Азбука веры библиотека святых отцов и учителей церкви: Православная библиотека Святых отцов и церковных писателей
Содержание
Раздел «Новоначальным» — Святоотеческая библиотека
Раздел «Новоначальным» — Святоотеческая библиотека
Toggle main menu visibility
- Апологетика
- Жития святых
- Катехизисы
- Нравственно-аскетические труды
- Основы духовной безопасности
- Основы православия
- Ответы на вопросы
- Проповеди
- Сборники
- Священное Писание Нового Завета
Апологетика
- Апологетические заметки протопресв. Михаил Помазанский
47,3K
- Апологетические заметки Сергей Худиев
- Вера и причины неверия архиеп. Варлаам (Ряшенцев)
22,5K
- Душевный лекарь сост. Дмитрий Семеник
87,2K
- История происхождения неба, земли и трех царств природы: минерального, растительного и животного П. И. Банкальский
776
- О вере, неверии и сомнении митр. Вениамин (Федченков)
114,2K
- Церковь в мире людей диакон Андрей
24,4K
- Апологетические заметки протопресв. Михаил Помазанский
Жития святых
- Жития святых свт. Димитрий Ростовский
5134,3K
- Жития святых свт. Димитрий Ростовский
Катехизисы
- 1. Путь к познанию Бога. 2. Кто был Христос? 3. Исполнимы ли заповеди Христа? Б.И. Гладков
5,6K
- Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви свт. Николай Сербский
97,3K
- Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис муч. Николай Варжанский
91,9K
- Духовная лествица, или 12 катихизических поучений о блаженствах Евангельских прот. Василий Стрепетов
1,9K
- Катехизис свящ. Борис Левшенко
5,4K
- Катехизис митр. Платон Левшин
43,8K
- Катехизис прот. Олег Давыденков
359,2K
- Катехизис в рассказах С. Успенский
9,2K
- Катихизические поучения свящ. Иоанн Тернов
1K
- Катихизические собеседования с детьми архиепископ Анатолий (Мартыновский)
2,4K
- Начальное наставление в Законе Божием прот. Павел Бобров
1,9K
- Православно-христианское катихизическое учение свящ. Иоанн Жилов
3,6K
- Православный катехизис еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
240,5K
- Православный противосектантский катехизис прот. Дмитрий Боголюбов
4,9K
- Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви свт. Филарет Московский (Дроздов)
362,2K
- С нами Бог. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста 11-12 лет. Часть 1. Уроки 1-18 проф. Констанция Карасар
1,9K
- С нами Бог. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста 11-12 лет. Часть 2. Уроки 19-36 проф. Констанция Карасар
1,1K
- Сокращенный Православный катехизис прот. Николай Вознесенский
12,5K
- Учение православной церкви о православной христианской вере, изложенное в кратких катихизических поучениях, произнесенных в храме простому народу В. И. Марин
771
- 1. Путь к познанию Бога. 2. Кто был Христос? 3. Исполнимы ли заповеди Христа? Б.И. Гладков
Нравственно-аскетические труды
- Доступно зарегистрированным игумен Борис (Долженко)
237
- Доступно зарегистрированным игумен Борис (Долженко)
306
- Апокалипсис мелкого греха архиеп. Иоанн (Шаховской)
110,8K
- Бабочка в ладони. Зачем современному человеку христианство? Александр Ткаченко
13,8K
- Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни преподобный Серафим Саровский
195,2K
- Быть христианином Антоний, митрополит Сурожский
46,7K
- Духовное сокровище. О любви к Богу и ближнему архим. Антоний
1,4K
- Духовные и нравственные основы образования и воспитания Н.В. Маслов
18,7K
- Жизнь до и после Крещения прот. Геннадий Фаст
10,9K
- История спасения во Иисусе Христе еп. Никодим (Кононов)
1,2K
- Как найти духовного отца и жить под его руководством прот. Вячеслав Тулупов
26,8K
- Как сегодня быть православным иером. Серафим (Роуз)
36K
- Назидательные рассказы из жизни православных русских архипастырей и пастырей свящ. Евлампий Бирюков
1,9K
- Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение прот. Вячеслав Тулупов
18,8K
- Открытое сердце Церкви митр. Афанасий Лимасольский
19,4K
- Слёзы, летящие к небу Александр Ткаченко
9,9K
- Спутник христианина М.В. Бахтин
- Уроки любви иером. Макарий (Маркиш)
1,9K
- Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться свт. Феофан Затворник
373,5K
- Чудесное сновидение, виденное послушником Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря 11 октября 1908 года
1,8K
- Доступно зарегистрированным игумен Борис (Долженко)
Основы духовной безопасности
- Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества свящ. Андрей Хвыля-Олинтер
25,3K
- Мир таинственных явлений М. Вержболович
3,7K
- Основы духовной безопасности для новоначальных христиан Кирилл Борисов
- Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества свящ. Андрей Хвыля-Олинтер
Основы православия
- Доступно зарегистрированным прот. Андрей Дудченко
254
- Доступно зарегистрированным иером. Иов (Гумеров), свящ. Павел Гумеров, свящ. Александр Гумеров
255
- Ангелы и демоны
2,7K
- Вы – свет мира митр. Иларион (Алфеев)
145,1K
- Диалоги прот. Валентин Свенцицкий
123K
- Душа после смерти иером. Серафим (Роуз)
239,2K
- Животные рядом со Святыми прот. Константин Буфеев
1,9K
- Закон Божий прот. Серафим Слободской
2256,1K
- Закон Божий: в 5 книгах Э. Артемьева-Скворцова
117,1K
- Как найти духовного отца и жить под его руководством прот. Вячеслав Тулупов
26,8K
- Катехизация (обучение основам православия)
- Книга о Церкви Коллектив авторов
39,4K
- Краткое объяснение молитв, церковных песнопений, Символа веры, Святых Таинств, Заповедей Божиих и Заповедей Блаженства
16,2K
- Методика Закона Божия прот. Александр Дернов
4,1K
- Молитвы, заповеди и Символ веры с объяснением прот. Димитрий Соколов
2,2K
- Начала Православия прот. Вячеслав Марченков
1,3K
- Невидимый мир Ангелов сост. А.В. Фомин
49,8K
- О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом игумен Нектарий (Морозов)
6,2K
- Объяснение Символа веры, молитвы Господней. Шестопсалмие и часы диакон Феодор Цветков
7,4K
- Основы православия Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С.
- Основы православия прот. Фома Хопко
114,3K
- Основы христианской православной веры прот. Владимир Глиндский
37K
- От святой купели и до гроба краткий устав жизни православного христианина Павел, Епископ Никольск-Уссурийский
14,2K
- Православие (Тома 1-2) митр. Иларион (Алфеев)
293,5K
- Православие: Pro et contra В.Ф. Федоров, М.И. Шишова
6,4K
- Православие. Очерки учения Православной Церкви прот. Сергий Булгаков
29K
- Программа самокатехизации
- Псевдоправославие иеромонах Макарий (Маркиш)
8,3K
- Сокровенный мир Православия Валерий Духанин
203K
- Сохраним душу живой митр. Афанасий (Николау)
1,9K
- Уроки по христианскому православному нравоучению свящ. М. Менстров
4K
- Утверждение истины. О Церкви Христовой иером. Филипп
3,3K
- Фантастический христианин Иоанн Корнаракис
2,8K
- Что нужно знать о поминовении и погребении усопших
58,4K
- Я пришел в Церковь Н.И. Державин
14K
- Доступно зарегистрированным прот. Андрей Дудченко
Ответы на вопросы
- 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни прот. Максим Козлов
9,6K
- Как узнать волю Божию прот. Андрей Овчинников
511
- 1115 вопросов священнику Коллектив авторов
354K
- 1168 вопросов и ответов о Православной вере свщмч. Горазд (Павлик)
78,8K
- Доступно зарегистрированным архиеп. Гурий (Апалько), прот. Вадим Кузьмич
74
- Бог позвал нас Себе в друзья прот. Сергий Правдолюбов (1950 г.р.)
1,5K
- Брак — ад или рай митр. Афанасий (Николау)
3,3K
- Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них
78,7K
- Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян прот. Александр Новопашин и Валерий Мельников
- От прихода к общине. Беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении сост. И.В. Карпова
314
- Церковь и современность. Вопросы и ответы игумен Петр (Мещеринов)
5,4K
- Раздел: «Вопросы и ответы»
- 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни прот. Максим Козлов
Проповеди
- Приготовление к исповеди и св. причащению св. Христовых Таин. Поучения великопостные прот. Алексей Белоцветов
2,8K
- Проповеди и беседы протопр. Александр Шмеман
93,2K
- Приготовление к исповеди и св. причащению св. Христовых Таин. Поучения великопостные прот. Алексей Белоцветов
Сборники
- В помощь кающимся С. Милов
13,5K
- Избранные произведения святых отцов и церковных писателей
39,6K
- О Божием мире
1,6K
- В помощь кающимся С. Милов
Священное Писание Нового Завета
- Руководство к изучению Нового Завета. Апостол проф. А.В. Иванов
276,3K
- Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие проф. А.В. Иванов
238,2K
- Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол архиеп. Аверкий (Таушев)
284,8K
- Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие архиеп. Аверкий (Таушев)
450,5K
- Руководство к изучению Нового Завета. Апостол проф. А.В. Иванов
Святые отцы
- Святоотеческая библиотека
- Раздел «Святые и святость»
- Отцы и Учители Церкви, Церковные Писатели
- Энциклопедия изречений Святых отцов
- Зачем православным святые отцы? Неужели Библии им мало? Тихон Сысоев
- Понятие об отцах Церкви свт. Филарет Черниговский
- Авторитет отцов Церкви Н.И. Сагарда
- Обучающие тесты о Св. отцах
- Кроссворд «Святые Отцы»
- Кроссворд «Святые Отцы в цитатах»
- Кроссворд «Святые Отцы в цитатах» № 2
Святы́е отцы́ – святые, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обо́жения человеческой природы.
Наиболее выдающиеся отцы Церкви были отмечены на Вселенских Соборах. В частности, 2‑е Правило Шестого Вселенского Собора перечисляет поименно: архиепископа Дионисия Александрийского; архиепископа и мученика Петра Александрийского, епископа Григория Неокесарийского, чудотворца; архиепископа Афанасия Александрийского; архиепископа Василия Великого; епископа Григория Нисского; архиепископа Григория Богослова; епископа Амфилохия Иконийского; архиепископа Тимофея Александрийского; архиепископа Феофила Александрийского; архиепископа Кирилла Александрийского; патриарха Геннадия Александрийского; мученика архиепископа Киприана Карфагенского.
Какие критерии приняты для определения понятия «отцы Церкви»?
1) Истинность учения,
2) святость жизни,
3) признание Церкви.
Как называется наука, изучающая творения святых отцов?
Патристикой (или патрологией).
Могли ли святые отцы ошибаться?
Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов.
Как правило, это бывает связано с тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь, а в других выражали своё личное мнение.
Преподобный Серафим Саровский: «Когда я говорил от себя, то бывало, что и ошибался, а когда давал место Богу, ошибок не было».
Церковь, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), не ошибается. Отдельные же христиане не застрахованы от ошибок. Личная точка зрения того или иного христианина может оказаться ошибочной.
Распространяется ли авторитетность Отцов Церкви на все их сочинения?
Поскольку святые отцы иногда ошибались, постольку понятно, что не все их творения можно признать за истинные. Отдельные сочинения некоторых святых отцов подвергались и до сих пор подвергаются критике. К таковым, например, относятся отдельные работы блаженного Августина о роли благодати и значимости личных усилий христианина в деле спасения.
Нет ли опасности подмены евангельских истин мнениями святых отцов?
Следует помнить, что отцы Церкви не творцы церковного вероучения, а свидетели его: они, говоря словами Пятого Вселенского собора, веру, которая изначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым Апостолам и ими проповедана, во всем мире исповедали, изъяснили и святым Церквам предали.
Как относиться к тому, что у разных святых отцов могут порой возникать разные ответы на один и тот же вопрос?
Следует также помнить, что принцип «согласия отцов», во-первых, естественно допускает «партитуру» частного голоса в созвучном и едином хоре соборного сознания отцов Церкви, а во-вторых, не исключает иногда вместе с тем случайную и спорадическую дисгармоничность отдельных «хористов». Действительно, всякий, приступающий к чтению святых отцов, порой сталкивается в них с разноголосицей мнений по отдельным частным вопросам и изредка натыкается на такие суждения, которые представляются явно несогласующимися с известным и строго определенным церковным вероучением. Но подобного рода факты не должны приводить нас в смущение, во-первых, потому, что раскрытие Богооткровенных и неизменных догматов в истории осуществлялось (и осуществляется даже поныне) не мгновенно, а постепенно, не говоря уже о частных и конкретных моментах христианского вероучения, которые и до сего дня остаются не всегда ясными для церковного веросознания; во-вторых, подобные факты служат для нас камнем преткновения, как правило, вследствие подспудной интеллектуальной гордыни, всецелого упования на свой собственный слабый и греховный разум. Мнимые апории его часто разрешаются осознанием того, что, по словам архимандрита Порфирия (Попова), хотя Церковь принимала творения Отцов «с особенным уважением и предлагала их в руководство на будущие времена», она «не приписывает Святым отцам совершенной непогрешимости».
Можем ли мы говорить о святых отцах и учителях Церкви применительно к людям, жившим в XVIII–XX веках?
– Христианское благовестие никогда не прекращалось, никогда не останавливалось рассуждение, размышление над Священным Писанием, над тем Божественным Откровением, которое мы имеем, поэтому Дух Святой никогда не уходил из Церкви. Всегда были люди, водимые Им, которые могли объяснять то, что Он для них открывал. Так что и в XVIII, и в XIX, и в XX, и в XXI веках были святые отцы и учители Церкви. Может быть, они нам сейчас не все явно открыты, но они были, есть и будут.
А критерий очень прост, он всегда был один и тот же: Церковь решает, кого назвать святым отцом, а кого учителем Церкви. Рассмотрев труды того или иного отца, его жизнь, она делает вывод: «Вот это образец! Это канон, которому нужно следовать», потому-то мы и говорим о канонизации святого. В каком-то смысле есть и своеобразная канонизация текстов, которая не так явна и скорее всего вызревает подспудно в процессе восприятия трудов того или иного святого отца. Так выявляются труды, которые можно считать каноническими.
Если говорить о конкретных людях, то из отцов XIX и XX веков можно назвать святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, святителя Филарета Дроздова, митрополита Московского – это только из русских святых, а есть ведь еще и преподобный Иустин Попович – сербский святой, написавший прекрасную «Догматику», которой очень многие пользуются, преподобный Паисий Святогорец, явивший нам нечто похожее на опыты преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Силуана Афонского, Григория Паламы. Он, выражаясь простым языком, говорил о достаточно глубоких вещах и явил скорее аскетическое богословие Церкви, нежели строгое догматическое (иеромонах Афанасий (Букин)).
Были ли святые отцы более святы и безгрешны, чем другие христиане?
То, что отцов называют святыми, вовсе не означает, что они были абсолютно безгрешны – это возможно одному лишь Господу Богу. Православная Церковь никогда не считала безгрешность условием признания кого-то святым.
Можно ли читать так называемых «святых отцов-ересеологов»? Не еретики ли они?
Напротив, «ересеологами» называются те святые отцы и учителя Церкви, которые боролись с ересями: св. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Епифаний Кипрский, Климент Александрийский и другие.
Что касается ересиархов, то их творения не являются секретом, для научных или миссионерских целей они легкодоступны. Что касается любопытства, то имеет ли смысл тратить время на душевредное чтение, если есть море душеполезного?
Мы знаем, что есть понятие «святые отцы», но в литературе встречается еще и выражение «учители Церкви». Скажите, это разные понятия или одно и то же?
– Это весьма условная дифференциация, потому что среди святых отцов есть учители Церкви, а среди учителей Церкви есть те, кого мы не называем святыми. К примеру, Оригена, Тертуллиана условно принято называть учителями Церкви, хотя они не канонизированы. Более того, учение Оригена на V Вселенском Соборе было отвергнуто, а Тертуллиан в конце своей жизни впал в ересь. Тем не менее они в свое время совершили некий переворот в богословии: они чему-то научили всю Церковь. Хотя эти люди потом и уклонились в ересь, но они сделали очень важное дело для Церкви. Таким образом, учителями Церкви мы называем тех святых или несвятых отцов, которые внесли существенный вклад в развитие богословской мысли. Они писали и говорили исходя из своего жизненного опыта, и потому мы рассматриваем их труды с точки зрения Церкви: то, что ею одобрено в их творениях, мы воспринимаем безусловно, и не принимаем того, что было отвергнуто (иеромонах Афанасий (Букин)).
Можно ли называть священника «святой отец»?
Такое обращение к священникам в Православной Церкви не принято. Святыми отцами мы называем канонизированных святых. Можно сказать, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…». Принятое обращение к ныне живущему священнику: «отец + <имя>», например «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.
Цитаты о святых отцах
«Что самое применимое из наследия отцов для современной жизни? Сохранение себя в этом постоянно меняющемся мире, сохранение идеалов и принципов христианской жизни в повседневности. Каждый день, каждый час ставит нас перед нравственным выбором: поступить согласно заповедям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам применять опыт святых отцов, дабы уберечь свою душу от искушений. Это и есть самое применимое».
митрополит Иларион (Алфеев)
«Недостаточно просто подобрать цитаты, вырывая их из контекста и игнорируя обстоятельства, при которых было написано то или иное сочинение. Многие «высказывания Отцов» имеют конкретную полемическую направленность: их, произнесенных «по случаю», надо использовать с величайшей осторожностью и аккуратностью. Установить истинный смысл каждого замечания мы можем только из контекста, приняв во внимание целостное мировоззрение автора».
прот. Георгий Флоровский
Отцы Ранней Церкви — Эфирная Библиотека Христианской Классики
В этом электронном издании серии Отцов Ранней Церкви тома
были тщательно проверены и преобразованы в ThML сотрудниками и волонтерами CCEL.
См. также Роджер Пирс, Другие отцы
Писания отцов до 325 г. н.э.
Том I. Апостольские отцы с Юстином Мучеником и Иринеем Папий, Иустин Мученик, Ириней.
Том II. Отцы II века
Ерма, Татиан, Феофил, Афинагор, Климент Александрийский
Том III. Латинское христианство: его основатель Тертуллиан
Три части: I. Апологетическая; II. Анти-Марсион; III. Этический
Том IV. Отцы третьего века
Тертуллиан Часть IV; Минуций Феликс; Коммодиан; Ориген
Том V. Отцы третьего века
Ипполит; Киприан; Кайус; новацианский; Приложение
Том VI. Отцы третьего века
Григорий Чудотворец; Динойзий Великий; Юлий Африканский; Анатолий и второстепенные писатели; Мефодий; Арнобиус
Том VII. Отцы третьего и четвертого веков
Лактанций, Венанций, Астерий, Викторин, Дионисий, Апостольское учение и постановления, проповеди, литургии
Том VIII.
Двенадцать патриархов, отрывки и послания, Клементия, апокрифы, декреталии, мемуары Эдессы и сирийские документы, остатки первых веков
Том IX. Недавно обнаруженные дополнения к раннехристианской литературе; Комментарии Оригена
Евангелие от Петра, Диатессарон Тациана, Апокалипсис Петра, Visio Pauli, Апокалипсисы Девы Марии и Седраха, Завет Авраама, Деяния Ксантиппы и Поликсены, Повествование о Зосиме, Апология Аристида, Послания Климента (полный текст), Комментарий Оригена к Иоанну, книги I-X, Комментарий Оригена к Матфею, книги I, II и X-XIV
Том X. Библиографический синопсис; Общий указатель [не воспроизводится]
Серия I
Тома святого Августина
Том I. Пролегомены: жизнь и деятельность святого Августина, исповеди, письма
Том II. Град Божий, христианская доктрина
Том III. О Святой Троице, Доктринальные трактаты, Нравственные трактаты
Том IV. Антиманихейские сочинения, Антидонатистские сочинения
Том V. Антипелагианские сочинения
Том VI. Нагорная проповедь, Гармония Евангелий, Слова на Евангелия
Том VII. Беседы на Евангелие от Иоанна, Беседы на Первое послание Иоанна, Монологи
Том VIII. Изложения псалмов
Св. Златоуст Тома
Том IX. О священстве, Аскетические трактаты, Избранные слова и письма, Слова на уставы
Том X. Слова на Евангелие от Матфея
Том XI. Беседы на Деяния Апостолов и Послание к Римлянам
Том XII. Беседы на первое и второе послание к Коринфянам
Том XIII. Беседы на Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу и Филимону
Том XIV. Проповеди на Евангелие от Иоанна и Послание к Евреям
Серия II
Том I. Евсевий: История Церкви с 1 по 324 г. н.э., Жизнь Константина Великого, Хвалебная речь Константина
Том II . Сократ: История церкви с 305 по 438 год нашей эры; Созомен: история церкви с 323 по 425 год н. э.
Том III. Феодорит, Иероним и Геннадий, Руфин и Иероним
Том IV. Афанасий: Избранные сочинения и письма
Том V. Григорий Нисский: Догматические трактаты; Выберите «Письма и письма»
Том VI. Джером: письма и избранные произведения
Том VII. Кирилл Иерусалимский, Григорий Назианзин
Том VIII. Василий: Письма и избранные произведения
Том IX. Хилари Пуатье, Иоанн Дамаскин
Том X. Амвросий: Избранные произведения и письма
Том XI. Сульпитий Северус, Винсент Леринский, Иоанн Кассиан
Том XII. Лев Великий, Григорий Великий
Том XIII. Григорий Великий II, Ефрем Сир, Афрахат
Том XIV. Семь Вселенских Соборов
Праздник Трех Святителей, Великих Святителей и Вселенских Учителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — Праздники Церкви
30 января
Введение
В царствование императора Алексия Комнина (1081-1118) в Константинополе возник спор среди мужей сведущих в вере и ревнителей добродетели о трех святителях и отцах Церкви, Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоуст. Одни ставили святого Василия выше двух других потому, что он, как никто другой, мог объяснить тайны веры и благодаря своим добродетелям возвысился до ангельского сана. Организатор монашеской жизни, предводитель всей Церкви в борьбе с ересью, строгий и требовательный пастырь к христианской морали, в нем не было ничего низменного и земного. Следовательно, говорили они, он выше святого Златоуста, который по природе более склонен к отпущению грехов.
Сторонники святителя Златоуста возразили, что прославленный архиепископ Константинопольский был не менее ревностным, чем святитель Василий, в борьбе с пороками, в приведении грешников к покаянию и в воздвижении всего народа к совершенству Евангелия. Златоустый пастырь непревзойденного красноречия оросил Церковь потоком проповедей, в которых он истолковывает божественное слово и показывает его применение в повседневной жизни с более совершенным мастерством, чем два других святых Учителя.
Согласно третьей группе, святой Григорий Богослов должен был быть предпочтен другим по причине величия, чистоты и глубины его языка. Обладая суверенным владением всей мудростью и красноречием древней Греции, он достиг, говорили они, такой высоты в богосозерцании, что никто не был в состоянии так совершенно, как он, выразить догмат о Святой Троице.
Так как каждая фракция настраивала одного из Отцов против двух других таким образом, весь христианский народ вскоре был вовлечен в спор, который не только не способствовал преданности Святым в Городе, но и не привел ни к чему, кроме неприязни. и бесконечный спор. Затем в одну ночь три святителя явились во сне святителю Иоанну Мавропу, митрополиту Евхаитскому (5 окт.), сначала порознь, потом вместе, и, говоря в один голос, сказали: из нас с Богом, и нас не разделяет ни раздор, ни соперничество. Каждый из нас по обстоятельствам и по вдохновению, которое он получил от Святого Духа, писал и учил тому, что подобает спасению человечества. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего, и если ты призовешь одного из нас, то двое других тотчас же будут с ним. Поэтому скажи ссорящимся, чтобы не производили из-за нас разделения в Церкви, ибо мы, когда были на земле, не жалели сил для восстановления единства и согласия в мире. Вы можете соединить наши три поминовения в один праздник и составить к нему службу, вложив в нее песнопения, посвященные каждому из нас по умению и знанию, которое дал вам Бог. Затем передайте его христианам с повелением праздновать его каждый год. Если они чтят нас таким образом, как находящихся с Богом и в Боге, мы даем им слово, что будем ходатайствовать об их спасении в нашей общей молитве». При этих словах святые были вознесены на небо в бескрайнем свете, беседуя друг с другом по именам.
Святой Иоанн немедленно собрал народ и сообщил им об этом откровении. Так как все уважали его за добродетель и восхищались его могучим красноречием, все три стороны заключили мир, и каждый убеждал его не терять времени на сочинение службы для совместного пира. С тонкой проницательностью он избрал 30 января как подходящее для празднования, ибо оно ставило печать на месяце, в котором каждый из трех иерархов уже имел отдельную память (святитель Василий — 1 января, святой Григорий — 25 января, святой Иоанн (перенесение мощей) – 27 января).
Три Святителя – земная троица, как они именуются в некоторых чудесных тропарях своего служения, – научили нас в своих писаниях, а равно и своей жизнью, поклоняться и прославлять Святую Троицу, Единого Бога в трех Лицах . Эти три светила Церкви пролили свет истинной Веры по всему миру, пренебрегая опасностями и гонениями, и оставили нам, своим потомкам, это священное наследие, которым и мы можем достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога и всех святых.
С праздником трех Святителей в конце января — месяца, в который мы чтим память стольких славных архиереев, исповедников и подвижников, — Церковь как бы подытоживает память всех святых, свидетельствовавших о Православная вера своими писаниями и жизнью. В этот праздник мы чтим все служение учения святой Церкви, а именно просвещение сердец и умов верных через поминовение всех Отцов Церкви, тех образцов евангельского совершенства, которые воздвиг Дух Святой. из века в век и с места на место быть новыми Пророками и новыми Апостолами, проводниками душ к небу, утешителями людей и огненными столпами молитвы, поддерживающими Церковь и утверждающими ее в истине.
По материалам Синаксаря: Жития святых Православной Церкви, т. 1, с. 3, составлено иеромонахом Макариосом из Симоноса Петра и переведено с французского Кристофером Хуквеем (Халкидика, Греция: Святой монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, 2001), стр. 352-354.
Икона Праздника
Три Святителя изображены на иконе Праздника во весь рост и в анальной позе. Они облачены в свои иерархические облачения, указывающие на их положение как епископов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст стоит между святителем Василием (справа) и святителем Григорием (слева).
1. Слева направо: святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Богослов (фрагмент).
Каждый Иерарх держит в руках закрытое Евангелие, обозначающее их роль великих учителей и проповедников Церкви. Святой Иоанн и святой Василий дают традиционное благословение правой рукой, а святой Григорий почтительно покоится над Евангелием. Святители Григорий и Василий держат Евангелие, прикрывая левые руки фелонью и омофором в знак особого почтения.
2. Каждый Иерарх держит в руках Евангелие, что свидетельствует о том, что он великий учитель и проповедник церкви. Святые Василий и Иоанн благословляют своими правыми руками (фрагмент).
3. Святитель Григорий держит Евангелие обеими руками, левая почтительно прикрыта фелонью и омофором (фрагмент).
Православное Празднование Трех Святителей
Праздник и память Трех Святителей празднуется Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста, которая совершается в утро праздника и которой предшествует утреня (Орф). оказание услуг. Накануне праздника совершается Великая вечерня.
Чтение Священного Писания на праздник: На вечерне: Второзаконие 1:8-17; Второзаконие 10:14-21; и Мудрость Соломона 3:1-9. На утрени: Иоанна 10:9-16. На Божественной литургии: Евреям 13:7–16, Матфея 5:14–19.
Во многих греческих православных приходах праздник Трех Святителей сочетается с праздником греческого письма. Обычно это специальные мероприятия, посвященные сохранению и распространению идеалов православия и эллинского образования.