Богатство неправедное: О неправедном богатстве / Православие.Ru
Содержание
ВОПРОСЫ — ОТВЕТЫ: Что такое неправедное богатство ?
Tags: Библия,богатство,вопрос,вопросы,вопросы — ответы,неправедное богатство,ответ,ответ на вопрос,ответы
Вопрос: Поясните притчу о неверном управителе из 16 главы Луки, в частности, слова «приобретайте себе друзей богатством неправедным».
Ответ: Притча о неверном управителе, особенно в месте, где написано, что господин похвалил расточительного слугу, вызывает недоумение: за что хвалить, ведь его поведение несовместимо с евангельской моралью! Но Иисус произнес эту притчу не для того, чтобы научить учеников изворотливости. В конце беседы Он призвал их всегда быть честными, потому что «если в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?».
Поначалу сюжет этой притчи очень обычный. Нечистые на руку управители и правители встречаются довольно часто. Правда, немного удивляет выход, который нашел этот человек. Он решил сделать добро должникам своего хозяина, чтобы они потом ему отплатили тем же. А дальше следует неожиданный поворот сюжета: хозяин хвалит слугу. За что же он его хвалит? За то, что он транжирил его имущество? Нет! Господин похвалил его за догадливость.
Первый урок, которому можно поучиться у неверного управителя, это заботе о своем будущем. Зная, что его дни в доме господина сочтены, он сделал все, чтобы обеспечить себе жизнь. А мы, христиане, заботимся ли о своем будущем? Здесь не идет речь о спасении добрыми делами. Спасаемся мы только по благодати. Но в конце жизни нам придется «явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Коринфянам 5:10). Кто-то получит награду. А чьи-то дела сгорят, как ворох соломы.
Второй урок состоит в том, что самое ценное вложение капитала — в добро. Добро всегда сторицей возвращается к тому, кто его сделал. Последние дни своего правления управитель не прятал в укромных местах добро своего хозяина, а приобретал им друзей. Господь говорит, что мы можем открыть свои счета в небесном банке. «Приобретайте сокровище на небесах», — написано в Евангелии. Перечисляем ли мы средства на этот счет?
Библия учит нас простому методу конвертирования материальных средств в вечные небесные ценности. О том, как это происходит, написано в послании апостола Павла к Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тимофею 6:17). Именно на этом и делается акцент в притче о неверном управителе. Христос как бы говорит: «Посмотрите, если нечестный человек догадался добрыми делами обеспечить себе будущность, то насколько более способными к этому должны быть дети Божьи». Дословно самый неудобный стих в притче гласит: «Сотворите себе друзей из мамоны неправедной, чтобы, когда исчезнет, они приняли вас в вечные обители». Слова «маммона неправедная», или неправедное богатство не говорят о богатстве, приобретенном нечестным путем. «Неправедное» означает в данном случае — «неистинное». Это определение относится ко всему материальному богатству и показывает его ненадежность. «Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу», — написан в 23 главе Притч. Богатство земное временно, рано или поздно оно исчезнет. Деньги никогда не принесут человеку истинного счастья. Но, обладая земным богатством некоторое время, мы можем преобразовать его в вечные Божьи ценности.
Вопрос по Библии — Что такое «неправедное богатство» в Евангелии от Луки? — Новости
11 июля 2018 | boruh.info
Вопрос: Истолкуйте текст из Евангелия от Луки 16:9
Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!
9 стих 16 главы Евангелия от Луки ни в коем случае нельзя отрывать от контекста. Он является частью притчи о неверном управителе.
«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9).
Притча, в свою очередь, является частью группы притч, начинающихся в 15 главе. Эти притчи являются ответом Иисуса на упреки фарисеев за то что Иисус ест с мытарями и грешниками. Эта группа начинается простыми притчами о потерянной овце и потерянной драхме. С помощью этих двух притч показаны приоритеты Иисуса, которые отличаются от фарисейских приоритетов.
Но затем следуют три объемные притчи: о блудном сыне, о неверном управителе и о богаче и Лазаре. Несмотря на то, что притча о блудном сыне продолжает тему «Бог, прощающий грешников», в ней появляется персонаж старшего брата, недовольного возвращением грешника – младшего брата. Этот персонаж представляет явный упрек в адрес фарисеев, которые не занимаются возвратом грешников к Богу и, более того, упрекают Иисуса за старания сделать это.
Притча о неверном управителе продолжает эту же мысль, но высказывает ее в намного более жесткой форме. В отличие от «старшего брата» всегда верно служившего Отцу, здесь фарисей представлен в виде неверного управителя, который был уволен с работы за воровство. Притчей о неверном управителе Иисус обвиняет фарисеев на основании первых слов трактата Пиркей Авот, где сказано, что Моисей получил Тору на Синае, передал ее Иисусу Навину, тот – пророкам, а пророки – мужам великого собрания. Те, в свою очередь учили: судите праведно, умножайте количество учеников. Иными словами, этот текст из Мишны однозначно говорит о том, что мужи великого собрания являются хранителями и интерпретаторами Торы (перушим – интерпретаторы Библии).
Таким образом, мы видим, что Иисус с сарказмом говорит о фарисеях, что они, как хранители Торы, не справившиеся с заданием, уволены. Притча продолжает рассказ о том, как уволенный управитель пытался устроиться на работу к должникам своего господина, продолжая обворовывать своего хозяина, который уже уволил его. Выражение «похвалил» в 8 стихе является ироничным, вторая часть стиха говорит, что «сыны века догадливее сынов света в своем роде». Данная фраза, предваряющая 9 стих, говорит о том, что Иисус в этой притче переходит от сарказма к гротеску, высмеивая фарисеев, которые, продолжая неверно распоряжаться тем, что им доверено, усугубляют свое положение. 9 стих завершает притчу и дальнейшие стихи содержат объяснение этой притчи.
Существует несколько типов литературной структуры притч, которые рассказывает Иисус. Один из таких типов называется машаль-нимшаль. Машаль – это сама притча, а нимшаль – это ее интерпретация. В раввинистической литературе подобная структура встречается очень часто. Полный текст притчи о неверном управителе находится в Евангелии от Луки с 1 по 18 стихи. С 1 по 9 стих находится машаль, а с 10 по 18 – нимшаль, который состоит из двух частей.
Первая часть нимшаля – это с 10 по 13 стих. Этот отрывок как раз и доказывает тот факт, что стихи с 4 по 9 являются гротеском. Стих 11 говорит «если вы в неправедном богатстве были неверны, кто доверит вам истинное»? Эти слова доказывают, что фразу «похвалил управителя» надо воспринимать с точностью до наоборот.
Вторая часть нимшаля с 14 по 18 стих показывает кто и почему был неверным управителем. Дело в том, что фарисеи, отреагировав на стих 12 и 13, начинают насмехаться над Иисусом. Это доказывает тот факт, что фарисеи принимают притчу на свой счет и понимают слова Иисуса. Иисус, отвечая им, непосредственно упрекает их в неверной интерпретации Торы. В частности, в 17 и 18 стихах, Иисус повторяет слова, уже сказанные в Нагорной проповеди, говоря о том, что разрешение развода, даваемое фарисеями, является одним из примеров того, как управитель неверно управляет «доверенным ему богатством», Торой.
Что имел в виду Иисус, говоря о приобретении друзей благодаря мирскому богатству в Луки 16:9?
Home > Индекс > Библейские отрывки > Евангелия и Деяния > мирское богатство Луки 16:9
В Луки 16:9 записаны слова Иисуса: «И Я говорю вам, приобретайте себе друзей неправедным богатством, чтобы, когда оно иссякнет, они приняли вас в вечные обители». На первый взгляд, этот стих, взятый сам по себе, может создать впечатление, что Иисус призывает нас приобретать друзей через неправедное или мирское богатство, но это, безусловно, противоречит другим учениям Иисуса — и как это связано с принимаются «в вечные обители»? Мы должны взглянуть на предыдущий контекст, чтобы лучше понять.
Этому стиху предшествует притча о неверном управителе (Луки 16:1–8). Во многих притчах могущественная фигура представляет Бога, а главный герой — положительный пример, которому мы должны подражать. Но в этой притче управляющим и его начальником руководят злые мотивы — нечестность и корысть посредством проницательного поведения, кажется, восхваляются. Основываясь на других Его учениях, мы знаем, что Иисус не описывает нечестное поведение как пример, а вместо этого использует эту историю, чтобы передать духовный принцип.
В этой притче богатый человек говорит своему управляющему, что его уволят из-за нерационального использования ресурсов. Перед тем, как уйти, стюард позаботился о том, чтобы приготовить себе провизию, как только его работа закончится. Он делает это, заключая хитрые сделки с клиентами, которые должны деньги его боссу. Он уменьшает их долг на том основании, что они готовы предложить ему убежище и провизию, когда он в этом нуждается. Когда босс узнает о подлых сделках, которые заключает этот стюард, вместо того, чтобы сделать ему выговор, он поздравит его с его «проницательностью».
Иисус рассказал эту историю, чтобы продемонстрировать духовный принцип, а не естественный. В Луки 16:9 говорится о том, как подготовиться к грядущей жизни вечной, будучи щедрыми и мудрыми управителями в настоящей. Эта концепция соответствует Нагорной проповеди, в которой Иисус учит нас «собирать себе сокровища на небесах» (Матфея 6:20). Словосочетание «мирское богатство» можно было бы назвать и «земным богатством». Мы не должны разбогатеть за счет нечестной деловой практики, даже если это делается для того, чтобы быть щедрым. Наоборот, Иисус хочет, чтобы мы были проницательными управителями в том смысле, что мудро использовали свои ресурсы, чтобы продвигать Его Царство и благословлять других.
Когда мы даем финансовую помощь нашей церкви или миссиям, когда мы жертвуем людям из своих личных ресурсов, когда мы щедро тратим свое время, то, что мы действительно делаем, это помогаем продвигать Божий план «на земле, как и на небе». «(Матфея 6:10). Поступая так, мы накапливаем вечные награды и приобретаем друзей в этой жизни и в жизни грядущей. Вот альтернативный перевод того же стиха: «Вот урок: используйте свои мирские ресурсы, чтобы приносить пользу другим и заводить друзей. Тогда, когда ваше имущество исчезнет, они примут вас в вечном доме» (Луки 16:9)., НЛТ).
Почему Иисус так часто использовал притчи?
Как христианин может быть посланником Христа?
Говорит ли Библия что-нибудь о друзьях?
Что означает заповедь любить друг друга?
Что значит для христиан быть в мире, но не от мира?
Правда обо всем остальном
Что Иисус имел в виду под «неправедной маммоной»?
Оставаясь в своего рода рефлексии из Евангелия прошлого воскресенья о жадности и о том, как ее избежать, давайте подумаем, почему Иисус назвал неправедной маммону (богатство). Эта фраза встречается в Евангелии от Луки, где Иисус говорит: Говорю вам, приобретайте себе друзей, употребляя нечестное богатство, чтобы, когда оно обанкротится, они приняли вас в вечные обители (Луки 16:9). . Вчера мы обсуждали, что значит быть принятыми в вечные обители и кто на самом деле эти друзья, которые нас приветствуют. Но в этом посте, возможно, мы сможем рассмотреть, что означает выражение «нечестное богатство».
Более буквально греческое μαμωνᾶ τῆς ἀδικίας (mamona tes adikias) переводится как «маммон беззакония». «Маммона» — это еврейское и арамейское слово, имеющее более широкое понятие, чем просто деньги. Оно относится к богатству в целом и даже к вещам этого мира, на которые мы полагаемся. Но что подразумевается под выражением «нечестное богатство»? Почему его называют нечестным?
Кажется, существуют различные мнения и теории. Ни одно из них полностью не исключает другое, но они включают некоторые различия в акцентах. Вот три теории:
1. Это относится к богатству, полученному нечестным или незаконным путем . Сейчас я лично думаю, что это маловероятно, так как совет Господа — взять это «бесчестное богатство» и раздать другим. Если кто-то украл у других, обычным средством правовой защиты является возврат им украденных вещей. Это правда, что совет Господа следует за притчей, в которой человек украл (или присвоил) деньги. Но Господь хвалит не его воровство, а его решимость быть умным в мирских делах. Господь желает, чтобы его ученики были такими же умными и вдумчивыми в духовных вопросах. Поэтому маловероятно, что Господь имеет в виду под «нечестным богатством» только то, что мы украли. Если мы воруем, мы должны вернуть это законному владельцу, а не дружить с третьими лицами ради нашей собственной конечной выгоды.
2. Это относится к тому факту, что деньги и богатство ведут нас к нечестности, коррупции и компромиссу . Так как это имеет тенденцию вести к беззаконию, его называют (буквально) мамоной беззакония. Это факт, что Писание вообще глубоко не доверяет деньгам. Например,
- Как трудно богатому войти в Царствие Божие (Луки 18:24).
- Желающие разбогатеть впадают в искушение и ловушку и во многие глупые и вредные желания, которые повергают людей в погибель и погибель. Ибо любовь к деньгам есть корень всех зол. Некоторые люди, жадные до денег, уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:9-10).
- Не дай мне ни бедности, ни богатства, но дай мне только хлеб насущный. В противном случае я могу иметь слишком много и отречься от тебя и сказать: «Кто такой Господь?» Или я могу стать бедным и воровать, и таким образом обесчестить имя моего Бога (Притчи 30:8).
Забавно, что, несмотря на знание таких отрывков, большинство из нас все еще хочет быть богатым! Но в любом случае эта интерпретация рассматривает это выражение как относящееся скорее к тому, куда ведут деньги и богатство, чем к самим деньгам и богатству. Сами по себе деньги не зло, как и богатство. Но они склонны вводить нас во многие искушения, к развращению и неправедности. Поэтому маммона называется «неправедной» или «беззаконной». Некоторые также считают эту манеру речи своего рода еврейской гиперболой, поскольку она приписывает неправедность всему богатству, хотя оно только ведет к нему.
В целом, эта позиция заслуживает внимания, но лично я считаю, что она неполна и нуждается в расширении за счет более широкого понимания неправедности. Просто приписывая что-то еврейскому преувеличению, мы можем упустить тот факт, что мы не должны просто отвергать гиперболы в Писании. Я часто обнаруживал, что иудейские гиперболы, встречающиеся в Писании, существуют не просто так. Обычная причина заключается в том, что нас просят принять во внимание, что преувеличение, возможно, не является полным преувеличением, и что на самом деле в гиперболе больше правды, чем преувеличения. Это понятие развивается в третьей теории.
3. Это относится к тому факту, что этот мир несправедлив и, таким образом, все его богатство имеет неотъемлемую часть несправедливости и неправедности . Мы живем в мире, в котором богатство, ресурсы и деньги распределяются очень неравномерно и несправедливо. Сейчас экономики во всем мире — это очень сложные вещи, и тому может быть множество причин. Некоторые районы этой планеты просто более плодородны, чем другие; в некоторых районах больше нефти и т. д. Коррумпированные правительства также часто играют роль в несправедливом распределении. Это факт, что иногда мы не можем эффективно помочь нуждающимся в некоторых странах, потому что коррумпированные правительства и отдельные лица отвлекают то, что предназначено для бедных. Но от этого никуда не деться: в этом мире очень несправедливое и неравномерное распределение богатств и ресурсов по целому ряду причин. Мы в Америке живем на вершине системы и не можем полностью игнорировать тот факт, что наши недорогие товары часто таковы, потому что рабочие в других частях мира зарабатывают сущие гроши за производство или сбор наших дешевых товаров. Большая часть удобства и комфорта нашего образа жизни обеспечивается людьми, которые зарабатывают очень мало за то, что они делают, часто без медицинских пособий, пенсий и тому подобного.
Опять же, экономика очень сложна, и мы, возможно, не сможем сделать так много, чтобы внезапно все это изменить. Но мы должны, по крайней мере, осознавать, что мы живем очень хорошо, а многие другие — нет, и что наш высокий уровень жизни часто является результатом дешевой рабочей силы в других местах. Когда я покупаю рубашку в магазине с кондиционером и везу ее на машине с кондиционером обратно в свой дом с кондиционером и гардеробной, мне должно прийти в голову, что человек, который сшил и упаковал эту рубашку, вероятно, живет не так хорошо, как я. И тот факт, что он зарабатывал очень мало за свою работу, является одной из причин, по которой я могу купить рубашку менее чем за 20 долларов.
Сейчас я не призываю к бойкоту (наверное, они все равно просто вредят бедным), и я не уверен, как именно мы дошли до такого неравенства в мире. Я знаю, меня раздражает, когда некоторые люди просто хотят обвинить американцев во всех бедах. Есть и другие факторы, такие как международная коррупция, плохая экономическая теория и т. д. Есть много поводов для вины. Но дело в том, что этот мир — несправедливое место, и каждое наше богатство так или иначе испорчено этой несправедливостью.
Итак, эта окончательная теория не так торопится называть выражение Иисуса «еврейской гиперболой». Скорее, он считает вполне реальным представление о том, что мирское неравенство настолько велико и существует на столь многих уровнях, что все блага, удобства и удобства этого мира испорчены, пропитаны неправедностью и несправедливостью. Ничто из этого не является чистым; ни одно из них не является полностью праведным. В этом смысле Иисус справедливо называет это «нечестным богатством».
Если это так, то что делать? Иисус не неясен, ибо он продолжает советовать нам дружить с бедными с нашей «неправедной маммоной», чтобы мы были щедры к тем, кому повезло меньше. Мы, живущие так хорошо, должны помнить, что денежная стоимость продукта может не полностью отражать его истинную человеческую стоимость. Если мы были благословлены (а мы были благословлены), то мы призваны благословлять других.
Заключительный отказ от ответственности – Вопросы бедности и мировой экономики сложны. Я не предлагаю простых решений. Я не экономист; я не социалист; Я не коммунист. Я просто христианин, пытающийся слушать то, чему учит Иисус. Я пытаюсь усвоить Его учение о том, что мне не следует так восхищаться богатством этого мира. Ибо оно погрязло в неправедности, даже если я не имею в виду эту неправедность. Мне кажется, я слышу, как Господь говорит: «Берегись денег и мирских богатств. Это не так здорово, как вы думаете. На самом деле, если вы не научитесь быть щедрым, это может погубить вас». Есть сильное место Писания, обращенное к нам, имеющим так много. Кажется, он дает нам надежду, если мы последуем его плану. Я хотел бы завершить на этом.
Прикажи тем, кто богат в этом мире, не быть высокомерными и не возлагать свои надежды на богатство, которое так ненадежно, но возлагать свои надежды на Бога, Который обильно дает нам все для нашего наслаждения. Прикажите им делать добро, быть богатыми добрыми делами, быть щедрыми и готовыми делиться.