Архитектура 18 19 века в россии: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…
Содержание
Архитектура 18 века в России
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
Первая треть 18 века. Барокко
В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.
В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.
Середина 18 века. Барокко и рококо
Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.
Конец 18 века. Классицизм
В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.
Архитектура 18 века в России [Российской империи] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat
Основная статья: Культура России в 18 веке
Содержание (план)
1. Архитектура при Петре I (до 1725 года)
2. Архитектура середины 18 века (1725-1762)
3. Архитектура при Екатерине II (вторая половина XVIII века)
3.1. Градостроительство
3.2. Классицизм
4. Картинки (фото, рисунки)
Архитектура при Петре I (до 1725 года)
см. Русское искусство начала 18 века#Русская архитектура начала 18 века
Архитектура середины 18 века (1725-1762)
В середине 18 века в архитектуре наибольшее воплощение нашло барокко. Высший расцвет русского и европейского барокко связан с творчеством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).
Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной, скульптурами, колоннами, которые ничего не поддерживают. В архитектуре практически отсутствуют горизонтальные линии. Идеал барокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповторимую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позолотой сияли завершения колонн и скульптура, а белоснежные колонны чётко выделялись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.
Загрузка…
Особой пышностью отличались интерьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивались шёлковой тканью, украшались зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали паркетом со сложным рисунком. Потолки расписывались искусными живописцами. Хрустальные люстры, изысканные дверные ручки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это великолепие. Дворцовые помещения выстраивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные проёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «выходах монарха», но и во всех ритуалах, даже танцах.
Архитектура при Екатерине II (вторая половина XVIII века)
Градостроительство
В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа. Строились новые и перестраивались старые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались поселения. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.
В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она должна была не только заниматься градостроительными проблемами двух российских столиц, но и разрабатывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Следует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества: храмы, колокольни, крепостные сооружения.
Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (городские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, гостиные дворы, общественные бани, складские помещения. В крупных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые доходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.
Классицизм
Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм. «Благородная простота и спокойное величие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонтальные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, пропорциональны, уравновешены. Колонны не только служат украшением, но и имеют конструктивное предназначение — поддерживают перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёлтый, кофейный, серый, палевый… Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Представители в Санкт-Петербурге
Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старое (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).
Н. А. Львов (1751 — 1803) был известен не только как талантливый архитектор, но и как выдающийся учёный, писатель, график, музыковед. Он создал первый художественный салон (кружок), в который входили выдающиеся литераторы, композиторы, художники. Львова почитали гением вкуса.
Представители в Москве
В Москве творили Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799) (дом Пашкова, дворцовый комплекс Царицыно) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/1813) (здания Сената в Кремле, Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзов, Голицынской больницы — ныне 1-я Градская).
Картинки (фото, рисунки)
Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-1762 гг.
Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1748-1764 гг.
Большой Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1752-1756 гг.
Картинный зал в Большом Петергофском дворце. Акварель Л. О. Премацци. 1855 г.
Анфилада парадных комнат в Екатерининском дворце в Царском Селе.
Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.
Парадная лестница в Зимнем дворце. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. Акварель К.А. Ухтомского. XIX в.
План Петербурга 1776 г.
Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Архитекторы А. Ф. Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот
Дом П. Е. Пашкова в Москве. Архитектор В. И. Баженов. 1786 г.
Архитектор И. Е. Старое» data-thumb=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1273/0x65-220.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1273/220.jpg»>
Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Е. Старое
Категории:
Архитектура Российской империи
Россия в XVIII веке
История архитектуры
Вопросы к этой статье:
Назовите основные признаки классицизма в архитектуре.
Что нового появилось в архитектуре во второй половине XVIII в.?
Назовите русских представителей классицизма в архитектуре.
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
| |||||||||||||||||||||||
Ключевое слово SearchAdvanced Search Поисковые книги для: Советы по поиску
96696. 7: 7006677777776 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940 to 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940 Show all books public access books [?] | |||||||||||||||||||||||
Картина из русской крестьянской жизни
«После обеда поедем в Суздаль и встретимся с местным экскурсоводом в Музее деревянного зодчества», — объясняла Дарья, пока наш микроавтобус прыгал по ухабистым дорогам. . Я застонала и посмотрела на Тима. Мы НЕ музейщики. Мы бы предпочли узнать о культуре и, в данном случае, об архитектуре, путешествуя по стране. Придя в музей, мы были приятно удивлены. Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта, как его официально называют, представляет собой живой музей, в котором сохранилось около 20 зданий, взятых из окрестностей.
Раскинувшиеся вдоль берега реки Каменки деревянные постройки 18 и 19 веков призваны помочь вам составить представление о жизни среднестатистического русского крестьянина. Наш местный гид, Катя, привела нашу группу сначала к бревенчатым домам, которые являются примером типичного дома русского среднего класса в 19 веке.
Вся замысловатая резьба была сделана с помощью топора.
Прежде чем мы вошли, Катя рассказала нам о русских суевериях, связанных со строительством дома. Русские считали, что первое существо, вошедшее в дом, постигнет безвременную смерть, поэтому сначала посылали кошку. Ведь у них девять жизней! Если кошка охотно заходила внутрь, это было признаком того, что это хорошее место для дома. Если кошка прыгала на очаг, значит, семья будет сыта. Если кот свернулся в углу, то это был «Красный угол» (красный — красивый по-русски), и он служил местом для икон в доме. Но если кошка отказывалась войти, то дом сносили, а материалы повторно использовали для постройки дома в другом месте.
Связанный: Многие суеверия России
Первый этаж использовался для хранения
Хозяйка дома проводила большую часть своей жизни на кухне
Семейный стол всегда стоял в Красном углу
Внутри, Первый этаж служил своего рода подвалом. Зимой здесь жили бы куры и, может быть, даже овцы или козы. Наверху было всего три комнаты: отапливаемая, грязная и неотапливаемая. Русская печь являлась центром отапливаемого помещения и служила не только для обогрева помещения, но и для приготовления пищи, сна и даже купания. Лавки (скамейки), тянущиеся вдоль стен, являются основной мебелью и днем на них все и сидят. Но ночью скамейки становились местом для сна всех детей. Мать и отец дома спали на матраце над печкой.
Прихожая соединяла отапливаемую и неотапливаемую комнаты. Неотапливаемое помещение больше использовалось летом, а зимой часто использовалось просто как склад. Пока старший сын, новобрачный, строил свой дом, он и его новая невеста первые несколько месяцев брака жили в неотапливаемой комнате.
Зимняя Спасо-Преображенская церковь
В России было принято совмещать две церкви, называемые летней и зимней, поэтому, естественно, в Суздальском музее деревянного зодчества есть обе. Зимняя церковь Преображения Господня, датируемая 1756 годом, была построена из сосны и с использованием только топора. Его купола были покрыты серебристой осиновой чешуей (лемех). К сожалению, зимняя церковь не была открыта, чтобы мы могли зайти внутрь.
Иконостас в летней Воскресенской церкви
Летняя церковь, меньшая по размеру Воскресенская церковь, построенная в 1776 году, открыта для посещения. Что делает его «летним» храмом, так это то, что он не отапливается и поэтому не проводит зимних служб. Как и все русские православные храмы, он имеет трехъярусный иконостас.