Авдотьино ногинский район монастырь: Николо-Берлюковская пустынь — главная страница

Разное

Николо-Берлюковская пустынь — Нататурка.Ру — Памятники Архитектуры и Не Только

Николо-Берлюковская пустынь (Россия, Московская область, Ногинский район, Авдотьино, Николаевская Берлюковская пустынь) (от трассы [А 103] (на Киржач и Юрьев-Польский) до Авдотьино 1 км)

С.В. Булгаков в издании «Русские монастыри в 1913 г.» так описывает обитель: «Берлюковская Николаевская пустынь, заштатная, в 20 верстах от города Богородска и в 15 верстах от железнодорожной станции Щёлково, на берегу реки Вори. Учреждена в 1779 г. митрополитом Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606 -1613 гг. и получившая своё название от того, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 году в числе икон чудесно обретён здесь образ — лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время». При монастыре функционировала школа, гостиница для паломников, богадельня.

Содержание

  1. Описание Николо-Берлюковской пустыни
  2. Архивные изображения Николо-Берлюковской пустыни
  3. Схема проезда

Описание Николо-Берлюковской пустыни

Первый каменный Никольский храм появился в начале XVII столетия. Через сто лет здесь была открыта пустынь, которая то упразднялась, то возрождалась вновь.
В 1764 г. в монастырьке упоминается каменная одноглавая церковь Живоначальной Троицы, деревянная колокольня, настоятельские и братские кельи, подсобные здания и амбары, бревенчатая ограда с тесовыми воротами. Архитектурный ансамбль формировался в два этапа. За десятилетие с 1784 по 1794 гг. в монастыре были построены: каменный Троицкий собор с чертами псевдорусского стиля, трапезная, начаты работы по возведению кирпичной ограды.
В 1832 -1842 ведётся строительство собора во имя Христа Спасителя, в память о победе над французской армией в Отечественной войне 1812 года. Монументальная постройка украшена по рукавам креста пилястровыми портиками с круглыми окнами второго света. Над мощным аттиком — гранёные главы-башенки. Одновременно с собором развернулось строительство надвратной церкви Василия Великого, игуменских покоев и юго-восточного братского корпуса.

Архивные изображения Николо-Берлюковской пустыни

В 1895 г. по проекту А.С. Каминского в монастырской ограде поставлена новая кирпичная колокольня, надстроенная в 1899 г. архитектором В.М. Бориным.
После революции, в 1920 г. пустынь закрыли. Здесь поочерёдно размещались дом инвалидов войны и труда, во время Великой Отечественной — военный госпиталь, сегодня половина монастыря остаётся под психоневрологическим интернатом, другая его часть (с храмом Христа Спасителя) — передана Православной церкви.
Медицинские учреждения подобного профиля в монастырских стенах не редкость. Вот несколько примеров: Николо-Пешношский монастырь в Дмитровском районе, община «Отрада и утешение» в Домодедовском, Князе — Владимирский монастырь в Ленинском.

1. Домовая церковь Всех Святых в старом настоятельском корпусе
2-3. Троицкий собор Николо-Берлюковской пустыни
4. Фрагмент ограды
5. Домовая церковь Всех Святых в старом настоятельском корпусе
6. Берлюковская пустынь в Авдотьино Ногинский район
7. Николо-Берлюковская пустынь. Троицкий собор западное крыльцо
8. Николо-Берлюковская пустынь. Троицкий собор фрагмент фасада
9. Колокольня Николо-Берлюковской пустыни
10. Троицкий собор фрагмент фасада
11. Вид на колокольню и башню ограды
12. Николо-Берлюковская пустынь. Колокольня

Схема проезда

Николо-Берлюковская пустынь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация

Николо-Берлюковская пустынь
55. 928866, 38.231081
Николо-Берлюковская пустынь

Комплекс монастыря Николаевская Берлюковская Пустынь

Фотографии

«Современное фото»

«Историческое фото»

Учетная карточка

Редактировать объект

Редактировать информацию

Описание объекта

Исторические сведения: По преданию, Николаевская Берлюковская пустынь была основана в начале ХVII века. В смутное время сюда, на берег реки Вори, пришел старец Варлаам, который был, видимо, настоятелем разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря. С Варлаамом пришли две старицы — Евгения и Иулиания, которые принесли с собой древнюю икону св. Николая. В честь этой иконы Варлаам построил в 1606 году часовню, которая после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова, была заменена каменной Никольской церковью. Впервые эта церковь упоминается в Писцовых книгах 1631 и 1632 гг. Еще одно указание на нее встречается в Дозорных книгах 1680 г. Около новой церкви стали селиться «какие-то бездомные люди”, из которых один «имел как бы начальство и власть над прочими и прозывался Берлюк или Бирюк, что значит зверь, волк». По этому прозвищу новое сельцо стало называться «Берлико». По некоторым сведениям, в ХVIII Веке оно известно так же под названием «Берхино». В 1700г. пустынь была приписана к угодьям Московского Чудова монастыря. Здесь были выстроены конный и скотный дворы. Зависимость от Чудова монастыря продолжалась недолго. В 1714 году «купецкий человек Вукол Мартынов ,тяглец мещанской слободы», попросил разрешения выстроить «по обещанию» новую церковь Николая Чудотворца. Село Берлико было отчислено от Чудова монастыря. С этого времени до 1779г. сведения о пустыни имеют отрывочный характер. Известно, что она за этот период дважды упразднялась — в 1735 и 1770гг. Возрождение монастыря связано с именем Тверского архиепископа Платона. Будучи переведен в Московскую епархию, он, видимо, в 1777 году посетил заброшенную обитель, где, по преданию, во время молитвы перед древней иконой Николая Чудотворца, был исцелен от сильной простуды. Усилиями митрополита Платона Монастырь начал постепенно восстанавливаться. В сентябре 1779 г. он дает указание новому «строителю пустыни” Иоасафу о том, какие надо провести работы. Иоасаф сумел приобрести расположение местных вельмож, живших в своих имениях неподалеку от монастыря. Среди них Лопухин, князь Долгоруков, Тюфякин, Салтыков, граф А. Р. Брюс. На их пожертвования в пустыне развивается каменное, строительство: между 1786 и 1794 годами были сооружены каменный трехпрестольный Троицкий собор, настоятельские покои и братские кельи. Затем, к 1806 году монастырь был обнесен первой кирпичной оградой и к новым зданиям добавился трапезный корпус, в котором размещались так же кухня, хлебопекарня, кладовые и ледник. По некоторым сведениям при митрополите Платоне на монастырское кладбище из села Топоркова была перевезена деревянная Казанская церковь. В первой четверти XIX века в монастыре построена новая небольшая колокольня и за пределами ограды — конный и скотный дворы. Все перечисленные выше постройки до наших дней не дошли. Здания существующего монастырского комплекса начали возводиться в 30-е годы XIX столетия. Этот период активного строительства предание связывает с «чудесным обретением» в монастырской трапезной иконы «Лобзание Христа Иудою», от которой исцелилась слепая жительница села Кудинова Татьяна Ивановна Кузнецова. В честь этой иконы при настоятеле Венедикте в 1842 года был построен соборный храм Христа Спасителя, окончательна отделка и освящение которого, относится к 1848 году. При этом же настоятеле сооружены: Надвратная церковь Василия Великого (1840г.), игуменские кельи с церковью Всех Святых (1839-1853г.), двухэтажный каменный братский корпус (1830-1832гг.), каменная ограда (с южной, восточной северной сторон) с двумя башнями (1840г.), каменная двухъярусная колокольня (1851г.), деревянная на каменном фундаменте одноэтажная просфорня расширенная в 1872г., новая деревянная Казанская церковь. В 1878 году, «вследствие тесноты,» была разобрана Троицкая церковь и на ее месте возведена новая того же названия, освященная в 1884 г. На кладбище во второй половине XIX века построена деревянная церковь Иоанна Предтечи над пещерами, оставшаяся неосвященной из-за большой сырости. В 1895-1900 годах з ограде монастыря по проекту московских архитекторов А. С. Каминского и В. М. Борина поставлена новая колокольня. Видимо, в это же время прежняя колокольня была снесена и на ее месте сооружен северо-западный братский корпус. Судя по натурным обследованиям, в конце XIX века территория монастыря была расширена к

востоку и, в связи с этим, перестроена монастырская ограда. За территорией монастыря, к северо-востоку от него, к концу XIX века было построено множество принадлежавших ему построек. Среди них выделяются комплексы гостиницы для богомольце, монастырского училища, конного и скотного дворов. Кроме того, здесь находились часовня, рига и молотилка, кузница, сторожка, лавка, на берегу реки — мельница, баня, водоподъемная машина.

В настоящее время в комплекс входят:

—              юго-восточный братский корпус, 1830-1832гг;

—              церковь Христа Спасителя, 1832-1842гг. ;

—              игуменские кельи с церковью всех святых, 1835-1853гг. ;

—              служебный корпус, 1839г;

—              надвратная церковь Василия Великого, 1840г;

—              ограда монастыря и кладбища, 1840-нач. ХХ в;

—              монастырская сапожная, сер. Х1Хв.;

—           церковь Троицы, 1878-1884гг.;

—              корпуса гостиницы с конюшней, вт.пол.Х1Хв.;

—              колокольня, 1895-1900гг;

—              северо-западный братский корпус, кон. Х1Х-нач.ХХвв.

Перестройки и утраты:  Снесены кладбищенская Казанская церковь и церковь Иоанна Предтечи над пещерами. Разобраны южные прясла ограды кладбища и монастыря. На месте просфорни, примыкавшей с запада к церкви Василия Великого, построен современный двухэтажный корпус. К колокольне в линии северного прясла ограды пристроено здание гаража. Утрачены верхние ярусы юго-западной и северо-западной башен. С запада сооружена современная кирпичная ограда. За территорией монастыря не сохранились монастырское училище, скотный и конный дворы, рига, молотилка, дом для плотников, кузница, навес для ковки лошадей, сторожка, баня и мельница. На территории монастыря возведены новые кирпичные и деревянные постройки, что отражает характерное изменение художественных вкусов и постепенный переход от позднего классицизма к эклектике.

Описание памятника: Пустынь расположена к северо-западу от деревни, на обрывистом левом берегу реки Вори. Ее колокольня, главная высотная доминанта, видна за несколько километров при подъезде к монастырю. Территория пустыни, ограниченная с севера, востока и юга кирпичной оградой (с запада, со стороны реки, ограды не было), образует в плане неправильный четырехугольник, который делился кирпичной стеной на две части: северную — монастырскую и южную, где находилось кладбище. Существующий монастырский комплекс начал складываться в 30-50 годы XIX столетия. Именно в это время в глубине участка оформляется небольшая монастырская площадь, ограниченная с трех сторон: юго-восточным братским корпусом, служебным корпусом и зданием игуменских келий с церковью Всех Святых. Примерно, одновременно с ними в центре северного прясла ограды была выстроена надвратная церковь Василия Великого и Спасская соборная церковь, расположенная вблизи от центрального въезда на территорию монастыря и ставшая на некоторое время самым значительным сооружением комплекса. Все эти постройки были возведены в формах позднего классицизма. Начиная с 70-х годов XIX в. вплоть до нач. ХХ в., с возведением новых крупномасштабных зданий:-Троицкой церкви, колокольни в северном прясле ограды и северо-западного братского корпуса — совершенно меняется архитектурный облик комплекса. Не только новые постройки, но и большинство старых получают, характерные для этого периода, эклектические черты. Композиционный и архитектурный центр комплекса как бы перемещается ближе к северной границе монастыря, образуя живописную панораму из разновысотных сооружений, открывающуюся при подъезде к монастырю со стороны главного входа. За восточной линией ограды в 1840г. был разбит фруктовый сад, а с внутренней стороны к ней примыкало небольшое кирпичное здание сапожни, покрытое известковой обмазкой. Его одноэтажный объем покрыт вальмовой кровлей. Центр главного западного фасада акцентирован пилястровым портиком. Северо-восточнее монастыря, при въезде в него, расположены три корпуса гостиницы. Одноэтажные кирпичные здания поставлены в одну фасадную линию, образуя западную границу ее двора. На южной границе сохранилась кирпичная конюшня. На архитектуру построек оказали некоторое влияние традиции позднего классицизма.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июле 1986 г./

Монастырь Абхаягири

Новости

Прямая трансляция ретритных учений

Ежегодный ретрит в честь Дня Благодарения в Абхаягири начинается 6 ноября. Те, кто не зарегистрировался через Zoom, могут просматривать события, выделенные жирным шрифтом, на канале Abhayagiri на YouTube. Расписание ретрита 6 ноября: 19:00 Открытие (прямая трансляция) РАСПИСАНИЕ НА ДЕНЬ 7–11 ноября 5:00 Утреннее пение и медитация 6:30 Рабочая медитация и завтрак 8:30 Дхамма-размышление (прямая трансляция) Не…

Опубликовано:

Ретрит в честь Дня благодарения 2022 — регистрация закрыта

Дорогие друзья Дхаммы, регистрация на ретрит в честь Дня Благодарения закрыта. Если вы еще не зарегистрировались, вы все равно можете посетить канал Абхаягири на YouTube, чтобы получить доступ к учениям по мере их появления.

Размещено:

Предложение еды сейчас в 10:45

Обратите внимание, что в связи с переходом с летнего времени на стандартное время обед в Абхаягири в настоящее время подается в 10:45. Это новое время приема пищи будет действовать осенью и зимой.

Размещено:

От Аджана Ньянико — Благодарность за Катину в этом году

Дорогие Друзья Дхаммы, я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить благодарность за то, как собралась Абхаягири Катхина 2022 года. У нас было так много помощи, как внутри нашей монашеской общины, так и за ее пределами. Люди помогли с парковкой, подношением ткани, приготовлением еды и настройкой Зала Дхаммы, чтобы сделать это событие особенным. Луанг Пор Вирадхаммо и Аджан Су…

Опубликовано:

Больше новостей

Календарь



День празднования полумесяца

Круг милостыни в Юкайе и долине Редвуд

Посмотреть полный календарь

Отражения

Гнев — это хорошо? Аджан Плиен

Аджан Плиен

Пожалуйста, подумайте: гнев — это хорошо? Как долго мы держимся за наши отвращения? Не устали ли мы от негатива? Горящая ярость внутри делает вас счастливыми? Разве ты не хочешь очистить свой разум от этого? Разве ты не хочешь жить счастливо? Или вы предпочли бы держаться за это и вести несчастную жизнь? Если вы хотите, чтобы ваша жизнь двигалась в положительном направлении, то внутренне поразмышляйте и посмотрите на последствия гнева. Вы увидите, что его завоевание является самым важным. Итак, как мы можем сделать это, чтобы быть счастливыми? Если мы осознаем бесполезную и болезненную природу гнева, нам будет легче дать…

Больше размышлений

Переговоры

Камма и ее результаты

Аджан Джанико

Аджан Чанико размышляет о результатах каммы, переживаемой сейчас и в будущем. Эта лекция была прочитана в буддийском монастыре Абхаягири 1 ноября 2022 года.

Больше докладов

Горный монастырь Дзен – местонахождение Горного монастыря Дзен и Центра Дзен в Нью-Йорке

Горный монастырь Дзен и Центр Дзен в Нью-Йорке

Орден Гор и Рек – это линия передачи западных дзен-буддистов, основанная покойным Джоном Дайдо Лоори Роши и посвящен разделению дхармы, поскольку она передавалась из поколения в поколение со времен Будды Шакьямуни. Вы можете практиковать с нами в двух наших основных местах — горном монастыре дзен и дзен-центре в Нью-Йорке, а также в партнерских группах Ордена.

 

С 1980 года мы предлагаем традиционные и инновационные способы изучения буддийских учений посредством наших программ и ретритов. И монастырь, и Бруклинские храмы являются местами практики и убежища, которые помогут вам научиться интегрировать свой духовный путь в повседневную жизнь. Независимо от того, приедете ли вы на воскресную утреннюю программу, ретрит на выходные или на период проживания, у вас будет возможность испытать динамичное духовное сообщество и место, где вы сможете встретить свою внутреннюю тишину и покой, мудрость и сострадание.

О ТОиР

BLACK LIVES MATTER. Прочтите наш ответ на продолжающееся насилие с применением огнестрельного оружия в США, которое в подавляющем большинстве затрагивает цветные сообщества.

Ретриты ZMM

Наше предстоящее расписание: вводные выходные, интенсивы по медитации, программы по искусству, ретриты по изучению буддизма и многое другое.

Узнать >

ZCNYC Retreats

Дзен-центр Нью-Йорка: Храм Огненного Лотоса — это убежище для духовных практиков в самом сердце Бруклина. Ежедневный дзадзэн, еженедельные семинары, интенсивы по медитации, возможности проживания и многое другое.

Визит >

Резидентура

Обучение по месту жительства, с его упором на жизненный опыт, а не на теоретические знания, является мощным способом изучения и практики дзен.

Исследуйте >

Как медитировать


Мы склонны рассматривать тело, дыхание и ум по отдельности, но в дзадзэн — медитации, лежащей в основе практики дзен, — они объединяются воедино.

Начало >

Подкасты


Ознакомьтесь с нашей обширной библиотекой бесед о Дхарме, интервью и подкастов от учителей и монахов. Отличное введение в дзен или способ углубить свою практику.

Слушание>

онлайн -журнал


Проверьте Mountain Record Блог для последних новостей и перспектив от Monastery, Zen Center и Beyond .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts