Богоборчество в литературе: Богоборчество — православная энциклопедия «Азбука веры»

Разное

Содержание

Богоборчество — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Грехи против Духа Свя­того свт. Петр (Могила), митр. Киев­ский
  • О бого­бор­цах свт. Нико­лай Серб­ский

Богобо́рчество

1) упор­ное отри­ца­ние суще­ство­ва­ния Бога, извра­ще­ние истин о Боге и Его отно­ше­нии к миру;
2) упор­ное сопро­тив­ле­ние Боже­ствен­ной воле; непо­слу­ша­ние Богу.
3) гоне­ния на веру­ю­щих в связи с их рели­ги­оз­ными убеж­де­ни­ями.

Когда появи­лись первые бого­борцы?

Первым бого­бор­цем был гордец и често­лю­бец Ден­ница, а вместе с ним и другие падшие ангелы: по его навету пер­выми бого­бор­цами среди людей стали Адам и Ева, поже­лав­шие стать богами без помощи Самого Бога. Бого­бор­че­ство про­хо­дит через всю исто­рию чело­ве­че­ского обще­ства, находя выра­же­ние, напри­мер, в фольк­лоре, худо­же­ствен­ной лите­ра­туре разных наро­дов. 

По каким при­чи­нам люди ста­но­вятся бого­бор­цами?

Бого­бор­цами люди ста­но­вятся по разным при­чи­нам. Напри­мер, такая форма бого­бор­че­ства, как атеизм, может иметь при­чи­ной ате­и­сти­че­ское вос­пи­та­ние. Харак­тер­ным при­ме­ром в данной связи может слу­жить мас­со­вая идео­ло­ги­че­ская обра­ботка детей и моло­дежи в СССР.  При­ме­ром жесто­ких, мас­со­вых гоне­ний на веру­ю­щих (хри­стиан) могут слу­жить гоне­ния, осу­ществ­ляв­ши­еся в ран­не­хри­сти­ан­ский период в Рим­ской импе­рии. В этот период гони­те­лями хри­стиан, а значит и про­тив­ни­ками осу­ществ­ле­ния замысла Божия о про­по­веди Еван­ге­лия и при­об­ще­нии людей к Церкви высту­пали иудеи и языч­ники. Одна из причин этих гоне­ний: непри­я­тие учения Христа, рас­про­стра­няв­ше­гося через апо­сто­лов и их после­до­ва­те­лей. В част­ных слу­чаях бого­бор­че­ская дея­тель­ность чело­века может быть свя­зана с неудо­вле­тво­рен­но­стью жизнью, осо­зна­нием соци­аль­ной и иной формы неспра­вед­ли­во­сти, отча­я­нием, вызван­ным вне­зап­ным горем. Бого­бор­че­ство может быть свя­зано и с отка­зом от без­ро­пот­но­сти, сми­ре­ния (допу­стим, чело­век не отри­цает суще­ство­ва­ние Бога, но не желает жить по запо­ве­дям Божьим). Ярчай­шим при­ме­ром того, как гор­дость побу­дила людей к орга­ни­зо­ван­ному бунту против Бога (Быт.11:4), явля­ется исто­рия с попыт­кой стро­и­тель­ства вави­лон­ской башни (Быт.11:1-9).

Таким обра­зом, бого­бор­че­ство может про­яв­ляться и в форме неве­рия в Бога, и как робкий упрек Богу, и как ярост­ное «хуле­ние» Бога. Бого­бор­че­ство может быть свя­зано с неве­рием в Бога, ино­ве­рием, недо­по­ни­ма­нием (непо­ни­ма­нием) или несо­гла­сием с Его волей (с дей­ствием Про­мысла), что, в свою оче­редь, может быть след­ствием гор­до­сти, безу­мия и пр.

Почему Иакова назы­вают святым бого­бор­цем?

Биб­лей­ские стихи о борьбе Иакова с Богом (Быт.32:24-29) имеют разные тол­ко­ва­ния. Про­фес­сор А. П. Лопу­хин допус­кал, что борьба Иакова с Анге­лом Гос­под­ним есть тип духов­ного боре­ния веры, не под­да­ю­щейся ника­ким испы­та­ниям и труд­но­стям жизни. Вместе с тем она про­об­ра­зует всю будущ­ность потом­ства Иакова, с этого момента полу­ча­ю­щего имя Изра­иля, скла­ды­вав­шу­юся из про­ти­во­дей­ствия народа боже­ствен­ному при­зва­нию, обла­да­ния им непре­хо­дя­щими духов­ными бла­гами и вре­мен­ных испы­та­ний, и потерь мате­ри­аль­ных.

Озна­чают ли слова «кто скажет на Духа Свя­таго, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем» (Мф.12:32) то, что бого­бо­рец не имеет воз­мож­но­сти пока­яться?

Спа­се­ние чело­века осу­ществ­ля­ется при содей­ствии бла­го­дати Свя­того Духа. Соот­вет­ственно, упор­ное про­тив­ле­ние Свя­тому Духу, упор­ство­ва­ние греш­ника в отказе при­нять бла­го­дат­ную помощь свыше пре­пят­ствует его спа­се­нию. В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре можно встре­тить ука­за­ние, что именно такое зло­нрав­ное упор­ство­ва­ние обо­зна­ча­ется «хулой на Свя­того Духа», кото­рая не про­стится. Но если греш­ник, хулив­ший Бога (Отца и Сына и Свя­того Духа) или отри­цав­ший Его бытие искренне пока­ется, обра­тится к Богу и вста­нет на путь спа­се­ния, то у него будет воз­мож­ность достиг­нуть Цар­ства Небес­ного. «Заме­тить же над­ле­жит, что Хри­стос не сказал: не отпу­стится хулив­шему и пока­яв­ше­муся, но хуля­щему, т. е. пре­бы­ва­ю­щему в хуле. Ибо досто­долж­ное пока­я­ние раз­ре­шает все грехи», — учит св. Афа­на­сий Вели­кий (см. Беседы на Еван­ге­лие от Матфея).

Какое буду­щее уго­то­вано бого­бор­цам?

«Тот, кто упадет на этот камень, разо­бьется, а на кого он упадет, того раз­да­вит», гово­рится в Библии (Мф.21:44). Камень – Гос­подь. Упор­ная борьба против Бога всегда обре­чена на пора­же­ние. Другое дело, что в рамках земной жизни это не всегда бывает заметно. Но ведь после смерти чело­века ждет Част­ный суд, а потом, при кон­чине времен, — Страш­ный. И для бого­борца, если он не пока­ется, не вста­нет на путь исправ­ле­ния, спа­се­ния, непре­менно насту­пит день, в кото­рый он при­не­сет рас­плату за свои без­за­ко­ния. Заме­тим, что откла­ды­ва­ние пока­я­ния может обер­нуться утвер­жде­нием во зле.

  • 347 0