Батюшка что такое: батюшка | это… Что такое батюшка?
Содержание
Батюшки – простые люди, или Разделяй и властвуй! / Православие.Ru
«Разделяй и властвуй!» (с лат. Divide et impera). Принято считать, что это был девиз внешней политики Древнего Рима, но никаких подтверждений на этот счет у древних авторов не найдено. Немецкий поэт Генрих Гейне (письмо из Парижа от 12 января 1842 г.) считал, что автор этого девиза – македонский царь (359–336 до н. э.) Филипп (382–336 до н. э.), отец Александра Македонского.
Считается, что первым правителем, официально употребившим эту фразу, был французский король Людовик XI (1423–1483), сказавший: «Diviser pour régner» – «Разделять, чтобы царствовать».
Выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу Пьеру Жозефу Прудону (1809–1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью».
Из энциклопедии
Господь Духом Святым просвещает человека; а без Духа Святого ни один человек не может правильно разуметь. До пришествия Духа Святого и апостолы были не крепки и не мудры, так что Господь говорил им: «Доколе терплю вам?» (Мф. 17: 17).
Преподобный Силуан Афонский
Есть один поучительный анекдот. В нем о том, как хозяйка заподозрила друзей в краже серебра. Сам сюжет кажется мне обескураживающим. Какие это у тебя друзья такие, что их можно заподозрить в воровстве? А смысл анекдота раскрывается дальше, показывая, как несчастная хозяйка омрачилась душой. Но возможно, все мы иногда теряемся в морально-нравственных вопросах и полностью погружаемся в предложенный врагом конфликт, омрачаемся, забывая о самом главном. И что же это – самое главное?
– Ты живешь очень эгоистично, – говорит мой ближний и с укором смотрит на меня.
Я включаю чайник и достаю печенье. Я рада, что мой друг заглянул на огонек. Давненько мы вот так не сидели. С возрастом времени все меньше, а лени все больше. Раньше это было доброй традицией, а теперь приятным сюрпризом. Видно, весенняя хандра тянет за старые связи, как за боевые раны.
– Ты о чем? – не понимаю я, продолжая возиться с упаковкой.
– Ты собираешься об этом писать? – спрашивает он.
– Да ну, – отмахиваюсь, – все об этом знают! Просто я раньше не знала, но теперь и я знаю.
Я действительно считаю, что все знают о том, что было всегда. Ведь человек не меняется. Модифицируется его быт и одежда, но сам он, со всеми его слабостями, статичен.
Потому меня иногда удивляет отсутствие передачи опыта по отдельным аспектам жизни. Почему мы молчим об этом? Это что, запретная тема?
Еще в те времена, когда Церковь для меня как бы не существовала, пришла мысль, что конфликт поколений (как явление) слишком уж постоянен. Я углубилась в рассматривание этого «бренда» и пришла к выводу, что он (конфликт поколений) всегда создается искусственно. Тогда меня озадачила природа силы, которая занимается этим явлением. Ведь нужно быть о-о-очень большим и сильным и долгоживущим, чтобы гнуть эту линию, управлять этим мудреным процессом. Кому это надо, чтобы в каждой семье не было мира? Не слишком ли много внимания таким мелочам, если судьба наша – кормить червяков? Именно так я и задумалась о значении человека для Вселенной.
Теперь, когда я понимаю, что Вселенная лишь пространство, данное нам любящим Богом; что мы любимые создания, для которых естественной средой является райский сад… И что эта любовь столь велика, что Он Сам пришел и отдал Себя за нас… Теперь все в мире представляется мне в ином свете. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Зачем видеть доброе и хорошее? Злись! Потому что разделяй и властвуй – это стратегия
Но даже нет, не в ином. Точнее будет сказать, теперь сформировано четкое понимание, что у каждого явления есть спрятанная сторона. Но нам показывают, и я бы даже сказала: указывают – лишь на то, что поддержит конфликт. Зачем видеть доброе и хорошее? Злись! А почему? Потому что разделяй и властвуй – это стратегия.
Однажды я спросила у одного священника, почему я должна каждый день молиться за патриарха и духовенство, ведь они гораздо сильнее меня духовно и по идее должны молиться за меня. А он в ответ спросил:
– Ты ощущаешь борьбу?
– Конечно! – возмутилась я. – Поэтому и считаю, что это за меня надо молиться, а не я должна!
– А теперь остановись и подумай. Если ты ощущаешь борьбу, значит, с тобою борются. А это значит, что рядом с тобой есть враг. А ведь ты всего лишь мирянка. У тебя нет духовных обязанностей, кроме желания спасти себя. Можешь ли ты представить, какую брань ощущает монах? А как нападают на патриарха? Мы все должны молиться за него, ведь он наш рулевой. Куда повернет, туда пойдет весь наш корабль. В том числе и ты. И, кстати, он, конечно, молится за тебя.
Спеси у меня сразу как-то поубавилось. Теперь смотрю на нашего патриарха совсем другими глазами. Очевидно, что он круче всех.
Мой друг в определенные моменты своей духовной жизни любит повторять: «Вот бы такой-то или такой-то (называет фамилии видных критиков церковной и православной жизни) удивился, поживи он хоть несколько лет христианином. Тоже мне опиум для народа! От такого опиума напиться хочется!» Правда, потом волна спадает, и моему другу становится лучше, ведь Господь никогда не дает больше, чем мы можем понести. Но телевизор друг отнес на помойку и не жалеет о своем решении. С ним-то и состоялся у меня весенний разговор.
– Ты хочешь сказать, что эта история не представляет интереса потому, что у всех без исключения случалась? – спрашивает он и скептически наклоняет голову. Брови у него подняты вверх, а на лице дурацкое выражение. – Будто все знают, что такого в батюшках?
Теперь уже я с укором смотрю на друга. Что-то в том, как он преподносит ситуацию, кажется мне передернутым, но что – понять не могу. Он взглядом предлагает мне помочь с упаковкой, но я упрямо дергаю плечом и бубню:
– Слушай, это не новость. Так всегда было. Просто я неопытная. А тертые калачи знают, что негатив к священнику – это попытка врага разделить человека с Церковью. Оболгал священника, искусил прихожанина его же грехом – и шито-крыто, дорога в храм забыта. Батюшки вообще обычно ни во что не лезут.
Бумага наконец поддается под моими пальцами, и аромат ванили и клубничного джема наполняет кухню.
– Ну, это ты уже загнула! – мой друг улыбается, но в глазах очевидное недоверие. – Это отдельная большая тема, будто батюшки не лезут. Ты сама, что, не видишь?! Они сейчас в любой передаче, куда ни глянь. Нет, – поспешно добавляет он, – я-то не против. Ты знаешь, я батюшек люблю. Они правильные вещи говорят. Просто это утверждение неверно.
Но на это у меня есть что ответить:
– Интересно, – с улыбкой произношу я, – как ты себе это представляешь?
– Что – это? – не понимает друг.
– Ну как, по-твоему, батюшки участниками передач становятся? – спрашиваю я и беру блюдо с печеньем. – Думаешь, они хотят, чтобы их туда взяли?
Театрально закатываю глаза. Когда на меня находит, сложно остановиться. Вот и сейчас импровизация охватила безвольную тушку и «Остапа понесло».
– Это типа так происходит, – начинаю кривляться я. – Звонит такой священник на телевидение и принимается просить, уговаривать, канючить: «Ну возьмите меня на передачу. Я знаю, что у вас там всякие знаменитости, но я тоже могу рейтинг поднять. У меня и борода модная есть. Войдите в положение острой нужды оказаться в ящике», – откровенно потешаюсь я. – Или приходит такой батюшка к митрополиту и говорит: «У меня, значит, тут инициатива появилась – выступать на телевидении. Хочу просвещать народ!»
Я смеюсь. На глазах слезы. Печенье сыпется на пол, я пытаюсь прервать его падение. Абсурд ситуации для меня очевиден. Но друг серьезен.
– А почему нет? – не понимает он. – Думаю, что многие так и приходят. Чего ты ржешь как лошадь?
– Да ты что?! – удивленно восклицаю я. И наконец-то понимаю, что он действительно в растерянности. Откуда ему знать? Он же этих вопросов не касается! Ужасно стыдно. Мой смех обрывается.
Появление очередного батюшки на телевидении – это не инициатива. Это послушание!
– Да ты знаешь, сколько у них дел?! – я потрясаю руками, окончательно разбрасывая печенье по кухне. – У них на это просто времени нет! Не говоря уже о неприязни к тщеславию. Нет, друг мой, – я ставлю пустую уже тарелку на стол и иду за шваброй, – появление очередного батюшки на телевидении – это не инициатива. Это послушание! И чаще всего нежеланное и тяжелое, а иногда и опасное.
– Опасное? – мой друг в полном недоумении. Он даже подается вперед, чтобы не потерять меня из виду.
– Конечно! Ты вот пойди на телевидение, скажи что-нибудь не просценаренное и посмотри, что будет.
– Но ты же все время говоришь что-то не то – и ничего, – отвечает он, и я улавливаю у него в глазах искорки веселья. – Нет такого слова в русском языке.
Я понимаю, что мы уже устали и пора действительно попить чаю. Снова щелкаю чайником.
– Я-то не на телевидении, – говорю я, и мы смеемся.
Как и положено мысленному рудокопу, ночью не сплю. Разговор звучит в голове. Как странно я заблуждалась, полагая, что любому разумному человеку понятно и очевидно все, о чем говорили мы с другом. Но если в этом я так промахнулась, то, возможно, и другое должно прозвучать? Может быть, друг мой прав, что живу я эгоистично, не желая делиться опытом.
Один хороший человек когда-то сказал мне, что священники – особенные люди. Я тогда ответила, что не вижу этого. Он пожалел меня, а я сочла это чрезмерным. Ну как они могут быть особенными? Ведь они обычные люди, со стандартным набором хромосом, грехов и слабостей. Часто они бывают уставшими, иногда раздраженными и даже грубыми, а иногда и вовсе неадекватными. Вот буквально на днях моя подруга, новоначальная, с нескрываемой горечью и обидой рассказывала, как груб и невнимателен был с ней священник на исповеди. Признавалась, что было сложно открыться постороннему человеку и еще сложнее пережить такой результат. Говорила, что не скоро еще вновь рискнет. Еще один мой друг, человек воцерковленный и старательный, с улыбкой, но с тяжелым вздохом вспоминает священника, который просто-напросто желающим поговорить восклицал: «Уйдите прочь! Даже слышать ваши гадости не желаю!» И мне с особым чувством приходится вспоминать случай исповеди, который сложил во мне мнение о священниках и заставил повнимательнее к ним присмотреться.
Накануне той, исторической для меня, исповеди я узнала, что один мой друг после долгой болезни умер. Это известие подкосило меня. Я редко встречаю людей, с которыми хочется дружить с первого взгляда, а Ваня был такой. Шла я в храм, едва переставляя ноги и уговаривая себя, что верующий должен видеть в смерти не конец, но начало. И Литургия – лучшее утешение в скорби. Но вот такой я христианин, что тяжко мне, когда близкие покидают землю. Тоска сжимала сердце. Незнакомый священник выслушал мою исповедь, вероятно слишком формальную, помолился надо мной, а затем вместо благословения произнес пространную речь по психологии. Он так и сказал, что это психология человека – настраиваться на неудачу и что он читал об этом и с кем-то обсуждал. И даже зачем-то привел в пример монахинь, чем окончательно вынес мне мозг. Я не осуждала его, а пыталась понять. Но потом потеряла нить его рассуждений и просто ждала, пока батюшка закончит говорить, что считает нужным. Я помнила слова преподобного Силуана Афонского: «Великое лицо – иерей, служитель у престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем». Затем священник закончил рассказывать и спросил:
– Васса пытается смиряться?
Это больше походило на утверждение. И еще в голосе слышалась улыбка. Я подняла взор. И правда, священник улыбался. Я опять вспомнила, что Ваня умер. Мне стало горько. Мне захотелось рассказать батюшке о том, что я переживаю сейчас и как непросто справиться с навалившимся горем. Мне нужна была поддержка.
Я проговорила:
– Если бы я не пыталась, то меня бы сегодня здесь не было. Вера для меня не просто слово. Это единственно возможная жизнь.
– И в чем же Васса смиряется?
Мне стало неприятно, что он не обращается ко мне напрямую, а как бы обсуждает меня. Но манеру общения священника не выбираешь.
– И что же, близких терпит и не отвергает? – добавил он.
Я промолчала. Вопрос большой и сложный. Требовалось время на обдумывание, но его не дали. Через секунду батюшка весело мне улыбнулся и спросил:
– Васса замужем?
– Да.
– Это первый брак?
– Нет, – ответила я и совсем стухла. Я не горжусь этим фактом моей жизни, но и считаю, что не все зависит от терпения одного из супругов. Это был очень тяжелый и мрачный период, лишенный веры и упования на Господа.
– Ну вот, если будешь так мужьями разбрасываться, и второй брак не удержишь, – заявил мне священник.
Я ощутила, будто меня ударили по лицу. Щеки вспыхнули, руки задрожали. Слез не было. Не накопились еще после смерти друга. И мне, вероятно, нужно было подставить другую щеку, но…
– То, что вы говорите сейчас, неправда, – твердо сказала я. – Вы ничего не знаете обо мне и моей жизни!
Священник лишь развеселился, точно что-то доказал сам себе.
– Ну хорошо, – только и сказал он, широким жестом перекрестил меня и отпустил с миром.
Но мира не было. Я вышла на улицу совершенно оглушенная. Спрятавшись за стену церкви, попыталась унять дрожь. Слезы наконец побежали, принося облегчение. Было страшно обидно за несправедливые слова, и я до сих пор не знаю, зачем они прозвучали. Вариантов, конечно, придумать можно много, но в чем истина, неизвестно. Мое сердце, оголенное скорбью о друге, получило ощутимый удар. И возможно, со временем откроется в его словах великая мудрость, сокрытая сейчас по греховности моей (что вполне вероятно). А возможно, я просто достойно по делам своим имею. Но пока, из этой точки бытия, могу сказать лишь одно: тот случай ввергнул меня в глубокое отчаяние и смущение. Если бы не мой глубокоуважаемый и любимый окормляющий батюшка (который, к сожалению, живет в другом городе), я бы еще долго не рисковала подходить к незнакомому священнику на исповедь. Такой вот удар от врага. Такая вот стратегия. Жаль, что у моей новоначальной подруги нет своего батюшки.
Игумен Никон (Воробьев)
Игумен Никон (Воробьев) так сказал: «Я думаю, что теперь при отсутствии руководителя Господь Сам ведет людей, искренне желающих идти Его путем».
Господь поможет, нужно лишь уповать на Него. Слава Богу за все! И за скайп тоже.
Есть один поучительный анекдот. В нем о том, как хозяйка заподозрила друзей в краже серебра. А после того, как все же нашла его у себя, со вздохом сказала: «Ложечки-то нашлись, но осадочек-то остался». Так и я: вроде и успокоил меня мой батюшка, но внутри все же требовалось рассуждение. И унялась я лишь на том, что священники – это обычные люди, со стандартным набором хромосом, грехов и слабостей. Часто они бывают уставшими, иногда раздраженными и даже грубыми, а иногда и вовсе неадекватными. Все так, да не совсем. Во всем этом «рассуждении» звучал лишь мир и его премудрость. А вот истинное положение вещей еще предстояло постичь. Всему свое время.
Лицо священника озарилось, выражая успокоение и мир. Он выглядел таким одухотворенным!
Впервые я это заметила в нашем храме во время службы. У нас причащают много младенцев, и остальные прихожане терпеливо ждут, когда пройдет вся ребятня. Вот и я ждала, пристроившись неподалеку. Батюшка потихоньку причащал, и вдруг я увидела нечто странное. Лицо его словно озарилось, выражая такое успокоение и мир, что казалось, будто и морщинки разгладились. Он выглядел таким одухотворенным и наполненным, точно сам являлся центром чего-то значительного. Даже солнце особым образом падало через окна, освещая его прицельным пучком света. Очередной младенец, поднесенный к Чаше, вызвал у него улыбку, окончательно завершив чистый образ. Я испугалась, что вижу нечто призванное осквернить и смутить меня, и отвела взор. Я бросилась рассказывать об этом всем подряд, но никто не удивился, никто не сказал, что в этом прелесть. Мои опасения оказались напрасными. Напротив, люди говорили мне, что и сами видят, как меняется батюшка во время службы. Некоторые шли дальше, утверждая, что батюшка вне церкви совершенно другой человек.
А потом я увидела это опять и опять, в разных церквах и в разных батюшках. Я увидела, как меняются они, служа Литургию, как меняются их лица, теплеют взгляды, смягчаются их голоса. По милости Божией я увидела и поняла, что все мои рассуждения, недоумения и даже обиды ничего не значат, потому что священники действительно особенные люди. Не сами по себе, но по воле Божией. И не мне судить о том, как они себя ведут и что говорят. Эта игра стала мне неинтересна, а стратегия врага очевидна. Зачем мне лишний раз омрачаться душой, подозревая друзей в краже? Я смертельно больна грехом, а у них есть лекарство. Как сказал преподобный Силуан Афонский: «Они пастыри Церкви, которые носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спаслись во смирении. Они носят в себе Духа Святого и Духом Святым прощают нам грехи». Так разве не это самое главное?
Священники – кто они, откуда и зачем?
Оглавление
- Откуда взялись священники
- Что такое апостольское преемство?
- Священство и брак
- Как обращаться к священникам
- Духовник – кто это?
Откуда взялись священники
Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». На самом деле называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. Несмотря на то что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ.
В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане – Богу Библии.
Священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Р. Х., когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. Тогда, на горе Синай, Бог дал Моисею знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, определявших религиозную и гражданскую жизнь Израиля. Отдельная глава касалась места, где израильтяне должны были приносить жертвы Богу, а также людей, которые имели право это делать. Так сначала появилась скиния – походный храм, где хранились скрижали Завета (две каменные доски, на которых Богом были высечены Десять заповедей), и служители скинии. Позже, по образцу этой скинии, царь Соломон построил в Иерусалиме огромный храм. Участвовали в богослужении все израильтяне, но совершать его могли только священники. Причем так же, как и священство новозаветное, ветхозаветное священство было устроено иерархично, однако имело и существенное отличие – оно было наследственным. Для православных христиан связь со священством Ветхого Завета – живая и непосредственная. В православных храмах можно увидеть иконы ветхозаветных первосвященников и священников. Например, с именем ветхозаветного священника Захарии (отца Иоанна Предтечи) и сейчас крестят детей.
Священство Нового Завета появляется в результате пришествия в мир Иисуса Христа. Новозаветные священники служат Тому же библейскому Богу. Однако поменялись способ и смысл их служения. Если в Ветхом Завете все жертвоприношения были привязаны к определенному месту: их можно было приносить только лишь в Иерусалимском Храме, – то новозаветное жертвоприношение Богу перестало быть связано с географией. Изменились характер и суть приносимой жертвы. Во всех религиях, во все времена, у всех народов жертву богам приносит человек и предполагается их последующий ответ на нее. В христианстве, наоборот, Бог приносит Себя в жертву за людей, приносит буквально – на Кресте. Принеся эту жертву, Господь ждет ответ от человека… Именно с Голгофой связано служение новозаветного священства. Во время главного христианского богослужения – Литургии – по молитве верующих со священником во главе жертву приносит Сам Христос, приносит Самого Себя. Затем христиане соединяются со Спасителем, причащаясь Его Тела и Крови.
Библейская книга под названием «Деяния святых апостолов» дает представление о том, как росла и развивалась Церковь в первые тридцать лет своего существования, как постепенно складывалась ее трехступенчатая иерархическая структура, которую мы видим и по сей день. Первые, кого благословил Христос на новозаветное священническое служение, были Его двенадцать ближайших учеников. По-другому их называют апостолами. С греческого языка это слово переводится как «посланник», или «посланник, выполняющий особую миссию». Эта миссия заключалась в трех вещах: священнодействии, учительстве и управлении Церковью.
Сначала апостолы все делали сами – крестили, проповедовали, занимались самыми разными хозяйственными вопросами, сбором и распределением пожертвований и т. д. Но число верующих быстро увеличивалось. Поэтому было принято решение, что хозяйственными и материальными вопросами будут отныне заниматься специально выбранные представители общины, чтобы апостолам хватало времени на выполнение своей прямой миссии – совершения богослужений и проповеди Воскресшего Христа. Было избрано семь человек, которые стали первыми диаконами христианской Церкви (от греч. diaconos – служитель). Диакон – это первая иерархическая ступень священства.
Когда счет верующим пошел уже на тысячи, двенадцать человек физически не могли справляться ни с проповедью, ни со священнодействиями. В больших городах апостолы начали рукополагать людей, на которых они возлагали фактически свои функции: священнодействия, учительства и управления. Этих людей назвали епископами (от греч. – episcopos – надзиратель, блюститель). Единственное отличие епископов от первых двенадцати апостолов заключалось в том, что власть священнодействовать, учительствовать и управлять епископ имел исключительно на территории своей епархии (от греч. eparchia – область, владение). И этот принцип сохранился до нашего времени.
Вскоре помощники потребовались и епископам. Число верующих росло, и епископы больших городов чисто физически не могли справляться с нагрузкой, которая на них ложилась. Каждый день им надо было совершать богослужения, крестить или отпевать – причем одновременно в разных местах. Поэтому епископы стали поставлять на служение священников. Они имели ту же власть, что и епископы, с одним исключением – священники не могли возводить людей в священный сан и исполняли свое служение только с благословения епископа. Диаконы, в свою очередь, помогали в служении и священникам и епископам, однако они не имели право совершать Таинства. В Древней Церкви диаконы играли огромную роль как ближайшие помощники и доверенные лица епископов, но постепенно в Православной Церкви их значение свелось только к помощи священникам при богослужении. Через некоторое время сложилась традиция, что священником становились только те люди, которые посвящены сначала в диаконский сан.
Священников по-другому называют пастырями. Это слово указывает не на то, что все остальные христиане – стадо безмолвных овец. Пастырь – это мера ответственности перед Богом за каждого человека, с которым священник встречается в своей жизни. И власть священника всегда граничит с этой ответственностью. Поэтому именно к духовенству, в первую очередь, обращены слова Христа: «Кому много дано, с того много спросится».
Что такое апостольское преемство?
Одним из четырех существенных свойств Церкви, без которого она не может существовать, является апостольство. Это свойство по существу означает, что Церковь всегда остается внутренне тождественна той Церкви, которой она была при апостолах. Однако эта тождественность определяется рядом очень важных внешних и внутренних признаков, одним из них является апостольское преемство.
Священство не передается по наследству: священниками не рождаются, а становятся. Приобретение благодати священства происходит в церковном Таинстве. Во время этого Таинства епископ возлагает на голову кандидата свои руки (отсюда и название чина – Рукоположение) и читает особые молитвы, становясь, таким образом, как бы «отцом» новопоставленного священника. Если проследить «генеалогическое древо» подобных рукоположений в глубину прошлого, то обнаружится, почему мы говорим о преемстве именно апостольском. Дело в том, что, дойдя до начала этой цепочки рукоположений, мы обнаружим удивительный факт: каждый рукоположенный священнослужитель имеет одного «предка». Этим «предком» будет кто-то из двенадцати апостолов Христа.
Апостольское преемство является одним из условий того, что Церковь благодатна, что в ней действительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначение – вести людей ко спасению. Однако апостольское преемство не ограничивается только самой по себе непрерывной цепочкой рукоположений. Необходимо и другое условие: Церковь должна сохранять то вероучение, которое она получила от апостолов (а апостолы от Самого Христа). Без этого никакого подлинного апостольского преемства не существует.
Священство и брак
По мере расширения Церкви, по мере того, как появились люди, предпочитавшие семейной жизни монашескую, стали складываться разные типы христианской жизни. Появилось разделение духовенства на «белое» и «черное». Женатых священников условно называют «белыми», а монашествующих – «черными». В первые столетия существования Церкви все духовенство (даже епископы) могло иметь семьи, но к концу первого тысячелетия Запад и Восток разошлись в этом вопросе. На Западе был введен обязательный целибат, то есть безбрачие священства. На Востоке, напротив, не монашествующие священники перед рукоположением должны были жениться. Однако перед совершением Таинства Рукоположения будущий священник снимает обручальное кольцо и кладет его на престол в знак того, что его жизнь отныне принадлежит только Богу. Именно поэтому по церковным канонам (правилам) человек, ставший священником, будучи неженатым, не имеет права жениться после принятия сана. Следовательно, браки священнослужителей для Церкви имеют особое значение.
Дело в том, что в своем служении, в своей жизни священник должен быть образом Христа, являть евангельский идеал. В Евангелии же присутствуют две максимы христианской жизни – девство ради Христа и семья, где супруги всю жизнь остаются верными друг другу. Понимая человеческие слабости, Церковь делает снисхождение для мирян и благословляет в исключительных случаях до трех браков. Однако от женатых священников она в полной мере требует воплощения в жизни евангельского идеала семьи. Следуя именно евангельскому идеалу, Церковь не возводит в священный сан второбрачных людей, а от священника, который развелся, требует всю оставшуюся жизнь оставаться безбрачным.
Как обращаться к священникам
Внутри каждой из трех иерархических ступеней существует своя иерархия. Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.
У слова «священник» существует несколько греческих синонимов.
Для белого священства:
- Иерей (священник; от греч. hierуs – священный).
- Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина)
- Протопресвитер (первый старейшина)
- Протоиерей (первый священник)
Для черного священства:
- Иеромонах (монах в сане священника)
- Игумен (от греч. hegumenos, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в древности (и в современной Элладской Церкви) только настоятель монастыря, в современной практике Русской Церкви звание может быть дано и простым иеромонахам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
- Архимандрит (от греч. archon – глава, старший и mandrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник, иерей и пресвитер». Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.
Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют – «Ваше благоговение», пресвитера – «Ваше Преподобие», протопресвитера – «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита – «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.
Духовник – кто это?
Люди, недостаточно знакомые с жизнью Православной Церкви, но имеющие знакомых православных, могут часто услышать в их речи слово «духовник». Например, «мой духовник сказал…», «мне духовник посоветовал…» и т. д. Нецерковные люди, услышав это, могут подумать, что в Церкви существует еще одна особая ступень священства. Это не так. Духовник – тот же самый священник или епископ (что бывает значительно реже ввиду их огромной административной нагрузки). Единственная особенность духовника заключается в характере отношений между ним и конкретным прихожанином православного храма. К примеру, для исповеди человек может подойти к любому священнику в любом храме.
Однако если речь идет не только о совершении Таинства Исповеди (прощения грехов от имени Бога), но также о получении совета, о дополнительной беседе, помощи в решении различных вопросов и трудностей в жизни христианина – прихожанин, естественно, стремится найти такого священника, с которым в дальнейшем будет связана его церковная жизнь. Если священник, в свою очередь, вникает и знает все проблемы этого человека и помогает разрешать их с духовной точки зрения, делится с ним духовным опытом жизни в Церкви, то он называется духовным отцом или духовником, а прихожанин, соответственно, духовным сыном или духовной дочерью. Само название «духовный отец» связано с тем, что именно он помогает человеку духовно родиться, т. е. самому ощутить, что такое настоящая духовная жизнь и как ею жить.
Наличие духовника не является обязательным условием пребывания человека в Церкви. Однако без духовника перенять живой опыт духовной жизни очень трудно. Влияние духовника основывается исключительно на его авторитете у духовного сына (или дочери) и не имеет каких-либо формальных последствий для спасения человека.
журнал «Фома», 16.07.05
Папа Определение и значение | Dictionary.com
- Лучшие определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
- Идиомы и фразы
Показывает уровень сложности слова.
[ папа-ээ ]
/ ˈdæd i /
Сохрани это слово!
См. синонимы слова «папа» на сайте Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
существительное во множественном числе папы.
Неофициальный. уменьшительное от папа 1 .
Сленг. сахарный папа.
Сленг. ласковое или фамильярное обращение к парню или романтическому партнеру мужского пола, особенно если он старше.
глагол (используется с объектом), папа·умер, папа·умирает.
В основном Аппалачи. к отцу или сир.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Идиомы про папу
папу всего, Неформал. величайший или наиболее заметный пример: папа всех мотоциклов.
Происхождение папы
Впервые записано в 1490–1500 гг.; папа 1 + -y 2
Слова рядом папа
папа-взорван, папа бод, папа-сгорел, папа, папа, папа, папа-длинноногий, папа-о, папа трек, папа-резинка, папа зять
Dictionary.com Полный текст
Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Слова, относящиеся к папе
старик, папа, родитель, предок, папа, предшественник, папа, папа, родоначальник, происхождение, отец, прародитель, сир, source, pappy, procreator
Как использовать слово «папа» в предложении
В преддверии Дня отца в воскресенье мы копаемся в ДНК отцов во время распада папы.
Откройте для себя науку отцовства|Шон Каллиган|18 июня 2021 г.|Ози
Мой папа снимает фильмы для работы, и мы вместе сняли фильм.
‘Год, полный эмоций’. Чему дети научились во время пандемии COVID-19|Эллисон Сингер|12 июня 2021 г. |Time
Мой папа тоже был учителем, так что, конечно, я только что узнал от него, но он очень серьезно относился к музыке.
Давайте поговорим о Уинтоне Марсалисе|Юджин Робинсон|18 мая 2021|Ози
Это была просто южная жизнь, и мой папа пытался играть джаз, никто не хочет этого слышать.
Давайте поговорим о Уинтоне Марсалисе|Юджин Робинсон|18 мая 2021|Ози
Итак, я научился относиться к этому серьезно, потому что мне нравится много шутить с папой.
Поговорим о Уинтоне Марсалисе|Юджин Робинсон|18 мая 2021 г.|Ози
В возрасте от 25 до 30 лет вы пытаетесь решить, сколько времени пройдет, прежде чем вы начнете отращивать бороду и называть себя «папа».
Волноваться о разнице в возрасте в гомосексуальных отношениях — это гомофобно|Саманта Аллен|9 января, 2015|DAILY BEAST
Недавнее исследование, проведенное в США, показало, что мужчины получают «отцовский бонус» — похоже, работодатели любят мужчин, у которых есть дети, и их зарплаты показывают это.
Как хорошие папы могут изменить мир|Гэри Баркер, доктор философии, Майкл Кауфман|6 января 2015 г.|DAILY BEAST
Конечно, Ким Чен Ын принимает образ одержимого Кэти Перри, пьющего маргариту маньяк с проблемами папы.
Меня увлекли провести Рождество с «Интервью»|Эллисон МакНирни|26 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Слишком много людей вернулись в детское состояние, и им нужен был папа-защитник.
США снова будут пытать — и мы все виноваты|Майкл Томаски|12 декабря 2014|DAILY BEAST
Алексис не знала, как вести себя иначе, чем на любой другой фотографии, сделанной ее папой .
«Я не могу дышать!» «Я не могу дышать!» Моральный приговор полицейской культуре|Майкл Дейли|4 декабря 2014|DAILY BEAST
Я надеялся, что папа получит мое письмо и придет и заберет взял на себя поиски.
Девочки у костра из Роузлона|Маргарет Пенроуз
«Она меня особенно интересует, потому что она нужна папе Норвуду», — призналась старшая девочка.
Девочки у костра из Роузлона|Маргарет Пенроуз
Осмелюсь сказать, что у папы куча лишних вещей, потому что он столько времени провел с нами в Европе.
Эти девочки из Дейла|Фрэнк Уэстон Каррут
Папа все еще не найден, думаю, он мертв или украден, хотя никто не может воровать то же самое в стране.
Салонная лихорадка|B. М. Бауэр
Мы слишком много бродили с папой, чтобы быть похожими на светских девчонок.
Эти девушки из Дейла | Фрэнк Уэстон Каррут
Британские определения словаря для Daddy
Daddy
/ (ˈdædɪ) /
существительное. , канадец и австралиец высший или лучший примерпапа их всех
сленг доминирующий мужчина в группе; босс; top man
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г.
© William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins
Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Другие идиомы и фразы с папой
см. большой папа; дедушка их всех; сахарный папа.
Словарь идиом американского наследия®
Авторские права © 2002, 2001, 1995, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company.
Что означает слово «папа»? — Daddy, Zaddy и другие интернет-термины для сексуальных мужчин.
В жизни каждого мужчины наступает момент, когда он становится папой.
Когда комплекс Электры и момент поп-культуры действительно любят друг друга, они создают новый термин, а затем Интернет использует этот термин непостижимым образом. Конечно, «папа» существует уже некоторое время. В более простые времена это было слово, которое маленькие дети присваивали своим отцам, когда все было хорошо, нормально и чисто. Но это уже не те времена, в которые мы живем. Мы живем в папином мире, и в зависимости от того, кому вы это скажете, вы можете оказаться в неловкой ситуации.
В то время как мир полон сложных загадок, мы нашли время, чтобы исследовать все термины, обозначающие отца, и то, как они были искажены, чтобы означать что-то совсем другое, чем родитель-отец. В этот День отца найдите время, чтобы узнать о разных типах отцов.
Примечание. Хотя слово «отец» не было включено в этот список, Джордж Майкл использовал этот термин довольно жутким образом в своем хите 1987 года «Father Figure». Просто быть всеобъемлющим.
Папа
Давайте сначала разберемся с этим. Никто старше 12 лет не называет кого-либо «папой» без оттенка или чего-то еще . Если обратиться к истории, то первое его использование восходит к 1621 году, когда проститутки использовали его для обозначения своих сутенеров. Это очень прискорбно.
Папа Идрис Эльба
Getty Images
Перенесемся в 1970-е, когда гей-сообщество использовало слово для кожаной субкультуры, и появился термин «кожаный папа». Этот термин закрепился в кожевенном сообществе, и даже Алекс Джонс, ведущий InfoWars и языковой пурист, принял участие в акции кожаного папочки. Гей-сообщество продолжало использовать это слово, отказавшись от «кожаной» части, при этом одно только «папа» обычно означает «привлекательный мужчина старшего возраста».
Другие определения были обнаружены в гетеросексуальном искусстве, например, в песне 1968 года «Время сезона», которая начинается словами «Как тебя зовут? Кто твой папочка? / Он богат, как я?» Спрингстин последовал за ним в 1984 году с песней «I’m On Fire», напевая: «Эй, маленькая девочка, твой папа дома? / Он ушел и оставил тебя одну? Ммм, у меня появилось дурное желание». В 2002 году американский патриот и носитель обветренных ковбойских шляп Тоби Кит выпустил «Who’s Your Daddy?»9.0017
Это приводит нас к настоящему, где онлайн-сообщество использует слово «папа» как что угодно, от нежности до… ну, иногда дети твитят «трахни меня, папочка» Папе Римскому. Почему это вещь? Я не знаю. Это использование слова «папа» эквивалентно интернет-мему.
Для справки: Джон Хэмм, Идрис Эльба, Андерсон Купер и Джерард Батлер — папы.
Папа
«Папа» на самом деле довольно безопасен. Термин, обычно зарезервированный для вашего собственного отца, это просто сокращенная форма слова «папа» с гораздо меньшим значением. Если вы не имеете прямого отношения к своему отцу, слово «папа» больше соответствует комплименту. Фэндомы будут регулярно комментировать «мама» или «папа» в постах своих любимых знаменитостей в социальных сетях. Поп-звезда Лорд объяснила в уже удаленном посте на Tumblr, что этот термин означает комплимент, подразумевая «усынови меня».
Хороший пример для заурядного папы? Стерлинг К. Браун.
Zaddy
Посмотреть полный пост на Youtube
«Zaddy» возник из одноименной песни Ty Dolla $ign 2016 года. В то время как лирика, кажется, предполагает, что это не слишком отличается от гиперсексуализированного папочки («Ай, Зэдди подъедет, и он будет трахать тебя всю ночь / Эй, ты знаешь, что это Зэдди, ты правильно поступил» ), по-видимому, есть дифференциатор. В то время как папа — это привлекательный пожилой мужчина, папа — это мужчина «с добычей», привлекательный и модный. Кажется, что это имеет меньшее отношение к возрасту. Зейн Малик, ранее работавший в One Direction, — популярный задди. Райан Рейнольдс тоже, скорее всего, отец.
Poppa/Papi
Посмотреть полный пост на Youtube
Ах, да, категория Poppa/Papi. Похоже, что впервые «паппа» стал сексуальным в песне 1994 года от Notorious B.I.G. под названием «Большой папа». В припеве он поет: «Мне нравится, когда ты называешь меня Большим Папой». Рэп-музыка любит отсылку к хорошему папе так же сильно, как и любой другой жанр, но Бигги был первопроходцем. С тех пор этот термин был немного очищен: милый мальчик рэпа Дрейк принял «Шампанское Папи» в качестве одного из своих прозвищ. Конечно, у него пять или шесть псевдонимов, но у Шампанского Папи, похоже, такое же культурное наследие, как и у «сахарного папочки» (см. ниже).
«Паппа» и «папи» в последние годы не имели такого же культурного значения, как «папа», но оба по-прежнему используются взаимозаменяемо, а в испаноязычных культурах, особенно в странах Карибского бассейна, «папи» используется как термин нежности в течение довольно долгого времени.
Зэдди Зейн Малик
Getty Images
Sugar Daddy
Корни «сахарного папочки» на самом деле уходят намного глубже, чем вы можете себе представить. Сахарный папочка — это пожилой мужчина, который обычно оплачивает расходы младшего компаньона в обмен на компанию или, гм, другие вещи. В популярной культуре одним из первых случаев использования этого термина было 19 лет.27 немой фильм под названием Sugar Daddies , в котором мужчина просыпается и обнаруживает, что женился на женщине с детьми-золотоискателями. «Sugar daddy» продолжал использоваться в популярной культуре, особенно в качестве названия песни для таких групп, как Jackson 5, AC/DC и Fleetwood Mac.