Болдино смоленская область монастырь как доехать карта: Яндекс Карты — подробная карта мира

Разное

Болдинский монастырь — фото, история создания, экскурсии

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинская обитель превратилась в богатейший и влиятельнейший монастырь всей смоленской земли.

В 1580–90-х годах в монастыре развернулось большое каменное строительство. Именно в эти годы были выстроены основные монастырские здания – Троицкий собор, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня, стены монастыря.

Архитектурный ансамбль Болдинского монастыря являлся выдающимся шедевром русской архитектуры, единственным известным нам ансамблем эпохи царствования Федора Иоанновича. Архитектура и фасадная декорация Троицкого собора восходят к Архангельскому собору Московского Кремля. Представьте, в глубокой провинции стоял храм, по красоте и величию равный одному из лучших соборов Москвы.
Болдинская обитель располагалась около оживленной дороги – тракта, ведущего к западным границам Руси. Здесь останавливались стрельцы, шедшие в поход, царские послы, торговые люди. В Житии преподобного Герасима сохранилось описание чуда исцеления царского посла Михаила Безднина в 1585 году благодаря молебну у раки преподобного. Т.е. уже тогда мощи пр. Герасима были известны и почитаемы как чудотворные.

Большой удар по Болдинскому монастырю был нанесен Смутой начала XVII века и польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Речи Посполитой, в котором государственной религией было католичество.

После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Болдинский обитель была возрождена, но не смогла сохранить за собою былых богатств. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II у монастыря (как и у всех монастырей государства Российского) были отобраны все земли. Это привело к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью кн. Андрей Николаевич Долгоруков.

В 1929 году, по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны здесь расположилась партизанская база. В марте 1943 года,  когда линия фронта приблизилась к Дорогобужу, гитлеровцы заминировали все старинные постройки: Троицкий собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню – и взорвали их.

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 году для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1964 году Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, в свой родной Дорогобужский край, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно его трудами по сохранившимся обмерам и фотографиям поднялась из руин удивительной красоты колокольня.

В 1991 году Болдинский монастырь был передан Русской православной церкви и возобновил деятельность. За прошедшие годы были восстановлены трапезная с Введенской церковью и каменная стена с четырьмя башнями,  Тихвинская церковь, а также деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище.

В 2001 году при расчистке южного придела Троицкого собора были обретены мощи преподобного Герасима. Сейчас рака с мощами преподобного находится в Троицком соборе, восстановленном в 2010 г. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начал новый этап истории.

Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдин монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов России, как князья Звенигородские, дворяне Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.

В настоящее время возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – семейная усыпальница представителей славного Смоленского (дорогобужского уезда) дворянского рода Вистицких конца XVIII – первой половины XIX веков.

В Троицком соборе находилась усыпальница семьи князей Долгоруковых. Здесь похоронены дед (Николай Владимирович) и бабушка (Екатерина Андреевна), отец (Андрей Николаевич) и два дяди (братья отца: Николай Николаевич и Василий Николаевич) двух выдающихся государственных деятелей России – военного министра (1852–1856), начальника III отделения Собственнго Его Императорского Величества канцелярии и шефа жандармов (1856–1866) кн. Василия Андреевича Долгорукова и знаменитого московского генерал-губернатора (1865–1891) кн. Владимира Андреевича Долгорукова.

В настоящее время, вряд ли найдется еще одна монашеская обитель в нашем Отечестве, которая возродилась к жизни, и жизни активной, от полного разрушения и запустения.

Экскурсии по теме статьи

Экскурсия «Болдинская обитель»

Паломнический тур в Смоленск

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь / Монастырский вестник

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Читать подробнее

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель – князь Андрей Долгорукий.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад. Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие преподобного Герасима».


В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.


В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского, которые продолжаются и сейчас.

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской Православной Церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Смоленская область, Россия Путеводитель

История Смоленщины

Территория Смоленщины была одним из мест зарождения древнерусской государственности. На протяжении всей своей истории она входила в состав Киевской Руси, Смоленского княжества, Великого княжества Литовского, Московского царства, Речи Посполитой и, наконец, России.

В середине I века нашей эры восточнославянские племена объединялись в крупные племенные союзы. В то время племенной союз кривичей населял территорию нынешней Смоленщины и создавал объединение земель с центром в Смоленске.

Город Смоленск впервые упоминается в Архангелогордских летописях под 863 г., когда Аскольд и Дир во время своего похода из Новгорода в Царьград (Константинополь) не вошли в Смоленск, так как он был сильно укреплен. В 882 году Смоленск был присоединен к Киевской Руси. В связи с существованием славяно-варяжской аристократии союз кривичей стал Смоленским княжеством в 1054 году.

Еще исторические факты…

нынешняя Смоленская область. Монголы не дошли до Смоленска, но с 1274 года княжество признало свою вассальную зависимость от Золотой Орды. В 1404 году литовский князь Витовт захватил Смоленск и положил конец его независимости.

В 15.00 во время Ведрошского сражения на территории Смоленщины русские войска нанесли поражение литовцам. В 1514 году Смоленск вошел в состав Русского государства. После Смутного времени, согласно Деулинскому перемирию 1618 года, Смоленские земли отошли к Речи Посполитой

Во время Смоленской войны (1632-1634) Россия не смогла вернуть себе Смоленские земли. В 1654 году этот край окончательно вошёл в состав России в результате русско-польской войны. Смоленская губерния была основана в 1708 году. В 1812 году, во время французского нашествия на Россию, Смоленск сильно пострадал. После двухдневного оборонительного боя русские войска были вынуждены продолжить отход к Москве.

Вторая половина 19 века была периодом развития культуры в крае (гимназии, музеи, театры). Смоленские путешественники Пржевальский и Козлов провели ряд экспедиций по изучению Средней Азии. В 1870 году Смоленск был соединен с Москвой железной дорогой. В начале 20 века это была типичная аграрная провинция. Более 90% населения (1,5 млн человек) проживало в деревнях. Смоленск был крупнейшим городом (59 000 человек).

27, 19 сентября37, Смоленская область была образована. В 1940 году в этом районе произошла Катынская расправа над пленными польскими офицерами. В июле 1941 года территория Смоленской области была захвачена немецкими войсками и оккупирована. В сентябре 1943 года в результате наступления Красной Армии район был освобожден. После распада Советского Союза Смоленская область испытала депопуляцию.

10 апреля 2010 года президентский авиалайнер Ту-154М ВВС Польши потерпел крушение при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный. Все 9Погибли 6 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский, а также другие польские политики, почти все высшие военачальники, общественные и религиозные деятели. Это была польская делегация на траурных мероприятиях, посвященных 70-летию Катынского расстрела.

Красивая природа Смоленской области

Пейзаж Смоленской области

Автор: Васильев Александр

На берегу небольшого озера в Смоленской области

Автор: Крупин Б.Б.0005

Пейзажи Смоленской области

Автор: Вячеслав Степанов

Особенности Смоленской области

Смоленская область почти полностью расположена на Смоленско-Московской возвышенности, на западе Восточно-Европейской равнины. Средняя высота поверхности около 220 метров над уровнем моря. Протяженность области с запада на восток составляет 280 км, с севера на юг — 250 км. На западе Смоленская область граничит с Беларусью.

Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января минус 9градусов Цельсия, в июле – плюс 17 градусов Цельсия. Крупнейшие города области: Смоленск (330 000), Вязьма (53 600), Рославль (51 500), Ярцево (45 500), Сафоново (43 100).

На территории области выявлено около 30 видов природных ресурсов: бурый уголь, различные глины, торф, каменная соль, известняк, фосфориты, лечебные грязи, минеральные воды, кремний, горный хрусталь и др. Леса занимают около 30 % территории.

Днепр – главная река области. В Смоленской области несколько сотен озер, из которых особенно красивы ледниковые на северо-западе: Каспля, Свадицкое, Велисто и другие. Самое крупное из них — Акатовское (655 га), самое глубокое — Баклановское (28 метров). Крупнейшее карстовое озеро – Калыгинское. Национальные парки «Смоленское Поозерье» (150 тыс. га) и «Гагаринский» (55 тыс. га) являются основными природоохранными территориями.

Основные отрасли промышленности: ювелирная (ПО «Кристалл» — крупнейший производитель алмазов в России и один из крупнейших в мире по огранке алмазов), энергетика (Смоленская АЭС, Смоленская ГЭС), машиностроение, пищевая и химическая промышленность.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является производство молока и мяса. Сельскохозяйственные угодья области занимают около 1,75 млн га, более 35% ее территории.

Основные автомобильные дороги Смоленской области: М1 «Беларусь», Р120 Орел — Витебск, А101 Москва — Варшава («Старопольская» или «Варшавка»).

Достопримечательности Смоленской области

Смоленск богат историческими архитектурными достопримечательностями, основную часть которых составляют церкви, соборы и монастыри. Но есть и интересные места, расположенные за городом:

  • Мемориальный комплекс «Катынь» в Катынском лесу, 15 км от Смоленска;
  • «Теремок» — историко-архитектурный комплекс, расположенный в Фленово, близ Талашкино, деревня, расположенная примерно в 19 км от Смоленска, один из центров культурной жизни России на рубеже 19 в.20-го века, несколько интересных архитектурных памятников;
  • Хмелита — историко-культурный и природный заповедник, созданный на базе музея-усадьбы Александра Грибоедова в Вяземском районе;
  • Кремль, Церковь Одигитрии, Троицкий собор, Аркадский монастырь, Иоанно-Предтеченский монастырь, Краеведческий музей, Музей Сергея Есенина в Вязьме;
  • Гнездовские курганы (курганы) — археологический заказник, расположенный в 12 км от Смоленска, крупнейший археологический памятник периода Древней Руси;
  • Национальный парк «Смоленское Поозерье» с 35 красивейшими озерами ледникового происхождения, прогулочными дорожками, водными маршрутами, детским экологическим лагерем «Лесная республика», минеральным источником «Святой колодец» и городищем Вержавск;
  • Самый большой глобус Европы в Дорогобуже — огромный старый резервуар от соседнего химзавода с рисунком земной поверхности;
  • Музей адмирала Нахимова в селе Городок;
  • Музей-усадьба М. И.Глинки в Новоспасском;
  • Дом-музей Н.М.Пржевальского в селе Пржевальское.

«В лесу» Мельников вкратце ❤️

Середина XIX века. Привольный, богатый лесами и народными промыслами – Верхнее Заволжье. Они живут здесь в труде и достатке, исповедуя старую веру. Крестьян, сбежавших к купцам, немало, что их называют тысячными.

Один из таких богатых тысяченачальников Патап Максимыч Чапурин живет за Волгой в деревне Осиповке. Свои дела Чапурин ведет по совести, и за это ему от всего уважения и уважения.

Семья Чапуриных маленькая. Жена Аксинья Захаровна и две дочери: старшая, восемнадцатилетняя Настя, любимица отца, и Прасковья, младшая. Дочери только что вернулись в родительский дом из Комаровского монастыря, где свекровь была Манефа, сестра Патапа Максимыча,

Есть еще одна богоданная дочь Чапурина, воспитанная им сирота Груня, но она уже замужем за богатым купцом и живет в другой деревне.

Зима

Студент иногда возвращает Чапурина из удачной командировки, радуется встрече с прислугой, дарит им подарки.

Оставшись после обеда наедине с женой, Патап Максимыч объявляет ей, что на днях приедут дорогие гости — богатый купец Снежков с сыном, за которого Чапурин готов выдать Настю. Для него этот брак почетен и выгоден.

У Трифона Лохматого трое сыновей и две дочери. Самый успешный из детей — старший, красивый и первый ловкий на точение Алексей. Он держал Трифона на обороте, и все бы ничего, но навалили на крестьян беду – сначала пожар, а потом неизвестные злодеи ограбили начисто. Лохматому пришлось отправить двух сыновей в народ на заработки. Алексей попал к Чапурину.

Чапурин полюбил новую работницу за скромность, трудолюбие и мастерство. Он собирается сделать его приказчиком, который будет распоряжаться всем остальным, но пока не объявляет о своих намерениях.

От имени Аксиньи Захаровны приходит матушка Манефа с двумя молодыми послушницами. Одна из них, сообразительная Фленушка, пытается разгадать тайну

подруги — Настя признается в любви к Алексею.

Обсуждая с домашними, как лучше устроить прием гостей, Патап Максимыч спрашивает Настю, что она думает о свадьбе, у него уже есть для нее жених.

Настя сначала со слезами на глазах просит отца не выдавать ее за нелюбимого, а получив отказ, твердо заявляет, что в таком случае примет монашество.

Горькая и проворная Фленушка сближает Настю и Алексея. При первой встрече Настя «страстно посмотрела в глаза милому и бросилась к его груди…».

Посмотреть имена родителей и поздравить Аксинью Захаровну с днем ​​ангела приходит Аграфена Петровна.

Новые гости, среди них Яким Прохорич Стуколов, давний знакомый Чапурина; Он путешествовал более четверти века где-то в мире. Вместе со Стуколовым держится и купец из местечка Дюкова.

Стуколов рассказывает собравшимся о своих странствиях, намекая, что он посланник белокриницкого старообрядческого епископа, а здесь занят делами нецерковными. Он владеет информацией о залежах в волжских лесах «земляной нефти» и ищет компаньонов для ее добычи.

Этот разговор слышит Алексей, и глаза его загораются, когда он думает о возможном быстром обогащении.

Завязавшийся разговор прерывается приходом отца и сына Снежковых. Старший Снежков уверен — он здесь богаче и знаменитее всех, — он хвастается вольными нравами московского купечества. Чапурина и его гостей эта история повергает в смущение.

Настя сразу догадалась о намерениях отца и шепчет Фленушке: «Не будь сватом».

Около полуночи пировали гости, наконец разошлись по комнатам, но не все уснули. Не спит и мать Манефы, потрясенная встречей с человеком, которого она давно считала погибшим. У нее в юности был грех, она родила дочь от Стуколова. Скитницы спрятали ребенка, а взамен взяли с грешницы обещание «получить ангельский образ монашества». И хотя отец в конце концов согласился выдать ее замуж за Стуколова, девушка не решилась нарушить данную Господу клятву.

С годами она прославилась своим поклонением и умением управлять всеми церковными делами. Девочку, которая воспитывалась в деревне, мать Манефы взяла себе в послушницы, и никто не знал, что Фленшка ее родная дочь.

Отказавшись от Снежкова, сильно обиженный таким неожиданным поворотом дела, Патап Максимыч возвращается, чтобы поговорить со Стуколовым о золоте. Странник поясняет: хотя местные ветлужские прииски даже богаче сибирских, но чтобы добыть золота, потребуется не меньше пятидесяти тысяч. Но тогда они превратятся в пять, если не в десять миллионов.

Чапурин осторожничает, ему не нравится, что половина прибыли будет отдаваться епископу Софронию, владеющему картой россыпей.

В конце концов они все-таки договариваются, решив сохранить все предприятие в тайне. Чапурин решает сам съездить на Ветлугу, на месте разобраться, что к чему.

И Патап Максимыч овладевает гордыми мечтами о будущем богатстве, думает о дочери, думает о том, кто мог бы стать ей достойным мужем. «И пришел ему на ум Алексей. Если бы Настя знала и знала, что мелькнуло в голове отца, она бы не плакала по ночам…»

Чапурин уехал на двух санях со Стуколовым и Дюковым. Накануне дня льва, 18 февраля, они заблудились.

Тут им повезло — они наткнулись на бригаду лесозаготовителей, которые и привели их в нужное русло. Пока ехали, Чапурин расспрашивал проводников о здешних местах, есть ли где-нибудь золото. Лесник ответил, что слышал о золоте в Ветлуге, но не знает, где именно оно лежит. Притворившись спящим, Стуколов прислушивается к разговору, ему на руку этот слух.

Чапурин решает навести справки у своего хорошего знакомого, горного чиновника Колышкина. Стуколов также предлагает сначала навестить своего отца Михаила, игумена Красноярского монастыря, который также участвует в поисках золота, и тот тайно извещает игумена о своем приезде.

Встретили их в монастыре с таким почетом и радушием, что Патап Максимыч сразу проникся расположением к здоровенному, отцу Михаила, от крепкого дуба.

Осторожный Чапурин для верности еще собирается навестить Колышкина. Герцогам с Дуковым приходится подменять этот фальшивый золотой песок настоящим, чтобы эксперт не уличил их в мошенничестве. Путешественника расспрашивают и о сбыте фальшивых ассигнаций, заведенных в монастыре, и отец Михаил жалуется, что дело опасное и не такое уж прибыльное.

Отставной горняк Сергей Андреич Колышкин тут же объясняет Чапурину, что маститый купец замешан в мошенничестве. Он также сообщает об их общем знакомом, который, насладившись баснословными прибылями, связался с продажей подделок и сейчас сидит в тюрьме, а деньги, по слухам, ушли из красноярского монастыря.

Вновь встретившись со Стуколовым и Дюковым, Чапурин не делает вид, что разгадал их план, и дает им три тысячи, чтобы поймать аферистов на месте преступления. В Комаровском монастыре мать Манефы вникает во все бытовые мелочи, интересуется каждой насельницей монастыря. Особое внимание она проявляет к Марье Гавриловне Масляниковой, богатой и еще молодой вдове, которая живет здесь по своей воле. Она много натерпелась с мужем старика, но теперь нашла в Комарово тихий сердцевидный причал.

К Насте во время пребывания в скиту Марья Гавриловна была очень привязана, была рада дочери и отцу. Патап Максимыч взял однажды Марью Гавриловну тысяч двадцать, а вовремя вернуться не успел, так что она согласилась подождать, сколько ему будет нужно.

Через несколько дней доверенное лицо Чапурина приходит в монастырь и делится с монахинями своими домыслами: Стуколова и Дюкова, по его мнению, Чапурина избивают, чтобы заработать фальшивые деньги. Услышав это, Манефа теряет сознание. Долго, перед Пасхой, она лежала в постели. Фленушка уговаривает Марью Гавриловну попросить Чапурина отпустить его дочерей в монастырь. Марья Гавриловна и она сама, скучая по Насте, жадно пишет письмо Патапу Максимычу.

А в доме Чапуриных грустно. Хозяйке все равно. Ее брат, не флиртующий в отсутствие хозяина, снова выпил. Параше скучно спать. Настя тоскует по Алексею.

У Алексея свои мысли. И на Насте жениться хочет, и Чапурина боится, и золотом голова затуманена. И уже между ним и Настей пробежала черная тень, что-то она почувствовала и пригрозила своему возлюбленному: «Заведешь еще одного — не живи с ломиком… И не будешь корыстным…»

Наконец, на шестой неделе Великого поста Чапурин вернулся домой. Узнав о болезни Манефы, он разрешает дочерям посетить настоятельницу. Алексей Патап Максимыч отправляется в Красноярский монастырь, чтобы предупредить отца Михаила о темных планах Стуколова. При этом Чапурин намекает Алексею, что возлагает на него большие надежды.

Перед отъездом к Комарову Настя, не выдержав душевных мук, признается матери: «Я потеряла себя! .. Нет чести девице! .. Я страдал, мама…»

И вот в Москву приезжает Комаров Московский начетчик Василий Борисыч, елочник по женской части. От него Манефа случайно узнает, что праведник Стуколов вдобавок ко всему очень жаден.

Приехавший в Манефу с письмом от брата Алексей видит и с Марьей Гавриловной, и между ними вспыхивает взаимное притяжение. У молодой вдовы словно воскресла первая любовь, а у Алексея любовь к любви смешана с корыстью – у Марьи Гавриловны нет денег.

Фленушка замечает, что с парнем что-то не так, но думает, что его огорчает гордыня Насти.

И не к другим теперь Фленушка. Манефа предлагает ей серьезно подумать о будущем. Когда нет Манефы, монахини выберут ее любимицу. Не лучше ли сейчас принять монашество? Тогда Манефа сделает Фленшку своим преемником. Пока льняная рубашка наотрез отказывается.

Настя, которая с того самого дня, как призналась матери, лишена всякой памяти, наконец приходит в себя и просит у родителей прощения. Девушка знает, что жить ей осталось недолго, и просит отца простить ее «разрушителя». До глубины души тронутый Патап Максимыч обещает не чинить зла Алексею.

Итак, покаявшись, и скончалась раба Божия Анастасия.

Алексей вернулся из поездки в тот самый момент, когда похоронная процессия с гробом Насти ушла за окраину села.

Патап Максимыч принимает от Алексея обет молчания. Алексей сообщает, что по дороге он столкнулся со Стуколовым, Дюковым и отцом Михаила — они гнались за ними в кандалах.

Марья Гавриловна после встречи с Алексеем как бы расцветая, объявляет Манефе, что решила уйти из монастыря в город.

Весной в Заволжье для молодежи начинаются вечеринки. В скитах там же нет прогулок. Здесь в это время молитвы и службы еще более усердны.

И на Манефу падает новая беда, чище прежней. От Петра тайно сообщают, что идет гонение на скиты: иконы запечатываются и отбираются, а монашествующие направляются на место рождения.

Настоятельница решает пока держать эту информацию в тайне, дабы купить в городе более дешевое жилье для путешественников, оповестив о предстоящих событиях только самый узкий круг доверенных матерей. Организацией съезда в Комарово занимается Фленушка.

Перед расставанием с Алексеем Чапурин сообщил ему, что Марья Гавриловна ищет приказчика, и он, Алексей Чапурин, ей его порекомендовал.

Алексей едет в губернский город и бегает там от безделья и неопределенности своего положения, а от Марии Гавриловны нет известий.

На сороковой день Настиной кончины к Патапе Максимычу приходит много гостей на поминки. Среди них вездесущий Василий Борисыч, который и стихиры успевает пропеть, и великолепие Параши Чапуриной воспеть.

Смущает Чапурина московского лектора своими легкомысленными речами о монастырских нравах.

Василий Борисыч поразил присутствующих, и особенно Чапурина, своим кругозором и свежим взглядом на вещи. В Заволжье, говорит, надо затевать разные торги, и кто первый попадет туда, тот получит несметные барыши.

И Чапурин начинает тайно проносить калькулятор к своей торговой деятельности, он предлагает сначала помочь советом и деньгами. От чего бы Василий Борисыч не отказался, Чапурин стоит на своем.

Наконец упрямый торговец почти добился своего. Обещает ему Василий Борисыч, выполнив в шесть недель все данные ему в Москве поручения, поехать к Чапурину писарями. «А он на уме: «Только бы отделаться по-хорошему». «

Марья Гавриловна стала угрюмой и молчаливой, плохо спит, свеча ровно тает на огне. И тут новая забота: она получила письмо от брата — он купил на ее имя пароход и спросил, кому отправить. А Алексей слухов не слушал… Наконец-то он объявился. Без слов они поняли друг друга и расстались только на рассвете. Мария Гавриловна уходит из монастыря без малейшего сожаления.

А Алексей умело играет на чувствах Марии Гавриловны. Она уже написала пароход на его имя, хотя они еще не женаты. Мария Гавриловна решает только одно: они обвенчаются в единоверческой церкви.

Алексею все равно. Главное для него — покрасоваться на публике. Он теперь одевался франтом, подбирал всякие «сложные слоги», и гордость его прибавлялась с каждым днем.

Затейница Фленушка, которой наскучила дерзость Василия Борисыча, приводит его к Параше Чапуриной. Целующемуся новой любви кажется милым, но он боится гнева Чапурина, а сама Параша и слова не скажет. ..Рад, что отправился с монахинями в паломничество на чудную степень Китежа.

В пестрой толпе странников Василий Борисыч встречает почтенного купца Марка Данилыча Смолокурова и его красавицу-дочку Дуню.

Монахини приглашают на щедрые пожертвования Смолокурова вместе с Дуней, чтобы остаться в Комарово. Присоединяется к ним и Василий Борисыч, уже завидовавший красоте Дунина.

И вот в Комарово появляется еще один гость, молодой купец Петр Степанович Самоквасов. Он приехал, вроде бы, и по делу, но больше всего ему не терпится встретиться с Фленушкой, которая уже третий год гоняет на канате.

И Петру Степанычу ставит условие: прежде чем он сам женится, пусть поможет Василию Борисычу и Параше сначала окружить его. Самоквазов соглашается на все, лишь бы прикрыть возлюбленную.

Пришло время съезда матерей всех скитов. Целый день в этом соборе шли дебаты и споры. «Ничего не доделал, ни по одной статье ничего не решили». Надежды, которые возлагались на московский призыв Василия Борисыча, не оправдались. Не церковные, а мирские, мысли его заняты.

Как раз посреди собора прискакал гонец с известием, что в ближайшие дни начнется разорение скитов. Они стали ездить к матерям по своим скитам, чтобы спрятать от «служителей сатаны» иконы, книги и, что более ценно, из имущества отшельника.

Василий Борисыч принимает предложение Чапурина, который более чем когда-либо хочет вовлечь его в свои дела.

Женщины и девушки, побывавшие в Комарово, собираются со своей компанией и начинают в шутку расспрашивать незамужних о том, как они собираются жить с мужем. Фленушка, разведенная, сказала, что обязательно станет мужем помрат, но это несбыточно, мать не огорчит, в монастырь не уйдет. Одна Дуня Смолокурова заявила, что выйдет замуж только по любви и будет делить с мужем и радость, и горе до самого конца, а в остальном ее Господь научит…

Речь Дюни слышит Петр Степаныч Самоквасов, находившийся под окном.

Фленушка, выполняя данное ею Манефе обещание, порывает с Самоквасовым, но все же требует, чтобы он выполнил свое обещание – помог «окружить отъезд» Василия Борисыча с Парашей. Молодой купец, с его слов, не привык сдаваться. Он договаривается со священником и кучерами — к свадьбе все готово.

Приехав по делам в губернский город и навестив Колышкин, Чапурин с удивлением узнает, что его бывший приказчик был женат на Марье Гавриловне, стал владельцем дома и парохода и записался в первую гильдию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts