Жития кирилла и мефодия: Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских / Православие.Ru

Разное

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских / Православие.Ru



Святые равноапостольные первоучители и
просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий
происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в
греческом городе Солуни.

Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой
Константин (Кирилл – его монашеское имя) –
самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий
правил в одном из подчиненных Византийской империи
славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало
ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там
около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в
одном из монастырей на горе Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими
способностями и учился вместе с малолетним императором
Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у
Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой
Константин в совершенстве постиг все науки своего времени
и многие языки, особенно прилежно изучал он творения
святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся
познания святой Константин получил прозвание Философа
(мудрого). По окончании учения святой Константин принял
сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки
при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно
ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в
Константинополь, он был определен учителем философии в
высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще
совсем молодого Константина были столь велики, что ему
удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев
Анния. После этой победы Константин был послан императором
на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами
(мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой
Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на
Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении
творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря
и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На
пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни,
готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом
обрели мощи священномученика Климента, папы Римского
(память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин
нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими
буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал
учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
После этого святые братья отправились к хазарам, где
одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами,
проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова
посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента,
вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в
столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом
монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он
подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя
Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой
прислать в Моравию учителей, которые могли бы
проповедовать на родном для славян языке. Император
призвал святого Константина и сказал ему:
«Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто
этого не выполнит». Святой Константин с постом и
молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего
брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы,
Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел
на славянский язык книги, без которых не могло совершаться
Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные
службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в
Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить
Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу
немецких епископов, совершавших в моравских церквах
Богослужение на латинском языке, и они восстали против
святых братьев, утверждая, что Богослужение может
совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском,
греческом или латинском. Святой Константин отвечал им:
«Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы
славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся
земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит
Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся
языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но
озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья
были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с
собой мощи святого Климента, папы Римского, святые
Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что
святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с
клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с
почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском
языке, а переведенные братьями книги приказал положить в
римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном
видении извещенный Господом о приближении кончины, принял
схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы,
14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в
возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал
брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело
– просвещение славянских народов светом истинной
веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти
тело брата для погребения его на родной земле, но папа
приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого
Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе
славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в
Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и
Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В
Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками
продолжал распространять Богослужение, письменность и
книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость
немецких епископов. Они добились ареста и суда над
святителем Мефодием, который был сослан в заточение в
Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел
многие страдания. Освобожденный по приказанию папы
Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах
архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь
среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его
супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из
польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли
гонение на святителя за непринятие римского учения об
исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель
Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой,
сохранив в чистоте Православное учение, и был снова
возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с
помощью двух учеников-священников перевел на славянский
язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также
Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги
(Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на
одного из своих учеников – Горазда как на достойного
себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и
скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет.
Отпевание святителя было совершено на трех языках –
славянском, греческом и латинском; он был погребен в
соборной церкви Велеграда.

Житие Святых Кирилла и Мефодия

В начале отпадения западной церкви от Православной вселенской Церкви наблюдается особенное стремление славян к принятию христианской веры. Господь, видимо, призвал их в восполнение Своей Церкви и воздвиг для них великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в Македонии в городе Солуни. Мефодий после окончания образования поступил на военную службу и был правителем одной славянской области. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе, где их учил знаменитый Фотий, впоследствии патриарх Константинопольский. После окончания образования, Константин мог иметь блестящие успехи в свете, но сердце его пламенело любовью к Богу, и блага мира его не прельщали. Некоторое время он преподавал в главном константинопольском училище любимую свою науку – философию, но вскоре оставил Константинополь и поселился в монастыре с братом своим Мефодием. Здесь они вместе подвизались в посте и молитве, пока Промысл Божий не вызвал их на дело проповеди славянским племенам.

Для нас, русских, достойно примечания, что перед этим призванием Господь привел великих братьев быть в пределах нашей страны. В 858 г. хазары, кавказское племя, кочевавшее на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия, святые братья прибыли в Херсон. Здесь они жили около двух лет, изучая хазарский язык и открыли мощи священномученика Климента, епископа Римского, сосланного сюда в конце первого века.

Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

После того, как были просвещены Болгария и Сербия, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: “Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей.” Император и патриарх обрадовались и, призвав святых солунских братьев, предложили им идти к моравам. Для большего успеха проповеди, святой Кирилл почитал необходимым перевести на славянский язык священные и богослужебные книги, ибо “проповедовать только устно, по словам святого Кирилла, все равно, что писать на песке.” Но прежде перевода нужно было еще изобрести славянские буквы и составить славянскую азбуку. К этим великим трудам святой Кирилл, по примеру апостолов, готовился молитвой и сорокадневным постом. Как только азбука была готова, святой Кирилл перевел на славянский язык избранные места из Евангелия и Апостола. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, писанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: “Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.

В 863-ом году святые братья отправились в Моравию со своими учениками Гораздом, Климентом, Саввой, Наумом и другими. Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов и дали им перевес над немецкими проповедниками. Этим успехам завидовали немецкие и латинские проповедники и всячески противодействовали святым братьям. Они распространяли в народе мнение, что слово Божие можно читать только на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Господнем, а именно: на еврейском, греческом и латинском, называли Кирилла и Мефодия еретиками за то, что святые братья проповедовали на славянском языке и, наконец, принесли на них жалобу папе Николаю.

Папа пожелал видеть славянских благовестников. Уважая папу, как одного из патриархов, и надеясь найти у него помощь для своего святого дела, святые братья отправились в Рим. Они несли с собой часть мощей равноапостольного Климента, папы Римского, и переведенные ими священные книги. Папа Николай 1-й, не дождавшись их скончался. Преемник его папа Адриан, желавший умиротворения Церкви, принял святых проповедников с великим почетом. Он вышел к ним навстречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа, принял от них святые мощи и с благоговением положил их в церковь святого Климента, а книги, переведенные на славянский язык, освятил на престоле древнейшей римской базилики, называемой Марии Большой. Вскоре по прибытии в Рим, Кирилл опасно занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и мирно скончался (14 февраля 869 г.).

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.

Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.

Кирилл и Мефодий | Христианская история

«Нельзя оценить значение для будущего Православия славянских переводов [Кирилла и Мефодия]». — Православный апологет Тимоти Уэр

Когда моравский князь Ратислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров в Моравию «для разъяснения нам христианских истин на нашем родном языке», были посланы братья Кирилл и Мефодий. Они уже заработали репутацию проницательных мыслителей и администраторов. К концу своей жизни они были на пути к тому, чтобы стать самой знаменитой миссионерской командой в истории Восточного Православия.

Политика литургии

Они родились «Константин» и «Михаил» в семье высокопоставленного офицера византийской армии, и оба учились в Императорской школе Константинополя. Каждый из них сделал успешную карьеру: Константин (позднее Кирилл) был профессором философии в Императорской школе; Михаила, сначала наместником в Македонии, а затем настоятелем монастыря в Малой Азии (где он принял имя Мефодий).

Хронология

781

Алкуин становится королевским советником Карла

787

Второй Никейский собор улаживает спор об иконах

800

Карл Великий коронован императором Священной Римской империи

г.

815

Кирилл и Мефодий род.

г.

885

Кирилл и Мефодий умирают

909

Монастырь в Клюни основан

г.

В 863 году, когда они начали свою работу среди славян, они стали использовать в литургии славянский язык. Они перевели Библию на язык, позже известный как старославянский (или староболгарский), и изобрели славянский алфавит на основе греческих букв, который в своей окончательной кириллической форме до сих пор используется в качестве алфавита для ряда славянских языков.

Международная политика вскоре закрутилась вокруг их маленькой миссии. Немецкий архиепископ Зальцбургский утверждал, что Кирилл и Мефодий вторглись на его церковную территорию. Ревнуя к церкви в Риме, архиепископ настоял на том, чтобы в литургии использовалась латынь, а не славянский язык.

Итак, в 868 году братья оказались в Риме, объясняясь с папой Адрианом II, который встал на их сторону и официально разрешил использование славянской литургии. Хотя Кирилл умер в Риме, Мефодий был отправлен обратно к славянам в качестве легата Адриана и архиепископа Сирмия, провинции, включавшей всю Моравию.

Когда власть в Моравии перешла в новые руки, правительство бросило Мефодия; его обвинили в узурпации власти католических архиепископов и в «скандальном использовании славянского языка» в литургии. С ним жестоко обращались, он был заключен в тюрьму и освобожден только благодаря вмешательству Папы Иоанна VIII.

Успешное изгнание

К сожалению, после смерти Мефодия папа Стефан V отменил постановление Иоанна VIII и запретил использование славянской литургии. Вичинг, преемник Мефодия, изгнал учеников Кирилла и Мефодия.

Изгнание только способствовало распространению их творчества. «Нельзя оценить значение славянских переводов для будущего Православия», — сказал православный апологет Тимоти Уэр. Славянская литургия и Библия распространились по всей Восточной Европе и породили Болгарскую и Сербскую православные церкви (которые до сих пор используют славянскую литургию). Россия, принявшая православие примерно через столетие после смерти Мефодия, продолжает пользоваться его кириллицей и по сей день.

Святые Кирилл и Мефодий | Францисканские СМИ

Изображение: Памятник святым Кириллу и Мефодию в городе Враца, Болгария | фото MrPanyGoff

День святого Валентина на 14 февраля
(Кирилл: ок. 827 – 14 февраля 869 | Мефодий: ок. 815 – 6 апреля 884)

Аудиофайл

902010 Святой Кирилл и Рассказы Мефодия

Поскольку их отец был офицером в части Греции, населенной многими славянами, эти два брата-грека в конечном итоге стали миссионерами, учителями и покровителями славянских народов.

После блестящего курса обучения Кирилл (которого звали Константином, пока он не стал монахом незадолго до своей смерти) отказался от наместничества в округе, которое его брат принял среди славяноязычного населения. Кирилл удалился в монастырь, где его брат Мефодий стал монахом после нескольких лет пребывания на государственной должности.

Решающая перемена в их жизни произошла, когда герцог Моравский попросил у восточного императора Михаила политическую независимость от немецкого правления и церковную автономию (иметь собственное духовенство и литургию). Кирилл и Мефодий взяли на себя миссионерскую миссию.

Первой работой Кирилла было изобретение алфавита, который до сих пор используется в некоторых восточных литургиях. Его последователи, вероятно, сформировали кириллицу. Вместе они перевели на славянский язык Евангелия, Псалтирь, послания Павла и богослужебные книги и составили славянскую литургию, весьма неправильную тогда.

Это и их свободное использование местного языка в проповедях вызвало противодействие со стороны немецкого духовенства. Епископ отказался рукополагать славянских епископов и священников, и Кирилл был вынужден обратиться в Рим. Во время визита в Рим он и Мефодий имели радость видеть, что их новая литургия одобрена папой Адрианом II. Кирилл, долгое время инвалид, скончался в Риме через 50 дней после принятия монашеского облачения.

Мефодий продолжал миссионерскую деятельность еще 16 лет. Он был папским легатом для всех славянских народов, рукоположен во епископа, а затем получил древнюю кафедру (ныне в Чехии). Когда большая часть их прежней территории была выведена из-под их юрисдикции, баварские епископы ответили бурей яростных обвинений против Мефодия. В результате император Людовик Немецкий сослал Мефодия на три года. Папа Иоанн VIII добился его освобождения.

Так как франкское духовенство, все еще озлобляясь, продолжало свои обвинения, Мефодию пришлось отправиться в Рим, чтобы защищаться от обвинений в ереси и отстаивать свое использование славянской литургии. Он снова был оправдан.

Легенда гласит, что в лихорадочный период деятельности Мефодий за восемь месяцев перевел на славянский язык всю Библию. Он скончался во вторник Страстной недели в окружении учеников в своем соборном храме.

Противостояние продолжалось и после его смерти, и работа братьев в Моравии была подорвана, а их ученики рассеяны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts