Августин против академиков: Против академиков — блаженный Аврелий Августин

Разное

Содержание

Блаженный Августин Аврелий



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Блаженный Августин

Аврелий Августин Блаженный (354-430) -, крупнейший средневековый философ,
виднейший представитель западных «отцов церкви». Он оказал сильнейшее влияние на
всю западноевропейскую жизнь средневековья.

Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни Прокла и даже приходятся на
более ранний период, чем жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые
исследователи полагают, что его творчество лучше рассматривать в русле греческой
философии. Более того, Августин пришел к христианству через манихейство под
воздействием трудов неоплатоников.

В философии Августина много от неоплатоников, однако душа его, сочинений
религиозный, не сорместимый с духом античной философии. Родина Августина — город
Тагаст (Северная Африка) — современный Алжир. Интерес к философии у него
появился под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил после себя
богатое литературное наследство. Им написаны десятки значительных произведений:
«Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об учителе», «О
свободе воли», «Исповедь», «О граде Божьем» и др. По своим философским
воззрениям Августин сначала примыкал к манихейству — религиозному течению,
исповедовавшему противоположность добра и зла, света и тьмы, — но,
разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После знакомства с
Амвросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов
неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, которое принял в 387 г.
Он развернул активную деятельность по распространению христианского вероучения,
что дало возможность исследователям его творчества называть его «молотом
еретиков». Религиозно-философская система Августина представляет собой
соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые
приемлемы для христианского вероучения. Центральный пункт философской системы
Августина — Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Согласно Августину, Бог
представляет собой высшую сущность, он — единственное в мире, что не зависит ни
от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит от божественной воли.
Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое
философско-теологическое значение, так как в этом случае он выступает причиной
любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает
постоянно творить его.

Проблема креационизма раскрывается Августином всесторонне и с различных
сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек
созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не
зависит. Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к концепции
фатализма, что является характерной чертой-августианизма. Все, что происходит в
мире, совершается по воле высшего существа — Бога, поэтому в мире само по себе
ничего не рождается и ничего не умирает. Даже развитие растений и животных
предопределено волей Бога, который трансцендентно определяет зарождение и
развитие индивидуальных существ. Это приводит к иррационалистическому
истолкованию действительности Августином, полагавшим, что таинственные,
непостижимые человеком явления природы вполне определяет воля Божья.
Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека. Для
Августина весь органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уже о
неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается
Богом и после этого существует вечно. В работе «О величине души» он Пишет, что
душа «не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение всех этих
элементов или также некоторых из них» [1, 2].

Августин понимает человеческую душу как нематериальную сущность, как
бестелесное образование. При этом он считает, что человеческая нематериальная
душа находится в материальном теле человека, и здесь возникает проблема их
взаимодействия, но не дает ответа на этот вопрос. В произведении «О граде
Божьем» он пишет: «Тот способ, каким души соединяются с телами и становятся
живыми существами, в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для
человека: а между тем это и есть человек» [XXI, 10]. Разделяя тело и душу
человека, Августин отдает превосходство человеческой душе над телом. Он
рассматривает душу как «разумную субстанцию, приспособленную для управления
телом» [О величине души. XII, 22].

Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к
волевой деятельности. В воле Августин видел характерную особенность
человеческого существа, именно воля определяет человеческую активность, а не
мышление, которое в основном пассивно отражает предметы окружающего мира.
Рассматривая проблему человеческой воли, Августин приходил к утверждению о ее
свободе. В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи
— проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он
исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего зло не как нечто
самостоятельное, а как недостаток добра. Августин руководствовался текстом
Священного писания, в котором говорилось, что Верховный творец добр по своей
природе и все, что творит, он творит по образу и подобию своему. Поэтому Бог
создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями,
которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло — это
просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. Здесь проявилось стремление
Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи
творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного
образа и уменьшения добра в вещах. В связи с проблемой креационизма Августин
рассматривал проблему времени, которая имеет общефилософское, а не только
теологическое значение. «Что такое время? — спрашивал он в своей «Исповеди» и
отвечал: — Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не
затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в
тупик» [XI, 14, 17].

При решении этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и полагает,
что время не существовало до сотворенных Богом вещей, в возникло вместе с ними
по воле Божьей. Рассматривая проблему времени, Августин утверждает, что при
анализе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о природе времени, мы приходим к
выводу, что его нельзя измерить, так как прошлое время не существует, раз оно
прошло, будущее время еще не существует, так как т наступило, а настоящее время
становится прошлым, как только осуществляется. В конце концов Августин решает,
что время — это определенный вид протяженности, и то, что мы измеряем, когда
измеряем время, — это впечатления и отпечатки памяти. Обращаясь к своему
сознанию, он говорит: «В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени. Я
измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи производят на меня в то
время, как они проходят мимо меня. Я не измеряю сами вещи, а только впечатления,
которые оставляют вещи, когда они проходят мимо меня. Это есть то, что я измеряю
периоды времени». Августин решает трудность проблемы несуществования прошлого и
будущего времени ссылкой на впечатления, память и ожидания будущих событий.
Подчеркивая быстротечность и изменяемость окружающих вещей реального мира,
Августин указывал на вечность Бога, который не изменяем. Августин не обошел и
проблему соотношения веры и разума. Как и другие «отцы церкви», он превозносит
веру за счет разума. Им провозглашена формула: «верю, чтобы понимать», которая
выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Веру Августин
представлял себе не только как веру в авторитет Священного писания, но и как
веру в авторитет церкви. Однако в вопросах познания он больше склоняется к
рационализму. Признавая существование чувственного восприятия предметов,
Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души,
которая постоянно заботится о своем теле. Он считал, что чувственное познание не
способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии
преодолеть скептицизм. Августа» утверждал, что человек не может сомневаться в
своем мышлении, и это является несомненным фактом. «Всякий, кто сознает, что он
сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину» [Об истинной
религии. XXDC, 73].

Это положение часто рассматривают в качестве аналогичного декартовского
«Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Конечно, зерно
рационалистического подхода к познанию у Августина существует, однако
отождествлять эти положения, разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин
не вкладывал в свое положение того смысла, который Декарт вкладывал в свое
«Cogito». Кроме того, это положение следует рассматривать в системе
августианизма, который придавал божественному творчеству и божественному
вмешательству первенствующее значение в познании. Бог у Августина выступает
«отцом нашего озарения». Человек лишь пассивно воспринимает божественные идеи.
Познание настоящих истин происходят посредством божественного озарения. В своих
произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха в божественного
предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым
наполнен мир, всецело лежит на совести человека и виновна в этом его свободная
воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они ввали в грех, вкусив
запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную волю вопреки
божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная
воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что
человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что
может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Большинство людей совершают
греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только
меньшинство совершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по своей доброй
воле, а потому, что это предопределено свыше. Так что большинство грешников не
может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла божеская благодать. В
этом состоит понятие божеского ‘предопределения: к добру человека направляет
воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

Свою доктрину Августин развивал в борьбе с пелагианством -течением, которое
отстаивал монах Пелагий. Пелагий отрицал наследственность первородного греха
Адама и испорченность вследствие этого всего человечества. Он полагал, что
человек действительно обладает свободной волей, которая дает ему возможность
пойти по пути или добра, или зла, и здесь нет божеского предопределения.
Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая оказывалась Богом человеку в
соответствии с его заслугами. Все это не могли принять Августин и церковь,
поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви. Пелагианство было в конце
концов осуждено церковью. Исходный пункт моральной доктрины Августина —
безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь
человека, должна вытеснить любовь человека к человеку. Это Августин
продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в
христианство свою любимую жену с единственным ребенком. «Когда человек живет по
человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», — пишет Августин в «Граде Божием»
[XIV, 4].

Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина, согласно которому
добродетель состоит в том, чтобы отказаться от большего количества вещей,
которыми живет обычный человек. В согласии с основными положениями
эллинистической философии Августин полагал, что цель человеческой жизни —
счастье человека, которое состоит в познании Бога и испытании души. Августин
защищал концепцию неравенства людей, которое рассматривал как необходимое
явление в социальной жизни общества. Неравенство, полагал он, будет всегда в
обществе и здесь бессмысленно что-либо менять, так как богатство одних и
бедность других обусловлены божественным промыслом. Августин был один из первых,
кто поставил в своем творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку
объяснить ход человеческой истории. В своей «Исповеди» он писал, что большинство
людей в своей ограниченной жизни «не обладают способностью проникать в дух
предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом настоящего времени» [Ш, 7].

Интерес Августина к общим проблемам истории возник в связи с разграблением
Рима готами в 410 г. под руководством короля Алариха. Понимание истории
Августином является провиденциалистким, так как власть и воля Бога
распространяется не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество,
его историю. циалистским, так как власть и воля Бога распространяются не только
на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его истерию. В своей
философии истории Августин проводил периодизацию истории земных обществ, которая
у него состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями творения. Этими
шестью возрастами человеческой жизни у Августина являются: младенчество,
детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с
детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя началась с прихода
Христа и возникновения христианства и закончится со вторым пришествием Христа и
концом человечества. Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой
двух царств: царства Божьего и царства земного. Этим Августин переносил дуализм
Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей
избранных, на которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство
состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь.

В первом царстве обитают те праведные люди, которые руководствуются в жизни
только любовью к Богу, во втором — те, которые забывают о Боге. Однако на земле
общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное
соединены вместе. Августин подвергает критике все то в обществе, что связано с
земным царством. Он указывает на насильственный характер государства, которое
называет «великой разбойничьей организацией». Августин осуждает все
эгоистические стремления к накоплению богатств, низменные страсти, попытки
господствовать над людьми. В то же время критика общества и государства
ограничена его теологическими воззрениями, так как, согласно Августину, любая
власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога и осуществляет все то, что ей
предназначено провидением, т. е. поддерживает порядок и скрепляет социальные узы.
Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство — это царство
греха и основано на любви только к самому себе, то церковь основана на
самоотверженной любви к Богу.

Церковь — это общество Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь — это
представитель царства Божьего на земле. Философия истории Августина при всей
своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса. История
общества имеет начало и все время развивается по пути своего совершенствования.
Эта история имеет смысл и предназначение — победу христианства во всемирном
масштабе. В последующих концепциях социального прогресса последний стал уже
связываться не с прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии
производства и наук.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу
Блаженного Августина

 

 

Против академиков.

О бессмертии души аудиокнига слушать онлайн audio-kniga.com.ua



 

Телефон : 504-944-2424

Электронная почта : brey@purpleknights. ком

Степени и сертификаты:

Колледж A&M Южного университета — BS
Колледж A&M Южного университета — MS

 

 

 

Мистер Баррет Рей | 1992

Выпускник колледжа A&M Южного университета в 1997 году со степенью бакалавра наук в области психологии, Баррет Рей получил степень магистра наук в области терапевтического отдыха в 2003 году в Южном университете.Он начал свою карьеру в качестве помощника тренера по бейсболу в колледже A&M Южного университета, а затем работал главным тренером по бейсболу в Государственном университете Грэмблинга. Затем он работал главным тренером по бейсболу в Университете штата Алкорн, а недавно — главным тренером по бейсболу и учителем в средней школе Морган-Сити.

Лучший бейсболист в классе средней школы Сент-Огастина в 1992 году, Рей стал звездой Южного университета, где он был назначен питчером команды All SWAC в 1994 и 1996 годах, а также выиграл чемпионаты SWAC в 1996 и 1997 годах.

В качестве тренера Рей дважды выступал на турнирах NCAA в 1996 и 1997 годах. Рей дважды приводил Грэмблинга на турнир SWAC и дошел до полуфинала в 2009 году. Рей был назван тренером года SWAC в 2011 году, что привело Alcorn State к чемпионат конференции.

Контактное лицо:

504-944-2424
[email protected]