Брянчанинов игнатий о молитве иисусовой: Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой / Православие.Ru
Содержание
Иисусова молитва для мирян — Храм Рождества Христова
www.pravoslavie.ru
Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами
Протоиерей Андрей Овчинников:
– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.
Наше время внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.
Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.
- «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
- Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
- Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
- Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
- Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
- Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Прочитывайте его 2–3 раза в неделю.
- Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
- И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.
Через молитву Иисусову мы со Христом везде
Священник Валерий Духанин:
– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.
Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.
В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.
Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.
Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.
Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.
Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.
Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие
Священник Димитрий Шишкин:
– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.
Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.
http://www.pravoslavie.ru/100126.html
V. Учение епископа Игнатия об Иисусовой молитве.
Том 5. Приношение современному монашеству
V. Учение епископа Игнатия
об Иисусовой молитве
Иисусова молитва, по мнению святых Отцов, есть «художество из художеств» — это есть то внутреннее духовное делание, которое превосходит все другие делания, возводя монаха к совершенству. Делание это велико и многотрудно и в то же время многоплодно. Истинная Иисусова молитва и плоды, которые она приносит, есть великий дар всеблагого Бога грешному человеку. Немногие подвижники сподобились получить этот дар. Святой Исаак Сирский говорит: «Не многие сподобились чистой молитвы, но малые: достигших же к таинству, совершающемуся после нее, и пришедших на другой берег (Иордана) едва встречается один из поколения в поколение, по благодати и благоволению Божию» [1913].
Епископ Игнатий, по нашему глубокому убеждению, в Русской земле и был одним из деятелей Иисусовой молитвы, который в совершенстве постиг это внутреннее делание и сподобился ощутить в своем сердце приносимые им плоды.
{стр. 684}
Видя почти полное оставление среди монашествующих правильного умного делания и чувствуя своим сердцем непреодолимое влечение к нему, епископ Игнатий долгие годы деятельно изучал Святоотеческие писания о Иисусовой молитве. Из-за отсутствия опытных руководителей в этом трудном делании, Владыке, по его собственному признанию, пришлось пережить много трудностей. Почти единственными его руководителями были писания святых Отцов. Великая рассудительность помогла Преосвященному Игнатию извлекать из творений древних учителей молитвы то, что можно было практически применить к условиям своей жизни. Истинное же смирение Владыки и сознание своей греховности помогли ему избежать многих сетей, встречающихся на трудном пути внутреннего делания.
Опытно постигнув делание Иисусовой молитвы и видя, что только этим путем можно достигнуть совершенства в духовной жизни, епископ Игнатий стремился возродить это спасительное делание среди монашествующих своего времени. С этой целью он написал для своих духовных чад несколько назидательных статей, в которых изложил учение о Иисусовой молитве. Как и все свои произведения, так и учение о молитве Иисусовой владыка Игнатий основывает на творениях святых Отцов. Страницы его статей об умном делании иногда сплошь испещрены святоотеческими цитатами.
Но достоинство произведений епископа Игнатия об Иисусовой молитве не только в том, что он извлек из Святоотеческой литературы все, что может быть применено для делателя Иисусовой молитвы в наши дни, но он со свойственной ему скромностью отобразил в своих статьях и свой многолетний опыт совершения умного делания. Его советы об умной молитве основаны на учении древних учителей молитвы и проверены собственным опытом, и поэтому они могут служить безошибочным руководством для делания умной молитвы.
Каждый инок, желающий научиться «художеству из художеств» — Иисусовой молитве, должен прежде всего хорошо изучить учение епископа Игнатия по этому вопросу и только затем приступать к деятельному исполнению Иисусовой молитвы и к чтению Святоотеческой литературы об умном делании.
{стр. 685}
Мнение епископа Игнатия о происхождении Иисусовой молитвы. Епископ Игнатий считал, что молитва Иисусова есть установление Божественное. Все наставления Христа Спасителя, данные Им в возвышеннейшей беседе перед крестными страданиями, имели характер «окончательного предсмертного завещания», в котором изложены «самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной». Между этими заповедями дано и «заповедание» молиться именем Иисусовым.
Святые Апостолы еще при жизни Христа Спасителя знали силу Его имени, когда они, посланные Господом на проповедь, изгоняли Его именем бесов и исцеляли недужных. После Вознесения Христа Спасителя вера святых Апостолов в имя Иисуса Христа и благоговение к этому имени возросли неограниченно. Именем Господа св. Апостолы совершали многие дивные чудеса.
Первое чудо после Пятидесятницы было совершено св. Апостолами именем Иисуса Христа. Однажды, как повествует книга Деяний св. Апостолов, апостолы Петр и Иоанн пошли в Иерусалимский храм помолиться. Когда они проходили врата храма, называвшиеся «Красными», у этих ворот сидел хромой и просил милостыню. Этот несчастный был хром от чрева матери, он не мог ни ходить, ни стоять, его приносили ежедневно к названным вратам храма, где он просил подаяние для своего пропитания. Увидев идущих Апостолов, он стал просить у них милостыни. Св. апостол Петр сказал ему: «Сребра и злата несть у мене, но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа, Назорея, восстани и ходи» (Деян. 3. 6). После этих слов хромой мгновенно исцелился, он встал и принялся громко прославлять Бога.
Синедрион был встревожен этим чудом, совершенным учениками Того, Кого он недавно предал на лютую смерть чрез распятие. Апостолы были схвачены и отданы под стражу. На следующий день их привели в собрание Синедриона и спросили: «Коею силою или коим именем сотвористе вы сие?» Тогда апостол Петр, исполнившись Духа Святого, отвечал: «Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа, Назорея, Его же вы {стр. 686} распясте, Его же Бог воскреси из мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав: несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам» (Деян. 4. 10, 12).
Несмотря на явное чудо, Синедрион, ослепленный злобой к Иисусу Христу, с угрозою запретил Апостолам учить и даже говорить народу о имени Иисуса. На это апостолы Петр и Иоанн дерзновенно отвечали: «Аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати» (Деян. 4. 19, 20).
Пригрозив св. Апостолам, Синедрион был вынужден отпустить их, боясь народа, который был свидетелем совершенного им неслыханного чуда. Апостолы Петр и Иоанн, вернувшись к своим, поведали им обо всем случившемся. Выслушав их, все члены Иерусалимской Церкви вознесли общую молитву, которую закончили словами: «…Господи, призри на прещения их и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое, внегда руку Твою прострете Ти во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым Отрока Твоего Иисуса» (Деян. 4. 29, 30). Вот одно из многих чудес, совершенных Апостолами именем Господа Иисуса Христа.
Правда, из Священного Писания нам неизвестно, каким образом Апостолы молились этим именем. Но епископ Игнатий предполагает, что «они молились им непременно». «Как могли они не молиться им, — пишет он, — когда это моление было преподано и заповедано Самим Господом, когда заповедание укреплено двукратным повторением и подтверждением его? Если умалчивает о сем Писание, то умалчивает единственно потому, что моление это было в общем употреблении, не нуждаясь в особом внесении в Писание по известности своей и общеупотребительности» [1914]. По этой же причине можно предположить, что и в дошедших до нас первохристианских памятниках нигде не говорится прямо о молении именем Иисуса, но лишь имеются об этом упоминания при изложении других вопросов.
Молитва Иисусова была в общем употреблении среди монашествующих древней Церкви. Молитвенное правило {стр. 687} иноков состояло чаще всего из упражнения Иисусовой молитвой. Иисусова молитва — живое предание Церкви, она была общеизвестна для первых христиан и не требовала объяснений. Объяснения этой молитвы начали проявляться лишь по мере оскудения познания о ней. Краткие наставления или разъяснения о Иисусовой молитве были сделаны отцами — истинными делателями Иисусовой молитвы: святым Иоанном Златоустом, святым Василием Великим, преподобным Варсонофием Великим и преподобным Иоанном Лествичником.
В России о Иисусовой молитве писали преподобный Нил Сорский, священноинок Дорофей, схиархимандрит Паисий Величковский и преподобный Серафим Саровский.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Об Иисусовой молитве
Об Иисусовой молитве
— Читаю молитву Иисусову, но она какая-то «сухая» и мало действует на мое бесчувственное сердце. Получается, что только «перебираю четки». Что делать?— В таком случае некоторые советуют читать молитву по десяткам. Прочитал десять молитв и
Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) и в «Откровенных рассказах странника»
Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) и в «Откровенных рассказах
Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)
Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)
Источник — http://www.mpda.ru/site_pub/105753.htmlВ статье засл. проф. МДА А.И. Осипова раскрывается учение святителя Игнатия о молитве, сравниваемое с повествованием «Откровенных рассказов странника» и с состоянием героя этой
Об Иисусовой молитве
Об Иисусовой молитве
Число раз не важно. Главное, как можно чаще. Ешь, пьёшь, ходишь, говоришь, работаешь — всё время надо её читать про себя или в уме. Ночью проснётесь — тоже. Только как можно проще, совсем, совсем просто.И стала я читать молитву Иисусову, как меня учили.
12. О молитве Иисусовой
12. О молитве Иисусовой
Бог в помощь! Спасайтесь! Спрашиваете о молитве Иисусовой? Читайте в книгах. Все написано. Моя мысль о ней такая: — Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, — есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не
320. О навыкновении молитве Иисусовой и образе ее совершения. Отношение ее к молитве созерцательной (умно-сердечной)
320. О навыкновении молитве Иисусовой и образе ее совершения. Отношение ее к молитве созерцательной (умно-сердечной)
Милость Божия буди с вами! «Желаете навыкнуть молитве Иисусовой по образцу, прописанному в оной книге». (Рукопись Афонская: «Искатель непрестанной молитвы».
704. О молитве Иисусовой
704. О молитве Иисусовой
В последнем письме вы помянули о действии во всем молитвы Иисусовой. Господь да благословит доброе начало сие! В действии молитвы сей не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, и слова произносимые не главное суть, а
939. О молитве Иисусовой
939. О молитве Иисусовой
Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном. Молитва Иисусова есть только пособие, а не самое существо дела. Положите себе жить в памяти Божией
УЧЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ, УМОМ В СЕРДЦЕ СОВЕРШАЕМОЙ.
УЧЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ, УМОМ В СЕРДЦЕ СОВЕРШАЕМОЙ.
«Сладостна бывающая в сердце чистая и
постоянная память об Иисусе и происходящее
от нее неизреченное просвещение».
Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, как и его учение о монашестве, тесно
О молитве Иисусовой
О молитве Иисусовой
О молитве Иисусовой О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой1) Об устной. В сокращенном слове она говорится так: «Господи помилуй». «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», а в полном так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
О молитве Иисусовой
О молитве Иисусовой
Упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность, от которой нет возможности отречься.Блаженный старец Серафим, достигший великого преуспеяния в молитве, постоянно советовал всем инокам проводить внимательную
Глава 2.
Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой
Глава 2. Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой
«Сладостна бывающая в сердце чистая и
постоянная память об Иисусе и происходящее
от нее неизреченное просвещение».
Св. Марк, митр. Ефесский.
Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, как и его
Об Иисусовой молитве
Об Иисусовой молитве
[…] Между Творцом и тварью лежит бездна — как между абсолютным и условным; ее нельзя перепрыгнуть ни логически, ни бытийственно.Но есть мост, который перекинут над этой бездной. И почувствовал этот мост […] Павел. Потому что он увидел Христа и
III. Учение епископа Игнатия о спасении и совершенстве
III. Учение епископа Игнатия
о спасении и совершенстве
Вопросу спасения епископ Игнатий уделял очень большое внимание. Спасение было для Владыки не теоретической проблемой, а практической целью всей его жизни.Богомудрый архипастырь справедливо считал, что каждый
I. Учение епископа Игнатия о монашестве
I. Учение епископа Игнатия о монашестве
Первой любимой книгой святителя Игнатия было «Училище благочестия», содержащее назидательные рассказы о древних великих иноках-подвижниках.Уже из этой книги юный подвижник мог почерпнуть много сведений о монашестве древних
Советы епископа Игнатия новоначальному делателю Иисусовой молитвы
Советы епископа Игнатия
новоначальному делателю Иисусовой молитвы
По твердому убеждению епископа Игнатия, каждый инок должен приучать себя к внутреннему деланию. Без внутреннего делания при одном телесном подвиге невозможно иноку достигнуть совершенства в духовной
Об Иисусовой молитве свт.
Игнатия Брянчанинова
Отрывки об Иисусовой молитве с манежа: Приношение современному монашеству, епископа Игнатия (Брянчанинова) Имейте в виду Иисусову молитву, которая произносится так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Св. Иоанн Лествичник говорит о безмолвных созерцателях1, что «одни из них поют и проводят в нем большую часть времени, а другие пребывают в молитве»2. Под пением здесь следует понимать молитвенное чтение псалмов (были не в то время другие формы молитвы, употребляемые ныне), а термином молитва Иисусова молитва. Тождественное значение имеют и следующие слова того же святителя: «Большую часть ночи посвящай молитве и только оставшуюся часть чтению псалтири». Иоанна Лествичника «Лествица», а позднее великих подвижников и наставников монашества свв. Симеона Нового Богослова и св. Григория Синаита.
Молитва Иисусова делится на две формы: устную и мысленную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной автоматически при таком условии: когда устная молитва внимательна. Молитву Иисусову сначала следует практиковать вслух. Молитва Иисусова совершается стоя; но в случае слабости или истощения ее можно выполнять сидя или даже лежа. Существенными свойствами этой молитвы должны быть: внимание, вложенность ума в слова молитвы, крайняя неторопливость в ее произнесении и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы для всякой молитвы, они легче соблюдаются и более нужны в практике Иисусовой молитвы. В псалмодии многообразие мыслей, в которые облачается молитва, невольно привлекает внимание ума и вызывает у него некоторое отвлечение. Но в случае Иисусовой молитвы ум сосредоточен на одной мысли: на мысли о прощении грешника Иисусом. Внешне эта деятельность самая сухая, но на практике она оказывается самой плодотворной из всех душевных деятельностей. Его сила и ценность проистекают из всемогущего. пресвятое имя Господа Иисуса Христа.
Пророчествуя о Богочеловеке, пророк предсказал: Кто призовет имя Господне, тот спасется.4 Святой апостол Павел повторяет слова пророка. 5 Если исповедуешь Слово устами, говорит, Господи Иисусе, и веруй сердцем твоим, что Бог воскресил Его из мертвых, и спасешься. 6 Святой апостол Петр, исцелив хромого от рождения, именем Господа Иисуса Христа, засвидетельствовал пред еврейского Синедриона следующими словами: Правители народа и старейшины Израиля! Если нас (святых апостолов Петра и Иоанна) допрашивают сегодня за благодеяние к беспомощному человеку и спрашивают, как он спасся и исцелился, то да будет известно всем вам и всему народу Израилеву, что во имя Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, в Нем этот человек стоит здесь перед вами здоровый и сильный. Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым мы могли бы спастись.7
Употребление в молитве пресвятого божественного имени Иисус и молитва во имя Его ‘установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. В этом мы можем убедиться из записанной в Евангелии от Иоанна возвышеннейшей и глубокой беседы, которую Господь имел со святыми Апостолами после Тайной Вечери, в тот знаменательный час, предшествовавший добровольному отходу Господа на место Его предательства. и агония, для спасения человечества. Учение, данное Господом в тот час, носит характер последнего, предсмертного наставления, в котором Он собрал и изложил перед Своими учениками и в их лицах перед всем христианским миром самые душеспасительные и последние заповеди, несомненно и непогрешимые залога вечной жизни.
Среди других обетов и духовных даров дается и утверждается заповедь и разрешение молиться во имя Иисуса. О чем ни попросите Отца, да прославится в учениках Его, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, то сделаю. 9 Истинно, истинно говорю вам: чего ни попросите у Отца во имя Мое, Он даст вам. До сих пор ты ничего не просил во имя Мое. Просите, и вы получите, чтобы ваша радость могла переполниться.10
Что будет дано человеку, молящемуся во имя Господа Иисуса, что может наполнить его радостью? Ему будет дан — отвечаем словами Господа нашего — Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя Мое11. Это экспериментальное знание принадлежит святым Отцам и является их традицией. 12
ГЛАВА 24
О ПРАКТИКЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ
Если вы живете в монастыре, где вечернее правило совершается с поклонами в храме, то по возвращении в свою келью сразу займитесь Иисусовой молитвой. Если ты живешь в монастыре, где вечернее правило совершается в церкви, но без поклонов, то по возвращении в свою келью сначала соверши правило с поклонами, а потом займись молитвой Иисусовой. Если ты принадлежишь к монастырю, где нет общего вечернего правила, а предоставляется каждому в отдельности совершать его в своей келье, то сначала совершай правило с поклонами, потом занимайся молитвой или псалмопением и, наконец, Иисусовой молитвой.
Сначала настройтесь неторопливо и со вниманием прочесть сто Иисусовых молитв. Позже, если вы видите, что можете сказать больше, добавьте еще сто. Со временем, если понадобится, можно еще увеличить количество произносимых молитв. Чтобы внимательно и неторопливо произнести сто молитв, нужно тридцать минут или около получаса; но некоторым аскетам требуется еще больше времени. Не произносите молитвы поспешно, одну сразу за другой. Делайте короткую паузу после каждой молитвы, помогая уму сконцентрироваться. Произнесение молитвы без пауз отвлекает ум». Дышите осторожно, мягко и медленно; эта предосторожность предотвращает отвлечение. Окончив молитву Иисусову, не предайся разным соображениям и мечтаниям, всегда пустым, соблазнительным и обманчивым; но по наставлению, полученному в деле молитвенном, проводите время до сна. Ложась спать, повторяй молитву; засыпать с ним.
Итак, приучите себя к тому, что при пробуждении ото сна первой мыслью, первым словом и действием будет Иисусова молитва. Скажи это несколько раз, встань с постели и поспеши к заутрене. Во время утрени по возможности совершайте Иисусову молитву. Если у вас есть свободное время между утреней и литургией, займитесь Иисусовой молитвой. Точно так же поступите и после ужина. Отцы советуют нам после обеда заняться воспоминанием о смерти. Это совершенно правильно, но на самом деле живая молитва Иисусова неотделима от живого воспоминания о смерти». Живое воспоминание о смерти связано с живой молитвой к Господу Иисусу, упразднившему смерть и даровавшему людям жизнь вечную временным покорением смерти.
Во время богослужений полезно практиковать Иисусову молитву. Это предотвращает отвлечение и помогает уму сосредоточиться на церковном пении и чтении. Постарайся приучить себя к Иисусовой молитве до такой степени, чтобы она стала твоей непрестанной молитвой, для которой она очень удобна по своей краткости и для которой не годятся долгие молитвы. Отцы говорили: «Монах, ест ли, пьет ли, находится ли в келлии или на послушании, путешествует ли, или иное что делает, должен непрестанно взывать: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй». на меня грешника.
ГЛАВА 25 О НЕПРЕРЫВНОЙ МОЛИТВЕ
Непрестанная молитва заповедана Самим Богом. Спаситель мира сказал: Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам. 1 Не даст ли Бог суда избранным Своим, которые вопиют к Нему день и ночь, терпеливо ожидая их? Сказываю вам, Он даст им скорый суд. 2
Апостол повторяет учение Господа и говорит: Непрестанно молитесь.3 Итак желаю, чтобы на всяком месте молились мужи, воздевая святые руки, свободные от гнева и рассуждения. 4 Под людьми апостол подразумевает христиан, достигших христианского совершенства. Только зрелые или совершенные христиане могут молиться без гнева и рассуждения, то есть в глубоком умиротворении, с чистейшей любовью к ближнему и без малейшей обиды или критики на него, без отвлечения посторонними мыслями и представлениями (без рассуждения). Такие люди могут во всякое время и во всяком месте возносить молитву Богу, вознося и вознося к Нему святые руки ум и сердце, очищенные от страстей и освященные Духом.
Очевидно, что непрестанная молитва не может быть достоянием новичка; но чтобы в конце концов стать способным к непрестанной молитве, он должен практиковать частую молитву. Частая молитва в свое время автоматически переходит в непрестанную молитву. Так как самый простой способ упражняться в непрестанной молитве – молиться Иисусовой молитвой, начинающий должен как можно чаще прикладываться к Иисусовой молитве. У тебя случайно есть свободная минутка? Не трать его в праздности! Не растрачивайте его на какое-нибудь бесполезное и бессмысленное строительство замка или на какое-то пустое и тривиальное занятие! Используйте его для практики Иисуса. Молитва.
Если от слабости или, вернее, по падшему естеству твоему случается отвлекаться на соблазнительные мысли и фантазии, не впадай в уныние и не расслабляйся. Покайтесь пред Богом в своем легкомыслии и легкомыслии, исповедуйте свое падшее естество и свое рассеяние, припадите умом к Его милости и примите меры предосторожности против обольстительных снов и обольстительных мыслей.
Кто не приучит себя к частой молитве, тот никогда не получит непрестанной молитвы. Непрестанная молитва есть дар Божий, данный Богом рабу и слуге Его испытанной верности. «Нельзя приблизиться к Богу иначе, как непрестанной молитвой»5. Непрестанная молитва есть знак милости Божией к человеку; это знак того, что все силы его души направлены на Бога
Помилуй меня, Господи,
ибо целый день к Тебе взываю.
Радуйся, душа раба Твоего,
ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою. Иисусова молитва должна испытывать себя и свои упражнения, часто читая следующие писания отцов: (1) Статья о трезвении1 св. Исихия Иерусалимского; (2) Главы о трезвости1 св. Филофея Синайского; (3) Беседы о тайной деятельности во Христе св. Феолепта, митрополита Филадельфийского; (4) Творения св. Симеона Нового Богослова и св. Григория Синаита; (5) Статьи св. Никифора и сочинения святых Каллиста и Игнатия Ксантопула; (6) Традиции святого Нила Сорского; (7) Симпозиум св. Дорофея и др.
Читатель найдет в Добротолюбии у св. Симеона Нового Богослова статью «О трех путях молитвы», у св. Никифора и в писаниях св. Каллиста и Игнатия Ксантопулоса, наставление об искусстве вести ум в сердце с помощью естественного дыхания, или, другими словами, механизма или приема, помогающего стяжанию умной молитвы. Это учение отцов вызывало и продолжает вызывать затруднение у многих читателей, хотя на самом деле в нем нет затруднения. Мы советуем возлюбленным братьям не пытаться открыть в себе этот механизм, если он не откроется сам по себе. Многие, желающие узнать это на опыте, повредили свои легкие и ничего не добились. Суть дела состоит в единении ума с сердцем во время молитвы, а это совершается благодатью Божией в свое время, Богом определенное. Вышеприведенный механизм вполне заменяется неторопливым произношением молитвы, коротким отдыхом или паузой после каждой молитвы, тихим и неторопливым дыханием, замыканием ума в словах молитвы. С помощью этих средств мы можем легко достичь определенной степени внимания. Внимание ума на молитве очень скоро начинает привлекать сочувствие сердца. Симпатия сердца и ума мало-помалу начинает переходить в союз ума с сердцем, и тогда сам собой выступает предложенный отцами механизм. Все механические средства, носящие материальный характер, предлагаются отцами исключительно как средства достижения молитвенного внимания как можно легче и скорее, а не как нечто существенное.
Важнейшее, непременное свойство молитвы — внимание. Без внимания нет молитвы. Истинное благодатное внимание2 происходит от умерщвления сердца нашего к миру. Вспомогательные средства всегда остаются просто вспомогательными средствами. Те же святые отцы, которые предлагают вводить ум в сердце с дыханием, говорят, что когда ум приобрел привычку соединяться с сердцем (или, вернее, когда он приобрел это соединение даром и действием благодати), оно не нуждается в помощи механизма для этого соединения, а просто само собою и своим собственным движением соединяется с сердцем. Так и должно быть. Отделение ума от сердца и их противоположность друг другу произошли в результате нашего грехопадения. Естественно для божественной благодати, когда она простирает перст свой, чтобы исцелить человека, сокрушенного и разбитого его падением, соединить его разорванные части и соединить ум не только с сердцем и душой, но и с телом. , и придать ему единую, истинную ревность3 к Богу.
При соединении ума и сердца подвижник получает силу противостоять всем страстным помыслам и страстным чувствам. Может ли это быть результатом какой-либо техники? Нет! Это результат благодати; это плод Святого Духа, Который осеняет невидимый труд христианского подвижника; и это непостижимо для плотских и плотских людей.
Читая Отцов о месте сердца, открываемом умом молитвой, мы должны понимать духовную силу 4 сердца, помещенного Творцом в верхней части сердца. Именно эта сила отличает человеческое сердце от сердец животных, обладающих силой воли или желания и силой ревности или гнева наравне с человеческими существами. Сила духовности выражается в совести, или в сознании нашего духа (оно совершенно не зависит от знания),5 в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближнему, в чувстве покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа или глубокой скорби о грехе и в других духовных эмоциях, неведомых животным. Сила души — это разум, и хотя он духовен, тем не менее, он находится в мозгу. Так же и сила духовности, или дух человека, хотя и духовный, имеет свое местопребывание в верхней части сердца, которая находится под левым соском груди, около соска и немного выше его.
Союз ума с сердцем есть союз духовных мыслей ума с духовными чувствами сердца. Так как человек пал, так как его мысли и чувства из духовных превратились в плотские и земные мысли и чувства, то необходимо посредством заповедей Евангелия возвысить ум и дух к духовным мыслям и чувствам. Когда разум и дух исцеляются, тогда они соединяются в Господе. В том отделе сердца, где обитает сила духовности или духа, постепенно будет образовываться чудесный, духовный храм Божий, Святая Святых, нерукотворенный. Туда нисходит ум, поставленный Духом Святым в священники или первосвященники для поклонения Богу в Духе и Истине. живой Бог. Как сказал Бог, я буду жить в них и ходить в них; и буду им Богом, и они будут Моим народом.7
Ниже силы духовности, в центре сердца находится сила ревности; под ним, в нижней части сердца, находится сила желания и воли. У животных эти две силы действуют очень грубо, так как они ни в малейшей степени не связаны с духовностью; в людях они действуют в зависимости от степени и способа развития их духа. Но они могут поступать правильно и находиться в полном подчинении духу или духовной силе только в истинном христианине, отбросившем не только заведомо греховные, но и все естественные помыслы и чувства пред познанием 8 Христовым — Евангелием.
Разум и сердце не могут быть объединены иначе, как при посредничестве Духа и Истины. Это значит, что ум и сердце не могут соединиться, если мы совершенно не отречемся от своей падшей природы, если мы не отдадим себя всецело в руководство Евангелия, если мы не привлечем благодати Святого Духа, чтобы исцелить нас постоянным и умноженным9 послушанием Евангелию. заповедей, если только мы не будем исцелены и восстановлены к жизни прикосновением благодати, осенением Духа.
Мало того, что каждая греховная эмоция и каждая греховная мысль разрушают этот союз; даже все естественные мысли и чувства, как бы ни были они утонченны и прикрыты видимостью праведности, разрушают соединение ума с сердцем и противопоставляют их друг другу. Любое отклонение от духовного направления, данного Евангелием, делает бесполезными все вспомогательные средства и методы; сердце и разум никогда не соединятся.
Исполнение заповедей, предшествующих соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, следующих за соединением. Перед союзом подвижник исполняет заповеди с величайшим трудом и трудом, насилуя и принуждая свое падшее естество; после соединения духовная сила, соединяющая ум с сердцем, побуждает его к исполнению заповедей — делает это легко, светло, сладко, упоительно. Путь заповедей Твоих протекал, когда Ты расширил сердце мое, говорит псалмопевец.10
Практикующему Иисусову молитву чрезвычайно полезно прочитать Примечания (Введения) схимонаха Василия Поляномерульского к книгам святителей Григория Синаита, Гесикбия Иерусалимского, Филофея Синайского и Нила Сорского11. После прочтения этих примечаний чтение всего Добротолюбия становится гораздо понятнее и полезнее. Читая Отцов, не следует также упускать из виду, что эталон новичка их времени есть эталон очень продвинутого человека в наше время. Применение отеческого учения к себе и к своей деятельности должно производиться с большой осмотрительностью.
Сноски:
Глава 23
1 молчаливые созерцатели. Или «те, кто практикует молчание».
2 Лестница 27:33. (рус. тр.)
3 Лестница 27:77.
4 Иоиль 2:32.
5 Рим. 10:13.
6 ром. 10 : 9.
7 Деяния 4: 8-1 2.
8 Ин. 13, 14, 15, 16.
9 Ин. 14: 13-14.
10 июл. 16:23-24.
11 января. 14:26.
12 СС. Каллист и Игнатий, «Указания к исихастам», гл. 12..
Глава 24
1 Лестница 28:46.
Глава 25
1 Мат. 7:7.
2 Лк. 18:7.
3 1 Фес. 5:17.
4 1 Тим. 2:8.
5 Св. Исаак Сирин, гл. 69 (рус. пер.).
6 шт. 85:3.
Глава 26
1 Трезвость: или Бдительность (Добротолюбие, т. 2 рус. пер.).
2 гал. 6:14; 2 Тим. 2:11; 2 Кор. 4:10-16; ПЗУ. 8:13.
3 Пыл: или, преданность, устремление, страстное желание, томление, стремление. порыв.
4 О силах души см. святителя Филофея Синаита в Добротолюбии.
5 Знание: см. сноску 8 ниже.
6 шт. Дж. 4:24.
7 2 Кор. 6:16.
8 Знание: это слово также иногда означает понимание, разум. (2 Кор. 4:6).
9 Или: напористый, энергичный, напряженный, кропотливый. лит. вынужденный, прилагаемый.
Мы должны заставить себя повиноваться. «Если возлюбишь Меня, заповеди Мои исполнишь» (Ин. 14:15). «Силою взятие» (Мф. 11:12).
10 Пс. 118:32. От арены: приношение современному монашеству, епископ Игнатий (Брянчанинов), перевод с русского архимандрита Лазаря (Джорданвилль, Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь, 1991), стр. 78-88. Это одна из самых важных для нашего времени книг о духовной жизни. Не позволяйте названию обмануть вас. Хотя он написан в первую очередь как «подношение современному [конца 19 века] монашеству», он содержит много мудрости и для мирян. Арена представляет собой часть произведений, написанных в конце его жизни, отражающих его обширный опыт, уравновешенность и святоотеческую мудрость. Эту книгу нельзя слишком рекомендовать всем серьезным православным христианам.
Увещевание о молитвенном правиле / Православие.Ком
Епископ Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов; 1807-1867) — выдающийся церковный писатель и подвижник XIX века. Специального богословского образования у него не было. Учился в главном инженерном училище в Петербурге и в 1824 г. окончил его, получив офицерский чин. В течение следующих четырех лет нес послушание послушником в нескольких монастырях, после чего принял монашеский постриг и был назначен в 1883 г. игуменом Сергиевской пустыни Санкт-Петербургской епархии. Он приобрел глубокий опыт богопознания, изучая творения святых отцов. В 1857 году хиротонисан во епископа Черноморского и Кавказского. В 1861 году вышел в отставку по состоянию здоровья и поселился в Никольском Бабаевском монастыре. Помимо своих молитвенных подвигов и обширной переписки со своими духовными чадами, епископ Игнатий много времени уделял в эти годы литературному творчеству. Читатель его произведений открывает в их авторе пастыря-аскета, ведущего напряженную духовную борьбу и трагически подавленного неудачами в этой борьбе. Главной мотивацией его подвижнических подвигов является осознание вреда, причиняемого грехом человеческой природе. Он писал: «Наша природа загрязнена грехом, так что вполне естественно для нее порождать противоестественный грех» (Очерки епископа Игнатия Брянчанинова, 3 9).Изд. 0121-й -й, СПб., 1905, вып. 5, с. 435). «Христианин различает в себе человеческое падение, поскольку он может видеть свои собственные страсти. Страсти суть признак греховной смертной болезни, поразившей весь род человеческий» (1.528). «Для достижения успеха в духовной жизни необходимо, чтобы наши страсти раскрывались, выходя на первый план. Когда в подвижнике обнаруживаются страсти, он с ними борется» (1.345).
Эти идеи получили дальнейшее развитие во всех произведениях епископа Игнатия. Во всех своих сочинениях на любую тему, в том числе и в практических пастырских советах, епископ Игнатий возвращает читателя к пониманию первопричины несчастий рода человеческого, помогающего бороться с каждым конкретным проявлением греха. Таким образом, определяя монашеское самоукорение, он указывает, что оно есть «благое дело, противопоставляемое и противодействующее болезненному состоянию нашего падшего естества…» (1. 345). В другом месте он пишет: «Говоря о книгах, следует сказать… что надо выбирать среди них не самые возвышенные, а наиболее близкие к нашему состоянию, которые описывают относящиеся к нам действия» (2.29).2). «Когда человек не упорядочивает свои обязанности в надлежащем порядке, не придает каждой из них того приоритета, которого она заслуживает, то исполнение их не может дать добродетели, а только производит греховные ошибки, которые тем более опасны, что имеют добродетельную внешний вид» (4.421).
Произведения епископа Игнатия раскрывают замечательный литературный дар автора. Находясь в границах богословско-аскетического размышления, он никогда не выражал свои мысли банальной терминологией, сводя дух к стереотипам, но всегда находя способы вдохнуть новую жизнь в понятия, давно ставшие стандартными элементами богословских схем. Вот как он описывает, например, плоды церковной молитвы: «Единство выше земных ощущений; в нем есть что-то небесное; оно включает в себя предвосхищение будущей жизни, в которой соединится дух» (4. 338). Его литературный стиль соответствует духовному реализму аскетического назидания. Самый важный элемент — это мысль; она не строится и не развивается с помощью лаконичных логических форм, а подобно скульптуре, высеченной из скалы, решительно освобождается от всего, что скрывает ее от взора. Но при всем том, когда есть необходимость передать какие-то более возвышенные духовные понятия, епископ Игнатий умело пользуется литературной образностью: «Только тот может видеть плод Духа на древе души своей, взрастивший этот плод — святой и нежным — проявляя много терпения с мужеством» (2.9). «Состарившись и утомившись от многих страданий, будучи бесплодной, когда, наконец, принесет, сверх всякой надежды, плод духовный, души говорят: по примеру Сарры: Бог рассмешил меня» (Быт. 21:6), то есть ему дарована неожиданная и неотъемлемая радость обручения с радостью вечной» (5.446).
Литературный стиль владыки Игнатия отличается не только афоризмами, сжимающими мысль в несколько слов, но и умением передать в этих лаконичных периодах душевные переживания необычайной силы: «Горе мне, если дух, расставшись с телом, умирает вечной смертью» (5. 458). «Если, раненый вражеской стрелой, ты вдруг почувствуешь себя зараженным страстями, не отчаивайся!» (5,59). Все это позволяет говорить о близости слова епископа Игнатия поэтическим литературным жанрам, с той разницей, что вместо того, чтобы вдаваться в эстетические аспекты чувственных переживаний, он передает читателю заряд духовной энергии и волю к покаяться в соединении с Богом.
Фр. Михаил Дронов
* * *
Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6).
Господь, давший нам эту заповедь о уединенной молитве, очень часто Сам прибегал к такой молитве во время Своей земной жизни, как мы узнаем из Евангелия. Ему негде было преклонить голову, и поэтому чаще всего Он не в какой-нибудь уединенной келье, а на отдаленных горных вершинах и в тени виноградников произносил Свои молитвы.
Перед Страстями Своими, ценою которых приходилось покупать спасение рода человеческого, Господь отправился помолиться в уединенный Гефсиманский сад. Там Богочеловек преклонил колени и молился; и, находясь в агонии, Он так усердно молился, что Его пот был подобен большим каплям крови, падающим на землю.
Гефсиманский сад был из вековых оливковых деревьев, так что даже днем и при ярком солнечном свете под деревьями была глубокая тень, и в этот конкретный момент он был окутан кромешной тьмой палестинской ночи. Не с кем было разделить с Господом Его уединенную молитву: Его ученики дремали рядом, и вся природа дремала. И именно туда предатель привел вооруженную толпу, ибо слишком хорошо знал место и время, когда Иисус любил возносить Свои молитвы.
Ночная тьма скрывает предметы от праздного взгляда, и ночная тишина не отвлекает мысли. В ночной тишине лучше сосредоточиться на молитве. Господь предпочел молиться в уединении и ночью, и Он сделал так, чтобы мы не только слушались Его заповеди о молитве, но и следовали Его примеру. Действительно ли нужно было молиться Самому Господу? Будучи как человек с нами на земле, Он, как Бог, пребывал в постоянном союзе с Отцом и Духом, разделяя с ними единую Божественную волю и единое Божественное владычество.
Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6:6). Пусть никто не знает о молитве твоей, ни друг, ни сродник, ни само тщеславие, которое таится в сердце твоем и побуждает тебя к тому, чтобы твой молитвенный подвиг был известен кому-нибудь, хотя бы одним лишь намеком о нем.
Запри двери своей кельи людям, которые приходят для праздной болтовни и для того, чтобы украсть у тебя твою молитву; затвори двери ума своего от праздных мыслей, которые будут приходить отвлекать тебя от молитвы; закрой двери своего сердца для греховных чувств, которые будут искушать и пытаться осквернить тебя, иди и молись.
Не смейте возносить Богу молитвы из многих прекрасных слов, которые вы можете составить, какими бы могущественными и трогательными они ни казались: они всего лишь продукт падшего ума и, будучи оскверненным приношением, не могут быть приняты на духовный алтарь Божий. И, любуясь прекрасными выражениями выдуманных тобой молитв и принимая действие тщеславия и сладострастия за утешение сознания и даже за действие благодати, ты будешь далеко и отдаляться от истинной молитвы, и именно в то время, когда она вам кажется, что вы молитесь в изобилии и уже достигли степени совершенства, угодной Богу.
Душа, вступающая на путь, ведущий к Богу, погружается в глубокое невежество всего Божественного и духовного, хотя и может иметь в избытке мудрость мира сего. Из-за этого невежества оно не знает, как и сколько времени ему следует молиться. В помощь этой душе в младенчестве святая Церковь установила Свое молитвенное правило.
Молитвенное правило есть свод нескольких молитв, составленных Богодухновенными святыми отцами и адаптированных к определенным временам и обстоятельствам.
Цель правила – снабдить душу необходимым количеством молитвенных мыслей и чувств, также правильных, святых и истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами проникнуты благодатные молитвы святых отцов.
Для утренних молитвенных упражнений существует специальный комплекс молитв, известный как утренние молитвы или утреннее правило; и есть еще один набор молитв, которые следует читать перед тем, как лечь спать вечером, которые известны как вечернее правило. Лица, готовящиеся ко Святому Причащению, должны читать особый набор молитв, которые называются правилом Святого Причастия. Люди, решившие посвящать большую часть своего времени благочестивым делам (монахи), около трех часов дня читают особый набор молитв, называемый ежедневным или монашеским правилом. Некоторые читают ежедневно несколько кафизм, читают несколько глав Нового Завета и делают несколько поклонов, и все это также называется правилом.
Правило! Какое подходящее название заимствовано из характера действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило наставляет душу на правильный и святой путь, уча ее поклоняться Богу в духе и истине (Ин. 4:23), ибо, оставленная без присмотра, душа не смогла бы найти верный путь молитва. Огорченная и ослепленная грехом, душа постоянно уклонялась от этого пути, часто попадая в подводные камни, такие как рассеянность или праздное мечтание, или блуждала по всяким пустым и обманчивым миражам приподнятых молитвенных состояний, выдуманных тщеславием и похотью.
Молитвенные правила помогают держать молящегося в спасительном настроении смирения и покаяния, уча его постоянному самоосуждению, питая его истинным чувством и укрепляя надеждой на Бога, Благая и Всемилостивого, и даруя ему радость мира Христова, любви к Богу и ближним.
Как возвышенны и глубоки молитвы перед Святым Причастием! Они приводят в порядок и украшают покои души чудными мыслями и ощущениями, богоугодными. Эти молитвы представляют величественную картину величайшего из христианских таинств, и в противовес этой высоте они изображают живо и правдиво недостатки человека, показывая его немощи и недостоинства. От этих молитв, как от солнца с неба, сияет непостижимая благость Господа, благодаря которой Ему угодно быть в тесном соединении с человеком, даже несмотря на его недостоинство.
Утренние молитвы как бы излучают бодрую силу рассвета: видя лучи материального солнца и свет земного дня, человек учится устремляться к видению высшего духовного Света и Дня без конца, который исходит от Солнца Истины, от Христа.
Кратковременный отдых во сне ночью предлагает образ долгого сна в темной могиле. А вечерние молитвы напоминают нам о приближающемся уходе в вечность, помогают нам подвести итог всему, что мы делали в течение дня, и учат приносить Богу исповедь наших грехов и покаяние.
Молитвенное чтение Акафиста Сладчайшему Господу Нашему Иисусу, кроме того, что само по себе достойно, является прекрасной подготовкой к молитвенному упражнению с Иисусовой молитвой, которая заключается в следующем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй на меня, грешного». Эта молитва является чуть ли не единственным утешением для тех, кто достиг совершенства в аскетических подвигах, кто достиг христианской простоты и чистоты, для кого всякое чрезмерное обилие мыслей и обилие слов есть лишь тягостное рассеяние. Акафист показывает, какие мысли могут сопровождать чтение Иисусовой молитвы, которая на первый взгляд кажется слишком сухой. Акафист изображает только мольбу грешника о прощении у Господа Иисуса Христа, но эта мольба принимает различные формы, соответствующие младенческому состоянию души тех, кто приступает к таким деяниям. Точно так же они кормят младенцев мягкой и вкусной пищей.
Акафист Богородице прославляет Воплощение Божественного Логоса и величие Богородицы, именуемой благословенной от всех родов (Лк. 1:48) за рождение Бога, вочеловечившегося. Акафист изображает, как на большом полотне, бесчисленными и дивными красками оттенки и следы великой Тайны Воплощения Божественного Логоса. И как правильное освещение помогает оживить полотно, так и благодатное сияние озаряет акафист Богородице. Это сияние имеет особое действие: оно просвещает ум и наполняет сердце радостью и благой вестью. Непостижимое принимается само собой благодаря чудесному действию [слов акафиста] на ум и сердце.
Многие набожные христиане, особенно монахи, соблюдают очень долгое вечернее правило молитвы, пользуясь тишиной и тьмой света. К вечерним молитвам прибавляют чтение кафизмат, Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклоны, сопровождаемые чтением Иисусовой молитвы… Эти рабы Христовы проливали слезы в тишине своих келий, Господи, усердные молитвы их… В радости и с бодрствующим духом, с чувством необычайной концентрации ума на Божественном и готовностью на всякие добрые дела встречают рабы Божии новый день, вслед за прожитой ночью. в подвиге молитвы.
Когда Он молился, Господь преклонял колени, и вы тоже не должны пренебрегать становлением на колени, если у вас есть на это силы. Поклонения, как объясняли святые отцы, олицетворяют наше падение, а вставание на ноги — наше искупление (Слово св. Феолипта, Добротолюбие, , т. 2). Перед началом вечернего правила особенно полезно сделать как можно больше поклонов, чтобы приготовиться к усердному и внимательному чтению правила.
Ни в коем случае нельзя торопиться при чтении правила или поклонах; и то, и другое должно быть сделано без какой-либо спешки и со всей возможной концентрацией. Лучше меньше читать молитв и делать меньше поклонов, но с предельной сосредоточенностью, чем делать все это в изобилии, но рассеянно.
Выберите для себя правило, которое вам под силу соблюдать. То, что Господь сказал о субботе, что она для человека, а не наоборот (Мк. 2, 27), может и должно быть применимо ко всем богослужениям, в том числе и к молитвенному правилу. Можно сказать, что правило для человека, а не наоборот; что правило должно помогать человеку достичь духовного совершенства, а не быть обременительной ношей, сокрушающей телесные силы человека и искушающей душу. Оно никогда не должно давать повода для пагубной высокомерной гордыни или пагубного осуждения и унижения ближних.
Молитвенное правило, разумно подобранное с учетом сил и образа жизни, оказывает большую поддержку тем, кто ищет спасения. Соблюдение правила в надлежащее время дня и ночи превращается в привычку, в естественное и необходимое требование. И как только приобретший эту счастливую привычку приближается к тому месту, где он обычно совершает правило, душа его наполняется молитвенным настроением, и прежде чем он успевает даже начать читать свои молитвы, сердце его наполняется волнением и его ум уходит в свою внутреннюю камеру [сердце].
«Я предпочитаю, — сказал один великий авва, — правило, которое непродолжительно, но постоянно соблюдается, долгому правилу, от которого вскоре отказываются» (св. Матой, Алфавитный скит Патерик ). И вот что всегда происходит, когда выбирают превосходящее его силы правило: охваченный энтузиазмом, человек какое-то время соблюдает правило, обращая, как и следовало ожидать, гораздо больше внимания на количество, чем на качество, а затем иссякают силы, истощаясь превосходящим его силы подвигом, и тогда он вынужден все более и более сокращать свое правление.
Часто бывает так, что, неосмотрительно выбрав слишком сложное правило, люди, занимающиеся аскетической деятельностью, просто опускают руки и перестают молиться. Когда это случается, и даже когда правило сокращается, такого человека одолевают сомнения, его душа погружается в беспорядок и он впадает в уныние. Это чувство продолжает нарастать, порождая вялое безразличие, и тогда человек погружается в жизнь праздного рассеяния и с равнодушием совершает одни из самых тяжких грехов.
Итак, избрав себе молитвенное правило по силам и духовным нуждам, старайся соблюдать это правило со всей тщательностью и постоянно: это необходимо для поддержания нравственной силы души твоей, как и ты должен соблюдать каждый день в определенные часы достаточное количество здоровой пищи для поддержания ваших телесных сил.
Преподобный Исаак Сирин говорит:
Не за оставление псалмов будем судимы Богом в Его судный день, не за оставление молитвы, а за последующее вхождение в нас бесов. Когда бесы находят место, они входят и затворяют двери наших глаз, а затем используют нас, как свои инструменты, чтобы совершать насильственно и нечисто, со злейшей местью, все, что запрещено Богом. А так как мы оставляем малое [правило], дарующее нам Христово заступничество, то мы впадаем во власть бесов, как писал один премудрый авва: «Кто не покорит воли своей Богу, тот покорится противнику своему». Эти правила могут показаться вам незначительными, но они будут стенами, защищающими вас от тех, кто хочет взять вас в плен. Соблюдение этих правил в вашей келье премудро установлено создателями церковного устава, Божественным откровением, чтобы сохранить нашу жизнь ( Проповедь 71).
Великие аввы, всегда пребывавшие в состоянии молитвы от обилия благодати Божией, не нарушали своих правил молитвы, которые привыкли исполнять в определенные часы дня и ночи. И мы видим много подтверждений этому в их житиях : св. Антонию Великому, соблюдая правило девятого часа (соответствующего трем часам пополудни), было даровано Божественное откровение; и когда преподобный Сергий Радонежский читал Акафист Божией Матери, он узрел Пресвятую Богородицу в сопровождении апостолов св.