Боровский свято пафнутьевский монастырь: Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь / Монастырский вестник
|
Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на «прекрасном высоком месте» при впадении реки Истремы в реку Протву. Здесь преподобный Пафнутий и преставился 1 мая 1477 года на восемьдесят третьем году жизни. По смерти Пафнутия игуменом монастыря стал преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по нежеланию братии принять общежительный устав, удалился в Волоколамское княжество и основал новый монастырь, впоследствии названный Иосифо-Волоколамским.
Роспись собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой Дионисия. Из жития преподобного Пафнутия мы узнаем, что именно Дионисий под началом старца Симонова монастыря – иконника Митрофана – «подписал» каменный храм во имя Рождества Богородицы в Пафнутиево-Боровском монастыре.
Собор был построен из белого камня на месте старой деревянной церкви и освящен в 1467 году. Точное время создания росписи неизвестно. Однако она была исполнена еще при жизни Пафнутия Боровского.
Через 117 лет, в 1586 году собор был разобран, и на его месте повелением царя Федора Ивановича поставлен пятиглавый, в кладке фундамента и забутовке которого использовались блоки с росписью XV века.
Несмотря на это, после перестройки собора стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря не сохранилось.
Из Пафнутиева монастыря происходит икона «Святой Симеон Богоприимец» – образ Святого Симеона, принявшего, по слову Евангелия, на руки младенца Христа, на этой иконе напоминает образ преподобного Пафнутия, каким он выступает в своем житии.
В XVI века монастырь был окружен каменными стенами и укреплениями – он превращается в сильную пограничную крепость. К этому же времени относится строительство каменной трапезной с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней, построенной по желанию ее заказчика, князя К.О. Щербакова, по образцу колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть основания полагать, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь.
Во время Смуты в 1610 году монастырь был сожжен поляками, и в нем «побито было всякого звания людей 12 тысяч человек». По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.
При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено «монашествующих вместе с послушниками» 33 человека, а почти все монастырские имения отторгнуты. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.
В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом – сельхозтехникум.
При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей Дионисию.
Все фрагменты стенописи хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея.
Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия Боровского.
|
| ||||||||||||||||||||
|
Боровский Свято-Пафнутьев монастырь — средневековая крепость
Главное
Боровский монастырь, основанный в 1444 году преподобным Пафнутием, поражает своей мощью, а летопись обители показывает: внешняя мощь вполне соответствует внутренней – духовной мощи. Перед посетителем монастырь предстаёт как средневековая крепость — с неприступными стенами толщиной в 4 метра, башнями, а когда-то вокруг монастыря был еще и ров. Эти стены стали непосредственными свидетелями ключевых событий истории России: становление русского государства с центром в Москве, Смутное время, Раскол Русской церкви, нашествие Наполеона. Историческое и архитектурное значение монастыря подчёркнуто уже тем, что его восстановление началось по инициативе советского правительства еще в середине ХХ века.
История
Когда преподобный Пафнутий удалился в глухие леса, многие иноки последовали за ним — вместе они построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая и стала началом монастыря. 18 лет здесь прожил Иосиф Санин, прославленный впоследствии как преподобный Иосиф Волоцкий. После смерти святого Пафнутия именно он стал новым игуменом боровской обители, но пробыл недолго и ушел в сторону Москвы, где основал свой Иосифо-Волоколамский монастырь.
В конце XVI века Боровский монастырь занимал стратегически важное положение на подступах к Москве, поэтому, опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепило его мощными крепостными стенами. Стены эти имели три яруса: для дальнего, среднего и ближнего боя. Став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, монастырь довольно быстро рос, богател и в итоге стал одним из известнейших в России. В разное время его посещали представители обеих династий российских правителей — Рюриковичи и Романовы. Одна из летописей XVII века повествует, как осаждающий монастырь Лжедмитрий II встретил сильное сопротивление и только благодаря измене воеводы смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Михаила Волконского — воины, монахи и простые боровчане — не прекратили сопротивление и все были убиты внутри собора. В память об этом подвиге в 1777 году город Боровск получил свой герб – сердце с крестом (как символ верности) в лавровом венке.
Монастырь осаждался не только Лжедмитрием II, но и Наполеоном. Дважды здесь находился в заточении предводитель старообрядцев протопоп Аввакум, который в итоге сумел вызвать к себе сочувствие даже самых ревностных монахов, за что пользовался такой свободой, что мог принимать в монастыре народ, распространяя и укрепляя тем самым старообрядческое учение.
Состояние
В 1954 году, в ночь накануне празднования памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора и раздавил стоявшие внутри два зерновых комбайна. Это событие подтолкнуло советское правительство начать в монастыре реставрационные работы.
В 1991 году в монастыре возобновились регулярные богослужения. В настоящее время Свято-Пафнутьев Боровский монастырь является местом притяжения тысяч паломников со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Впечатления
На духовной карте Калужской области много прославленных монастырей, Боровская обитель занимает среди них особое место. Мощные белокаменные стены погружают человека в историю средневековой Руси. Среди арочных перекрытий и узких бойниц можно увидеть свидетельства причастности монастыря к ключевым событиям истории России. Например, уникальную фреску, посвященную событиям 1812 года. Кстати, о фресках: известно, что для росписи собора был приглашён лучший иконописец того времени – Дионисий. Обнаруженные в ходе реставрации фрагменты его работы хранятся теперь в Музее Андрея Рублёва.
Побывать в Боровском монастыре можно не только с паломнической группой, но и с обычной историко-краеведческой экскурсией, будь то обзорная программа по Боровску или тематический тур, посвященный Отечественной войне 1812 года или истории старообрядческого движения на Руси.
{{objectCandidate. short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate. |