Борис годунов сочинение народ и власть: НАРОД И ВЛАСТЬ трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (Борис Годунов Пушкин)

Разное

НАРОД И ВЛАСТЬ трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (Борис Годунов Пушкин)

Борис Годунов

Александр Сергеевич Пушкин

Краткое изложение

Читается примерно за 8 минут

Сочинения

49 сочинений

Главные герои

И их характеристика

Сочинение


Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции перед нами предстает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из этой толпы даже не знают, что происходит, зачем они сюда пришли. Люди зовут Бориса на трон: «Будь наш отец, наш царь!»

Но эти слова им подсказали бояре. Почти все знают, что Борис слывет цареубийцей, и все равно призывают его на царство. Странное поведение толпы, странное изъявление воли народа. В этой сцене Пушкин показывает народ непонятливым (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр. «О чем там плачут?» «А как нам знать! То ведают бояре, не нам чета». Вот так, не понимая, что сами делают, люди выбирают себе в цари Бориса. Им все равно, убийца он или нет. Мол, грешник он, а не они. Мне нравится, как Пушкин своеобразно и остро ставит вопросы. Когда умирает Борис, народ считает, что над ним свершился Божий суд, что наказан главный виновник всех бед. Но в судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил сильно, выбрав убийцу на трон. Божий суд продолжается – теперь страдает народ.

Приходит новый правитель, и люди снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке. В финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ. Люди снова по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слухам, то тут они сами стали свидетелями нового убийства.

Совершилось новое преступление, народ снова обманут, правда попрана. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание. Бог наказал народ за грех, и теперь он осознал, что пошел по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но в отличие от царя народ совершает верный выбор.

Трагедия заключается в осознании народа, в его пробуждении. Совершать новый грех люди отказываются, выражается этот протест в роковом безмолвии. В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Вместе с ними Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. Большое внимание А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и власти, в своем произведении он показывает идеал русского народа, идеал правды и совести.

Другие сочинения по этому произведению


Народ и властьНарод и власть (по трагедии «Борис Годунов»)Народ и его роль в трагедии «Борис Годунов»Образ Бориса ГодуноваОсновная тема трагедии «Борис Годунов»Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов»)Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»Образ и характер Бориса ГодуноваПРОБЛЕМА НАРОДА И ВЛАСТИ В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»Мои размышления по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Образ и характер Самозванца в трагедииСочинение на тему трагедии Пушкина «Борис Годунов»Пимен — характеристика литературного герояИстория России в творчестве А.С. Пушкина (на примере поэмы «Борис Годунов»)Особенности жанра трагедии «Борис Годунов»Художественный анализБорис Годунов 1Историческая концепция трагедии «Борис Годунов»Народ в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»)Переломные моменты прошлого России в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»Творческая история трагедии Пушкина «Борис Годунов»Марина МнищшекДраматический характер трагедии «Борис Годунов»Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»Судьба человеческая судьба народная в поэме «Борис Годунов»Главный герой трагедии Пушкина «Борис Годунов»Личность Бориса Годунова и ее трактовка ПушкинымХудожественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов»Анализ сюжета поэмы «Борис Годунов»Образ и характер ПипенаОсновной конфликт в трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов”Русская история глазами А. С. ПушкинаХроники царствования Бориса Годунова по трагедии ПушкинаХудожественные особенности трагедии «Борис Годунов»Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова»Причины и мотивы написания трагедии «Борис Годунов»Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»Значение трагедии «Борис Годунов» в истории русской драматургииУгличская драма в жизни Бориса ГодуноваКомпозиция трагедии Пушкина «Борис Годунов»Шуйский — характеристика литературного герояЮродивый — характеристика литературного герояБорис Годунов 2Центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»Исторические произведения Пушкина («Капитанская дочка», «Борис Годунов»)

«Борис Годунов»: народ в трагедии Пушкина, образ народа

Народ и его роль в трагедии Борис Годунов Александра Пушкина — сочинение

Образ. Характеристика

Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.

…зять палача и сам в душе палач…

Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.

…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…

Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.

Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.

Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.

Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.

…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…

Он советуется с ними. Ищет ответа на вопрос, сколько ему осталось царствовать. Спокойным будет его правление или нет. Борис перестает доверять простому народу, к которому раньше тянулся всей душой.

Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.

Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.

…что пользы в том, что явных казней нет…

Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.

В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.

Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.

Урок литературы на тему «Народ и власть в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА

«БОРИС ГОДУНОВ»

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Эта историческая трагедия поднимает важнейшие вопросы, которые остаются актуальными и до сегодняшнего дня, например, проблема, обозначенная нами как одна из основных – проблема взаимоотношений человека, получившего неограниченную власть, и народа, который как раз и находится под этой властью.

2. Основные вопросы беседы:

— кого автор определил как главных действующих лиц трагедии?

— можно ли в связи с этим считать трагедию политической?

— кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?

— почему никакие происки бояр и духовенства не влияют на настроение народа? («Давай народ искусно волновать…»)

— каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?

— каково отношение народа к власти?

— чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?

— почему народ не может представить жизнь без власти?

— легко ли добиться признания, находясь у власти?

— для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?

— в чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти…». Фрагмент х/ф «Борис Годунов».

— почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?

Монолог Пушкина «Такой грозе, что вряд царю Борису…»

— что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?

— прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?

Иллюстрация к образу Бориса Годунова

— чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?

— почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?

И все-таки есть один представитель народных масс, который может позволить себе сказать Годунову все, что он о нем думает. Послушаем фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

— кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).

— как вы объясните выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?

— за что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?

— итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?

— как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?

— что предсказывает Отрепьеву его сон?

— что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?

— кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?

— как он ведет себя на русской земле?

— что способно затмить Лжедмитрию власть?

— почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?

— в чем причина его побед?

— почему неизбежно крушение Лжедмитрия?

анализ эпизода из к/ф «Борис Годунов» (сон Лжедмитрия).

— каким видится Лжедмитрию с высоты народ?

— каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?

— какова реакция народа на злодеяния Лжедмитрия? Почему «народ безмолвствует»? («Молчание народа – урок королям»)

— кому из героев в большей степени симпатизирует автор?

— в чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?

— доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?

3. Заключительное слово учителя.

Народ и власть… Тема неисчерпаемая. И проблема неисчерпаемая. Власть – огромная ответственность и колоссальное испытание для человека. Но самое главное – я думаю, что вы со мной согласитесь – это, имея неограниченную власть, остаться человеком. Как показывает история, не каждому удается выдержать это испытание. Примеров тому десятки. Опять же власть может оказаться палкой о двух концах, потому что человек может стать заложником власти, а то и пешкой в чьей-то нечестной игре. Только нравственная власть пользуется уважением. Но можно ли допустить общество без высшей власти? Конечно, нет. Как говорил французский писатель 18 века Антуан Ривароль, «где нет власти, там умирает закон».

4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какими чертами, по-вашему, должен обладать человек, которому вы могли бы доверить власть?».

Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии «Борис Годунов» он воссоздал «минувший век во всей его истине». Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы… Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами.

Борис Годунов описан Пушкиным всесторонне и исчерпывающе. Это превосходный отец, стремящийся дать счастье родным детям, праведный и внимательный властелин, размышляющий о благе народном, однако отчего же повсеместно он терпит поражение? Нет удачи и счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии «и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского». Это глава боярской группы, потомок удельных князей «Рюриковой крови». Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Фёдора. Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому «народ искусно волновать». Но когда Борис избран, Шуйский превращается в «лукавого царедворца». Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский — типичный придворный, «уклончивый, но смелый и лукавый».

В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.

Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишека, Вишневецкого и других. Большое внимание уделено Марине Мнишек. «Мраморная нимфа», холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра. Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она даёт согласие стать женой Самозванца.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.

Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ—это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: «Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха». Умный Басманов говорит Борису: «Всегда народ к смятенью тайно склонен».

Сила народа — в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.

Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.

Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время — в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого — темнота, политическая несознательность народной массы. Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии («Красная площадь», «Девичье поле»), и в заключительной сцене.

Народ в драме изображен в движении, в формировании нравственного самосознания. Сцена первого появления народа на Красной площади приглашает задуматься об отдельной оторопи общенародной массы, очутившейся без венценосца:

О боже мой, кто будет нами править?

О горе нам!

В последующем акте — на Девичьем поле — народ молит Бориса встать на престол. Однако это происходит по указанию бояр: «То ведают бояре». Как мы видим из реплик, которыми перекидываются расположившиеся в этом месте, существенная доля народной массы абсолютно безразлична к выбору государя. Для неё это попросту занятное представление.

В заключении драмы народ уже другой: он самостоятельно принимает активное участие в происходящем, не тая собственной ненависти к монаршему дому.

«Boris Godunov» Книга Сергея Платонов — 723 слова

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Польские и литовские вторжения
  3. ГОДУНОВА многие важные вопросы связаны с жизнью и политикой русского царя Бориса Годунова. Личность этого царя окутана множеством тайн и проблем, которые Платонов пытается обнаружить и проанализировать. Основными проблемами, освещаемыми в книгах, являются политическая карьера Бориса Годунова с его диспозиций в годы правления Ивана Грозного, политическая борьба за власть с боярами и его восхождение на престол после странной смерти Димития, его первого наследника. Кроме того, Платонов обсуждает глубокие административные, политические и экономические реформы Бориса, его отношения с Польшей, Швецией и другими европейскими странами. Большая часть исследований Платонова посвящена отношениям Годунова с духовенством и патриархом Иовом.

    Польско-литовское нашествие

    Наиболее полная часть книги представляет собой описание польско-литовского нашествия под предводительством Лгедимитрия и гибели Годунова и его семьи в результате прихода к власти Львимитрия.

    Книга была написана в 1921 году после революции в России в условиях «красного террора», когда все противоположные точки зрения были строго запрещены, но Платонову удавалось активно писать, пока в 1930 году его не отправили в Самару за антисоветскую деятельность.

    Поводом для написания этой книги послужил давний интерес Платонова к «Смутному времени», по которому он даже защитил в конце XIX века диссертацию. Некоторые ученые расценивают его стремление писать на эту тему как признак его отношения к приходу к власти большевиков как к очередной «смуте», наносящей ущерб России и ее народу.

    Хотя сложно обрисовать всесторонне тезис автора, можно сказать, что он обращает внимание на изложение основных исторических и социальных условий, господствовавших в то время и обусловивших «смутное время». Основной аргумент работы можно сформулировать следующим образом. Чтобы государство было действенным и органичным, необходимо, чтобы власть была централизована, а всякая оппозиция ей подавлялась государственным аппаратом. По мнению Платонова, эти предпосылки отсутствовали при Борисе Годунове, что привело к нестабильности и иноземному нашествию. Положение могло измениться только в случае сильной монархии, ярым сторонником которой является Платонов.

    Логическую структуру книги во временном и тематическом плане можно охарактеризовать как соответствующую тезису автора. Тем не менее, такой недостаток, как не так много времени, уделяемый анализу социально-экономических условий, прослеживается, но объясняется противопоставлением Платонова историцистскому и марксистскому течениям в исторических исследованиях.

    Личность Годунова

    В первую очередь личность Годунова анализируется с точки зрения ее научного исследования другими историками. Затем анализируются начальные периоды творческого пути Годунова сквозь призму боярско-дворцовых отношений в России и политической ситуации после смерти Ивана Грозного. Конкретнее обсуждается политическая борьба между кланами Шуйских и Годуновых. Следующие главы посвящены царству Бориса: международным отношениям, проблемам патриарха и его внешней политике. Много места уделено анализу внутренней политики Годунова, его экономической и крестьянской реформ, отношений с духовенством, административной политики. Последняя и наиболее интересная часть книги посвящена кризису в России, приведшему к походу Львимитрия на Годунова, голоду 1603-1605 гг. и другим событиям, приведшим к его гибели и гибели его семьи (сына Фодора) .

    Платонов использует множество исторических источников, карты, иллюстрации, которые он привел в конце книги, монографии своих современников, таких как Градовский, Миллер и др. Задача книги была полностью выполнена, поскольку Платонов дал читателю всесторонний анализ исторического периода правления Бориса Годунова, но, несмотря на это, можно отметить некоторые недостатки этой книги. Среди них открытая экспликация монархической идеологии Платонова, которая привела его к неверному истолкованию ряда крупных событий указанного периода, а иногда и к некритическому отношению к монархической политике Годунова. Использование этих точек зрения для царской легитимации отрицательно сказывается на научной истине. Кроме того, как отмечалось выше, Платонов дает читателю слабый анализ экономических и социальных условий того времени, уделяя основное внимание описанию личности Годунова и его политическим интригам.

    Справки

    Платонов Сергей. Борис Годунов, царь России (1924), пер. Л. Рекс Пайлз. Gulf Breeze, Флорида: International Academic Press, 1973.

    Это сочинение на тему «Борис Годунов» Книги Сергея Платонова написано и представлено вашим коллегой
    ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты
    должны цитировать его соответственно.

    Запрос на удаление

    Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

    Запросить удаление

    Нужен образец Эссе , написанный с нуля

    профессиональный специально для вас?

    801 сертифицированный писатель онлайн

    ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

    Сцена коронации из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Римского-Корсакова | Путеводитель по архивам Молденхауэра | Статьи и очерки | Архивы Молденхауэра — Мемориал Розалин Молденхауэр | Цифровые коллекции

    Группа русских композиторов, начавшая собираться после 1857 года, в составе Милия Балакирева, Сезара Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина, стала известна как могучая кучка (дословно «могучая маленькая кучка »). куча», традиционно переводится на английский язык как «Могучая кучка» или просто «Пятерка»), после того как этот термин впервые появился в русской печати в 1867 году для описания этой разрозненной компоновки композиторов. Объединенные эстетическими идеями, основанными на отказе от западных музыкальных форм и создании исконно русской музыки, они были вдохновлены и опирались на богатое культурное наследие страны — эстетика, непосредственно восходящая к эстетике, установленной Михаилом Глинкой за несколько десятилетий до этого. .

    Поскольку наиболее легко применимый компонент этого культурного наследия для создания национальной музыки был найден в народной песне, неудивительно, что творческий порыв каждого члена «пятерки» нашел свое наиболее естественное и мощное выражение в среде вокала. музыки, причем вокальная традиция в России особенно сильна в силу традиционного исключения музыкальных инструментов из богослужений Русской православной церкви.

    Два самых независимых мыслителя Пятерки, Мусоргский и Римский-Корсаков, первыми порвали с жесткими принципами национализма в музыке, которых придерживался волевой Балакирев. Однако, помимо общей независимости мысли, жизни, личности и музыка этих двух композиторов шли совершенно разными путями.

    Пожизненное увлечение Модеста Мусоргского социальными проблемами отражено в его музыке несколькими новаторскими приемами, разработанными для передачи чувства психологической глубины в его изображении обычного человека. Наиболее полно эти приемы были реализованы в опере «Борис Годунов» , где формальные музыкальные структуры и оркестровки стали более импровизационными и менее ограничительными по своему характеру, подчеркивая нюансы мыслей, чувств и личностей персонажей оперы. Избегались посторонние музыкальные эффекты, которые не способствовали развитию драматического действия сюжета или более глубокому пониманию психологии персонажа. Вдохновленный примерами как Глинки (который сорок лет назад внес русские элементы в итальянские оперные модели), так и Александра Даргомыжского (который выступал за оригинальный, но ограничительный «перевод» в музыку интонаций разговорной русской речи), Мусоргский задумал создание «художественное воспроизведение человеческой речи во всех ее тончайших оттенках, т. е. звуки человеческой речи , как внешние проявления мысли и чувства…» 1 Таков был музыкальный идеал композитора: воспроизведение речи, как она действительно говорила мужика, пьяницы, старухи, ребенок, дворянин, то есть совершенная реализация «живой прозы в музыке» 2 и постижение «языка человечества» 3 как наиболее яркого изображения психологического состояния персонажа. ритм и общий характер такого музыкального материала идеально передавали бы черты и индивидуальность каждого персонажа.Чтобы отразить врожденную «русскость» произведения, в этот музыкальный материал были включены элементы, заимствованные из народной песни, а не прямые цитаты из народного материала, в формирующая мелодия

    В 1868 году на вечеринке у Людмилы Шестаковой (сестры Глинки) и в разгар работы над экспериментальной оперой по мотивам гоголевской « Женитьба » Мусоргский познакомился с Владимиром Никольским, профессором русской литературы и авторитетом по творчеству Пушкина. Никольский предложил композитору рассмотреть пушкинского « Бориса Годунова » как возможный сюжет для оперы. Воображение Мусоргского тотчас же захватило эту мысль; он бросил свою работу на The Marriage (завершен только в первом акте), и в течение следующего года его вдохновение лихорадочно изливал материал для того, что в конечном итоге превратилось в общепризнанный шедевр.

    Пушкинская драма, написанная в 1824 году в период политической ссылки, находилась под влиянием, как и большая часть творчества Пушкина, как националистических, так и классических западных идеалов, причем прежнее влияние в данном случае принадлежит творчеству русского писателя и поэта Николая Карамзина. . Его История государства Российского состоит из двенадцати томов, вышедших с 1816 по 1826 год. Именно здесь Пушкин нашел рассказ о средневековом русском правителе Борисе Годунове. Мусоргский устранил трудность постановки двадцати двух отдельных сцен Пушкина, сократив их количество до семи. Сначала эти семь независимых сцен кажутся довольно разрозненными; Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что драматический элемент, принесенный в жертву компрессией, с лихвой компенсируется драматическим воздействием, создаваемым тонким накоплением подробностей о жизни и личностях персонажей, особенно самого царя Бориса. Сложная личность Бориса Годунова раскрывается мельком, создавая в итоге ярко законченную картину многогранной личности. (Техника Мусоргского наслоения впечатлений для конкретизации характеров произвела сильное впечатление на более поздних композиторов: «9» Клода Дебюсси).0063 Пеллеас и Мелизанда и Воццек Альбана Берга были вдохновлены примером Мусоргского.)

    Опера, законченная в декабре 1869 г., была представлена ​​Мусоргским на рассмотрение в смотровую коллегию Императорской оперы в Санкт-Петербурге и после годичного промедления была отклонена, так как коллегия нашла ее «слишком нетрадиционной» и «слишком современной»; это была, как выразился Ричард Энтони Леонард, «типичная реакция маленьких умов, столкнувшихся с великим, хотя и незнакомым искусством». 4 Неустрашимый Мусоргский начал вносить в произведение правку. Примерно в это же время — август 1871 года — Мусоргский поселился у своего друга и коллеги по «Пятерке» Римского-Корсакова, который сам работал над собственной оперой «Псковитянка» («Псковитянка»). об историческом персонаже Иване Грозном. Для двух столь непохожих друг на друга личностей, находящихся в процессе написания важных произведений, оказаться в одной комнате, за одним фортепиано и за одним письменным столом, а также музыкальные советы, планы и идеи — вот что составляет материал художественной ценности. слагаются легенды. Несмотря на разные эстетические взгляды, между двумя композиторами возникло глубокое взаимное уважение и дружба как в творческом плане («9-й век Римского-Корсакова»).0063 Псковитянка демонстрирует сильное влияние Мусоргского в сюжете и в целом мрачном оркестровом колорите) и лично (Римский-Корсаков выбрал Мусоргского шафером на своей свадьбе в 1872 году).

    В то время как музыкальная подготовка Мусоргского была в лучшем случае едва адекватной и всегда бессистемной, у Римского-Корсакова, как и у самого человека, она была строго структурированной, точной и методичной. Там, где Мусоргский полагался на природный талант и проницательную психологическую и художественную проницательность, Римский-Корсаков полагался на традиционное образование, полученное, пусть и в позднем возрасте, благодаря почти навязчивой погоне за знаниями. В 1871 году, на волне своего публичного композиторского успеха, Римский-Корсаков был назначен в штат Санкт-Петербургской консерватории, несмотря на то, что он открыто заявлял о своем незнании даже рудиментарной музыкальной теории («Я понятия не имел о контрапункте; Я не знал даже… названий аккордов» 5 ; «Я был дилетантом и ничего не знал» 6 ; «После того как я был безоговорочно принят в консерваторию в профессора, я вскоре стал одним из ее лучших, а может быть, и самым лучшим учеником » 7 ). В основе этого самообразования лежали смирение и самоотверженность, которые также побудили его использовать свои таланты для продвижения произведений своих коллег-композиторов, подготовки новых исполнительских версий опер его почитаемого Глинки, помощи Цюю в оркестровке его оперы Уильям Рэтклифф , дважды выполняя задачу по оркестровке Каменного гостя Даргомыжского , а также завершение и переработку Князя Игоря Бородина , который остался в состоянии хаоса после смерти последнего в 1886 году.

    Однако задачей, за которую его критиковали, было его редактирование почти всех музыкальных произведений Мусоргского после ранней смерти Мусоргского. Мусоргский часто брался за сочинение одного произведения, не закончив предшествовавшее ему, и огромные труды Римского-Корсакова на благо своего друга можно воспринимать только как знак уважения и привязанности. Однако исправления, внесенные Римским-Корсаковым в Борис Годунов (не один раз, а дважды, в версиях 1896 и 1908 гг.) имели исключительно большой размах и являются теми, за которые он вызвал самую резкую критику. Он подошел к задаче с типичным для него дотошным рвением, никогда не колеблясь «исправлять» каждую деталь, которая не соответствовала его жестким академическим стандартам. Точная передача Мусоргским интонаций речи, часто характеризующаяся необычными интервалами, свободно изменялась для облегчения пения; а его смелое и оригинальное использование диссонирующих гармоний и нетрадиционных модуляций было сглажено, чтобы сделать их более приемлемыми для общественного вкуса. Короче говоря, как пишет Ричард Тарускин, Римский-Корсаков взял «самые мощные оригинальные идеи Мусоргского и превратил [редактировал] их обратно в те самые клише, которых Мусоргский, должно быть, стремился избежать». 8 Однако после смерти в 1881 году забытый гений Мусоргского оказался на грани исчезновения. Большая часть его музыкальной продукции осталась незавершенной, а его самая крупная завершенная работа, Борис Годунов , была снята с производства всего после пятнадцати выступлений из-за продолжающихся общественных споров по поводу ее предполагаемого отсутствия музыкальных достоинств. Хотя вкусы Римского-Корсакова были слишком привязаны к традициям, чтобы позволить ему полностью понять музыкальный язык Мусоргского, он, несомненно, чувствовал, что достоинства произведения могут быть сохранены в более традиционной музыкальной среде. По иронии судьбы именно благодаря версиям Римского-Корсакова многие произведения Мусоргского стали известны за пределами России, что в конечном итоге привело к их признанию гениальными произведениями. Оригинальные версии произведений Мусоргского в конечном итоге были открыты заново, поскольку признание их важности возросло. В случае Борис Годунов , в последние годы, с появлением критического издания Дэвида Ллойда Джонса 1975 года, оригинальная версия оперы Мусоргского начала вытеснять исполнительскую версию Римского-Корсакова 1908 года, которая спустя более ста лет после смерти композитора до сих пор остается версия, с которой публика и даже большинство музыкантов наиболее знакомы.

    Рукопись, которая является частью Архива Молденгауэра в Библиотеке Конгресса, состоит из тридцати четырех тактов (включая один немой такт и один вычеркнутый такт) на шести страницах, написанных рукой Римского-Корсакова в его переработке второй сцены Пролога ( сцена коронации). Согласно сопроводительной документации, Молденгауэр получил рукопись (возможно, около 19 г.60) музыкального издательства Broude Brothers в Нью-Йорке. Эта фирма получила его от дирижера русского происхождения Эмиля Купера (1877-1960), который, среди его многих выдающихся достижений, дирижировал премьерой оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок » в 1909 году, а также первым исполнением оперы . Борис Годунов за пределами России, в мае 1908 года в Париже для Сергея Дягилева. В письме Ирвинга Броуда из Broude Brothers от 1960 года, приложенном к документации, говорится, что Купер получил рукопись непосредственно от семьи Римских-Корсаковых.

    [Борис Годунов, «Сцена коронации», Пролог, сцена 2, Мусоргский, ок. 1907]

    Эта рукопись, скорее всего, предшествует версии Римского-Корсакова 1908 года, поскольку отличается от опубликованной партитуры второй версии, но все еще сохраняет черты первой версии 1896 года. В некоторых случаях голоса и инструменты, представленные в этой рукописи, значительно отличаются от версии 1908 года. В такте 8 рукописи Молденхауэра, например, статическая фигура триоли в нижних струнах, которая повторялась с первого такта этого раздела, внезапно начинает удваивать басовые голосовые линии припева; в обоих 189Однако в опубликованных партитурах 6 и 1908 года движение этой тройной фигуры становится контрапунктически хроматичным. Партии, включенные в опубликованную в 1908 году партитуру для арфы, фортепиано и расширенной секции перкуссии, в этой рукописи не представлены. Другие элементы (динамическая разметка, разметка метронома, ремарки сцены) используются непоследовательно, если вообще появляются.

    По нотации Римского-Корсакова в этой рукописи есть часть партитуры, начинающаяся за два такта до репетиции № 35. В авторском 1908, однако этот раздел помечен 35 bis («35-A» или «альтернативный номер 35»). Римский-Корсаков не ошибся: репетиционных номеров «35» на самом деле два, так как та часть партитуры, которая содержится в рукописи, непосредственно следует за факультативной нарезкой из шестнадцати тактов (реприза материала «колокольного звона», с которым начинается сцена, добавленная к партитуре во время парижской постановки Дягилева 1908 года). Если бы вырезка была сделана, этот раздел действительно соответствовал бы содержанию рукописи Молденгауэра; однако в современных изданиях этого произведения общепринятой практикой является публикация всех музыкальных вариантов, поэтому в опубликованном издании 35 до .

    Ревизия Римского-Корсакова Борис Годунов началась в 1892 году с переработки Сцены коронации; эти исправления в конечном итоге распространились на всю оперу и были завершены только через несколько лет, в мае 1896 года. Эта (первая) версия, премьера которой состоялась в Санкт-Петербургской консерватории 28 ноября того же года, содержала многочисленные сокращения, а также печально известная обширная переработка оригинального материала Мусоргского. Сцена коронации была расширена, в процессе чего к исходным ста восьмидесяти четырем добавилось пять тактов. Первоначально Мусоргский использовал прозрачный стиль оркестровки, чтобы выразить неискренность празднования русским народом своего нового царя Бориса Годунова; Римский-Корсаков переработал этот материал в более весомые и контрапунктически более сложные фактуры, с расширенным оркестровым составом (к оригинальной инструментовке Мусоргского Римский-Корсаков добавил третий кларнет, трубу и тромбон, а также арфу и дополнительную перкуссию). Преобразовав тон сцены от безропотного принятия со стороны Бориса и толпы к зрелищному блестящему гражданскому торжеству, Римский-Корсаков эффективно сместил фокус всей оперы с бедственного положения русского народа как целое к работе судьбы над одним человеком. Эта процедура не только полностью противоречила тому, как Мусоргский изначально представлял себе произведение, но и послужила уменьшению нашего психологического понимания личностей и мотивов персонажей и подорвала драматическое воздействие всей оперы.

    В 1906 году Римский-Корсаков вернулся к этой первой версии и восстановил сделанные им сокращения, очевидно, впадая в противоположную крайность, сочиняя новый материал для добавления к партитуре. Для парижской постановки Дягилева 1908 года Римский-Корсаков добавил в оперу еще больше материала, особенно в Сцену коронации, которой, по его мнению, все еще не хватало драматизма и силы. Он вставил еще сорок тактов перед монологом Бориса в центре сцены и шестнадцать тактов после него. Этот новый материал был включен в партитуру второй редакции Римского-Корсакова «9».0063 «Борис Годунов », изданной В. Бесселем в 1908 г. Об этом втором варианте Римский-Корсаков с характерным смирением и ясностью отзывался: «Оформив новый вариант «Борис Годунов », я не уничтожил его первоначальный вид, не закрасил старые фрески навсегда. Если когда-нибудь придут к заключению, что оригинал лучше, достойнее моей обработки, то моя будет отброшена и Борис Годунов будет исполнена по оригинальной партитуре». 9

    В оригинальной редакции Мусоргского Сцены коронации можно найти все существенные элементы эстетических принципов композитора, элементы, которые сохраняют свою оригинальность и яркость даже в редакциях Римского-Корсакова. Новые гармонии Мусоргского представлены использованием им аккордов, основанных на увеличенной четверти, для изображения звона кремлевских колоколов в начале сцены. Драматический конфликт, присутствующий во всей опере, также может быть воплощен в гармонической двусмысленности и нестабильности увеличенной четвертой. Эпизод прерывается в самый разгар, когда князь Шуйский приказывает толпе «прославить» своего нового царя. Хор «Слава!» [«Слава!»], твердо в тональности до мажор, прерывается в разгар его празднования монологом Бориса, внезапно переходя в тональность до минор, сдвиг, который эффективно указывает на двойственность, присутствующую в личности Бориса, и который обеспечивает нам впервые заглянуть в его психику, более полно раскрывшуюся в ходе оперы. Модальность до-минор этого эпизода в конечном итоге модулируется относительной мажорной тональностью, ми-бемоль, поскольку точка зрения Бориса смещается с точки зрения человека, воплощенного в его собственных полных ужаса предчувствиях, к точке зрения его подданных, русского народа. , которому он выражает свои надежды на более счастливое будущее. Возвращение к до-мажору «Слава!» хор (в рукописи Мольденгауэра этот момент отражен в партитуре Римского-Корсакова) завершает сцену. Таким образом, Сцена коронации, состоящая из двух эпизодов экстравертного характера, сосредоточенных на народе и обрамляющих интровертный монолог человека, устанавливает основные конфликты, на которых зиждется драматическое развитие всей оперы: и индивидуум, стоящий перед своей моральной совестью.

    — Кевин Лавин


    1. Письмо Людмиле Шестаковой от 30 июля 1868 г.; см. Чтец Мусоргского , изд. и транс. Джей Лейда и Сергей Бертенссон (Нью-Йорк: Da Capo Press, 1970), с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы