Бог фараон: Фараон. Величие Древнего Египта
Содержание
Почему фараонов не называли фараонами? • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История
Из школьных учебников мы знаем, что правителей Древнего Египта называли фараонами. Египтолог Галина Караулова объясняет, откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом
Тутмос III. Гранодиоритовая скульптура. 1504–1452 годы до н. э. © Google Cultural Institute
Термин «фараон» действительно никогда не был официальным царским титулом в Древнем Египте, хотя, безусловно, имел прямое отношение к высшей власти. Греческое слово φαραώ, благодаря которому мы все сейчас называем правителей Древнего Египта фараонами, происходит от древнеегипетского pr-aА (принятое чтение — «пер-а»), что буквально переводится как «великий дом». Первоначально термин pr-aА употреблялся только в контексте придворного быта: когда речь шла о дворцовых постройках, о придворных должностях или работах, например imy-r pr-aA («надзиратель во дворце»), smr pr-aA («придворный»). Однако со временем — далеко не сразу — слово начало использоваться как вежливый эвфемизм для обращения к царю вроде «Ваше Величество», ведь царское имя или официальная титулатура носили сакральный характер, поэтому произнесение их всуе было бы неприличным и даже, можно сказать, кощунственным.
Первое упоминание обращения к царю как к pr-aA встречается в документах XII династии, но окончательно это обращение вошло в обиход только в Новом царстве, в правление XVIII–XIX (во второй половине II тысячелетия до н. э.) династий. Уже сильно позже, в эллинистический период, то есть в последние несколько веков перед началом нашей эры, pr-aA становится обиходным названием любого царя как такового — и не только египетского: термин применяется в том числе и по отношению к чужеземным правителям. В эту эпоху слово и попало в греческий язык и дальше стало для всей европейской цивилизации традиционным обозначением египетского царя.
Как же официально назывался титул древнеегипетского царя?
Полная царская титулатура в Древнем Египте состояла из пяти различных титулов-имен, из которых самым близким к нашему термину «царь» будет nsw-bity (принятое чтение — «несу-бити»). Написание этого слова включает в себя изображения тростника и пчелы. По мнению большинства исследователей, это сакральные символы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Буквально nsw-bity можно перевести как «тот, который от тростника и пчелы», иными словами — «правитель как Верхнего Египта, так и Нижнего»: дело в том, что в начале своей истории Египет был разделен на два враждующих царства — Верхнеегипетское и Нижнеегипетское, и только с момента объединения их в одно государство возник тот сильный и процветающий Египет, каким его знаем мы и каким его знали сами египтяне, поэтому тема этого дуализма проходит красной нитью через почти все символы царской власти. Эта власть для древних египтян была не в последнюю очередь именно залогом (если не сказать памятником) единства, подарившего им стабильную и благополучную жизнь.
«Несу-бити» являлось тронным титулом или, как его еще называют, «солнечным», ведь в большинстве случаев имя царя, следовавшее за этим титулом, включало в себя упоминание бога Ра. Другие царские титулы подчеркивали разные аспекты сакрализации правителя.
Самым древним из длинной цепочки титулатуры было так называемое Хорово имя: по нему царь отождествлялся с богом Хором — богом-соколом, богом-воителем, в мифологии победившим силы зла в лице бога-антагониста Сета. К самому имени Хора прибавлялся также эпитет, который как бы пояснял, какой является частица Хора в этом царе, какие качества в себе хотел подчеркнуть царь. В течение первых династий, когда самой актуальной задачей царя было удерживать Верхний и Нижний Египет под одной властью, эти имена были подчеркнуто агрессивные, маскулинные, например Хор-боец или различные упоминания животных — змеи, крокодила, скорпиона. Позже, когда в Египте наступила стабильность, Хоровы имена стали спокойнее и миролюбивее, например Хор-Перэнмаат — «Достигающий Маат» (то есть правды, гармонии).
Следующим за ним было имя Обеих Владычиц (титул «небти», nbty от слова nbt — «владычица, госпожа»), также напоминающее нам о функции царя-объединителя и легитимизирующее единую власть царя над Верхним и Нижним Египтом. Здесь под «Обеими Владычицами» имеются в виду богини Нехбет и Уаджет — покровительницы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Эти титулы имели такие формы: «Брат Обеих Владычиц», «Тот, кто наследует Обеим Владычицам» и даже «Поцелованный Обеими Владычицами».
Третьим официальным титулом было так называемое золотое имя, или имя Хора Златого: написание титула чаще всего начиналось с изображения Хора, восседающего на иероглифе золота. Золото в менталитете древних египтян было сакральной субстанцией: из него, по преданиям, состояла плоть богов, оно же являлось символом солнца, поэтому в моменты усиления солнечного культа солярный элемент начинал также встречаться и в «золотом» титуле. Эти титулы могли звучать как «Золотой именем своим», «Златой Хор, изобильный своими годами, как бог Атум», «Прекрасное золото» или даже, например, «Солнце в золоте».
Наконец, личное имя царя, данное ему при рождении, указывалось в титулатуре на последнем месте, обычно его предварял эпитет «Сын Ра» — это символизировало рождение царя от сакрального брака.
В целом эта цепочка из четырех (не считая личного имени) титулов-имен, начиная со Среднего царства, когда она окончательно оформилась, и до позднейших времен, составляла своего рода программный политический манифест для каждого царя. Из титулатуры нередко можно понять, какие качества превозносил в себе правитель, какие аспекты своей политики он считал главенствующими и какими событиями своего правления гордился. Некоторые египетские цари даже по несколько раз меняли свои титульные имена, чтобы обозначить начало нового этапа в своем правлении. Так, например, основатель XI династии Ментухотеп II сменил Хорово имя «Тот, чья белая корона (то есть корона Верхнего Египта) божественна» на имя «Объединитель обеих земель». Он сделал это после того, как заново объединил Египет, разобщенный в смутное время (в Первый переходный период), и начал тем самым эпоху Среднего царства.
Разберем для примера титулатуру Тутмоса III — одного из самых значительных царей эпохи Нового царства, великого завоевателя, расширившего границы территорий, подчиненных Египту, до Сирии на севере и до пятого порога Нила на юге.
Его Хорово имя звучит как Канэхет Хаэмуаст: (Хор) Могучий бык, явившийся в Фивах.
Титул Небти (или Обеих Владычиц) — Уахнесит Мираэмпет: (Тот, кто от Обеих Владычиц) Длящийся в своем правлении, подобно Ра в небесах.
Тронное имя Тутмоса III — Менхеперра: (Царь Верхнего и Нижнего Египта) Долговечное проявление Ра.
Золотое имя — Джесерхау Сехемпехти: (Златой Хор) Священный своими проявлениями, могущественный силой своей.
И наконец, личное имя звучит как Тутмос Неферхеперу: (сын Ра) Бог Тот был рожден, прекрасный в своих проявлениях.
у нас есть другие материалы о древнем египте
Проклятие фараонов и мумии
Как в европейской культуре возникла египетская готика
Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии
От Древнего Египта до Лувра и торговых центров
Маска чехла мумии
Голосование за экспонаты из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина
Источники
- Берлев О. Д. «Золотое имя» египетского царя.
Ж. Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 1979.
- Ладынин И. А. Сакрализация царской власти в Древнем Египте в конце IV — начале II тысячелетия до н. э.
Сакрализация власти в истории цивилизаций. Ч. 1. М., 2005.
- Allen J. P. М. Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs.
New York, 1999.
- Gardiner A. H. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs.
Oxford, 1957.
- Ronald J. L. The Great Name: Ancient Egyptian Royal Titulary.
Atlanta, 2013.
Теги
Египет
Античность
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Монета дня
Из гетто
Кинокостюм дня
Монашеский плащ и маска Дарта Вейдера
Фотоальбом дня
Младенцы в советских яслях
Архив
История
Секта «Белый лотос» или общество «Череп и кости»? Масоны или ассасины?
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Фараон – Словарь библейских образов, Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)
Словарь библейских образов
УШИБ (BRUISE)ФАРИСЕЙ (PHARISEE)
Скачать
Оригинал: djvu20Мб
Своим правителям египтяне давали множество титулов, в том числе титул фараона, который функционально соответствует английскому титулу короля. Но фараон отличался от западного понятия царя в том отношении, что считался египтянами божественным по происхождению (см. БОГИ). Фараон был сыном могущественного бога солнца Ра и становился богом Осирисом после смерти. В Писании упоминается о нескольких фараонах, некоторые из них названы по имени. Наибольшей известностью пользуется «фараон исхода» (Исх. 4 – 14).
Самая известная роль фараона – это роль противника Яхве в рассказе об исходе. В качестве бога и царя Египта фараон демонстрировал презрение к Богу евреев, Который посмел посягнуть на его власть: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа, и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). На всем протяжении рассказа об исходе основной чертой характера фараона продолжает оставаться надменность, гордость и отношение к Яхве, которое в Исх. 4 – 14 автор семнадцать раз называет «ожесточенным» или «упорным». Эта характеристика была настолько хорошо известной, что филистимляне ссылались на ожесточение фараона в 1Цар. 6:6.
Царь Яхве решил смирить Своего противника (Исх. 10:3) и произвести суд над всеми богами Египта, в том числе над фараоном (Исх. 12:12). Серией из десяти великих и ужасных казней Царь Яхве одержал над фараоном победу. В качестве Победителя Яхве «будет царствовать вовеки и в вечность» (Исх. 15:18). Яхве – истинный Бог и Царь.
Фараон и Яхве как бы оттеняют друг друга. Фараон правил на земле, приносившей израильтянам смерть. Яхве же вывел Свой народ к земле жизни. Фараон только брал, а Яхве давал. Фараон представлял собой зло, а Яхве добро.
Фараон исхода олицетворяет всех, кто противостоит истинному Богу. Выступающие против Бога превращаются в ничто. Яхве поставил фараона, чтобы весь мир знал об истинном Царе и Его силе (Исх. 9:16; ср. Рим. 9:17). Об этом принципе свидетельствует Писание: «Ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним» (1Цар. 2:9–10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Библейские авторы продолжают относиться отрицательно и к фараонам, правившим после исхода, в первую очередь, из-за склонности Израиля заключать союзы с Египтом (напр., Ис. 30:1–3). Фараоны более позднего периода шли по стопам своего печально известного предка, правившего во время исхода. В пророчествах Иезекииля (Иез. 29 – 32) фараон демонстрирует такую же надменность, как и фараон исхода, живший свыше шестисот лет назад.
Иезекииль пишет о современном ему фараоне, который смел утверждать, что он создал Нил (Иез. 29:3). За такую его гордость Бог обещал погубить фараона и все его воинство (Иез. 31:11, 18). Иезекииль видел апокалиптический суд над фараоном – день суда равнозначен «дню Господа» (Иез. 30:3).
Между судом, описанным Иезекиилем, десятью казнями в Исходе и видениями Божьего гнева в Откровении существует сходство. Например, о суде тьмы говорится в Исх. 10, Иез. 32 и Отк. 9. Это сходство наводит на мысль, что фараон со своими характерными чертами не только служит примером тех, кто насмехаются над Божьей властью, но и олицетворяет неизбежную и вечную судьбу всех выступающих против истинного Царя.
См. также: ЕГИПЕТ, КНИГА ИСХОД, ЯЗВА.
УШИБ (BRUISE)ФАРИСЕЙ (PHARISEE)
Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) — Словарь библейских образов. Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron’s rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424
Никол Болас, Бог-фараон · Hour of Devastation (HOU) #140 · Scryfall Magic: The Gathering Search
Легендарный Planeswalker — Болас
+2: Целевой оппонент изгоняет карты с верха своей библиотеки до тех пор, пока не изгонит карту, не являющуюся землей. До конца хода вы можете разыграть ту карту, не оплачивая ее мана-стоимость.
+1: Каждый противник изгоняет две карты из своей руки.
−4: Никол Болас, Бог-Фараон наносит 7 повреждений целевому оппоненту, существу под контролем оппонента или planeswalker-у под контролем оппонента.
−12: изгоните каждый перманент, не являющийся землей, под контролем ваших оппонентов.
Лояльность: 7
Проиллюстрировано
Раймонд Суонленд
- Стандарт
- Незаконно
- Алхимия
- Незаконно
- Пионер
- Юрисконсульт
- Проводник
- Юридический
- Современный
- Юридический
- Драка
- Незаконно
- Наследие
- Юридический
- Исторический
- Юридический
- Винтаж
- Юридический
- Нищий
- Незаконно
- Командир
- Юридический
- Пенни
- Незаконно
ru
эс
фр
де
Это
пт
да
ко
ру
汉语
漢語
⋮
Отпечатки | евро | ТИКС | |
---|---|---|---|
Набор обратного отсчета к 30 летию Secret Lair | $5,02 | ||
Двойной Мастерс 2022 | 3,55 доллара США | €2,50 | 0,09 |
Двойной Мастерс 2022 | 17,75 долларов США | ||
Час Разрушения Промо-акции | 3,70 доллара США | €3,23 | |
Амонхет обновленный | |||
Комик-Кон в Сан-Диего, 2017 г. | ✶ 104,61 долл. США | ||
Час Разрушения Промо-акции | ✶ 25,65 долл. США | ||
Час Разрушения | 3,64 доллара США | €3,74 | 0,03 |
Посмотреть все принты → |
Набор инструментов
Купить эту карту
Изображения и данные
Примечания и правила Информация для
Никол Болас, Бог-фараон:
- Карты, изгнанные первой и второй способностью Никола Боласа, изгоняются лицевой стороной вверх.
(2017-07-14) - Вы можете разыграть карту, не являющуюся землей, изгнанную первой способностью Никола Боласа в этом ходу, даже если Никола Боласа больше нет на поле битвы или под вашим контролем.
(2017-07-14) - Разыгрывание карты, изгнанной первой способностью Никола Боласа, следует обычным правилам времени разыгрывания этой карты. Например, если это карта существа, вы можете разыграть эту карту только во время вашей основной фазы, пока стек пуст.
(2017-07-14) - Если вы не разыгрываете карту, изгнанную первой способностью Никола Боласа в этом ходу, она останется изгнанной.
(2017-07-14)
- Если вы разыгрываете карту «без оплаты ее мана-стоимости», вы не можете разыграть ее за какие-либо альтернативные стоимости, такие как стоимость появления. Однако вы можете оплатить дополнительные расходы. Если у карты есть какие-либо обязательные дополнительные расходы, такие как «Мучительный голос», вы должны заплатить их, чтобы разыграть карту.
(2017-07-14) - Если карта имеет {X} в своей мана-стоимости, вы должны выбрать 0 в качестве значения X при розыгрыше ее без оплаты ее мана-стоимости.
(2017-07-14) - Разыгрывая вторую способность Никола Боласа, каждый оппонент выбирает, какие карты изгнать из своей руки. Любой противник с двумя или менее картами изгоняет всю свою руку.
(2017-07-14) - В многопользовательской игре, если игрок выходит из игры, все карты, которыми владеет этот игрок, также уходят. Если вы выходите из игры, любые карты заклинаний или перманентов под вашим контролем из первой способности Никола Боласа изгоняются.
(2017-07-14)
Никол Болас, Бог-Фараон [Час Разрушения] – Игры Серых Огров
Показать нет в наличии
Нью-Мексико
—
6,50 долларов США
LP
—
$5,50
депутат
—
4,50 доллара США
HP
—
3,50 доллара США
Поврежден
—
2,50 доллара США
НМ Фольга
—
$19.