Богоборчество в литературе: Богоборчество — православная энциклопедия «Азбука веры»
Содержание
Богоборчество — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Грехи против Духа Святого свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- О богоборцах свт. Николай Сербский
Богобо́рчество —
1) упорное отрицание существования Бога, извращение истин о Боге и Его отношении к миру;
2) упорное сопротивление Божественной воле; непослушание Богу.
3) гонения на верующих в связи с их религиозными убеждениями.
Когда появились первые богоборцы?
Первым богоборцем был гордец и честолюбец Денница, а вместе с ним и другие падшие ангелы: по его навету первыми богоборцами среди людей стали Адам и Ева, пожелавшие стать богами без помощи Самого Бога. Богоборчество проходит через всю историю человеческого общества, находя выражение, например, в фольклоре, художественной литературе разных народов.
По каким причинам люди становятся богоборцами?
Богоборцами люди становятся по разным причинам. Например, такая форма богоборчества, как атеизм, может иметь причиной атеистическое воспитание. Характерным примером в данной связи может служить массовая идеологическая обработка детей и молодежи в СССР. Примером жестоких, массовых гонений на верующих (христиан) могут служить гонения, осуществлявшиеся в раннехристианский период в Римской империи. В этот период гонителями христиан, а значит и противниками осуществления замысла Божия о проповеди Евангелия и приобщении людей к Церкви выступали иудеи и язычники. Одна из причин этих гонений: неприятие учения Христа, распространявшегося через апостолов и их последователей. В частных случаях богоборческая деятельность человека может быть связана с неудовлетворенностью жизнью, осознанием социальной и иной формы несправедливости, отчаянием, вызванным внезапным горем. Богоборчество может быть связано и с отказом от безропотности, смирения (допустим, человек не отрицает существование Бога, но не желает жить по заповедям Божьим). Ярчайшим примером того, как гордость побудила людей к организованному бунту против Бога (Быт.11:4), является история с попыткой строительства вавилонской башни (Быт.11:1-9).
Таким образом, богоборчество может проявляться и в форме неверия в Бога, и как робкий упрек Богу, и как яростное «хуление» Бога. Богоборчество может быть связано с неверием в Бога, иноверием, недопониманием (непониманием) или несогласием с Его волей (с действием Промысла), что, в свою очередь, может быть следствием гордости, безумия и пр.
Почему Иакова называют святым богоборцем?
Библейские стихи о борьбе Иакова с Богом (Быт.32:24-29) имеют разные толкования. Профессор А. П. Лопухин допускал, что борьба Иакова с Ангелом Господним есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни. Вместе с тем она прообразует всю будущность потомства Иакова, с этого момента получающего имя Израиля, складывавшуюся из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний, и потерь материальных.
Означают ли слова «кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32) то, что богоборец не имеет возможности покаяться?
Спасение человека осуществляется при содействии благодати Святого Духа. Соответственно, упорное противление Святому Духу, упорствование грешника в отказе принять благодатную помощь свыше препятствует его спасению. В святоотеческой литературе можно встретить указание, что именно такое злонравное упорствование обозначается «хулой на Святого Духа», которая не простится. Но если грешник, хуливший Бога (Отца и Сына и Святого Духа) или отрицавший Его бытие искренне покается, обратится к Богу и встанет на путь спасения, то у него будет возможность достигнуть Царства Небесного. «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи», — учит св. Афанасий Великий (см. Беседы на Евангелие от Матфея).
Какое будущее уготовано богоборцам?
«Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит», говорится в Библии (Мф.21:44). Камень – Господь. Упорная борьба против Бога всегда обречена на поражение. Другое дело, что в рамках земной жизни это не всегда бывает заметно. Но ведь после смерти человека ждет Частный суд, а потом, при кончине времен, — Страшный. И для богоборца, если он не покается, не встанет на путь исправления, спасения, непременно наступит день, в который он принесет расплату за свои беззакония. Заметим, что откладывание покаяния может обернуться утверждением во зле.
- 347 0
-
0 -
- Б
Богоборчество.
Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения
Богоборчество
Богоборчество является, по-видимому, самой ранней и самой слабой формой противодействия религии, не вышедшей еще за пределы религиозного сознания в целом. Оно проходит через всю историю классового общества, находя выражение в фольклоре, художественной и даже теологической литературе разных народов. Его элементы обнаруживаются еще на стадии разложения первобытнообщинного строя, но порождено оно социальными отношениями и духовной атмосферой антагонистического общества.
Причины появления богоборчества различны: осознание социальной несправедливости, неудовлетворенность жизнью, отчаяние, вызванное внезапным горем. Оно может проявляться как робкий упрек сверхъестественным силам в неустроенности жизни или как яростная угроза богу, «хуление» его. В богоборчестве личность может осознавать свою интеллектуальную силу, позволившую ей посягнуть на традиционный образ сверхъестественного, но богоборчество может свидетельствовать и о чувстве крайней зависимости от этого существа. Оно соответствует, как правило, обыденному сознанию и связано с чувством ненависти, неприязни к сверхъестественным силам. В основе такого чувства лежит неприятие мира социальных отношений, которые богоборцу представляются несовместимыми с представлениями о высшем благе. Человек как бы преодолевает смирение перед неподвластными ему реальными обстоятельствами. «Бунтуя», он переосмысливает понятие всеблагого бога, который представляется богоборцу злым и несправедливым.
В религиозных сочинениях богоборчество осуждается как нравственный порок. И хотя сущность богоборчества здесь мистифицирована, однако из них можно почерпнуть представления и о переживаниях богоборцев, и о формах и причинах негативного отношения к богу. Факт наличия богоборческих настроений среди древних евреев отразился, например, в легенде о борьбе Иакова с богом. В «Книге Иова» страдания, выпавшие на долю Иова, рождают у него сомнение в справедливости бога. Но здесь — робкий упрек всевышнему при осознании своего полного бессилия. Вместе с тем в вопросе, обращенном к богу, «Почему нечестивец блаженствует, а праведник страдает?» уже содержится ответ: бог есть причина зла в жизни и индивида, и общества в целом. Тем самым понятие бога лишается этической ценности.
Несмотря на религиозную традицию осуждения богоборчества, внимание к теме богоборчества не угасало и в эпоху средневековья. В литературе того времени содержится и самоосуждение по поводу былых богоборческих порывов (например, у монаха Отлоха Эммердамского), и критика богоборчества с позиций ортодоксального христианства (у Ансельма Кентерберийского), и констатация неприязненного отношения к богу (в одном из писем Элоизы к Абеляру).
Развитие процесса секуляризации в обществе подготовило почву для перевода богоборческих идей, настроений в плоскость других форм свободомыслия — скептицизма, индифферентизма, антиклерикализма, а также привело к использованию богоборчества в светской культуре. Начиная с эпохи Возрождения человеческое «я» уравнивалось с божественным. Образы богоборцев в произведениях светской литературы символизируют идею достоинства личности, протест индивидуума против несправедливости в обществе. Эта идея, воплощаясь в художественных образах, получает общественное звучание, именно в них концентрируются социально значимые черты богоборчества, направленного против несправедливых порядков. Богоборческие идеи, накапливаясь в культурной традиции, оказывали позитивное влияние на общественное сознание. Многие деятели культуры Нового времени не были религиозными, но не были и настоящими богоборцами, например Байрон. Фигура богоборца нередко становилась лишь поэтическим символом стремления личности к свободе, а иногда и к переустройству мира.
В условиях капиталистического общества богоборческие сюжеты используются по-разному. Богоборчество становится одной из тем так называемого атеистического экзистенциализма, который в философской литературе последних лет все чаще называют «богоборческим» экзистенциализмом. Ницшевский «богоборец» Заратустра утверждает в борьбе с богом свое право на попрание общечеловеческих норм нравственности — его богоборчество смыкается с религиозным нигилизмом.
Следовательно, к проявлениям рассматриваемого феномена нужно подходить дифференцированно, учитывая, что искреннее богоборчество сыграло положительную роль в эпоху наиболее значительного влияния религии на общественное сознание. Оно дискредитировало важные религиозные идеи, в частности идею фатальной греховности человека как основы несовершенства социальных отношений. «Вина» человека, обусловленная «первородным грехом», трансформируется в сознании богоборца в вину божества.
Богоборчество связано и с отказом от некоторых черт религиозного этического идеала: безропотности, смирения, убежденности в том, что страдания — благо для человека. Моральная дискредитация идеи бога и мысленный спор со сверхъестественной силой подготавливали атмосферу более благоприятную для критики религии. Надо отметить также связь богоборческих идей с некоторыми народными движениями. Так, в IV в. в Антиохии богоборческие идеи, появившись как следствие обрушившихся на людей социальных бед, сопровождали восстание низов против господствующих классов. Многие крестьянские выступления в России были также подготовлены распространением богоборческих идей. Представление о боге как дурном, злом, несправедливом существе было мистифицированным выражением «превратного мира».
Примеры богохульства
Термин богохульство относится к неуважительным высказываниям о Боге. Это может также относиться к унижающим достоинство религиозным концепциям или литературе. Богохульство может быть включено в речь, действие, письмо, музыку или искусство. Исследуйте примеры богохульства, встречающиеся в повседневной жизни.
Горящая книга как пример богохульства
Реклама
Богохульство в Библии
Когда вы говорите о богохульстве, обычно это библейский термин. Оно встречается не только в Ветхом и Новом Заветах, но и само это слово уходит своими корнями в религию. Сказать что-то богохульно, это означает, что действие или слова каким-то образом, формой или формой направлены против Бога или Богов, в зависимости от религии.
Вы можете увидеть богохульство, упомянутое в нескольких местах в Библии KJV, включая Марка 7:22-23:
Воровство, алчность, злоба, обман, непотребство, сглаз, богохульство, гордость, безумие: все эти злые вещи прийти изнутри и осквернить человека.
Произнесение имени Господа напрасно
Произнесение имени Господа напрасно считается богохульством, согласно второй заповеди.
Противостояние силе Святого Духа
Сопротивление силе Святого Духа упоминается в Библии несколько раз, включая Матфея 12:31.
Сомнение в добрых намерениях Бога
Утверждение, что Бог недобр, несправедлив или жесток, является богохульством. Это можно увидеть в нескольких местах Библии, включая Луки 12:10.
Богохульство в повседневной жизни
Богохульство окружает нас повсюду. Его можно найти не только в Библии, но и в повседневной жизни. Исследуйте различные примеры богохульства.
Использование имени или образа Иисуса
Некоторые считают название альбома рэпера Канье Уэста Yeezus и его отношение к себе равным Иисусу богохульством.
Сожжение религиозного документа
Сожжение религиозного документа, такого как Библия или Коран, считается богохульством.
Разрушение церкви
Разрушение церкви является формой богохульства. Это потому, что вы уничтожаете религиозный объект. Это тоже подпадает под святотатство.
Реклама
Поклонение Дьяволу
Поклонение Сатане кощунственно. Поклонение сатане является отказом от Бога и рассматривается как богохульство.
Создание или изображение богохульного искусства
Некоторые примеры создания или изображения богохульного искусства включают следующее:
- Художник Андрес Серрано создал то, что он назвал произведением искусства, погрузив пластиковую копию распятого Иисуса Христа в емкость с собственной мочой и он заявил, что фотографирует это как средство разоблачения пороков религии. Однако это 1987 произведение было признано крайне кощунственным и было уничтожено в 2011 году во время протестов во Франции. Название работы было Piss Christ.
- В одном из эпизодов популярного телешоу «Секс в большом городе » было показано то, что некоторые сочли кощунственным произведением искусства. Эпизод вращался в основном вокруг картины женщины, распятой как Иисус Христос. Он был представлен в нью-йоркской галерее.
Подстрекательство других против религии
Пастор Терри Джонс — глава церкви во Флориде, который в 2010 году был признан кощунственным по отношению к исламской религии из-за его предложения провести «День сожжения Корана», его публикация из книги под названием Ислам от дьявола , и его поставки рубашек и чашек, которые распространяют то же самое послание.
Печать изображения Мухаммеда
Исламский пророк Мухаммед часто является источником богохульства. Его изображение, согласно законам ислама, не подлежит печати. Тем не менее, многие карикатуристы и другие люди во всем мире считались богохульниками за это. В 2006 году норвежские и датские газеты столкнулись с серьезной негативной реакцией и угрозами возмездия со стороны исламских стран за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда. В то время как сам факт печати карикатур сам по себе считался бы богохульством, карикатуры также изображали Пророка в позах, которые считались «нелестными», особенно в той, в которой изображение Пророка было сделано похожим на террориста.
Реклама
Извращенное изображение религиозного деятеля
Анимационные телешоу были обвинены в богохульстве за извращенное изображение религиозных деятелей. Например:
- Анимационное американское телешоу Симпсоны было привлечено к ответственности за богохульство после трансляции эпизодов, в которых дьявол якобы запугивал Бога, среди различных других предполагаемых богохульств.
- Также под огнем критики за трансляцию богохульных выражений находится американская анимационная комедия, Гриффины . Известный своим необычным юмором, Family Guy показал Иисуса в одном конкретном эпизоде, который изобразил Его в извращенной манере, вызвав бурю протеста.
- В 2010 году американская анимационная комедия South Park также представила изображения Пророка Мухаммеда в эпизоде, в котором Пророк был талисманом медведя. Возмущенный предполагаемым богохульством, один исламский веб-сайт пригрозил продюсерам шоу за то, что они сочли проявлением неуважения к Пророку.
Другие примеры богохульства
Дополнительные примеры богохульства из новостей включают следующее:
- В 2019 году директор школы-индуиста в Пакистане был задержан за совершение богохульства против пророка во время его урока, что привело к подстрекательству к беспорядкам. В Пакистане действуют законы против богохульства.
- В 2020 году школьнице угрожали расправой после создания богохульного поста в социальных сетях. Французское правительство постановило, что богохульство не является преступлением.
Слово о богохульстве
Богохульство — это не просто библейская конструкция. Его можно найти по всему миру, и он все еще актуален сегодня. В некоторых странах даже есть наказуемые законы против богохульства. Теперь, когда вы кое-что знаете о богохульстве, вы можете взглянуть на примеры этического кодекса.
Штатный писатель
Введение: «Первоклассное богохульство» | Кощунственный модернизм: слово 20-го века, ставшее плотью
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический кощунственный модернизм: слово 20-го века, ставшее плотьюЛитературные исследования (начиная с 20-го века)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический кощунственный модернизм: слово 20-го века, ставшее плотьюЛитературные исследования (начиная с 20-го века)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Пинкертон, Стив,
‘Введение: «первоклассный богохульство»’
,
Бенистонный модернизм: слово 20-го века, сделанное плотью
, Модернистская литература и культура
(
2017;
онлайн EDN,
Oxford Academan
, 16 февраля 2017 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190627560.003.0001,
, по состоянию на 3 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический кощунственный модернизм: слово 20-го века, ставшее плотьюЛитературные исследования (начиная с 20-го века)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический кощунственный модернизм: слово 20-го века, ставшее плотьюЛитературные исследования (начиная с 20-го века)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе показано значение богохульства для литературоведения и, в частности, для модернистской науки. Сам термин богохульство обозначает специфически словесный способ религиозной трансгрессии, который требует тщательного анализа текста, однако модернистские писатели также усложняют это определение, создавая внутренне воплощенные литературные формы, которые стремятся превзойти статус богохульства как текста. Такие формы отражают «эстетику святотатства», которая дополняет обычное обращение этих писателей к «трансгрессивной типологии»: подрывному перепрофилированию библейских тем для достижения радикальных формальных и политических целей. На протяжении всей этой главы исследуется двойственное отношение модернистских писателей к предполагаемой смерти Бога. Безжалостно оскверняя те самые религиозные традиции, из которых они черпают большую часть своей литературной эстетики, они также вновь подтверждают непреходящий статус этих традиций как священных: наблюдение, которое сохраняется даже в самых нагло непочтительных модернистских текстах.
Ключевые слова:
современность, религия, секуляризация, Т. С. Элиот, After Strange Gods, трансгрессивная типология, эстетика святотатства, Джеймс Джойс, Лэнгстон Хьюз, Салман Рушди
Тема
Литературоведение (20 век и далее)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.