Биография игнатия брянчанинова: Аскетические опыты, том 1 — святитель Игнатий (Брянчанинов)
Содержание
Отечник — святитель Игнатий (Брянчанинов)
святитель Игнатий (Брянчанинов)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf19Мб
Аудио
Антоний Великий
Авва Арсений
Авва Агафон
Авва Аммон
Авва Аммой
Авва Анув
Авва Авраам
Авва Алоний
Авва Аполлос Великий
Авва Аполлос из Келлий
Авва Афанасий
Александр, патриарх Антиохийский
Александр, игумен
Антоний Новый
Авва Виссарион
Григорий Богослов
Авва Геласий
Авва Геронтий
Авва Даниил
Авва Диоскор
Диоскор, пресвитер Фиваидский
Авва Дула
Епифаний, архиепископ Кипрский
Авва Евагрий
Евлогий, ученик патриарха блаженного Иоанна Милостивого
Авва Евлогий Скитский
Авва Евлогий, пресвитер
Авва Евстафий
Авва Евпрений
Авва Евгений
Авва Евсевий
Авва Ефросин
Авва Зенон
Авва Захария
Авва Исаия
Авва Исидор, пресвитер Скитский
Авва Исидор Пилусийский
Авва Илия
Авва Ираклий
Авва Исаак, пресвитер из Келлий
Авва Исаак Сирский
Авва Иперхий
Авва Исхирион
Авва Ивиссарион
Авва Иоанн Колов
Авва Иоанн Раифский
Авва Иоанн из горы Каламон
Авва Иоанн, евнух
Авва Иоанн из Келлий
Авва Иоанн Персянин
Авва Иосиф Панефосский
Авва Иеракс
Авва Кроний
Авва Коприй
Авва Кир
Авва Ксой
Авва Лонгин
Авва Макарий Великий
Авва Матой
Авва Моисей
Авва Мегефий
Авва Нестерон
Авва Ор
Авва Пимен Великий
Авва Памво
Авва Павел Скитский
Авва Павел Простый
Авва Руф
Авва Сисой Великий
Авва Силуан
Авва Серапион
Авва Стратигий
Амма Сарра
Скитяне (монахи египетского скита)
Авва Тифой
Святитель Тихон Воронежский
Авва Феодор Хермейский
Авва Феодор Енатский
Авва Феона
Архиепископ Феофил
Амма Феодора
Изречения старцев, преимущественно египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас
Заключение к изречениям
Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас
Заключение
Внимательное чтение этих изречений и повестей навевает на читателя – как из рая – из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатию.
Оно может направлять деятельность монаха на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды; оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, – устремляющихся на него извне; им может питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение монаха, как елеем питается и поддерживается горение светильника.
Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне, и в неисходном затворе, будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую.
Приводится сердце в безмолвие душевным деланием, соединенным с болезнованием или плачем сердца 1. Постараемся привести сердце в безмолвие: в этом – сущность монашеского подвига. От сердечного безмолвия рождается истинное смирение: истинное смирение соделывает человека обителиею Бога2. Наставят на такой подвиг изречения Отцов, примеры точного исполнения евангельских заповедей, составляющего отличительную черту их деятельности. Кратки и просты изречения; деятельность Отцов – деятельность младенцев о Господе; но и изречения и деятельность их имеют глубокий смысл и глубокое значение.
Они драгоценны, как плоды святого опыта, как точное, непорочное выражение воли Божией. К некоторым изречениям и повестям присовокуплены объяснения: потому что смирение Отцов, нравственные правила и учения их не всегда ясны для незнакомых с духовною монашескою жизнию3. Братия, читайте и перечитывайте предложенное здесь учение! Вскоре вы усмотрите в нем чудное свойство: оно преисполнено жизни и силы; оно – присно-юно: оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильные струи духовного разума и благодатных ощущений.
* * *
1
Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 963 и 964.
2
Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 973.
3
Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 973
Источник: Отечникъ : рассказы о жизни святых подвижников / сост. Святителем Игнатием (Брянчаниновым). — Изд. 5-е. — Москва : Даръ, 2009. — 767 с. ISBN 978-5-485-00278-7
святой аристократ – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 14 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) — один из самых значительных, ярких, порой даже противоречивых мыслителей и богословов XIX века. Он был «духовным аристократом», консерватором, человеком, который всю жизнь оставался в полном одиночестве, трагически выпадая из реалий своего времени.
О его богословской и общественной мысли, об эпохе, в которой развернулась судьба святого, «Фома» поговорил с доктором богословия, деканом богословского факультета ПСТГУ, священником Павлом Хондзинским.
Середина XIX века — период наиболее активного служения святителя Игнатия — это время формирования интеллигенции, с ее вопросами, проблемами, поисками. Как соотносила себя «ищущая общественность» с Церковью, существовал ли диалог между интеллигенцией и духовенством?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться назад — в начало XVIII века, во времена петровских реформ. То, что произошло в стране после их реализации на деле (а «на бумаге» Петр хотел увидеть страну по-европейски просвещенной) можно назвать социальным разломом. Император рассчитывал на то, что культурные преобразования затронут все слои общества. Но, как и во многих других преобразованиях, ему не удалось довести задуманное до конца.
Европейская культура и быт проникли только в высшие слои общества. При этом само ментальное содержание этой культуры было уже не сакральным, не церковным, так как процесс секуляризации (отделения общественной и частной жизни от Церкви) в Европе на тот момент завершился. Сложилась модель светской культуры, жизни, в которой отношения человека с Богом — его личное дело. В таком виде она и проникла в Россию. И если элита через некоторое время ее усвоила, то русский народ в своей массе остался в старом, допетровском жизненном укладе. Сложилась ситуация, которую можно было бы назвать «двоебытием».
Одновременно, помимо этого социально-культурного расслоения, произошло еще и расслоение сословное. В результате духовенство замкнулось в особое закрытое сословие со своими незыблемыми устоями, традициями, принципами. Если раньше епископы были зачастую выходцами из знатных семей (например, святители Московские Алексий, Филипп происходили из боярских родов), то русские архиереи синодальной эпохи – уже выходцы именно из сословия духовного.
Греко-католическая духовная семинария. XVIII век
Каким был социальный лифт внутри этой сословной группы? Духовное образование. Человек поступал в семинарию, затем в академию. После успешного окончания выпускнику предлагали остаться при семинарии или инспектором, или преподавателем. В дальнейшем он мог подниматься по должностной лестнице вплоть до ректора. Параллельно он принимал монашество и таким образом становился готовым кандидатом в архиереи. А уже став епископом, такой человек по петровской «Табели о рангах» приравнивался по статусу к генералу, а значит, имел доступ к высшим слоям общества.
Здесь, правда, возникала еще одна проблема. Дело в том, что европейские университеты всегда имели в своей структуре богословские факультеты — в отличие от русских, которые начали появляться в XVIII веке и никогда богословских факультетов не имели. И это спровоцировало в России еще одно разделение между образованным обществом и духовенством, так как духовное (то есть богословское) образование можно было получить, только принадлежа к духовному сословию. Сам святитель Игнатий Брянчанинов, между прочим, очень много претерпел в связи с этим, о чем я скажу позднее.
Крещение. Гравюра 1811 г.
Получалось так, что высшие круги общества, которые получили светское образование и жили европейским культурным бытом, говорили на разных языках с духовенством, имевшим особое духовное образование и сохранившим допетровские, сакральные устои жизни. Кроме того, возникла и парадоксальная ситуация в отношениях между прихожанами из общества и духовенством. Фактически образованная паства смотрела на своего пастыря, на священника сверху вниз.
То есть те, кого мы могли бы назвать интеллигенцией, в целом смотрели на священников и на Церковь свысока?
В целом, да. В связи с этим, известна одна характерная история. Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812) преподавал Закон Божий будущему императору Павлу I. И когда Павел стал императором, он решил отблагодарить своего учителя государственной наградой — орденом, что в принципе было не принято. Духовенство не получало таких светских наград. Сам митрополит Платон ужасно расстроился, что его сейчас, на старости лет, так «опозорят». Он просил Павла отказаться от своего решения. И тогда император решил обратиться за советом к Ивану Владимировичу Лопухину — известному духовному писателю, сенатору, масону. Павел спросил его, можно ли давать ордена архиереям. Сенатор ответил, что вообще-то, конечно, не положено, не к лицу архиереям Церкви Божией такие награды, но нынешняя Церковь уже как бы и не совсем Церковь, и нынешние архиереи скорее администраторы, чем духовные лица, поэтому ничего страшного в этом нет. Мне кажется, что этот случай ярко иллюстрирует то, как образованное общество в целом воспринимало духовенство.
Митрополит Платон (Левшин)
Были, конечно, и исключения. Например, святитель Филарет (Дроздов; 1783–1867), которого любил простой народ, и которого уважали и в среде образованных людей (Петр Яковлевич Чаадаев, например, очень ценил общение с ним), и в высшем свете. Известно, что практически все иностранные послы, которые приезжали в Москву, считали своим долгом представиться московскому митрополиту — это был жест уважения к конкретной личности.
Святитель Филарет (Дроздов). Художник В. Гау, 1854
В целом же отношение к церковному духовенству было презрительным. На это позднее наложился еще один процесс. В начале XIX века начало формироваться богословие мирян. В светской среде появились люди, которых интересовали богословскими проблемами. Не имея семинарской базы, они начали богословствовать на свой страх и риск. Кроме того, у них сформировалось резко негативное отношение к академическому богословскому образованию. И более всего их возмущал тезис о том, что существует так называемая «Церковь учащая». Получалось, что то самое духовное сословие, к которому относились так свысока, находилось по отношению к образованным людям — в положении наставника и учителя. Именно поэтому некоторые верующие миряне стали выстраивать свое, если угодно «альтернативное» по отношении к духовно-академическому, богословие. Один из ярких примеров — Алексей Степанович Хомяков, который в своих богословских трудах твердо настаивал, что в Церкви первенствующее место принадлежит не духовной иерархии, а общине. Кроме того, русские писатели и поэты в это же время начинают развивать мысль о своем пророческом предназначении — собственно, быть может, отсюда и берет свое начало мысль об особой роли русской интеллигенции. Здесь немало потрудился Николай Васильевич Гоголь, проложивший в этом отношении дорогу остальным.
Религиозно-философские собрания. Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов. Фото начало XX века
Одним словом, перед нами целый клубок разнообразных проблем, процессов, которые в итоге привели к радикальному недопониманию между Церковью и образованным обществом. Между ними образовалась ментальная и ценностная пропасть, преодолеть которую так и не удалось, и когда в начале XX века состоялись так называемые «Религиозно-философские собрания», призванные наладить диалог между Церковью и интеллигенцией, в итоге затея провалилась и каждый остался при своем.
Что в таком случае особенно выделяло святителя Игнатия Брянчанинова на фоне других религиозных, богословских мыслителей XIX века? Почему на него было направлено такое пристальное внимание?
Многие особенности судьбы святителя как раз были обусловлены тем, о чем мы с вами говорили выше. Святитель Игнатий был одним из немногих в то время исключений. Он принадлежал к высшим общественным классам. Его отец был пажом (человек на придворной гвардейской службе) при императоре Павле I. По настоянию отца будущий святитель поступил в Военное инженерное училище в Санкт-Петербурге — одно из самых элитных на тот момент. Дмитрий (его мирское имя) был знаком с тогдашним высшим светом: с Александром Пушкиным, с Василием Жуковским, с великими князьями, с будущим императором Николаем I. Но несмотря на то, что Дмитрий с самого детства был полностью включён в светскую жизнь, его тянуло к монашеству. И когда, уже будучи студентом, он окончательно решил уйти в монастырь, случился характерный для его жизни эпизод. Отговаривать юношу от этого шага поручили великому князю Михаилу Павловичу. Встретившись с молодым человеком, тот сказал ему, что «гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире», — мысль сама по себе была не крамольной. Но будущий святитель ответил со свойственной ему категоричностью, что «остаться в мире и желать спастись — это, Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть».
Петербургское Инженерное училище («Михайловский замок»). Художник И. И. Шарлемань, XIX в
С этого начался очень непростой путь. Человек из светского круга, аристократ, всеми силами пытался проникнуть в духовное сословие, в церковную среду. Само монашество в XIX веке по большей части было простонародным, и святитель Игнатий (тогда еще послушник Димитрий) оказался здесь совершенно чужим. Это осознание своей «неприкаянности» он носил в себе всю жизнь. Да, с одной стороны, образованное общество в целом оторвалась от христианский традиций народной жизни, но с другой — для тех, кто хотел вернуться обратно, вход тоже не всегда оказывался открытым. Поэтому святитель Игнатий так долго не мог прижиться ни в одном монастыре. Поэтому он хоть поначалу и был духовным учеником преподобного Льва Оптинского, в конце жизни признавался, что его в монашеской жизни вели неправильно — через изнурительный физический труд, внешнее смирение и абсолютное подчинение духовнику. Это было нормально и привычно для человека из простого народа, но оказалось неприемлемым для него, человека, сформировавшегося в совершенно других условиях. Неслучайно мы читаем у него: «Богодухновенных наставников у нас нет сегодня». И святитель пишет это при жизни знаменитых оптинских старцев…
Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век
Хотя о святых людях говорить так не принято, но все же, мне кажется, что у святителя в каком-то смысле была трагическая жизнь. Он не вписывался в реалии своего времени. Он словно бы оказался на обочине жизни той эпохи: покинув светское общество, приняв монашество, святитель оказался чужим и в церковной среде, и в высших, образованных слоях. Потому и Святейший синод не хотел его рукополагать на том основании, что у него не было «правильного» духовного образования. И только по личному настоянию императора Александра II, архимандрит Игнатий был поставлен во епископы.
Преподобный Лев Оптинский. Гравюра неизвестного автора, XIX в.
Вот эта невписанность в общественную жизнь эпохи в сочетании с незаурядными интеллектуальными и художественными способностями и духовными дарами святителя Игнатия выделяла его из церковной и общественной среды XIX века.
Но ведь нам известно, что, например, Михаил Глинка и Карл Брюллов поддерживали тесное и теплое общение со святителем?
Эта была просто личная дружба. Кстати сказать, вопросы художественного творчества занимали святителя, и он старался нарисовать в своих статьях и заметках идеал подлинно христианской культуры, возможной, с его точки зрения, только при внутреннем аскетическом самоотвержении художника. А сам признавался в одном из писем, что старается брать пример с Пушкина в чистоте и ясности языка.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Можно ли говорить о единой, магистральной мысли святителя Игнатия, которая подчеркивала его самобытность, невписанность в ту или иную богословскую традицию?
Существовал один аспект, который принципиально отделял святителя Игнатия от духовно-академической школы того времени. Школа настаивала, что основным и уникальным по своему значению богословским источником, к которому необходимо апеллировать при решении тех или иных теологических проблем, является Священное Писание. Святоотеческое же наследие должно испытываться на свое согласие или не согласие с Писанием, то есть на отцов надо смотреть через Писание.
Святитель Игнатий же предлагал иную богословскую модель. Он говорил, что, поскольку мало знать Евангелие, но нужно его еще и понимать, то и следует обращаться к тем, чья жизнь была воплощенным Евангелием. По мысли святителя, это прежде всего отцы-аскеты, авторы, чьи сочинения вошли в «Добротолюбие» (сборник духовных сочинений IV–XV веков). Иными словами — на Писание надо смотреть через отцов.
Добротолюбие. Издание XIX века
В богословии святителя была и еще одна заметная черта, по-своему совершенно уникальная. Для того чтобы ее понять, необходимо сделать небольшое отступление. В XVII веке в Европе формируется новый по своему содержанию философский язык. Появляется и язык положительной науки (которая объясняла мир с позиции его познаваемости), на котором расшифровывались новые открытия в области физики, химии, астрономии и так далее. Язык же античной философии, на котором были написаны богословские сочинения древних отцов Церкви, ушел в прошлое. Необходимо было как-то реагировать на это. Нужно было понять, как создать «интерфейс» (поле взаимодействия) между древним языком богословия и новыми философскими и научными языками.
Святитель Игнатий был, пожалуй, единственным в то время мыслителем, который к своим богословским рассуждениям активно подключал язык положительной науки. Святитель стремился облечь таким образом богословское высказывание в форму, которая была бы понятна и близка образованному человеку его времени.
Урок Закона Божия в церковно-приходской школе при Троице-Сергиевой Лавре. Фото конца XIX в.
Например, в полемике со святителем Феофаном Затворником о природе души святитель настаивал на том, что она (душа) тоже является материальной, хоть и очень тонкой, недоступной нашим органам чувств. Святитель Игнатий писал, что понятие «дух» или «духовный» во всей полноте относится только к Богу. Все, что сотворено (будь то природа, ангелы, человеческая душа или тело) — принципиально материально, а Бог, Который является нетварным, по Своей природе — Дух. И для доказательства этого тезиса он привлекал математику и химию, указывая, например, на то, что в мире существуют такие вещества, которые чувственно не воспринимаются, хотя при этом они материальны, или что бесконечный ряд чисел никогда не станет актуальной бесконечностью.
Мне кажется, что сам опыт такого подхода, пусть даже он был не всегда богословски безупречен, может быть интересен и в наше время, учитывая, какие изменения произошли в языке философии и науки за прошлый век.
Подвергался ли святитель Игнатий в условиях синодальной эпохи (с ее государственными регламентациями, стандартизацией), критике или нападкам за те или иные свои, может быть, не совсем «общепринятые» богословские позиции?
Речь скорее идет не о богословских позициях святителя Игнатия (хотя его позицию в споре о природе души критиковали достаточно резко), а о том, что он в целом не вписывался в реалии своего времени. Я уже говорил: он был одиноким человеком, который при этом вполне недвусмысленно высказывался о своем положении и тогдашнем обществе. Так, например, когда Николай I лично назначил святителя игуменом Троице-Сергиевой пустыни, чтобы тот сделал из нее «образцовую обитель», святой впоследствии резко отзывался о тех двадцати годах, что он провел здесь. Сам монастырь находился, можно сказать, на «проходном дворе» — прямо на шоссе между Санкт-Петербургом и Петергофом, сами представьте, каково было в таком месте жить монахам.
Перов В. Г. Проповедь в селе. 1861
Когда архимандрит Игнатий был хиротонисан в епископы, его поставили на Кавказскую кафедру. И здесь у него вскоре возник конфликт с протоиереями из местной консистории (причем по сути он был прав), потом он выступил против проекта миссионерского общества, который представил кавказский наместник князь Барятинский, предполагавший встать во главе его. Кончилось тем, что святитель ушел на покой. В это время у него уже было слабое здоровье. Но при этом важно отметить, что, судя по письмам, святитель Игнатий преодолевал все эти невзгоды глубокой молитвенной жизнью. В ней он находил свое главное утешение и радость. В этом отношении замечательно его письмо к художнику Карлу Брюллову — человеку, казалось бы далекому от монашеской жизни, которому он доверяет свои самые сокровенные религиозные переживания.
Была ли у Игнатия Брянчанинова своя общественная, гражданская позиция? Каким он видел будущее Российской империи?
Он не много ждал от социальных перемен, считая, что нет власти без насилия и нет подчинения без страдания, и что так будет всегда. С этой точки зрения он оценил и отмену крепостного права, за что, кстати, удостоился даже статьи в герценовском «Колоколе» под хлестким названием «Во Христе сапер Игнатий».
Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Б. Кустодиев. 1907
А в отношении будущего России святитель Игнатий высказался однажды в переписке с военачальником и дипломатом Николаем Муравьевым-Карсским. В связи с поражением России в Крымской войне (1853–1856) святитель писал, что не стоит из-за этого падать духом, так как России принадлежит всемирное будущее. И никакие войны, экономические или социальные потрясения не смогут помешать предназначенному, поскольку это «всемирное будущее» предсказано в Священном Писании. А далее святитель давал ссылку на 38-ю и 39-ю главы пророка Иезекииля, где говорится о народе, который в 20-й главе Апокалипсиса представлен как народ антихриста (хотя в письме об этом прямо и не говорится). Таким образом святитель Игнатий осторожно намекал в своем письме Муравьеву-Карскому, что именно из России произойдет антихрист. И здесь мы снова замечаем эту надломленную черту, присущую судьбе и мировоззрению святителя: в самой России все было дорого его сердцу, но ее будущее он видел трагическим, можно сказать, роковым.
Что, по Вашему мнению, из огромного наследия святителя Игнатий Брянчанинова может быть наиболее близким современному человеку?
Известно, что, как ни странно, особенно любят читать епископа новоначальные. По всей видимости им импонирует категоричность и резкость мысли святого, когда кажется, что все ясно и понятно: это черное, а это белое. Но очень важно понимать, что сам Игнатий Брянчанинов принципиально писал не для мирян, а для монахов. Можно сказать, что его целевая аудитория — это люди, которые уже достигли определенной духовной зрелости.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты
Человек, открывающий его наследие, должен отдавать себе отчет в том, что само чтение и понимание богомыслия святого потребует от него соответствующих серьезных внутренних не только интеллектуальных, но и духовно-нравственных усилий. Святитель Игнатий по факту своего рождения был аристократом и, став монахом, им остался — в лучшем, конечно, смысле слова, как был, например, «духовным аристократом» святитель Григорий Богослов. Об этом нельзя забывать.
Свт. Игнатий (Брянчанинов), клеймо иконы. Иконописец Алексей Козлов
Для тех, кто чувствует в себе готовность «вступить в общение» с таким текстом, я бы посоветовал начать с двух томов «Аскетических опытов». Они состоят из небольших размышлений, в которых святитель Игнатий дает важные советы относительно духовной жизни. При этом нельзя читать эти книги просто из любопытства или ради расширения кругозора. Действительную пользу от «Аскетических опытов» святителя Игнатия можно получить только тогда, когда в процессе чтения понимаешь, что нашел ответы на те вопросы, которые долгое время тебя тревожили, когда ощущаешь связь между мыслью святого и своей жизнью.
| Читайте также:
Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы
Святой Игнатий Брянчанинов | Свято-Преображенская Православная Церковь
СВЯТОЙ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) был одним из ведущих духовных писателей России XIX века. Он стал монахом в 1831 году и епископом Кавказским и Черноморским в 1857 году. Большую часть своей жизни он посвятил написанию духовных сочинений, самый известный из которых известен в английском переводе как «Арена», который непрерывно печатался в течение почти полвека. Он преставился в 1867 г. и был канонизирован в 19 г.88. «Поле» — первый английский перевод первого тома его Собрания сочинений.
Драгоценные произведения святого Игнатия включают Арена и Поле , оба доступны в приходской библиотеке.
Арена
Это один из самых важных и доступных текстов православного учения о духовной жизни, мало чем отличающийся от более известного «Добротолюбия». Автор, святитель Игнатий (Брянчанинов), описывает это произведение как свое наследие «душоспасительного наставления». Он обещает, что «Те, кто будут следовать этим наставлениям, войдут во владение духовными богатствами». В эпоху, еще более отчужденную от духовной культуры и укоренившуюся в материализме, его слова бросают вызов и призывают всех, кто когда-либо говорил себе: «В жизни должно быть нечто большее, чем это». Для всех, кто желает углубить свой духовный путь, основанный на встрече со Христом как Богом, эта книга необходима для прочтения . Его содержание в конечном итоге может быть принято или отклонено, но игнорировать его будет очень сложно.
Как и другие лидеры этого русского монашеского возрождения, Игнатий глубоко укоренился в аскетическом и мистическом учении греческих отцов, однако в его преданности учению прошлого не было ничего антикварного или академического: ибо эта древняя традиция была то, что он пережил непосредственно, как творческую и динамичную реальность в своей личной жизни.
– Митрополит Каллист Диоклейский
Темы, затронутые [в Арене], включают непрестанную молитву, потребность в духовном руководстве и важность Божественной медитации. Оригинальное русское издание было опубликовано в 1867 году. Произведение заключает в себе наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), опубликованное в год его смерти, после сорока лет монашеской жизни. Существует полезное тринадцатистраничное введение, предоставленное архимандритом (ныне митрополитом) Каллистом (он же Тимофей Уэр), а также глоссарий терминов. 2-е издание было переиздано и заново набрано. Он включает в себя элементы дизайна интерьера, предметные указатели и указатели Священных Писаний, а также включает короткую жизнь святого Игнатия.
Поле
» Духовная жатва требует сердца, измученного покаянием, смягченного умилением и орошенного слезами. »
Поле — это место возделывания и битвы. В этом томе христианский святой и учитель девятнадцатого века Игнатий (Брянчанинов) наставляет своих читателей возделывать поле своего сердца с целью получения урожая добродетелей, как богоугодных, так и полезных всему человечеству. Опираясь на свое военное прошлое, святой Игнатий признает, что это совершенствование требует дисциплины и осознания врагов, которые мешают нашим усилиям вести святую жизнь. В его словах духовная мудрость сочетается с размышлениями о природе, которые намекают на радость, ожидающую тех, кто примет призыв святого.
Поле глубоко опирается на учения подвижнических отцов Церкви, от пустынников Скита в Египте до русских современников святителя Игнатия, оптинских старцев. Он показывает, как их голос един, направляя нас на христианский путь. Ни миряне, ни монашествующие не смогут читать эти слова без вызова и вдохновения более полно следовать за Христом в возделывании Поля собственной жизни e.
Источник резюме книги и биографии: Holy Trinity Publications
Источник изображения: Uncut Mountain Supply
Поле: Культивирование спасения — Магазин древней веры
- Артикул:
- 008087
В настоящее время:
19,95 долларов США
Часто покупают вместе:
- Описание
Артикул № 008087
Игнатий Брянчанинов, перевод Николая Котаря
Духовная жатва требует сердца, измученного покаянием, смягченного сокрушением и орошенного слезами. Поле — это место возделывания и битвы.
В этом томе христианский святой и учитель девятнадцатого века Игнатий (Брянчанинов) наставляет своих читателей возделывать поле своего сердца с целью получения урожая добродетелей, как богоугодных, так и полезных всему человечеству. Опираясь на свое военное прошлое, св. Игнатий признает, что это совершенствование требует дисциплины и осознания врагов, которые мешают нашим усилиям жить святой жизнью. В его словах духовная мудрость сочетается с размышлениями о природе, которые намекают на радость, ожидающую тех, кто примет призыв святого.
Поле глубоко опирается на учения подвижнических отцов Церкви, от пустынников Скита в Египте до русских современников святителя Игнатия, оптинских старцев. Он показывает, как их голос един, направляя нас на христианский путь. Ни миряне, ни монашествующие не смогут читать эти слова без вызова и вдохновения более полно следовать за Христом в возделывании Поле своей жизни.
Об авторе: Святитель Игнатий Брянчанинов был одним из ведущих духовных писателей России XIX века.