Аристотель что такое философия и зачем она: Философия Аристотеля: основные идеи, учение кратко

Разное

Содержание

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия Аристотеля

Аннотация: В данной лекции рассмотрены биография, основные произведения, философское учение Аристотеля.

Ключевые слова: вершина, ПО, истина, отношение, пространство, значение, энергия, знание, индукция, доказательство, умозаключение, Закон противоречия, определение, место, класс, представление

Цель лекции: познакомить студента с философским учением Аристотеля.

Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

Философия Аристотеля — это вершина развития античной философии. Отличительной чертой философии Аристотеля является высокая для своего времени культура мышления, структурированность и систематизация философской концепции, доказательность и аргументация (насколько это возможно для философии).

Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь прибыл в Афины, где прожил еще 12 лет. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу — Ликей. За год до смерти в 323 г до н.э. Аристотель покинул Афины, так как имел сильные идеологические разногласия с правящей партией. В 322 г до н. э. Аристотель умер в г. Эвбеи.

Основные произведения Аристотеля.У Аристотеля было много трудов. Философская часть трудов Аристотеля называется «Метафизика«. Что в переводе с греческого означает » после физики «. Такое название дал историк и систематизатор учения Аристотеля Андронник Родосский, когда работал над рукописями Аристотеля. Сам Аристотель выделял «первую философию» — где сосредоточены философские идеи его произведений, и «вторая физика» — где содержатся физические и натурофилософские идеи.

К трудам Аристотеля относят произведения по формальной логике : » Первая аналитика «, » Вторая аналитика «, » Топика «, » Категории «, » Опровержение софизмов «. Труды по физике: » Физика «, » О небе «; по биологии — » История животных «, » О происхождении животных «, по экономике » Экономика » и политике » Политика «, по этике — » Никомахова этика «, » Эвдемова этика » и » Большая этика «.

Онтология.Главным предметом изучения философии, по мнению Аристотеля, должно быть изучение первоосновы бытия. Философия Аристотеля ближе к идеализму, чем материализму, однако ее уже нельзя назвать воинствующим объективным идеализмом, которой была философия Платона. Более того Аристотель подверг последовательной критике идеализм Платона. «Платон мне друг, но истина дороже» — так, немного перефразируя, можно выразить отношение Аристотеля к философии Платона.

Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.

Основа бытия, по мнению Аристотеля, — это перво-материя. Это материя есть неопределенная субстанция. Эта материя еще не есть бытие, такую перво-материю еще даже нельзя назвать составляющей бытия. Перво-материя — это первая категория бытия. Перво-материя определяется через четыре основных элемента — воду, огонь, воздух, землю. Эти четыре элемента составляют первую ступень между перво-материей, которая чувственно не воспринимаема и реальным воспринимаемым бытием. Эти четыре элемента обладают свойствами, которые воспринимаются чувственно. Каждый из этих стихийных элементов обладают противоположными свойствами. Так, огонь есть сочетание теплого и сухого, воздух представляет собой сочетание теплого и влажного, вода есть сочетание холодного и влажного, а земля — это сочетание холодного и сухого.

Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другой, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.

Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:

  1. intuit.ru/2010/edi»>Первая сущность — это индивидуальное чувственно-познаваемое бытие
  2. Вторая сущность — это относится к родовому определению вещи. Аристотель их также называл видовые определения.

Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.

Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.

Любая вещь это соединение материи и формы. Материя — это потенция существования вещей, вещество, из которых они создаются. Материя приводится в движение формой. Материя без формы пребывает в состоянии не-бытия, потенции. Действительность материи невозможна без формы. В вещах окружающего нас мира материя и форма соединены. Форма — это идеальное духовное начало в философии Аристотеля. Форма — это активное движущее начало.

Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение, присущее самим вещам, есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.

Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:

  • Возникновение
  • Гибель
  • Увеличение
  • Уменьшение
  • Перемена
  • Изменение

Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.

Категории времени и пространства Аристотель также считал движением. Время — это движение по отношению к базовому моменту, пространство связано с перемещением тел друг относительно друга. Таким образом, пространство — это субъективная категория в философии Аристотеля.

Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:

  • Материальная причина- связана с наличием самой материи
  • Формальная причина — связана с оформлением материи, перехода перво-материи в действительность
  • Активная причина- связана с движением, переходом возможности в действительность
  • Конечная (целевая) причина — это целенаправленное движение материи. Целевую, или конечную, причину можно понимать двояко. Либо это действие божественного сознания, того самого ума-перводвигателя, либо же это результат сознательной деятельности человека

Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.

Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ. Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:

  • Каждая вещь есть материя
  • Каждая вещь есть форма
  • Каждая вещь имеет свое целевое назначение — энтилехию

Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.

Космогония. Космос материальный, следовательно, также прибывает в движении. Внешней причиной движения космоса является Бог. Бог — это ум-перводвигатель, энергия космоса. Этот ум является самостоятельной категорией и не зависит от космоса. Этот ум охватывает решительно все в космосе. Для него не нужна внешняя причина существования, он сам себя мыслит и сам является причиной самого себя. Этот ум есть идеальное начало в философии Аристотеля, который трактуется как единое духовное целое, которое оформляет и осмысляет все материальное.

Следовательно, чувственно — материальный космос, приводимый в движение божественным умом — вечной идеей, все еще является главной категорией в философии Аристотеля. При этом активная движущая идея космоса есть творческое становящееся идеальное начало в учении Аристотеля.

Учение о душе.Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:

  • Вегетативная — душа растений и минералов
  • Чувственная душа — душа животных
  • Разумная душа- душа человека

Аристотель



Аристотель

384-322 до н.

э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Аристотель

Аристотель (384-322 до Р. Х.) — величайший древнегреческий философ,
создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии.
Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец
Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты Ш. В 367 г. до Р.Х.,
когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения
образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В
Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в
Атарней, а затем — в Метилену. Через некоторое время он — воспитатель сына
македонского царя Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает,
Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом
году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под
названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего
к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях
гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греческого слова
«перипатео» — прогуливаюсь). После смерти Александра (323 г. до Р.Х.) в
Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за
связи с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в «безбожии», но он не
стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где и умер через год в
322 г. до Р.Х.

Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме
того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения
Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием
«Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О
софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные
произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.; этические
произведения — «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и
поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике». Перечень работ Аристотеля
свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов. Еще находясь в
стенах платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих
философских воззрениях. В последующем подверг критике платоновскую теорию идей,
что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что
разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения, так как
идеи — это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию.
Отделение идей от вещей приводит к тому, что это удваивает то, что должно быть
объяснено.

Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей, т.е., по
Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей и вещей, но Платон
отрицает какую-либо причинную зависимость между ними. Идеи, по Платону, — это
образцы вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение. Кроме
того, поскольку вещь многообразна, она должна иметь в таком случае несколько
образцов, т.е. несколько идей.

Согласно Аристотелю, платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время
оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что сущность вещи оторвана от
самой вещи. Аристотель в своих философских рассуждениях исходил прежде всего из
признания существования объективного мира, который материален. Исходя из своей
критики платоновских «идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать
теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство
«материи» и «формы». «Форма» понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в
то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи.
Материя и форма -это «то, из чего состоят вещи». Каждая вещь выступает как
оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий
собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность «формы»
и «материи» для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по
отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому
предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в
то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма — есть
реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит
соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм
приводит к высшей «форме», которая является последней и за которой уже не
следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает перводвигатель, или
Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство,
взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

Аристотель разработал оригинальное учение о четырех видах причин. Он
различает четыре вида причин: 1) материальную, или материю; 2) формальную, или
форму; 3) производящую; 4) конечную, или цель. Материальная причина — это
материя, она «обозначает входящий в состав вещи материал, из которого, вещи
возникают» [Аристотель. Метафизика. V, 2, 1013а24-1013в21]. Формальная причина
состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в
действительность. Производящая причина — это то, что создает вещи. «Так,
например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что
изменяет — причина того, что изменяется» [Там же]. Целевую причину Аристотель
понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. «Например, цель гулянья —
здоровье». Теория причин Аристотеля может быть объяснена примером, приводимым им
самим: архитектор строит дом, в этом случае материал — это материя, план дома —
это форма, архитектор — это производящая причина, а законченное здание — это
цель. В вопросе соотношения формы и материи он полагал, что материя пассивна и
бесформенна, а форма — активна, деятельна. Форма, таким образом, превращалась в
сущность бытия. Более того, форма рассматривалась как такое начало, которое
предшествует материи, ввиду того, что форма деятельна, а материя пассивна.

Проблема формы и материи ввела в философию два очень важных понятия — это
возможность и действительность, которые имели огромное значение для последующего
развития философии, так как позволили на основе их применения решать проблему
возникновения, которое в этом случае объяснялось конкретными особенностями вещи.
Эти категории указывали на источник движения, рассматриваемый уже не как внешний
по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее.

Природа для Аристотеля выступала как превращение возможности в
действительность. Он уподоблял жизнь природы человеческой деятельности,
указывая, что подобно тому, как скульптор создает из глыбы мрамора фигуру,
превращая возможности мрамора в реальность, так и в природе возможности семени
актуализируются в растении. Аристотель различал «первую» и «последнюю» материи.
«Первая» материя — это основа всякого бытия, она только возможность, которая
может выступить любой действительностью, но сама не является действительностью,
она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. В отличие
от «первой» материи «последняя» представляет собой и возможность какой-либо
формы, и в то же время действительность, так как эта материя обладает
определенными признаками и о ней может быть высказано, сформулировано понятие.

В рассматриваемом ранее примере такой «последней» материей является медь,
шар. Рассмотренные выше вопросы о материи, форме, причинах охватывают область
так называемой первой философии как учения о неизменных и неподвижных сущностях,
хотя и в их связи с движением. Эти вопросы рассматриваются Аристотелем в его
«Метафизике», получившей свое название случайно, в силу того, что в собрании
Андроника Родосского, составившего список произведений Аристотеля, эта работа
находилась «после физики». Однако слово «метафизика» получило в дальнейшем свой,
особый смысл — как учение о принципах бытия, не раскрываемых физикой, т.е.
умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие
философские положения. Аристотелем было сделано много ценного и важного в
области натурфилософии, физики, хотя последняя не отделена резкой границей от
первой философии. Физика Аристотеля — это не физика в современном понимании, а
те же общефилософские вопросы, но тесно связанные с пониманием природы, т.е.
натурфилософия. Конкретные физические вопросы рассматриваются Аристотелем в
трактатах: «Метеорологика», «О возникновении и уничтожении» и др. Важный вклад в
философию внесен Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает четыре
вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или
превращение свойств; 3) количественное изменение, т. е. увеличение или
уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля
— движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов
движения и к которому сводятся все остальные виды. Исследуя движение в
пространстве как таковое, Аристотель подразделяет его на отдельные виды, а
именно: 1) круговое движение; 2) прямолинейность; 3) сочетание прямоугольного
движения с круговым.

Из них основными видами движения являются круговое и прямолинейное. С учением
Аристотеля о видах движения связано его учение о физических элементах природы.
Он полагал, как и Эмпедокл, что природа состоит из четырех элементов: огня,
воздуха, воды и земли, каждый из которых характеризуется сочетанием двух
качеств, образующих два класса — активные и пассивные качества. Огонь обладает
качествами теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух — теплого (активное)
и влажного (пассивное), вода — холодного (активное) и влажного (пассивное),
земля — холодного (активное) и сухого (пассивное). Кроме перечисленных
элементов, существует, по Аристотелю, еще пятый — эфир, который заполняет все
мировое пространство и из которого состоят небесные тела. По своей природе он
отличается от других четырех элементов. Эфир обладает свойством неизменности и
совершенства. Для Аристотеля сочетание четырех стихий, или элементов, в
различных количественных соотношениях образует сложное тело, в котором эти
стихии проникают друг в друга и растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля
выражались текучесть и изменчивость явлений в природе, идея всеобщей связи вещей
в окружающем нас мире, идея взаимопереходов и взаимосцепления явлений. Однако
эти взгляды на природу не были результатом эмпирического изучения мира, а
являлись натурфилософскими положениями, выведенными из философской системы, а
потому зачастую приводившими к несоответствующим действительности выводам. Так,
например, если следовать Аристотелю, меньшее тело, смешиваясь с большим, теряет
свои свойства и принимает свойства большего, и наоборот: смешав вино с водой, мы
получим воду, если воды больше, и вино, если вина больше. Аристотель выступал
против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует так как
даже самая маленькая частица материи состоит из четырех элементов, в противном
случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает все тело.
Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает телеология. По Аристотелю, любое
явление предполагает возможность изменения и цель, к которой стремится это
изменение. Реализацию, осуществленность данной цели Аристотель называет
энтелехией, являющейся своего рода программой изменения. В живых организмах
понятие цели Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит
целесообразные функции души на мир в целом. Для Аристотеля телеологичность
определяет целесообразный характер всего мирового процесса, который направляется
к единой цели. Целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно.
Космология Аристотеля была шагом назад по отношению к космологии атомистов и
пифагорейцев.

В центре мира находится неподвижная Земля, она не совершает круговые
движения, а стремится к центру мира. Тем самым он отвергает гелиоцентрическую
идею, в то время только зарождавшуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в
центре шарообразного мира, сама имеет шарообразную форму. Вокруг Земли в
процессе вращения находятся сферы, на них закреплены планеты и небо со звездами.
Эта космологическая схема впоследствии была разработана Птолемеем и принята
всеми до открытия Николая Коперника. Большую роль в истории философии сыграло
учение о познании Аристотеля. Здесь он исходит из положения, что независимо от
человека существует объективный мир, который материален, независим от познающего
субъекта. Первая стадия познания — чувственное познание посредством ощущений,
которые являются отражением внешнего мира, они — отпечатки форм познаваемых
предметов. Хотя ощущения представляют собой источник теоретического мышления,
они дают лишь знание единичного. Результатом повторяемости ощущений выступают
общие представления. Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в понятиях,
в нахождении общего в отдельном, которое осуществляется посредством
теоретической деятельности мышления. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке
вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты,
специально посвященные логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего
орудием любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты,
логика — это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых
при познании.

Аристотель заложил основы логики как науки, если понимать в данном случае
науку не как особую отрасль знания, а как совокупность методологических
положений при исследовании. Основной метод логики Аристотеля — сведение,
состоящее в том, чтобы различать условия, при которых осуществляются
доказательства. Аристотель четко сформулировал законы мышления: закон тождества
(понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия
(предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием),
закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при
данных условиях истинным может быть только одно). Большой вклад Аристотель внес
в создание теории о категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм — это речь,
«в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто,
отличное от положенного в силу того, что положенное есть» [Аристотель. I
Аналитика. I, 246]. Из положения, что все люди смертны и Сократ -человек,
вытекает, что Сократ смертей. Силлогизм представляет собой вывод от общего к
частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель признавал и индукцию — вывод от частного
к общему.

Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания общего. В логике
Аристотеля большое значение имела разработка им вопроса об общих принципах
доказательства. Первый принцип состоит в том, чтобы доказательство
осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с аксиом, как наиболее
очевидных утверждений. Второй принцип состоит в принятии правил, которые
гарантируют формальную правильность выводов. Заслуга Аристотеля в том, что он
определил общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения,
приводящего к доказательству. Он дал определение суждения как формы мышления,
разработал всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые предложил
классификацию категорий, которых насчитывал десять: 1) сущность — основа всех
остальных свойств; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время;
7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание. Аристотель — создатель
не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате «О душе»,
где дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению
Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе
находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели, разрушению.
Аристотель делает попытку создать теорию растительной, животной и разумной души,
лежащей в основе деления — живых существ на растения, животных и людей.
Органическая часть философского наследия Аристотеля — его взгляды по вопросам
развития общества и государства. Он отвергает проект «идеального государства»
Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это
государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В
этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою
рабовладельцев. «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень
зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими.
Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина -.наилучшее между двумя
крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше»
[Политика. I, 9, З]. Рабство как явление Аристотель считал существующим от
природы. Он рассматривал раба «говорящим орудием», который принадлежит
господину, являющемуся «общественным животным». Аристотель выделял следующие
формы государства: монархию, аристократию, политик? (это все нормальные формы) и
тиранию, олигархию, демократию (ненормальные). Наиболее совершенной формой
государственного устройства для Аристотеля представлялась политая. Он стоял за
устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал: «Разве справедливо
будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут
делить между собой состояние богатых?» [Там же. Ш, 6, I]. Вместе с тем он
считал, что значительное богатство — результат противоестественного способа его
приобретения, который «противен человеческому разуму и государственному
устройству».

Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами
на мораль. Полагал, что государство, которое он не отделял от общества, должно
требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь
последнего. Добродетели у Аристотеля разделяются на этические, основанные на
привычке и обычае, и дианоэтические — разумные, основанные на рассуждении.
Этические добродетели деятельны, дианоэтические — созерцательны, хотя и связаны
с поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией.
Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерности во всех отношениях,
так как нравственность состоит в соблюдении определенной меры. Среди
добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость
бывает двух видов — уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости
относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с
количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и
направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан. Этику
Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он
отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь — паразитическая и
животная, и он называет ее «рабским образом мышления». Заслуживающей внимания
считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или
теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только
знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею.

Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную эстетику. Для него
искусство имело познавательное значение, и в этом он резко расходился с
Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство,
как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом все
возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала
трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.
Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной
мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре — с ее
начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний
и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в
самостоятельные направления.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу
Аристотеля

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Праздники и фестивали: какая религия?

5 примечательных зданий в Венгрии

За и против: отказ от финансирования полиции

Философия Аристотеля (Краткое изложение)

Содержание

  • 1 Аристотель, философ рациональности (города и индивидов)
  • 2 Аристотель и логика
  • 3 Аристотель и физика:
  • 4 Аристотель и метафизика:
  • 5 Аристотель, мораль и политика:

Аристотель, философ рациональности (город и индивидуумы)

Аристотель — один из самых известных греков 91 философы. Аристотель был учеником Платона и относился к нему сначала благоговейно, а потом очень критически, например, к платоновской теории идей. Его собственная работа в основном связана с

  • Физика,
  • Метафизика,
  • Этика,
  • Риторика,
  • Поэтика.

Исследователь и профессор того времени, Аристотель систематизировал все знания своего времени. Именно его блестящий ум сформировал логические рамки, теоретические, политические знания, которые актуальны и сегодня. Он остается прежде всего создателем логики.

Аристотель и логика

[ad#ad-1]

Логика:

Этот термин неизвестен Аристотелю, однако он является автором первого систематического логического учения, ученика, определяющего операции ума, какие действительные, какие нет. Это исследование ведет с формальной точки зрения, то есть независимо от самого содержания. Трактаты Аристотеля, посвященные логике (Prior Analytics, Posterior Analytics и др. ) были собраны во втором веке нашей эры. Дж.К. под названием «Органон», то есть орудие мысли. Логика Аристотеля в этой работе сосредоточена на доказательстве, заключающемся в том, чтобы отделить силлогизм от истинных предпосылок и материалов и проводить его с научной точки зрения.

Силлогизм :

Что означает термин силлогизм? Речь, в которой при определенных вещах обязательно возникает нечто иное, чем данные, в силу простого факта таких данных (например, Сократ — человек, что все люди смертны, следовательно, Сократ смертен).

Логика Аристотеля — это прежде всего изучение силлогизма, но философ также изучал предложение.

Предложение:

Выражая предложение словами, он определил науку как совокупность суждений и предложений.

Наука:

Понятие, также разработанное Аристотелем как система, в которой все, что следует, обязательно известно из первых принципов. Наука представляет собой тип универсального знания.

Универсальный

Это означает, по Аристотелю, что применимо ко всем случаям. Чтобы прийти к науке, не пренебрегайте индукцией

Индукция:

Состоит в переходе частных случаев к всеобщему.

Непротиворечие:

Наконец, Аристотель сформулировал принцип непротиворечия. Принцип заключается в том, что невозможно, чтобы один и тот же атрибут принадлежал и не принадлежал одновременно одному и тому же субъекту и в одном и том же отчете, а также исключенному третьему.

Исключенное среднее:

Исключенное третье, которое на этот раз является принципом двух противоречивых суждений, одно истинно, а другое ложно.

По своей логике и формализации изложения принципов, формирующих наше мышление, логическое мышление и «Органон» Аристотеля занимают центральное место в философии.

Аристотель и физика:

а) Причины и случайность

Физика имеет дело с «Phusis», то есть с природой, и рассматривает не неизменные реальности (в отличие от метафизики, о которой мы поговорим чуть дальше , и чей объект стабилен и вечен).

Он исследует, в частности, причины изменений в Природе, причем причина определяется как то, что отвечает на вопрос «почему?».

Есть четыре типа случаев, чтобы знать и понимать производство реальности:

– Материальная причина: что делается

– Формальная причина: модель и форма, присущие вещам

– Действующая причина: двигатель или деньги

– Конечная причина: цель или цель

Чтобы понять, рассмотрим пример статуи Гермеса: мрамор является материальной причиной, идея или форма в работе в духе резца скульптора являются действующей причиной и, наконец, желание денег или славы являются конечной причиной .

Формальная причина особенно важна. Когда материальная структура, то есть сила и потенциальность, которая не завершена, происходит переход от потенции к действию, которое полностью реализуется виртуально. Так что же такое форма у Аристотеля? принцип определяющий материю и дающий ему такой бензин определен.

б) Объяснение жизни

Относится к Аристотелю, Физика. Это виталистическое объяснение, а не механистическое. Это жизненный принцип и душа, что мы даем здесь ключевое объяснение. Однако он не должен неправильно понимать значение слова «душа» как формы организованного тела, способности, оживляющей тело. Также может быть определено независимо от тела. На самом деле это связано с телом и жизнью, то есть с питанием, ростом и увяданием само по себе.

Аристотель и Метафизика:

(Буквально: то, что следует за физикой), она изучала Бытие как бытие, то есть фундаментальную реальность, чистую форму, субстанцию, оставшуюся за изменениями в акциденциях. Конечная цель метафизики — Бог, Чистый Акт, в котором обновляются и дополняются все совершенства. Превосходя мир, Бог движет его, не будучи движимым: он есть перводвигатель и результат любого изменения в мире. Таким образом, его можно понимать как живое, вечное и абсолютно совершенное.

Аристотель, Мораль и политика:

Мораль Аристотеля, развитая особенно в Никомаховой этике эвдемонистического подхода, как и все морали древности: Аристотель видит счастье как конец жизни. Но что имеется в виду под словом «счастье»?

Счастье есть по существу деятельность разума , состоящая в созерцании: созерцательная жизнь есть, действительно, то, что есть в нас божественного и позволяет понять высшее благо человека, т.е. сам.

Тогда есть удовольствие, которым Аристотель не пренебрегает, потому что настоящее веселье является элементом счастья. Но как зачать? Это завершение акта, который накладывается, как сияние красоты в расцвете сил.

Нравственный анализ не может быть отделен от политики. Как и все великие мыслители, Аристотель объединяет юридическое изучение того, что правильно и хорошо, и политологию из Города. Как мы можем разделить их, если этот человек в основном политическое животное, рожденное для жизни в городе? Анализируя организацию Города, Аристотель приходит к различным формам правления и выделяет три (в политике), называемых Государством, где монархическое командование, направленное на общий интерес, принадлежит единоличному аристократу, в котором ему отведено больше чем один, республика, тот, где принимающее правительство для общественности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts