Кто такие рерихи на самом деле: Кем на самом деле был Николай Рерих

Разное

Кем на самом деле был Николай Рерих

140 лет со дня рождения Николая Рериха исполняется в октябре. Его объявляли духовным водителем человечества, Антихристом и даже перевоплощением одного из индийских божеств. Но кем он был на самом деле?

140 лет со дня рождения Николая Рериха исполняется в октябре. Его объявляли духовным водителем человечества, Антихристом и даже перевоплощением одного из индийских божеств. Но кем он был на самом деле?

Николай Константинович Рерих родился в Санкт-Петербурге в 1874 г. (на доме 25 по Университетской наб., где он жил, висит мемориальная доска).

Окончил Академию художеств и юридический факультет Петербургского университета. После революции оказался в США, потом отправился в Индию на поиски загадочной страны чудес – Шамбалы. Рерих написал более 7 тыс. картин, создал десятки глубоких философских трудов. Общался и с президентом США, и с вождями СССР, и с духовными лидерами буддизма. Посвященные ему музеи созданы в Америке, Санкт-Петербурге, Москве и Индии. Рерих замерзал в горах Тибета, будто бы видел там НЛО и даже подробно описал их, а потом построил удивительный дом в Индии. 

Революцию 1917 г. он встретил на Карельском перешейке, где лечился от болезни легких. Большевиков он поначалу ненавидел и считал извергами. Финляндия получила независимость, и Рерих смог бежать в Англию, потом очутился в США, где быстро прославился и установил контакты с буддистами самого высокого духовного ранга, после чего совершил путешествие в Индию. Однако летом 1926 г. Рерих неожиданно объявился в Москве. Там его не арес­товали, наоборот, он встречался с Чичериным, Луначарским – со всей коммунистической верхушкой, которую тайно ненавидел. И это первая загадка его жизни. В эмиграции после этой поездки его стали считать агентом большевиков.

Земля на могилу 

Рерих привез в Москву послание и ящичек с землей. «Посылаем, – говорилось в послании, – землю на могилу бога нашего Махатмы Ленина – примите привет наш». Учителя Рериха – духовные лидеры буддизма – считали коммунизм в СССР (не зная, конечно, тогда еще об ужасах ГУЛАГа) не тиранией, а более продвинутой ступенью эволюции. Под их влиянием изменил свое отношение к СССР и сам Рерих. Нарком иностранных дел Чичерин доложил о послании Молотову. Идея при­обрести для СССР союзников в Тибете показалась заманчивой, так как это могло помочь решению вопроса о присоединении к СССР Монголии. Однако самого Рериха больше интересовала возможность попасть через территорию СССР в заповедный Тибет. Оказавшись в там, Рерих старался осуществить свою мечту – найти таинственную Шамбалу, о которой много рассказывали буддийские мудрецы и старинные книги. Именно там, полагал он, скрываются центры мировой мудрости.

Поиски Шамбалы

Его экспедиция оказалась в тяжелом положении: стояла суровая зима, дули ледяные ветры, заканчивалось продовольствие, взбунтовались проводники. Но Рерих, словно одержимый, рвался вперед. Все, что он видел вокруг, подтверж­дало – таинственная Шамбала где-то рядом. «В десять с половиной утра, – записал ученый в своем дневнике, – над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый сверкающий на солн­це шаровидный аппарат. ..» 

Что это было? НЛО – послание от внеземных цивилизаций? Или же на нем летели таинственные обитатели загадочной Шамбалы? Однако найти легендарную страну Рериху тогда так и не удалось. Монахи на все расспросы загадочно качали головами или показывали пальцем в небо. Как потом выяснилось, английская разведка была уверена, что Рерих – советский шпион, и сделала все, чтобы перекрыть дорогу его поискам.

Любопытно, что именно в те годы в Тибете появилась экспедиция из нацистской Германии – специальный отряд альпинистов СС, посланный фюрером, тоже интересовавшимся тайнами буддизма. Однако она бесследно пропала в заснеженных горах…

Восторг в США

Рерих сумел вернуться, и в США его ждал восторженный прием. Его называли «великим исследователем Азии», объявили о создании музея Рериха. Правительство США финансировало его экспедиции. Русского философа и путешест­венника принял сам президент Гувер. Большой популярностью пользовались его картины, постоянно устраивались выставки. Однако, когда Рерих решил снова отправиться в Индию, оказалось, что визу туда получить непросто. Снова этому мешала английская разведка. Разрешение на въезд удалось достать только при помощи королевы Англии и папы римского. Рерих построил в Индии дом, основал институт гималайских исследований «Урусвати», написал множест­во научных трудов, собрал редкую коллекцию минералов.

Интерес Рериха к Востоку возник не на пустом месте. В Петербурге еще в годы его юности царило повальное увлечение буддизмом и мистическими культами. Интересовался мистическими учениями и Николай II, посетивший Индию во время путешествия на Восток и привезший коллекцию предметов буддийского культа. В 1911 г. в Петербурге построили первый буддийский храм. На русский язык были переведены философские книги Индии, труды о истории Тибета и его чудотворцах, которыми увлекся Рерих. Его захватили индийские метафизические доктрины, их взгляд на космичес­кие и историчес­кие циклы, на их связи с древней культурой России, спиритизм. Но если его приятели – Бенуа, Грабарь, Дягилев – относились к этому иронически, то сам Рерих считал спиритизм серьезным духовным феноменом. Мистические видения посещали его жену Елену Ивановну. Однако Русская православная церковь считала увлечение Рериха буддизмом и мистическими культами ересью, и его отлучили от церкви.

Красота спасет мир

У Рериха была навязчивая идея. После ужасов мировых войн и революции в России он настойчиво искал универсальную формулу спасения человечества и нашел ее: «красота спасет мир» – и это сделает искусство. Эту идею он страстно проповедовал всю оставшуюся жизнь в своих книгах и творчестве. На основе выдвинутого им так называемого пакта Рериха в 1954 г. в Гааге был подписан заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 г. умер в Наггаре (Индия), так и не узнав, что в визе ему отказали. Часть его наследия в 1990 г. передана России.

Шпионы внутренней империи | Батенька, да вы трансформер

Диктатор недели

Текст:

Сергей Жданов

Иллюстрации:

Bojemoi!

21 июня 2016

Минюст сейчас проверяет Музей Николая Рериха на предмет присутствия в его деятельности экстремизма и финансовых махинаций. Вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко говорит, что это просто попытка отобрать у музея усадьбу Лопухиных. Как безобидное музейно-архивно-ретроспективное дело вообще может быть связано с экстремизмом?

На рубеже XIX — XX веков общественное сознание стала будоражить идея о скором наступлении некой новой эры, которая приведёт к тому, что человек кардинально поменяет способ своего существования, откроет истинные знания о природе мира и раскроет назначение и смысл человеческой жизни. Движение в новую эру Водолея в целом назвали Нью Эйдж: основой нового Эона, по мнению последователей движения, должно стать духовное развитие человека, раскрытие его эфирной сущности, обретение высших знаний и сверхспособностей. Эту идею продвигали и продвигают многие мыслители, в том числе Елена Блаватская и Алистер Кроули, о которых мы уже писали. Они предложили пути совершенствования человека на основе синтеза многих эзотерических (то есть касающихся не внешней, а внутренней жизни человека) знаний. Николай и Елена Рерихи были одними из тех, кто верил в пришествие новой эры и хотел принять участие в её реализации. Знакомство в 20-х годах с теософским учением мадам Блаватской стало отправной точкой не только для развития рериховского религиозно-философского течения Агни-йога (или Живая Этика), но и во многом определила направление мысли философии русского космизма. Её представители считали, что не за горами время, когда человек изменит способ существования и станет ближе к своей истинной сущности.  

Между прочим, Уильям Берроуз тоже считал, что предназначение человека — космос, а основная проблема в его освоении — не недоразвитые технологии, а само физическое тело. Рерихи хотели помочь человечеству преодолеть физический барьер и, очистив свой дух, освоить космические бесконечности. В каком-то смысле, сегодня человек начинает существовать в принципиально новом виде благодаря развитию технологии, в том числе — интернета и виртуальной реальности: наша цивилизация медленно переползает из аналоговой в цифровую форму бытия. Возможно, это и есть те признаки наступления новой эры, которые мечтали увидеть и Вернадский, воображавший единую бестелесную Ноосферу, и Николай Рерих, ожидавший прихода из далёкой страны Шамбалы индуистского мессии по имени Калки. Рерихи и подобные им мыслители ХХ века хотели дополнить бурное развитие современных технологий не менее активным развитием технологий духовных. И если в технологическом смысле человечество сейчас находится на своем пике, то в духовном и психологическом аспектах нам нужно обращаться скорее в прошлое, в котором эти области знания достигали своего пика: к культурам Востока — что, собственно говоря, исправно делали господа Рерихи и нам завещали. Показательно, что Николай Рерих, никогда не покидавший в материальной оболочке нашу матушку-Землю, однако владеющий древними духовными практиками, писал свои картины и видел Землю так, как её описал Юрий Гагарин из космоса, пользуясь самыми передовыми технологиями того времени. Гагарин писал: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Помимо самосовершенствования новая эра подразумевала создание новых государств на принципиально иных основаниях, близких то утопическому коммунизму, то пифагорейской идее правления философов.

Некоторые российские социологи называют Рерихов с их Живой Этикой в одном ряду с Церковью сайентологии, Церковью унификации, «Белым братством», Трансцендентальной медитацией (любимой Дэвидом Линчем) и сатанинским культом «Чёрного братство», а также всем движением Нью Эйдж (к которому также причисляются Рерихи), деструктивными культами. Среди основных признаков деструктивных культов числятся: «промывка мозгов», сексуальные практики, наркотики, групповые экстатические молитвы, лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и апокалиптическое мироощущение от ожидания Конца света и Страшного суда. Основным противником Рерихов в России стала, разумеется, РПЦ, которая в наше время угрожает анафемой всем поклонниками Агни-йоги. Можно ли считать групповые медитации «экстатическими молитвами», уединённую жизнь в горах — лишением свободного времени и ограничением внешних контактов, а надежды на прорыв в духовной эволюции человека — ожиданием Конца света, большой вопрос, однако в России им задаются с впечатляющим упорством. Главным гонителем и разоблачителем рериховской Живой Этики от лица РПЦ стал господин Андрей Кураев, который дотошно разобрал учение Агни-йоги и опроверг все его основные тезисы с помощью православного богословия.

В 1917 году Рерих выехал в Финляндию на лечение и после закрытия границ в связи с революцией в России оказался отрезанным от Родины, после чего пустился в путешествия по ближним и дальним странам. В 20-х годах в Лондоне Рерихи наладили связь с Теософским обществом Елены Петровны Блаватской. Знакомство с теософским учением имело громадное влияние на их жизнь, некоторое время они даже проводили спиритические сеансы, от которых впоследствии открещивались как от ненужного баловства. Тогда же в Лондоне произошло их знакомство с таинственным Махатмой Мориа, который помогал писать книги Елене Петровне Блаватской, а впоследствии «диктовал» и Елене Ивановне Рерих, которая тогда же и начала писать основополагающий труд рериховского духовного наследия — «Агни-йогу». Англия второй половины XIX и начала XX веков дала миру не только отточенные научные идеи вроде дарвиновских теории эволюции и естественного отбора, но также стала своеобразным эзотерическим центром и мощнейшим образом поспособствовала синтезу и распространению духовных практик, собранных со всех уголков мира. Египетская, китайская, индийская и иудейская традиции, завезённые из британских колоний, стали достоянием передовых умов, стекавшихся в Туманный Альбион со всех уголков Европы. Русские эмигранты вроде Блаватской и Рерихов в каком-то смысле успешнее всех остальных подхватили и распространили этот религиозно-философский синтез по всему миру. Отдельного упоминания заслуживает и масонская традиция, которая в Англии, наряду с Францией, пустила самые крепкие корни и начиная с XVII века способствовала собиранию, осмыслению и синтезу научных данных с самыми возвышенными и мистическими концепциями: членами масонских обществ были и учёные, и предприниматели, и богословы, и философы, и поэты.

Можно проследить определённое сходство между теорией эволюции Дарвина и духовной иерархией из учения Рерихов. Только Дарвин разрабатывал чисто материальный план, на котором человек вследствие эволюции и тысяч лет постепенного развития становится высшим звеном в цепочке животных и теоретически способен эволюционировать ещё дальше. Рерихи же разрабатывали чисто духовную теорию, в которой человек — это отправная точка, что-то вроде дарвиновской обезьяны, а духовные сущности вроде Махатм — венец человеческого развития, создания, преодолевшие грубую материю и существующие в самых тонких сферах.

Одна из самых важных идей Агни-йоги — убеждение, что внутренняя жизнь человека влияет не только на него самого, но и на другие, более тонкие и менее осязаемые энергетические миры. Именно на вере в ответственность индивидуума перед тонкими материями, участвующими в образовании причинности в мире, и основана необходимость непрестанного самосовершенствования. И наоборот, процессы, происходящие в тонких «огненных» мирах, напрямую влияют на грубый материальный мир. Существа, достигшие такого уровня развития, чтобы перейти в тонкие формы бытия, стараются помогать людям, посылая им тайных учителей, Махатм. Махатмы облагораживают физическую реальность и помогают человечеству понять революционные для сознания идеи, вызывая коренные перемены в ходе истории и смены эпох. Не растущие над собой люди, следующие своим страстям, порокам, сиюминутным желаниям и эмоциям, загрязняют собой эфир, в котором живут высшие по отношению к человечеству существа. Чтобы восстановить равновесие и способствовать гармонизации мира, человек должен следить за собой, слушать наставления Махатм и не считать свой внутренний мир (мысли, эмоции и побуждения) герметично отделённым от всего остального мира, а нести ответственно и осознанно миссию по преобразованию мира к лучшему. Фигуры Махатм (или Великих учителей), обитателей Белой ложи, присутствуют во всех ответвлениях теософского учения. Забавно, что и Мохандас Ганди, также приобщившийся в своё время к теософии в Лондоне, впоследствии носил титул Махатмы.

Вот уже восемьдесят лет не угасают споры о том, кто же Елена и Николай Рерихи: шарлатаны или посвящённые, мечтатели или шпионы — и если шпионы, то чьи (американские, советские, британские или индийские?). Эти противоречия отрицают одно другое: простой шарлатан никогда не будет серьёзно связан со спецслужбами, а духовный посвящённый не может быть ни обыкновенным, пускай и плодовитым, художником, ни, тем более, мечтательным простофилей. Николай Рерих нарисовал семь тысяч картин — но на самом деле никогда не был художником в узком смысле этого слова: главными составляющими его личности были философско-религиозная и социальная деятельность. В 1895 году Николай поступил на обучение в студию к знаменитому художнику А. И. Куинджи, а уже через два года закончил Петербургскую Академию художеств и со своей дипломной картиной «Купец» попал в число передовых русских художников. Его хвалил Лев Толстой, все прочили ему успешную карьеру, и он усердно писал полотно за полотном — однако мыслил и видел шире холста. Очень рано он понял, какую мощную роль может играть живопись в его деятельности: роль социального клея и повода для финансовых операций, торжественных открытий, благих даров и укрепления международного сотрудничества. В молодости Рериха интересовала русская культура, которую он на протяжении всей своей жизни пытался найти и возродить. Прошлое нужно в настоящем только ради будущего — приблизительно так Рерих относился к открытию и созданию русского культурного наследия. Он предпринимал многочисленные экспедиции по территории России, вёл раскопки, делал зарисовки архитектуры, узоров и росписей, собирал фольклорный материал. От русской культуры впоследствии он перешёл к исследованию и открытию для общественности культурного наследия других стран и во второй половине своей жизни множество усилий посвятил осознанию и охране культурного наследия всего человечества.  

В 1920-х годах, впечатлённый разрушением памятников искусства и культуры во время Первой Мировой войны и большевистского переворота, Рерих последовательно обращался к деятелям всех стран с призывом ко всемирному диалогу на тему сохранения и защиты культурного достояния человечества. Вершиной таких стараний стало создание в 1935 году пакта Рериха, или иначе Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятниковПервый в истории международный договор о защите культуры носил также название Вашингтонского пакта и был принят при непосредственном участии президента Рузвельта, однако после разрыва отношений между правительством США и Рерихами пакт был признан нежизнеспособным и слабым и продолжил своё существование уже в виде идеи, а не юридического документа. От национального искусства Рерих перешёл к международному и закончил мировым искусством, не знающим временных рамок и политических границ. Вершиной или основанием любой культуры можно по праву считать религию — и от визуального искусства интересы Рериха распространились на духовные учения разных стран и народов. Кто знает одну религию и не знает остальных, на самом деле не знает ни одной религии, потому что истинная религия познаётся через сравнение.

Сотрудничество с американским бизнесменом Луисом Хоршем крайне важно для составления правильного портрета Николая Рериха: оно показывает, что этот человек был ещё и крупным бизнесменом-международником и совладельцем корпорации. Но, в отличие от многих коллег, он применил свои способности не для обретения благ и преумножения богатств, а для распространения духовных идей по политическим и деловым каналам. Сначала Николай Рерих читал лекции в Америке, проводил многочисленные выставки и в 1921 году в Нью-Йорке открыл «Мастер-Институт объединённых искусств», который ставил своей миссией сближение народов мира на почве культуры и искусства. С той же целью Николай Константинович основал издательство «Алатас» (модифицированная анаграмма слова «атлас»), а затем на пару со своим учеником и последователем Хоршем — коммерческие предприятия «World Service. Pancosmos Corporation» (название подчёркивает масштабность) и «Beluha Corporation» (название отсылает к самой высокой горе Алтайских гор), а также построил Мастер-Билдинг (или Дом Учителя), — двадцатидевятиэтажный небоскрёб, на первых этажах которого располагался «Музей Рериха». В процессе всей этой культурной и бизнес-активности Елена и Николай Рерихи обзаводились последователями и учениками из самых разных слоев общества.

Духовное наставничество и светское попечительство были коньком Рериха с самого начала его общественной деятельности. В царской России Рерих много лет подряд возглавлял Императорское общество поощрения художеств и принимал активное и покровительственное участие в культурной жизни страны. Когда Россия была в огне революции, Рерихи ужасались бесчеловечности большевиков и поддерживали белых. В общем, довольно типичная реакция благородных людей на подобные исторические события, в которых культурное и духовное достояние частенько растаптывают кирзовыми сапогами. Довольно скоро, впрочем, их взгляды переменились: Рерихи увидели родство между буддийскими и коммунистическими идеалами, или же попросту решили не плыть против течения и постарались иметь дело с тем, что стало реальностью для России. На каком-то этапе в их трудах Ленин стал называться, подобно Высшим существам, Махатмой, и они влюбились в идею объединения буддийского и коммунистического миров в новое государство, в котором люди отвергают собственность и стяжательство и трудятся на благо всеобщей кармы. Однако долго такая любовь не продлилась, и в более поздних изданиях рериховской книги «Община» Махатма Ленин больше не упоминался.

В то же время под очарование Рерихов попал сенатор Генри Уоллес, министр сельского хозяйства США, преемник Франклина Рузвельта и продолжатель его «Нового курса». Уоллес и сам имел склонность к изучению эзотерических трудов и, как, по крайней мере, любят рассказывать Оливер Стоун и значительная часть демократической партии, вообще был настоящим альтруистом и воплощением просвещённой демократии. Поэтому когда в 1930 году он встретил духовного наставника, который имел идеи насчёт реализации некоторых духовных истин в конкретно взятом государстве, стал его учеником. Именно на деньги Министерства сельского хозяйства США, которым руководил Уоллес, Рерихи отправились в Маньчжурскую экспедицию в 1934 году (как говорили, с целью сбора полезных семян). В то время как научная часть экспедиции исследовала растительность, сам Рерих активно занялся публичными выступлениями и лекциями на азиатских территориях, ратуя за объединение Азии в новое единое государство, продолжая ту риторику, которая сближала его с большевистской верой во всеобщий коммунизм. Одновременно он связывался с эмигрантскими русскими организациями вроде Военно-монархического союза, старался объединить их и даже приобретал в качестве рупора некоторые издания. Кажется, что на самом деле стратегия четы Рерихов была до конца не ясна ни одной заинтересованной спецслужбе. Терпение в конце концов лопнуло разом у всех. Белогвардейская контрразведка стала чернить деятельность экспедиции в прессе, японские газеты — обвинять Рерихов в попытке объединить белогвардейскую эмиграцию, японцы изъяли из типографии их книгу и настроили против них большевиков. В итоге от Рериха, которого американские газеты уличали в подготовке военного восстания в Монголии, отказался и Уоллес, а результаты его экспедиции признал не имеющими ценности.

Однако до Маньчжурской экспедиции и ссоры со всеми официальными властями сверхдержав того времени Николай Константинович, заручившись финансовой поддержкой американских единомышленников, организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, прошедшую через Индию, Китай, Сибирь, Алтай (привет, Белуха), Монголию и Тибет. Эта многолетняя научная экспедиция привлекала внимание советской, английской, немецкой и кто знает каких ещё разведок (впоследствии было рассекречено множество материалов спецслужб о рериховских путешествиях). Частью Центрально-Азиатской экспедиции стала мини-экспедиция в Тибет, носившая название Миссии Западных буддистов в Лхасу — во время экспедиции спутники и местные жители называли Николая Константиновича западным Далай-ламой. Экспедиция так и не попала в священный город Лхасу, так как под давлением английской разведки была задержана на одном из высокогорных перевалов, продолжительное время содержалась под стражей при минусовой температуре и в конце концов была развёрнута назад и отпущена без каких-либо сатисфакций или извинений. По некоторым данным, английскую разведку сильно смутило, что над Миссией Западных буддистов в Лхасу в определённый момент совершенно неожиданно воспрянул американский флаг. Тут ещё раз необходимо подчеркнуть, что относительно истинных политических мотивов Рерихов никогда и ничто не было известно наверняка — и истории про двойную, тройную и четырёхуровневую вербовку спецслужбами, хоть и не доказаны, берутся всё-таки не из воздуха. В целом Центрально-Азиатская экспедиция продлилась около пяти лет, и существует множество теорий о её истинных целях и основных задачах. Одна из самых романтических трактовок гласит, что Рерихи (в экспедиции участвовала чета Рерихов и один из их сыновей) искали мистическое царство Шамбалу.

Главный герой культового сериала «Твин Пикс», агент ФБР Дейл Купер, прежде чем показать своим захолустным копам-протеже, как правильно вести расследование с помощью метания камней по пустым бутылкам, решает поделиться с ними сокровенным. Тогда он рассказывает им о далёкой горной стране Тибете, которая будоражит его во сне и наяву. Тот же чудаковатый линчевский агент медитирует, подвешивает себя за ноги к потолку, стоит на голове, общается с духами и собирает улики в своих снах. В конце сериала он попадает в таинственные Чёрную и Белую ложи, вход в которые открывается в определённое время просто посреди леса. Его простодушный помощник, местный шериф, тоже пытается войти в это странное место — но у него ничего не получается. Перед медитирующим агентом Купером в лесу появляется красный занавес и открывается вход в параллельную реальность, а для профана-полицейского в волшебном лесу есть только обычные деревья.

Всякий поклонник «Твин Пикса» на самом деле хорошо знаком с идеей поиска мистического мира Шамбалы — города мудрецов, способных управлять миром одной мыслью, сокрытого из физического измерения. По древней легенде, попасть в Шамбалу может только чистый сердцем стремящийся к знанию, и именно оттуда придёт Мессия, который именит мир. Поисками этого царства, хранящего ключи управления миром, занимались не только теософы и супруги Рерихи, но и жаждавшие мистической власти над миром нацистские спецслужбы. Кажется однако, что лучший способ найти Шамбалу — не путешествие, а самосовершенствование. Достигшему звенящей чистоты ученику Махатмы могут явиться сами — и даже надиктовать объёмный философский труд, как это произошло с мадам Блаватской и Еленой Рерих. По сей день никто не может сказать точно, существовали ли учителя на самом деле или были плодом фантазии склонных к мистификациям русских эмигрантов — но что если?..

Текст

Сергей Жданов

Киев

Иллюстрации

Bojemoi!

Москва

Человек, нарисовавший Шангри-Ла

 

Николай Рерих был многим — художником, ученым, археологом, авантюристом, редактором, писателем и т.д. Объединив все свои занятия, он написал и представил первый в мире «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Рерих был дважды номинирован на Нобелевскую премию мира и создал философскую школу Живая Этика . Но самым интересным из его начинаний был поиск скрытых тайн мира, включая неуловимую Шангри-Ла. Его неугасимая любовь к различным народным традициям – славянским, индийским, тибетским – и пробудила в нем интерес к таинственной Шамбале. Его стремление увидеть невидимое и понять непостижимое отражено в его искусстве и его произведениях.

 

Николай Рерих. Человек эпохи Возрождения

Портрет Николая Рериха со скульптурой Гуга Чохан работы Святослава Рериха, 1937 год, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Николай Рерих родился в семье немецкого отца и русской матери в 1874 году в Санкт-Петербурге. Сын состоятельного дворянина, Рерих был окружен книгами и интеллектуальными друзьями своих родителей. К восьми годам он поступил в одну из самых престижных частных школ города. Первоначально предполагалось, что его образование направит его на путь юриста. Однако у Рериха были гораздо более грандиозные планы. Проводя каникулы в усадьбе Извара, он открыл для себя страсть, которая определила его дальнейшую жизнь: народные легенды. Окутанная тайной и наполненная нераскрытыми древними наследиями, Извара стала местом, где Рерих впервые попробовал себя в качестве археолога.

 

Создавая подробные карты местности и описывая свои находки, юный Рерих привлек внимание одного из виднейших российских археологов того времени Льва Ивановского, которому помогал в раскопках загадочных местных курганов. Тайна этих захоронений и языческие традиции впоследствии подтолкнули Рериха к созданию ряда его шедевров, вдохновленных славянскими легендами.

 

Тогда Рериху пришла в голову провокационная мысль: а что, если в сказках есть крупица правды? Возможно, то, что не может быть раскрыто археологией, может быть представлено искусством.

 

Хижина в горах Николая Рериха, 1911, через Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Вам понравилась эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Одержимый прошлым, Рерих начал рисовать. Вскоре его талант заметил друг семьи, скульптор по имени Михаил Микешин. Поскольку отец Рериха хотел, чтобы сын стал таким же успешным юристом, как и он сам, и никогда особо не одобрял его занятий, молодой художник поступил и в Петербургский университет, и в Российскую академию художеств. С подъемом русского символизма и его поисками скрытых истин и гармонии Рериху суждено было попасть под чары молодых художников, которые позже создали группу, известную как «Мир искусства». В 1897 он окончил Академию, представив свою выпускную работу The Herald . Через год он закончил университет, но отказался от всех мыслей об адвокатской практике.

 

Фольклорист, археолог и мистик

Кершенецкая битва у невидимого града Китежа, Николай Рерих, 1911, в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

 

Увлеченный средневековыми традициями России, Николай Рерих путешествовал по Империи, реставрируя памятники и собирая фольклор. Прежде чем рискнуть открыть для себя Шангри-Ла, Рерих обратился к русским мифам. Он надеялся найти легендарный город Китеж.

 

Предположительно расположенный на озере Светлояр и возведенный русским князем в конце XII века, Китеж занимал пространство между мечтами и реальностью. Как и Шангри-Ла, Китеж должен был быть местом художественной красоты и изысканности. Как и Шангри-Ла, он был скрыт от посторонних глаз. Город поглотили воды озера, некогда защищавшие его от татарского нашествия. Сам Рерих позже считал, что Китеж и Шамбала вполне могут быть одним и тем же местом; его местоположение не связано с этой реальностью, а вход скрыт где-то в Гималаях.

 

Самая известная работа Рериха, посвященная Китежу, Кершенецкая битва у невидимого града Китежа , создана для фестиваля «Русские сезоны» в Париже. Это был великолепный занавес, который оставил зрителя, как и художника, на поиски затерянного города. Рериховское изображение Китежа светится красным и оранжевым, воды озера отражают неминуемое кровопролитие предстоящей битвы. На переднем плане появляется сам Китеж, отражение его куполов-луковиц и резных крыльцов виднеется в оранжевом озере. Играя перспективой, Рерих создал мечту о русской Шангри-Ла, открывавшуюся лишь самому наблюдательному зрителю.

 

Идолы Николая Рериха, 1901, в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

 

Интерес Рериха к ранней славянской истории разделяли его современники, в том числе композитор Игорь Стравинский, чей балет «Весна священная» принес славу и успех как композитору, так и художнику. Эти славянские темы вновь появились во многих произведениях Рериха. Начало Руси, славян отражает представления Рериха о мистических силах и знаниях его предков. Идолы изображают торжественный языческий обряд, объявляющий о присутствии давно ушедших богов. Погружаясь в славянские мифы, Рерих стал искать подобные легенды в фольклоре других стран – от Китежа к более абстрактному понятию Шангри-Ла. Работая с виднейшими русскими живописцами своего времени — Михаилом Врубелем, Александром Бенуа, Константином Коровиным, — он создавал эскизы для мозаик и росписей, воскрешая приемы средневековых русских и византийских мастеров.

 

Рерих и зов Востока

Кришна или Весна в Кулу Николая Рериха, 1929, через Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Стремление Рериха к универсальности привело его к Восточному искусству. По мере того, как он собирал восточноазиатское искусство, особенно японское, и писал статьи о японских и индийских шедеврах, внимание Рериха сместилось со славянского эпоса на индийские легенды. Как любитель красок, Николай Рерих отказался от масла и обратился к темпере, что позволило ему получить искомые теплые оттенки и насыщенности. Его изображение Гималаев не слишком отличается от его изображения русских полей, где природа всегда доминирует над человеком, а искусственно уменьшенный горизонт подавляет зрителя.

 

С 1907 по 1918 год в России и Европе вышло десять монографий, посвященных творчеству Рериха. Что же касается самого художника, то его судьба сделала неожиданный поворот, приблизив его к тайне Шангри-Ла.

 

В 1916 году Рерих заболел и вместе с семьей переехал в Финляндию. После Октябрьской революции Рериха вырезали из СССР. Художник не вернулся домой, вместо этого переехав в Лондон и вступив в Оккультно-теософское общество, которое преследовало те же принципы мировой гармонии, которыми руководствовался Рерих в своей жизни. Идея раскрытия своего внутреннего потенциала и установления связи с космосом через искусство подтолкнула Рериха и его жену Елену к созданию нового философского учения — Живой Этики.

 

Экспедиция в Шангри-Ла

Тангела . Песня о Шамбале Николая Рериха, 1943, в Государственном музее Востока, Москва

 

Следующие годы своей жизни Рерих провел в США и Париже, где участвовал в успешных выставках и искал новые легенды, увлекавшие его не меньше славянского фольклора. В то время как русские темы оставались важными в жизни Рериха, его страсть к Средней Азии и Индии вскоре затмила другие его начинания. В 1923 января Николай Рерих организовал грандиозную археологическую экспедицию в Среднюю Азию, надеясь найти загадочную Шангри-Ла. В последующие годы своих исследований в Азии Рерих написал две этнографические книги о Гималаях и Индии. Он также создал более 500 картин, запечатлевших красоту пейзажей, с которыми он сталкивался.

 

Рериховская Шангри-Ла, как и Китеж, была мечтой, видением нетронутой и волшебной красоты, доступ к которой имели лишь избранные. Где находится рериховская Шангри-Ла, выяснить невозможно, ибо художник считал, что нашел ее блуждающей по горам. Его захватывающие дух пейзажи доказывают его правоту. Опираясь на легенды о Китеже и Шамбале, он проложил свои маршруты и записал свои впечатления в нескольких книгах.

 

Влюбиться в Индию и Гималаи

Канченджанга или Пять сокровищ высокого снега Николая Рериха, 1944, Государственный музей Востока, Москва, Российская Федерация

 

По итогам экспедиции семья Рерихов основала Гималайский научно-исследовательский институт в Нью-Йорке и Институт Урусвати в Гималаях. В 1928 году Рерих написал Устав, впоследствии известный как Пакт Рериха, — первый в мире договор, защищавший памятники искусства и культуры от войн и вооруженных конфликтов. Как искусствовед, художник и археолог Николай Рерих был идеальным кандидатом на роль защитника памятников.

 

В 1935 году Рерих переехал в Индию, погрузившись в индийский фольклор и создав свои самые известные картины. Он ни разу не отвернулся от своей любви к неровным линиям и контрактам, а также к растянутым горизонтам, которыми отмечены многие его картины. Рерих считал Индию колыбелью человеческой цивилизации и стремился найти связи между русской и индийской культурой, отыскивая сходные закономерности в легендах, искусстве и народных традициях. Это включало его любимую тему затерянного города Шангри-Ла, из которой Шамбала была вдохновлена.

 

Николай Рерих писал, что путь в Шамбалу есть путь сознания в своем Сердце Азии . Простая физическая карта не приведет в Шангри-Ла, но непредубежденность в сочетании с картой может решить эту задачу. Картины Рериха были картами, которые давали зрителю быстрый взгляд на Шангри-Ла: место безмятежной мудрости, воплощенное в ярких красках и искривленных формах. Рерих погрузился в культурную жизнь Индии, подружился с Индирой Ганди и Джавахарлалом Неру и продолжал рисовать свои любимые горы и легенды.

 

Мастер гор и легенд

Святогор Николая Рериха, 1942, Государственный музей Востока, Москва

 

В своих более поздних произведениях Рерих указывал, что две темы всегда занимали его воображение: Древняя Россия и Гималаи. Работая над своей Гималайской сюитой , он создал еще три картины — Пробуждение богатырей , Настасья Микулична и Святогор 9.0008 .

 

В это время Советский Союз был опустошен Второй мировой войной. Рерих хотел выразить бедственное положение русского народа в своих картинах, сочетая в себе индийскую и русскую темы.

 

Рисуя Гималаи, Рерих верил, что действительно открыл Шангри-Ла, и даже оставил свои картины и сочинения, чтобы направлять к ней других. Часть его рассказа может быть даже правдой. Все поздние картины Рериха объединяет одно качество — растянутость с высоты птичьего полета над зубчатыми очертаниями гор и сгруппированной архитектурой.

 

По стилю его картины, изображающие русские былины, сходны с его индийскими картинами. Его любовь к контрастам и преувеличенным формам доминирует в композиции. Иммерсивный характер его работ увлекает зрителя, перенося его в мистическое место; Китеж или Шамбала, или, может быть, Шангри-Ла, термин, ставший прозвищем любого затерянного города.

 

Николай Рерих как международный художник

En-no-gyoja, «Друг путешественников» Николая Рериха, 1925, в Музее Николая Рериха, Нью-Йорк

 

В отличие от других живописцев своего времени, Рерих избежал ловушки ориентализма. Он никогда не изображал Восток как «другой». Для Рериха и Восток, и Запад были просто двумя сторонами одной медали, его увлечение русскими богатырями равнялось его интересу к индийским героям и гуру. Он отказался проводить различие между ними и вместо этого искал связи, его теософские взгляды подталкивали его к исследованию пределов духовного в своих картинах.

 

Как интернациональная фигура, Рерих не переставал искать эти связи, его самобытный живописный стиль приспосабливался к изображению русской, индийской и даже мексиканской тематики. Возможно, именно желание разобраться во всех мировых легендах и побудило его написать Шангри-Ла в первую очередь.

 

За 20 лет Рерих написал 2000 гималайских картин, часть потрясающей коллекции из 7000 картин. Долина Кулу, расположенная среди величественных заснеженных вершин, стала его домом и местом работы. Именно здесь в 19 году умер Николай Рерих.47. По его желанию его тело было кремировано. Ему было присвоено звание святого или «махариши». Между двумя странами, которые он глубоко любил, он умер в Индии, недалеко от входа в мистическую Шамбалу. Для человека, нашедшего свою Шангри-Ла, его последнее желание остаться рядом с ней вполне уместно.

 

Николай Рерих: из-за пределов

Горы

Энн Ньюман


• 5 мин чтения

From Beyond 1936 — Николай Рерих Холст, темпера (1)

Я обнаружил Николай Рерих (1874–1947) и его замечательные картины, когда искал информацию о Гималаях во время путешествия Джейн в этих краях. еще в 2019 году — кажется, это было очень давно.

Вчера мы посмотрели три картины Рериха из Великая Китайская стена и я немного рассказали о жизни Николая. Если вы пропустили этот пост, перейдите по ссылке Самая длинная стена в мире глазами и руками Николая Рериха .

Николай Рерих по своей сути был художником и юристом по образованию, археологом, поэтом, историком, сценографом, ученым, путешественником, философом и борцом за мир и защиту культуры. 2 Обаятельный и замечательный человек, который с женой и двумя сыновьями путешествовал и жил во многих странах. Сегодня это представление Николая о потрясающих горах Северная Индия , Тибет и Гималаи мы увидим и оценим — живописные развлечения периода с 1923 по 1945 год.

Гималаи. Хребет Канченджанга 1936 — Николай Рерих, картон, темпера (1)

Именно в гималайских картинах Рериха легче всего найти свидетельство возвышенности духа и чувства миссии, которые привели Рериха к решению задач, которые он перед собой ставил. В них можно увидеть смысл драмы, срочность сообщения, которое нужно отправить или получить, путешественника, которого нужно поприветствовать, миссию, которую необходимо выполнить, путь к путешествию. 1

Высокие горы символизируют духовные цели, которые должно ставить перед собой человечество. Рерих призывает людей к своему духовному предназначению и напоминает им об их долге готовиться к Новой Эре, в которой Ригден Джапо соберет свое войско и под Знаменем Света победит воинство тьмы. Рерих-воин был уже вооружен и верхом; он стремился собрать свою армию для битвы и приказал, чтобы на их нагрудниках было написано слово «культура». 1

Путь в Шамбалу 1933 г. Николай Рерих, Музей Н.К. места по всему миру — Россия, Финляндия, Америка… но именно его картины Гималаев захватывают дух.

Гималаи 1945 Николай Рерих, картон, темпера (1)

Родители Николая поощряли его изучение права, но, видя склонность сына к живописи, разрешили ему изучать и то, и другое, что он и сделал с большим успехом. В 1900 г. Рерих отправился в Париж, чтобы брать уроки у Фернана Кормона, известного наставника Ван Гога и Тулуз-Лотрека. По возвращении в Петербург он женился на Елене Шапошниковой, разработавшей впоследствии философию Агни-Йоги. Вскоре Рерих стал довольно успешным живописцем. Одна из его картин была куплена самим русским царем Николаем II. 2

Рерих также работал художником-постановщиком и художником по костюмам для Сергея Павловича Дягилева « Русских балета» и особенно известен своими монументальными историческими декорациями. Он оформил декорации к нескольким операм и балетам Мориса Метерлинка и Игоря Стравинского. 2

В 1917 году Рерих уехал жить на озеро в Финляндию, чтобы укрепить здоровье. После того, как граница между Россией и Финляндией была закрыта в 1918 году в связи с Октябрьской революцией и гражданской войной в Финляндии, семья путешествовала по нескольким скандинавским странам в Великобританию и в конце концов уехала в Северную Америку в 1920 году. Там Рерихи основали два учреждения культуры: «Cor Ardens» («Пылающее сердце», братство художников из нескольких стран) и «The Master Institute of United Arts» (организация образования, науки и философии). 2

Покинув Америку, Рерихи поселились в Наггаре в долине Кулу, откуда их поместье смотрело в сторону Гималаев. Здесь они основали Институт Урусвати, который остался в Наггаре, с выставкой о пакте. Николай Рерих умер от остановки сердца 13 декабря 1947 года. 2

«Тот, кто спешит» Николая Рериха (серия «Страна») Холст, темпура (1)

Многие картины Рериха содержат персонажей из духовные связи и рассказы, иллюстрирующие сильный интерес Николая и его жены Елены к бестелесному миру.

Интересно, что Елена Рерих была необычайно одаренной женщиной, талантливой пианисткой и автором многих книг, в том числе «Основы буддизма» и русского перевода « Тайной Доктрины» Елены Блаватской . Собрание писем Елены Рерих в двух томах — пример мудрости, духовной проницательности и простых советов, которыми она делилась со множеством корреспондентов — друзей, врагов и сотрудников. 1

Позже в Нью-Йорке Николай и Елена Рерихи основали Общество Агни Йоги , которое исповедовало живую этику, охватывающую и синтезирующую философии и религиозные учения всех веков. 1

Хребет Эвереста Николай Рерих (Гималайская серия) Холст, темпера, наложенный на картон (1)

Я подумал, что вам будет интересно увидеть несколько его зарисовок гор, сделанных в основном в рамках подготовки к его картинам.

Николай Рерих: Эскиз хребта Эверест 1924; Эскиз перевала Джелап-Ла 1924 (1)Николай Рерих: Эскиз горного пейзажа с коленопреклоненной женщиной 1924; Эскиз с домом 1924 (1)

Николай Рерих считается одним из величайших художников России и в его честь названа малая планета 4426 Рерих в Солнечной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts