Архитектура 18 19 века в россии: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Разное

Содержание

Архитектура 18 века в России

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Первая треть 18 века. Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Середина 18 века. Барокко и рококо

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Конец 18 века. Классицизм

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Архитектура 18 века в России [Российской империи] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Основная статья: Культура России в 18 веке

Содержание (план)

1. Архитектура при Петре I (до 1725 года)

2. Архитектура середины 18 века (1725-1762)

3. Архитектура при Екатерине II (вторая половина XVIII века)

3.1. Градостроительство

3.2. Классицизм

4. Картинки (фото, рисунки)

Архитектура при Петре I (до 1725 года)

см. Русское искусство начала 18 века#Русская архитектура начала 18 века

Архитектура середины 18 века (1725-1762)

В середине 18 века в архитектуре наибольшее воплощение нашло барокко. Высший расцвет русского и европейско­го барокко связан с творчеством архитекто­ра Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).

Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной, скульптурами, колоннами, которые ничего не поддержи­вают. В архитектуре практически отсут­ствуют горизонтальные линии. Идеал ба­рокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповто­римую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позоло­той сияли завершения колонн и скульпту­ра, а белоснежные колонны чётко выделя­лись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.


Загрузка…

Особой пышностью отличались ин­терьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивались шёлковой тканью, украша­лись зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали паркетом со сложным рисунком. Потолки расписыва­лись искусными живописцами. Хрусталь­ные люстры, изысканные дверные руч­ки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это ве­ликолепие. Дворцовые помещения вы­страивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные про­ёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме па­радных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «вы­ходах монарха», но и во всех ритуалах, даже танцах.

Архитектура при Екатерине II (вторая половина XVIII века)

Градостроительство

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градо­строительная программа. Строились новые и перестраивались ста­рые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались посе­ления. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она должна была не только заниматься гра­достроительными проблемами двух российских столиц, но и разраба­тывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Сле­дует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества: храмы, ко­локольни, крепостные сооружения.

Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (го­родские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, го­стиные дворы, общественные бани, складские помещения. В круп­ных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые до­ходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.

Классицизм

Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм. «Благородная простота и спокойное вели­чие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонталь­ные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, про­порциональны, уравновешены. Колонны не только служат украше­нием, но и имеют конструктивное предназначение — поддержива­ют перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёл­тый, кофейный, серый, палевый… Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Представители в Санкт-Петербурге

Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старое (Троицкий со­бор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).

Н. А. Львов (1751 — 1803) был известен не только как талантливый ар­хитектор, но и как выдающийся учёный, писатель, график, музыковед. Он создал первый художественный салон (кружок), в который входили вы­дающиеся литераторы, композиторы, художники. Львова почитали гени­ем вкуса.

Представители в Москве

В Москве творили Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799) (дом Пашкова, дворцовый комплекс Царицыно) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/1813) (здания Сената в Кремле, Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзов, Голицынской больницы — ныне 1-я Градская).

Картинки (фото, рисунки)

  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-1762 гг.
  • Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1748-1764 гг.

  • Большой Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1752-1756 гг.
  • Картинный зал в Большом Петергофском дворце. Акварель Л. О. Премацци. 1855 г.
  • Анфилада парадных комнат в Екатерининском дворце в Царском Селе.

    Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.

  • Парадная лестница в Зимнем дворце. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. Акварель К.А. Ухтомского. XIX в.
  • План Петербурга 1776 г.
  • Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Архитекторы А. Ф. Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот
  • Архитектор И. Е. Старое» data-thumb=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1273/0x65-220.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1273/220.jpg»>
    Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Е. Старое
  • Дом П. Е. Пашкова в Москве. Архитектор В. И. Баженов. 1786 г.


Категории:


Архитектура Российской империи
Россия в XVIII веке
История архитектуры


Вопросы к этой статье:

  • Назовите основные признаки классицизма в архитектуре.

  • Что нового появи­лось в архитектуре во второй половине XVIII в.?

  • Назовите русских представителей классицизма в архитектуре.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Несоседание в Америке»

96696. 7: 7006677777776 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]

Картина из русской крестьянской жизни

«После обеда поедем в Суздаль и встретимся с местным экскурсоводом в Музее деревянного зодчества», — объясняла Дарья, пока наш микроавтобус прыгал по ухабистым дорогам. . Я застонала и посмотрела на Тима. Мы НЕ музейщики. Мы бы предпочли узнать о культуре и, в данном случае, об архитектуре, путешествуя по стране. Придя в музей, мы были приятно удивлены. Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта, как его официально называют, представляет собой живой музей, в котором сохранилось около 20 зданий, взятых из окрестностей.
Раскинувшиеся вдоль берега реки Каменки деревянные постройки 18 и 19 веков призваны помочь вам составить представление о жизни среднестатистического русского крестьянина. Наш местный гид, Катя, привела нашу группу сначала к бревенчатым домам, которые являются примером типичного дома русского среднего класса в 19 веке.

Вся замысловатая резьба была сделана с помощью топора.

Прежде чем мы вошли, Катя рассказала нам о русских суевериях, связанных со строительством дома. Русские считали, что первое существо, вошедшее в дом, постигнет безвременную смерть, поэтому сначала посылали кошку. Ведь у них девять жизней! Если кошка охотно заходила внутрь, это было признаком того, что это хорошее место для дома. Если кошка прыгала на очаг, значит, семья будет сыта. Если кот свернулся в углу, то это был «Красный угол» (красный — красивый по-русски), и он служил местом для икон в доме. Но если кошка отказывалась войти, то дом сносили, а материалы повторно использовали для постройки дома в другом месте.

Связанный: Многие суеверия России

Первый этаж использовался для хранения

Хозяйка дома проводила большую часть своей жизни на кухне

Семейный стол всегда стоял в Красном углу

Внутри, Первый этаж служил своего рода подвалом. Зимой здесь жили бы куры и, может быть, даже овцы или козы. Наверху было всего три комнаты: отапливаемая, грязная и неотапливаемая. Русская печь являлась центром отапливаемого помещения и служила не только для обогрева помещения, но и для приготовления пищи, сна и даже купания. Лавки (скамейки), тянущиеся вдоль стен, являются основной мебелью и днем ​​на них все и сидят. Но ночью скамейки становились местом для сна всех детей. Мать и отец дома спали на матраце над печкой.

Прихожая соединяла отапливаемую и неотапливаемую комнаты. Неотапливаемое помещение больше использовалось летом, а зимой часто использовалось просто как склад. Пока старший сын, новобрачный, строил свой дом, он и его новая невеста первые несколько месяцев брака жили в неотапливаемой комнате.

Зимняя Спасо-Преображенская церковь

В России было принято совмещать две церкви, называемые летней и зимней, поэтому, естественно, в Суздальском музее деревянного зодчества есть обе. Зимняя церковь Преображения Господня, датируемая 1756 годом, была построена из сосны и с использованием только топора. Его купола были покрыты серебристой осиновой чешуей (лемех). К сожалению, зимняя церковь не была открыта, чтобы мы могли зайти внутрь.

Иконостас в летней Воскресенской церкви

Летняя церковь, меньшая по размеру Воскресенская церковь, построенная в 1776 году, открыта для посещения. Что делает его «летним» храмом, так это то, что он не отапливается и поэтому не проводит зимних служб. Как и все русские православные храмы, он имеет трехъярусный иконостас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts