Андрей кураев кто такой: Андрей Кураев, протодиакон / Персоналии / Патриархия.ru

Разное

Андрей Кураев, протодиакон / Персоналии / Патриархия.ru

Главная / Деятели Русской Православной Церкви

Версия для печати

Дата рождения:
15 февраля 1963 г.
Страна:
Россия
Биография:

Родился 15 февраля 1963 г. в Москве.

В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую духовную академию.

В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте.

8 июля 1990 г. в Патриаршем соборе Бухареста Патриархом Румынским Феоктистом рукоположен в сан диакона.

По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом Святейшего Патриарха Алексия II.

В 1992 г. окончил Московскую духовную академию.

В 1993-96 гг. — декан философско-богословского факультета Российского православного университета. С 1997 г. преподавал в ПСТГУ.

В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии.

В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия.

Решением Священного Синода от 12 марта 2002 г. включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды». В 2004-13 гг. — преподаватель МДА, член Синодальной библейско-богословской комиссии. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 21) включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

5 апреля 2009 г. за Литургией в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона с возложением камилавки.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 29 апреля 2020 г. запрещен в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом г. Москвы.

29 декабря 2020 г. епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана. «Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано», — отмечается в сообщении.

4 марта 2021 г. епархиальный суд г. Москвы рассмотрел ходатайство протодиакона Андрея Кураева о пересмотре дела о признании его подлежащим извержению из священного сана. Суд не нашел причин для такового пересмотра и подтвердил ранее принятое решение.

Награды:

Церковные:

  • 2003 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.

Публикации на портале Патриархия.ru

«Спор двух академий» [Статья]
Диакон Андрей Кураев: «Атеизм как таковой — это просто отрицание чужой святыни» [Интервью]

Дата хиротонии:
8 июля 1990 г.

Суд решил «извергнуть из сана» Андрея Кураева за «хулу на Церковь» — РБК

Поводом для разбирательства церковного суда стал пост протодиакона в «Живом журнале» по поводу смерти протоиерея Александра Агейкина

Андрей Кураев

(Фото: Павел Смертин / ТАСС)

Протодиакон Андрей Кураев решением Епархиального церковного суда Москвы признан подлежащим «извержению из сана». Решение суд вынес заочно — Кураев не явился на заседание, попросив перенести заседание на январь, поскольку «в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии».

«Суд имел суждение о том, что 21 апреля 2020 года заштатный клирик опубликовал в своем «Живом журнале» оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина», — говорится в сообщении на сайте Московской городской епархии.

adv.rbc.ru

В посте от 21 апреля в своем блоге в ЖЖ Кураев написал: «Первая смерть среди московских клириков. В больнице в Лапино умер протоиерей Александр Агейкин, настоятель Елоховского кафедрального собора. В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса».

adv.rbc.ru

В словах Кураева суд увидел признаки «хулы на Церковь». Суд пришел к выводу, что Кураев «не изменил характера своих действий после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году».

Решение об извержении Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем патриархом Московским и всея Руси Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.

Еще в конце апреля патриарх Кирилл издал указ о запрете Кураева в священнослужении в связи с высказываниями в адрес Агейкина. В указе патриарха поведение Кураева было названо «безнравственным» и «особенно циничным».

Реагируя на решение суда, Кураев опубликовал пост в ЖЖ. В нем он изложил текст письма, отправленного, по его словам, секретарю суда на электронную почту. Как написал протодиакон, он в течение 40 дней просил ознакомить его с обвинениями, на основании которых он был привлечен к церковному суду. «Ссылку на то, что они «изложены в указе патриарха», я принять не могу, так как в том указе обретается нераскрытая формула «предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя», — отметил он.

По словам Кураева, не зная ни того, какие именно деяния станут предметом судебного рассмотрения, ни того, нарушением каких именно норм церковного права считает их сторона обвинения, он не мог подготовиться ни к покаянию, ни к защите.

В беседе с РБК Кураев заявил, что «самую большую хулу на церковь возносит ее руководство, которое отождествляет себя с церковью». «Я никогда не говорил, что православная церковь такая-сякая, хульные слова в адрес церкви я не произносил. При этом я высказывал свое несогласие с теми или иными действиями патриарха Кирилла и митрополита (Волоколамского) Илариона», — пояснил он.

Протодиакон отметил, что в этой ситуации важно обратить внимание на то, что даже после того, как состоялся суд, руководство РПЦ не приводит его конкретные слова и поступки, в которых можно было бы разглядеть, как именно он хулил и клеветал на церковь. «Это же ничего не сказано, верьте нам на слово. Это означает, что это трусы — люди, которые боятся открытого разговора, дискуссии. Поэтому, думаю, они обрадовались, что я не пошел на суд», — считает Кураев.

Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. Он является одним из самых известных клириков в соцсетях и СМИ, ведет блог в «Живом журнале». Позиция Кураева зачастую расходится с официальной позицией РПЦ. В 2012 году он выступал в защиту группы Pussy Riot, участники которой были осуждены за танец в храме Христа Спасителя. В 2013 году, после увольнения из Московской духовной академии, он написал текст под заголовком «Торжество голубого лобби?» и посвятил серию публикаций проблеме гомосексуализма и педофилии в РПЦ. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда» режиссера Алексея Учителя.

Протодиакон Русской Православной Церкви Кураев осуждает Московский Патриархат за разжигание религиозных разногласий в поддержке войны

Война между Россией и Украиной разворачивается и в религиозной сфере. Для Русского православного патриархата, возглавляемого патриархом Московским Кириллом, возвращение Украины, возможно, даже более актуально, чем для Путина. Украина уже тридцать лет независима от России; разделение между Русской Православной Церковью и Украинской Церковью существует только с 2019 года, когда Украинской церкви была дарована независимость от Русской Церкви Вселенским Патриархом Варфоломеем, главой Всемирной Православной Церкви в Стамбуле (Константинополе). [1] Для Московского Патриарха Кирилла, твердого сторонника Владимира Путина, война дает возможность «восстановления единства» в церкви, что для Московского Патриархата означало бы конец независимого статуса Украинской Церкви. В проповеди от 27 февраля 2022 года Кирилл озвучил эти чувства: «Сегодня нам тоже нужно единство — единство с нашими братьями и сестрами в Украине. Мы знаем о сложных обстоятельствах, в которых сегодня оказалась Украинская Православная Церковь Московского Патриархата [ Украинская Церковь, признающая власть Москвы]. Я особенно молился сегодня за Блаженнейшего Предстоятеля и, конечно, за весь епископат и весь верный народ Украины, и призываю вас вознести и эти молитвы. политическая ситуация в столь близкой нам братской Украине должна быть направлена ​​на то, чтобы одержать верх злые силы, которые всегда стремились против единства Руси и Русской Церкви».

Кирилл в проповеди также передавал послание Путина о том, что Россия, Беларусь и Украина были одной страной: «Да хранит Господь землю русскую. Когда я говорю «русская», я использую древнее выражение из «Повести временных лет». ‘ — «Откуда пришла земля Русская», земля, в которую ныне входит Россия, и Украина, и Белоруссия, и другие племена и народы. Да охранит Господь землю Русскую от внешних врагов, от внутренних неурядиц, да единство нашей Церкви укрепиться и чтобы милостью Божией отступили все искушения, дьявольские нападки, провокации и чтобы наш благочестивый народ на Украине обрел мир и покой, — вот наши сегодняшние молитвы».[2]

Патриарх Московский Кирилл с Владимиром Путиным в 2017 году (Источник: Валаам.ру)

Митрополит Епифаний, глава конкурирующей независимой украинской церкви, ответил Кириллу, обвинив его в том, что он находится под пятой Путина:

день, продолжается неспровоцированная полномасштабная агрессия России, государства, чью Православную Церковь вы возглавляете, против Украины.В результате войны, начатой ​​руководством вашей страны, страдают миллионы людей, сотни тысяч детей, женщин , а пожилые люди вынуждены искать более безопасное убежище, покидая свои дома. Каждый день наши соотечественники вынуждены часами укрываться во время обстрелов наших городов российскими войсками. Гибнут солдаты и мирные жители.

«К сожалению, из ваших предыдущих публичных заявлений стало ясно, что сохранение благосклонности Путина и руководства Российской Федерации для вас гораздо важнее, чем забота о людях, живущих в Украине, некоторые из которых считали вас своего «пастуха» до войны.Поэтому вряд ли имеет смысл обращаться к вам с призывом сделать что-то действенное, чтобы немедленно пресечь агрессию России против Украины.

сограждане, большинство из которых православные христиане, по отношению к своей «пастве» вы найдете в себе душевные силы проявить человеколюбие и заботу.

«»Я говорю о более чем трех тысячах погибших российских военнослужащих, тела которых остаются на украинской земле. Руководство нашей страны уже обратилось в Международный Красный Крест с просьбой содействовать возвращению тел российских военных на родину, чтобы родные и близкие могли проститься с ними и похоронить их. К сожалению, ответа от российской стороны пока не последовало.

Поэтому я обращаюсь к вам, как к главе Русской Православной Церкви, проявить милосердие хотя бы к своим согражданам и пастве. Если вы не можете публично выступить против агрессии, то хотя бы принесите домой тела русских солдат, жизни которых стали ценой продвижения идей «русского мира», созданного вами и вашим президентом…»[3]

Митрополит Епифаний (Источник: Octobertimes.com)

Кирилл столкнулся с сопротивлением и внутри своей церкви. Протодиакон Андрей Кураев, критиковавший Кирилла за то, что он вызвал раскол в православии, разорвав его связи с Константинополем после того, как стало ясно, что он поддерживает независимость Украинской церкви от Москвы. Кирилл фактически запретил православным прихожанам посещать службы в храмах Вселенского Патриархата.[4]

Теперь Кураев подверг критике завуалированные политические послания Кирилла во имя войны, направленной на обострение религиозных разногласий. Он написал:

«Циркулярное письмо Московского Патриархата предлагает новый сборник прошений на этот сезон и за Украину вместо прежних молитв против Коронавируса. жаждущие войны против Святой Руси, [Боже,] изгони их и ниспровергни их замыслы».

«Можно предположить, что никакой молитвы о том, чтобы «жажда войны» покинула головы и умы наших руководителей, не будет. Желать войны могут только «иностранные языки» (это намек на еврейские корни Зеленского?)

«Но утверждение, содержащееся в этой молитве, совершенно ясно: чужие народы (народы, а не только их лидеры) желали войны. Причем это война не против путинской РФ, а фактически против «Святой Руси». Беларусь и Украина являются членами этого геополитического образования, существующего исключительно в голове и проповедях патриарха Кирилла (отсюда очевидно, что «иноязычие» не может относиться к украинцам).

«Патриарх внушает прихожанам тезис о том, что у «наших стран» есть внешние враги. Более того, эти враги воюют с нами из-за религиозных разногласий. Соответственно, нынешняя война в Украине преподносится как агрессия со стороны этих» иностранные языки». А Россия, оказывается, воюет там с этими сатанинскими иноплеменными силами. Размышление о гипотетических враждебных намерениях этих «иноязычников» должно помочь скрыть память о том, чьи бронеколонны на самом деле пересекли границы суверенной Украины».

 

***

«Далее плач моего однокашника по Московской семинарии протоиерея Владимира Ровинского Ровенского,

«Русские! Православный! Остановить войну!

«‘Сегодня я похоронил своего сына. Да, сын мой! Как еще назвать молодого воина, погибшего, защищая меня, мою православную паству, свою мать, жену и дочь от вашего кровавого нашествия?

«‘Понимаешь , каждая смерть наших сыновей еще больше сплотит нас.

«Если вы пришли «освободить» нас, уходите, мы сами решим свои проблемы».

«‘Если вы пришли решать свои проблемы, то вы «в беде» и только умножили их.

«‘Наши погибшие сыновья, старики и дети, которых вы убили, будут покоиться на своей земле. Мы воздадим им должное!

«‘Как вы будете хоронить своих сыновей?

«»Где они обретут покой?

«Какая им честь?»[5]

Андрей Кураев (Источник: Вести.ру)

 


[1] BBC.com, 5 января 2019 г.

[2] Патриархия.ру, 27 февраля 2022 г.

[3] Echo.msk.ru, 27 февраля 2022 г.

[5] Echo.msk.ru, 4 марта 2022 г.

Русское богословие об украинском конфликте

Русская православная церковь (РПЦ) разорвала связи с Константинополем. 15 октября Священный Синод Русской Православной Церкви заявил о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. Это стало ответом на принятое 11 октября решение Вселенского патриархата о придании Киевскому патриархату и Украинской автокефальной православной церкви канонического статуса и признании их частью Константинопольской церкви. Решение также включало снятие анафемы (отлучения) Филарет (т.е. патриарх Киевского патриархата), навязанный в 1990-е годы Московским патриархатом и планирующий создание автокефальной украинской церкви. РПЦ осудила этот шаг Стамбульского Синода как «узаконивание раскола».

 

В своем выступлении на Соборе Константинопольских епископов (1-3 сентября) Патриарх Варфоломей уже постановил, что Московский Патриархат не имеет канонического права вмешиваться в церковные дела Украины , в отличие от Константинопольского Патриархата, поскольку последний пользуется статусом Матери-Церкви. Протоиерей. Член Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата Андрей Новиков назвал выступление патриарха Варфоломея «чистой ересью». [1]

 

7 сентября, через несколько дней после Собора в Стамбуле, Константинопольский Патриархат назначил двух экзархов (т. независимая) Православная украинская церковь.

 

14 сентября в Москве состоялось внеочередное заседание Синода РПЦ, на котором обсуждались ответные меры в ответ на назначение Константинопольским Патриархатом своих экзархов в Киев. На сессии было принято решение, что русские православные церкви больше не будут упоминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а архиереи Московского патриархата не будут проводить совместные богослужения с константинопольскими. [2]

 

Религиозный и общественный деятель, теолог Андрей Кураев назвал такую ​​ситуацию внутри Православной Церкви «беспрецедентной» в прямом эфире « Ъ FM «. По его мнению, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. Затем он добавил, что реальная ситуация — это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру. Следует отметить, что Кураев был в конфликте с церковной иерархией после того, как разоблачил то, что он назвал «гей-лобби» внутри церкви, и выявил случаи злоупотреблений в Казанской семинарии.

 

Below are excerpts of the interview with Kuraev: [3]

 

Andrey Kuraev (Source: Rbc. ru)

 

The Russian Orthodox Church Will Isolate Сам

Q: «Что означает этот раскол и к чему он может привести?»

Кураев: «Я думаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего Православия. Это резкий, беспрецедентный шаг со стороны Синода, который даже обязывает мирян пренебрегать таинствами, совершаемыми другим патриархом. Из этого вытекает определенная богословская логика. Так называемое «Десятое Апостольское правило» гласит: если кто молится вместе с отлученным – даже дома , не только в церкви — сам будет отлучен.Патриарх Кирилл, хоть и человек со швейцарским прошлым, но не швейцарский банкир.Есть известный анекдот про швейцарского банкира: если видишь, как швейцарский банкир выпрыгивает из окно небоскреба, не думай — делай так же!Ну ни одна поместная церковь не выпрыгнет из окна после Патриарха Кирилла.Никто не разорвет все связи с Константинопольским Патриархом [в русском оригинале написано Московский Патриархат который МЕМРИ считает ошибкой]. То есть они будут молиться вместе с ним, а это значит, что Канон требует от нас после слова «а» говорить «б», а затем весь алфавит до «з», что означает «все вы еретики и наши враги». Мы отрезаем себе нос назло своему лицу; то есть Русская Церковь самоизолируется ».

Q: «Правильно ли я понимаю, что все поместные церкви, за исключением Московского Патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?»

Кураев: «Он ни от кого этого не требует. Они не прервут с ним церковного общения, совместной молитвы и совместных таинств. И мы останемся совсем одни . Нам придется обосновать эту непоследовательность в наших действиях: почему мы произнесли анафему на патриарха Варфоломея, а те, кто этого не сделал, не стали анафемой для нас. Для этого нам пришлось бы провести серьезную ревизию всего нашего древнего канонического наследия. Поэтому я и говорю, что это начало реформации ».

В: «Что делать рядовым православным прихожанам, оказавшимся, скажем так, не на территории Московского Патриархата? Запретят ли им входить в церкви? Как это будет выглядеть на этом уровне?»

Кураев: «Правильно. Русских, проживающих за границей, огромное количество — и им теперь запретят молиться не только в католических храмах, но и в храмах Вселенского Патриархата . Это довольно грустно, потому что есть человеческие связи, есть радость от того, что мы все — Вселенское Православие. Это был наш главный аргумент в споре с украинскими раскольниками и с протестантами на Западе. А теперь все наши чудесные , радостная апологетика получила этот огромный удар топора».

Q: » There was information that the Греческий Церковь

8 май ввести запрет на посещение Святой Горы Афон для членов РПЦ. Мы знаем, что он очень популярен среди россиян. Насколько вероятен такой сценарий?» [4]

Кураев: «Я уверен, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского Патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод заявил, что мы отказываемся от совершения совместных богослужений на уровне архиереев, Патриарх Кирилл перестал принимать своего константинопольского коллегу 901:08 — Варфоломей не ответил тем же; он спокойно продолжает упоминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов . Я уверен, что так и будет продолжаться в том же духе».

Вопрос: «То есть Московский Патриархат запретит своим прихожанам входить в другие храмы?»

Кураев: «Точно».

В: «А другая сторона не будет пытаться вводить запреты?»

Кураев: «Конечно нет, примут с радостью. Вот почему патриарх Кирилл 8 октября, во время службы в Троице-Сергиевой лавре, красноречиво проболтался, сказав: надо понимать, что именно мы были инициаторами раскола.

Кураев: «Думаю, в их сторону будет сказано много гневных слов. Но это принципиально важная теологическая и теистическая проблема, достаточно важная, чтобы с этим не согласиться, не согласиться. Архиереи поссорились – ваше дело . Я понимаю, что если вы гневаетесь на другого человека, то не следует вместе подходить к чаше Христовой, пока вы не помиритесь друг с другом. Но у меня нет злости на какого-то грека, почему я не могу вместе с ним помолиться? Потому что мой Патриарх обиделся? Очень странно.»

Q: «Может ли Московский Патриархат минимизировать ущерб? Что нужно сделать, чтобы не доводить ситуацию до абсурда?»

Кураев: «Его уже привезли туда. Теперь можно только отменить решение. Формула, которую я предложил для Украины, очень проста, она состоит из двух частей. Часть первая — позволить людям свободно перемещаться в эту новая структура, созданная Константинополем.Часть вторая: если человек останется в рамках Русской церкви в Украине, это не должно быть преступлением.Если бы все согласились с этим, это был бы шаг к гражданскому миру в Украине.Что мы имеем сейчас попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts