Беритесь за дело божие и выходите на борьбу время настало: Определите какие из приведенных высказываний принадлежат Лютеру а какие мюнцеру?а)»когда, какой заповедью бог дал князьям…

Разное

Trojden | Реформация в Германии: Кошелев В. С.

Вспомните

1. Что вы знаете о католической церкви из истории Средних веков?

2. Перечислите источники доходов католической церкви.

Движение за реформу католической церкви в XVI в. охватило почти все европейские страны. Реформация, которая началась в Германии вслед за Возрождением, подорвала авторитет церкви и привела к ее расколу.

1. Католическая церковь. В XVI в. католическая церковь стремительно теряла свое былое значение в Западной Европе. Распространение идей Возрождения и гуманизма способствовало формированию светских (т. е. нерелигиозных) ценностей и представлений. Развитие научных знаний привело к тому, что духовенство лишилось монополии на образование и идейное руководство людьми.

Несмотря на все это, позиции католической церкви были еще очень сильны, Во многих странах, особенно в Германии, церковь продолжала владеть огромными материальными богатствами, землями, городами, селами. Духовенство проповедовало презрение к житейским благам, но часто само нарушало это предписание. Жажда наживы охватила многих служителей церкви. Епископы и управители монастырей, владевшие огромными поместьями, вели праздный и вызывающе роскошный образ жизни за счет крепостных крестьян. Нередко священники занимались откровенным вымогательством при отправлении христианских обрядов (крещение ребенка, свадьба, похороны). Должность священника и даже епископа можно было купить.

Всеобщее негодование вызывала торговля индульгенциями. Ведь прощение за совершенные грехи и обещанное место в раю мог приобрести за деньги любой мошенник или преступник. Независимо от социального положения люди требовали «дешевой церкви». Даже немецкие князья были недовольны претензиями церкви на светскую власть. Дворяне с завистью смотрели на обширные владения и доходы епископов и монастырей. Ульрих фон Гуттен открыто призывал к «веселой и легкой войне» против попов и монахов.

2. Начало Реформации. В Германии начало массовому движению Реформации (от лат. reformatio — преобразование) положил ученый монах Мартин Лютер (1483—1546), который открыто выступил против торговли индульгенциями.

В октябре 1517 г. он вывесил на дверях церкви в городе Виттенберге обращение к ученым и духовенству. Это были его знаменитые 95 тезисов (положений). М. Лютер объявил торговлю индульгенциями и отпущение грехов за деньги кощунством, Единственным путем к спасению человека провозглашалась его личная искренняя вера в Иисуса Христа. Лютер считал, что связь между человеком и Богом осуществляется напрямую через Священное Писание (Библию) и не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований. Он утверждал, то спасение даруется человеку непосредственно Богом.

Сатирическая гравюра, разоблачающая торговлю индульгенциями. XVI в.

М. Лютер. Художник Л. Кранах Старший. 1533 г.

Таким образом, тезисы М. Лютера отрицали претензии католического духовенства на особую посредническую роль и отстаивали право человека на самостоятельную духовную жизнь.

Летом 1520 г. папа римский отлучил М. Лютера от церкви. В ответ мятежный монах публично сжег папскую буллу и тем самым окончательно порвал с римской католической церковью. От неминуемого ареста и смерти его спасли немецкие князья. Они хотели использовать Лютера и его учение для того, чтобы избавиться от опеки папского Рима и захватить церковные владения. В это время в Германии вспыхнуло мощное крестьянское восстание.

3. Крестьянская война 1524—1526 гг. В Германии в начале XVI в. сохранялись крепостное право и жестокое угнетение крестьян князьями и дворянами. Движение за обновление церкви пробудило у части населения веру в возможность коренного улучшения жизни. Угнетенные массы жаждали преобразований в самом обществе согласно буквальному толкованию евангельских заповедей. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (около 1490—1525).

Летом 1524 г. на юге Германии разгорелся пожар крестьянского восстания, который вскоре охватил и другие районы страны. Предводители восставших не стремились к захвату политической власти. Их первоначальные требования были умеренными и понятными: отменить крепостную зависимость, уменьшить повинности и оброки, предоставить право охоты и рыбной ловли, которое было привилегией господ. Они были готовы отказаться от своих требований, если на основании Библии будет дока зано, что эти требования несправедливы. Крестьяне рассчитывали на поддержку М. Лютера. Но он заявил, что крепостное право не противоречит Библии, и осудил крестьян.

Крестьянская война 1524—1526 гг. в Германии

Титульный лист «Протеста или призыва» Т. Мюнцера. 1524 г.

Восстание в Тюрингии возглавил Т. Мюнцер. Еще недавно он был горячим сторонником М. Лютера, а теперь превратился в его непримиримого врага. Т. Мюнцер публично назвал М. Лютера «доктором Люгнером», т. е. .лжецом, который проповедует покорность и благословляет палачей. Он пророчил низложение безбожных тиранов и установление Царства Божьего. Он провозгласил борьбу за полное имущественное равенство, за создание свободной республики. А если кто-нибудь из господ воспротивится этому, то ему, считал Т Мюнцер, надо отрубить голову или повесить.

Проповеди Т. Мюнцера нашли понимание и поддержку среди угнетенных крестьян. Многих, правда, соблазняла легкая добыча. Восставшие разоряли богатые замки и монастыри. М. Лютер с ужасом наблюдал за тем, что происходило в Тюрингии. Он объявил Т. Мюнцера кровавым пророком и сатаной, отравляющим людей своим учением. Повстанцев же называл дьявольскими бунтарями, которых надо убивать, как бешеных собак.

Князья и дворяне безжалостно подавили восстание в Тюрингии. Всего за два года Крестьянской войны 1524—1526 гг. в Германии было убито более 100 тыс. восставших крестьян. Но не успела страна оправиться от одной войны, как разразилась новая — религиозная воина.

4. Лютеранская церковь. М. Лютер призвал своих сторонников к созданию новой церкви, независимой от пап римских. Первыми откликнулись князья Северной Германии, которые провели в своих владениях церковную реформу: закрыли монастыри и захватили церковные земли. Главой церкви в своем княжестве становился сам князь. Такая церковь получила название лютеранской, а ее прихожане — лютеран. Священники лютеранской церкви почти ничем не выделялись среди своих прихожан. Они могли жениться, носили простую одежду. Лютеранские храмы отличались скромностью и простотой. В них не было икон, изваяний Христа и Богоматери, сложных обрядов.

Библия М. Лютера. 1541 г.

В 1529 г. император Карл V призвал восстановить католическое богослужение и искоренить учение М. Лютера. Большинство немецких князей поддержали императора. Пять князей-лютеран и четырнадцать городов заявили протест.

С этого времени сторонников церковной реформы стали называть протестантами, а их учение — протестантизмом.

Князья-протестанты объединились в союз.

Католиков возглавил сам император. Между двумя сторонами начались длительные военные действия. Военное преимущество оказывалось то на одной стороне, то на другой. Только в 1555 г. был подписан мир. Немецкие князья получили право придерживаться своих религиозных убеждений по принципу: «Чья страна, того и вера». В результате на юге Германии сохранился католицизм, на севере утвердился протестантизм. Эти религиозные границы сохраняются в стране до настоящего времени.

Вопросы и задания

1. Назовите причины Реформации католической церкви в Западной Европе.

2. Объясните, почему выступление М. Лютера против продажи индульгенций оказало сильное воздействие на жителей Германии.

3. Сравните взгляды М. Лютера и Т. Мюнцера. Какие способы борьбы они предлагали? Чьи интересы выражали? Чью сторону поддерживаете вы?

4. Кто возглавил протестантское движение?

5. Каковы итоги Реформации и религиозной войны в Германии? Запишите их в тетрадь.

М. Лютер. «Против грабительских и разбойных крестьянских орд»

«Три года ужасных грехов против Бога и людей навлекают на себя эти крестьяне, поэтому они заслужили много раз смерть, и телесную, и душевную. Во-первых, они клялись своим господам в верности и преданности, быть покорными и послушными… Но так как они своевольно и дерзко нарушают это повиновение, к тому же восстают против своих господ, то они навлекли казнь на тело и душу, поступая как неверные, клятвопреступные, лживые, непокорные негодяи и злодеи… Во-вторых, так как они поднимают мятеж, дерзко расхищают и грабят монастыри и замки, которые им не принадлежат, то уже за это одно они дважды повинны смерти телесной и душевной как общественные придорожные грабители и убийцы… Поэтому всякий, кто может, должен их [крестьян] бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку…»

Т. Мюнцер. «Письмо мансфельдским рудокопам»

«Дорогие братья, как долго вы спите… Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало!.. Вы не побоитесь и сотни тысяч человек. Итак, за дело! Пора, злодеи струсили, как псы. Возбуждайте ваших братьев к согласию и уговаривайте их снаряжаться. Давно, слишком давно пора, скорей же, скорей, за дело, за дело! Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом… Возбуждайте села и города, в особенности же горняков-подмастерьев и других славных ребят. Мы не должны больше спать… За дело, за дело! Железо горячо, куйте его! Пусть ваши мечи не остывают от теплой крови! Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческого страха».

В чем, по вашему мнению, различие взглядов М. Лютера и Т. Мюнцера?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

Томас Мюнцер

Поражение Крестьянской войны стало и поражением народной Реформации, а также сторонников реформ среди бюргерства и части рыцарства. Было закреплено всевластие князей, надежды на объединение Германии надолго отодвинулись. И все же Крестьянская война осталась в истории немецкого народа как символ героической борьбы за свободу.

Как вы думаете, как развивались бы события, если бы «Хайльброннскую программу» удалось провести в жизнь?

Дальнейшие судьбы лютеранства

Лютер резко осудил повстанцев и Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В то же время их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государя над церковью. Многие князья перешли на сторону Реформации и присвоили себе церковные владения. Даже великий магистр Тевтонского ордена распустил орден, секуляризировал его земли и принял титул герцога Прусского. Главой церкви каждого княжества становился его государь.

Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера – лютеране заявили протест. Они утверждали, что в делах веры мнение большинства не может быть навязано меньшинству. С этого времени их стали называть также протестантами. Позже этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.

Достичь компромисса между протестантами и католиками так и не удалось, но и военные действия не дали перевеса ни одной из сторон. Заключенный в Аугсбурге в 1555 г. религиозный мир признал равноправие двух вер. Князья получили право определять религию своих подданных, руководствуясь принципом «чья власть, того и вера». В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке – протестанты. Отношения между ними оставались напряженными.

К тому времени Реформация давно перешагнула границы Германии. Число сторонников Лютера множилось всюду. По инициативе королевской власти Реформация по лютеранскому образцу была проведена в Англии, в Дании с подвластными ей Норвегией и Исландией, в Швеции с подвластной Финляндией. В каждой из этих стран церковь возглавил ее монарх. Таким образом, к середине XVI в. лютеранство возобладало в нескольких европейских странах.

Подведем итоги

В первой половине XVI в. в Европе началась Реформация – широкое движение за полное обновление католической церкви и учения, охватившее почти всю Европу. Расколов церковь, Реформация дала начало новым направлениям в христианстве. Народная Реформация потерпела поражение в ходе Крестьянской войны в Германии, лютеранство же победило в ряде стран Европы.

Теология (от греч. theós – Бог и lógos – слово) – то же, что богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

• 1517 Начало Реформации в Германии.

• 1524–1525 Крестьянская война в Германии.

«Я не могу и не хочу отрекаться; потому что действовать вразрез с совестью тяжело, неблагочестиво и опасно».

(Из речи Лютера на Вормском рейхстаге)

Вопросы

1. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

2. Можно ли считать случайностью то, что Реформация началась с тезисов против индульгенций?

3. Почему в Реформации появились разные направления?

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

Задания

1. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Реформация назревала по всей Европе, а не только в Германии.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов:

   а) требование секуляризации церковного имущества;

   б) осуждение монашества;

   в) осуждение паломничества;

   г) сокращение числа церковных таинств;

   д) отрицание авторитета папских булл и церковных соборов.

3.  Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат Лютеру, а какие – Мюнцеру. На основании текста параграфа и этих высказываний найдите различия во взглядах двух реформаторов:

   а) «Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни…»

   б) «Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции».

   в) «Если мы на законном основании вешаем воров и обезглавливаем грабителей, то почему мы должны потакать римскому корыстолюбию – величайшему вору и разбойнику изо всех существовавших или могущих существовать на земле, – которое прикрывается священным именем Христа и святого Петра?»

   г) «Бороться против власти папы, не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид и других злоупотреблений значит проводить реформу только наполовину».

   д) «Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель… Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть».

   е) «Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну».

§ 5. Реформация и контрреформация в Европе в середине XVI века

Кальвин и его учение о предопределении

В середине 30-х гг. XVI в. в Реформации возникло новое направление – кальвинизм. Его основатель Жан Кальвин (1509–1564) родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Но во Франции начались гонения на протестантов, и Кальвин, подобно многим единоверцам, навсегда покинул родину, обосновавшись в швейцарском городе Женеве. Его имя было уже хорошо известно среди реформаторов: к тому времени вышел в свет его главный труд «Наставление в христианской вере». В последующих изданиях книги мыслитель разработал главное положение своего учения – теорию божественного предопределения.

Жан Кальвин

Кальвин считал, что лишь немногих людей Бог предопределил к вечному спасению; все же остальные осуждены на гибель. Изменить приговор человек не может никакими заслугами, он может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Однако Бог дает человеку знак, позволяющий понять, избран ли он. Этот знак – успех в делах. Поэтому всеми силами человек должен добиваться успеха, не опуская рук перед трудностями. Решительнее других реформаторов Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство. Ведь прибыль купца или предпринимателя, по Кальвину, это дар Бога, и ее необходимо приумножать. Других людей Бог испытывает бедностью, и бедняк тоже должен нести свое бремя с достоинством, проявляя смирение в самом тяжком труде. Кальвин считал лень величайшим пороком. Он резко осуждал многочисленные церковные праздники, предписывавшие верующим не работать в эти дни.