Арсений великии: Преподобный Арсе́ний Великий

Разное

Преподобный Арсе́ний Великий

Житие преподобного Арсения Великого

Ро­дил­ся в 354 г. в Ри­ме, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, дав­шей ему хо­ро­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Изу­чил со­чи­не­ния всех ри­то­ров и фило­со­фов и хо­ро­шо знал как гре­че­ский, так и ла­тин­ский язы­ки, од­на­ко оста­вил су­ет­ную жизнь мир­скую и пре­не­брег ел­лин­ским лю­бо­муд­ри­ем, по­свя­щая се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Ко­гда он всту­пил в чис­ло кли­ри­ков од­ной из рим­ских церк­вей, то был воз­ве­ден в сан диа­ко­на.

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий (379–395 гг.), пра­вив­ший в то вре­мя Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, ис­кал для сво­их сы­но­вей Ар­ка­дия и Го­но­рия учи­те­ля, ко­то­рый на­учил бы их и фило­со­фии, и бо­же­ствен­ной муд­ро­сти не толь­ко сло­вом, но и при­ме­ром сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Услы­шав об об­ра­зо­ван­но­сти и бла­го­че­стии диа­ко­на Ар­се­ния, он по­ру­чил ему вос­пи­та­ние сво­их сы­но­вей. Про­тив во­ли, но с усер­ди­ем за­нял­ся пре­по­доб­ный об­ра­зо­ва­ни­ем юно­шей. Од­на­ко вы­со­кий по­чет, ко­то­рым он был окру­жен, тя­го­тил его дух, стре­мив­ший­ся к слу­же­нию Бо­гу в без­мол­вии ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний стал со сле­за­ми мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он на­пра­вил его на путь спа­си­тель­ный. И од­на­жды услы­шал свы­ше го­лос, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Бе­ги от лю­дей, и ты спа­сешь­ся». То­гда, сняв с се­бя рос­кош­ные одеж­ды и на­дев стран­ни­че­скую, он тай­но ушел из двор­ца, сел на ко­рабль и от­плыл в Алек­сан­дрию, от­ку­да немед­лен­но по­спе­шил в скит­скую пу­сты­ню.

Про­хо­дя по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва (па­мять 9/22 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ар­се­ний вско­ре пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он опять мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние. Ко­гда ино­ки, под­ви­зав­ши­е­ся в скит­ской пу­стыне, спра­ши­ва­ли его, по­че­му он скры­ва­ет­ся да­же от них, свя­той от­ве­чал «Зна­ет Бог, как я люб­лю вас, но я не мо­гу пре­бы­вать од­новре­мен­но и с Бо­гом, и с людь­ми, по­то­му что на небе, хо­тя и очень мно­го выш­них сил – ты­ся­чи ты­сяч или де­сят­ков ты­сяч, но все они име­ют од­ну во­лю и по­то­му еди­но­душ­но сла­вят Бо­га, но на зем­ле мно­го воль че­ло­ве­че­ских, и у каж­до­го че­ло­ве­ка свои мыс­ли; каж­дый из нас име­ет раз­лич­ные на­ме­ре­ния и мыс­ли, и по­то­му я не мо­гу, оста­вив Бо­га, жить с людь­ми». Пре­по­доб­ный Ар­се­ний го­во­рил о се­бе, что он ни в чем не нуж­да­ет­ся, по­то­му что он умер для ми­ра; пусть ни­кто не счи­та­ет его бо­лее жи­вым (то есть жи­ву­щим для ми­ра).

Один стран­ству­ю­щий инок, по­се­тив пре­по­доб­но­го, не услы­шал от него ни од­но­го сло­ва, а ко­гда при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею (па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), то тот при­нял его с ра­до­стью, пред­ло­жил от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щею, и инок при­знал луч­шим пре­по­доб­но­го Мо­и­сея, ока­зав­шим ему боль­шую лю­бовь. Дру­гой инок, узнав об этом, стал мо­лить­ся к Бо­гу, го­во­ря так: «Гос­по­ди! Ска­жи мне, кто из них бо­лее со­вер­шен и за­слу­жи­ва­ет боль­шей бла­го­да­ти Тво­ей: тот ли, кто скры­ва­ет­ся от лю­дей ра­ди Те­бя, или тот, кто при­ни­ма­ет всех так­же ра­ди Те­бя?» И в от­вет на мо­лит­ву свою этот лю­бо­муд­рый инок имел сле­ду­ю­щее ви­де­ние. Ему пред­ста­ви­лись два ко­раб­ля, плыв­шие по ка­кой-то очень боль­шой ре­ке, в од­ном ко­раб­ле на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний, и Дух Бо­жий управ­лял ко­раб­лем его, со­блю­дая его в ве­ли­кой ти­шине, в дру­гом был пре­по­доб­ный Мо­и­сей, ко­раб­лем же его управ­ля­ли Ан­ге­лы Бо­жии, вла­гав­шие мед в уста Мо­и­сея. Об этом ви­де­нии инок тот рас­ска­зал дру­гим, бо­лее опыт­ным по­движ­ни­кам, и все на­шли, что бо­лее со­вер­шен пре­по­доб­ный Ар­се­ний, пре­бы­ва­ю­щий в мол­ча­нии, неже­ли пре­по­доб­ный Мо­и­сей, при­ни­ма­ю­щий стран­ни­ков, по­то­му что с пер­вым пре­бы­вал Сам Бог, а со вто­рым же бы­ли толь­ко свя­тые Ан­ге­лы.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­дол­жал пре­бы­вать в без­мол­вии, все бо­лее и бо­лее углуб­ля­ясь в бо­го­мыс­лии. Он пы­лал столь силь­ной лю­бо­вью к Бо­гу, что по­сто­ян­но был как бы в огне по при­чине сво­их пла­мен­ных мо­литв. Пре­по­доб­ный не все­гда под­ви­зал­ся на од­ном и том же ме­сте, но ино­гда пе­ре­се­лял­ся из скит­ской пу­сты­ни в бо­лее уеди­нен­ные и без­молв­ные ме­ста, уда­ля­ясь от при­хо­дя­щих для бе­се­ды лю­дей, так как они на­ру­ша­ли по­кой его ду­шев­ный.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний учил: «Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые вся­че­ски ста­ра­ют­ся со­блю­дать чи­сто­ту те­лес­ную и для это­го умерщ­вля­ют те­ло свое по­стом, бде­ни­ем и мно­ги­ми тру­да­ми; но ма­ло та­ких, ко­то­рые рев­ни­во обе­ре­га­ют ду­шу свою от гре­ха тще­сла­вия, гор­до­сти, среб­ро­лю­бия, за­ви­сти, бра­то­не­на­ви­де­ния, гне­ва, па­мя­то­зло­бия, осуж­де­ния. Та­ко­вые сна­ру­жи чи­сты те­лом, но ду­ша их гряз­на, они по­доб­ны гро­бам, сна­ру­жи разу­кра­шен­ным, внут­ри же пол­ным ко­стей смер­дя­щих. Бла­жен тот, кто ста­ра­ет­ся со­хра­нить от сквер­ны как те­ло, так и ду­шу свою, ис­тин­но бла­жен­ны чи­стые серд­цем (а не толь­ко те­лом), по­то­му что они Бо­га узрят».

О се­бе ве­ли­кий ав­ва ча­сто го­во­рил та­кие сло­ва: «Ар­се­ний! Для че­го ты сю­да при­шел? Ты при­шел сю­да не для от­ды­ха а для тру­дов, не для ле­но­сти, а для по­дви­га. Под­ви­зай­ся же, тру­дись и не ле­нись». Ча­сто го­во­рил так­же пре­по­доб­ный и та­кие сло­ва: «Мно­го раз я со­жа­лел о сло­вах, ко­то­рые про­из­но­си­ли уста мои, но о мол­ча­нии я не жа­лел ни­ко­гда». Стя­жал бла­жен­ный Ар­се­ний и дар бла­го­дат­ных слез.

Ве­ли­кий по­движ­ник и без­молв­ник про­вел 50 лет в ино­че­ских тру­дах и по­дви­гах, по­стом и мо­лит­вой бла­го­уго­ждая Бо­гу. В ски­те про­был со­рок лет, де­сять лет жил на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Тро­гин, око­ло Ва­ви­ло­на, на­про­тив го­ро­да Мем­фи­са; за­тем пре­по­доб­ный про­был три го­да в Ка­но­пе, близ Алек­сан­дрии и в неко­то­рых дру­гих пу­стын­ных ме­стах, так что ни­кто не знал его об­ра­за жиз­ни, по­том сно­ва воз­вра­тил­ся в Тро­гин, про­жил там два го­да и там же по­чил о Гос­по­де в воз­расте 95 лет в 449 г. или в на­ча­ле 450 г., за­слу­жив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние Ве­ли­ко­го.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ар­се­ния Ве­ли­ко­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Преподобный Арсений Великий / Патриархия.ru

Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки и владея в совершенстве латинским и греческим языками, преподобный Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с благочестивой и добродетельной жизнью. Глубокая вера побудила юношу оставить занятия науками и предпочесть служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий (379-395), правивший восточной половиной Римской Империи, услышал о его образованности и благочестии и поручил Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Против воли, повинуясь лишь повелению римского папы Димаса, преподобный Арсений был вынужден расстаться со служением святому алтарю, в то время ему было 29 лет.

Прибыв в Константинополь, Арсений был с большой честью встречен императором Феодосием, который дал ему повеление воспитать царевичей не только мудрыми, но и благочестивыми, охраняя их от увлечений юности. «Хотя они и царские сыновья, — сказал Феодосий, — но должны тебе во всем повиноваться, как отцу своему и учителю».

С усердием занялся преподобный образованием юношей, однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. В горячих молитвах просил Господа преподобный указать ему путь спасения. Господь внял его прошению и однажды он услышал Голос, говоривший ему: «Арсений, бегай людей и спасешься». Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала в нем не простого, а знатного человека. Братия отвели его к прославленному святой жизнью преподобному авве Иоанну Колову (память 9 ноября). Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: «Если хочешь, ешь». С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: «Он будет великим подвижником!» С любовью приняв Арсения, он совершил постриг в иночество начинающего подвижника.

С усердием начал преподобный Арсений проходить послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов пустынников. Однажды на молитве преподобный вновь услышал Голос: «Арсений, бегай людей и пребывай в безмолвии — это корень безгрешия». — С тех пор преподобный Арсений поселился вне Скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия, редко выходил из затвора, приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание. На вопрос одного инока — почему он так скрывается от людей, подвижник отвечал: «Бог видит, что я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми».

Пребывая в непрестанной молитве, преподобный, однако, не отказывал приходящим инокам в советах и наставлении, давая краткие, но мудрые ответы на их вопросы. Однажды пришедший к великому старцу инок из Скита увидел его через оконце стоявшим на молитве, окруженного пламенем. Рукоделием преподобного Арсения было плетение корзин, для этого листья финиковых пальм, из которых плелись корзины, он размачивал в воде. По целому году преподобный Арсений не менял в сосуде воду, от которой исходил гнилостный запах. На вопрос — почему он так поступает, преподобный отвечал, что этим смиряет себя, так как, живя в миру, он был окружен благовонными запахами, а теперь терпит смрад, чтобы не ощущать после смерти смрадности ада.

Слава о великом подвижнике распространилась далеко, многие желали его видеть и тем нарушали безмолвие подвижника, вследствие чего преподобный вынужден был переходить с места на место. Однако, жаждавшие получить наставление и благословение находили его.

Преподобный Арсений учил: многие принимают на себя большие подвиги пощения и бдения, но мало кто соблюдает душу свою от ненависти, гнева, памятозлобия, осуждения и гордости, таковые подобны окрашенным гробам, наполненным внутри смрадными костями. Один инок спросил преподобного, что ему делать, когда он, читая псалмы, не понимает их значения. Старец ответил, что следует продолжать чтение псалмов, так как злые силы бегут от нас, не терпя силы Слова Божественных писаний. Инокам приходилось слышать, как преподобный часто понуждал себя самого к подвигам словами: «Трудись, Арсений, не ленись, ты пришел не на покой, но на труды». Также преподобный говорил: «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда».

Великий подвижник и безмолвник стяжал дар благодатных слез, которыми постоянно были наполнены его глаза. В иноческих подвигах он провел 55 лет, заслужив от современников название Великого, и скончался в возрасте 95-ти лет в 449 или 450 году.

Иконописный подлинник


Новгород XV.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.


Афон. XV.

Прп. Арсений. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.


Сопочаны.

Прп. Арсений. Фреска. Сопочаны. Сербия.


Сопочаны.

1263-1268.

Прпп. Евфимий, Арсений, Павел Фивейский. Фреска церкви Святой Троицы. Сопочаны. Сербия. 1263-1268 годы.


Афон. 1547.

Прп. Арсений. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.


Россия. 2005.

Прпп. Арсений и Пимен Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Преподобный Арсений Великий — Православная Церковь в Америке

Тропарь и кондак

Святой Арсений Великий родился в 354 году в Риме в благочестивой христианской семье, которая дала ему прекрасное образование и воспитание. Он изучал риторику и философию, освоил латинский и греческий языки. Преподобный Арсений оставил философию и суету мирской жизни, ища вместо нее истинную мудрость, воспетую святителем Иаковом, «чистую, миролюбивую, кроткую и умоляемую, исполненную милосердия и добрых плодов» (Иак. 3:17). Он поступил в ряды духовенства диаконом в одной из римских церквей, посвятив себя служению Богу.

Император Феодосий (379-395), правивший восточной половиной Римской империи, прослышав о его учености и благочестии, пожелал поручить Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Арсений, однако, возражал, что он бросил светские занятия, чтобы служить Богу. Против его воли, но повинуясь воле папы Дамасия (память 11 декабря), святой Арсений согласился обучать царских детей, надеясь научить и их христианскому благочестию.

Прибыв в Константинополь, Арсений был с великими почестями принят императором Феодосием, который поручил ему воспитывать сыновей своих не только в мудрости, но и в благочестии, оберегая их от юношеских соблазнов. «Забудь, что они сыновья императора, — сказал Феодосий, — ибо я хочу, чтобы они подчинялись тебе во всем, как своему отцу и учителю».

С усердием посвятил себя святитель воспитанию юношества, но высокое почитание, которым он пользовался, смущало его дух, жаждавший тишины монашеской жизни. Святой Арсений просил Господа указать ему путь ко спасению. Господь услышал его молитву, и однажды он услышал голос, говорящий ему: «Арсений, беги от людей, и спасешься». И тогда, сняв свою богатую одежду и заменив ее ветхими и лохмотьями, он тайно покинул дворец, сел на корабль и отправился в Александрию, а сам направился в Скитис, монастырь посреди пустыни.

Придя в церковь, он просил священников принять его в монашеское братство, называя себя жалким странником, хотя сама манера поведения выдавала в нем культурного человека. Братия привела его к авве Иоанну-карлику (память 9 ноября), прославившемуся святостью жизни. Он, желая испытать смирение пришельца, не посадил Арсения с монахами на трапезу. Он бросил ему кусок черствого хлеба со словами: «Ешь, если хочешь». Святой Арсений стал на руки и колени и взял ртом хлеб. Потом он отполз в угол и съел его. Увидев это, старец Иоанн сказал: «Он будет великим подвижником!» Затем, с любовью приняв Арсения, постриг его в монашество.

Святой Арсений ревностно проходил свои послушания и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов-пустынников. Святой снова услышал Голос во время молитвы: «Арсений, скройся от людей и живи в безмолвии, в этом корень добродетели». С этого момента святой Арсений поселился в уединенной келье глубоко в пустыне.

Взявшись за молчание, он редко покидал свое уединение. Он приходил в церковь только в воскресные и праздничные дни, соблюдая полную тишину и ни с кем не разговаривая. Когда авва Моисей спросил его, почему он скрывается от людей, святой Арсений ответил: «Бог знает, что я люблю тебя, но я не могу оставаться одновременно с Богом и с людьми. Все Небесные Силы имеют одну волю и славят Бога вместе. На земле же много человеческих желаний, и у каждого человека свои мысли. Я не могу оставить Бога, чтобы жить с людьми».

Поглощенный постоянной молитвой, святитель не отказывал посещающим монахов своим советом и руководством, давая краткие, но содержательные ответы на их вопросы. Однажды монах из Скитиса увидел через окно великого старца, стоявшего на молитве, окруженного пламенем.

Ремесло святого Арсения заключалось в плетении корзин, для чего он использовал листья финиковой пальмы, смоченные в воде. Целый год преподобный Арсений не менял воду в сосуде, а только время от времени добавлял в него немного воды. Из-за этого его камера наполнилась отвратительным зловонием. На вопрос, зачем он это делает, святой ответил, что ему подобает смирять себя таким образом, потому что в миру он употреблял ладан и благовонные масла. Он молился, чтобы после смерти не испытать зловония ада.

Слава о великом подвижнике распространилась далеко, и многие хотели его увидеть, и нарушали его покой. В результате святой был вынужден переезжать с места на место. Но те, кто жаждал получить его руководство и благословение, все же нашли его.

Преподобный Арсений учил, что многие берут на себя великие подвиги покаяния, поста и бдения, но редко кто соблюдает душу свою от гордыни, сребролюбия, ревности, ненависти к брату, памяти обид и осуждения. Этим они напоминают могилы, внешне украшенные, но наполненные зловонными костями.

Один монах однажды спросил святого Арсения, что ему делать, когда он читает Священное Писание и не понимает его смысла. Старец ответил: «Чадо мое, ты должен постоянно изучать и учить Священное Писание, даже если ты не понимаешь его силы… Ибо, когда мы имеем слова Священного Писания на устах наших, бесы слышат их и ужасаются». . Тогда они бегут от нас, не в силах выносить слов Святого Духа, говорящего через Своих апостолов и пророков».

Иноки слышали, как святой часто подбадривал себя в своих подвигах словами: «Поднимись, Арсений, трудись! Не оставайтесь без дела! Вы пришли сюда не отдыхать, а работать». Он также сказал: «Я часто сожалел о сказанных словах, но никогда не сожалел о своем молчании».

Великий подвижник и хранитель молчания получил в дар слезы, которыми постоянно были полны его глаза. В монашеских подвигах и подвигах он провел пятьдесят пять лет. Он провел сорок лет в Скитиде и десять лет на горе Троя близ Мемфиса. Затем он провел три года в Канопусе и еще два года в Трое, где почил в Господе.

Преставился святой богоносный отец наш Арсений, когда ему было почти сто лет, в 449 или 450 году.

Его единственными учениками, по-видимому, были Александр, Зойл и Даниил (память 7 июня).

Святой Арсений Великий — CopticChurch.net

Его ранняя жизнь

Арсений родился у двух богатых родителей в 350 году нашей эры в Риме. Его отец был сенатором и
судить. Его родители были очень праведными и благородными людьми. Они отправили Арсения в
учителей Церкви и был воспитан в страхе Божием. Ему не терпелось прочитать
Писания и священных книг, и был рукоположен во диакона, а затем в архидиакона святителем
Дамасий, епископ Рима.

После того, как его родители умерли, его сестра Афросити и он раздали все свое богатство бедным,
и вел подвижническую жизнь. Арсений прославился своей праведностью и мудростью. Он был
ученик Рофениуса, монастырского историка, от которого он восхищался египетским монашеским
жизнь и ее отцы, и он хотел встретиться с ними.

Когда император Феодосий Великий нуждался в человеке, которому он мог бы доверить
воспитанию своих детей святой Дамасий рекомендовал Арсения, человека сенаторского звания
изучал как священные, так и мирские знания. Соответственно, Арсений отправился в Константинополь.
в 383 г. н.э. и был назначен на этот пост Феодосием, который, приехав однажды к Аркадию
и Гонорий за занятиями, застали их сидящими, а Арсений говорил с ними стоя:
тотчас же усадил Арсения и велел слушать его стоя. Но ни
ни тогда, ни в загробной жизни два августа не имели никакой заслуги перед таким отцом или таким воспитателем;
вдобавок к этому Арсений всегда имел склонность к уединенной жизни.

Бегство в Египетскую пустыню

Когда после более десяти лет при дворе он, казалось, ясно услышал голос
Богу через Евангелие: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет все
миру и погубить душу свою?» (Матфея 16:26). Он оставил Константинополь и пришел
морем в Александрию и бежал в пустыню. Когда он впервые представился Абве
Макарий Великий, отец скитских иноков, он рекомендовал его на попечение
Святой Иоанн Карлик, чтобы испытать его. Вечером, когда остальные монахи сели за
за трапезой святой Иоанн оставил Арсения стоять посредине, не пригласив его.
Такой прием был суровым испытанием для придворного; но последовало еще много
грубее, ибо святой Иоанн взял буханку хлеба и бросил ее на землю перед собой, выжидая.
ему с видом безразличия съесть его, если бы он хотел. Арсений весело сел на
измельчил и принял пищу. Святой Иоанн был так доволен его поведением, что потребовал
никаких дальнейших испытаний для его признания, и сказал: «Этот человек станет монахом».

Сначала Арсений бездумно делал некоторые вещи, которые он делал в
мира, который казался неуместным его новым спутникам, например, сидеть
со скрещенными ногами. Старшие из-за уважения, которое они к нему питали, не хотели говорить ему о
это публично, так что один договорился с другим, что он должен поставить себя в эту позу и
затем получить упрек за его нескромность. Арсений понял, что порицание предназначалось ему, и
исправил сам эту уловку.

Его духовная борьба

Когда однажды его спросили, почему он, будучи таким хорошо образованным, обратился за наставлениями и советами
одного монаха, совершенно чуждого всякой литературе, он ответил: «Я не
незнаком с наукой греков и римлян; но я еще не научился
азбука науки о святых, которой, по-видимому, невежественный египтянин
мастер». Евагрий Понтийский, который после того, как отличился в Константинополе
узнав, удалился в пустыню Нитрия в 385 г., выразил удивление тем, что
многие ученые мужи не преуспели в добродетели, в то время как многие египтяне, которые даже не знали
буквы алфавита, достигли высокой степени созерцания. Арсений ответил:
«Мы не продвигаемся вперед, потому что пребываем во внешнем учении, которое раздувает
разум; но эти неграмотные египтяне имеют истинное чувство собственной слабости, слепоты,
и недостаточность; и именно благодаря этому они имеют право успешно трудиться в
стремление к добродетели».

Арсений часто проводил всю ночь в бодрствовании и молитве, а по субботам это было
его обычай ходить на молитву, повернувшись спиной к вечернему солнцу, и продолжать
воздел руки к небу, пока на следующее утро солнце не осветило его лицо.

Его добровольная бедность

Один из офицеров императора принес ему завещание сенатора, его родственника, который был
недавно умер и оставил ему своего наследника. Святой взял завещание и разорвал бы его на
штук, но офицер умолял его не делать этого, говоря, что такая авария приведет его к
беда. Арсений, однако, отказался от поместья, сказав: «Я умер одиннадцать лет назад и
не может быть его наследником».

Он занимался изготовлением циновок из пальмовых листьев; и он никогда не менял воду
в котором он увлажнял листья, но только поливал их свежей водой по мере того, как они истощались.
Когда некоторые спросили его, почему он не выплеснул грязную воду, он ответил: «Я должен
быть наказанным этим запахом за баловство, с которым я раньше пользовался
духов». Он жил в крайней нищете, так что в болезни, имея нужду в
небольшую сумму, чтобы достать ему кое-какие мелочи, он был вынужден выпрашивать ее.

Одиночество и слезы

Из-за стремления к тишине и уединению святой Иоанн оставил преподобного Арсения в живых
один в скрытой пещере в пустыне в 32 милях отсюда. Он редко видел незнакомцев, которые приходили
навестить его, но Феофил, папа александрийский, пришел однажды вместе с другими
навещали его и умоляли, чтобы он поговорил на какую-нибудь тему для блага их душ.
святой спросил их, готовы ли они исполнить его указания; и быть
ответил утвердительно, он ответил: «Я умоляю вас, когда бы вы ни
узнав о местонахождении Арсения, вы предоставите его самому себе и избавите себя от
неприятности приходить за ним». Он никогда не посещал своих братьев, довольствуясь
встречи с ними на духовных конференциях. Аббат Марк спросил его однажды, почему он так
избегал их общества. Святитель ответил: «Бог знает, как сильно я люблю вас всех, но
Я нахожу, что не могу быть одновременно и с Богом, и с людьми; и я не могу думать о том, чтобы уйти
Богу беседовать с людьми».

Это расположение, однако, не мешало ему давать духовные наставления своим
братья, и некоторые из его высказываний записаны. Он часто говорил: «Я всегда
есть в чем раскаиваться после разговора, но никогда не жалели о том, что

Ни о чем так не говорят об Арсении, как о его даре слез, плачущем и над своим
собственные недостатки и недостатки мира, особенно слабость Аркадия и
глупость Гонория.

Его отбытие

Святой Арсений был высок и красив, но в старости несколько сгорбился; у него был изящный
осанка и некая сияющая красота и вид величественности и кротости; его волосы были
весь белый, и борода его доставала до пояса, но слезы, которые он проливал,
постоянно стер свои ресницы. Так же сурово жил он до старости
около девяноста пяти; он провел сорок лет в скитской пустыне, до набега
варвары вынудили его покинуть это жилище примерно в 434 году. Он удалился в скалу
Трои против Мемфиса и десятью годами позже на остров Канопус, близ
Александрия; но, не выдержав близости этого города, возвратился в Трою,
где он умер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts