Авва дорофей читать: Душеполезные поучения — преподобный авва Дорофей

Разное

Содержание

Авва Дорофей — Душеполезные поучения читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …66

Преподобного отца нашего

АВВЫ ДОРОФЕЯ

ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ

и послания

с присовокуплением вопросов его

и ответов на оные

Варсануфия Великого и Иоанна Пророка

По благословениюСвятейшего Патриарха Московскогои всея Руси Алексия II

Предисловие

Предлагая просвещённому вниманию любителей отеческих писаний перевод на русский язык книги поучений преподобного аввы Дорофея, считаем не излишним сказать несколько слов о сем издании.

Перевод сей сделан с греческой книги, изданной в Венеции, в 1770 году, и тщательно сличён со славянским переводом, который совершён ещё в начале XVII столетия и издан первый раз в Киево-Печерской Лавре архитипографом оной иеросхимонахом Памвою Берындою в 1628 году,[1] а ныне печатается без всякой перемены при славянском переводе трудов св. Ефрема Сирина, составляя 4-ю часть оных. Через сие сличение все неудобопонятные места славянского перевода (для большей части читателей тёмного уже по самой древности языка и некоторым особенностям в выражениях) получили надлежащее исправление, а те места греческого текста, которые оказались особенно несходными со славянским переводом, выставлены нами в подстрочных примечаниях, где помещены также и немногие необходимые пояснения.

Вместо нескольких вопросов и ответов на них свв. старцев Варсануфия Великого и Иоанна Пророка, которые печатались обыкновенно в славянских изданиях книги преп. Дорофея, мы поместили здесь все письменные беседы между великими старцами и достойным учеником их преп. Дорофеем, какие только дошли до нас в книге ответов свв. Варсануфия и Иоанна.

Мы старались, чтобы перевод наш был сделан сколько возможно точнее, ближе к подлиннику и в то же время был прост, ясен и удобовразумителен для каждого, дабы соблюсти таким образом и в переводе те особенные свойства поучений преп. Дорофея, о коих упомянуто в послании о сей книге, где между прочим сказано, что хотя преподобный и высок был по дару слова, но, желая и в этом явить собою пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи.

Охотно сознаемся, что при всём старании нашем и в этом слабом труде, как во всех делах человеческих, конечно, найдётся много недостатков: потому и просим благочестивых читателей покрыть сии недостатки христианскою любовию и благосклонно принять это новое издание высокодуховных поучений преп. Дорофея.

Не только иноки, но и все христиане вообще найдут здесь много душеполезных советов и наставлений. Соединяя в своих поучениях глубокое видение сердца человеческого с христианскою простотою, преп. Дорофей предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и бесстрастия.

Краткие сведения о жизни преп. Дорофея мы заимствовали частию из его же собственных слов и вопросов свв. Старцам, частию из книги: Les vies des p’eres des d’eserts d’orient avec leur doctrine spirituelle et leur discipline monastique. Avignon, 1761.

Краткое сказание о преподобном Дорофее

Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя. Приблизительно же можно определить оное свидетельством схоластика Евагрия, который в своей церковной истории, писанной, как известно, около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преп. Дорофея, великом старце Варсануфии, говоря, что он «ещё живет, заключившись в хижине».[2] Отсюда можно заключить, что преп. Дорофей жил в конце VI и начале VII века. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона.[3] Раннюю молодость свою он провёл в прилежном изучении светских наук. Это видно из собственных слов его, помёщенных в начале 10-го поучения, где преподобный говорит о себе: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или пил, или как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих, и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда философ отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть; ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея и книгу подле себя на постели, и часто углублялся в неё. Также и во время сна она была подле меня на столе моём, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался домой, после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи и вообще был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя».

Учась с такой ревностию и усердием, преп. Дорофей приобрёл обширные познания и развил в себе природный дар слова, как о сём упоминает неизвестный писатель послания о книге его поучений, говоря, что преподобный «был высок по дару слова» и, подобно мудрой пчеле, облетая цветы, собирал полезное из сочинений светских философов и предлагал это в своих поучениях для общего назидания. Может быть, и в этом случае Преподобный следовал примеру св. Василия Великого, наставления которого он изучал и старался исполнять на самом деле.[4] Из поучений преподобного Дорофея и его вопросов свв. Старцам ясно видно, что он хорошо знал произведения языческих писателей, но несравненно более писания святых Отцов и Учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Климента Александрийского и многих знаменитых подвижников первых веков христианства; а сожительство с великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытным знанием, о чём свидетельствуют его поучения.

Хотя мы и не знаем о происхождении преподобного, но из бесед его с великими старцами видно, что он был человек достаточный, и ещё прежде вступления в монашество пользовался наставлениями знаменитых подвижников: святых Варсануфия и Иоанна. Это оказывается из ответа, данного ему св. Иоанном на вопрос о раздаче имения: «Брат! На первые вопросы отвечал я тебе как человеку, ещё требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мира, то слушай внимательно, по слову Писания: разшири уста твоя, и исполню я» (Пс. 80, 11).[5] Из этого очевидно, что св. Иоанн давал ему советы ещё прежде совершенного отречения от мира. К сожалению, до нас не дошли все сии душеполезные слова святых старцев. Мы имеем только те из них, которые сохранились в книге ответов свв. Варсануфия и Иоанна.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …66

Читать книгу: «Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»

© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2013

Предисловие

Авва Дорофей жил в конце VI – начале VII века и был православным подвижником и праведником. Он много забот и усилий приложил для спасения своей души и другим людям помогал своими мудрыми наставлениями. Книга «Душеполезные поучения и послания» была написана для монахов, посвятивших себя Богу. Но она вполне доступна и актуальна и в наше время для всех православных христиан, стремящихся построить свою жизнь по заповедям Божиим. При этом очень желательно изучать эту книгу, где найдется множество спасительных и душеполезных советов и наставлений, и применять содержащиеся в ней наставления и рекомендации в жизни под руководством своего духовного отца.

Перевод этих поучений сделан с греческой книги, изданной в Венеции в 1770 году, и тщательно сличен со славянским переводом, который был осуществлен в начале XVII века и издан в Киево-Печерской Лавре архитипографом оной иеросхимонахом Памвой Берындой в 1628 году. Через это сопоставление малопонятные места славянского перевода были прояснены, а места греческого текста, которые оказались особенно несходными со славянским переводом, даны в подстрочных примечаниях, где помещены также и необходимые пояснения.

Авва Дорофей очень доступно и просто говорит о том, что необходимо для каждого человека: о хранении совести, о том, как переносить искушения, как проходить путь Божий разумно и внимательно, о созидании душевного дома добродетелей. Оптинские старцы так говорили о книге аввы Дорофея: «Соединяя в своих поучениях глубокое ведение сердца человеческого с христианскою простотою, преподобный Дорофей предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и бесстрастия».

Читая эту книгу, мы можем от самого святого аввы Дорофея получить ответы на множество вопросов духовной жизни, с которыми сталкиваемся каждый день.

Все замечания и пожелания читателей будут с благодарностью приняты Издателем и учтены при последующем переиздании данной книги.

Андрей Плюснин

Краткое сказание о преподобном Дорофее

Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя. Приблизительно можно определить его свидетельством схоластика Евагрия, который в своей церковной истории, написанной около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преподобного Дорофея великом старце Варсануфии, говоря, что он «еще живет, заключившись в хижине». Отсюда можно заключить, что преподобный Дорофей жил в конце VI и начале VII века. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость свою он провел в прилежном изучении светских наук, что видно из собственных слов его, помещенных в начале 10-го поучения, где преподобный говорит о себе: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и, когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или пил и как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда философ отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей. Но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея и книгу подле себя на постели, и часто углублялся в нее. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался [домой] после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи и [вообще] был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя».

Учась с такой ревностью и усердием, преподобный Дорофей приобрел обширные познания и развил в себе природный дар слова, как об этом упоминает неизвестный автор послания о книге его поучений, говоря, что преподобный был высок по дару слова и, подобно мудрой пчеле, облетающей цветы, собирал полезное из сочинений светских философов и предлагал это в своих поучениях для общего назидания. Может быть, преподобный следовал примеру святителя Василия Великого, наставления которого он изучал и старался исполнять на самом деле. Из поучений преподобного Дорофея видно, что он хорошо знал произведения языческих писателей, но несравненно более – писания святых отцов и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского и многих знаменитых подвижников первых веков христианства: а пребывание с великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытным знанием.

Еще до вступления в монашество авва Дорофей пользовался наставлениями знаменитых подвижников: святых Варсануфия и Иоанна. Это следует из ответа, данного ему святым Иоанном на вопрос о раздаче имения: «Брат! На первые вопросы отвечал я тебе как человеку, еще требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мира, то слушай внимательно, по слову Писания: разшири уста твоя, и исполню я» (Пс. 80: 11). Таким образом, святой Иоанн давал ему советы еще до совершенного отречения от мира.

Мы не знаем, какая причина побудила преподобного Дорофея оставить мир, но, рассматривая его поучения, можно заключить, что он удалился из мира, имея в виду только одно: достигнуть евангельского совершенства через исполнение заповедей Божиих. Он сам говорит о святых мужах в 1-м поучении: «Они поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный образ действования, – я говорю о монашеской жизни, – и начали убегать от мира и жить в пустынях».

Вероятно, на эту решимость имели благодетельное влияние и беседы святых старцев; ибо, поступив в монастырь преподобного Серида, Дорофей немедленно предал себя в совершенное послушание святому Иоанну Пророку, так что ничего не позволял себе делать без его совета. «Когда я был в общежитии, – говорит о себе преподобный, – я открывал все свои помыслы старцу авве Иоанну и никогда, как я сказал, не решался сделать что-либо без его совета. Иногда помысл говорил мне: «Не то же ли [самое] скажет тебе старец? Зачем ты хочешь беспокоить его?» А я отвечал помыслу: «Анафема тебе, и рассуждению твоему, и разуму твоему, и мудрованию твоему, и ведению твоему, ибо что ты знаешь, то знаешь от демонов». И так я шел и вопрошал старца. И случалось иногда, что он отвечал мне то самое, что у меня было на уме. Тогда помысл говорит мне: «Ну что же? [Видишь], это то самое, что и я говорил тебе. Не напрасно ли беспокоил ты старца?» А я отвечал помыслу: «Теперь оно хорошо, теперь оно от Духа Святаго. Твое же внушение лукаво, от демонов, и было делом страстного состояния [души]». И так никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив старца».

Воспоминание о большом прилежании, с которым преподобный Дорофей занимался светскими науками, поощряло его и в трудах добродетели. «Когда я вступил в монастырь, – пишет он, – то говорил сам себе: если при обучении светским наукам родилось во мне такое желание и такая горячность и оттого, что я упражнялся в чтении, оно обратилось мне в навык, то тем более [будет так] при обучении добродетели. И из этого примера я почерпал много силы и усердия».

В поучениях аввы Дорофея мы видим некоторые случаи, свидетельствующие о том, как он понуждал себя к добродетели и как преуспел в ней. Обвиняя всегда самого себя, он старался покрывать недостатки ближних любовью и проступки их в отношении к нему приписывал искушению или незлонамеренной простоте.

Послушание, назначенное ему игуменом Серидом, состояло в том, чтобы принимать и успокаивать странников, и здесь не раз выказывалось его великое терпение и усердие к служению ближним и Богу. «Когда я был в общежитии, – говорит о себе преподобный Дорофей, – игумен, с советом старцев, сделал меня странноприимцем, а у меня незадолго перед тем была сильная болезнь. И так [бывало]: вечером приходили странники, и я проводил вечер с ними; потом приходили еще погонщики верблюдов, и я служил им; часто и после того, как я уходил спать, опять встречалась другая надобность, и меня будили, а между тем наставал и час бдения. Едва только я засыпал, как канонарх уже будил меня; но от труда или от болезни я был в изнеможении, и сон опять овладевал мною так, что, расслабленный от жара, я не помнил сам себя и отвечал ему сквозь сон: «Хорошо, господин… Бог да помянет любовь твою и да наградит тебя…; Ты приказал – я приду, господин». Потом, когда он уходил, я опять засыпал и очень скорбел, что опаздывал идти в церковь. А как канонарху нельзя было ждать меня, то я упросил двух братий: одного – чтобы он будил меня, другого – чтобы он не давал мне дремать на бдении. И поверьте мне, братия, я так почитал их, как бы через них совершалось мое спасение, и питал к ним великое благоговение».

Авва Дорофей / Православие.Com

Авва Дорофей / Православие.Com

30.03.2013

Двадцать первое наставление аввы Дорофея. Толкование на некоторые высказывания св. Григория о святых мучениках.

Авва Дорофей

Двадцать первое Поучение аввы Дорофея. Толкование на некоторые высказывания св. Григория о святых мучениках.

Авва Дорофей

Хорошо, братия, воспевать слова святых богоносцев, ибо они везде стремятся наставить нас во всем, что ведет к просвещению наших душ. Из слов, которые мы поем в день праздника, мы всегда должны понимать смысл того, что поминается, будь то праздник Господень, святых мучеников или святых отцов; словом, неважно, какое это святое или благословенное воспоминание.

Разъяснение некоторых выражений святителя Григория Богослова, которые поются вместе с тропарями на Святую Пасху (Наставление 21) тропари на Святую Пасху (Наставление 21)

Авва Дорофей

В древности сыны Израилевы в праздники или торжества приносили Богу дары по закону, то есть жертвы, всесожжения, начатки и тому подобное. Поэтому св. Григорий учит и нас (подобно им) праздновать Господу, как они, и внушает нам, говоря: «День Воскресения» вместо «День святого праздника, день Божественное торжество, день Пасхи Христовой». А что значит Пасха Христова?

Послания св. аввы Дорофея

Авва Дорофей

Рейтинг: 3|Голосов: 6

Послания св. аввы Дорофея

аввы Дорофея

Когда душа твоя бесчувственна, брат, полезно читать Священное Писание и умилительные слова святых и богоносных отцов, помнить о Последней Божией Суд, выход души из тела и страшные силы, которые могут ее встретить и при содействии которых душа совершала злые деяния в этой короткой и мучительной жизни.

Восемнадцатая инструкция. Брату, служившему келарем

Авве Дорофею

Рейтинг: 10|Голосов: 1

Восемнадцатая инструкция. Брату, служившему келарем

авве Дорофею

Если не хочешь впасть в раздражительность и память о зле, то не имей никакой привязанности к вещам и не заботься о них чрезмерно, и не пренебрегай ими, как малозначащими или ничтожность. Когда кто-то что-то просит у вас, дайте ему это; и если он случайно или по неосторожности что-нибудь сломает или потеряет, не огорчайтесь.

Семнадцатая инструкция. Наставникам в монастырях и ученикам: как наставлять братию и как наставлять.

Авва Дорофей

Пятнадцатое наставление. В святые сорок дней Великого поста

Авва Дорофей

Наставление четырнадцатое. О построении и достройке дома добродетелей души

Авва Дорофей

Рейтинг: 10|Голосов: 2

Четырнадцатая инструкция. О строительстве и достройке дома добродетелей души

Авва Дорофей

Как строится дом души? Мы можем узнать это, наблюдая, как строится материальный дом. Ибо кто хочет построить такой дом, сильно укрепи его вокруг, построив стены со всех четырех сторон, и не занимайся только одной стороной, пренебрегая остальными тремя. В противном случае он не получит никакой пользы, а потратит напрасно все свое намерение, затраты и труд. Так бывает и с душой: ибо человек, желающий построить дом души, не должен пренебрегать ни одной стеной своего дома, но должен возводить ее ровно и стройно.

Тринадцатая инструкция. О том, что искушение надо переносить с благодарением и невозмутимо

авва Дорофей

Двенадцатое наставление. О страхе будущих мучений и о том, что желающий спастись никогда не должен быть нерадивым о своем спасении

авва Дорофей

Двенадцатое наставление .О страхе будущих мук и о том, что желающий спастись никогда не должен быть нерадивым о своем спасении

Авва Дорофей

Если хотите, я объясню вам это на примере, который я вам привел. Пусть кто-нибудь из вас придет, и я заключу его в темную камеру, и даже три дня пусть не ест, не пьет, не спит, ни с кем не разговаривает, не поет псалмов, не молится и совсем не думает о Боге — тогда он увидит, что сделают в нем страсти. Но он был бы еще здесь: когда душа отделится от тела, то насколько больше она будет страдать от страстей, оставшись с ними наедине, бедняжка?

Десятая инструкция. О том, чтобы с пониманием и вниманием идти путем Божиим

Авва Дорофей

Рейтинг: 10|Голосов: 1

Десятая инструкция. О том, чтобы с пониманием и вниманием идти путем Божиим

Авва Дорофей

Позаботимся о себе, братия, будем внимательны. Кто вернет нам это время, если мы потеряем его напрасно? Воистину, мы будем искать эти дни и не найдем их. Авва Арсений всегда говорил себе: «Арсений, зачем ты оставил мир?» И мы оказываемся в такой пагубной лени, что даже не сознаем того, чего тогда желали, и потому не только не продвигаемся вперед, но постоянно скорбим. Это происходит в нас, потому что в нашем сердце нет внимательности.

Девятая инструкция. Тот, кто не должен лгать

Авва Дорофей

Рейтинг: 10|Голосов: 1

Девятая инструкция. О том, что не следует лгать

Авва Дорофей

Хочу напомнить вам, братия, о лжи, ибо вижу, что вы не очень стараетесь сдерживать свои языки, и от этого мы легко вовлекаемся во многие злые дела. Заметьте, братья мои, что во всяком деле, как я постоянно говорю вам, можно приобрести привычку либо к добру, либо к злу; и поэтому нужно большое внимание, чтобы не быть ограбленными ложью, ибо лжущий не имеет соединения с Богом. Ложь чужда Богу.

Восьмая инструкция. О воспоминании зла

Авва Дорофей

Рейтинг: 6|Голосов: 2

Восьмая инструкция. О воспоминании обид

Авва Дорофей

Отцы говорили, что монахам не свойственно ни гневаться, ни обижать кого-либо, и притом: «Кто победил гнев, тот победил бесов, а кто побежден эта страсть чужда монашеской жизни». И что сказать о себе, когда не только не оставляем раздражительности и гнева, но и предаемся воспоминанию обид? Что же нам делать, как не оплакивать такое жалкое и бесчеловечное состояние наших душ? Итак, внемлем себе, братия, и постараемся с Божией помощью избавиться от сей пагубной страсти.

Инструкция седьмая. Как мы должны обвинять себя, а не ближних

Авва Дорофей

Наставление седьмое.

Как мы должны обвинять себя, а не ближних

Авва Дорофея

Разберемся, братия, как бывает, что однажды человек слышит пренебрежительное замечание и проходит мимо него, не смущаясь, как будто он едва его слышал , а в другой раз слышит и тут же встревожен. В чем причина такой разницы? Есть ли только одна причина такой разницы или их много? На мой взгляд, причин много, но есть, можно сказать, одна вещь, которая является основной порождающей причиной всех их. Я расскажу вам, как это.

Шестая инструкция. Что не судим ближнего

Авва Дорофей

Рейтинг: 8|Голосов: 6

Шестая инструкция. Что не судим ближнего

Авва Дорофей

Чего же мы хотим от ближнего? Почему нас так беспокоит бремя других? Нам есть о чем беспокоиться, братья! Пусть каждый из нас внемлет себе и своим грехам. Один только Бог имеет власть судить, оправдывать или осуждать, поскольку Он знает состояние каждого из нас и наше воспитание и наши дарования, наше телосложение и способности, и Ему надлежит судить о каждой из этих вещей согласно знание, которое есть только у Него. Ибо Бог судит о делах епископа одним образом, а о делах светского правителя — другим.

Пятая инструкция. Что мы не должны полагаться на собственное понимание

Авва Дорофей

Рейтинг: 9|Голосов: 1

Пятая инструкция. Что мы не должны полагаться на собственный разум

Авва Дорофей

Мудрый Соломон говорит в Притчах (Притчи 11:14): Не имеющие руководства падают, как листья, но при большом совете — безопасность. Видите ли вы, братья, силу этого выражения? Видишь ли, чему учит нас Священное Писание? Он увещевает нас не верить в себя, не считать себя разумными, не верить, что мы способны управлять собой; ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Богу. Нет людей несчастнее и ближе к погибели, чем те, у кого нет наставника на пути Божием.

Четвертая инструкция. О страхе Божием

Авва Дорофей

Рейтинг: 5.5|Голосов: 2

Четвертая инструкция. О страхе Божием

Авва Дорофей

Св. Иоанн говорит в своем католическом послании (1 Ин. 4:18): «Совершенная любовь изгоняет страх. Что хочет сказать нам этим святой апостол? О какой любви он говорит и о каком страхе? Пророк Давид говорит в Псалтири (Пс. 32:10): Бойтесь Господа, все святые Его, и многие другие подобные выражения мы находим в Божественных Писаниях. Итак, если и святые, так возлюбившие Господа, боялись Его, то как же, как говорит св. Иоанн, совершенная любовь изгоняет страх?

Третья инструкция. О совести

Авва Дорофей

Рейтинг: 6.9|Голосов: 15

Третья инструкция. О Совести

Авва Дорофей

Когда Бог сотворил человека, Он посеял в нем нечто божественное, некую мысль, которая имеет в себе, как искра, и свет, и теплоту; мысль, просвещающая ум и указывающая ему, что есть добро и что такое зло, — это называется совестью и является естественным законом. Это тот колодец, который, как толкуют святые отцы, выкопал Исаак и засыпал филистимлянами (Быт. 26:18). Следуя этому закону, то есть совести, патриархи и все святые угодили Богу прежде писаного Закона.

О смирении премудрости

Второе наставление

Авва Дорофей

Рейтинг: 9.4|Голосов: 5

О смирении премудрости

Второе наставление

Авва Дорофей

Так и мы немного смиримся, и спасемся. Если мы, немощные, не можем трудиться, то постараемся смириться; и я верю в милость Божию, что за то малое, что мы делаем со смирением, даже мы будем на месте святых, которые много трудились и трудились для Бога. Даже если мы немощны и не можем трудиться, — неужели мы не можем стать смиренными? Блажен, братия, имеющий смирение. Велико смирение! Один святой, имевший истинное смирение, очень хорошо сказал: «Смирение ни на кого не гневается и ни на кого не гневается, и гнев считает совершенно себе чуждым».

Абба Дорофей из Газы. Об отречении

Авва Дорофей

Рейтинг: 1|Голосов: 2

Абба Дорофей из Газы. Об Отречении

Абба Дорофей

Тогда, как бы он не был склонен исполнять свою волю, получается, что она всегда исполняется. Ибо для того, кто не имеет своей воли, все, что с ним происходит, происходит по его воле. Таким образом он освобождается от привязанности, а от непривязанности, как я сказал, приходит к бесстрастию. Видишь ли, к какому состоянию продвижения мало-помалу ведет его отсечение собственной воли?

Житие и изречения аввы Дорофея Палестинского (Газа)

Святитель Дорофей Праведный Палестинский / Газа — Память 5 июня (А в некоторых традициях 13 августа)

«Святой авва Дорофей был ученик св. Иоанна Пророка в палестинском монастыре аввы Серида в VI в.

В юности усердно занимался светскими науками. «Когда я искал мирских знаний, — писал авва, — это было сначала очень трудно. Когда я приходил взять книгу, я был подобен человеку, готовому прикоснуться к дикому зверю. Когда же я заставил себя учиться, то помог мне Бог, и усердие вошло в такую ​​привычку, что я не знал, что ем, что пью, спал ли, тепло ли мне или нет. Я не обращал внимания на все это, пока читал. Мои друзья не могли утащить меня на обед, и я даже не разговаривал с ними, пока был поглощен чтением. Когда философ отпустил нас, я пошел домой, умылся и съел все, что мне приготовили. После вечерни я зажег лампаду и читал до полуночи». Так был занят в то время авва Дорофей своими занятиями.0003

С еще большим рвением посвятил себя монашеской деятельности. Поступив в монастырь, говорит он в своем десятом наставлении, он решил, что его изучение добродетели должно быть более усердным, чем его занятие светскими науками.

Одним из первых послушаний аввы Дорофея было встречать и провожать паломников, прибывающих в обитель. Это давало ему возможность общаться с людьми, занимающими самые разные жизненные позиции, переносящими всевозможные тяготы и невзгоды и борющимися с разнообразными искушениями. На средства одного брата преподобный Дорофей построил лечебницу, в которой и служил. Сам святой авва так описывал свое послушание: «В то время я только что выздоровел от тяжелой болезни. Вечером прибывали путники, и я проводил с ними вечер. Потом приходили погонщики верблюдов, и я следил за их нуждами. Часто случалось так, что, как только я засыпал, возникали другие дела, требующие моего внимания. Тогда наступало время для Бдения». Преподобный Дорофей просил одного из братьев разбудить его на всенощную, а другого не дать ему уснуть во время службы. «Поверьте мне, — сказал святой авва, — я почитал и почитал их, как будто от них зависело мое спасение».

В течение десяти лет авва Дорофей был келейником святого Иоанна Пророка (память 6 февраля). Он был счастлив служить старцу в этом послушании, даже целовал дверь его кельи с тем же чувством, с каким другой преклоняется перед Святым Крестом. Огорченный тем, что не исполняет слова святителя Павла о том, что многим надлежит войти в Царство Небесное (Деян. 14:22), авва Дорофей открыл старцу эту мысль. Святитель Иоанн ответил: «Не печалься и не позволяй этому огорчать тебя. Ты в послушании отцов, и это достойная радость для беззаботных и спокойных». Кроме отцов в монастыре аввы Серида, преподобный Дорофей посещал и слушал советы других великих подвижников своего времени, среди которых был и авва Зосима.

После кончины святого Иоанна Пророка, когда авва Варсонофий принял на себя полное безмолвие, святой Дорофей оставил обитель аввы Серида и основал другую обитель, монахами которой руководил до самой смерти.

Авва Дорофей написал 21 речь, несколько писем и 87 вопросов с письменными ответами преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. В рукописном виде находятся 30 бесед о подвижничестве и письменные советы аввы Зосимы. Произведения аввы Дорофея проникнуты глубокой духовной мудростью, отличаются ясным и проницательным слогом, но простым и понятным выражением. Беседы касаются внутренней христианской жизни, постепенно поднимающейся по мере возрастания во Христе. Святитель часто прибегал к советам великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Послушание и смирение, сочетание глубокой любви к Богу с любовью к ближнему — добродетели, без которых невозможна духовная жизнь. Эта мысль пронизывает все сочинения аввы Дорофея.

В его писаниях повсюду чувствуется личный опыт аввы Дорофея. Его ученик, святой Досифей (память 19 февраля), говорит о нем: «К братии, подвизавшейся у него, отвечал скромно, смиренно, милостиво, без высокомерия и дерзости. спор, но всегда сохранял принцип уважения, доброй воли и того, что слаще меда, единства души, матери всех добродетелей».

Беседы аввы Дорофея – это подготовительные книги для вступления на путь духовного действия. Простые советы, как поступить в том или ином случае, вместе с тончайшим анализом помыслов и душевных побуждений дают руководство всякому, кто решится читать творения аввы Дорофея. Монахи, начавшие читать эту книгу, не расстанутся с ней на протяжении всей жизни.

Произведения аввы Дорофея находятся в каждой монастырской библиотеке и постоянно переиздаются. В России широко переписывались его душеполезное Поучение вместе с «Ответами преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка», «Лестницей Божественного восхождения» преподобного Иоанна Лествичника и творениями преподобного Ефрема Сирина. Святитель Кирилл Белозерский (память 9 июня), несмотря на свои многочисленные игуменские обязанности, собственноручно переписал Слова аввы Дорофея, а также Лествицу Божественного Восхождения.

Беседы аввы Дорофея относятся не только к монахам, но эту книгу должен прочитать каждый, кто стремится исполнить заповеди Христовы. asp?SID=4&ID=1&FSID=101628 )

Примечание: этот авва Дорофей Палестинский, согласно http://en.wikipedia.org/wiki/Dorotheus_of_Gaza, также упоминается как авва Дорофей из Газы Согласно http://www.oca.org/, этот упомянутый авва Дорофей отличается от другого аввы Дорофея, «Отшельника Египта», который празднует 16 сентября и которого, как мне кажется, цитируют в «Отцах-пустынниках». см.: http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?SID=4&ID=1&FSID=102632.

Избранные изречения аввы Дорофея Газанского

«Святитель Григорий говорит: «Принесем себя в начатки [воскресения], то есть пожертвуем собой, умрем для себя весь день, как и все святые, ради Христа Бога нашего. Как они предали себя смерти? Не возлюбив мира, или того, что в мире, как сказано в кафолических посланиях: отвергая похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», то есть любовь к удовольствиям, любовь к сребролюбию и тщеславию, и взяв крест, и следуя за Христом, и распиная мир себе и себе миру.. Об этом апостол говорит: «Христовые распяли плоть со страстями и похотями ее». Вот как святые предали себя смерти». (взято с: http://www.desertwisdom.org/dttw/resurrection/st-abba-dorotheos-of-gaza.html )

«5. Поэтому, став Человеком ради нас, Бог освободил Человека от тирании врага.Ибо Он уничтожил всю силу дьявола, Он сломил всю его силу и избавил нас из-под его контроля, из рабства ему, если мы не хотим грешить добровольно.Ибо Он дал нам силу , как Он сказал «на то, чтобы попирать змей и скорпионов и всю силу вражью» (Лк 10:19).), так как Он очистил нас от всякого греха святым Крещением. Через святое Крещение всякий грех прощается и стирается. Однако Благий Бог, ведая о болезни нашей и зная наперед, что и после святого Крещения мы снова будем грешить, как написано, что «воображение человека от юности его к злу устремляется» ( Быт 8:21, LXX), дал нам по благости Своей святые заповеди, которые очищают нас», чтобы, если пожелаем, через соблюдение заповедей снова очиститься не только от грехов наших, но и от других наших страстей. Грехи одно, а страсти другое. Страсти суть гнев, праздность, сластолюбие, ненависть, злое желание и др. Грехи же суть исполнение страстей, т. практика, когда использует свое тело, чтобы разыгрывать все, что диктуется страстями. Ожидается, что кто-то имеет страсти, но не выполняет их».

«8. Поэтому тот, кто хочет найти истинный покой в ​​душе своей, должен научиться смирению, и он увидит, что вся радость, вся слава и весь истинный покой находятся там, а в гордыне как раз наоборот. мы попали во все это несчастье? Как мы попали во все это несчастье? Не из-за ли нашей гордыни? Не из-за ли нашего безрассудства? Не потому ли, что мы приняли неправильное решение? Не потому ли, что мы решили навязать наша горькая воля? Почему? Разве не был создан Человек со всякою роскошью, во всякой радости, во всяком покое и во всей славе? Разве он не был в раю? Бог сказал: «Не делай этого», но он сделал это. чудовищность его гордыни? Видите ли вы его упрямство? Видите ли вы его неповиновение? Поэтому, когда Он увидел его дерзость, Бог сказал: «Он глуп, он не умеет быть счастливым. Если ему не будет трудно, он будет полностью потерян. Если он не узнает, что такое печаль, он не узнает, что такое покой. Тогда Он дал ему то, что он заслужил, и изгнал его из рая». Так человек предался себялюбию и своим собственным желаниям, которые раздавили бы его кости, чтобы научиться доверять не себе, а заповеди Божией. Трудности от непослушания научат его спокойствию, которое приходит от послушания, как говорит Пророк: «Наставит тебя нечестие твое» (Иер 2:19).). Однако, как я много говорил, благость Божия не отреклась от Своего творения, но вновь зовет и зовет его: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 26). Он как бы говорит: «Ты трудился, ты был несчастен, ты страдал из-за своего непослушания; приди же, вернись, осознай свою немощь и свой позор, чтобы тебе обрести покой и славу. жизнь смиренномудрия, умершие надмением: научитесь от меня, что я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29).).

9. О, братья, что является результатом гордыни? О, видите, что может сделать смирение? Зачем нужны были все эти страдания? Ибо если бы человек с самого начала смирил себя, повиновался Богу и соблюдал заповедь, то он не пал бы. Опять же, после его падения, Бог дал ему повод покаяться и получить милость, но он держал свое упрямство высоко поднятым. Он подошел к нему и сказал: «Адам, где ты?» вместо того, чтобы сказать: «Какую славу ты оставил и до какого бесчестия ты дошел?» После этого Он спросил его: «Почему ты согрешил*? Почему ты преступил заповедь?» Задавая эти вопросы, Он хотел дать ему возможность сказать: «Прости меня». Однако прощения не просил. Не было смирения, не было покаяния, а наоборот. Он ответил: «Жена, которую Ты мне дал» (Бытие 3:9).-12), он сказал не «женщина обманула меня», а «Женщина, которую Ты дал мне», как бы хотел сказать: «Это бедствие постигло меня из-за Тебя». Так и есть, братья, ибо человек не привык винить себя. Он без колебаний считает даже Бога причиной зла. Тогда Бог подошел к женщине и сказал ей: «Почему ты не соблюдала заповедь?» Он как бы хотел сказать: «Хоть ты, скажи, прости меня, чтобы смирить душу твою и получить милость». И снова не было просьбы о прощении. Она также ответила: «Змей обольстил меня» (Быт. 3:13), как будто хотела сказать: «Если змей согрешил, то в чем моя ошибка?» Почему вы поступили так, несчастные? Сделай покаянный поклон, признай свою вину, пожалей о своей наготе. Ни один из них не мог винить себя, ни у кого из них не было ни капли смирения.

10. Таким образом, вы ясно видите, как мы пришли к этой ситуации. Вы видите, до скольких зол мы дошли и каких, оправдывая себя, следуя своему мнению и настаивая на своей воле. Все они дети этого врага Бога, гордыни. Напротив, продукты смирения — это самокритика, недоверие к собственной мудрости и ненависть к собственной воле, потому что из них можно заново открыть себя и вернуться в естественное состояние через очищение, которое является даром, данным вам соблюдением Святые заповеди Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts