Биография елизаветы федоровны романовой: Краткая биография Елизаветы Романовой самое главное

Разное

Краткая биография Елизаветы Романовой самое главное

  • Биографии
  • /

  • Романова Елизавета Федоровна

Елизавета Федоровна родилась в Германии в 1864 году. В детстве ее обучали введенью домашнего хозяйства, прививали религиозный дух. В 1884 году состоялся обряд бракосочетания в Придворном соборе Зимнего дворца Елизаветы и Сергеем Александровичем, родственником Александра 3, императора Российской империи. Ее муж приходился дальним родственником. Привыкшая к благотворительности, Елизавета Федоровна построила больницу возле Ильинска, периодически устраивала ярмарки для крестьян. Она очень быстро освоилась на родине своего мужа, говорила на русском практически без акцента, стала посещать православную церковь, хотя сама пока имела протестантские взгляды.

В 1892 году открыла Елизаветинское благотворительное общество и уже через некоторое время стала председателем управления Красного Креста в Московской губернии. К сожаления, своих детей у супружеской пары не было, потому Елизавета Федоровна занималась воспитанием детей брата.

Когда началась война с Японией, она организовала комитет по оказанию помощи военным. В Кремлевском дворце находился место, где собирались все необходимое: бинты, шили одежду и другое.

В 1905 году ее муж погиб вовремя террористического акта. Это было огромное горе в их семье, но, тем не менее, Елизавета убийцу своего супруга простила и просила у императора о снисхождению, но его отклонили. После смерти своего супруга Елизавета Федоровна возглавила должность руководителя Императорского православного палестинского общества.

С 1919 года стала существовать под ее руководством жилище милосердия. Это не был женский монастырь, но, тем не менее, в нем действовали как традиции православной церкви, так и католической. Обитатели проходили самую лучшую подготовку, как оказывать медицинскую, психологическую, духовную помощь другим. На территории действовала больница, аптека, бесплатная столовая. Сама ж Елизавета там тоже жила и, не боясь, трудилась на благо другим. За это ее очень уважали.

Времена первой войны для нее были полны забот за ранеными русскими солдатами или пленниками. В 1916 году княгиня Романова содействовала открытию Московского первого протезного заводу.

Новая власть ее не любила и всячески способствовала депортации со страны. В 1918 году ее схватили и убили вместе с остальными членами семьи Романовых. В 1992 году Елизавета Романова была добавлена к святым православной церковью.

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Ллойда Эндрю Уэббера↑ БиографииБианки Виталий →

Популярные люди

  • Бориса Житкова

    Житков Борис Степанович — советский писатель, путешественник, прозаик, так же исследователь и просто творческий человек. Родился будущий писатель рядом с Новгородом, в небольшой деревне 11 сентября 1882 года. Его отец работал преподавателем математики

  • Стравинский Игорь Федорович

    Игорь Стравинский – всемирно известный русский композитор и дирижёр, известен как один из величайших модернистов XX века. Он появился на свет 17 июня 1882 в городке Ораниембауме возле Петербурга. Будущий гений с пелёнок познавал

  • Васко да Гама

    На его гербе была изображена лань, стоящая на рыцарском шлеме, но более всего туда подошел бы какой-нибудь хищник. Владельцу герба были присущи черты кровожадного зверя, однако именно ему суждено было осуществить мечту Колумба,

  • Шишкин Иван Иванович

    Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Потому он отдал юного Ивана в мужскую

  • Франческо Петрарк

    Родился поэт в 1304 году в Ареццо. Его отцу, из — за принадлежности к определенной не популярной партии, часто приходилось менять место жительства в местности провинции Тосканы. Так, в конце концов, его родители осталились во Франции. В 1319 году

  • Аверченко Аркадий

    В 19 веке, а именно в марте 1881 года на территории современного Крыма в городе Севастополе увидел свет мальчик. Имя наследнику родители дали Аркадий. Так и рос мальчишечка в семье купца. Воспитывался Аркаша дома и обучался тоже, потому что у него было

Елизавета Федоровна – биография, фото, личная жизнь, смерть

Биография

В 1992 году число православных святых пополнилось еще одним именем: церковь канонизировала сестру последней российской императрицы, великую княгиню Елизавету Федоровну. Почитание обусловлено не только трагическим уходом великомученицы, но и делами этой женщины при жизни. Общественной деятельностью светская красавица занялась еще при жизни мужа – великого князя Сергея Александровича, приходившегося дядей Николаю II.

Елизавета Федоровна в молодости

После гибели супруга от рук террориста Елизавета окончательно посвятила себя благотворительности. Венцом ее усилий стало создание Марфо-Мариинской обители, сестры которой ухаживали за ранеными во время Первой мировой войны, шефствовали над беднейшими жителями Москвы и заботились о беспризорниках. Но даже этот вклад не спас княгиню от гнева революции.

Детство и юность

Елизавета родилась в 1864 году в Дармштадте, на территории герцогства Гессен. До 1918 года это было отдельное государство, сейчас его земли входят в состав Германии. Ее отцом был правитель герцогства Людвиг IV, а матерью – дочь королевы Великобритании Виктории – принцесса Алиса. В их браке на свет появились еще 4 дочери и 2 сына. Старший сын, названный Эрнст Людвиг, впоследствии занял престол отца и оставался на нем до революционных событий 1918 года.

Елизавета Федоровна в детстве с семьей

Первые два года у монаршей пары не было резиденции. Влиятельная теща герцога настаивала на том, чтобы для ее дочери возвели дворец на средства казны Гессена, но зять всячески сопротивлялся, поскольку ресурсов для этого не было. Семья переезжала из одного арендованного особняка в другой.

С годами конфликт между отцом Елизаветы и ее бабушкой рос. Стали ухудшаться отношения и между супругами. Совместную жизнь омрачила трагедия с младшим сыном Фридрихом. Когда Элле – это прозвище дали девочке в семье – было восемь лет, ее двухлетний брат погиб, выпав из окна. Герцогиня Алиса все чаще проводила время у матери, забирая в Англию и детей.

Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Спустя 4 года принцессы Гессен-Дармштадские и будущий правитель герцогства осиротели, потеряв из-за дифтерии мать и младшую сестру Марию. С этого времени и Элла, и ее сестра Аликс – будущая жена российского императора Александра Федоровна – воспитываются в основном во дворце британской короны, расположенном в городе Ист-Каус. Для девочек проводятся занятия по ведению домашнего хозяйства, религии, этикету. Их привлекают к участию в благотворительности.

Личная жизнь

Влиятельная бабушка надеялась выдать Елизавету за одного из кузенов девушки: и Фридрих Баденский, и кронпринц Вильгельм правили землями в Германии. Но в итоге брак девушки укрепил отношения с династией Романовых. В 1884 году 19-летняя принцесса вышла замуж за 27-летнего великого князя Сергея Александровича, брата правящего в Российской империи Александра III. Элла была знакома с ним с детства и поддерживала дружеские отношения.

Елизавета Федоровна и Сергей Александрович

У пары не было детей. Этот факт подогревал курсировавшие в Москве и Петербурге сплетни о гомосексуальной ориентации супруга Елизаветы. В качестве предполагаемых любовников назывались офицеры Преображенского полка, командиром которого князь был назначен в 30 лет. Тем не менее, переписка с супругой свидетельствует о теплых, наполненных нежностью отношениях, которые пара хранила до самой смерти Сергея Александровича в 1905 году.

Будучи последовательницей лютеранской церкви, через семь лет после переезда в Россию Елизавета решила поменять вероисповедание и перешла в православие. К этому времени она изучила русский язык настолько, что говорила без акцента.

Общественная деятельность

В 1891 году супруг внучки королевы Великобритании получил пост генерал-губернатора Москвы. Елизавета поддерживает положение жены руководителя города делом, создавая Елисаветинское благотворительное общество. Объединение берет шефство над детьми, чьи родители не в состоянии обеспечить питание и заботу из-за нищеты. Востребованность помощи косвенно доказывает тот факт, что отделения Общества одно за другим возникают в уездах региона.

Елизавета Федоровна

Елизавету тревожит рост революционных настроений и негласное одобрение актов насилия против представителей дворянства. Она пишет племяннику супруга, взошедшему на престол Николаю Александровичу, чтобы тот жесткими мерами отбил желание у террористов вести борьбу такими методами.

«Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет!», — призывает великая княгиня в письме 1902 года.

С началом войны с Японией жена московского генерал-губернатора создает Комитет помощи воинам. Для солдат собирают посылки, одежду, заготавливают бинты и лекарства, принимают пожертвования, чтобы организовать походные церкви. Эта ли деятельность, истории участников сражений или же вера меняют ее, но год спустя, когда в результате покушения погибает муж, Елизавета находит в себе силы не только навестить убийцу, но и простить его.

Великий князь Сергей Александрович

В отличие от супруги Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации пира на Ходынском поле и последующей катастрофой.

Подливали масла в огонь и политические взгляды – он был ярым противником реформ, и слухи о пороках представителя императорской династии. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя после «Кровавого воскресенья» террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Погибли и дядя Николая II, и его кучер.

Террорист Иван Каляев

Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых – взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. По свидетельству очевидцев, она пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. По свидетельству конвоя, на вопрос Каляева, кто она, княгиня ответила:

«Я жена того, кого вы убили; скажите, за что вы его убили?».

Елизавета сообщила арестованному, что «зная доброе сердце» супруга, передает его прощение, и благословила узника. Они поговорили без свидетелей. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.

«Великая княгиня добрая, а вы все злые», — сказал Каляев конвойному после встречи с Елизаветой.

Тем не менее, на суде террорист заявил, что считает: следователи намеренно подослали к нему вдову, чтобы заставить его раскаяться и скомпрометировать боевую организацию, показав слабость одного из ее участников.

Княгиня стала первой женщиной на посту председателя Императорского православного палестинского общества и оставалась на нем до 1917 года. До нее объединением, занимавшимся взаимодействием с землями в Израиле и развитием паломничества, руководил Сергей Александрович.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Трагедия с мужем изменила ее жизнь. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки – все потускнело теперь, и Елизавета избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году вдова князя купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.

Учреждение не было монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы, наряду с духовным напутствием, изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.

Елизавета Федоровна в одежде сестры милосердия

Деятельное служение предполагало помощь в больнице и аптеке. Просветительское направление обеспечивало воспитание и образование девочек-беспризорниц, живших в открытом при обители приюте. А попечительное направление требовало от сестер посещения беднейших семей и шефства над ними.

Елизавета деятельно участвовала во всех направлениях, считая, что только личным примером может привлечь к ревностному служению остальных. Великая княгиня Романова уделяла много внимания женскому образованию. В обители действовала воскресная школа для горожанок. Девочки в приюте получали не только заботу, но и подготовку в качестве няни и горничной с навыками швеи. Настоятельница, чей портрет в Марфо-Мариинской обители находится до сих пор, завещала похоронить себя на ее территории, но исполнить волю не было суждено.

Смерть

Чекисты арестовали настоятельницу в мае 1918 года. Ее отконвоировали в Екатеринбург, а в июле доставили в Алапаевск. В ночь на 18 июля была расстреляна большевиками вместе с другими князьями династии Романовых. Казнь по приказу Владимира Ленина состоялась у шахты за Алапаевском. Раненых столкнули на ее дно, где те скончались от голода и ран.

Могила Елизаветы Федоровны

Осенью территория перешла под контроль армии белых, останки погибших вывезли за рубеж. Елизавета Федоровна, как и убитая вместе с ней сестра Марфо-Мариинской обители Варвара, похоронена в Иерусалиме. После развала СССР причислена к лику святых, а в 2009 году посмертно реабилитирована правоохранительными органами.

Память

  • Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, Украине, а также храмы и часовни.
  • Памятник великой княгине установлен на территории Марфо-Мариинской обители в 1990 году. В 2017 году открыт еще один памятник, установленный у Елизаветинской больницы в Перми.
  • В 1993 году городская больница в Петербурге названа в честь Святой преподобномученицы Елизаветы.
  • В 2018 году, к столетию со дня гибели княгини, выпущен документальный фильм «Белый ангел Москвы»

Святая Елизавета Романова — жена, милостыня и святая

Елизавета Федоровна Романова в сане игумении (1918)

Великая княгиня Елизавета Романова была любящей женой, служившей мужу добросовестно, как истинная христианка. После трагической смерти мужа она продолжала преуспевать во Христе, полностью посвятив себя служению Богу и ближнему. Мы поговорили с историком Дмитрием Гришиным о двух ее главных ролях — супруги и подательницы милостыни. Дмитрий является автором литературной биографии Елизаветы Романовой, изданной на русском языке в рамках серии книг «Выдающиеся люди».

Что вас заинтересовало в жизни великой княгини Елизаветы Романовой и побудило написать о ней книгу?

Мне было очень трудно проследить эволюцию ее личности на протяжении большей части ее биографии. С момента своего приезда в Россию в 1884 году она полностью находилась в тени своего мужа Сергея Александровича. Она полностью растворилась в нем. Он оказал огромное влияние на ее личность, ее идеи и мировоззрение. Ее муж был ее окном в русскую культуру, традиции и народ; его глазами она видела свой мир. С этой точки зрения я исследовал ее характер и личность в своей книге.

Историк Дмитрий Гришин

Я не строил повествование своей книги на несколько отстраненном и сдержанном стиле житий святых. Я изобразил ее как живого человека с реалистичной точки зрения. Моей идеей было написать светскую биографию выдающейся личности с ее уникальными достоинствами и недостатками, достоинствами и недостатками характера. Тем не менее, чем больше я работал над книгой, тем больше мне становилось ясно, что такой подход проблематичен, поскольку я писал биографию святого.

Как бы вы описали роль, которую вера сыграла в ее действиях и жизненном выборе?

Постепенно я стал рассматривать ее жизнь как восхождение к святости. В детские и юношеские годы она выработала свой характер и, в конце концов, начала свое восхождение по духовной лестнице, прекрасно зная о предстоящих скорбях.

Принцесса Елизавета Гессенская и Рейнская, впоследствии Великая княгиня Елизавета Федоровна Российская (1887 г.)

Она написала замечательное письмо своему брату Эрнесту, потерявшему единственную дочь. Она утешает брата и уверяет его, что через эту потерю он вырастет духом. «Что касается меня, то я поднимаюсь и падаю, но подняться не могу, так как ничего подобного вашей утрате не испытала», — писала Елизавета Романова незадолго до трагической гибели своего мужа Сергея Александровича. Ее тяжелая утрата поставила ее прямо на путь восхождения к ее Голгофе, полный испытаний и великих скорбей.

Среди ее мощей, обнаруженных в 1918 году в заброшенной шахте под Алапаевском, была икона Спасителя. Этой иконой Александр III благословил ее в день обращения в Православие в 1981 году. Предвидя скорое приближение последних дней своей земной жизни, она взяла икону с собой при аресте. Находясь под стражей в Екатеринбурге и Алапаевске, похитители неоднократно обыскивали ее.

Великий Князь Сергей Александрович с супругой Великой Княгиней Елизаветой Федоровной

Как и у других членов королевской семьи, у нее конфисковали личные вещи, но она всегда носила на теле эту тяжелую икону. Это примечательная деталь, показывающая, насколько значимым для нее было ее обращение в Православие. Муж подарил ей золотой медальон. На нем была выгравирована фраза «Не бойся, просто верь».

Эти слова нашего Спасителя она приняла как девиз своей жизни. Сестры ее монастыря испугались, и она сказала им: «Не бойтесь. Ни один волос с головы вашей не пропадет без воли Божией!»

Как бы вы описали роль ее мужа в ее духовном восхождении?

Это была комбинация многих вещей. Первой среди них была ее любовь. Она выбрала его и не хотела, чтобы на его месте был кто-то другой. Его ум и великодушие произвели на нее большое впечатление. Ее муж был человеком с широким жизненным кругозором, большой мудростью и пониманием. Она высоко ценила эти качества его личности и видела в нем своего наставника и образец. Он был ее окном в Россию и мир, помог ей многое узнать и сделать множество открытий о своей новой родине, особенно в первые годы ее жизни.

Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романовы

Для нее главной ролью была помощь мужу. Она видела, как трудно ему приходилось во многих жизненных ситуациях и как тяжело ему было выносить критику со стороны царя. Время от времени ей следует писать монарху без ведома мужа, чтобы разрядить напряженность. Ее мужа также тяготил образ жизни членов королевского двора, их двойные стандарты и неискренность. Он оставался вне этого замкнутого круга и его путей. Иногда он проявлял пренебрежительное отношение к ее обычаям и из-за этого нажил немало врагов.

Елизавета Романова всегда смягчала напряженность. Она поразила двор своим блеском. Ею все восхищались, и это помогало ее мужу. Их союз был дополняющим, теплым и сердечным.

Какую роль сыграл пример мужа в ее обращении в Православие?

Он никогда не просил обратиться в его веру, но с великой радостью приветствовал ее желание. Она взяла веру своего мужа в качестве своего образца. Ее настолько поразила его глубина и искренность, что она приняла православие всем сердцем и не могла представить себя другой веры.

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова в монашестве после смерти мужа

Глубокая вера и благочестие мужа произвели на нее впечатление. Вскоре после свадьбы Елизавета и Сергей Романовы отправились в Троице-Сергиеву Лавру. Визит позволил Елизавете Романовой засвидетельствовать благочестие русского народа и его преданность молитве. Муж был ее духовным наставником в начале ее духовного пути православной верующей.

Основала Марфо-Мариинскую обитель. В какой степени ее работы были данью уважения ее мужу?

Она всегда говорила: «Я на небесах с Сергеем». Под этим она не подразумевала, что браки заключаются на небесах. Она хотела сказать, что смерть мужа перенесла ее в другой мир. Она все время думала о том, что одобрил бы ее муж, и как бы он поступил в той или иной ситуации.

В каком-то смысле Марфо-Мариинская обитель была памятником ее мужу. Рельеф на фасаде Покровской церкви изображает двух ангелов, летящих навстречу друг другу. Слева ангел, изображающий Сергея Александровича. а справа Елизавета Романова. Крест между ними – символ печали и искупления. Они тянутся друг к другу через крест.

Рельеф на фасаде Покровского храма Марфо-Мариинской обители

Чем благотворительная деятельность Великой Княгини отличалась от всех остальных?

Всем нам с самого начала следует знать, что благотворительность была неотъемлемым атрибутом жизни любой женщины в доме российского императора. Эта традиция существовала еще со времен Марии Федоровны, жены Павла I. Однако для Елизаветы Романовой благотворительность была не просто традицией, а неотъемлемой частью ее образа жизни, особенно после ее обращения в православие в 189 г.1. В ее творчестве соединилась русская духовность с европейским рационализмом. Она следовала обеим традициям одновременно и преуспела в этом.

Иконы Святой Елизаветы, написанные сестрами Свято-Елисаветинского монастыря

«Больно и сказано смотреть, что делается с нашей многострадальной Родиной. Остается только надеяться, что Господь не оставит ее на том и на том Он остановит злодеев в их безумии».

Всего под ее руководством работало более 150 организаций. Они были автономны, но не изолированы друг от друга; на самом деле они были взаимодополняющими и взаимосвязанными. Это была уникальная аранжировка, не идущая ни в какое сравнение со всеми другими практиками ее времени или наших дней. До сих пор остается загадкой, как ей удавалось координировать работу каждой организации. Она вникала в каждую деталь их работы, несмотря на большое количество помощников.

Ее благотворительная монашеская община была платформой для духовного роста ее сестер и служения среди больных и нуждающихся. Это было больше, чем монастырь или благотворительная организация. Это было уникальное для своего времени достижение, за которое Елизавета Романова заслужила почти все похвалы. Свет ее великих достижений до сих пор указывает нам путь.

Опрашивающий: Юлия Семенова.

По материалам: mmom. ru

Великая княгиня Елизавета | Вестминстерское аббатство

 

Я покидаю блестящий мир, где у меня было блестящее положение, но со всеми вами я спускаюсь в больший мир — мир бедных и страждущих.

Елизавета Гессен-Дармштадтская родилась 1 ноября 1864 года. Она была названа в честь Елизаветы Венгерской (1207-1231), католической святой из ее собственной семьи. Ее мать умерла, когда она была ребенком, и она приехала в Англию, чтобы жить под защитой своей бабушки, королевы Виктории. Если ее детство было лютеранским, то религиозная культура ее юности была отчетливо англиканской. В 1884 году Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына российского царя Александра II. Елизавета находила православие все более поглощающим, и в 189 г.1 она приняла веру.

Несмотря на то, что в ее жизни были уверенность и все удобства знатности, она покоилась на хрупком фундаменте. Царское государство удерживало власть над изменяющимся обществом с помощью репрессий. Разговоры о революции продолжались и становились все громче. Участились террористические акты. 18 февраля 1905 года был убит великий князь Сергей.

Это стало поворотным моментом в жизни Элизабет. Теперь она раздала свои драгоценности и продала самое роскошное свое имущество, а на вырученные деньги открыла Марфо-Мариинскую обитель в Москве, чтобы питать молитву и благотворительность набожных женщин. Здесь возникло новое видение диаконата для женщин, которое сочетало в себе ходатайство и действие в сердце неупорядоченного мира. 19 апреля09 Элизабет и семнадцать женщин были посвящены в Сестры Любви и Милосердия. Их работа процветала: вскоре они открыли больницу и возникло множество других благотворительных предприятий.

В марте 1917 года царское государство, смертельно пострадавшее в войне с Германией, рухнуло. В октябре власть захватила революционная партия большевиков. Затем последовала гражданская война. Большевистская партия была откровенно атеистической и видела в православной церкви столп старого режима. У власти оно преследовало Церковь со страшной силой. Со временем сотни священников и монахинь были заключены в тюрьмы, увезены в отдаленные трудовые лагеря и убиты. Церкви были закрыты или разрушены. 7 мая 1918 Елизавета была арестована с двумя сестрами из своего монастыря и отправлена ​​через всю страну в Пермь, затем в Екатеринбург и, наконец, в Алапаевск. 17 июля царь и его семья были расстреляны. В следующую ночь Елизавета, сестра СС Мария и Марфа по имени Варвара и члены царской семьи были убиты в шахте.

В Советском Союзе христианство выстояло перед лицом периодических гонений и постоянных притеснений. Но Элизабет запомнилась. В 1984 она была причислена к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей, а затем Московской Патриархией в 1992 году.

Великая княгиня Елизавета — одна из десяти современных мучениц 20 века. Мученики были открыты в 1998 году над западными воротами аббатства. Скульптором был Джон Робертс.

«Великая княгиня Елизавета Российская», Любовь Миллар, 1991 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts