Аристотель учение о 4 причинах: Учение о четырёх причинах — Аристотельвсем
Содержание
Вопрос 11. Учения Аристотеля о сущности и четырех причинах…
Вопрос 11. Учения Аристотеля о сущности и четырех причинах сущего
Аристотель (384 до н. э. — 322), древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, ученик Платона.
Существуют три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Предмет математики — сущее, которое не способно двигаться. Определения математики предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: «наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе».
Единичное бытие — синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма — осуществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Выходит, что форма – это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.
Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя — это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Состоит материя из элементов — предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой.
Природа — то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют «противоположение». Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи — воздух, свет и тьма.
Основное начало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. «Бог есть вечное, наилучшее живое существо».
Он перенес акцент с идеи на форму. Форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре:
· формальная – сущность вещи;
· материальная – субстрат вещи;
· действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения;
· целевая – во имя чего совершается действие.
Формальная причина. Форма — суть бытия в основном смысле. Материя у Аристотеля пассивна. Активна форма, она же сущность. Правда, они не сотворены богом. Аристотель говорит, что «форму никто не создает и не производит». Но все же они существуют сами по себе и, будучи внесенными в материю, как бы творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. Поэтому каждая чувственная сущность или отдельное есть нечто составное: она слагается из активной формы и пассивной материи — воспреемницы формы. Здесь Аристотель приближается к своему учителю Платону.
Материальная причина. И «форма», «материя» — латинские слова, не известные Аристотелю. Он употреблял здесь греческое слово «хюлэ», означавшее: строевой лес; необработанный материал. Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя — бесформенное и неопределенное вещество. Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле — это «то, из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю», из которой состоят и возникают вещи. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя — материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни — материя лишь для каменного дома, но сами по себе камни — не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности. Такая материя имеет свою суть бытия — эта материя и определима, и познаваема. Первая же материя «сама по себе непознаваема».
Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Очень важно и то, что материя Аристотеля вечна, не уступая в этом форме. Материя и форма — два совечных начала. «Нельзя приписать возникновения,- сказано в «Метафизике»,- ни материи, ни форме». Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей.
Но хотя материя и вечна, именно она источник преходящности вещей, именно благодаря материи, стоящей на черте бытия и небытия, а может быть, и выходящей за эту черту, вещь способна быть и не быть. Кроме того, материя — источник индивидуализации вещей. Правда, этот вопрос для Аристотеля неразрешим.
Если все люди обладают одной сущностью (а согласно Аристотелю, так и есть), ибо суть бытия людей в том, что они люди, тогда все люди должны были бы обратиться в одного человека, существенная разница между ними исчезает. «И это различные вещи,- говорит он,- благодаря материи! В обоих случаях [различная], а вместе с тем — одно и то же по виду (ибо вид неделим)”. Поэтому «то, что по числу образует множество, все имеет материю»! и все «предметы различаются по материи». Именно поэтому материя составляет источник случайности в мире.
Целевая причина. «Осуществление» выражается у Аристотеля термином «энтелехия». Например, по Аристотелю, яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально. Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его представлении все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. И это тотально. «Обусловленность через цель,- подчеркивает Аристотель, — происходит не только «среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих естественным путем» (ХI, 8, с.193). Из примера с цыпленком и яйцом видно, что Аристотель называл энтелехией осуществление целенаправленного процесса. Конечно, в то же время он не мог знать, как в действительности в яйце формируется птенец, и был вынужден рассуждать умозрительно. В результате у него получилось, что «формальный» птенец предшествует реальному птенцу, ибо «с точки зрения сущности действительность идет впереди возможности» (IХ, 8, с, 159). В определенной мере это верно, ибо развитие птенца в яйце — это реализация и развертывание генетического кода, заложенного в зародыше цыпленка. Но это, по-видимому, неверно относительно неорганической природы. Какая программа может быть у галактики? К тому же Аристотель имел в виду не столько некую программу, сколько благо. Для него цель — это стремление к своему благу. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной. Поэтому каждая потенция, стремясь к реализации, стремится тем самым не только к своему благу, но и к благу вообще. Поэтому у Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции, ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третью высшую причину, или третье первоначало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.
Движущая причина. Четвертое и последнее первоначало Аристотель находит в движущей причине. Аристотель исходит при этом из некоей догмы, согласно которой «движущееся [вообще] должно приводиться в движение чем-нибудь», что означает отрицание спонтанности движения. Однако и эта деятельность имеет внешний источник в некоей высшей сущности, высшей форме, в некоем перводвигателе. В «Метафизике» сказано: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме».
Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое — как источник движения, вторая — как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия — не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале — и энтелехиальные.
Учение Аристотеля о 4 начала/причинах сущего. — Студопедия
Поделись
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Материя (греч. ?λη, греч. ?ποκε?μενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. Форма (греч. μορφ?, греч. тò τ? ?ν ε?ναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
3. Действующие или производящие — рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей. Действующая, или производящая причина (греч. τ? δι? τ?) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Цель, или конечная причина (греч. τ? ο? ?νεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Рассмотрим на примере:
Выявляем первопричины для дома.
1. Материальная — камни, дерево, строительный материал.
2. Формальная — облик здания.
3. Действующая — строитель.
4. Целевая — «служить укрытием», или в другой интерпритации служить для каких-либо
целей (для таких построек как магазины, больницы и т.д.)
Аристотель исходит в своем анализе причин из структуры акта человеческой деятельности. Любой предмет, считает, он, имеет именно эти причины. Рассмотрим на примере здания. Предположим, перед нами дом. Он имеет некоторую форму, т.е. внешний облик, вид (по-гречески-еidоs, idea), делающий его телом определенных очертаний, а вместе с тем — внутреннюю форму, понятие, которое делает его именно домом, и без которого строитель, либо архитектор не смог бы его сделать. Далее, дом сделан из какого-либо материала, некоторого субстрата, который сам по себе еще не составляет здания, но без которого оно все же невозможно.
Нужен, далее, строитель, который на основе понятия (формы) привел бы материал в движение, сделал стены, либо заложил кирпичом бы его и т. д. Наконец, необходима цель, ради которой строитель прилагает такие усилия, — построив дом, получить за работу деньги и тем самым заработать на жизнь. Признавая эту структуру универсальной, Аристотель по аналогии трактует все мировое целое и каждое из явлений в нем. Только рассматривая природные процессы, он видит в них самоосуществление формы: его любимый пример состоит в том, что если врач лечит других ради здоровья, то природа похожа на человека, который лечит сам себя.
Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум, ибо и действующая, и целевая причины могут быть подведены под понятие «формы». Тогда остаются материя и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна, а,следовательно, может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первичная форма — она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. А значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны» вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен «наивной» теории идей.
Доктрина Аристотла из четырех причин
Доктрина Аристотлса из четырех причин
в Физики , Книга II, ChH. 3 Аристотель различает
четыре причины или, лучше сказать, четыре объясняющих фактора, которые можно привести в
ответ на вопрос, почему объект изменяется тем или иным образом
сдача.
Аристотель Четыре причины:
Существенная причина
= материя
Формальная причина =
форма
Фактическая причина
= двигатель
Конечная причина =
конец движения.
Как говорит Аристотель:
Материальная причина
= то, из чего возникает вещь
Формальная причина =
каково было бы существо вещи
Действенная причина
= инициатор движения
Конечная причина =
то, ради чего
Для иллюстрации рассмотрим причины дома:
Кирпичи или
дерево, из которого оно сделано, являются его материальными причинами.
Вход
которые эти материалы организованы таким образом, что это дом является его формальным
причина.
Строители
являются действенной причиной дома. Они организуют материалы в форме
дома.
Для приюта есть
конец или цель строительства дома.
Как действуют эти причины:
Действующая причина, строитель, вводит в
дело, а именно в кирпичи или дерево, форму дома, который эти
материалы имеют потенциал для приобретения.
Таким образом, эффект движений строителей состоит в том, чтобы актуализировать форму
дом в вопросе ради предоставления убежища и защиты для
семья.
Кроме того, у Аристотеля есть
вид, 4 вида изменения.
Качества:
переделка
Количество:
рост
Места:
движения
Вещества:
становится
и уход из жизни
Изменение…
2
6
Движение …
Остается …
. важно то, что Аристотель объясняет изменение ответов
Парменидова проблема того, как нечто может возникнуть.
Ключевым утверждением Парменида было то, что небытие,
понимается как нечто отличное от того, что есть, не может быть. Его аргумент в пользу этого утверждения основывается на том факте,
что небытие невыразимо и немыслимо. То есть утверждать или думать, что это
невозможно.
От неспособности думать или говорить то, чего нет, или
небытия, Парменид заключает, что изменение, дифференциация, возникновение и
уйти невозможно. Для всех
эти условия предполагают, что то, чего нет, каким-то образом есть.
Пытаясь оспорить парменидовское отрицание
возможность изменения, Аристотель начинает с принятия некоторых из Парменида
претензии.
Парменид утверждает о невозможности Изменения, т.к.
Аристотель понимал их.
Парменид утверждает
что что-то не может прийти
быть из того, чем его нет,
так как не быть (или что за
вещь не) не существует. Так что ничего
может исходить от это .
Но, кроме того, Парменид утверждает:
Что-то не может прийти
быть из того, что уже есть,
раз оно уже есть, так что в этом не было бы ничего нового и тогда нельзя было бы сказать иди
быть.
Парменид заключает:
Изменение = рождение невозможно.
Счетчики Аристотеля:
Если что-то происходит, оно должно быть укоренено в
что-нибудь. Он не может быть укоренен в
ничего такого. Но также он не может быть укоренен в
сам. Так что это должно быть укоренено в потенциале
что что-то имеет ряд (противоположных, противоположных) свойств.
Ибо, как говорит Аристотель (Физика, кн. 1, 188а35-б3):
Белое происходит от небелого, а не от
что-нибудь не белое, а из того, что черное или промежуточного цвета, и что
Культурное происходит от того, что некультурно, а не от чего-либо некультурного.
культурным, а из некультурного или какого-то промежуточного состояния.
Для решения проблемы Аристотель указывает, что:
Чувственные сущности с положительными свойствами и
потенциальные возможности сохраняются благодаря изменению, состоящему в замещении положительного
свойство противоположным или каким-либо промежуточным свойством того же
качественный ассортимент.
Почему противоположности?
Почему противоречит?
Почему противоречит?
Другими словами, как заявляет Аристотель.
однако из всех противоположностей (ибо речь не белая [но белая не приходит
от речи]), а только от обратного ( Met . 1069b, стр. 370).
Аристотель означает, что:
Изменение происходит между двумя точками континуума, т.е.
ограничен парой противоположностей. За
ничто не меняется от способности говорить до того, чтобы быть белым, даже если иметь речь
отличается от и, следовательно, не является белым. Скорее, заменой быть белым является быть
красный или коричневый и т. д. Только
противоположности или посредники между противоположностями служат заменой и
заменяемые свойства в изменении.
В сумме все изменения
включает
Переход от
один штат
на соответствующий
противоположное состояние путем актуализации потенциала этого противоположного состояния.
То, что
сохраняется
через изменение.
Должно быть что-то
который сохраняется через
изменить, потому что
Должно быть что-то
лежащий в основе изменений
наоборот наоборот:
на противоположное не менять
(стр. 370).
Итак, Аристотель решает проблему изменения:
В некотором смысле то, что возникает, возникает из того, что есть
потому что оно исходит от предмета, который есть.
В другом смысле то, что происходит, возникает из того, чего нет. Это потому, что то, что происходит, происходит
из еще не реализованной потенциальности в субъекте изменения.
Это решение парменидовой проблемы изменений является одним из
большого вклада Аристотеля в историю философии и в западную
думал в общем.
Четыре причины Аристотеля — Материальные, формальные, эффективные и последние
Эми Трамптер
Следуйте теории Плато. Четыре причины.
Кем был Аристотель?
Аристотель был учеником Платона. Однако он не соглашался со всеми философиями Платона! Аристотеля, как и Платона, интересовала природа вещей и то, как мы объясняем, почему вещи существуют.
Чем интересовался Аристотель?
- Платон предположил, что все вещи являются подражанием идеальной Форме. Аристотель отверг эту идею.
- Вместо этого его интересовала материя и то, почему конкретная часть материи существует именно так, как она есть.
- Если мы посмотрим, например, на телевизор, то увидим, что он сделан из разных материалов, имеет определенный дизайн, и мы знаем, что люди или машины собрали его вместе, чтобы он стал телевизором. В конце концов, иметь кучу деталей, из которых состоит телевизор, — это не то же самое, что иметь настоящий телевизор.
- Следовательно, Аристотель заметил, что для существования вещей должно быть более одной причины. Это привело к развитию четырех причин Аристотеля.
Четыре причины Аристотеля:
Четыре причины Аристотеля были материальной причиной, формальной причиной, действующей причиной и конечной причиной.
- Материал Причина – это вещество, из которого что-то сделано. Например, телевизор делают из стекла, металла и пластика.
- Формальная причина – это относится к тому, что придает материи форму. Например, телевизор — это не просто кусок стекла, а стекло и металл, расположенные определенным образом и запрограммированные на работу.
- Действующая причина – это относится к причине существования чего-либо. Например, телевизор существует потому, что у кого-то возникла идея построить его и соединить все части вместе, чтобы заставить его работать.
- Окончательная причина – эта причина является причиной того, почему что-то является таким, какое оно есть. Это задает вопрос, какова функция этого объекта? Почему у телевизора стекло на экране? Чтобы мы могли его посмотреть. Окончательная Причина — это прежде всего причина, по которой вещь существует, какова ее функция.
Четыре причины Аристотеля Пример:
Если мы спросим, что является причиной существования дома, Аристотель даст вам следующие ответы:
Материал Причина: Дом сделан из кирпича и бетона.
Формальная причина: Кирпичи и бетон были собраны так, что образовалась конструкция.
Эффективная причина: Строитель собрал все части вместе.