Архитектор собора смольного: Cмольный собор в Санкт-Петербурге: описание, история, фото

Разное

Cмольный собор в Санкт-Петербурге: описание, история, фото

Смольный собор в Санкт-Петербурге – центральная часть монастырского комплекса, располагающегося на левом берегу Невы. Со всех сторон он окружен церквями, при этом архитектурный ансамбль выстраивается в форму креста. Архитектор Воскресенского Смольного собора – Бартоломео Франческо Растрелли, он же сотворил Зимний, Воронцовский, Строгановский и Екатерининский дворцы. Архитектурный стиль Смольного собора – барокко, как и многих других шедевров итальянского мастера.

Воскресения Христова Смольный собор в цифрах:

  • основан в 1748 году;
  • в 1835 году были завершены отделочные работы;
  • высота Смольного собора составляет почти 94 метра;
  • 5 куполов венчают собор;
  • почти 6000 человек одновременно могут находиться в здании.

Содержание

История Смольного собора

Возведение собора

Чертеж фасада Смольного собора 1748-1764г., Растрелли, Бартоломео Франческо

Все свое детство Елизавета Петровна провела в Смольном доме. В 1740-е годы, вскоре после восхождения на престол, она указала построить на месте дома монастырь. Он должен был быть величественным, с домовыми церквями и колокольней. Елизавета Петровна планировала в тихом месте прожить спокойную старость. Здесь же она велела учредить институт для девушек, родом из дворянских семей. Планирование будущего монастыря было поручено Франческо Растрелли.

30 октября 1748 года состоялась закладка собора. Молебен отслужил и положил основание монастырю архиепископ Симеон. Назван он был Воскресенским – по соборному храму. Бригадиром был назначен Мордвинов Яков Андреевич. В 1749 году помощником Растрелли стал Христиан Кнобель. Через 3 года после закладки собора завершились подготовительные работы, были заложены фундаменты, и начался этап активного строительства.

Благодаря тому, что императрица не жалела финансирования на возведение монастыря, работы велись с размахом. На забивку свай под фундамент и складку стен были привлечены тысячи мастеровых и солдат. Каждый день на стройке работали около 3500 солдат. Строительные материалы изготавливали на невских, олонецких и уральских заводах.

Строительство продвигалось очень быстро, вскоре в Москве были отлиты колокола, архитектор завершил проекты иконостасов, и уже шла подготовка церковной утвари. Однако началась Семилетняя война с Пруссией, и финансирование на возведения монастыря было урезано, а работы замедлились.

Планами Елизаветы Петровны провести старость в этом монастыре не суждено было сбыться. При ее жизни строительство было окончено только на этапе черновых работ. После смерти императрицы работы остановились.

В 1762 году, после того, как Растрелли уехал в Италию, главным архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Средств для завершения не хватало, здание училища и отделка собора не были завершены, а возведение колокольни отменили. В 1768 году завершилась установка украшений и скульптур.

Собор еще 70 лет так и оставался недостроем, а его состояние ухудшалось с каждым годом. Своды покрылись трещинам, а вода затопила подвалы. Только в конце 1820-х годов работы были возобновлены. Указ издал Николай I, а в 1828 году был объявлен конкурс по оформлению Смольного собора, однако, работы начались только спустя 4 года. После масштабной реставрации собор был покрашен в желтый цвет с золочеными звездами – такое желание высказал император. Также было отлито 12 колоколов, а в 1832 году установили деревянный иконостас.

Изначально Растрелли планировал собор холодным – без какого-либо отопления. Архитектор Василий Петрович Стасов, руководивший проектом, отмечал, что в стенах с особым трудом пробивали трубы для печей. В 1835 году собор был достроен, спустя 87 лет после его закладки.

Собор до революции 1917 года

Церковь Смольного монастыря, 1839 год, гравюра А. Дюран

В год окончания строительства храм был освящен во имя Воскресения Христова, а северный придел был освящен во имя святой Елизаветы – в память основательницы монастыря. Другие придела освятили во имя Марии Магдалины и Марии Федоровны.

Николай I присвоил храму статус собора всех учебных заведений, в память о матери. На алтарной стене выводились названия всех школ и институтов, которые входили в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. Собор финансировался средствами Государственного Казначейства.

На протяжении 90 лет в храме были регулярные богослужения. 22 июля по старому стилю праздновался день равноапостольной Марии Магдалины – в этот день на службу приезжала императорская семья.

Собор после революции

Смольный собор, фото С.Сергеева, 1936-1940г.

После революции собор перешел к церковной двадцатке, а в 1922 году было принято решение о его закрытии, а все имущество было изъято. После собор использовался в качестве склада для декораций, в подвале был оборудован бункер, который через некоторое время оснастили противоатомной защитой.

После окончания Великой Отечественной войны в соборе были найдены сохранившиеся вещи – разрушенный иконостас и другие. В 1967 году было принято решение о реконструкции собора. После завершения работ в здании разместили часть музея истории Ленинграда. И только в 1972 иконостас был окончательно демонтирован.

Затем, в 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный зал. В 2001 году, в результате урагана, с центрального купола упал крест, высотой 6 метров. В него попала молния, надломив его основание. Крест был возвращен на место в 2004 году после реставрации.

В этот же год Смольный собор включили в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводили концерты хоровой музыки, было закуплено оборудование и небольшой орган. На верхнем ярусе здания открыли смотровую площадку.

Возвращение собора церкви

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершает Божественную литургию

В 2009 году в Смольном соборе прошел первый после длительного перерыва молебен. С 2010 года было решено возобновить в нем регулярные богослужения. В этом же году установили временный иконостас, совершена Божественная Литургия митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Казанский кафедральный собор Петербурга в качестве подарка преподнес старинный престол, также были восстановлены запрестольный образ Богородицы. В 2011 году, впервые с 1931 года, прошел престольный праздник на Рождество Христово.

В 2013 году был освящен колокол, весом 10 тонн. Его отлили в Воронеже, на колокололитейном заводе Анисимова В.Н. Его украсили иконографическими сюжетами, а в нижней части отлили названия основных вузов Северной столицы. В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви.

25 января 2016 года собор передали РПЦ, в честь этого была совершена Божественная литургия. Настоятелю Смольного собора передали ключ от западных врат собора – реликвию XVIII века.

Узнать актуальное расписаний богослужений в храме Вы можете на официальном сайте.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.

Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы,  кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники  Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

Современное состояние

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

Концертный хор Санкт-Петербурга

В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2016 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.

Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.

Легенды и тайны Смольного собора

Конечно, имею столь необычную, и местами тяжелую судьбу, Смольный собор окутан тайнами и легендами.

Еще до того, как был основан Петербург, это место считали «нечистым» и называли чертовым берегом. Жителям приписывали способность общаться с нечестью, а Петр I указал оборудовать здесь хранить смолу. Смольные дворы же ассоциировались с библейским адом.

Другие легенды рассказывают о призраках, один из которых принадлежит монаху. Говорят, что сотрудник КГБ, который охранял архив, как-то повстречался с ним, и пытался убить пистолетом. Есть миф о призраке аптекаря, который ловил на звоннице голубей, чтобы использовать их кровь в своих микстурах. Однажды он не удержался, и упал с высоты – с тех пор его призрак и обитает у колоколов.

После того, как из-за урагана в 2020 пострадал крест собора, о нем стали говорить «креста на нем нет». И, несмотря на то, что событие обыкновенное – в этот ураган не пострадал ни один другой собор.

Есть и приверженцы магии чисел. Ведь удивительно, что собор строили 87 лет, столько же лет проходили службы после его открытия, и также через 87 лет отслужили первый молебен после закрытия. Говорят, что 8 – символизирует щит, а 7 – меч, и считают собор защитником города.

Адрес и как добраться

Смольный собор располагается по адресу: площадь Растрелли, 1.

Ближайшая станция метро – «Чернышевская», от нее до храма около 30 минут пешей прогулки.

Рядом с собором находится одноименная остановка. Здесь останавливается автобус №136, а на остановке «Площадь Растрелли», что находиться чуть дальше, останавливаются автобус №74 и маршрутное такси №К-76.

Телефон для справок: (812) 900-70-15

Официальный сайт: http://smolnyspb.ru

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Санкт-Петербург.

Архитектура.: Смольный монастырь.

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. «Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли» и «»наиболее русским из его произведений» называют этот монастырь.
Его главное здание — Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, — лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: «Вот это храм!».

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить «отдельный апартамент». А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, «как здесь Ивановская башня». То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря — Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К  1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада — ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Искусство и архитектура барокко | Определение, характеристики, художники, история и факты

Артемизия Джентилески: Юдифь со служанкой

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Гуарино Гуарини
Сэр Сашеверелл Ситуэлл, шестой баронет
Паломино Де Кастро и Веласко
Жан-Франсуа де Лаарп
Франсиско Пачеко
Похожие темы:
искусство
барочная музыка
барочная архитектура
Позднее барокко
необарокко

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Барокко ?

Термин барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другой возможный источник — португальское слово 9.0024 barroco (испанский barrueco ), используемый для описания жемчуга неправильной формы. В искусствоведении слово барокко стало обозначать что-либо неправильное, причудливое или иным образом отступающее от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда имел значение странного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина « Ренессанс и барокко » (1888 г.) этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Подробнее читайте ниже:
Происхождение термина

Генрих Вельфлин

Прочтите об историке Генрихе Вельфлине, который превратил слово барокко из слегка завуалированного ругательного термина в название особого стиля и периода.

Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?

Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно и даже противоречиво. Течения натурализма и классицизма, например, сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Подробнее читайте ниже:
Происхождение термина

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане

См. пример характерной драмы и движения архитектуры барокко в дизайне Франческо Борромини для Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три основные тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация. Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545—63) приняла пропагандистскую программу, согласно которой искусство должно было служить средством возбуждения веры населения в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного. Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко строились в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу централизованного государства, явление, которое лучше всего проявилось в Версале. Третьей тенденцией было расширение интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемое развитием науки и исследованиями земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно усиленное коперниканским смещением Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира. Пейзажные картины, на которых люди изображаются в виде мельчайших фигурок в огромном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Подробнее читайте ниже:
Три основные тенденции эпохи

Контрреформация

Узнайте больше о Контрреформации, пропагандистской программе, принятой Римско-католической церковью для противодействия распространению протестантской Реформации с помощью искусства и архитектуры.

Какие художники связаны со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицистический и реалистический стили. Художница Артемизия Джентилески получила признание в 20 веке за ее техническое мастерство и амбициозные исторические картины. Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали в себя дизайн колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи барокко. Тем временем этот стиль немного проник в Северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого преимущественно римско-католического региона, управляемого испанцами, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к этому стилю. Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Подробнее читайте ниже:
Архитектура, живопись и скульптура

Артемизия Джентилески

Узнайте больше об Артемизии Джентилески, художнице эпохи барокко, чьи достижения стали известны в 20 веке.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре распространился по всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовался в декоративно-прикладном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто характеризуют как заключительную фазу барокко, но стиль отличается от своего предшественника своим интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте. Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и закончилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной трактовкой мифологических и любовных тем, введением семьи в качестве сюжета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом.

Рококо

Узнайте больше о рококо, стиле, который часто считается последней фазой барокко, но который во многих отношениях отличается от своего предшественника.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование и строительство зданий, созданные в эпоху в истории западного искусства, примерно совпадающую с 17 веком. Самые ранние проявления, произошедшие в Италии, относятся к последним десятилетиям 16 века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не происходили до 18 века. Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно, даже противоречиво. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Происхождение термина

Термин барокко, вероятно, произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другим возможным источником является португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине 9.0024 барочная жемчужина .

В художественной критике слово «барокко» стало использоваться для описания всего неправильного, причудливого или иным образом отступающего от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века придерживался с небольшими изменениями критики от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда имел значение странного, гротескного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только благодаря пионерскому исследованию Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888), что термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного оскорбления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее сфер как территориально, так и интеллектуально. К последним десятилетиям 16 века утонченный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах. Чтобы противостоять нашествиям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563) заняла пропагандистскую позицию, согласно которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общества в церковь. С этой целью церковь приняла сознательную художественную программу, чьи художественные произведения вызывали у верующих откровенно эмоциональную и чувственную привлекательность. Стиль барокко, развившийся из этой программы, был парадоксальным образом и чувственным, и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и передать впечатление о великолепии божественного. Церковные потолки в стиле барокко, таким образом, растворялись в нарисованных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечности и направляли чувства к небесным заботам.

Викторина «Британника»

Искусство и архитектура барокко: правда или вымысел?

Что вообще означает слово «барокко»? Что произошло в эпоху барокко? Проверьте свои знания с помощью этого теста.

Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий, сопровождавшаяся одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству. Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления см. в см. Рембрандт ван Рейн.)

Третьей тенденцией был новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно усиленного коперниканским смещением Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира. Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются как мельчайшие фигуры в обширной природной среде, свидетельствует об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться

Смольный собор, Санкт-Петербург

  1. Дом
  2. Россия
  3. Санкт-Петербург
  4. Достопримечательности
  5. Смольный собор

2

2

Среди выдающихся произведений итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли – ансамбль Новодевичьего монастыря в России, а Смольный собор гордо стоит как центр всего комплекса.

Смольный собор в Санкт-Петербурге – настоящий шедевр русского зодчества, яркое изящное здание, богато украшенное колоннами, пилястрами и многочисленными декоративными элементами. Его фасады богато украшены позолотой, что придает воздушному зданию нарядный и элегантный вид. Его небесно-голубой фасад и архитектура в стиле барокко напоминают Никольский собор, еще одну достопримечательность Петербурга, построенную в ту же эпоху.

Небольшие церкви стоят в каждом из четырех углов часовни, каждая из которых увенчана шлемовидным куполом, большим куполом и крестом. Благодаря своему архитектурному решению собор создает впечатление, что он больше, чем есть на самом деле. Чем ближе вы подходите, тем больше кажется, что он уменьшается в размерах, сохраняя при этом свой великолепный вид.

Строительство Смольного собора далось нелегко. Императрица Елизавета Петровна, когда-то пожелавшая стать монахиней, решила построить монастырь на территории своего дворца, где она проводила много времени в молодости. В 1744 г. императрица поручила Б. Ф. Растрелли, уже назначенному для работ над Зимним дворцом в Петербурге, составить планы и сметы на строительство аббатства. Ее мечтой было построить монастырский ансамбль с самой высокой в ​​России колокольней, который по красоте и величию превзошел бы все предыдущие сооружения. Почти 4 года архитектор кропотливо работал над проектом ансамбля. Летом 1748 года состоялась торжественная закладка фундамента, и к осени того же года началось строительство собора.

Официальное название аббатства — Воскресенский Новодевичий монастырь. Однако располагался он недалеко от дегтярного завода Адмиралтейских верфей, где варили и хранили деготь для постройки кораблей. Со временем верфь приобрела название «Смольный», а так как ансамбль был построен недалеко от Смольного двора, то и его вскоре прозвали Смольным.

В 1761 году, после смерти Елизаветы Петровны, строительство собора временно прекратилось. Этот грандиозный проект, начатый Бартоломео Растрелли, был продолжен архитектором Юрием Фельтеном в царствование Екатерины II. Архитектору было приказано закончить комплекс, но работы продвигались очень медленно. В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», а местом жительства девушек был выбран Смольный монастырь. Девушек, пришедших на тренинг, вскоре прозвали Смолянками.

Всего Смольный собор строился 87 лет, это самая долгая стройка во всем Петербурге. Окончательно проект был завершен выдающимся архитектором В.П. Стасов, закончивший строительство при Николае I и считавший за честь завершить начатое великим Растрелли. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен в честь Воскресения Христова. Огромный церковный зал, вмещающий до 6000 человек, был украшен мрамором, перед алтарями установлены три величественных иконостаса и балюстрада из граненого хрусталя. На следующие 90 лет в храме регулярно проводились службы.

В 1922 году, в послереволюционный период, было принято решение о закрытии собора. На протяжении десятилетий ансамбль использовался как склад, а во время Великой Отечественной войны в подвале собора был устроен бункер.

В 1967 г. церковь была реконструирована, а в 1974 г. в Смольном соборе открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 г. был пристроен концертно-выставочный комплекс, а с 2010 г. в Смольном соборе снова проводятся регулярные богослужения.

К несчастью для Елизаветы Петровны, возвышающаяся звонница так и не была достроена по ее желанию, и сегодня собор петербургской Петропавловской крепости может похвастаться самой высокой башней в городе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts