Благодать это: Благодать — Православный портал «Азбука веры»
Содержание
Что такое благодать?
сайт Горловской и Славянской епархии
Мы часто произносим это слово, но осознаём ли, о чём говорим? Как стяжать благодать Святого Духа? Есть ли благодатные храмы и священники? Как понять, коснулась вас благодать или нет? Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке, объясняет, что такое благодать в христианском понимании, как её обрести и не утратить.
Немного догматики
Благодать – понятие очень широкое, попытаемся в нём разобраться. В христианстве и церковной догматике это слово означает действие Бога в отношении человека. Как это происходит? В догматической литературе говорится, что благодать означает полноту любви и милости Божией, изливаемой на людей в форме живой и деятельной силы, которая возрождает людей и помогает в деле спасения. Как сила, освящающая и спасающая человека, она сводится к таким основным положениям.
1. Благодать – особая нетварная (не сотворённая) Божественна сила.
2. Эта сила даётся нам через действие Святого Духа. К слову, всё в Церкви совершается силой Святого Духа.
3. Благодать даруется человеку благодаря искупительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Человек получает её как великий дар.
4. Благодать не изменяет природы человека, но преображает способ её (природы) существования. То есть человек преображается под действием силы благодати Божьей.
В Священном Писании выражения «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святаго Духа» часто взаимозаменяемы и синонимичны. Это воздействие на человека происходит мистически и сугубо индивидуально. В таинствах Церкви благодать Святого Духа подаётся особо. В молитве, которую произносит архиерей, совершающий рукоположение священника, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – то есть она врачует немощи, восполняет человеческие несовершенства, и, соответственно, преображает наше человеческое естество.
За разъяснениями – к преподобному Серафиму
Наиболее полное учение о благодати мы встречаем в беседе преподобного Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым. В её записи слова «благодать» и «благодатный» встречаются 51 раз. Преподобный Серафим утверждает, что всякая добродетель, творимая ради Иисуса Христа (хочется особо подчеркнуть эти слова), даёт благодать Духа Святого, но более всего её дарует молитва. Когда Спаситель говорил: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – то под «Царством Божиим» Он понимал благодатное состояние человека. Мы должны через благочестивую церковную жизнь, веру, спасительные таинства освящаться, стяжать благодать Святого Духа. Именно так, по словам преподобного Серафима Саровского, мы приближаемся к Богу.
Надо отметить важный момент, на который обращает внимание святой Серафим: мы получаем благодать – нам её подаёт Господь, – но потом теряем, поскольку не можем удержать. Её необходимо удержать, накопить, приумножить. Когда преподобный толковал евангельскую притчу о десяти девах, он говорил, что у юродивых елей оскудел, так как они потеряли благодать Святого Духа, хотя были добродетельны.
Не привыкать к благодати
Как сохранить благодать? Прежде всего, нельзя к ней привыкать. В Церкви всё благодатно: таинства, обряды, традиции, богослужения. Нет ничего, даже мелочи, которая не освящалась бы Духом Святым и не наполнялась бы благодатью Божией. Главное – чтобы человек правильно относился к святыне. Мы должны иметь благоговение и страх Божий.
Человеку свойственно привыкать к тому, что имеет, а привыкая, он перестаёт ценить имеющееся. Он превращает благодать в традицию или даже «национальную традицию», как происходит сейчас. При таком отношении теряется благодать Святого Духа внутри Церкви, потому что, где ушёл страх Божий, соответственно, ушла благодарность, ушло благоговение, и это печально. Человек может быть церковным, но если он неправильно относится к дару благодати, то может остаться безблагодатным.
Маркер присутствия благодати
Признак присутствия благодати Святого Духа – это радость. Мы часто пребываем в печали, грусти, тоске, раздражительности, гневе – это хронические наши состояния. Конечно, у каждого может меняться настроение, но если мы постоянно пребываем в каком-то негативе, то надо каяться. Если же радуемся – значит, пребываем в Духе Святом. Нас должны радовать общение, богослужения, участие в таинствах, наша духовная жизнь. Ведь там, где Бог, разве может быть грустно и печально? Если Он рядом, можно ли унывать? Конечно, нет.
Не надо бегать за благодатью!
В храме всё благодатно. Нет у нас более благодатных храмов и священников или менее благодатных, это разделение выдумано. Благодать мы не видим, в лучшем случае – каким-то образом чувствуем, и то далеко не все, а лишь те, кто расположен. Зачастую люди называют благодатью свои ощущения: понравилось им или нет. Они меряют благодать какими-то земными категориями: уделил священник им внимание – он благодатный, спешил или болела у него голова – неблагодатный. Хорошо было в храме – благодатный храм, бабушки делали замечания – неблагодатный. Не надо за этим гоняться! «Царство Божие внутрь вас есть», – говорил Господь. Надо стараться жить праведно, во Христа богатеть, ради Него благочестивую жизнь вести – и тогда нас посетит Дух Святой, подаст нам благодать, и всё будет благодатно: и наша жизнь, и молитва, и вера.
Записала Екатерина Щербакова
Что такое благодать? — Журнал «Решение вместе с Decision»
Христиане постоянно говорят о благодати — но что они имеют в виду под этим словом? Его ведь практически не услышишь в разговоре людей неверующих… А впрочем, можно представить себе такую ситуацию: в погожий летний денек семья или дружеская компания оказывается где-нибудь на природе. Солнце, чудесный пейзаж, зеленая трава, прохладная речка, теплый ветерок, дорогие люди рядом с тобой — и впереди целый отпуск или хотя бы заслуженный выходной! «Благодать-то какая!» — воскликнет в такой момент совершенно неверующий человек. Заметим, что словом «благодать» никто не называет, например, даже самую долгожданную покупку, на которую копились деньги, или случайную удачу, к примеру крупный выигрыш в лотерею. Нет, так называется только то, что существует помимо человеческих усилий, но чем человек может насладиться, если пожелает. Тот самый летний денек: его нельзя заказать по интернету, купить или выиграть, но можно выбраться из душной квартиры, оторваться от экрана телевизора или барной стойки — и прожить замечательный день. А можно, разумеется, всего этого и не делать…
Так что же такое «благодать» в Библии? Традиционно так переводится на русский греческое слово харис (от него же, в частности, происходят харизма и харизматики). Оно образовано от корня хар с самым общим значением «радость», а само оно означало у греков… да чего только ни означало! В словаре мы найдем «изящество, любезность, благодеяние» и множество других русских соответствий. А в греческих мифах действовали трое Харит, они были богинями радости и веселья. То есть, когда христиане стали использовать это слово, оно уже было прекрасно знакомо всем, кто говорил по-гречески, причем обладало целым спектром возможных значений.
В Новом Завете это один из ключевых терминов, разумеется. При этом пользоваться самим словом вовсе необязательно: в Евангелиях от Марка и даже от Матфея, где так много говорится о богословском значении земной жизни, смерти и воскресения Иисуса, это слово вообще не употребляется ни разу. Зато его используют Лука и Иоанн, и конечно же, апостол Павел, в посланиях которого мы встречаем его десятки раз. Его главный тезис можно выразить так: всякий человек грешен и потому виновен перед Богом, но он получает от Него прощение «даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе…» (Рим 3:24). Благодать для Павла — прежде всего благой и добровольный дар, которым Бог наделяет человека не за его заслуги (тогда это был бы не дар, но заранее обусловленная плата), а только по Своей любви к нему. Разумеется, высшим проявлением благодати Павел считает крестную смерть Иисуса, послужившую для искупления грехов каждого человека. Но это вовсе не значит, что слово «благодать» имеет для него лишь такое узкое значение. О благодати он говорит постоянно, используя это слово в том числе и как приветствие, например: «…благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор 1:3). То есть проявления Божьей благодати в жизни верующих многочисленны и постоянны, да и вообще вся жизнь христианина для Павла определяется именно этим понятием: «… вы не под законом, но под благодатью» (Рим 6:14). Каждый наш день, каждый наш шаг должен быть наполнен ей, если мы действительно живем «во Христе», как называет это Павел. Христианин старается творить волю Божью не потому, что так написано в таком-то пункте Закона, а потому, что Он принимает благие дары Отца, благодарит за них, использует их в своей жизни и делится ими с окружающими.
Это противопоставление благодати как дара свыше и Закона как некоего свода правил, совершенное исполнение которых якобы делает человека праведником (а Павел уточняет, что этого не может быть хотя бы уже потому, что нет человека, ни разу не преступившего Закон), стало одним из краеугольных камней христианства. Когда в XI веке один из первых древнерусских писателей, митрополит Илларион, пожелал сочинить похвалу новой христианской вере, он назвал свое произведение «Слово о законе и благодати». Вот что он писал: «И Христова благодать всю землю объяла и, как вода морская, покрыла ее… И уже не идолослужителями зовемся, но христианами; не лишенными надежды, но уповающими на Жизнь Вечную».
Конечно, и отношения верующих между собой должны основываться на том же принципе свободного обмена дарами. Один из самых интересных примеров — краткое Послание Павла к Филимону. В нем разбирается всего один частный вопрос: Павел упрашивает Филимона простить беглого раба Онисима и принять его обратно как брата во Христе — а затем отослать его обратно к Павлу, чтобы тот смог послужить ему. Зачем же было включать частную переписку в канон Писания? Именно потому, что она показывает принцип действия благодати на практике. Павел особо подчеркивает, что он ничего не требует, не ставит и не принимает никаких условий: Филимон может только сам, по доброй воле, откликнуться на призыв Павла, который в свое время послужил его обращению в христианство, и в ответ на этот дар преподнести свой, свободно и радостно.
Что касается Ветхого Завета, то в русском переводе это слово встречается довольно редко, всего несколько раз (например, в Книге Бытия (6:8) говорится, что Ной «обрел благодать пред очами Господа», а в Притчах Соломоновых (3:34) — что Господь «смиренным дает благодать»). Но это вовсе не означает, что Ветхому Завету чуждо само это понятие. Во-первых, еврейское слово хен, которое так переводится в этих местах и действительно имеет много общего с греческим харис, встречается куда чаще — просто любой перевод, в том числе и синодальный, бывает не вполне последовательным.
А во-вторых, и в главных, ветхозаветные книги, не прибегая к богословским терминам, повествуют именно о благих дарах Бога сначала патриархам, затем избранному народу, Израилю, а потом и всему человечеству. И призвание Авраама, и освобождение израильтян из египетского рабства, и множество других историй Ветхого Завета говорят нам о том, как Господь не по заслугам и не в силу необходимости дарует людям гораздо больше того, на что они могли надеяться, и не требует от них никакой платы — всего лишь ждет благодарного принятия этих даров.
А Закон — да он, по сути, есть частный случай проявления благодати: он ведь тоже был дарован Богом на пользу народу. Поэтому проблемы с ним возникали у книжников и фарисеев вовсе не потому, что сам по себе Закон был плох или устарел, а потому, что они сводили всю свою веру и жизнь к его положениям, обращали куда больше внимания на него, чем на Того, кто его дал, кто вовсе не связан рамками Закона и кто ставит человеку эти рамки не как тюремные стены, а как ограду на мосту через бездонную пропасть.
Возвращаясь к тому образу, с которого мы начали: люди в теплый летний денек восторгаются природой и говорят о ней «Благодать-то какая!», можно сказать, что они, по большому счету, совершенно правы. Этот мир создан Богом так, чтобы человеку было в нем хорошо, и даже если человек много чего в нем напортил (и не только с экологической точки зрения), то Бог дает ему постоянные и обильные дары, идет ему навстречу, наконец, Сам становится человеком и умирает на кресте за наши грехи. Все это можно назвать словом «благодать», и вопрос только в том, как много из этого мы готовы заметить и с благодарностью принять из Его рук.
Автор: Андрей Десницкий
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»
Что такое благодать? | Желая Бога
Аудиозапись
Что такое благодать? Казалось бы, простой вопрос, но ответ на него имеет множество разных точек зрения. Это недавнее электронное письмо от слушательницы подкастов по имени Хизер. «Здравствуйте, пастор Джон! Я стесняюсь задать этот вопрос, потому что мне стыдно признаться, что я изо всех сил пытаюсь понять одно из наиболее часто используемых сегодня в церкви слов. Это слово «благодать». Я часто слышу, что оно определяется как «незаслуженная милость» или «получение того, чего вы не заслуживаете». были спасены через веру, и это не от вас; это дар Божий».
«Но я не понимаю этого в контексте таких текстов, как 2 Коринфянам 12:9: «Довольно для вас благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» или 1 Коринфянам 15:10: Но по благодати Божией я такой, какой я есть, и Его милость ко мне не была напрасной. Наоборот, я трудился усерднее всех из них, хотя не я, а благодать Божия со мной». Я не понимаю «благодати» в этих стихах. Ты можешь мне это объяснить?»
Ну, это одна из причин, почему я люблю этот вопрос — и я знаю, что часто говорю это, потому что мне нравится то, что мы здесь делаем. Я люблю все эти вопросы. На самом деле, некоторых из них слишком трудно любить. Но для меня это софтбол, потому что те стихи, которые ее беспокоят, одни из моих любимых.
Но вот одна из причин, по которой я люблю этот вопрос: он дает мне возможность сказать Хизер и всем остальным, что мы все действительно вместе, и у меня нет особого преимущества перед вами в ответах на эти вопросы. за исключением, может быть, того, что у меня было немного больше практики. Другими словами, то, что я делаю, когда слышу подобный вопрос, может сделать Хизер или любой другой человек.
Соединяем части вместе
Я открываю свою Библию, получаю конкорданс и ищу все вхождения числа благодать в Библии. Есть 131 употребление слова благодать в ESV — 124 в Новом Завете, 86 из которых от апостола Павла, что означает две трети всех употреблений слова благодать в Библии у одного автора: Павел. Недаром его называют «апостолом благодати».
Итак, я говорю это, чтобы подбодрить Хизер (не то чтобы она не должна была писать; я рад, что у меня есть вопрос) и всех остальных, что нет ничего волшебного в том, чтобы занимать должность в церкви, как пастор, и есть нет ничего волшебного в том, чтобы иметь степень и получать стипендию в академии. Мы все примерно одинаково отвечаем на вопросы. Посмотрите на все, что говорит Библия, а затем сделайте все возможное, чтобы увидеть, как все это сочетается друг с другом, при этом оставаясь смиренным и подчиняя свой разум тому, чему учит Библия.
Вы всегда заключаете в скобки свои предубеждения и пытаетесь построить свои представления из всех частей Библии. Это похоже на пазл, где вы пытаетесь собрать картинку из всех частей. И вы знаете, потому что это слово Божье, что эти части подходят друг другу. Если они не вписываются в эту жизнь, они впишутся в следующую. Но мы работаем над этим, как можем.
Благодать как незаслуженная милость
Итак, чтобы ответить на ее вопрос, давайте просто ограничимся Павлом, которого она цитировала, и двумя вариантами использования благодать что она увидела. С одной стороны благодать называется — и мне кажется, это совершенно замечательная фраза — незаслуженная милость .
Римлянам 3:24: «[Мы] оправдываемся Его благодатью как даром, искуплением во Христе Иисусе». Благодать — это то, что побуждает Бога давать дары, которые грешники не заслуживают и не заслуживают.
Римлянам 5:15: «Если по вине одного человека многие умерли, то тем более имеют благодать Божию и дар по благодати того одного человека, которого Иисус Христос преуспел для многих». Итак, благодать — это то качество в Боге, которое производит бесплатные дары для виновных грешников во спасение.
Римлянам 11:5–6: «В настоящее время есть остаток, избранный по благодати. Но если по благодати, то уже не по делам; иначе благодать уже не была бы благодатью». Итак, вы не можете работать, чтобы заработать благодать. Это бесплатно и незаслуженно.
Именно это имеет в виду большинство из нас, когда мы говорим, что Бог есть Бог благодати. И это правда. Это замечательно. От этого зависит наша вечная жизнь. Никто из нас не был бы спасен, если бы благодать не была незаслуженной милостью и не была качеством в уме Бога, в сердце Бога, в природе Бога.
Благодать как сила для жизни
Но затем Хезер правильно замечает другую группу отрывков, также у Павла, где он приходит к благодати несколько иначе.
2 Коринфянам 9:8: «Бог силен обогатить вас всякой благодатью, дабы, имея во всем во все времена всякое довольство, вы были богаты на всякое доброе дело». Это, кажется, изображает благодать как силу или влияние на послушание.
2 Коринфянам 12:9: Иисус говорит Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».
1 Коринфянам 15:10: «Благодатью Божией я есмь то, что я есмь, и Его благодать ко мне не была напрасной. Наоборот, я трудился усерднее [это было действие благодати], чем любой из них, хотя это был не я, а благодать Божия, которая со мной».
Во всех трех этих текстах — и они не единственные — благодать — это не только характер, или качество, или склонность в природе Бога, но влияние, или сила, или сила, или действие Бог, который работает в нас, чтобы изменить наши способности к работе, страданию и послушанию.
Корректировка категорий
Итак, когда я вижу подобные вещи в Библии, я корректирую свои категории в уме. Я не скажу: «Ну, этого не может быть, потому что у меня в голове есть эта категория». Нет нет нет. Вы фиксируете категории в своей голове.
Если когда-то я думал о благодати только как о черте характера, или склонности, или склонности в природе Бога, которая побудила Его обращаться с грешниками лучше, чем они того заслуживают, — если это было моим единственным представлением, когда-то давно — теперь, просмотрев все тексты, я расширил свое понимание благодати в том смысле, в каком Библия использует этот термин. Теперь я говорю: «Ну, оказывается, слово благодать в использовании Павла относится не только к черте Божьего характера, или расположению, или склонности относиться к людям лучше, чем мы того заслуживаем, но слово благодать также относится к действию, или силе, или влиянию, или силе этого расположения, которое приносит реальные, практические результаты в жизни людей, например, быть достаточной для добрых дел, или терпеть жало в плоти, или работать усерднее всех, что Павел говорит о своей апостольской работе».
Это не значит, что вы должны отказаться от этого простого определения числа 9.0007 незаслуженная услуга . Это правда. Это хорошее определение. Это просто означает, что это слово заключает в себе и обнадеживающую истину — по крайней мере, я люблю истину; вот почему эти стихи так драгоценны для меня — что эта милость переливается в мощной практической помощи от Бога в вашей повседневной жизни, где вы больше всего в ней нуждаетесь. Эту помощь также называют благодатью , потому что она бесплатная и незаслуженная.
Приближайтесь с уверенностью
Итак, позвольте мне закончить драгоценным стихом, который мы все знаем и любим и, возможно, никогда не думали о нем в этом триместре 9 лет.0007 благодать . Евреям 4:16: «Итак да приступаем с дерзновением к престолу благодати ». Это трон с качеством, характером и склонностью относиться к людям лучше, чем они того заслуживают. Вот к такому трону мы идем. Но затем говорится: «Чтобы мы могли получить милость и обрести благодать, чтобы помочь в трудную минуту». Или более дословный перевод: «чтобы обрести милость и благодать за помощь своевременную».
Невероятно обнадеживает тот факт, что Божья благодать является как склонностью божественного сердца относиться к нам лучше, чем мы того заслуживаем, так и продолжением этой склонности в практической помощи.
Грейс | Определение, описание, христианство и верования
- Ключевые люди:
- Корнелиус Отто Янсен
Григорий Римини
Пелагий
Клод Пажон
См. весь связанный контент →
благодать , в христианском богословии спонтанный, незаслуженный дар божественной благосклонности к спасению грешников и божественное влияние, действующее на людей для их возрождения и освящения. Английский термин является обычным переводом греческого 9.0007 charis , который встречается в Новом Завете около 150 раз (две трети из них в писаниях, приписываемых святому Павлу). Хотя это слово иногда приходится переводить по-другому, основное значение в Новом Завете и в последующем богословском употреблении заключается в том, что содержится в Послании Павла к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех» (2). :11). Со времен ранней церкви христианские богословы развили и разъяснили библейское понятие благодати.
Слово благодать является центральной темой трех великих богословских споров: (1) о природе человеческой испорченности и возрождения ( см. Пелагианство), (2) об отношении между благодатью и свободой воли ( см. также предопределение; арминианство) и (3) вопрос о «средствах благодати» между католиками и протестантами, т. е. зависит ли действенность таинств как каналов божественной благодати от совершенных добрых дел или зависит от веры получателя.
Христианская ортодоксия учит, что инициатива в отношениях благодати между Богом и человечеством всегда на стороне Бога. Однако, как только Бог даровал эту «первую благодать», у человека действительно есть ответ, который он должен дать, и ответственность за продолжение отношений. Хотя идеи благодати и заслуги являются взаимоисключающими, ни св. Августин, ни протестантские защитники принципа оправдания «одной благодатью» не могли обойти вопрос о вознаграждении за заслуги в отношениях благодати. На самом деле, в некоторых отрывках Нового Завета используется charis для «награды». Римско-католическое богословие благодати подчеркивает привычный характер жизни, созданной даром благодати, и поэтому приписывает заслугу послушанию Закону Божию.