Почему люди последовали за иисусом: «Почему многие люди последовали за Христом?» — Яндекс Кью

Разное

Евангелие о следовании за Христом / Православие.Ru

***

Мф., 38 зач., 10:32-38; 19:27-30.

Собор 12 апостолов. Византийская икона. Начало XIV века. ГМИИ

Посылает ли домовладыка слугу за овцами, не накормив его?

Посылает ли отец сына на пахоту без плуга и волов?

Посылает ли воевода воина в бой без оружия?

Не посылает.

И Бог не посылает в мир сей слуг Своих, сынов Своих, воинов Своих, не напитав их, не обеспечив и не вооружив. Люди не мудрее и не милостивее Бога — далеко не так! А если и они умеют снабжать своих посланников необходимым, Бог тем более сумеет снабдить необходимым Своих.

О том, что Бог обильно подает Свою благодать делающим Его дело, очевиднее всего свидетельствует пример святых апостолов. То, что двенадцать человек, простого происхождения и ремесла, без войска и богатства, без земного блеска и силы, смогли оставить свои дома и родных и отправиться в мир проповедать Христово Евангелие, то есть нечто совершенно новое и противоположное всему тому, что мир дотоле считал истиною и благом, — не может быть объяснено ничем, кроме Божией помощи. А смелость восстать против ложной учености ученейших, пагубного богатства богатейших и жестокой власти сильнейших мира сего — как бы простые рыбаки посмели и сумели это сделать, если бы Бог не питал их Своею мудростью, не защищал Своею силой и не вооружал Своим оружием? И, кроме того, они с неустрашимостью и выносливостью претерпели неслыханные муки и неописуемые унижения: их терзали и люди, и природные стихии; их заковывали в цепи; их преследовали насмешками и побивали камнями; их морили голодом в темницах; в узах их перевозили по бурным морям с одного края земли на другой; их бросали диким зверям, их усекали и распинали; они, двенадцать рыбаков, видели весь мир до зубов вооруженным против них — и воистину, о, воистину, они не могли не иметь некоей непобедимой таинственной помощи, некоей пищи, которая не кладется в уста, но питает, некоего оружия, которое не держат в руках и которое не видно для войска вражеского. Взволновав весь мир неслыханною проповедью о воскресшем Христе, о Боге, явившемся людям во плоти и снова вознесшемся в Свое Небесное Царство, и посеяв семя новой веры, новой жизни, нового творения, они ушли из мира сего. Но именно тогда земля начала воспламеняться от них: от их семени, от их слов, от следов их ног. Народы, гнавшие их, рассеялись по свету; империи, сопротивлявшиеся им, без сил поверглись в прах; дома, их не принявшие, превратились в развалины; вельможи и мудрецы, мучавшие их, пережили позор и отчаяние и умерли ужаснейшей смертью. А семя их взошло и расцвело; Церковь воздвиглась из их крови, на развалинах насильственных и лживых человеческих творений; принявшие их прославились; поверившие им и последовавшие за ними спаслись. О, как обильно питает Господь Своих посланцев! Как роскошно наделяет Своих верных сынов! Как, словно добрый воевода, вооружает Своих воинов!

Сначала Господь снабжает и вооружает Своих верных, а затем посылает их на труды и борьбу. То, что это так, показал и Христос во время Своей земной жизни, показала и история Церкви после сошествия Святого Духа. В Евангелии говорится, что Христос, призвав Своих учеников, дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. И повелел им идти и проповедовать, что приблизилось Царство Небесное, и еще сказал: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Таким образом, сначала Он дал им власть, могущество и силу, а затем послал их на дело. Для столь великого дела апостолы должны были получить и величайшую силу. А что они воистину ее получили, видно из слов Самого Спасителя: даром получили. И, чтобы показать апостолам, как велика и необорима сия Божественная сила, которая всегда пребудет с ними, Господь повелевает им без забот идти на свое дело, не беря с собою ни золота, ни серебра, ни пищи, ни двух одежд, ни сумы, ни обуви; не гневаться, если кто-нибудь их не примет; не обдумывать заранее, что сказать в судилищах. И, только дав им необходимую силу и объяснив, что этой силы довольно для всех нужд и всех скорбей в жизни, Он открыто перечислил все ожидающие их скорби и страдания. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Но после того снова ободряет их: у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же. Сила Божия помогает и малым птицам, тем паче поможет и вам! И, наконец, завершает Господь решительными словами, кои и составляют сегодняшнее Евангельское чтение и ясно показывают, что ожидает тех, кто данную ему Божию силу употребил во благо, а что — тех, кто или никак ее не употребил, или покусился употребить во зло:

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Первое есть награда доброму и верному воину, который выстоял и победил; второе — наказание злому и лукавому воину, который поколебался, усомнился и сдался врагу. Разве может быть для человека награда большая, чем то, что Сам Господь наш Иисус Христос в Царстве Небесном, пред Отцем Небесным и бесчисленным воинством ангельским, исповедает его Своим? Впишет его в вечную Книгу Жизни; венчает его славою несказанною и поставит его одесную Себя в бессмертном небесном соборе? И разве существует для человека наказание большее, чем то, что Сам Господь наш Иисус Христос отречется от него, скажет ему пред собором ангелов и всех народов и пред Отцем Небесным: «Не знаю тебя; ты не из Моих; тебя нет в Книге Жизни; иди от Меня!» А о том, что обязательно нужно открыто признавать и исповедовать имя Господа нашего Иисуса Христа точно так же, как и сердцем веровать в Него, говорит апостол Павел: Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:9-10). Сие означает, что мы должны исповедать Господа нашего Иисуса Христа и душою, и телом. Ибо человек состоит из души и тела, и потому необходимо, чтобы весь человек исповедал Того, Кто пришел спасти всего человека.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Подобные удивительные слова может сказать тебе только Тот, Кому ты своею жизнью обязан более, нежели земным отцу и матери. Так смеет сказать только Тот, Кто любит тебя более, нежели отец и мать; Тот, Кто и твоего сына и твою дочь любит более, нежели ты умеешь любить их. Отец и мать родили тебя лишь для сей мгновенной жизни, а Он рождает тебя в жизнь вечную; отец и мать родили тебя на муки и унижения, а Он рождает тебя для вечной радости и вечной славы. И, кроме того, отец и мать, чтобы дать тебе, берут у Него. Отец и мать готовят тебе пищу, а Он дает тебе дыхание. Что важнее: пища или дыхание? Отец и мать кроят тебе одежду, а Он скроил твое сердце. Что нужнее: одежда или сердце? Он привел тебя в этот мир, отец и мать суть ворота, чрез которые Он тебя ввел. У кого заслуга больше: у того ли, кто привел тебя в какой-либо город, или же у ворот, чрез которые ты в этот город вошел?

Конечно, той любви к родителям и детям, с которой мы должны относиться ко всем своим ближним и о которой говорит нам одна из двух главных заповедей Христовых, Господь не исключает. И Сам Господь явил любовь к Пречистой Своей Матери даже на Кресте, указав Ей на Своего возлюбленного апостола Иоанна как на сына вместо Себя. Но сие Он глаголет в связи с гонениями и страданиями, предстоящими Его апостолам. Убоятся отец и мать; убоятся сын и дочь; и скажут они апостолу Христову: «Отрекись от Христа и спокойно живи с нами, и не уходи из дома своего. Живи, как все люди; откажись от новой веры! Она может разлучить тебя с нами и привести на плаху. И что мы тогда будем делать? Могут и нас мучить голодом и побоями; могут и нас казнить. Разве мы для того тебя родили, — скажут отец и мать, — чтобы из-за тебя терпеть горе на старости лет? Чтобы над тобою насмехались сверстники, чтобы тебя презирали и преследовали, а в конце концов, может быть, и убили? Если ты любишь нас, оставь Христа и живи здесь с нами, мирно и спокойно». И вот, в такую решающую минуту апостол должен будет решить: кто ему мешает и кого он любит более — Христа или своих родителей? От решения этого зависит вся его вечность — и вечность его родных. Никогда в жизни человек не может быть поставлен на более страшное распутье; и он не может одною ногой идти по одному пути, а другою — по другому. Не может человек в такую минуту разделить сердце: он обязан отдать его или одной, или другой стороне. Даровав свое сердце Христу, он может, кроме себя самого, спасти и родных своих; даровав же свое сердце отцу и матери, сыну и дочери, он неизбежно погубит и себя, и их. Ибо он отрекся от Христа пред людьми, отречется и Христос от него на Страшном Суде пред Отцем Небесным и пред всем воинством ангелов и святых. Преподобный Исидор Пелусиот писал градоначальнику Филею, который печалился, не стяжав в обществе славы, каковой желал: «Слава в жизни сей — не значительнее паутины и ничтожнее сновидения; потому возвысь ум твой к первоначальному, и ты легко утишишь печаль души. Кто желает иметь и одну, и другую славу, тому невозможно достичь обеих. Возможно достичь обеих, когда мы возлюбим не две, но одну — небесную. Потому, если ты желаешь славы, возлюби славу Божественную (небесную), а за сею нередко следует и земная» (Письма, 5, 152).

О том, как тяжела будет эта решительная минута, Господь предупредил апостолов, сказав: И враги человеку — домашние его, то есть его родные, которые более, чем кто бы то ни было в мире, будут препятствовать ему пойти за Христом и более всех будут осуждать его, в случае если он пойдет. Ибо, воистину, к миру сему нас привязывают не враги, но друзья, не чужие, но сродники. Дабы облегчить это расставание с семьей и успокоить совесть тех, кто хотел бы ради Него оставить все свое, Господь говорит им заранее, чтобы они ни о чем не заботились, как не заботятся малые птицы. Пусть Его последователи не заботятся о том, кто будет в их отсутствие кормить и одевать их родных. Будет их кормить и одевать Тот, Кто и малых птиц кормит и одевает. Без воли и ведения Отца Небесного ни одна из малых птиц не упадет на землю. Господь словно хочет сказать: и с вашими родными, как и с вами, ничего не может произойти без воли и ведения Отца Небесного. У родных ваших, как и у вас, и волосы на голове все сочтены. Потому оставьте их и идите за Мною. Ведь и тогда, когда вы с ними, не вы о них заботитесь, но Бог. Точно также Бог будет о них заботиться и без вас.

Но отец и мать, сын и дочь имеют здесь и внутренний смысл. Под отцом и матерью подразумеваются и наши учителя и духовные руководители, которые своим ложным учением сообщают нам дух, противный Христу и Евангелию. Они суть наши духовные родители. Они нас учат земной мудрости, которая более служит телу, чем душе и которая, рабски привязывая нас к земле, отлучает от Христа. Еще не познав Христа, мы смотрим на этих духовных родителей наших как на идолов; и, слушаем ли мы их лично или читаем их книги, мы даруем им сердца свои, любовь свою, почтение свое, славу и поклонение. Кто любит их более, нежели Христа, не достоин Христа.

Под сыновьями же и дочерьми следует понимать, во внутреннем смысле, наши дела, наши осуществления, наши достижения, нами построенное, написанное и все прочее, чем мы гордимся как плодом своего ума или своих рук. В плодах сих — и сердце наше, любовь наша, гордость наша. Но что все эти наши достижения и все дела наши рядом с Христом? Клубы дыма рядом с солнцем! Пыль времени рядом с мрамором вечности! Итак, кто любит их более, нежели Христа, не достоин Христа.

Далее говорит Господь: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Под крестом следует понимать, во-первых, то, что само собою следует из предыдущих слов, то есть расставание с отцом и матерью, сыном и дочерью, со своими родными, своими друзьями и учителями и со своими свершениями. Крест есть боль, и расставание есть боль.

Далее, под крестом следует понимать все страдания, муки и скорби, которые последователь Христов встретит на своем пути. Но все сие необходимо для истинной любви, дабы еще более ее воспламенить; все сие совершенно необходимо, как горькое лекарство для больного, желающего выздороветь. Всякий последователь Христов встретит на своем пути различные страдания, муки и скорби, оттого кресты и различны. Посему Господь и повелевает всякому взять свой крест.

Далее, под крестом надо понимать не только страдания и боль, приходящие к человеку извне, но и внутренние страдания и боль при расставании с самим собою, со своим ветхим человеком, со своими греховными навыками и страстями, со своею плотью. Это один из самых тяжких крестов, и его невозможно понести без помощи Божией и величайшей любви человека ко Христу. Но и сей крест неминуемо надо взять на себя. Ибо говорит Господь далее: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. То есть: кто заботливо бережет свою ветхую душу, всю испачканную грехами и запыленную страстями, тот несомненно ее потеряет, ибо ничто испачканное и нечистое не явится пред лице Божие. А кто потеряет свою ветхую душу, кто отречется от нее, кто отвергнет ее ради Христа, то есть ради обновления и перерождения, ради нового человека и новой души, тот сбережет ее, то есть сбережет сию новую душу, более сияющую и более богатую, стократно более сияющую и более богатую; так же как и во сто крат больше получит тот, кто оставит плотского отца или мать, братьев или сестер, жену или детей.

Далее, под крестом следует понимать Честный Крест Христов, Честный и Животворящий. Мы не оставляем одного креста земного и не оставляем одной скорби, дабы заменить ее другою, схожею скорбью. Мы берем на себя Крест Христов, то есть скорби, боль и страдания ради очищения от грехов, ради обновления души и ради жизни вечной. Вот что апостол Павел говорит о Кресте Господнем: А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14). Для того, кто понесет Крест Христов, мир мертв, так же как и он сам мертв для мира — мертв для мира, но жив для Бога. То, что этот Крест для иных соблазн, а для иных безумие, не удивительно, ибо люди с ветхою, грешною душой, порабощенные миром сим и похотями плоти, не могут понять никаких страданий, за исключением тех, что человек переносит ради некоей земной выгоды, здоровья или богатства, чести или славы. Между тем Крест Христов означает страдания и боль, переносимые ради здравия и богатства духовного и ради чести и славы Христовой, чести и славы Того, Кто есть Царь нового Царствия и единая Любовь исповедующих Его.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Этот вопрос апостол Петр поставил тогда, когда Господь посоветовал богатому юноше, искавшему жизни вечной, пойти, продать имение свое и раздать нищим, а затем следовать за Ним; и когда юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Тогда Петр и задал приведенный выше вопрос, который Церковь соединила с сегодняшним Евангельским чтением из-за тесной духовной связи одного и другого. Святой Петр спрашивает от имени всех апостолов, что с ними будет. Вот, они оставили все: и дома свои, и родных своих, и занятие свое и последовали за Ним.

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. На вопрос Петра Господь отвечает всем апостолам: сказал им. Но здесь, среди них, и Иуда-предатель. Разве и он сядет на престоле? В то время Иуда еще не предал Христа, хотя, может быть, предательство уже зачалось в его сердце. Заранее зная, что Иуда предаст Его, Господь и говорит условно и осторожно. Посмотрите: Христос не сказал «вы все», но вы, последовавшие за Мною. Эти слова исключают Иуду-предателя, ибо он лишь пошел с Христом, но не последовал за Христом. Вскоре он полностью отойдет от Христа и апостолов, и на его место придет другой, и на его престоле сядет другой.

Своим верным апостолам Господь обещает великую награду. Они будут судиями всему народу израильскому, не всему человечеству — ибо Он Сам будет единым Судией всему человечеству — но народу израильскому, из которого они и вышли. Этот народ осудит апостолов в жизни сей, но апостолы будут ему судиями на Страшном Суде, когда все народы и все люди будут разведены направо и налево и одни будут призваны в блаженство вечное, а другие — в муку вечную. Тогда, при этом новом рождении, двенадцать апостолов сядут по правую сторону у Господа на двенадцати престолах судить свой народ, своих судей в жизни сей. Однако суд их будет не судом мести, но судом правды.

То, что Господь ответил апостолам, относится исключительно к апостолам. Но к этому ответу Он добавляет теперь то, что относится ко всем верным Его последователям всех времен:

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Разве апостолы и угодники Божии и в мире сем не получили во сто крат более того, что оставили ради имени Христова? Не возносятся ли по всему земному шару сотни и сотни храмов, носящих имена их? Не называют ли их не сотни, но сотни миллионов мужей и жен своими духовными отцами и духовными братиями? Божие обетование, данное Аврааму, исполнилось дословно и на святых Божиих: духовное семя их воистину стало многочисленно, как звезды небесные и как песок на берегу моря (Быт.22:17). Разве угодницы Божии, мученицы и девственницы, не стали духовными матерями и сестрами многим и многим верным, которые, следуя их примеру, последовали за Христом? Разве и теперь, как и на протяжении всей истории Христианской Церкви, нет на земле у апостолов и святителей многочисленных духовных чад и духовных невест? Разве для них, оставивших свои домы и свои земли, все домы и все земли верующих не стали своими? Оставив мало, даже и в самом начале своей апостольской миссии все они приобрели много и не нуждались, и не оскудевали. Семя духовное многочисленнее, нежели семя телесное. Прибыль духовная больше, нежели прибыль телесная. Посему Господь и добавляет, что все они наследуют, сверх того, и жизнь вечную.

Во внутреннем смысле домы означают ветхую, грешную душу; братья и сестры, отец, мать и жена означают земные привязанности нашей души; дети означают наши греховные дела, а земли — весь чувственный мир вместе с нашим телом. Кто оставит все это ради Христа, получит во сто крат более и лучше, чем имел. И, сверх того, наследует жизнь вечную.

Господь употребляет число сто, выражающее полноту всех чисел, дабы обозначить сим всю полноту даров, которые примут верные. Не сотни, но сотни тысяч мужей и жен оставили все — и получили все. Таковым и посвящена сегодняшняя Неделя — Неделя Всех святых. Некоторые святые имеют в году свои особые дни празднования. Но это лишь самые известные. Кроме них, однако, есть еще огромное количество угодников Божиих, кои остались сокровенными для человеческих очей, но Живому и Всеведущему Богу не менее известны. Они составляют победившую, или торжествующую Церковь Христову и находятся в самой тесной связи с нами, составляющими на земле Церковь воинствующую, сражающуюся. Чрез них светит Господь, как солнце чрез звезды, ибо они суть члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф.5:30). Они живы, сильны и близки к Богу. Но точно так же они близки и к нам. Непрестанно взирают они на жизнь Церкви Божией на земле; недреманно следят за нами от рождения нашего до смерти; слышат наши молитвы, знают наши скорби, помогают нам своею силой и своими молитвами, которые, подобно дыму фимиама, возносятся чрез высокие горы ангельские ко престолу Божию. Сие суть великие мученики и мученицы за Христа, святители и богоносные отцы, пастыри и учители Церкви, благочестивые цари и царицы, защитившие Церковь Божию от гонителей, исповедники и пустынники, постники и отшельники, воины и юродивые — словом, все те, для кого любовь Христова затмила всякую иную любовь на земле и кто ради имени Христова оставил все и претерпел все до конца, чем и сам спасся, и других спас. Они и сегодня помогают нам спастись; ибо нет в них ни себялюбия, ни зависти: для них радость, чтобы как можно больше мужей и жен спаслись и вошли в ту же славу, что и они. Все они верою побеждали. Все они угашали силу огня, которая в виде страстей попаляет слабые существа человеческие. Многие из них испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями. Многие из них, которых весь мир не был достоин, скитались, терпя недостатки, скорби, озлобления, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Но жизнь сия есть практический экзамен, а награды даются в мире ином. Они сдали этот экзамен блестяще и ныне помогают и нам, чтобы и мы не посрамились, но сдали его, да уподобимся им во Царствии Божием. Воистину дивен и чуден Бог во святых Своих!

Неделю сию Церковь посвятила Всем святым умышленно, как первую после празднования Сошествия Духа Святого, для нашего вразумления. Дабы мы из того поняли, что и все святые, как и апостолы, явили себя величайшими героями в истории рода человеческого не столько благодаря своим силам, сколько помощью благодатной силы Духа Святого. Хлеб Божий питал их, Промысл Божий обеспечивал, оружие Божие вооружало. Посему они могли выстоять в борьбе, все претерпеть и все победить.

Преподобный Макарий Великий на основании своего опыта учит, что сперва сам человек должен долго упражняться в добродетели, с великим трудом и самопонуждением, и «приходит, наконец, Господь, в нем пребывает, и он пребывает в Господе, и сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода» (Беседа 19). Как пример апостолов, так и пример всех святых ясно открывает нам великую и сладкую истину, что Бог не отправляет Своих слуг в поле без пищи, Своих посланцев — на ниву без снаряжения, Своих воинов — в бой без оружия. Слава и благодарение о сем Всевышнему Богу, победами прославляющему святых Своих и в них препрославленному!

Многие же будут первые последними, и последние первыми. Этими пророческими словами завершает Господь Свою речь, обращенную к апостолам. Слова те и ныне исполнились, но лишь на Страшном Суде сбудутся они во всей полноте. Апостолы считались в Израиле последними людьми, а гнавшие их фарисеи и лицемеры — первыми: мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне, — пишет один из апостолов (1Кор.4:13). Но апостолы стали первыми, а их гонители — последними и на небе, и на земле. Иуда-предатель был среди первых, но из-за своего богоотступничества стал последним. Многие угодники Божии считались последними, но стали первыми, в то время как мучившие и презиравшие их пали с первых мест чести и славы мира сего на последние места пред лицем Божиим. А на Страшном Суде все исполнится, и мы узрим, как многие и многие, которые теперь считаются первыми среди нас, займут последние места, многие же, которые теперь, в этой жизни, считают себя последними и которых люди считают таковым, воссядут на первых местах.

Сие изречение имеет и свой внутренний смысл. В каждом из нас идет борьба между низшим и высшим человеком. Когда в нас воцаряется низкое, мерзкое, греховное, страшное, тогда низший человек в нас первый, а высший — последний. Исповедует человек свои грехи, покается, причастится Христа Живаго — тогда низший человек в нем низвергается с первого на последнее место, а высший возносится с последнего на первое. И, наоборот, когда красота и благообразие Христово царит в нас в смирении и послушании Господу, в вере и добрых делах, тогда высший человек бывает первым, а низший — последним. Но случается, к сожалению, что в таком случае добрый и набожный человек становится излишне самоуверен, а таковая самоуверенность порождает гордость, гордость же — все прочее зло, словно лествицу, по которой низший человек вползает на первое место, спихивая высшего на последнее. И так первые становятся последними, а последние — первыми.

Посему необходимо непрестанно бдеть над самим собою и никогда слишком на себя не полагаться, но всю надежду свою молитвенно возлагать на Господа и на Его победоносное оружие благодатной силы. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп.4:13), — говорит апостол Павел. Скажем и мы так: мы все можем, Господи Всемогущий, Тобою и Твоею присносущной силою в нас. Сами по себе мы не можем делать ничего — только грешить. Алчем мы без Тебя, Домовладыка наш. Наги мы без Тебя, Отец наш. Безоружны и бессильны мы без Тебя, Воевода наш. А с Тобою, победоносный наш Спаситель, мы всем обладаем и все можем. За все благодаря, молим Тебя: не отступи от нас и не оставь нас помощью Своею до конца жизни нашей. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

***

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Почему мы не доверяем Христу?

В издательстве «Никея» вышла в свет книга «Иисус как Любовь и Возлюбленный» архимандрита Нектария (Мулациотиса), старца священной обители Святого Нектария Трикорфийского в Фокиде, Греция.

Портал «Правмир» начинает публикацию отрывков из книги.

Эта книга посвящается
всем, кто, «оставив свои сети,
последовали за Ним» в вечность,
дабы познать и пережить
ту единственную истинную Любовь,
которую Бог дарует
Своим возлюбленным…

Архимандрит Нектарий (Мулациотис)

* * *

У всех нас один путь, одно стремление, одна цель — Иисус. Он соединяет нас, Он — наш Отец, Брат, Друг, Возлюбленный и Жених нашей души — одним словом, всё, и все мы едины в Нем. Таким образом, вы не случайно держите в руках эту книгу, которая посвящена Ему — Христу.

* * *

Мы читаем во многих книгах, что христианство, православие не есть просто какая-то религия, но вера и переживание, и прежде всего переживание каждодневное.

Возможно, кому-то нелегко осознать, что значит каждодневное переживание и вера. И это происходит потому, что современный человек двадцатого и двадцать первого века отдалился от Бога и от Его Церкви.

Причины такого отдаления, как я убежден, коренятся в том, что большая часть человечества извратила смысл христианства и уже не в состоянии понять, чтó значит иметь подлинную веру и почему христианство должно быть каждодневным переживанием и образом жизни.

Я твердо убежден, что если человек во всей полноте постигнет эту истину, он уже никогда не оставит Бога, не предаст Его и не отдалится от Него, разве что пережитое им на собственном опыте придется ему не по душе и не наполнит всего его существа бесконечной радостью, а это вещь невозможная!

Архимандрит Нектарий (Мулациотис)

Те, кто подлинно вкусил христианства, не только не оставили Бога, но и ощутили в своей душе некое величие, некое неизреченное и неиссякаемое ликование и блаженство. Подобного на этой земле человек нигде не встретит. Лишь слабые отблески этой радости и блаженства, и то лишь в малой мере и приземленной форме, доступны человеку в пору первой влюбленности, когда впервые бьется в трепете его неокрепшее сердце.

 

 

 

Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце, того, что переживает все его существо! И если человек находится в таком состоянии, когда он влюблен в другого человека, то можете ли вы до конца осознать или хотя бы помыслить то, что он чувствует и что переживает его сердце и все его существо, когда тот, кого он любит, не есть простой человек, но Сам Бог?! Когда его возлюбленный — не случайный человек, в какой-то момент появившийся в его жизни, но Творец и Создатель всего мира, Иисус Христос! Нельзя скрыть и того, что по величию радости и блаженства человеческая любовь и Любовь Божественная разнятся так же, как галька и алмаз, как луна и солнце, как смерть и жизнь.

Любовь рождает доверие

Если ты слепо доверяешь какому-то человеку и к тому же веришь, что все его слова — истина, это предполагает то, что ты бесконечно любишь его. Ни один из нас не доверит ключей от своего дома другому человеку, если не будет любить его всей душой. Любовь рождает доверие.

Фото photosight.ru

Однако чтобы полюбить кого-то, надо прежде как-то узнать его, проникнуться к нему уважением, а впоследствии испытать к нему симпатию. Симпатия же превращается в любовь, а любовь порождает доверие к человеку, то есть веру всем его словам и поступкам. Следовательно, для нас, православных, вера, то есть доверие ко Христу, является некоей межличностной связью, которая рождается и раскрывается между двумя личностями: мной как православным христианином и Личностью, Которая именуется Иисусом Христом.

Православие не есть просто какая-то религия, но вера, то есть слепое доверие ко Христу и каждодневное личностное переживание, связывающее верующего и Бога, — переживание, возникающее при простом знакомстве и затем обращающееся в уважение, симпатию, привязанность и безраздельную любовь к Нему.

Что же общего имеют религии, существующие на этой земле, с тем, что я чувствую внутри себя по отношению ко Христу? Эти религии говорят о некоей высшей и безличной силе, говорят о богах, которых измыслили люди и наделили их различными именами и качествами, в то время как православие зиждется на личном единении с Богом, то есть сокровенном и таинственном Союзе со Христом. В какой-то момент нашей жизни Он явил Себя нам, и мы привязались к Нему, доверились Ему, бесконечно возлюбили Его.

И этот союз горней любви с Ним мы каждодневно переживаем в своих сердцах. Именно это и есть вера православных: доверие ко Христу и личностный союз с Ним, каждодневно переживаемый всеми нами. Это —одновременно и доверие и переживание!

Почему сегодня люди не следуют за Христом

Из того, что было сказано выше, становится понятным следующее: для того чтобы один человек последовал за другим, поверил и доверился ему, необходимо, чтобы он сначала узнал его. Ибо как возможно последовать за кем-то, кого ты не знаешь? Как возможно довериться кому-то, кто тебе совершенно неизвестен?

Однако где и как современный человек узнал Христа? Увы, но большая часть из нас по-настоящему не знает Его. Как показывают социологические опросы, наше молодое поколение толком не знает даже истории своего отечества.

Ответы старшеклассников на соответствующие вопросы журналистов относительно национальных праздников подтверждают истинность этих слов. И если сегодня ты толком не знаешь даже истории своего отечества, разве возможно, чтобы ты знал, кто такой Иисус?

Для того чтобы узнать кого-то и понять, кто он и что он, требуется немало времени. Нужно, чтобы ты не раз встретился с этим человеком лично или чтобы кто-нибудь другой, кто знал его очень хорошо и был его близким другом, рассказал тебе о нем. Если о каком-либо человеке тебе будет рассказывать некто, кто знаком или был знаком с ним лишь поверхностно, — как, к сожалению, многие из нас, современных клириков, имеют лишь формальные отношения со Христом, — он, разумеется, не сумеет описать его ясно и правильно. Тем более, если о ком-то будет рассказывать его враг, — он, без сомнения, создаст у тебя отрицательное представление об этом человеке и, возможно, вызовет неприязнь к нему самому и к тому, чем он занимается.

Из всего приведенного выше неизбежно следует вывод, что большинство из нас не могут быть названы даже оглашенными* и что мы вообще никогда еще не встречали Христа лично, чтобы по-настоящему узнать Его. И даже если какие-то люди рассказывали нам о Христе, то их отношения с Ним были настолько непрочны, что они не сумели и нашим душам передать это переживание встречи с Ним и не смогли зажечь в нас пылкое желание самим узнать Его. Таким образом, большинство современных людей относятся ко Христу с безразличием или имеют с Ним формальные и поверхностные отношения.

А многие из-за полного неведения или из-за того, что услышали о Христе от кого-то другого, кто был Его врагом, и вовсе относятся к Нему с неприязнью.

Итак, чтобы последовать за Иисусом, прежде надлежит каким-либо образом познакомиться с Ним. Затем — проникнуться к Нему добрым чувством. А для того чтобы иметь со Христом подлинные отношения, отношения жизни, необходимо возлюбить Его всем сердцем. Когда ты кого-то любишь, ты стараешься и стремишься разделить его желания, подражаешь его поведению, его образу жизни, каждый день думаешь о нем, твои глаза беспрестанно ищут встречи с его глазами. Ты постоянно переживаешь это единение с ним — единение сердечное и любовное.

Поэтому я еще раз повторю, что православие есть вера, доверие и переживание. Запад
же, напротив, рационалистичен и холоден, он воспринимает Иисуса совершенно иным образом, нежели Его воспринимает Восток, православие которого является верой сердечной и согревающей.

Хочется верить, что благодаря этим немногочисленным строкам стало понятно, почему сегодня люди не живут со Христом и не следуют за Ним. Для современного человека Иисус является кем-то третьим и чужим, кто жил в Израиле две тысячи лет назад. Иисус уже более не является нашим Другом, которому можно абсолютно довериться, и Возлюбленным нашей души, за которым можно слепо последовать. И в таком состоянии пребывают, к сожалению, не только миряне, но и многие из нас, кто носит рясу, хотя предполагается, что когда-то мы должны были по-настоящему узнать и полюбить Христа, раз сейчас мы следуем за Ним. Но самое тяжкое преступление многих из нас, священников, заключается в том, что мы знакомим людей с таким Христом и передаем им такого Христа, каким Его воспринимает и переживает Запад…

*
Оглашенные (или катехумены) — люди, еще не принявшие крещение, но уже наставляемые в азах веры. На оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни: они не участвуют в таинствах, не могут присутствовать на Литургии верных и др. В древней Церкви общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращен или, наоборот, продлен в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Нектарий (Мулациотис), архимандрит/ Иисус как Любовь и Возлюбленный / Пер. с греч. М. Н. Крючкова, Д. А. Поспелова. — М.: Никея, 2011. — 232 с.

Где приобрести книгу «Иисус как Любовь и Возлюбленный»>>>>>>>

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

5 причин, по которым люди следовали за Иисусом

Нет более великого лидера, чем Господь Иисус. Спустя две тысячи лет после Его краткого земного служения влияние Его лидерства все еще ощущается, о Нем написаны книги, университеты названы в его честь, церкви еженедельно собираются, чтобы поклоняться Ему. Он был лидером среди всех лидеров, потому что люди сегодня все еще следуют за Ним. его! Почему люди следовали за Иисусом?

В Матфея 4:25 говорится: «И последовало за Ним великое множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана». В контексте Матфея 4, вот пять причин, по которым люди следовали за Иисусом.

1. Было ясное отождествление (Матфея 3:13–17)

В Евангелии от Матфея 3 записано крещение Господа Иисуса Христа. Иисус был рад отождествить себя с человеком Иоанном Крестителем, посланием покаяния и манифестом Евангелия Царства. Иисус не был слаб, когда дело дошло до отождествления с тем, во что Он верил и почему Он верил. Он был кротким, но смелым, молчаливым, но сильным, смиренным, но уверенным в Своем крещении, которое отождествляло Его.

Лидеры не могут позволить себе роскошь быть неясным, когда дело доходит до идентификации. Если вас призвали руководить, вы абсолютно не должны бояться ясно и публично отождествлять себя с тем, кто вы есть и во что вы верите. Люди не будут следовать и уважать человека, который призван руководить, но робеет признать, кто он на самом деле. Кстати, позвольте мне добавить, что Иисус делал это со всем смирением. Если вы будете руководить подобно Иисусу, вы никогда не станете резкими, грубыми, громкими и неприятными. Ни одна из этих черт не является чертой лидерства Иисуса. Смиренно отождествляйте себя со Христом, Евангелием, Библией и христианской верой, но делайте это в духе смирения.

2. Произошла победа над искушением (Матфея 4:1–11)

Иисус после Своего крещения был уведен в пустыню и искушался сатаной сорок дней и ночей. Мне всегда было интересно, что за этим отождествлением крещения сразу же следовала проверка, подтверждающая Его отождествление. Иисус с честью проходит это испытание, правильно цитируя и применяя Писание. За Иисусом последовали многие из-за чистоты Его жизни. Люди смотрели на Иисуса и знали, что Он был подлинным. Пилат даже сказал, что не может найти в Иисусе никакой вины.

Духовные лидеры должны победить искушение, если они собираются вести за собой людей. Людям нужны примеры, которые живут чистой жизнью и не поддаются раскаленным стрелам сатаны. Иисус был достоин следовать, потому что Он жил жизнью чистоты и примером для тех, кто следовал за Ним.

3. Было контрастное озарение (Матфея 4:12–17)

Иисус начинает проповедовать и входит в область духовной тьмы. Писание говорит в Евангелии от Матфея 4:16 «Народ, сидевший во тьме, увидел свет великий; и сидящим в этом месте и тени смертной воссиял свет». Просто в Иисусе было что-то другое!

Он принес свет во тьму, надежду в безнадежность, веру в сомнения, любовь в ненависть и жизнь в смерть! Везде и каждый, кого Он встречал, видел огромную разницу и чувствовал разницу, когда Он был с ними. Духовные лидеры должны стремиться оставить людей лучше, чем они их нашли. Единственный способ что-то изменить — это быть другим! Иисус изменил мир, потому что мир не мог изменить Его!

4. Было уверенное направление (Матфея 4:18–22)

Иисус призывает Свой ближайший круг учеников к профессиональному служению в Евангелии от Матфея 4. Призывая их, Иисус точно знал, куда Он идет, куда Он хочет, чтобы они шли, и как все это осуществить.

«И сказал им: следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». — Матфея 4:19

Иисус был уверен в том, в каком направлении Он собирался вести этих людей. Он не представил расплывчатого плана, Он представил детальный план, который включал в себя их «создание» Им. Лидеры не указывают путь, лидеры ведут за собой. Если мы приходим последними и уходим первыми, мы не лидируем! Лидеры вовлечены в процесс так же, как Иисус был вовлечен в процесс создания Своих учеников ловцами человеков. Мы не можем вести людей туда, куда мы не хотим идти! Иисус был вовлечен в жизнь Своих последователей и давал уверенное руководство, потому что Он знал, куда Он идет.

5. Было компетентное сострадание (Матфея 4:23–25)

Я постоянно поражаюсь состраданию Иисуса. Он был глубоко вовлечен в служение другим людям, но Его сострадание было компетентным. Его сострадание было не просто состраданием типа «Я буду молиться за тебя, брат». Иисус знал, как решать проблемы, которые люди представляли Ему.

Лидерство заключается не только в выявлении проблем, но и в их решении. Д-р Том Мэлоун однажды сказал мне: «Величайшие церкви и пасторы — это те церкви и пасторы, которые выполняют Великое поручение и решают возникающие вместе с ним проблемы». Проблемы будут возникать всегда, потому что у людей всегда есть проблемы. Проблема не в людях, а в людях есть проблемы. Иисус никогда не убегал от проблем, Он был сострадателен и готов решать проблемы, возникающие во время служения людям.

Я так благодарен за каждую книгу о лидерстве, которую я прочитал, но мне еще предстоит найти более великого лидера или книгу, написанную о лидерстве, чем Иисус Христос и Его Слово. Давайте сегодня стремиться вести за собой, как Иисус!

Матфея 4:18-22: Почему они последовали за Ним?

В Евангелии от Матфея 4:18-22 Иисус называет Петра, Андрея, Иакова и Иоанна Своими учениками. Все они немедленно оставляют свой семейный рыболовный бизнес, чтобы следовать за Иисусом.

Почему они последовали за Иисусом? У них была хорошая работа. Почему они променяли их на непредсказуемую жизнь экономической незащищенности? Когда писец попросил следовать за Иисусом, Иисус сказал ему, что «у волов есть норы, и у птиц небесных есть гнезда; а Сыну Человеческому негде приклонить голову» (Матфея 8:20 NRSV). «Бывают времена, когда я остаюсь без крова, друг», — говорил Иисус. «Ты действительно хочешь именно такой жизни?» Однако Петр, Андрей, Иаков и Иоанн не только следовали за Иисусом — они следовали за ним 9.0005 сразу , сразу после того, как он им позвонил. Почему?

Когда я учился в колледже, мне нужно было написать дипломную работу по моей специальности, которой была религия. Одна девушка на моем семинаре написала о двенадцати учениках, и одним из ее вопросов был: «Почему они последовали за Иисусом?» Я не совсем помню ее ответ, но я вспомнил ее вопрос, когда я читал Матфея 4-5 для своего ежедневного тихого времени. Я задавался вопросом, есть ли в Библии какие-либо ответы, и, после долгих размышлений, я пришел к выводу, что они есть.

Так почему же ученики бросили все, чтобы последовать за Иисусом? Причина вот в чем: они верили, что Иисус был обещанным Мессией, человеком, который будет править Израилем и остальным миром. Как до, так и после смерти и воскресения Иисуса они думали, что именно он восстановит Израиль (Луки 24:21; Деяния 1:6). Они жаждали власти и влияния. Иаков и Иоанн продемонстрировали такое отношение, когда попросили сесть рядом с Иисусом в его царстве (Матфея 20:21).

Значит, ученики верили, что следование за Иисусом влечет за собой венец, а не крест? Их взгляды на это, похоже, со временем изменились. Когда Иисус сказал, что идет в Иерусалим умирать, Петр упрекнул его, сказав: «Не дай Бог, Господи! Это никогда не должно случиться с тобой». Это побудило Иисуса назвать Петра «сатаной», а затем прочесть своим ученикам лекцию о том, как взять свой крест и следовать за ним (Матфея 16:21-26). Сначала ученики на самом деле не ожидали креста ни для Иисуса, ни для себя.

Позже, когда Иаков и Иоанн попросили престолы рядом с Иисусом в его царстве, они подтвердили свою готовность испить чашу гонения, которую собирался выпить Иисус (Матфея 20:22). На вечере Господней Петр сказал, что умрет с Иисусом (Матфея 26:35). Ученики все еще ожидали статуса и престижа в царстве Иисуса, но они признавали возможность того, что их смерть может предшествовать этому.

Но они не думали, что смерть была преградой для Иисуса. В Иоанна 6, когда многие ученики Иисуса оставили его из-за его жесткого учения, двенадцать остались с ним. Иисус спросил, почему, и Петр ответил: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни» (ст. 68). Для Петра Иисус как Мессия имел власть над жизнью и смертью. Следовательно, они могли принять возможность своего мученичества, даже если сохраняли надежду на то, что Иисус дарует им статус в своем царстве. Точно так же смерть самого Иисуса не помешала разбойнику на кресте поверить в то, что Иисус был Мессией. Там был Иисус, умирающий прямо рядом с ним, но разбойник верил, что Иисус получит силу, как только войдет в свое царство (Луки 23:42).

Итак, ученики последовали за Иисусом, потому что они думали, что он Мессия, а общение с грядущим царем может принести высшие преимущества. Но почему они поверили, что он Мессия? В Новом Завете есть ответы на этот вопрос.

В Луки 5:2-11 есть подробности о призвании Иисусом Петра, Иакова и Иоанна, которых нет у Матфея. В этом отрывке Иисус говорит Петру закинуть сеть в море. Петр отвечает: «Учитель, мы работали всю ночь, но ничего не поймали. Но если ты так скажешь, я закину сети» (ст. 5). Сразу же они поймали столько рыбы, что лодка вот-вот утонет! Затем Петр понял, что он находится в присутствии человека Божьего, и его собственные личные недостатки стали для него вопиющими. «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный!» — воскликнул он.

Таким образом, чудо могло подтвердить для Петра, что Иисус был Мессией. Тем не менее, есть и другие вещи, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, похоже, что Петр уже знал Иисуса, а во-вторых, он называет его «учителем». Петр не был официальным учеником (или, для Луки, апостолом) до Луки 6:13-16, но все же он все еще признавал Иисуса как своего рода авторитет. Почему?

Иоанна 1:35-51 может содержать некоторые ответы. Возможно, Петр знал Иисуса через своего брата Андрея, который изначально следовал за Иоанном Крестителем. Согласно авторам Евангелий, Иоанн Креститель признавал, что Иисус был Мессией, а Андрей уважал мнение своего наставника. Уважение Андрея к Иисусу, возможно, передалось Петру, так что Петр называл Иисуса «учителем», даже когда тот не был его последователем. Или, может быть, Петр увидел в Иисусе что-то, чем он восхищался, только он еще не был готов оставить все позади. Но чудо дало ему дополнительный стимул следовать за Иисусом как за Мессией.

Также в Евангелии от Иоанна 1:35-51 мы видим, как другие ученики принимают Иисуса. В этом отрывке не говорится конкретно о том, почему Филипп последовал за ним, но Нафанаил был впечатлен тем, что Иисус увидел его (Нафанаила) под смоковницей до того, как Филипп позвал его. Должно быть, это было какое-то чудо, хотя я точно не знаю, что это было! В одну минуту Нафанаил спрашивал, не выйдет ли что-нибудь хорошее из Назарета. В следующую минуту, после того как Иисус рассказывает ему о смоковнице, он восхваляет Иисуса как нового царя Израиля.

Значит, чудеса Иисуса сыграли определенную роль в убеждении учеников в том, что он мессианский. Но в Евангелиях ясно сказано, что есть дополнительный фактор, и кальвинистам это понравится: Бог лично открыл ученикам, что Иисус был Мессией. Иисус молился: «Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Матфея 11:25). Когда Петр признал, что Иисус был Христом, Иисус ответил: «Благословен ты, Симон, сын Ионы! Ибо не плоть и кровь открыли это вам, но Отец Мой Небесный» (Матфея 16:17).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts