Мартин Лютер (1483-1546) — немецкий теолог и государственный деятель, положивший начало протестантской Реформации, основатель нового немецкого христианского вероисповедания (лютеранства). После окончания Эрфуртского университета (1505) был пострижен в монахи-августинцы, а в 1507 г. посвящен в сан священника. В 1512 г. назначен профессором библейской теологии в основанном в 1502 г. университете Виттенберга.
Когда Папа Лев X (был Папой в 1513-1521) 4 сентября 1517 г. разрешил проповедь индульгенции (папская булла о Великом отпущении грехов за деньги), Лютер прибил к церковным воротам княжеского замка в Виттенберге свои, ставшие вскоре знаменитыми, 95 тезисов, направленные против папской буллы и против проповедника индульгенций Иоганна Тецеля. С этого момента Лютер становится ключевой фигурой протестантского движения против принятого католической церковью кодекса этики, церковного ритуала и литургии.
В 1520 г. он объявляется Папой еретиком и отлучается от церкви. Лютер публично сжигает папскую буллу об отлучении, демонстрируя тем самым полное нравственно-религиозное размежевание с папством. В 1521 г. на диспуте в Вормсском рейхстаге он отстаивает идею свободы совести, критикует все инстанции церковного авторитета и требует замены их высшим авторитетом — Библией.
Посвятив 15 лет переводу Библии на немецкий язык, он сделал ее доступной для каждого. Отныне ни папа, ни епископ, никакой человек «не имеют права установить хотя бы единую букву над христианином, если не будет на это его собственного согласия; что делается иначе, делается в тираническом духе», всякий христианин на основе принципа «всеобщего священства» обладает правом ее собственного толкования и собственной защиты веры. В своей проповеди о необходимости личного и внутреннего отношения к Богу Лютер опирался на мистические идеи немецкого схоласта Мейстера Экхарта, приближавшего Бога к человеку (отрицая миссию католической церкви, он считал себя посредником между душой и Богом), и самоучки, самородка из народа, пантеиста Якова Бёме, полагавшего, что истину надо искать внутри себя, в глубине собственного духа.
Итак, провозглашено учение о «всеобщем священстве», о равенстве всех верующих перед Богом. Согласно его центральному догмату, христианин спасается единственно верой, даруемой Богом, без помощи католической церкви и ее религиозного закона. Каждый верующий оправдывается своей верой лично перед Богом. Провозглашается свобода вероисповедания. «Никто не может быть принужден к вере, но всякий призывается. Кто должен прийти, того Бог сам подвигнет призывом».
Отвергнут авторитет папских декретов и посланий, решений соборов. Выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников. Должны быть устранены монашество, прелаты римской курии и вся громоздская иерархия. Единственным авторитетом в вопросах веры является Священное Писание. Мирская деятельность рассматривается как служение Богу.
При разграничении функций светской и духовной власти Лютер допускал вмешательство светской власти в дела веры в случаях, когда кем-либо отрицались догматы Священного Писания или свершалось богохульство. Защищая свободу совести, Лютер выражал свое отношение к инакомыслию и еретическому движению:
«Еретиков надобно побуждать не огнем, а Писанием… Если бы все дело состояло в том, чтобы победить огнем, то палачи были бы ученейшими учителями в мире».
Провозглашенные Реформацией протестантские начала не отразились на отношении церкви к государству. Протестантизм уничтожил иерархию и духовенство, призвал всех верующих к участию в церковном управлении и признал одинаковую власть в слове Божьем и в совершении церковных таинств. Церковь превращалась в демократическую общину, члены которой обладали одинаковыми правами. Она не должна вмешиваться в мирские дела, давать указания светским властям, отменять гражданские законы. Протестантские епископы не имеют никакой власти и права свершать суд, кроме отпущения грехов. Духовный мир человека находится вне юрисдикции государства и его законов.
Взгляды Лютера поддержали не только бедные крестьяне южной части Германии, поддержку которых он отверг и восстание которых осудил (1524-1525). Их разделяли и немецкие коммерсанты, и князья — противники немецкого императора, чью помощь Лютер охотно принял. В различных кругах населения Реформация пробудила надежды на близкое водворение евангельского братства и полной свободы, на изменение всех социальных отношений. Недовольство старой церковью перешло в стремление реформировать всю общественную жизнь, включая и государство.
В работе «О светской власти» Лютер подкрепил значение светской власти своим признанием ее авторитета как карательной и защитной организации.
«Светская власть, — писал он, — имеет в руках меч и лозу, чтобы наказывать злых и защищать добрых».
На светскую власть как блюстительницу всех интересов общества возлагалось и попечение о делах веры, допуская современные в одном и том же лице, обязанностей князя и епископа. Лютер выдвинул теорию безусловного повиновения светской власти, утверждая, что Евангелие проповедует страдание и терпение и всякое восстание, несмотря на его справедливый характер, должно быть осуждено как противное христианскому закону, а участников восстания призывал истреблять, как бешеных собак. Это способствовало усилению светской власти и даже вызвало известное ее преобладание над церковной. Держась более закона, нежели церковной нормы, Лютер и его последователи — лютеране не создали особой церковной власти, единой церкви. Их церковь, естественно подчиняясь светской власти, получила вследствие этого монархическое устройство.
Реформация, таким образом, была не только религиозным, но и политическим движением, связанным с коренным преобразованием церковной и светской организаций, признанием самостоятельного значения государственно-политических отношений, пониманием свободы совести как неотчуждаемого права личности.
Ключевые слова: Ренессанс, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. …
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов….
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….
идеи, мысли, взгляды, движение: VIKENT.RU
Немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации в Европе.
«Мухаммед явился создателем новой мировой религии, которая была связана с фазой пассионарного подъёма целого суперэтноса — мусульманского мира. Лютер, напротив, был деятелем фазы спада пассионарного напряжения — фазы надлома, и его проповедь вовсе не была новым словом. Проповеди, призывавшие к Реформации — исправлению недостатков католической церкви, — звучали в Западной Европе и раньше, до Лютера: Гус в Чехии и Уиклиф в Англии говорили то же самое. Более того, обличения Лютера признавали правильными даже его противники, иерархи католической церкви. Никто не спорил с тем, что предоставление индульгенций превратилось в торговлю, что назначение на церковные должности «по блату» — зло, что невежество священников — зло не меньшее. Но, соглашаясь с доводами Лютера, католические прелаты утверждали, что лечение язв церкви — это дело Святого престола. Правда, сами они для исправления ситуации ничего не предпринимали. Из-за этого, собственно, и начались разногласия. «Физической» же основой Реформации стал раскол целостности христианского мира, вызванный резким падением его пассионарности после выхода из акматической фазы. Европа разделилась на протестантскую и католическую, и произошло это разделение в финале западноевропейского этногенеза, а не в начале его».
Гумилёв Л.Н., От Руси до России: очерки этнической истории, М., «Айрис-пресс», 2007 г., с.204-205.
«Лютер не был анархистом в политическом смысле. Он считал, что власть в светском государстве и желательна и необходима: «Гражданский меч будет и должен быть красным от крови». Анархизм Лютера относится к той особой области отношений, которая существует между человеком и его совестью — или, если Вам угодно, между всем, что есть ещё в человеке, и одной важной силой, влияющей на его решения. Эти отношения носят специфический, глубоко личный характер. Сущность учения Лютера, а вместе с тем всего протестантства и вообще индивидуализма заключается в признании, что в целом взаимоотношения между человеком и его совестью имеют более важное значение и более результативны, чем взаимоотношения между разными лицами в любых общественных организациях и в любом организованном обществе. Несомненно, трудно быть еретиком, не разделяя этой или какой-либо подобной ей идеи».
Бэрроуз Данэм, Герои и еретики. Политическая история западной мысли, М., «Прогресс», 1967 г., с.304.
«Папа Лев X увидел в бунте Лютера всего лишь очередную «монашескую перебранку» и долгое время не относился к нему с той серьёзностью, которую он заслуживал. Когда Лютер, почти три года спустя по выдвижении своих 95 тезисов, наконец получил папскую буллу о своём отлучении от Церкви, он публично сжёг её. На заседании императорского ландтага Священной Римской Империи Габсбургов Карл V самолично заявил, что правда не может быть на стороне одного-единственного монаха, отрицающего всякую ценность предыдущего тысячелетнего периода христианства. Желая сохранить единство христианской Церкви и столкнувшись с упрямым отказом Лютера отречься, он наложил императорский запрет на доктрину Лютера, а его самого объявил еретиком. Однако теологическое бунтарство Лютера, найдя поддержку среди мятежных немецких князей и рыцарей, вылилось в крупные волнения, стремительно вышедшие из национальных берегов Германии…»
Ричард Тарнас, История западного мышления, М., «Крон-пресс», 1993 г., с. 196-197.
Юный Карл Маркс так охарактеризовал историческое значение реформы: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека. Но если протестантизм не дал правильного решения задачи, то всё же он правильно поставил её. Речь теперь шла уже не о борьбе мирянина с попом вне мирянина, а о борьбе со своим собственным внутренним попом, со своей поповской натурой».
Карл Маркс, К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 г.- январь 1844 г.) / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 1, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 422-423.
Реформация в 500 лет (Европейский читальный зал, Библиотека Конгресса)
Дэвид Б. Моррис,
Немецкий региональный специалист,
Европейский отдел
Примечание. Предметы, описанные в этом посте, демонстрировались на одноименной выставке в Мемориальном здании Томаса Джефферсона Библиотеки Конгресса с 3 октября 2017 г. по 1 января 2018 г.
31 октября 1517 года Мартин Лютер повесил свои «Девяносто пять тезисов» против папских индульгенций или искупления грехов денежными платежами на дверях церкви в Виттенберге, Германия. Менее чем через четыре года католическая церковь заклеймит Лютера еретиком, а Священная Римская империя осудит его как преступника. Это были первые годы протестантской Реформации, поворотный момент в истории, который изменил не только христианскую веру, но и политику и общество всей Европы.
Столкновение между Лютером и католической церковью в Риме также стало первым в истории «информационным событием». Разработка Иоганном Гутенбергом печатного станка с подвижными литерами около семидесяти пяти лет назад оказала глубокое влияние на распространение мысли Лютера. Благодаря новой технологии его тезисы вскоре получили широкое распространение, что удивило даже Лютера. По мере того, как он распространял свою критику на другие области церковной политики, конфликт с Римом усиливался. Сторонники Лютера в оживленной печатной индустрии Германии сделали многие из его работ первыми «бестселлерами» в истории, а самого Лютера — одним из самых известных людей в Европе.
Следующие избранные произведения Лютера и других работ эпохи Реформации, хранящиеся в Библиотеке Конгресса, документируют не только развитие мысли Лютера по мере формирования конфликта с Римом, но и то, как книгопечатание в Германии превратилось в средство массовой информации в качестве общественного интереса к полемике. продолжал расти.
( Нажмите на изображение, чтобы увеличить его. Заголовки подписей связаны с записью каталога ).
И. Священник Лютер
Когда он опубликовал свои тезисы, Лютер был тридцатичетырехлетним священником и профессором богословия в Виттенбергском университете, провинциальном учреждении, основанном всего пятнадцатью годами ранее. На большинстве изображений Лютера, публикующего свои тезисы, изображен дерзкий монах, размахивающий молотом по двери церкви, но сцена, изображенная здесь, вероятно, более точна: помощник публикует тезисы, пока Лютер обсуждает их с коллегой. Лютер составил свои тезисы на латыни и задумал их как основу диспута или научных дебатов о папских индульгенциях. Размещение объявления о таком мероприятии на дверях церкви, которая была филиалом университета, было обычной практикой в то время.
Вильгельм Барон фон Левенштерн. Anfang der Reformation Luther lässt 95 Sätze gegen den Ablass an die Schlosskirche zu Wittenberg anschlagen. день 31. Октябрь 1517 (Начало Реформации, у Лютера есть 95 тезисов против индульгенций, вывешенных на Замковой церкви в Виттенберге 31 октября 1517). Штутгарт, 1830 г.
«Когда монета в сундуке звенит…»
Лютеровская критика индульгенций была не только академической. Католическая церковь со времен средневековья даровала индульгенции кающимся христианам в качестве формы отпущения грехов после того, как они выполняли запрещенные условия, такие как молитва или пост, но ко времени Лютера церковь прямо продавала индульгенции как источник дохода. Документ об индульгенции, показанный ниже, включает место для заполнения имени «вкладчика». Будучи священником, Лютер считал, что продажа индульгенций ослабляет личную мотивацию его паствы в поисках божественной благодати и использует их священные поиски спасения в мирских целях власти и богатства. Особенно Лютера возмутила вопиющая распродажа индульгенций в германских землях папским агентом Иоганном Тецелем, которому приписывают фразу: «Когда монета в сундуке звенит/душа из чистилища выныривает». Для Лютера эта монетизация веры была злоупотреблением церковной практикой в его юрисдикции, о чем он был обязан сообщить своему начальству. Он сделал это в тот же день, когда разместил тезисы, в том числе их копию с письмом своему архиепископу Альбрехту Майнцскому.
Католическая церковь, Субкомиссарий в Неготио Круциатае. Индульгенция (Индульгенция). Германия, 1482.
Альбрехт встретил письмо Лютера молчанием, ибо священник из Виттенберга задел чувствительный нерв высокопоставленной церковной администрации как в Риме, так и в Германии: папа Лев X и Альбрехт делили выручку от продажи индульгенций для финансирования щедрого строительства собора Святого Петра в Риме и оплатить долги Альбрехта. Что еще более важно, Святой Престол быстро усмотрел в тезисах Лютера более широкий вызов своей власти, поскольку право предоставлять индульгенции в конечном итоге принадлежало папе. По мере того как их конфликт приобретал форму, сопротивление церкви только укрепляло растущее убеждение Лютера в том, что Римская церковь развратилась, разрослась и отдалилась от своей паствы. В этом контексте «Девяносто пять тезисов» из академической программы превратились в манифест церковной реформы.
Фронты твердеют в Лейпциге
Первоначальная реакция Римской церкви на тезисы Лютера следовала установленной им научной и совещательной модели. Рим направил высокопоставленное духовенство и богословов для обсуждения Лютера в диспутах и предложил ему возможность отказаться от своих взглядов или смягчить их. Дебаты в Лейпциге в июле 1519 года, задокументированные здесь, стали поворотным моментом. В дебатах с выдающимся богословом Иоганном Экком Лютер стоял на своем, что было истолковано как прямой вызов папской власти. Позже Экк сыграл важную роль в том, чтобы убедить Папу Льва издать папскую буллу или указ, осуждающий взгляды Лютера как ересь и угрожающий ему отлучением от церкви.
Иоганн Экк. Диспутатион . . . eiusdem D. Iohannis Eccij & D. Martini Lutheri Augustiani q[uae] cepit IIII Iulij (Дебаты… между доктором Йоханнесом Экком и доктором Мартином Лютером, августинцем, начавшиеся 4 июля). Эрфурт: Маттес Малер, 1519. Коллекция Реформации.
Создание альянсов
Лютер сочетал свою критику церкви с призывом реформировать светские институты Германии. Ряд многочисленных принцев, рыцарей и другой знати Германии ощетинились под римским влиянием и видели в Лютере потенциального борца за освобождение Германии от него. В одном из важнейших произведений ранней Реформации Христианской знати немецкой нации Лютер стремился заключить союзы с этими группами, чтобы поддержать свою реформу церкви реформой немецкого общества. Излагая свои реформы, Лютер утверждал, что государство и его институты должны иметь власть над церковью.
Мартин Лютер. An den Christlichen Adel deutscher Nation: von des Christlichen Standes Besserung (Христианской знати немецкой нации: о реформе христианского сословия). Виттенберг: Melchoir Lotter dJ, 1520. Коллекция Мартина Лютера.
II. Лютер Еретик
В течение трех лет после того, как он опубликовал свои «Девяносто пять тезисов», Лютер не только упорствовал в своей критике церкви, но распространил ее практически на все области церковной власти в гражданском обществе и христианской вере. Тем временем немецкая пресса едва успевала за спросом на произведения Лютера. Таким образом, католическая церковь столкнулась не только с фундаментальным вызовом своим институтам и практикам, но и с вызовом, подкрепленным силой новой технологии. Потерпев неудачу в своих попытках заставить Лютера отречься, церковь ответила на эту угрозу, заклеймив Лютера еретиком и предав его Священной Римской империи для суда и наказания.
«Бык Антихриста»
Вскоре после диспута Лютера с Экком в Лейпциге распространились слухи, что Рим готовит папскую буллу, или декрет, осуждающий реформизм Лютера как ересь и угрожающий ему отлучением от церкви. Лютер не был уверен, была ли распространенная по слухам булла уловкой, придуманной Экком, чтобы заставить его подчиниться, или настоящим папским указом. В тексте «Против буллы антихриста » Лютер предпринял упреждающую атаку и осудил «кто бы ни написал эту буллу» как антихриста. Он призвал Экка и других своих критиков «показать, что я еретик, или высушить их слюну».
Мартин Лютер. Widder die Bullen des Endchrists (Против Быка Антихриста). Виттенберг: 1520 г. Собрание Мартина Лютера.
Церковь как Вавилон
Произведение, ярко демонстрирующее растущее отчуждение Лютера от католической церкви, Вавилонское пленение церкви было опубликовано всего через несколько месяцев после Христианской знати . С приближающейся папской буллой, Вавилонское пленение знаменует переход Лютера от реформ к революционному разрыву с Римом. Лютер отказывается от умеренного тона более ранней работы и направляет ожесточенную и гневную атаку на основу авторитета церкви. Сравнивая церковь с печально известным библейским городом Вавилоном, Лютер утверждает, что она злоупотребляла таинствами Христа в интересах сохранения своей власти в качестве посредника между Богом и верующими. Известный гравюрный портрет Ганса Бальдунга Грина является примером важности художников в растущем общественном сознании Лютера как личности, противостоящей многочисленным силам церкви и государства.
Мартин Лютер. Von der Babylonischen Gefengknuss der Kirchen (Вавилонское пленение церкви). Страсбург: Иоганн Шотт, 1520. Коллекция Мартина Лютера, Отдел редких книг и специальных коллекций.
«Восстань, Господи»
Папа Лев промульгировал буллу, осуждающую нераскаявшееся обвинение Лютера в адрес католической церкви в июне 1520 г. , и официальная копия наконец дошла до Лютера в Виттенберге в октябре. Обычно известна по латинской фразе в первых строках 9.0030 Exsurge, Domine (Восстань, Господи), булла обвиняет Лютера в ереси и выдвигает ультиматум: отречься от еретических утверждений в Девяносто пяти тезисах и других писаниях в течение шестидесяти дней или грозит отлучение от церкви. Произведения Лютера подлежали публичному сожжению, и все христиане, которые владели ими, читали или публиковали их, также подвергались автоматическому отлучению от церкви. Теперь у Лютера были причины опасаться за свою жизнь: наказание за ересь сожгли на костре.
Католическая церковь, Папа Лев X. Bulla contra errores Martini Lutheri et sequacium (Декрет против ошибок Мартина Лютера и его последователей). Рим, 1520 г. Коллекция ранних печатных изданий, Отдел редких книг и специальных коллекций.
Свобода христианина
Свобода личности — это нить, пронизывающая большую часть работ Лютера и придающая его теологическим аргументам политическую и социальную силу, которую церковь и государство быстро признали. Лютер составил О свободе христианина с сопроводительным письмом Папе Льву вскоре после получения папской буллы. Манифест индивидуальной свободы веры О свободе христианина станет одним из важнейших документов в учреждении новой, реформированной церкви. Столкнувшись с угрозой отлучения от церкви и казни, Лютер страстно призывает к личной свободе христианина в его личных отношениях с Богом и ближними без посредничества земных сил. В своем письме к папе Льву Лютер принимает примирительный тон по отношению к понтифику, но только для того, чтобы отличить его, «овцу среди волков, как Даниэля среди львов», от «безбожия» римской курии, которую он сравнивает с Вавилоном. , Содом и Гоморра. Хотя Лютер был адресован папе, он опубликовал свое послание на немецком языке в виде открытого письма, предназначенного для национальной аудитории. К тому времени, когда Папа Лев получил его на языке, которого он не умел читать, он уже стал бестселлером.
Мартин Лютер. Von der Fryheit eines Christen Menschen и Epistel zum Babst Leo (О свободе христианина и Письмо Папе Льву). Цюрих: Кристоффель Фрошуер, 1521. Коллекция Реформации.
Публичное сожжение
Благодаря средствам печати Лютер, возможно, стал первой «знаменитостью» в истории за пределами королевских династий Европы, а его образ был одним из самых известных в Европе. Лютер умело воспользовался этим статусом, подкрепив свое письменное презрение к папской булле драматическим актом неповиновения: 10 декабря, в шестьдесят дней, установленный папой для отречения или отлучения от церкви, Лютер публично сжег папскую буллу. Окруженный студентами и коллегами за воротами Виттенберга, Лютер бросил быка в костер вместе с другими антилютеровскими работами и изданиями канонического права. Во времена Лютера сожжение творений человека было мощным символическим актом, сродни сожжению самого человека. Жест Лютера был отчасти в отместку за сожжение церковью его произведений в соответствии с указаниями папской буллы. С этим взаимным преданием огню раскол между Лютером и Римом стал теперь необратимым. Менее чем через четыре недели, 3 января 1521 года, папа официально объявил Лютера еретиком.
Вильгельм Барон фон Левенштерн. Luther verbrennt die päpstliche Bulle und das canonische Recht vor Wittenberg, am 10 декабря 1520 (Лютер сжигает папскую буллу и канонический закон перед Виттенбергом). Штутгарт, 1830 г.
III. Лютер Преступник
Объявленная церковью еретиком, Священная Римская империя судила Лютера как преступника. На имперском сейме в Вормсе, созванном в апреле 1521 г., Лютер твердо придерживался своих взглядов. Несмотря на некоторую симпатию собравшейся знати к делу Лютера, у императора Карла V не было другого выбора, кроме как осудить его как преступника империи в так называемом Вормском эдикте. Теперь Лютер, враг церкви и государства, мог быть задержан или даже убит на месте. В ходе инсценированного «похищения» сторонники Лютера тайно увезли его в замок Вартбург под вымышленным именем. Находясь в Вартбурге, Лютер позже написал немецкий перевод Библии, который оказал глубокое влияние на развитие немецкого языка. Тем временем он продолжал свой напряженный писательский график вопреки запретам против него, а его союзники в печатной индустрии продолжали распространять его взгляды.
«Я стою»
Появление Лютера на имперском сейме в Вормсе стало сенсацией в СМИ. Он уже привлек толпы во время своего двухнедельного путешествия туда из Виттенберга, проповедуя массовым собраниям вопреки папской булле. В Вормсе актовый зал был переполнен, сторонники и противники Лютера столкнулись на улицах, а отчеты о слушаниях быстро попали в прессу и распространились по всей Германии. Стоя перед императором в окружении блистательной элиты Священной Римской империи, монах из Виттенберга столкнулся со стопками своих сочинений и приказал убрать их. Вместо этого Лютер возобновил темы индивидуальной свободы и личной веры в своих более ранних работах: «Я не могу и не буду ни от чего отрекаться, потому что действовать против своей совести опасно и угрожает спасению». Вызывающие слова Лютера станут декларацией независимости для поколений протестантов во всем мире: «Я стою здесь, я не могу поступить иначе, помоги мне Бог. Аминь».
Вильгельм Барон фон Левенштерн. Luther auf dem Reichstag zu Worms 1521 (Лютер на сейме в Вормсе). Штутгарт, 1830 г.
Примат веры
После побега в Вартбург Лютер продолжал писать множество статей. Трактат Суд Мартина Лютера над монашескими обетами стал бестселлером. Лютер опирается на темы «О свободе христианина» , чтобы доказать, что обеты противоречат слову Божьему, изреченному через Его заповеди. В предисловии, посвященном своему отцу Гансу, он признает, что Лютер-старший был прав, выступая против принятия сыном обета. Размышляя о своем пути к Богу, Лютер утверждает, что он заключается не в клятвах, а только в вере.
Мартин Лютер. Von dem geystlichen und kloster gelubten Martini Luthers urteyll (Суждение Мартина Лютера о монашеских обетах). Виттенберг: Никель Ширленц, 1522. Коллекция Мартина Лютера.
Христос и антихрист
В этом великолепном образце ранней печати Лютер выбрал цитаты из Евангелий и канонического права, чтобы противопоставить жизнь Христа коррупции и роскоши «антихристового» папы и его курии. Этот контраст наглядно изображен в тринадцати парах гравюр на дереве Лукаса Кранаха Старшего, крупного художника Северного Возрождения и приверженца Лютера. На представленной здесь паре изображен Христос, изгоняющий ростовщиков из храма, а справа папа продает индульгенции. Кранах и другие выдающиеся художники создали множество портретов Лютера, которые сделали его портрет одним из самых известных в Европе.
Лукас Кранах Старший. Passional Christi und Antichristi (Страсти Христовы и Антихрист). Виттенберг: Иоганн Рау Груненберг, 1521. Коллекция Лессинга Дж. Розенвальда.
Виттенбергский соловей
Название этого стихотворения и его гравюра на дереве изображают растущую славу Лютера: Виттенбергский соловей теперь слышен повсюду . Нюрнбергский сапожник и печатник Ганс Сакс был одним из многих художников, внесших свой вклад в это явление. (350 лет спустя Рихард Вагнер увековечил его в качестве главного героя своей музыкальной драмы Die Meistersinger von Nürnberg .) Поэма Сакса показывает славу Лютера в глазах его современников и массовую привлекательность его реформизма в Германии и других странах Европы.
Стихотворение Сакса также предвещает, как будущие поколения будут оглядываться на Лютера, особенно на те первые годы Реформации между публикацией Девяносто пяти тезисов и Вормским эдиктом. Сотрясая могущественную католическую церковь, священник и профессор из Виттенберга не только спровоцировал Реформацию, но и ускорил конец Средневековой Европы и возвестил Новое время, в котором права личности, подкрепленные средствами печати, будут повсеместно звучать как они бросили вызов древней власти церкви и государства.
Ганс Сакс. Die Wittenbergisch Nachtigall Die man Yetz höret überall (Виттенбергский соловей теперь слышен повсюду). Аугсбург: Филипп Ульхарт д.Э., 1523. Коллекция Мартина Лютера.
Верх стр.
Главная >> Интернет-публикации >> Лютер
MARTIN LUTHER’S MOVES на тело, желание и сексуальность
Сводная информация о выходе.
В 21 веке в философии биологии и исследованиях сексуальности преобладают противоположные взгляды идеалистического деконструктивизма и материалистического натурализма. Подобно номиналистам и схоластическим реалистам времен Мартина Лютера, современные философы, ученые, теологи и социологи спорят о том, формируют ли человеческие конструкции все, что известно, или материальный мир порождает истины о телах, желаниях и сексуальности. В контексте средневековых дебатов Лютер отверг философию как адекватную дисциплину в наиболее важных дискуссиях о человеческой природе. Он отвернулся от спекулятивной философии, чтобы сосредоточиться на евангелизации Евангелия. Сердцевиной реформации Лютера было его настаивание на истине Воплощения и оправдывающей благодати Бога, данной через смерть и воскресение Христа. Евангельское воззвание Лютера, уходящее своими корнями в Евангелия, письма Павла и первых отцов церкви, особенно Августина, переориентировало многие вопросы средневековой церкви, включая взгляды на тело, желание и сексуальность.
Понимание Лютером воплощения имело определенные последствия для его взглядов на тело, чувственность, желание и сексуальность. Из чтения Лютером Священных Писаний и его пастырской и семейной работы в мире он пришел к выводу, что люди — это телесные существа с физическими потребностями, побуждаемые желанием удовлетворять эти потребности. Человеческая потребность в отношениях также обусловлена желанием. Как Христос дружил, исцелял, кормил и омывал тела встречных, так и христианин призван к человеческим отношениям с другими и к телесному служению ближнему. Это верно и в отношении романтических отношений, которые имеют телесный элемент для Лютера, отвергавшего сексуальное воздержание как человеческую добродетель.
Лютеровское понимание оправдания крайне важно для этой дискуссии. Лютер знал, что грех наносит ущерб всем человеческим отношениям, в том числе любовным сексуальным отношениям. Поскольку грех для Лютера — это прежде всего проблема неверия, проблема, которая проявляется в ложной гордыне или отчаянии, решение проблемы греха — не закон, а вера в Божью искупительную благодать. То, что оправдывает желание и сексуальность, — это не послушание закону, а вера, которая позволяет Божьей любви течь от любящего к возлюбленному. В то время как гражданское применение закона может помочь влюбленным, стремящимся узнать, как лучше заботиться друг о друге, желание влюбленных оправдывается верой. Действительно, через веру желание любящего к возлюбленному становится всецело ради возлюбленного, желанием, которое учит любящего абсолютной любви Христовой. Таким образом, брак, включая обоюдное сексуальное желание супругов, является школой веры, которая, хотя и является греховной, но и оправданной.
У Лютера нет доктрины или трактата конкретно о телесных желаниях и сексуальности. Попытка создать такую доктрину была бы ошибочной. Однако богословские заявления Лютера о Воплощении и Божьей оправдывающей благодати через Христа переформулировали обсуждение этих вопросов в его дни. Современным дискуссиям и дебатам о сексуальности было бы полезно внимательно изучить лютеровскую реформу обсуждения этих вопросов.
Ключевые слова
Мартин Лютер
bodies
desire
sexuality
love
Augustine
Incarnation
justification
Brautliebe
Subjects
Theology and Philosophy of Religion
Christianity
You do not currently have access to this артикул
Логин
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.
Почему взрослым важно прививаться от кори. Как проверить наличие иммунитета. Какие противопоказания существуют для вакцинации. Куда делают укол и какие могут быть побочные эффекты. Где
Сколько должен есть новорожденный ребенок в первые месяцы жизни. Какой режим сна считается нормальным для грудничка. Что делать, если малыш часто просыпается и просит грудь.
Как правильно лечить насморк у ребенка. Что рекомендует доктор Комаровский при насморке у детей. Какие средства эффективны, а какие могут навредить. Как облегчить состояние ребенка
Можно ли кормить грудью при повышенной температуре. Как кормить новорожденного, если у мамы жар. Что делать при лихорадке у кормящей матери. Безопасно ли грудное вскармливание