Андрей кураев сайт официальный: КУРАЕВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — Древо
Содержание
КУРАЕВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — Древо
Протодиакон Андрей Кураев |
Кураев Андрей Вячеславович (род. 1963), протодиакон, сверхштатный клирикМосковского храма Архистратига Божия Михаила — патриаршего подворья в Тропарёве, профессор, публицист, автор многих книг, сектовед
Родился 15 февраля 1963 года в городе Москве.
Несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической. В старших классах школы Андрей выпускал газету «Атеист».
В 1979 году поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и научного атеизма. Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей. Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал). Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда «безбожно» лжет, критика бьет мимо цели. Осенью 1982 года принял крещение.
В 1984 году, по окончании университета, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её; в 1985 году перешёл на работу секретарём в Московскую духовную академию.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию.
В том же году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты «каким-то семинаристом». Областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея в Румынию.
Продолжил образование в Бухарестском Богословском институте.
8 июля 1990 года в Румынии рукоположен в сан диакона в состоянии целибата.
«Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское православие (а для меня православие — вселенская религия). Кроме того, Румыния — очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили».
По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 год работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Ректор порекомендовал отца Андрея. «Патриарх встретил меня с улыбкой: «Говорят, Вы хорошо умеете писать?» — «Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии — чтобы не повторять десять раз одно и тоже». Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: «Нет, Ваше Святейшество…» Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой — ту деятельность воспринимал скорее как послушание».
В 1992 году окончил Московскую духовную академию.
В 1993-1996 годах был деканом философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году получил учёное звание профессора богословия. В июне 1997 года состоялась предзащита докторской диссертации А.Кураева по философии на кафедре философии религии и религиоведения МГУ.
С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.
С осеннего семестра 2004 года основное место работы – Московская духовная академия (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжалось).
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Профессор, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики Московского Православного Свято-Тихоновского института. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религоведения философского факультета МГУ.
12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника “Богословские труды”.
24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной богословской комиссии.
Патриаршим указом № 6878 от 25 сентября 2007 года освобождён от послушания сверхштатного клирика Московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и назначен сверхштатным диаконом Московского храма Архистратига Божия Михаила — Патриаршего подворья в Тропарёве.
5 апреля 2009 года возведён в сан протодиакона в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе патриархом Московским и всея Руси Кириллом «за активное миссионерское служение и работу с молодёжью».
27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — секретарь Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ Межсоборного присутствия [1].
Регулярно выступал в СМИ с резкими и провокационными заявлениями, в связи с чем постановлением Ученого совета МДА от 12 марта 2012 года ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви». Положительной реакции со стороны о. Андрея на это постановление не последовало.
30 декабря 2013 года Ученый совет МДА констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении [2].
Награды
- Церковные:
- медаль преп. Сергия Радонежского II степени (1988 год)
- орден преп. Сергия Радонежского 3-й степени (от патриарха Алексия II, 15 февраля 2003 года)
- камилавка (от патриарха Кирилла, 5 апреля 2009 года)
- Светские:
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
- знак отличия «Гражданская доблесть» (награда Президента Республики Саха (Якутия), 2005 г.)
Труды
- Все ли равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию. — Клин, 1994.
- Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. — М., — Клин, 1995.
- На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? — М., 1994. (в соавторстве с В. Лурье).
- Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1995.
- О вере и знании — М., Аргус, 1995.
- О нашем поражении. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1996. Перепечатка: О последних судьбах нашего мира. Три взгляда из разных эпох. М., Отчий дом, 1998.
- Раннее христианство и переселение душ. — М., Гнозис, 1996. 2-е издание, исправленное и дополненное — М., Сретинский монастырь, 1998.
- Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. — М., Отчий дом, 1997.
- Христианская философия и пантеизм. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
- Школьное богословие. — М., Благовест, 1997.
- Протестантам о Православии. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
- Да ли сви путеви воде ка Богу? Огледи на Православльу у постхришчанском свету. — Цетинье, Светигора, 1997. (На сербском языке).
- Если Бог есть любовь. — М., Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт, 1997.
- Православие и право. Церковь в светском государстве. — М., Издательство Сретенского монастыря, 1997/
- Вызов экуменизма. М., Благовест, 1997.
- Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., Благовест, 1997.
- Оккультизм в Православии. М., Благовест, 1998.
Использованные материалы
- Официальный сайт о. Андрея Кураева
- http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7
- Биография на сайте МДА
- http://www.mpda.ru/persons/27781/index.html
[1] «Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html
[2] Состоялось очередное заседание Ученого совета МДА, 30 декабря 2013 г. — http://www.mpda.ru/news/text/2027629.html или http://www.patriarchia.ru/db/text/3488723.html
Протодиакон Андрей Кураев — работы и публикации читать на сайте Правмир
Протодиакон Андрей Кураев — работы и публикации читать на сайте Правмир
Дополнительные настройки поиска
Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Родился в Москве на Сретенье 1963 года (15 февраля). В 16 лет поступил в МГУ. В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую Духовную Академию. В 1988 г. окончил Московскую Духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В 1992 г. окончил Московскую Духовную Академию. В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы – МДА (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжается). В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной Академии. В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия. Решением Синода от12 марта 2002 года включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды». Решением Синода от 24 декабря 2004 года включен в состав Синодальной Богословской комиссии. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени. Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Вселенская родительская суббота 22 февраля в 2020 году: Там — все верующие
Перед началом и в дни Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!» Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, «тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие».
Инквизиция. Просто статистика
Тотальный чёс историков по архивам показал непривычно малые цифры
Уважаемый коллега, позвольте кое в чем с Вами не согласиться
Протодиакон Андрей Кураев отвечает на статью о русском православии и Президенте В. Путине
Протодиакон Андрей Кураев: Буду теснее дружить с книгами
Не уверен, что мои работы можно будет в ближайшее время прочитать.
Православие — это религия Преображения
Я не знаю, почему именно девятнадцатого августа празднуется Преображение. Но я — хотя бы отчасти — понимаю, почему Преображение празднуется вообще.
Ураза-Байрам в день Крещения Руси — протодиакон Андрей Кураев
Ураза-байрам нужно сравнивать с Рождеством или Пасхой, а не с днем, с которым он случайно совпал.
Если ребенок не хочет креститься, и если родители против крещения — как поступить?
Протодиакон Андрей Кураев о том, стоит ли крестить ребенка против его воли, и можно ли крестить ребенка без согласия на то родителей
День Святого Духа. Духов день в 2023 году — 5 июня
Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.
Pussy Riot: что на самом деле сказала Церковь и что из этого сделали другие Square Фото: Денис Бочкарев через Wikimedia
С начала года много говорилось и писалось об участницах Pussy Riot, осужденных за «хулиганство на почве религиозной ненависти» после совершения так называемого панк-молебна в Храм Христа Спасителя в центре Москвы. Суд над ними в целом рассматривался как политически мотивированный, и Amnesty International объявила обвиняемых узниками совести. В августе 2012 года Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич были приговорены к двум годам лишения свободы, но позже срок заключения Самуцевич был отсрочен по апелляции.
Поскольку их «преступление» было совершено в одном из самых громких храмов Русской Православной Церкви, в полемику были втянуты Церковь и ее официальные представители. Вопросы о позиции православной иерархии по этому вопросу и ее отношениях с государством широко обсуждались как в российских, так и в зарубежных СМИ. Они были подкреплены обвинительным актом и приговором, в которых подчеркивался ущерб, который якобы нанесла панк-молитва православным.
В одном сообщении говорилось, что Церковь заняла очень строгую позицию по отношению к инциденту. Учитывая явно оскорбительные и, возможно, богохульные тексты, содержащиеся в панк-молитве, эти сообщения вполне заслуживают доверия. Но они рассказывают только половину истории. На самом деле, особенно жестко подходил к делу в основном один клирик, глава церковного Отдела по связям с обществом Всеволод Чаплин.
Именно он лоббировал посадку участников спектакля и призывал к привлечению трех женщин к уголовной, а не административной ответственности. New York Times цитирует его слова о том, что панк-молитву следует квалифицировать как «экстремистскую», что по статье 282 УК РФ влечет за собой еще более суровое наказание, чем тот вид хулиганства, за который группа в итоге была осуждена.
В отличие от этого, однако, известный православный публицист, профессор богословия Московской духовной академии и семинарии, протодиакон Андрей Кураев заявил, что Церковь должна относиться к панк-молитве как к шутке. В своем блоге в ЖЖ он написал, что масленица [масленица] была «временем шутовства» и объясняла, что подобные действия считались бы нормальными во времена правления Петра Великого. В другом месте он высказался против обвинений и рекомендовал, чтобы клирик приглашал исполнителей на блины и медовуху, как это принято во время масленицы . Их должны были впоследствии попросить покаяться в соборе в День прощения, сказал Кураев. День прощения знаменует окончание карнавального сезона и предшествует началу Великого поста, за 40 дней до Пасхи. Таким образом, Кураев занял позицию, диаметрально противоположную жесткой позиции Всеволода Чаплина.
Помимо этого, глава Информационного отдела Церкви Владимир Легойда опубликовал на официальном сайте Церкви ряд комментариев, касающихся судебного процесса над Pussy Riot. Он подчеркнул, что хотя православный истеблишмент и обиделся на панк-молитву, он намерен занять абсолютно нейтральную позицию по делу о хулиганстве. Но он также упомянул, что лично не считает, что трех женщин нужно держать под стражей и что Церковь, вероятно, будет лоббировать смягчение приговора, если суд вынесет особо строгий приговор. Его слова можно понять как косвенный призыв к их освобождению и рассмотрению судом условного приговора. Это показывает, что для Церкви практически невозможно оставаться абсолютно нейтральной в этом вопросе из-за ее статуса одной из потерпевших сторон.
Это нежелание официальных лиц принимать более активное участие в судебном процессе в сочетании с очень разными мнениями Чаплина и Кураева создало для общественности запутанный и противоречивый образ. Поэтому неудивительно, что в средствах массовой информации позиция церкви была несколько неточна. Более того, это отсутствие ясности создало вакуум, которым воспользовался суд под давлением Кремля. Следовательно, на суде церковь и русская православная община были представлены как жертвы, которых государство должно было защитить.
Интересно, что только защита обратила внимание на политическую подоплеку действий Pussy Riot в соборе, но эта аргументация была отвергнута председательствующим судьей. Это, вместе с обвинительным актом и окончательным вердиктом, создало впечатление, что суд больше заботился о религиозном подтексте панк-молитвы, чем о ее политическом, и что нарушение православных норм является уголовным преступлением. Но это не так. Как указано в статье 14 Конституции России 1993 года, это светская страна, что означает, что государство не применяет и не должно обеспечивать соблюдение религиозных правил.
Однако в интересах суда и Кремля было придать делу религиозную окраску, поскольку это позволило им представить себя защитниками православной общины, которая, по некоторым оценкам, составляет 80% населения России. Должно быть, это помогло отвлечь внимание общественности от политического мотива, лежащего в основе судебного процесса над Pussy Riot: обуздания части растущего оппозиционного движения. Так что в данном случае светская власть использовала Церковь в своих целях. Но это не значит, что это норма в постсоветской России. На самом деле, я бы сказал, что это вопиющее использование православной религии, вероятно, удивило саму Церковь. Еще неизвестно, какое влияние это окажет на будущие отношения между православной иерархией и Кремлем.
Катя Рихтерс — научный сотрудник Эрфуртского университета. В 2009 году она защитила кандидатскую диссертацию по политической культуре Русской Православной Церкви в SSEES и в настоящее время изучает православные церкви в посткоммунистической Украине и влияние на них частых визитов Патриарха Кирилла в страну.
Ее книга о Постсоветской Русской Православной Церкви: политика, культура и Великая Россия только что был опубликован Routledge и будет запущен на мероприятии в SSEES 12 ноября. Мероприятие является бесплатным и открытым для всех, включая представителей общественности, и регистрация не требуется. Для получения более подробной информации свяжитесь с Сетом Грэмом.
Примечание. В этой статье представлены взгляды автора (авторов), а не позиция исследовательского блога SSEES, Школы славянских и восточноевропейских исследований или UCL .
Рубрики Без рубрики
Теги: Андрей Кураев, Церковь, День прощения, Екатерина Самуцевич, Мария Алехина, масленица, Москва, Надежда Толоконникова, оппозиция, Православие, Православие, Петр Великий, панк, Pussy Riot, Россия, Россия Православная церковь, суд, Владимир Легойда, Всеволод Чаплин
Очередь на поцелуи из-за коронавируса Русская православная церковь не закрывает свои двери и не использует чистые ложки, несмотря на глобальную пандемию — Meduza
- Поделись или
Нравится тебе это или нет
Источник: Медуза
Татьяна Горд / Коммерсант
1
Что случилось?
10 марта в Казанский собор Санкт-Петербурга была перенесена часть мощей Иоанна Крестителя. Несмотря на распространение коронавируса, святыню посетили сотни православных прихожан. Журналисты на местах подтвердили, что волонтер вытирает реликвию тряпкой после того, как прихожане целуют ее, но поток людей настолько стремителен, что святыню не убирают после каждого поцелуя. Это единственная мера предосторожности, которую в настоящее время принимает собор, чтобы остановить распространение болезни. Реликвия останется в Санкт-Петербурге до 17 марта, когда вернется в Израиль.
Почему это происходит?
Очередь для нестерилизованных поцелуев не нарушает официальную позицию РПЦ о мерах безопасности в условиях глобальной пандемии коронавируса. Представитель церкви недавно сообщил журналистам, что организация не планирует закрывать храмы или отменять богослужения, хотя священнослужители говорят, что будут прислушиваться к мнению городских властей и медицинских работников. В Липецке, например, церковь отменила кортеж против COVID-19после того, как местные власти запретили все массовые публичные собрания, чтобы помочь противостоять распространению болезни.
Ввели ли церкви новые меры безопасности?
Да. Русская Православная Церковь призвала к более частой дезинфекции киотов и введению одноразовых чашек для запивки (вино, разбавленное водой, выпитой после причастия), а также призвала прихожан, испытывающих «симптомы ОРВИ», оставаться дома. Само причастие по-прежнему будет происходить с использованием одной ложки. Не исключено, что люди будут обследованы на симптомы коронавируса, прежде чем их допустят в некоторые церкви. Духовенство уже запросило температурные измерения у священников и членов Московской епархии.
Неужели Русская Православная Церковь не понимает опасности здесь?
Много споров и разногласий. Протоиерей Иаков Баглиен из Западно-Американской епархии в Корваллисе, штат Орегон, преуменьшил угрозу, указав, что причащение может привести к распространению респираторных и кишечных инфекций даже в отсутствие глобальной пандемии. Он также утверждает (ошибочно), что ложка, используемая при причастии, стерильна, потому что ее постоянно обмакивают в вино.
Священный Синод Элладской Церкви официально заявил, что коронавирус не может передаваться через причастие. Ссылаясь на теологические аргументы, протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев говорит, что согласен с этой оценкой.
Очевидно, подразумевая некую форму божественного иммунитета, некоторые священнослужители, которые выступают за продолжение посещения церкви и участия в причастии во время глобальной пандемии коронавируса, говорят, что есть священники, которые провели годы в больницах рядом с людьми с инфекционными заболеваниями, но никогда не заболели. Священный синод Кипрской церкви, например, привел этот аргумент. Правмир также поговорил с несколькими российскими священниками, которые разделяют эту точку зрения (хотя сайт не рекомендует следовать их примеру).
Другие священники в России просто сказали, что ходить в церковь по-прежнему можно, если только государственные чиновники не вводят формальные ограничения. Митрополит Иларион сказал об этом, а также предположил, что Церковь рассмотрит вопрос о введении одноразовых ложек для причастия.