Борис годунов пушкин поэма: О поэме А.С. Пушкина «Борис Годунов». Часть 1

Разное

Дума XIII. Борис Годунов — Пушкин. Полный текст стихотворения — Дума XIII. Борис Годунов

Борис Федорович Годунов является в истории с 1570 года: тогда он был царским оруженосцем. Возвышаясь постепенно, Годунов сделался боярином и конюшим: титла важные при прежнем дворе российском. Сын Иоанна Грозного, царь Феодор, сочетался браком с его сестрою, Ириною Феодоровною. Тогда Годунов пришел в неограниченную силу: он имел столь великое влияние на управление государством, что иностранные державы признавали его соправителем сего кроткого, слабодушного монарха. По кончине Феодора Иоанновича (1598 г.), духовенство, государственные чины и поверенные народа избрали Годунова царем. Правление его продолжалось около осьми лет. В сие время Годунов старался загладить неприятное впечатление, какое оставили в народе прежние честолюбивые и хитрые его виды; между прочим ему приписывали отдаление от двора родственников царской фамилии (Нагих, кн. Сицких и Романовых) и умерщвление малолетнего царевича Димитрия, брата царя Феодора, в 1591 году погибшего в Угличе. Годунов расточал награды царедворцам, благотворил народу и всеми мерами старался приобрести общественную любовь и доверенность. Между тем явился ложный Димитрий, к нему пристало множество приверженцев, и государству угрожала опасность. В сие время (1605 г.) Годунов умер незапно; полагают, что он отравился. Историки несогласны в суждениях о Годунове: одни ставят его на ряду государей великих, хвалят добрые дела и забывают о честолюбивых его происках; другие — многочисленнейшие — называют его преступным, тираном.Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.Пред образом Спасителя, в углу,
10 Лампада тусклая трепещет,
И бледный луч, блуждая по челу,
В очах страдальца страшно блещет.
Тут зрелся скиптр, корона там видна,
Здесь золото и серебро сияло!
Увы! лишь добродетели и сна
Великому недоставало!. . Он тщетно звал его в ночной тиши:
До сна ль, когда шептала совесть
Из глубины встревоженной души
20 Ему цареубийства повесть?
Пред ним прошедшее, как смутный сон,
Тревожной оживлялось думой {1} —
И, трепету невольно предан, он
Страдал в душе своей угрюмой.Ему представился тот страшный час,
Когда, достичь пылая трона,
Он заглушил священный в сердце глас,
Глас совести, и веры, и закона.
«О, заблуждение! — он возопил: —
30 Я мнил, что глас сей сокровенный
Навек сном непробудным усыпил
В душе, злодейством омраченной! Я мнил: взойду на трон — и реки благ
Пролью с высот его к народу
Лишь одному злодейству буду враг;
Всем дам законную свободу.
Начнут торговлею везде цвести
И грады пышные и сёла;
Полезному открою все пути
40 И возвеличу блеск престола.Я мнил: народ меня благословит,
Зря благоденствие отчизны,
И общая любовь мне будет щит
От тайной сердца укоризны.
Добро творю, — но ропота души
Оно остановить не может:
Глас совести в чертогах и в глуши
Везде равно меня тревожит. Везде, как неотступный страж, за мной,
50 Как злой, неумолимый гений,
Влачится вслед — и шепчет мне порой
Невнятно повесть преступлений!..
Ах! удались! дай сердцу отдохнуть
От нестерпимого страданья!
Не раздирай страдальческую грудь:
Полна уж чаша наказанья! Взываю я, — но тщетны все мольбы!
Не отгоню ужасной думы:
Повсюду зрю грозящий перст судьбы
60 И слышу сердца глас угрюмый.
Терзай же, тайный глас, коль суждено,
Терзай! Но я восторжествую
И смою черное с души пятно
И кровь царевича святую! Пусть злобный рок преследует меня —
Не утомлюся от страданья,
И буду царствовать до гроба я
Для одного благодеянья.
Святою мудростью и правотой
70 Свое правление прославлю
И прах несчастного почтить слезой
Потомка позднего заставлю.О так! хоть станут проклинать во мне
Убийцу отрока святого,
Но не забудут же в родной стране
И дел полезных Годунова».
Страдая внутренно, так думал он;
И вдруг, на глас святой надежды,
К царю слетел давно желанный сон
80 И осенил страдальца вежды. И с той поры державный Годунов,
Перенося гоненье рока,
Творил добро, был подданным покров
И враг лишь одного порока.
Скончался он — и тихо приняла
Земля несчастного в объятья —
И загремели за его дела
Благословенья и — проклятья!..[1]1821 или 1822

1821 г.

«Борис Годунов» за 9 минут. Краткое содержание трагедии Пушкина

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, […]
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…

Реклама:

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена:

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Реклама:

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, […]
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им […]
Я выстроил им новые жилища…

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Реклама:

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследо­вавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса — возмездие.

Реклама:

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останав­ливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

Реклама:

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастро­фический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говорит Борис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Реклама:

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Реклама:

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

Пересказала М. Н. Сербул.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Литературные учебные пособия и резюме

Спасибо за знакомство с этим SuperSummary Краткое изложение сюжета «Борис Годунов» Александра Пушкина. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

Борис Годунов  — пьеса, написанная известным русским драматургом и поэтом Александром Пушкиным. Первоначально написанная в 1825 году и опубликованная в 1831 году как пьеса в шкафу  «Борис» предназначался для чтения единственным читателем или небольшими частными группами и не был одобрен российской цензурой для публичного исполнения до 1866 года. изображение событий, приведших к «Смутному времени» в конце 1500-х годов, Борис Годунов остается вневременной критикой как консолидации власти элитой, так и опасности неконтролируемого популизма. В то время как пьеса считалась провальной к своим 1931 аудитории Пушкин назвал свой шедевр «романтической трагедией».

Главный герой, Борис Годунов, в начале пьесы — могущественный русский дворянин. После смерти царя Ивана Грозного на престол восходит царевич Федор, но его способность к царствованию скомпрометирована его слабой и рассеянной натурой. Борис, уже являющийся лидером среди знати, избирается регентом, чтобы взять на себя некоторые формальные обязанности царя по управлению. Увидев возможность захватить власть, Борис начинает прокладывать себе путь к престолу.

Его первое задание — убийство царевича Дмитрия, младшего брата Федора и второго в очереди на престол. Борис планирует поймать убийц с поличным и немедленно казнить, а затем приказывает фальшивое расследование смерти Дмитрия. Хотя официальных доказательств связи Бориса с преступлением нет, тем не менее начинают появляться слухи о его причастности.

После смерти царя Федора Борис Годунов захватывает престол и начинает свое официальное царствование. Первоначально симулируя колебания, несмотря на подавляющий призыв народа к его назначению царем, Борис принимает эту должность под видом смирения и долга. Однако он сразу же вводит суровое и жестокое правление, которое включает в себя более тяжелое подчинение крепостных и устранение политических врагов, и по мере того, как начинают распространяться новые слухи о его причастности к смерти Дмитрия, он быстро их подавляет.

Тем временем молодой монах по имени Григорий Отрепьев сам начинает слышать слухи, и после того, как другой монах замечает, что Григорий и Дмитрий были почти ровесниками, Григорий вынашивает свой собственный путь к монархии. Он замышляет выдать себя за младшего брата Федора и заявить, что его никогда не убивали. Его план, без сомнения, сработает, потому что он знает, что Борис Годунов никогда не предоставит никаких доказательств, которые могли бы обвинить его в настоящем убийстве Дмитрия.

Конечно, план Григория не лишен своих сложностей. До Бориса доходит слух, что монах пытается выдать себя за Дмитрия, поэтому царь посылает убийц, чтобы выследить его и убить. Григорий добирается до Литвы в составе троицы нищих монахов, но в конце концов его догоняют люди Бориса. Он едва избегает плена и продолжает строить доводы в пользу восстания.

У Бориса дома свои проблемы. Болезни и голод охватили всю Россию, и подозрительные дворяне, кажется, бесконечно планируют его кончину. Тем не менее Борис вынослив, но стресс на работе начинает сказываться на его здоровье. Он все больше беспокоится о том, чтобы держаться подальше от убийства Дмитрия, удерживая власть и управляя восстанием «самозванца». Само убийство — постоянный призрак, преследующий стареющего царя и вызывающий у него повышенное душевное волнение.

Движение Григория начинает набирать обороты. Правительства как Польши, так и Литвы верят его истории, и, поскольку они наслаждаются перспективой потенциального создания для себя некоторой доли в Царстве России, они позволяют ему накопить армию. Он и его войска быстро переходят в Россию, усугубляя беды Бориса.

Эти беды в конце концов настигают его, а также чувство вины за убийство Дмитрия и стресс, связанный с сохранением самообладания перед лицом все более скептически настроенного населения: Борис падает замертво в присутствии Думы. Войска Григория еще даже не начали приближаться к Москве, а читателям/зрителям остается подумать об исторических событиях, которые в конечном итоге привели к воцарению Дмитрия вслед за реальной смертью Бориса Годунова.

Пьеса Пушкина затрагивает один из главных политических вопросов, который до сих пор не дает покоя современному обществу: может ли коррумпированная власть быть хорошей? В «Царе Борисе» зрителям предлагается болеть за его падение, одновременно сочувствуя его стрессу и личному упадку. Григорий, монах, изображающий темную лошадку на волне народничества, добивается царского сана под предлогом обретения неограниченной власти. Ни один из мужчин не подходит к работе с чувством альтруистического долга.

Эти два центральных персонажа демонстрируют недостатки, характерные для литературы всех времен и жанров: оба горды, но отважны и расчетливы в достижении своих целей. Григорий и царь Борис также противопоставляются друг другу. Будучи монахом, Григорий принадлежит к низшему классу, в то время как благородство Бориса дает ему право на почти неограниченную свободу действий. Даже если эти персонажи созданы так, чтобы время от времени казаться искупительными, оба мужчины являются властолюбцами, работающими только для достижения зрелости своего собственного статуса.

 

UW Press: — Борис Годунов без цензуры: случай оригинальной комедии Пушкина, с аннотированным текстом и переводом, Честер Даннинг с Кэрил Эмерсон, Сергей Фомичев, Лидия Лотман и Энтони Вуд, русские и славистические исследования / литература и критика


Без цензуры Борис Годунов
Дело о Пушкине
Оригинал Комедия, с аннотированным текстом и переводом
Честер Даннинг с Кэрил Эмерсон, Сергей Фомичев,
Лидия Лотман и Энтони Вуд

Издание Wisconsin
Центр пушкиноведения
Главные редакторы: Дэвид М. Бетеа и Александр Долинин

Убедительно выступает за включение
оригинальная версия 1825 года пьесы «Борис Годунов» (позже затмившая
по «политкорректной» редакции) в каноне
произведений Пушкина

» Без цензуры Борис Годунов — произведение яркого и тщательного научного раскопа,
предлагает радикально пересмотреть устоявшуюся пушкинскую
канон. . . . Коллектив выдающихся американских и российских
исследователи возвращают нас через капризы пьесы.
прием к давно погребенному, но все еще пылающему литературно-историческому
сокровище: оригинальная версия комедии Пушкина о
Царь Борис и Гришка Отрепьевы
(1825 г.), расшифровка Сергея
Фомичева из рукописи поэта, а в переводе на вольный
белый стих с блеском и проницательной точностью Антония
Вуд.» — Рэйчел Полонски, Times Literary Supplement

» Борис Годунов самый
увлекательным и проблематичным из всех пушкинских текстов. История
из Без цензуры Борис Годунов действительно своего рода детектив
Роман: почему Пушкин не отдал предпочтение более раннему варианту
ученых, почему, возможно, так и должно быть, и как собственно история и
истории литературы, в частности, затуманили вопрос о том, что
мог бы быть окончательным текстом ». — Дэвид М. Бетеа,
Вилас Профессор-исследователь кафедры славянских языков
и литературы, Висконсинский университетМэдисон

Честер Даннинг
профессор истории Техасского университета A&M и автор
Первая гражданская война в России. Кэрил Эмерсон
А. Уотсон Армор III профессор славянских языков Университета
и литературы и профессор сравнительного литературоведения в Принстоне
Университет. Сергей Фомичев — профессор литературы
в Государственном университете Великого Новгорода в России. Лидия
Лотман
— старший научный сотрудник Пушкинского института
Российская академия наук в Санкт-Петербурге, Россия. Антоний
Вуд
— отмеченный наградами переводчик стихов Пушкина.
Член редколлегии «Пушкинской премьеры».
серия, изданная Государственным театром имени Пушкина.

Запросы представителей СМИ и книготорговцев относительно рецензий, мероприятий и интервью можно направлять в отдел рекламы по адресу publicity@uwpress. wisc.edu или по телефону (608) 263-0734. (Если вы хотите проверить книгу на предмет возможного использования в курсе, см. нашу страницу «Учебники». Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного лицензирования прав, см. раздел «Права и разрешения».)

Смежные интересы :

Справочник Пушкина

Под редакцией Дэвида М. Бети

«Этот амбициозный компаньон величайшего поэта России —
не словарь, не антология, а памятник, который разворачивается
как живой музей хрупких контекстов, которые легко теряются: жизнь,
тексты, контексты, культурные резонансы. В этом ориентире
двуязычный проект, российские и американские ученые объединяются
над все расширяющимся чудом Александра Пушкина, чей голос
вновь выходит за пределы всех режимов и методологий».0042
Кэрил
Эмерсон, Принстонский университет

ПЕРВАЯ МЯГКАЯ ОБЛОЖКА
ИЗДАНИЕ

Апрель 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы