Бабушка отреставрировала икону: В Испании старушка, желая отреставрировать икону, безнадежно испортила старинную фреску
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пушистый Иисус Как была проведена худшая реставрация в истории искусства: Культура: Lenta.ru
21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску «Ecce Homo» («Се человек»), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать — фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.
После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX — началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.
Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески «Ecce Homo», расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.
Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. «Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?», — цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.
Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес — именно она выделила деньги и направила их в церковь.
Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное — примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант — одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, «карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике». О первоначальном облике «Ecce Homo» напоминала лишь эта самая безразмерная туника — и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет — фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.
«Фотожабы» на результаты реставрации фрески с изображением Иисуса в испанской церкви.
Открыть фотогалерею
Lenta.ru
После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название — «Ecce Mono», что они перевели как «Се обезьянка»). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов — «фотожабы» на пушистого Иисуса можно найти, не особенно напрягаясь.
На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику «креационистских теорий» Церкви. На момент написания этого текста за сохранение «Ecce Mono» высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.
Гойя — не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.
В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. «Самая ужасная реставрация» обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер — словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.
То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять — канонических изображений Христа полно, а в капоре — только одно.
В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает, что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства. Джонс, правда, советует обращать внимание на экземпляры более достойные — на картины старых мастеров, ну или на фрески эпохи раннего Возрождения в Палаццо Скифанойя.
Бабушка уничтожает религиозное произведение искусства
Вернон Фелтон
Трудно сказать, почему эта конкретная история так быстро облетела весь мир, но похоже, что на каждом существующем сайте есть какая-то ее версия. Если вы еще не слышали об этом, вот резюме:
Более 100 лет назад художник Элиас Гарсия Мартинес нарисовал фреску с изображением Иисуса Христа на стене церкви недалеко от Сарагосы, Испания, под названием «Ecce Homo». (Вот человек). Хотя это не считается бесценным произведением искусства, жители этого города более чем неравнодушны к нему, как и потомки художника, которые до сих пор время от времени приезжают посмотреть на фреску.
Конечно, спустя век или около того картины становятся немного опрятными, и здесь в дело вступают опытные реставраторы; ловким прикосновением кисти они могут заставить изможденные изображения замученных святых выглядеть такими же свежими и мучительными, как и в тот день, когда они были созданы.
В данном случае, однако, создается впечатление, что церковь либо не имела средств на оплату профессиональной реставрации, либо просто не заметила, что один из ее прихожан берет дело в свои необученные руки. Насколько мы знаем, 80-летняя Сесилия Гомес начала работать над произведением искусства Мартинеса, и все быстро вышло из-под контроля. Сначала изображение было немного размытым. Гомес сначала соскоблила с картины значительные участки (якобы для того, чтобы подготовить почву для ее реставрации), а затем приступила к тому, чтобы «Сын Божий» выглядел, как метко описал один репортер Би-би-си, как «…набросок цветным карандашом очень волосатой обезьяны в плохо сидящая туника».
В видео ниже Гомес дает свое видение ситуации.
Я разрываюсь между смехом над ситуацией и сочувствием Гомесу, который явно обезумел на видео. По ее заламывающимся рукам и слезящимся глазам видно, что она не собиралась ломать фреску, и вполне вероятно, что она говорит правду о том, что местный священник просил ее попытаться восстановить — трудно не заметить восьмидесятилетнего жителя. соскребая со стены, а затем добавляя пару фунтов красной и коричневой краски к вашему ценному произведению искусства.
И вот что я все время задаю себе: «Кто в здравом уме вообще попросит эту женщину восстановить картину?»
Я люблю свою бабушку (упокой, господи, ее душу), но если бы я дал ей кисточку и две банки Kelly Moore, и сказал ей, чтобы она была в Сикстинской капелле, я почти уверен, что она бы *взбесил лучшее Микеланджело что-то свирепое.
В свои 80 лет ты чертовски хорошо себя чувствуешь, если твои трусы чистые и ты помнишь, куда вчера вечером поставил зубные протезы, — ты уж точно не захочешь добавлять » Внесите реалистичное изображение Иисуса Христа на стену знаменитой церкви ” в свой список дел на день.
Вам и так есть о чем беспокоиться.
Итак, в то время как часть меня смотрит на очень разумный образ Иисуса Христа и смеется, другая (лучшая) часть меня думает о той пожилой женщине в Испании, над которой все смеются и которая благодарна за то, что она, вероятно, никогда не слышала о Google .
Подпишитесь на нашу рассылку
Подпишитесь на информационный бюллетень BIKE, чтобы получать подобные истории прямо на свой почтовый ящик.
Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности.
На случай, если вы пропустили
Новости
Райан Стюарт 2 года назад
Новости
BIKE на паузе
Николь Формоза 2 года назад
Новости
Период комментариев открыт до 26 октября
Девон О’Нил 2 года назад
News
Эта статья взята с сайта нашего партнера Men’s Journal.
ВЕЛОСИПЕД 2 года назад
Подписывайтесь на нас
ВЕЛОСИПЕД Информационный бюллетень
Подпишитесь на информационный бюллетень BIKE, чтобы получать подобные истории прямо на свой почтовый ящик.
Любительские неудачи в реставрации Иисус рисует в Испании
Поддержите мир ежемесячным подарком, чтобы поддерживать нас в течение всего года.
Повторяющиеся подарки помогают нам планировать заранее, чтобы у нас было больше времени на размышления о том, что мы хотели бы сделать для вас на следующей неделе, в следующем месяце и даже в следующем году. И с этого момента до 31 декабря ваш постоянный подарок поможет нам разблокировать матч на 67 000 долларов.
Искусство, культура и СМИ
Весь мир
Пытаясь восстановить картину XIX века (слева), пожилая женщина из Испании говорит, что она непреднамеренно испортила это (справа). (Фото через BBC.)
Прихожане-католики в испанском городе Борха надеялись получить отреставрированную вековую картину с изображением Иисуса Христа. Вместо этого картина была возвращена в их церковь испорченной.
Виновницей оказалась пожилая женщина, которая пыталась сама подправить обветренную фреску «ecce homo». Она утверждает, что у нее были самые лучшие намерения и даже разрешение приходского священника.
Картина Элиаса Гарсии Мартинеса, художника XIX века. Он висит в церкви Святилища Милосердия в Борхе, недалеко от города Сарагоса, уже более 100 лет.
Ecce homo переводится как «взгляни на человека». Согласно New York Times, это художественный мотив, который изображает Иисуса, обычно связанного и с терновым венцом, прямо перед его распятием.
Искусствоведы скоро соберутся в церкви, чтобы обсудить, как отремонтировать картину. Но Джойс Хилл Стоунер, реставратор картин в Университете Делавэра, говорит, что ущерб может быть необратимым. Эта новость потрясла ее и ее учеников.
«Они знают, что это не было сделано злонамеренно», сказала она. «Но это такое сердцеед».
Стоунер говорит, что фотографии картины создают впечатление, что женщина, Сесилия Хименес, пыталась очистить фреску перед тем, как закрасить весь холст. Она говорит, что профессиональные реставраторы ограничивают свои ретуши отсутствующими или поврежденными местами.
«Здесь у нас нет оригинальной картины», сказала она.
Это не первый случай самостоятельной реставрации, с которой столкнулся Стоунер. Но она говорит, что американцы, а не европейцы, обычно берутся за такие проекты.
«Благоприятное пренебрежение было бы намного лучше», — сказала она о любительских повреждениях, которые она видела раньше. «Но нет. Они получают Windex. Они получают Fantastik. И вот так они убирают часть его».
Стоунер говорит, что устранение повреждений возможно, но опасается, что женщина использовала масляные краски, которые трудно удалить.
История, которую вы только что прочитали, доступна и бесплатна для всех, потому что тысячи слушателей и читателей вносят свой вклад в нашу некоммерческую службу новостей.