Жития кирилла и мефодия: Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских / Православие.Ru
Содержание
Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских / Православие.Ru
Святые равноапостольные первоучители и
просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий
происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в
греческом городе Солуни.
Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой
Константин (Кирилл – его монашеское имя) –
самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий
правил в одном из подчиненных Византийской империи
славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало
ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там
около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в
одном из монастырей на горе Олимп.
Святой Константин с малых лет отличался большими
способностями и учился вместе с малолетним императором
Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у
Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой
Константин в совершенстве постиг все науки своего времени
и многие языки, особенно прилежно изучал он творения
святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся
познания святой Константин получил прозвание Философа
(мудрого). По окончании учения святой Константин принял
сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки
при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно
ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в
Константинополь, он был определен учителем философии в
высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще
совсем молодого Константина были столь велики, что ему
удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев
Анния. После этой победы Константин был послан императором
на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами
(мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой
Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на
Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении
творений святых отцов.
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря
и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На
пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни,
готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом
обрели мощи священномученика Климента, папы Римского
(память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин
нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими
буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал
учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
После этого святые братья отправились к хазарам, где
одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами,
проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова
посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента,
вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в
столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом
монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он
подвизался прежде.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя
Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой
прислать в Моравию учителей, которые могли бы
проповедовать на родном для славян языке. Император
призвал святого Константина и сказал ему:
«Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто
этого не выполнит». Святой Константин с постом и
молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего
брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы,
Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел
на славянский язык книги, без которых не могло совершаться
Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные
службы. Это было в 863 году.
После завершения перевода святые братья отправились в
Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить
Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу
немецких епископов, совершавших в моравских церквах
Богослужение на латинском языке, и они восстали против
святых братьев, утверждая, что Богослужение может
совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском,
греческом или латинском. Святой Константин отвечал им:
«Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы
славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся
земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит
Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся
языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но
озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья
были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с
собой мощи святого Климента, папы Римского, святые
Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что
святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с
клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с
почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском
языке, а переведенные братьями книги приказал положить в
римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном
видении извещенный Господом о приближении кончины, принял
схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы,
14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в
возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал
брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело
– просвещение славянских народов светом истинной
веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти
тело брата для погребения его на родной земле, но папа
приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого
Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе
славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в
Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и
Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В
Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками
продолжал распространять Богослужение, письменность и
книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость
немецких епископов. Они добились ареста и суда над
святителем Мефодием, который был сослан в заточение в
Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел
многие страдания. Освобожденный по приказанию папы
Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах
архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь
среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его
супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из
польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли
гонение на святителя за непринятие римского учения об
исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель
Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой,
сохранив в чистоте Православное учение, и был снова
возвращен в столицу Моравии – Велеград.
Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с
помощью двух учеников-священников перевел на славянский
язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также
Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги
(Патерик).
Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на
одного из своих учеников – Горазда как на достойного
себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и
скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет.
Отпевание святителя было совершено на трех языках –
славянском, греческом и латинском; он был погребен в
соборной церкви Велеграда.
Житие Святых Кирилла и Мефодия
В начале отпадения западной церкви от Православной вселенской Церкви наблюдается особенное стремление славян к принятию христианской веры. Господь, видимо, призвал их в восполнение Своей Церкви и воздвиг для них великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в Македонии в городе Солуни. Мефодий после окончания образования поступил на военную службу и был правителем одной славянской области. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе, где их учил знаменитый Фотий, впоследствии патриарх Константинопольский. После окончания образования, Константин мог иметь блестящие успехи в свете, но сердце его пламенело любовью к Богу, и блага мира его не прельщали. Некоторое время он преподавал в главном константинопольском училище любимую свою науку – философию, но вскоре оставил Константинополь и поселился в монастыре с братом своим Мефодием. Здесь они вместе подвизались в посте и молитве, пока Промысл Божий не вызвал их на дело проповеди славянским племенам.
Для нас, русских, достойно примечания, что перед этим призванием Господь привел великих братьев быть в пределах нашей страны. В 858 г. хазары, кавказское племя, кочевавшее на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия, святые братья прибыли в Херсон. Здесь они жили около двух лет, изучая хазарский язык и открыли мощи священномученика Климента, епископа Римского, сосланного сюда в конце первого века.
Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.
После того, как были просвещены Болгария и Сербия, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: “Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей.” Император и патриарх обрадовались и, призвав святых солунских братьев, предложили им идти к моравам. Для большего успеха проповеди, святой Кирилл почитал необходимым перевести на славянский язык священные и богослужебные книги, ибо “проповедовать только устно, по словам святого Кирилла, все равно, что писать на песке.” Но прежде перевода нужно было еще изобрести славянские буквы и составить славянскую азбуку. К этим великим трудам святой Кирилл, по примеру апостолов, готовился молитвой и сорокадневным постом. Как только азбука была готова, святой Кирилл перевел на славянский язык избранные места из Евангелия и Апостола. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, писанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: “Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. ”
В 863-ом году святые братья отправились в Моравию со своими учениками Гораздом, Климентом, Саввой, Наумом и другими. Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов и дали им перевес над немецкими проповедниками. Этим успехам завидовали немецкие и латинские проповедники и всячески противодействовали святым братьям. Они распространяли в народе мнение, что слово Божие можно читать только на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Господнем, а именно: на еврейском, греческом и латинском, называли Кирилла и Мефодия еретиками за то, что святые братья проповедовали на славянском языке и, наконец, принесли на них жалобу папе Николаю.
Папа пожелал видеть славянских благовестников. Уважая папу, как одного из патриархов, и надеясь найти у него помощь для своего святого дела, святые братья отправились в Рим. Они несли с собой часть мощей равноапостольного Климента, папы Римского, и переведенные ими священные книги. Папа Николай 1-й, не дождавшись их скончался. Преемник его папа Адриан, желавший умиротворения Церкви, принял святых проповедников с великим почетом. Он вышел к ним навстречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа, принял от них святые мощи и с благоговением положил их в церковь святого Климента, а книги, переведенные на славянский язык, освятил на престоле древнейшей римской базилики, называемой Марии Большой. Вскоре по прибытии в Рим, Кирилл опасно занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и мирно скончался (14 февраля 869 г.).
Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.
Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.
Кирилл и Мефодий | Христианская история
«Нельзя оценить значение для будущего Православия славянских переводов [Кирилла и Мефодия]». — Православный апологет Тимоти Уэр
Когда моравский князь Ратислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров в Моравию «для разъяснения нам христианских истин на нашем родном языке», были посланы братья Кирилл и Мефодий. Они уже заработали репутацию проницательных мыслителей и администраторов. К концу своей жизни они были на пути к тому, чтобы стать самой знаменитой миссионерской командой в истории Восточного Православия.
Политика литургии
Они родились «Константин» и «Михаил» в семье высокопоставленного офицера византийской армии, и оба учились в Императорской школе Константинополя. Каждый из них сделал успешную карьеру: Константин (позднее Кирилл) был профессором философии в Императорской школе; Михаила, сначала наместником в Македонии, а затем настоятелем монастыря в Малой Азии (где он принял имя Мефодий).
Хронология | |
781 | Алкуин становится королевским советником Карла |
787 | Второй Никейский собор улаживает спор об иконах |
800 | Карл Великий коронован императором Священной Римской империи г. |
815 | Кирилл и Мефодий род. г. |
885 | Кирилл и Мефодий умирают |
909 | Монастырь в Клюни основан г. |
В 863 году, когда они начали свою работу среди славян, они стали использовать в литургии славянский язык. Они перевели Библию на язык, позже известный как старославянский (или староболгарский), и изобрели славянский алфавит на основе греческих букв, который в своей окончательной кириллической форме до сих пор используется в качестве алфавита для ряда славянских языков.
Международная политика вскоре закрутилась вокруг их маленькой миссии. Немецкий архиепископ Зальцбургский утверждал, что Кирилл и Мефодий вторглись на его церковную территорию. Ревнуя к церкви в Риме, архиепископ настоял на том, чтобы в литургии использовалась латынь, а не славянский язык.
Итак, в 868 году братья оказались в Риме, объясняясь с папой Адрианом II, который встал на их сторону и официально разрешил использование славянской литургии. Хотя Кирилл умер в Риме, Мефодий был отправлен обратно к славянам в качестве легата Адриана и архиепископа Сирмия, провинции, включавшей всю Моравию.
Когда власть в Моравии перешла в новые руки, правительство бросило Мефодия; его обвинили в узурпации власти католических архиепископов и в «скандальном использовании славянского языка» в литургии. С ним жестоко обращались, он был заключен в тюрьму и освобожден только благодаря вмешательству Папы Иоанна VIII.
Успешное изгнание
К сожалению, после смерти Мефодия папа Стефан V отменил постановление Иоанна VIII и запретил использование славянской литургии. Вичинг, преемник Мефодия, изгнал учеников Кирилла и Мефодия.
Изгнание только способствовало распространению их творчества. «Нельзя оценить значение славянских переводов для будущего Православия», — сказал православный апологет Тимоти Уэр. Славянская литургия и Библия распространились по всей Восточной Европе и породили Болгарскую и Сербскую православные церкви (которые до сих пор используют славянскую литургию). Россия, принявшая православие примерно через столетие после смерти Мефодия, продолжает пользоваться его кириллицей и по сей день.
Святые Кирилл и Мефодий | Францисканские СМИ
Изображение: Памятник святым Кириллу и Мефодию в городе Враца, Болгария | фото MrPanyGoff
День святого Валентина на 14 февраля
(Кирилл: ок. 827 – 14 февраля 869 | Мефодий: ок. 815 – 6 апреля 884)
Аудиофайл
902010 Святой Кирилл и Рассказы Мефодия
Поскольку их отец был офицером в части Греции, населенной многими славянами, эти два брата-грека в конечном итоге стали миссионерами, учителями и покровителями славянских народов.
После блестящего курса обучения Кирилл (которого звали Константином, пока он не стал монахом незадолго до своей смерти) отказался от наместничества в округе, которое его брат принял среди славяноязычного населения. Кирилл удалился в монастырь, где его брат Мефодий стал монахом после нескольких лет пребывания на государственной должности.
Решающая перемена в их жизни произошла, когда герцог Моравский попросил у восточного императора Михаила политическую независимость от немецкого правления и церковную автономию (иметь собственное духовенство и литургию). Кирилл и Мефодий взяли на себя миссионерскую миссию.
Первой работой Кирилла было изобретение алфавита, который до сих пор используется в некоторых восточных литургиях. Его последователи, вероятно, сформировали кириллицу. Вместе они перевели на славянский язык Евангелия, Псалтирь, послания Павла и богослужебные книги и составили славянскую литургию, весьма неправильную тогда.
Это и их свободное использование местного языка в проповедях вызвало противодействие со стороны немецкого духовенства. Епископ отказался рукополагать славянских епископов и священников, и Кирилл был вынужден обратиться в Рим. Во время визита в Рим он и Мефодий имели радость видеть, что их новая литургия одобрена папой Адрианом II. Кирилл, долгое время инвалид, скончался в Риме через 50 дней после принятия монашеского облачения.
Мефодий продолжал миссионерскую деятельность еще 16 лет. Он был папским легатом для всех славянских народов, рукоположен во епископа, а затем получил древнюю кафедру (ныне в Чехии). Когда большая часть их прежней территории была выведена из-под их юрисдикции, баварские епископы ответили бурей яростных обвинений против Мефодия. В результате император Людовик Немецкий сослал Мефодия на три года. Папа Иоанн VIII добился его освобождения.
Так как франкское духовенство, все еще озлобляясь, продолжало свои обвинения, Мефодию пришлось отправиться в Рим, чтобы защищаться от обвинений в ереси и отстаивать свое использование славянской литургии. Он снова был оправдан.
Легенда гласит, что в лихорадочный период деятельности Мефодий за восемь месяцев перевел на славянский язык всю Библию. Он скончался во вторник Страстной недели в окружении учеников в своем соборном храме.
Противостояние продолжалось и после его смерти, и работа братьев в Моравии была подорвана, а их ученики рассеяны.