Божья матерь: Божья Матерь | это… Что такое Божья Матерь?
Содержание
Виды икон Божией Матери
Божья Матерь всегда была, есть и останется Той, к Кому взывают о помощи в минуты отчаяния, когда шансов на исцеление или спасение практически не остаётся. В православном мире есть множество свидетельств выхода из тяжелейших жизненных ситуаций, когда обращение к Божьей Матери, олицетворению доброты и кротости, мудрости и целомудрия, творило чудеса.
Нет православных храмов, где не было бы лика Божьей Матери. Её образ, сотворённый искусным иконописцем, присутствует в тех домах, где почитают Марию, Иисуса, свято соблюдая данные Сыном Божьим заповеди.
В плеяде икон Божьей Матери выделяются ключевые виды, о которых мы хотим рассказать.
Одигитрия
Обратите внимание на характерные черты этой иконы. Господь Иисус восседает на левой руке Матери. Богородица словно указывает нам на Богомладенца, а Он словно благословляет этот бренный мир рукой. Иногда встречаются иконы, где Божья Матерь держит Иисуса на правой руке. Здесь нет никакой ошибки или ереси. «Правосторонняя» икона — это тоже Одигитрия. Такой вариант работы выбрал иконописец.
Елеуса
Поражающий своей трогательностью вариант Иконы Божьей Матери, в котором отображен океан всепоглощающего чистого материнского чувства любви.
Отличительная черта Елеусы — Мать и Сын соприкасаются щеками. Каково значение этого жеста? Является ли он исключительно материнским? Нет. Для каждого православного христианина это жест любви к Господу Иисусу. При одном лишь взгляде на Елеусу невольно сжимается сердце в осознании того, чем, а вернее Кем пожертвовал Господь Бог во спасение людей, живущих на Земле, а также во искупление их грехов.
Оранта
Ещё один проникновенный тип Богородичных икон, при взгляде на который православные христиане испытывают трепетные чувства. У Матери уже нет на руках Сына, Он вознесся, но отображён на её груди, как бы, в форме священного медальона. А Она простирает длани к небесам, молясь за всех тех, ради кого Он пожертвовал собой, открыв единственно возможный путь к спасению. Значение Оранты поистине велико.
Акафистная икона Божьей Матери
Кто сказал, что у икон не может быть сюжета? Это подлинные произведения иконописного искусства, правильное «чтение» которых позволит нам открыть неведомые доселе черты Божьей Матери, её неизвестные нам ранее аспекты святости.
Всё перечисленное – рукотворные иконы Богородицы, созданные мастерами-иконописцами, но есть и нерукотворные. Те, которые были дарованы православным христианам Свыше. Почитание такого рода икон осуществляется совершенно особым образом и чудотворность такого рода работ Создателя является абсолютно уникальной и непреложной.
Дева Мария отображается на иконах с волосами, спрятанными под мафорией (особой накидкой), ниспадающей на её плечи. Эта накидка, в действительности, носилась во времена Христа в Израиле. Головной убор, как правило, красного цвета, подчёркивает благородное происхождение Богородицы и — одновременно! — это цвет крови, квинтэссенция Её страданий.
Звёзды на голове и плечах Богородицы — символ не только Её божественности и чистоты, но и единства Троицы.
Почему День народного единства отмечают на Казанскую Божью Матерь
Причем сначала это был сугубо московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, а в 1649 году он стал всероссийским. Обратите внимание, не церковным, а именно общенародным праздником: по-видимому, наши предки осознали всю значимость того, что сердце России — Москва была освобождена от иноземцев.
И произошло это именно 4 ноября (22 октября по старому стилю). Точнее, 4 ноября 1612 года русские воины взяли штурмом Китай-город, где засели поляки — это был переломный момент, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сам капитулировал. Важная победа, положившая начало концу Смутного времени.
Победа судьбоносная, но при чем тут икона? А при том, что список Казанской иконы Божьей Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной. Но наши предки в этой связи были твердо уверены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божьей Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был — день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля.
Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию. Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы — 21 июля. Так что к моменту, когда в России началась смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.
Теперь, чтобы понять, какую роль сыграла Казанская в смутное время, давайте освежим в памяти, что же тогда происходило. 1605 год — умирает царь Борис Годунов, и московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, в столицу въезжает Лжедмитрий I. Через год убивают и Лжедмитрия. Царем избирают Василия Шуйского (1606-1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II, войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой, затем входят в столицу. Страна разорена дотла: всюду разбой, мародерство, страх и предательство. Кажется, нет силы, которая бы собрала нацию воедино, подняла дух, возродила страну. В 1610 году свергают и Шуйского. Изменники-бояре избирают на Московское царство польского королевича Владислава. Страна на краю гибели.
И тут свой голос возвышает Церковь. Несмотря на численное и техническое превосходство польских интервентов, Троице-Сергиев монастырь стоит, полякам так и не удается покорить монахов. Находящийся в 1610 году под стражей патриарх Гермоген — тот самый, что делал описание чудес Казанской иконный Божьей Матери, призывает всех подняться на защиту православной веры и Отечества. На его призыв откликаются Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, собравшие ополчение. К войскам присоединяются казанские дружины, они и берут с собой, в войско, чудотворную икону Казанской Божьей Матери.
Народные бедствия Церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. «Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево», — говорится в молитве к Казанской: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева».
Чудесное спасение страны, когда в народе пробуждались духовные силы, и они показывали пример героизма ради Отечества, повторялись потом в истории России не однажды. И часто это было связано со Спасительницей — Казанской иконой Божьей Матери. В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской о даровании победы. Перед образом молился А. В. Суворов. Об избавлении от французов молились перед святыней и в 1812 году, один такой молебен — при отбытии М. И. Кутузова в действующую армию — хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все.
Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех — и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа Иисуса Христа…
В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем.
Вчитайтесь в слова молитвы, это прозрение потрясающей глубины. Кстати, глаза на такие вещи открываются именно в годины великих народных потрясений. А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы. А потом, в благодарность, русские ставили в честь Казанской иконы Божьей Матери храмы. В России их было несчитанное количество. И в каждом доме икона — ею благословляли венчающихся, а потом вешали над детской кроваткой — в защиту от духовных и физических недугов.
Именно Казанский образ преподносят крестившемуся после Таинства Крещения. К Казанскому образу Божьей Матери обращаются с молитвой, когда просят исцеления от болезней, и не только глазных, от любых. К иконе обращаются с молитвой, боясь внезапной смерти. Казанскую берут с собой в путешествия, ей молятся за тех, кто несет опасную и трудную службу. …
То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может зиждеться только на духовном. И не приведи Господь, если мы забудем об этом в годы, когда смута — всего лишь страницы истории.
Молитва пред иконою Божией Матери «Казанская»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною (и чудотворною) иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою Святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Во что верила ранняя церковь: Мария — Божья Матерь
Хотя Мария — Божья Матерь, она не его мать в том смысле, что она старше Бога или источника божественности своего Сына, поскольку она не является ни тем, ни другим. Скорее, мы говорим, что Она — Матерь Божия в том смысле, что Она носила в Своем чреве божественную личность — Иисуса Христа, Бога «во плоти» (2 Ин. 7, ср. Ин. 1:14) — и в том смысле, что что она внесла генетический вклад в человеческую форму, которую Бог принял в Иисусе Христе.
Чтобы избежать этого вывода, фундаменталисты часто утверждают, что Мария не носила Бога в своем чреве, а только носила человеческую природу Христа. Это утверждение заново изобретает ересь пятого века, известную как несторианство, которое садится на мель на том факте, что мать не просто носит в своем чреве человеческую природу своего ребенка. Скорее, она носит человек своего ребенка. Женщины не рождают человеческих натур; они рождают человек . Таким образом Мария выносила и родила человек Иисуса Христа, а человек , которого она родила, был Богом .
Несторианство утверждает, что Мария не родила единую личность Иисуса Христа пытается отделить человеческую природу Христа от Его божественной природы, создав две отдельные и отдельные личности — одну божественную и одну человеческую — объединенные в свободная принадлежность. Следовательно, это христологическая ересь, которую признавали даже протестантские реформаторы. И Мартин Лютер, и Жан Кальвин настаивали на божественном материнстве Марии. На самом деле кажется даже, что сам Несторий, возможно, не верил в ересь, названную в его честь. Кроме того, «несторианская» церковь теперь подписала совместную декларацию о христологии с католической церковью и признает божественное материнство Марии, как это делают другие христиане.
Поскольку отрицание того, что Мария является Матерью Бога, подразумевает сомнение в божественности Иисуса, становится ясно, почему христиане (до недавнего времени) были единодушны в провозглашении Марии Богоматерью.
Отцы Церкви, конечно же, согласились, и следующие отрывки свидетельствуют об их живом признании священной истины и великого дара божественного материнства, дарованного Марии.
Ириней
«Дева Мария, послушная его слову, получила от ангела радостную весть, что родит Бога» ( Против ересей , 5:19:1 [А.Д. 189]).
Ипполит
«[Д]аждым поколениям они [пророки] нарисовали величайшие предметы для созерцания и действия. Так же и проповедовали о пришествии Бога во плоти в мир, пришествии Его непорочной и богоносной ( Богородицею ) Марией в пути рождения и возрастания» ( Беседа о конце мира 1 [217 г. н.э.]).
Григорий Чудотворец
«Ибо Лука в боговдохновенных евангельских повествованиях свидетельствует не только об Иосифе, но и о Марии, Богородице, и дает это повествование со ссылкой на саму семью и дом Давида» ( Четыре проповеди 1 [А.Д. 262]).
«Долг наш — приносить Богу, как жертвы, все праздники и псалтыри; и прежде всего [праздника] Благовещения Пресвятой Богородицы, т. е. приветствия Ей от ангела: «Радуйся, благодатная!»» (там же, 2).
Петр Александрийский
«Пришли к храму Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который, как стали говорить, он устроил в западном квартале, в пригороде, для кладбища мучеников» ( Подлинные деяния Петра Александрийского [н.э. 305]).
«Признаем воскресение мертвых, первородным из которых стал Иисус Христос, Господь наш; он носил тело не по виду, а по истине, происходящее от Марии, Богородицы» (, Послание ко всем неегипетским епископам, 12 [324 г. по Р.Х.]).
Мефодий
«Пока старец [Симеон] так возликовал, и возрадовался безмерно великою и святою радостью, о том, о чем прежде возвещено в образе пророком Исаией, святая Богородица ныне явно исполнилась» ( Речь о Симеоне и Анне 7 [н. э. 305]).
«Радуйся тебе во веки, Богородица Дева, радость наша непрестанная, ибо к Тебе опять возвращусь. . . . Радуйся, источник любви Сына к человеку. . . . Посему молим тебя, прекраснейшая из женщин, хвалящаяся доверием своих материнских почестей, чтобы ты непрестанно помнила о нас. О святая Богородица, помяни нас, говорю, хвалящихся Тобою и в августейших песнопениях воспевающих память Твою, которая всегда будет жить и никогда не угаснет» (там же, 14).
Кирилл Иерусалимский
«Отец свидетельствует с неба о Своем Сыне. Святой Дух свидетельствует, нисходя телесно в виде голубя. Архангел Гавриил свидетельствует об этом, принося Марии благую весть. Свидетельствует Дева Богородица» ( Катехизические лекции 10:19 [350 г. н.э.]).
Ефрем Сирин
«Еще дева носила во чреве Своем Младенца, и раба и дело премудрости его стала Матерью Божией» ( Песни хвалы 1:20 [Н.Э. 351]).
Афанасий
«Слово, рожденное от Отца свыше, невыразимо, неизъяснимо, непостижимо и вечно есть рожденный во времени здесь внизу от Девы Марии, Богородицы» ( Воплощение Слово Божье 8 [365 г. н.э.]).
Епифаний Саламинский
«Совершенный со стороны Отца и воплотившийся в нас, не по виду, но по истине, Он [Сын] преобразил человека к совершенству в Себе от Марии Богородицы Духом Святым» ( Человек на якоре 75 [н.э. 374]).
Амвросий Медиоланский
«Первое, что зажигает пыл в обучении, — это величие учителя. Что выше Богородицы? Что может быть прекраснее той, которую избрала Сама Слава?» ( Девственницы 2:2[7] [377 г. н.э.]).
Григорий Назианский
«Кто не согласен с тем, что святая Мария есть Богородица, тот не согласен с Божеством» ( Письмо священнику Кледонию 101 [382 г. н.э.]).
Иероним
«Что касается того, как девственница стала Богородицей, то он [Руфин] знает все; о том, как он сам родился, он ничего не знает» ( Против Руфина 2:10 [401 г. н.э.]).
«Не дивись новизне того, что Дева рождает Бога» ( Комментарии к Исаии 3:7:15 [409 г. н.э.]).
Феодор Мопсуестийский
«Поэтому, когда спрашивают: «Мария — мать человека или Матерь Божия?», мы отвечаем: «И то, и другое!» Одно по самой природе содеянного, а другое по отношению» ( Воплощение 15 [н. э. 405]).
Кирилл Александрийский
«Меня поразило, что некоторые совершенно сомневаются в том, может ли святая Дева называться Богородицей. Ибо если Господь наш Иисус Христос есть Бог, то как не быть Богородице святой Деве, родившей Его?» ( Письмо монахам Египта 1 [427 г. н.э.]).
«Это выражение, однако, «Слово стало плотью» [Иоанн 1:14], не может означать ничего другого, кроме того, что оно, подобно нам, причащалось плоти и крови; Он соделал наше тело Своим и произошел от женщины как мужчина, не отбросив своего существования как Бога или своего рождения от Бога Отца, но даже приняв себе плоть, оставаясь тем, чем он был. Это декларация правильной веры провозглашает повсюду. Таково было мнение святых отцов; поэтому они осмелились назвать святую Деву «Богоматерью», не так, как если бы природа Слова или его Божество имело свое начало от святой Девы, но благодаря ей родилось то святое тело с разумной душой, к которой Слово, будучи лично соединено, как говорится, рождается по плоти» (9). 0005 Первое письмо Несторию [н.э. 430]).
«И так как святая Дева телесно родила Бога, единого с плотью по естеству, то и мы называем Ее Богородицей, не так, как если бы естество Слова имело начало своего существования от плоти» ( Третье письмо Несторию [430 г. н.э.]).
«Если кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, и что потому святая Дева есть Богородица, так как во плоти родила Слово Божие, ставшее плотью [Ин. 1:14]: да будет анафема» (там же).
Иоанн Кассиан
«Теперь ты, еретик, говоришь (кто бы ты ни был, кто отрицает, что Бог родился от Девы), что Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, не может называться Богородицей, но Матерь только Христа, а не Бога, ибо никто, говорите вы, не рождает старше себя. А по поводу этого совершенно глупого аргумента. . . докажем Божественными свидетельствами и то, что Христос есть Бог, и что Мария есть Богородица» ( О воплощении Христа против Нестория 2:2 [А.Д. 429]).
«Тогда вы не можете не признать, что благодать исходит от Бога. Значит, это дал Бог. Но это было дано нашим Господом Иисусом Христом. Следовательно, Господь Иисус Христос есть Бог. Если же Он есть Бог, а Он действительно есть, то родившая Бога есть Матерь Божия» (там же, 2:5).
Эфесский Собор
«Исповедуем же, Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, совершенного Бога и совершенного человека, разумной души и тела, рожденного прежде всех веков от Отца в Его Божестве, тот же в последние дни, для нас и для нашего спасения, рожденный от Марии Девы по Своему человечеству, один и тот же единосущный Отцу в Божестве и единосущный нам в человечестве, ибо произошло соединение двух естеств. Поэтому мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. Согласно этому пониманию неслитного союза, мы исповедуем святую Деву Богородицей, потому что Бог-Слово воплотился и стал человеком и от самого зачатия своего соединил с собой храм, который отнял от Нее» (9).0005 Формула Союза [А.Д. 431]).
Винсент Леринский
«Несторий, чья болезнь противоположного рода, притворяясь, что он держит во Христе две различные субстанции, вводит внезапно двух лиц и с неслыханной злобой имеет двух сыновей Бог, два Христа, — один Бог, другой человек; один, рожденный от Отца, другой, рожденный от матери. По этой причине он утверждает, что святую Марию следует называть не Матерью Божией, а Матерью Христовой» (9).0005 Блокноты 12[35] [А.Д. 434]).
НИХИЛ ОБСТАТ: Я пришел к выводу, что материалы
, представленные в этой работе, не содержат доктринальных или моральных ошибок.
Bernadeane Carr, STL, Censor Librorum, 10 августа 2004 г.
ИМПРИМАТУРА: В соответствии с 1983 CIC 827
, настоящим предоставляется разрешение на публикацию этой работы.
+Роберт Х. Бром, епископ Сан-Диего, 10 августа 2004 г.
Что Библия говорит о Деве Марии?
ГлавнаяМатериалыКатолические вопросы Девы Марии
Вопрос
Ответ
Мария, мать Иисуса, была описана Богом как «многоблагодатная» (от Луки 1:28). Фраза весьма благосклонная происходит от одного греческого слова, которое по существу означает «много благодати». Мария получила Божью благодать.
Благодать — это «незаслуженное расположение»; то есть благодать — это благословение, которое мы получаем, несмотря на то, что мы его не заслуживаем. Мария нуждалась в благодати от Бога и в Спасителе, как и все мы. Сама Мария понимала этот факт, заявив в Луки 1:47: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».
Дева Мария по милости Божией осознала, что нуждается в Спасителе. Библия никогда не говорит, что Мария была кем-то, кроме обычного человека, которого Бог решил использовать необычным образом. Да, Мария была праведной женщиной и была любима (благословлена) Богом (Луки 1:27–28). В то же время Мария была грешным человеком, который нуждался в Иисусе Христе как в своем Спасителе, как и все остальные (Екклесиаст 7:20; Римлянам 3:23; 6:23; 1 Иоанна 1:8).
Дева Мария не имела «непорочного зачатия». Библия не предполагает, что рождение Марии было ничем иным, как обычным человеческим рождением. Мария была девственницей, когда родила Иисуса (Луки 1:34–38), но не навсегда. Идея вечной девственности Марии небиблейская. В Евангелии от Матфея 1:25, говоря об Иосифе, говорится: «Но он не имел с ней союза, пока она не родила сына. И дал Ему имя Иисус». Слово 9Цифры от 0005 до ясно указывают на то, что у Иосифа и Марии были нормальные сексуальные отношения после рождения Иисуса. Мария оставалась девственницей до рождения Спасителя, но позже у Иосифа и Марии родилось несколько детей. У Иисуса было четыре сводных брата: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда (Матфея 13:55). У Иисуса также были сводные сестры, хотя они не названы и не пронумерованы (Матфея 13: 55–56). Бог благословил и благословил Марию, дав ей несколько детей, что в той культуре считалось самым ясным признаком Божьего благословения на женщину.
Однажды, когда Иисус говорил, женщина в толпе провозгласила: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, которые Ты вскормила» (Луки 11:27). У Иисуса никогда не было лучшей возможности заявить, что Мария действительно достойна хвалы и поклонения. Что ответил Иисус? «Напротив, блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Луки 11:28). Для Иисуса послушание Божьему Слову было важнее, чем быть женщиной, родившей Спасителя.
Нигде в Писании Иисус или кто-либо другой не воздает хвалы, славы или поклонения Марии. Елизавета, родственница Марии, восхваляла Марию в Евангелии от Луки 1:42–44, но ее восхваление основано на благословении рождения Мессии. Это не было основано на какой-либо присущей Марии славе. Фактически, после этого Мария пропела хвалебную песнь Господу, превознося Его внимательность к смиренным и Его милосердие и верность (Лк. 1:46–55).
Многие считают, что Мария была одним из источников Луки при написании его Евангелия (см. от Луки 1:1–4). Лука описывает ангела Гавриила, посещающего Марию и говорящего ей, что она родит сына, который станет Спасителем. Мэри не знала, как это могло быть, ведь она была девственницей. Когда Гавриил сказал Ей, что дитя будет зачато от Святого Духа, Мария ответила: «Я раба Господня… Да сбудется слово Твое ко Мне. Тогда ангел оставил Ее» (Луки 1:38). Мария ответила верой и готовностью подчиниться Божьему плану. Мы тоже должны иметь такую веру в Бога и доверчиво следовать за Ним.
Описывая события, связанные с рождением Иисуса, и реакцию тех, кто слышал весть пастухов об Иисусе, Лука пишет: «Мария же накопила все это, размышляя в сердце своем» (Луки 2:19). Когда Иосиф и Мария представили Иисуса в храме, Симеон признал, что Иисус был Спасителем, и воздал хвалу Богу. Иосиф и Мария удивились тому, что сказал Симеон. Симеон также сказал Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да будут помышления многих сердец». явлено» (Луки 2:34–35).
В другой раз в храме, когда Иисусу было двенадцать, Мария была расстроена тем, что Иисус остался дома, когда Его родители уехали в Назарет. Они были огорчены в поисках Его. Когда они нашли Его все еще в храме, Он сказал, что Он должен быть в доме Своего Отца (Луки 2:49). Иисус вернулся в Назарет со Своими земными родителями и подчинился им. Нам опять же говорится, что Мария «собрала все это в сердце своем» (Луки 2:51). Воскрешение Иисуса, должно быть, было сложной задачей, но также наполненной драгоценными моментами, возможно, воспоминаниями, которые стали более острыми, когда Мария стала более полно понимать, кто такой Иисус. Мы тоже можем хранить в своем сердце знание о Боге и память о Его деятельности в нашей жизни.
Именно Мария попросила Иисуса вмешаться на свадьбе в Кане, где Он совершил Свое первое чудо и превратил воду в вино. Несмотря на то, что Иисус поначалу, казалось, отвергал ее, Мария велела слугам делать то, что Он им сказал. Она верила в Него (от Иоанна 2:1–11).
Позже, во время публичного служения Иисуса, Его семья забеспокоилась. В Марка 3: 20–21 записано: «Снова собрался народ, так что даже есть не могли. Услышав это, родные его вышли, чтобы схватить его, ибо говорили: „Он не в своем уме“. Когда Его семья прибыла, Иисус провозгласил, что именно те, кто исполняет волю Бога, являются Его семьей. Братья Иисуса не верили в Него до распятия, но по крайней мере двое из них уверовали после — Иаков и Иуда (Иуда), авторы новозаветных книг, носящих их имена.
Мария, кажется, верила в Иисуса на протяжении всей Его жизни. Она присутствовала на кресте, когда Иисус умер (Иоанна 19:25), несомненно, чувствуя, что «меч», о котором пророчествовал Симеон, пронзит ее душу. Именно там, на кресте, Иисус попросил Иоанна служить сыном Марии, и Иоанн взял Марию в свой дом (Иоанна 19:26–27). Мария также была с апостолами в день Пятидесятницы (Деяния 1:14). Однако после первой главы Деяний Мария больше никогда не упоминается.
Апостолы не отводили Марии заметной роли. Смерть Марии не описана в Библии. Ничего не сказано о вознесении Марии на небеса или о том, что она играла там возвышенную роль. Как земную мать Иисуса, Марию следует уважать, но она не достойна нашего поклонения или поклонения.
Библия нигде не указывает, что Мария может слышать наши молитвы или что она может быть посредником для нас перед Богом. Иисус — наш единственный защитник и посредник на небесах (1 Тимофею 2:5). Если Марии предлагалось поклонение, поклонение или молитвы, она говорила то же, что и ангелы: «Поклоняйтесь Богу!» (см. Откровение 19:10; 22:9.) Мария сама подает нам пример, направляя свое поклонение, поклонение и хвалу одному Богу: «Душа моя славит Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем, ибо Он помнил о смиренном состоянии Своего слуги.