выйдет хорошая игумения»
Андрей Кураев
58-летний Андрей Кураев домыслил о появлении священников в соцсетях. Богослов предположил, что даже тиктокеры в будущем могут увлечься религиозными идеями и надеть рясу. «Главное, чтобы Бузова не ушла в монастырь! Это последний оплот веры», — заявил ведущий YouTube-шоу «Открой, Дэвид!» “.
«Все возможно. Из нее выйдет хорошая настоятельница. Подожди, не отказывайся. Вы же не думаете, что Бузова будет обычной послушницей? Нет. Настоятельница, конечно. И Ксюша Собчак тоже. Более того, она уже примерила рясу. Она хорошая, хорошенькая… Трагедия моей жизни, понимаете? Ксения дала мне свою футболку, а я в нее не влезаю, — неожиданно ответил ему богослов.
Напомним, в 2015 году Собчак опубликовала снимок, на котором она позирует в рясе и с накладной бородой.Фото вызвало бурю обсуждений в Сети, против журналиста даже хотели возбудить дело по статье об оскорблении чувств верующих.
Богослов считает, что Бузова справилась бы с ролью религиозного деятеля
Что касается Бузовой, то в последнее время она удивляет поклонников новыми проектами. Артистка запустила собственное подкаст-шоу, попробовала себя в роли футбольного арбитра и даже выступала на сцене МХТ, что, впрочем, вызвало бурю негодования у театральных деятелей.Даже Михалков набросился на блондинку. «Я понимаю и юмор, и иронию. А может быть, чтобы перевоспитать человека, сначала отвести его к кому-нибудь попроще? Няня, швейцар или кто-то еще», — сказал режиссер.
не пропуститеПьяный двигаться! Странные танцы Ольги Бузовой — видео
Андрей Кураев тоже не церемонится с теми, кого считает неправильными. Религиозный лидер заявил, что готов расправиться с любым, кто нарушит его покой. «Если кто-то устроит под моим окном ночную дискотеку, я достану свой любимый гранатомет «мушку» и попытаюсь разобраться нехристианскими методами.Это мои ночные грезы, как и у каждого москвича, — иронизировал проповедник.
Фото: YouTube-шоу «Открой, Давид!», канал Ольги Бузовой
Забанен в министерстве Андрей Кураев оплакивал смерть исповедника | КХАН36
Патриарх Кирилл запретил протодиакона Андрея Кураева в служении. Причиной Кураев назвал оскорбления в адрес скончавшегося от коронавируса настоятеля Елоховского собора Александра Агейкина. Теперь Кураев будет судьей епархиального церковного суда.Когда мы позвонили Андрею Кураеву, он был в слезах, но совсем по другой причине.
Телефон давно был занят. Потом отец Андрей все-таки взял трубку, голос у него был совершенно измененный, убитый – я много раз брал интервью у Андрея Вячеславовича Кураева, но ни разу не слышал.
Он едва сдерживал слезы. И причина этого запрета была не в обслуживании.
«Сегодня у меня большое горе. Все остальное сейчас – это мелочи, считает Кураев.– Произошло событие, куда более значимое и печальное для Русской Православной Церкви, – скончался протоиерей Георгий Бреев. Он духовник многих священников в Москве, мой личный духовник. Можно сказать, что сегодня я снова сирота… Мои мысли только об этом.
Я ни о чем другом не думаю, неважно.
Да, он умер от коронавируса.
Такие странные отношения, все произошло в один день, закрытие меня в министерстве и смерть человека, который 35 лет назад дал мне рекомендацию для поступления в семинарию.Я даже не знаю, смогу ли я попасть на похороны в нынешней ситуации, все идет на карантин. Извините, сейчас не могу говорить, очень плохо…»
Георгий Бреев — настоятель московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Он был госпитализирован с диагнозом «двусторонняя пневмония» и скончался в возрасте 83 лет..
Ранее
СМИ сообщали, что клирик храма Рождества Христова священник Виктор Волков впервые заразился коронавирусом. После этого всех священников храма в Крылатском проверили на COVID-19.Сообщалось, что симптомы заболевания были выявлены у протоиерея Георгия Бреева и у священника Дмитрия Карпова, еще одного служителя этой церкви.
Вчера автор этих строк отправился в приемный покой больницы одного из подмосковных городов, чтобы пройти компьютерную томографию.
Скорая помощь
переполнена священниками. Глаза были черными. Совсем юные прислужники среднего возраста. Все они стояли за компьютерной томографией. Вход и выход. Тихо, смиренно, кашляя.
«Пасхальный отец», — позвала их женщина из очереди.
Вероятнее всего, в Свете праздника могли заразиться представители РПЦ – и только сейчас у них закончился инкубационный период COVID-19. Об этом, собственно, с грустью и без всякой насмешки было сказано вчера в интервью «МК» Андрея Кураева, когда мы коснулись недавней кончины настоятеля монастыря Александра Блоха Агейкина и других представителей духовенства.
«К сожалению, большинство жрецов заражаются друг от друга. Наш этикет предполагал взаимные лобзания рук, плюс «поцелуй мира» на Пасху.Храмы, где зафиксирована инфекция, закрыть…»
, что касается высказываний Андрея Кураева о покойном Александре Агейкине, которые он забанил на службе, то, очевидно, имел в виду запись в соцсети Кураева от 21 апреля, где, действительно, говорилось очень нелицеприятное.
См. также: Андрей Кураев прокомментировал решение Патриарха отказаться от службы
Pussy Riot: что на самом деле сказала церковь и что из этого сделали другие
Реакция Русской православной церкви на дело Pussy Riot оказалась более сложной, чем многие думают, утверждает Катя Рихтерс
Pussy Riot на Красной площади Фото: Денис Бочкарев через Wikimedia
С начала года много говорилось и писалось об участницах Pussy Riot, осужденных за «хулиганство на почве религиозной ненависти» после совершения так называемого панк-молебна в Храме Христа Спасителя в центре Москвы. .Суд над ними в целом рассматривался как политически мотивированный, и Amnesty International объявила обвиняемых узниками совести. В августе 2012 года Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы, но позже срок заключения Самуцевич был отсрочен по апелляции.
Поскольку их «преступление» было совершено в одном из самых громких храмов Русской Православной Церкви, в дискуссию были втянуты Церковь и ее официальные представители.Вопросы о позиции православной иерархии по этому вопросу и ее отношениях с государством широко обсуждались как в российских, так и в зарубежных СМИ. Они были подкреплены обвинительным актом и приговором, в которых подчеркивался ущерб, который якобы нанесла панк-молитва православным.
В одном сообщении говорилось, что Церковь заняла очень строгую позицию по отношению к инциденту. Учитывая явно оскорбительные и, возможно, богохульные тексты, содержащиеся в панк-молитве, эти сообщения вполне заслуживают доверия. Но они рассказывают только половину истории. На самом деле, особенно жестко подходил к делу в основном один клирик, глава церковного Отдела по связям с обществом Всеволод Чаплин.
Именно он лоббировал посадку участников спектакля и призывал к привлечению трех женщин к уголовной, а не административной ответственности. Газета New York Times цитирует его слова о том, что панк-молитва должна быть отнесена к категории «экстремистских», что по статье 282 УК РФ влечет за собой еще более суровое наказание, чем тот вид хулиганства, за который группу в итоге осудили. .
В противовес этому, однако, известный православный публицист, профессор богословия Московской духовной академии и семинарии протодиакон Андрей Кураев заявил, что Церковь должна относиться к панк-молитве как к шутке. В своем блоге в ЖЖ он написал, что масленица [карнавал] — это «время шутовства», и объяснил, что подобные действия считались нормальными во времена правления Петра Великого. В другом месте он высказался против обвинений и рекомендовал, чтобы клирик приглашал исполнителей на блины и медовуху, как это принято во время масленицы . Их должны были впоследствии попросить покаяться в соборе в День прощения, сказал Кураев. День прощения знаменует окончание карнавального сезона и предшествует началу Великого поста, за 40 дней до Пасхи. Таким образом, Кураев занял позицию, диаметрально противоположную жесткой позиции Всеволода Чаплина.
Помимо этого глава Информационного отдела Церкви Владимир Легойда опубликовал на официальном сайте Церкви ряд комментариев по поводу судебного процесса над Pussy Riot.Он подчеркнул, что хотя православный истеблишмент и обиделся на панк-молитву, он намерен занять абсолютно нейтральную позицию по делу о хулиганстве. Но он также упомянул, что лично не считает, что трех женщин нужно держать под стражей и что Церковь, вероятно, будет лоббировать смягчение наказания, если суд вынесет особо строгий приговор. Его слова можно понять как косвенный призыв к их освобождению и рассмотрению судом условного приговора.Это показывает, что для Церкви практически невозможно оставаться абсолютно нейтральной в этом вопросе из-за ее статуса одной из потерпевших сторон.
Это нежелание официальных лиц принимать более активное участие в судебном процессе в сочетании с очень разными мнениями Чаплина и Кураева создало для общественности запутанный и противоречивый образ. Поэтому неудивительно, что в средствах массовой информации позиция церкви была несколько неточна. Более того, это отсутствие ясности создало вакуум, которым воспользовался суд под давлением Кремля.Следовательно, на суде церковь и русская православная община были представлены как жертвы, которых государство должно было защитить.
Интересно, что только защита обратила внимание на политический подтекст действий Pussy Riot в соборе, но эта аргументация была отвергнута председательствующим судьей. Это, вместе с обвинительным актом и окончательным вердиктом, создало впечатление, что суд больше заботился о религиозном подтексте панк-молитвы, чем о ее политическом, и что нарушение православных норм является уголовным преступлением.Но это не так. Как указано в статье 14 Конституции России 1993 года, это светская страна, что означает, что государство не применяет и не должно обеспечивать соблюдение религиозных правил.
Однако в интересах суда и Кремля было придать делу религиозную окраску, поскольку это позволило им представить себя защитниками православной общины, которая, по некоторым оценкам, составляет 80% населения России. Должно быть, это помогло отвлечь внимание общественности от политического мотива, лежащего в основе судебного процесса над Pussy Riot: обуздания части растущего оппозиционного движения.Так что в данном случае светская власть использовала Церковь в своих целях. Но это не значит, что это норма в постсоветской России. На самом деле, я бы сказал, что это вопиющее использование православной религии, вероятно, удивило саму Церковь. Еще неизвестно, какое влияние это окажет на будущие отношения между православной иерархией и Кремлем.
Катя Рихтерс — научный сотрудник Эрфуртского университета. В 2009 году она защитила кандидатскую диссертацию по политической культуре Русской православной церкви в SSEES и в настоящее время изучает православные церкви в посткоммунистической Украине и влияние на них частых визитов патриарха Кирилла в страну.
Ее книга о Постсоветской Русской Православной Церкви: Политика, Культура и Великая Россия только что была опубликована Routledge и будет представлена на мероприятии в SSEES 12 ноября. Мероприятие является бесплатным и открытым для всех, включая представителей общественности, и регистрация не требуется. Для получения более подробной информации свяжитесь с Сетом Грэмом.
Примечание. В этой статье представлены взгляды автора (авторов), а не позиция исследовательского блога SSEES, Школы славянских и восточноевропейских исследований или UCL .
Подано в рубрике Без категории
Теги: Андрей Кураев, Церковь, День прощения, Екатерина Самуцевич, Мария Алехина, масленица, Москва, Надежда Толоконникова, оппозиция, православие, православие, Петр Великий, панк, Pussy Riot, Россия, РПЦ, суд, Владимир Легойда , Всеволод Чаплин
Диакон Андрей Кураев «Гарри Поттер» в церкви: между анафемой и улыбкой
С большим подозрением я начал читать книги о Гарри Поттере. Ведь это книга о мальчике, который учится в Школе чародейства и волшебства, где у него есть учителя-чародеи. Я был готов разглядеть в них «глубины сатанинские», полускрытые антихристианские выпады, пропаганду безнравственности… И вздрогнул, когда в первом томе нашел упоминание об одном 665-летнем волшебнике , чье имя Николя Фламель. Еще годик, подумал я, и получу сатанинское число. И вот, вероятно, в следующем томе, который расскажет о жизни Гарри спустя год, появится этот Фламель, ранее лишь упоминавшийся другими персонажами… Но поворот в истории был другим. Фламель прожил так долго потому, что смог изобрести «философский камень», дающий людям бессмертие. Но, увидев, что злые силы также стремятся завладеть его изобретением, он сам уничтожил свое творение. И потому вскоре умер.
Он не дожил до возраста, на который можно было бы указать апокалиптическое число. Поэтому подозрение, что сатанинский заговор раскроется, отпало. Это оно. В первых четырех томах больше ничего не вызывало моего возмущения. Нет-нет, возмущение вызвало немало — но каждый раз я видел, что автор этой сказки возмущался теми же словами и поступками героев, Чем возмущался я.
В итоге возникло одно разногласие: автору — Дж. Роулинг — нравится мир магии, а мне нет. Казалось бы, этого достаточно, чтобы сделать вывод: мир магии плох, а значит, книгу нужно «бросить в огонь». Но… Что это за книга? Это учебник по магии? Нет, это сказка.Сказка должна быть волшебной. И в конце концов никакое «благочестивое» обвинение этим книгам предъявить нельзя. Иначе придется винить во вредном воздействии на детей все сказки мира.
Я беру наугад из своей библиотеки несколько книг древней классики.
И получается, что многовековая пропасть, отделяющая время написания от времени создания доступных нам копий, весьма закономерна для ученых.
Сохранившиеся до нас «манускрипты» Аристофана — Равеннская (XI век) и Венецианская (XII век), к которым добавлены еще три кодекса XIV века.Текст «Истории» Фукидида дошел до нас в рукописях византийского времени (самая древняя флорентийская рукопись относится к X веку нашей эры, остальные к XI-XII векам). текст «Киропедии» сохранился в ряде средневековых рукописей», древнейшая из которых — Codex Escorialensis T III 14, датируемая XII веком. Но речь идет об авторах, живших в V веке до Рождества Христова… Не по античным, а по средневековым рукописям печатают современные издания античных авторов…Этот факт необходимо помнить, прежде чем слепо повторять слова атеистически-школьной пропаганды о «невежественном Средневековье», которое как бы уничтожало наследие античности. Если все рукописи древних авторов известны нам по их средневековым копиям — это значит, что именно средневековые монахи переписывали древние книги, и только благодаря монастырским писаниям мы имеем древнюю литературу.
Это означает, что граница между Церковью и нехристианской культурой не является линией фронта.Не все рожденное вне Церкви должно быть осуждено и уничтожено от имени Церкви. Знакомство с церковной историей создает впечатление, что Церковь лишь на словах стремилась связать с Евангелием все стороны человеческой и общественной жизни, а на самом деле молча и с некоторой горечью признавала, что «Царство Божие» на земле, в истории, может быть только «горчичное зерно» (Матфея 13:31). Торговым людям разрешалось продавать с прибылью; суверенные люди — к насилию, дипломаты — к обману… Даже у палачей были духовники (которые, очевидно, не порицали то, что их духовные чада делали по «профессиональной необходимости»).
И всем разрешили развлекаться. Нет, церковные проповедники осуждали смех.
У нас в России церковные проповедники обсуждали смех и игру, а государство поддерживало скоморохов. Еще в начале XVII века шутов принимали в архиерейских домах. И только «благочестивейшие» середины XVII века стали серьезно переделывать народную и государственную жизнь на церковной основе (например, впервые на свадьбе царя Алексея Михайловича не было скоморохов).В результате «самоуверенные» стали лидерами старообрядческого раскола. Люди, которым смеяться запрещалось, вскоре начинали жечь себя…
Русские народные сказки (если знакомиться с ними не по авторским литературным обработкам) тоже полны волшебства. Вот прочитал в другом антипоттеровском памфлете, что «герои сказок крестятся, русские люди. .. Нет насаждения сказочных героев в мире их заклятых врагов-колдунов». Я прочитал и сразу подошел к тому книжному шкафу, где у меня стоит афанасьевский сборник русских сказок.Он взял первый попавшийся томик и открыл первую попавшуюся сказку. Мне попалась сказка «Иван Быкович».
Его главный (и, безусловно, положительный) герой рождается коровой. Он умнее, храбрее и сильнее королевского сына. Владеет волшебным искусством перевоплощения («Ранним утром Иван Быкович вышел в чистое поле, ударился о землю и стал воробышком…»). Баба Яга помогает ему. Он действует волшебной палочкой не хуже Гарри Поттера: «Вот тебе, Ванюша, дубина, — говорит старик, — подойди к такому-то дубу, ударь его трижды дубиной и скажи: выходи из корабль! выходи, корабль!» когда к вам выйдет корабль, одновременно трижды отдайте дубу приказ закрыть его; да смотри не забудь! Не сделаешь, великую обиду мне нанесешь» Иван Быкович подошел к дубу, бесчисленное количество раз бьет его дубиной и приказывает: «Все, что есть, выходи!» Вышел первый пароход, в него сел Иван Быкович, крикнул: «Все со мной!» — и отчалил. Немного отъехав, оглянулся — и видит много кораблей и лодок! Все хвалят его, все благодарят». Замечателен этот старичок еще и тем, что его веки поднимают вилами 12 юношей (это будет сильнее, чем у Гоголя в «Вие»). Иван, в конце концов, женится на женщине, которая умеет превращаться в звезду не хуже каббалистической Лилит: «Вот они целый день плавают; вдруг ей стало грустно, — она ударила себя в грудь, превратилась в звезду и полетела на небо.Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропало!» Потом вспомнил: «А, есть у меня товарищи! Эй, молодцы! Сколько из вас умеют считать звезды?» «Я, отец!», ответил старик, ударился о землю, стал звездой, взлетел на небо и начал считать звезды; нашел одну лишнюю и, ну, начал сбросить его с неба! Звезда вскочила со своего места, быстро покатилась по небу, упала на корабль и превратилась в королеву с золотыми кудрями.
Так во всех сказках герои колдуют.
Следующая русская сказка, которую я прочитал, содержала рецепты чудес не менее конкретные, чем в «школе волшебства» Роулинг. «В полночь собралось на этой лодке множество нечистых духов и стали между собою беседовать: кто какие козни устроил. Один говорит: «Я разрешил спор между двумя мужчинами в противоположную сторону, и они отсекли руку». Другой сказал на это: «Это все чепуха! Три раза сам по росе повалится — рука опять вырастет!» Все это услышал Наум, и на следующий день у него выросла правая рука.«Ну, ведь положительный герой русской народной сказки подслушал совет беса и это волшебство помогло ему…
А если вспомнить абсолютно точное описание колдовского действа в «Старе Хоттабыче», то оно становится понятным, почему в советское время так мало мужчин носили бороды: безбородое большинство, наверное, выщипывало всю растительность на лице, колдуя по рецепту Хоттабыча…
Да, в сказках (и народных, и авторских) мало прямое евангелие.Но разве это плохо? Было бы лучше, если бы Христос стал персонажем сказки? Было бы лучше, если бы ребенок играл в пророков и апостолов? Не лучше ли сознательно разграничить мир сказочной фантазии и мир церковной веры? Не разумнее ли оставить что-то за пределами реального мира, чтобы можно было хоть с чем-то поиграть, пошутить, притвориться, пошалить?
Если из «благочестивых» соображений скрывать от детей Гарри Поттера, то по тем же причинам придется скрывать от них «Илиаду» Гомера (языческие боги!) и «Гамлета» Шекспира (призрак!) , «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (бесы!) и «Сказка о золотой рыбке» Пушкина (грех искать помощи у рыбки, а не у Творца!), «Щелкунчик» Чайковского (деревянный божок ожил!) и Льюиса Летописи, сказки Андерсена (просто волшебство!) и «Слово о полку Игореве» безымянного древнерусского монаха (опять языческие боги!).