Буддизма пророк имя: «Кто является пророком буддизма, ислама и иудаизма?» — Яндекс Кью

Разное

Будда. 100 великих пророков и вероучителей

Будда

Судьба основателя буддийского вероучения разукрашена многочисленными легендами, за которыми порой нелегко разглядеть черты реальной личности. Предания подробно повествуют о том, как боги решили послать на землю нового пророка, причем Будда сам избрал себе время появления и часть света — Индию, а также конкретную страну — маленькое княжество с главным городом Капилавасту (находящееся у подножья Гималаев на границе современной Индии и Непала). Выбрал он себе и мать — жену раджи Шуддходана Гаутамы добродетельную Майю, которой накануне его рождения приснился вещий сон, будто в ее правый бок вошел белый слон. Родился Будда около 563 г. до Р.Х. в прекрасной роще под деревом у селения Лумбини, невдалеке от столицы княжества (и доныне тут сохранился памятник с надписью: «Здесь родился Возвышенный»). При появлении на свет ему было дано имя Сиддхартха. Майя умерла через несколько дней после рождения сына. Раджа, безумно ее любивший, перенес все свое чувство на ребенка и сделал все, чтобы окружить его красотой, роскошью и великолепием. Когда Сиддхартха начал учиться, его способности приводили в изумление всех учителей. Пишут, что с самого детства в его присутствии совершались многие чудеса и знамения. Так, например, однажды перед мальчиком склонились все изображения богов в храме.


Сиддхартха любил предаваться грезам и мечтам. Отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокое созерцание, переживая моменты необыкновенных просветлений. Как гласит предание, боги с самого рождения незримо окружали Возвышенного и внушали ему любовь к мистической жизни. Отец всеми силами старался отвлечь сына от его мыслей и настроений. «Для меня, — вспоминал впоследствии Будда, — во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтиком из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой — для летнего и третий для дождливой погоды года. И в последнем пребывал я четыре дождливых месяца безвыходно, окруженный женщинами — певицами и музыкантшами». Отец женил Сиддхартху на дочери владетельного шакийца красавице Яшодхаре, избавил его от всех забот, не обременяя даже обычными среди молодых кшатриев гимнастическими упражнениями. В тех редких случаях, когда царевич покидал свои дворцы и сады, по приказанию Шуддходаны с его пути прогонялись все нищие и больные. В присутствии юноши никогда не вели разговоров о смерти и страданиях людей. Но этим раджа добился только обратного результата.

Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей.

Еще более глубокое впечатление произвели на Сиддхартху встречи с больным, изуродованным проказой, с погребальной процессией и с погруженным в глубокие размышления аскетом. Именно тогда он ощутил жизнь как область безысходных страданий, как темницу. С этого дня мучительные раздумья уже не покидали царевича. Он не мог чувствовать себя счастливым до тех пор, пока не объяснит для себя причины человеческих страданий и не найдет способа избавиться от них.

Найти ответы на эти вопросы в прекрасной, но искусственной обстановке царского дворца было невозможно, и Сиддхартха решил коренным образом изменить свою жизнь.

На тридцатом году он ушел из дома и в сопровождении единственного слуги отправился в странствие. Ангел вручил уходящему царевичу восемь вещей: три одежды (верхнюю, нижнюю и рясу желтого цвета), чашу для подаяния, бритву, иглу, пояс и сито (чтобы не проглотить с водой какое-нибудь насекомое). Первые, к кому Сиддхартха обратился в поисках ответа на вопрос о сущности жизни, были мудрецы школы санкхьи. С их помощью он изучил Упанишады и овладел основами брахманистской философии. Однако, она не увлекла его. Сиддхартху не интересовали сложные отвлеченности и богословские споры. Он мучился над другим вопросом: как спастись от безысходного круговорота жизни, где все объято пламенем страдания.

Он стал искать ответ на него в другом месте, но ни одно из существовавших тогда религиозных или философских учений также не удовлетворило его. В конце концов, он решил, что лучше всего «быть свободным от обаяния любого учения». «Я испытал все учения, — говорил он позже, — и нет ни одного из них, достойного того, чтобы я принял его. Видя ничтожество всех учений, не предпочитаю ни одного из них, взыскуя истину, я выбрал внутренний мир». Однако, следы обучения в философских школах навсегда остались в миросозерцании Гаутамы. Его собственное вероучение стало естественным завершением философии брахманизма.

Покинув мудрецов санкхьи, Гаутама некоторое время провел среди йогов Урувелы, но покинул их и ушел в джунгли, чтобы самому вести жизнь аскета. (При жизни он более всего был известен под прозвищем Шакьямуни, что означает «отшельник из племени шакья».) Шесть лет он прожил в лесу, отдавая все время духовным упражнениям и предаваясь самому суровому аскетизму. С величайшим терпением он переносил жар полуденного солнца, холод тропических ночей, бури и дожди, голод и жажду. Однако, ожидаемое просветление все не приходило. Тогда Гаутама отказался от крайнего аскетизма и в дальнейшем признавал полезными лишь умеренные его формы. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг прозрел. В одно мгновение ему открылись тайны и внутренние причины кругооборота жизни. С этого времени Сиддхартха Гаутама стал именоваться Буддой, что значит «осененный истиной», «просветленный знанием», «умудренный».

Несколько дней после этого он просидел под священным деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжал свой великий подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками, и прочел им свою первую проповедь. В ней были уже вкратце, в виде четырех тезисов, изложены основы его учения. Этот буддийский «символ веры» получил название «арья сатьи» — благородные истины. Слух о новом пророке стал быстро распространяться по Индии. Его идеи оказались очень привлекательны. Как красочно повествует легенда, путь Будды был триумфальным шествием, особенно после того, как он сумел обратить в свою веру знаменитого мудреца и отшельника Кашьяпу и 600 его учеников. Даже многие известные брахманы отказывались от своего учения и становились проповедниками буддизма. Но наибольшее число последователей Будда имел в варнах кшатриев и вайшьев.

В чем же заключалась суть нового вероучения? Первая благородная истина гласила: «Все в мире полно зла и страдания». Будда не жалел сил для того, чтобы рассеять многовековую иллюзию, которая туманит ум человека: иллюзию самодавлеющей ценности этого мира и его благ. Никто до него не находил таких сильных выражений, таких беспощадных оценок для временной жизни. Он безжалостно отбрасывал все земные утешения, призывая смотреть правде в глаза. Развивая старые мотивы Упанишад, он изощрялся в поношении телесных удовольствий и самого тела и сурово осуждал людей, которые способны веселиться, забывая о всеобщей скорби. «Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищите света? Взгляните на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства. Изношено это тело, гнездо болезней, бренное, эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет лицом своим — смерть». Анализируя все существующее, Будда приходит к мысли о призрачности мира: все непрочно, все разрушается, все уносится неведомо куда. Демон смерти царит во Вселенной. Все дороги жизни ведут в мир страданий. Все суетно, все исчезает как туман, вся Вселенная охвачена непрестанным умиранием. Само существование ее бессмысленно.


Все непрерывно течет и изменяется, пребывая в бесцельном беге. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.

Когда же и почему возникло это всемирное кружение, составляющее сущность бытия?

Будда не давал ответа на этот вопрос. Его последователи утверждали лишь, что с безначального времени шесть типов существ (добрые духи, демоны, люди, животные, адские жители и суетно томящиеся души) заблудились, «как спящие во сне». От этой затерянности в бытии не возникает ничего, кроме иллюзий и мук. Но, что же породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие, отвечал Будда, есть лишь извечное волнение дхарм. Что это такое? Определение этого понятия затруднено и может быть только отрицательным. Дхармы — это не частицы и не духи, но из них слагается все — и материальный мир и духовно-душевный. Они различаются между собой по типу своего проявления. Поэтому позже буддийские философы разделили их на категории и пытались даже определить число этих категорий. С неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм летят друг за другом, порождая образ преходящего существования. Поэтому нет ничего неизменного в мире. Нет постоянного тела, не существует души, как нет и постоянного «я». Таким образом, в своей философии отрицания Будда шел гораздо дальше брахманов, которые тоже признавали мир суетным и иллюзорным, но все же считали человеческое «я» причастным к Вечному и Непреходящему.

Вторая благородная истина Будды провозглашала, что «причина страдания открыта».

Он объявил, что страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и тому подобных пустых земных привязанностей и стремлений, символом которых служило Бхава Чакка, или Колесо Бытия. Будда учил, что еще в утробе матери, с самого момента зачатия, у будущего человека вспыхивает первоначальное, недифференцированное, смутное сознание. Это сознание образует вокруг себя намарупу (психофизическую сферу в ее целостности). Намарупа разделяется на «шесть областей» — пять органов чувств и мышление. Их наличие обусловливает ощущения и чувства. В результате в человеке развивается Тришна — жажда наслаждений, жажда жизни, вожделения и связанная с ней привязанность к чувственному. Из этих суетных стремлений выковывается непобедимая воля к жизни.

Именно она — это детище Тришны — ввергает человека в следующее воплощение и приводит к рождению, которое завершается старостью и смертью. На этом буддийская формула судьбы заканчивалась, но по существу у нее нет конца. Ведь за смертью человека, не победившего в себе желания, следуют дальнейшие жизни, за ними еще и еще, и так до бесконечности. «Возбужденные страстью, — говорит Будда, — попадают в поток, как паук в сотканную им самим паутину».

Причем возрождения могут совершаться не только в человеческом образе.

Безжалостная карма влечет греховное существо через бездны неописуемых пыток, заставляя его возрождаться в аду или в образе животного.

Однако возникает вопрос: если «я» не существует, то кто же перевоплощается, кто возрождается в светлом мире богов или в ужасной бездне ада? Поступки человека создают определенные кармические силы, которые после его смерти не исчезают, а под действием закона кармы формируют новое существо. Между умершим и этим существом такая же связь, как у родителей с детьми. Как дети несут на себе печать своих отцов, так и каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с некоей предшествующей В этом учении есть двойственность и даже несогласованность, которая порождает много вопросов, но которая остается у самого Будды не разъясненной. Обращаясь к широким массам, он не разрушал сложившегося представления о бесконечных перевоплощениях, имеющих смысл только в том случае, если человеческая душа признается бессмертной. Но когда он обращался к философам и избранным, то говорил, что «я» не существует. Рассказывают, что однажды какой-то монах напрямик спросил Будду, существует ли атман «я». Но Будда ничего не ответил ему. «Тогда, может быть, «я» нет?» — продолжал спрашивать монах. Будда опять ничего не ответил. Когда монах ушел, ученики выразили удивление по поводу уклончивости наставника. Будда отвечал, что своим молчанием хотел избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и об уничтожении.

Очевидно, он вообще считал такую постановку вопроса неправильной и не хотел, чтобы его последователи отвлекались на решение этих вопросов. (Уже после его смерти, спустя почти тысячу лет, буддийские философы разработали учение о сантане, под которой понималось некое замкнутое индивидуальное единство, в каждом потоке дхарм образующее живое существо. «Я» не сохраняется после смерти, но сохраняется сантана, и именно ее постигают все последующие перевоплощения.)

Суть проповеди Гаутамы заключалась в третьей благородной истине: «Прекращение страданий возможно». Если «проявленное бытие» по самой своей сути есть нечто тягостное, мучительное, сотканное из скорбей, если это бессмысленное, отвратительное существование поддерживается неведением и глупой, обольщающей жаждой жизни, то истребление этой жажды и просветление духа принесет человеку освобождение. Он уйдет из этого призрачного мира и сольется с Тишиной и Покоем.

Всем измученным и изнемогшим в битве с жизнью Будда обещал открыть обитель успокоения. Ради этого он призывал их облечься в броню равнодушия и ничего не ждать от суетного мира. Он учил, что тот, кто сумел победить свои желания, «уничтожил тернии существования: это его тело — последнее». Такой человек выскальзывает из мутных волн сансары, которые продолжают стремить свой бег уже где-то в стороне от него. Такой человек достиг высшего счастья, высшего бытия — нирваны. Ученики не раз спрашивали Будду о том, что есть нирвана, но всякий раз получали двусмысленные неопределенные ответы. «Кто отошел, у того нет былого вида, — отвечал он. — Но когда разрушены вещи, какое же представление может возникнуть о них?» И в другом месте. «Существует нечто нерожденное, не имеющее начала, непроизведенное, несоставленное; если бы не было подобной вещи, то не было бы избавления от того, что порождается, имеет начало, производится и составляется» Сам Будда, видимо, считал, что осознание нирваны выходит за пределы человеческого понимания. Но определенно можно сказать, что хотя нирвана и лежала за пределами нашего бытия, она не была для Будды «голым ничто». Может быть, он ощущал ее как некое Сверхбытие или Абсолютное Начало, близкое Брахману Упанишад. Бога Личного, Бога Живого он решительно отрицал. В его Вселенной нет ничего, кроме нирваны и томительно-бесполезной сумятицы дхарм.


Единственная достойная человека цель — это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя. Для этой цели Будда предложил «восьмеричную дорогу», которая и составляет четвертую благородную истину — о пути к избавлению. Она включала в себя:

1) Правильные взгляды, то есть основанные на «благородных истинах».

2) Правильную решимость, то есть готовность к подвигу во имя истины.

3) Правильную речь, то есть доброжелательную, искреннюю и правдивую.

4) Правильное поведение, то есть непричинение зла.

5) Правильный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.

6) Правильное усилие, то есть самовоспитание и самообладание.

7) Правильное внимание, то есть активную бдительность сознания.

8) Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти зла.

Истинный буддист «не разрушит ничьей жизни; и жезл и меч он отбросит исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерд ко всем существам, одаренным жизнью». Он должен избегать воровства, быть целомудренным, правдивым, должен отбросить грубость, жадность, празднословие, искать во всем справедливости. Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности. Оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя.

Это — ступень окончательного овладения своей физической природой. «Размышляющий мудро переносит и холод и зной, и голод и жажду, не боится ядовитых мух, ветра, солнца и змей; он кроток перед словом поношения, перед телесными страданиями, перед самыми горькими муками, томительными, беспокойными, разрушительными для жизни». Здесь буддизм целиком усвоил традицию предшествующих индийских аскетов, приводивших себя в состояние совершенной бесчувственности и сравнивавших свое тело с кожей, которую сбрасывает змея. Заключительная восьмая ступень — это погружение в высшую область созерцания. Следуя многовековым принципам Йоги, буддисты делили этот этап на ряд особых стадий, высшей из которых было состояние самбодхи, когда все человеческое исчезает в человеке, когда его сознание угасает и над ним не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Существо, пришедшее к этому пределу, есть истинный Будда.

Он вступает в таинственный мрак «Бытия непроявленного», собственными усилиями преодолевая волнение дхарм. Однако, таких Просветленных всего лишь единицы. Будда говорил:

«Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные только суетятся на здешнем берегу».

Из этих основных положений буддизма следовало несколько весьма важных выводов.

Во-первых, каждый может спастись от возрождений собственными стараниями. Правда, путь к нирване долог и труден; необходимо прожить множество жизней, поднимаясь со ступени на ступень к высшей цели, но зато, когда победа достигнута, она достигнута только личными усилиями человека, и он никому ничем не обязан. Следовательно, для богов, выступавших в традиционной религии хранителями людей, в буддизме не оказывалось места. Будда не отрицал существования богов, но в его учении они выступали просто более совершенными существами, чем люди, дальше продвинувшимися по пути к нирване.

Ритуалы и жертвоприношения Будда считал бесполезными, однако суждения на этот счет высказывал очень осторожно. Открыто он восставал только против кровавых жертвоприношений, связанных с убийством животных. Он отвергал также авторитет всех священных книг, включая Веды, но он не был активным врагом писания. Во-вторых, с точки зрения буддизма, оказались малосущественными родовитость ищущего, его племенное происхождение, принадлежность к той или иной варне.

Происхождение само по себе ничего не дает человеку и не может обеспечить достижения нирваны.

Хотя спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей, его учение принимали многие миряне.

При этом они должны были выполнять простой этический кодекс Панча Шила (Пять Заповедей):

1) Воздерживайся от убийства.

2) Воздерживайся от воровства.

3) Воздерживайся от блуда.

4) Воздерживайся от лжи.

5) Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Следуя этим правилам, человек делает маленький шаг к нирване. Но рассчитывать на положительное изменение своей кармы могли только монахи. Уже в первые годы существования буддизма вокруг Гаутамы складывается монашеская община сангха, то есть объединение людей, отказавшихся от всего, что их раньше связывало с обществом: от семьи, принадлежности к варне и от собственности. В основном буддийские монахи жили за счет доброхотных подаяний от мирян; отсюда обычным наименованием их было бхикшу — нищий. Монаху полагалось молча, не поднимая глаз, обходить с чашей в руке дома мирян, ничего не прося и ни о чем не настаивая, не радуясь обильной милостыни и не огорчаясь, когда он не получал ее вовсе. При жизни Будды появились и первые буддийские монастыри.

Обычно они основывались в рощах, подаренных Учителю богатыми раджами. Монахи строили там хижины и дома для общих собраний. Рядом с ними появлялись кладовые, столовые, бани и другие хозяйственные помещения. Была учреждена особая должность эконома, который наблюдал за работами и хлопотал о поставках. Будда внимательно наблюдал за развитием этих монастырей и собственноручно написал для них уставы.

Каждый шаг монаха был в них жестко регламентирован.

Впрочем, сам основатель учения вплоть до самой смерти строго соблюдал предписания своих уставов, не допуская для себя никаких послаблений. Пишут, что Будда вставал рано. Свой ежедневный утренний туалет он обыкновенно совершал с помощью своего любимца Ананды. Значительная часть его дня была посвящена сбору милостыни. До глубокой старости Будда ежедневно выходил в город или в селение за сбором подаяния. Часто с ним шествовали целые толпы монахов. Как правило, его везде встречали приветливо. Люди оспаривали друг у друга право пригласить Учителя и накормить монахов. Местные богачи и знать предоставляли ордену свои сады и дома. После обеда Будда обычно отдыхал в тени деревьев, и только к вечеру, когда спадала тропическая жара, вокруг него собирались слушатели и он вел с ними беседы. Его чарующий голос, красноречие, стремление быть понятным каждому — совершали чудеса. Мало кто мог устоять перед силой его обаяния. С философами Будда говорил возвышенно и проникновенно, монахам и аскетам давал драгоценные советы и наставления, простому народу и женщинам рассказывал волшебные сказки, содержащие мораль и разъяснение основных положений его учения.


За три года до смерти Будда пережил разрушение царства Шакья и гибель родного города Капилавасту, но отнесся к этой катастрофе с невозмутимым спокойствием истинного мудреца. Умер он уже глубоким стариком около 483 г. до Р.Х., отведав недоброкачественной жареной свинины. Будда знал, что умрет от этого, однако не пытался отсрочить свой уход из мира, так как считал свою миссию на земле законченной. Его смерть означала окончательный переход в нирвану. По обычаю буддистов тело Будды было сожжено, но некоторые останки его сохранились в различных частях Индии. Так, в городе Канди на Шри-Ланке хранится зуб Будды. (Его вырвал из погребального костра один из учеников. ) Кроме зуба почитаются след Будды, его Тень (согласно традиции, сохранившаяся навсегда) и некоторые другие святыни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Будда и буддизм

Будда и буддизм
Вопрос 5.55Однажды младенца-царевича Сиддхартху няни взяли на праздник начала полевых работ и посадили под деревом, а сами ушли посмотреть на праздничные церемонии.Когда спустя некоторое время няни вернулись, что предстало их взору?Вопрос 5.56Три встречи в

Слепой Будда

Слепой Будда
К середине января 1921 года Чен И, видимо, сумел сломить упрямство своих генералов. Да и сами они успели убедиться в совершённой ошибке и не протестовали, когда Богдо-гэген был выпущен из-под ареста, продолжавшегося около полутора месяцев. Ему разрешили

БУДДА (563–483 до н. э.)

БУДДА
(563–483 до н. э.)
В VI веке до н. э. в Индии возникла философско-религиозная система, основанная Сидартой (Сиддхартхой) Гаутамой. Он получил позже имя Будды, что означает «озаренный, познавший, мудрый, просветленный». Личность эта полулегендарная. Далеко не всегда можно

Слепой Будда

Слепой Будда
1К середине января 1921 года Чэнь И убедил военных выпустить Богдо-гэгена из китайского импаня, где он полтора месяца просидел под арестом. Ему разрешили вернуться в свою резиденцию, возвратили часть свиты, но не свободу. Раньше дворцовая стража состояла из

Глава 15 Будда и миф

Глава 15
Будда и миф
В Тройной Драгоценности серьезной проблемой всегда была личность Будды. Учение и Устав, которые были засвидетельствованы официально, определить можно, но образ Просветленного претерпел сильные изменения. Из этого исходят и современные теории,

Будда – бог или человек?

Будда – бог или человек?
История жизни Будды в традиционном изложении напоминает волшебную сказку. Это и понятно: последователи его учения меньше всего были озабочены той исторической правдой, на поиски которой ученые тратят долгие годы и которую они ставят превыше

Будда

Будда
Основоположник учения буддизма Сиддхартха Гаутама (употребляются оба имени по отдельности, первое — собственное, второе — родовое) родился в племени шакьев, живших к северу от Ганга. По преданию, он был сыном шакийского царя и получил воспитание, достойное

Глава 15. Будда и миф

Глава 15. Будда и миф
В Тройной Драгоценности серьезной проблемой всегда была личность Будды. Учение и Устав, которые были засвидетельствованы официально, определить можно, но образ Просветленного претерпел сильные изменения. Из этого исходят и современные теории,

Будда и Христос

Будда и Христос
Я уже раньше сопоставлял Будду и Христа. За последние тысячелетия ядро религиозных представлений у всех наиболее одаренных человеческих рас (за единственным исключением небольшой еврейской семьи, с одной стороны, и их антиподов – браманских

Будда

Будда
Будда – это исторический исход культуры, достигшей пределов своего знания. Высоко образованный, могущественный властелин сознает ничтожество своего образования и своей власти. Он обладает тем, что все считают высшим благом, но в глазах праведного все это

Будда Сиддхартха Гаутама

Будда Сиддхартха Гаутама
560 до н.  э. — 480 до н. э.Основатель многолюдной церковной организации.Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим государством у Петальских гор. Его рождение было ознаменовано необычайными знамениями; брахманы предсказали отцу что сын

Будда и буддизм

Будда и буддизм
Будда жил настолько давно, что некоторые ученые сомневаются в том, существовал ли он вообще, и считают его мифической фигурой. По всей вероятности, его жизнеописание, относящееся к 280 году до н. э., подверглось стольким изменениям со стороны его почитателей,

Гаутама Будда

Гаутама Будда
Жизнь основателя буддизма зафиксирована во множестве разнообразных буддийских рассказов. Имеются даже большие книги, повествующие исключительно о том, что пережил Будда в различных своих перерождениях. Само собой разумеется, что лишь небольшой частью

«Будда вам в помощь!»

«Будда вам в помощь!»
Похоже, что природе и национальному своеобразию Тибета сегодня ничего не угрожает. Но будет ли так завтра, всегда? Ведь экономическое развитие набирает темпы. В 2007 году было объявлено о находке на Тибетском нагорье огромного месторождения цинка, меди

В начале была Украина. Валерий Бебик и его псевдоисторическая теория всего — Bird In Flight

В прошлом году Валерия Бебика в пятый раз выдвинули на Шевченковскую премию, хотя ученые не воспринимают его «просветительскую» деятельность всерьез. Уже больше 10 лет профессор политологии рассказывает о том, что древние украинцы — прародители мировой цивилизации, Иисус был галичанином, а Геракл — из Крыма. Корреспондент Bird in Flight выяснил, как Бебик стал видным деятелем исторического ревизионизма и лицом украинской лженауки.

«Приветствую вас, уважаемые друзья! Мы находимся в тысячелетнем украинском городе Херсонесе, который сейчас носит киммерийское имя Севастополь, — обращается к зрителям автор и ведущий программы „Украинский Херсонес: античная история Севастополя“ профессор Валерий Бебик, позируя на фоне древних крымских руин. — Вы удивлены? Прекрасно! Хотите знать, что объединяет индоарийского бога Шиву, азовский залив Сиваш и украинский Севастополь? Смотрите дальше!»

Удивляться действительно есть чему, ведь автор многочисленных сенсационных теорий утверждает, что Константинополь был колонией Херсонеса, прародитель скифов — это уроженец Крыма Геракл, живший некогда на острове Хортица, а сама Хортица, в свою очередь, вполне могла быть столицей Атлантиды.

Бебик утверждает, что Константинополь был колонией Херсонеса, а прародитель скифов — это уроженец Крыма Геракл, живший некогда на острове Хортица.

Метод Валерия Бебика базируется на схожем звучании имен собственных и очень вольной интерпретации известных исторических фактов. К примеру, он уверяет, что названия населенных пунктов Середина-Буда Сумской области и Буда Черниговской области указывают на народ будинов, к которому принадлежал и знаменитый пророк Будда. Название же города Мена на Черниговщине дало имя первому египетскому фараону Менесу. Из трудов Бебика можно узнать, что украинское государство существует более 7,5 тысячи лет, Украина вообще является колыбелью мировой цивилизации и даже Иисус Христос, похоже, был галичанином.

И хотя профессиональные историки критикуют его смелые заявления, в 2020-м профессора вновь выдвинули на соискание Шевченковской премии за фильм об украинском Херсонесе. Корреспондент Bird in Flight исследовал «феномен Бебика» и выяснил, как он уже в пятый раз оказался в числе претендентов на главную культурную премию страны и чем руководствуются СМИ, предоставляя ему слово.

Геракл — герой Украины

Исследования Валерия Бебика начались в 2007 году, когда он, профессор политологии и тогдашний проректор университета «Украина», стал работать над учебником по глобалистике.

«Я был очень удивлен, что в западных или российских учебниках по истории Древнего мира „их всем“ считалась империя Александра Македонского, — рассказывает Бебик. — Там ни слова не сказано ни о древней Скифии, ни о знаменитой трипольской цивилизации, существовавшей за три тысячи лет до Македонского. А ведь у трипольцев были огромные по тем временам города, в которых жили до 30-40 тысяч человек. Потом я начал глубже интересоваться этим вопросом и нашел множество фальсификаций».

Так появился историк Валерий Бебик. Отсутствие профильного образования он не считал помехой, объясняя это тем, что в систему политических наук входит также политическая история. А раз так, политолог вполне может считаться и профессиональным историком. «Философом, кстати, тоже, потому что в античные времена истории как таковой не было. Была одна наука — философия, в рамках которой изучали, собственно говоря, философию, математику, историю», — говорит Бебик.

Свои статьи он поначалу печатал в научных изданиях, к примеру в журнале «Образование региона» университета «Украина», в парламентском издании «Віче», в специализированном историческом журнале «Пам’ять століть», в сборнике научных трудов Института политических и этнонациональных исследований имени Кураса Национальной академии наук Украины. После стал печататься в «Голосе Украины». В 2009 году его пригласила Национальная радиокомпания Украины, для которой Бебик сделал больше 900 радиопрограмм. После он перешел на телеканал «Тонис», где создал более 130 фильмов. Сейчас готовит их для ТРК «Киев», эти фильмы также закупили 17 региональных телерадиокомпаний.

Бебик утверждает, что исследует историю с помощью системного анализа.

— Я сравниваю исторические, археологические источники, мифологию и религиозные тексты. Если пазлы складываются, делаю выводы, — говорит он.

— Вы действительно считаете, что Чингисхана звали Богданом? — спрашиваю напрямую.

— Да. — Бебик явно удивлен вопросом. — Почитайте общеизвестную «Тайную историю монголов». Чингисхана в ней именуют Богдо-ханом. Разве это имя сильно отличается от имени Богдан? В истории каждое имя могло много раз преломляться через диалекты и другие языки. А вы знали, что государственными символами Чингисхана были наш украинский трезубец и сине-желтые цвета? Я сам видел это, когда снимал в Китае фильм о знаменитом полководце.

— И Будда был украинцем?

— Про Будду я никогда такого не говорил. Равно как и того, что украинцы выкопали Черное море. Все это — выдумки московских псевдожурналистов, ведущих информационную войну против Украины. Почитайте биографию Будды — он происходит из скифского рода Сакьямуни Будда. Саки — это восточные скифы. Кельты — западные скифы.

— Ну а Геракл действительно родился в Крыму?

— Да, вероятно, в городе Мирмекий, что означает «муравейник», это на север от украинского города Керчь. До российской оккупации наша съемочная группа побывала в керченском историческом музее, где нам показали надгробный памятник Гераклу. Подробности вы можете узнать из моего фильма «Геракл — герой Украины». Геродот говорит, что праотцом скифов был Геракл, а праматерью — змееногая богиня, жившая в пещере на острове Хортица. Если вы поедете на Хортицу, сотрудники музея покажут вам, где была эта пещера, ее затопило после постройки Днепрогэса. Вообще, я считаю, что из 12 подвигов Геракла, описанных в мифах, 9 были совершены на территории современной Украины.

«Я считаю, что из 12 подвигов Геракла, описанных в мифах, 9 были совершены на территории современной Украины».

На это историки могли бы возразить, что «богдыхан» — не имя, а титул, который с монгольского переводится как «священный, светлейший государь». Или рассказать, что отцом Будды был Шуддходана, раджа маленького индийского княжества. Но они считают лишним вступать в полемику по поводу азбучных истин и попросту бойкотируют ненаучные идеи.

Великий мифотворец

Первой с призывом к прессе не пиарить Валерия Бебика в 2012 году выступила редколлегия научного журнала «Археология». В открытом письме программы и статьи профессора назвали «фантастическими рассказами», которые являются профанацией науки и дискредитируют всю страну, а самого Бебика — «мифотворцем» и псевдоисториком. Вскоре с аналогичным заявлением выступила редколлегия интернет-журнала «Историческая правда».

В 2014 году Союз археологов Украины отреагировал на выдвижение Валерия Бебика на Шевченковскую премию открытым письмом. Его авторы призвали не распространять «нелепости доктора политических наук В. Бебика относительно истоков и истории украинцев». «С точки зрения здравого смысла „исторические“ пассажи профессора политологии В. Бебика не выдерживают критики и не поддаются любому научному анализу, — говорится в обращении археологов. — Все высказываемые им в СМИ „теории“ — вроде „скифо-трипольской цивилизации“, „украинства Ахиллеса, Геракла, Геродота, Александра Македонского, коптов и гиксосов“, „украинского происхождения Христа, Будды, Заратустры и Чингисхана“, „татаро-монголо-украинского государства“ — представляют собой смесь наивного исторического примитивизма, дилетантства, невежества и удивительной самоуверенности».

«Все высказываемые им в СМИ „теории“ представляют собой смесь наивного исторического примитивизма, дилетантства, невежества и удивительной самоуверенности».

В заключение авторы письма, 66 ученых, призвали парламентские комитеты по вопросам культуры и науки, Госкомтелерадио, а также общественность и журналистов «наконец-то учесть мнение специалистов в области археологии и первобытной истории Украины и должным образом оценить „весомый научный вклад“ Валерия Бебика в профанацию истории Украины».

Самому Бебику эта критика, как он выражается, «по барабану».

— «Историческая неправда» — обыкновенный сливной бачок. Открытое письмо Союза археологов — донос в сталинском духе. Эти старые чекисты просто призвали запретить мои фильмы и книги. Гитлер тоже жег книги. Украинские книги жгли российские нацисты в Севастополе в 2014 году. Выводы делайте сами, почему так беснуются в российском рейхе по поводу моих исторических разработок, — предлагает профессор. — Те, кто пишут на меня такие пасквили, — историки КПСС, которые не могут выйти за границы своей парадигмы. А конструктивной критики моих позиций в профессиональных журналах за 12 лет вы не найдете. Ее нет! И это о чем-то говорит.

«Эти старые чекисты просто призвали запретить мои фильмы и книги. Гитлер тоже жег книги».

Профессор рассказывает, что в 2008 году, когда он стал публиковать материалы в «Голосе Украины», его и главного редактора газеты Анатолия Горлова пригласили в Институт истории Академии наук. На встрече с историками Бебик рассказал о своем творческом методе, а Горлов заявил, что готов выделить полосу для всех, кто захочет оппонировать.

— И что вы думаете? Не было ни одного желающего! — восклицает профессор. — Значит, я прав! Я делаю свое дело, а все мои критики — псевдопрофессиональное сообщество!

Статьи Бебика с удовольствием цитируют российские пропагандистские СМИ. «На Украине подобная бебиковщина прочно обосновалась в средней школе… Высшая школа пока этому сопротивляется, вопрос лишь в том, надолго ли ее хватит. Тем более что тот же меметичный Бебик долгое время был проректором и даже ректором (!), — пишет, к примеру, газета „Взгляд“. — Новая украинская мифология постепенно вытесняет реальную историю. Причем мифы тоже конкурируют друг с другом. И побеждают, конечно же, те, где предки украинцев показаны более ярко и величественно. Затем такую напичканную мифами болванку остается только отшлифовать адаптированной историей об освободительной борьбе ОУН-УПА — и можно отправлять в Донбасс».

— Как вы относитесь к тому, что российские СМИ часто используют ваши материалы с целью дискредитации Украины? — спрашиваю Бебика.

— Если меня ругают враги, значит, я прав, — уверенно отвечает он. — Помните «Собачье сердце» Булгакова? Профессор Преображенский там мудро сказал: «Не читайте до обеда российских газет»!

Условные бебики

У Валерия Бебика богатый опыт преподавателя, администратора и политического консультанта, также он изучал принципы взаимодействия со СМИ. В 1990 году в Киевском национальном университете Бебик защитил кандидатскую на тему «Социально-психологические аспекты депутатской деятельности», в 1996-м стал доктором наук, диссертацию защищал по теме «Политический маркетинг и менеджмент в демократическом обществе».

В 90-х работал в пресс-службах Кравчука и Кучмы, в информационно-аналитической службе Администрации президента. Был директором Института менеджмента и бизнеса, первым вице-президентом-ректором, а также вице-президентом по научной работе Межрегиональной академии управления персоналом, затем стал проректором университета «Украина». С 2015 по 2017 год возглавлял общественный совет при Министерстве информационной политики. А еще Валерий Бебик — профессор Института международных отношений КНУ имени Шевченко, профессор Национального университета имени Драгоманова, почетный профессор нескольких зарубежных университетов. Сольно и в соавторстве написал несколько книг о политическом маркетинге и пиаре.

Сейчас он по совместительству руководит научно-исследовательской кафедрой общественно-политических наук университета «Украина», в котором занимается подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации и преподает политологию. В этом вузе профессора очень ценят и не считают, что смелые статьи коллеги могут негативно сказаться на имидже учебного заведения.

— Уволить Бебика? Да вы что! — возмущается президент университета «Украина», экс-министр образования 82-летний Петр Таланчук. — Он настоящий патриот, сознательный украинец, отстаивающий интересы нации! Его исследования, по моему мнению, могли бы быть гораздо убедительнее, если бы он обращался не только к литературным источникам, а, например, поработал бы немного археологической лопатой, провел бы раскопки и заткнул рты симпатикам Москвы.

Таланчук уверен, что фильм «Украинский Херсонес» «снимает пелену с глаз обманутых украинцев», в исследованиях Бебика он не видит запрещенных подходов.

— Валерий Михайлович пытается восстановить историческую правду, отбросив шовинистическую московскую ложь. Поэтому я обеими руками поддерживаю его ​​работу, — говорит Таланчук. — Я не знаю сущности спора археологов с ним, но если открытое письмо с его критикой подписали 66 человек, думаю, это было сделано ордынскими пропагандонами за деньги!

Экс-министр образования Петр Таланчук уверен, что фильм «Украинский Херсонес» «снимает пелену с глаз обманутых украинцев».

Таланчук подчеркивает, что Бебик подготовил 8 докторов и 23 кандидатов наук, написал 62 книги.

— Это задел, которым не каждый может похвастаться! А сколько сделали те пискуны, которые его критикуют? — горячится президент «Украины». — Да, Бебик выдвигает некоторые неожиданные утверждения, но как научные гипотезы они вполне возможны. Ведь многие общепринятые постулаты когда-то были дикими гипотезами! Я смотрел несколько передач Валерия Михайловича. Думаю, что они очень не нравятся московским шовинистам, которым правда глаза колет, поэтому у автора этих передач много недругов.

Однако представители профессионального сообщества все так же просят не ассоциировать профессора Бебика с ученым миром.

— В развитых странах такие люди не имеют докторских и профессорских званий. Человек, высказывающий с экрана подобные глупости, даже теоретически не мог бы носить ученую степень, — уверяет украинский историк Ярослав Грицак. — Там путь к научным званиям четко прописан, благодаря чему идиоты отсеиваются в самом начале. Чтобы стать доктором наук, нужны настоящие открытия, публикации в передовых научных изданиях, мировое признание. У нас же для этого часто достаточно предоставить ученому совету пачку макулатуры, гордо именуемую диссертацией.

Ярослав Грицак отмечает, что подобные Бебику деятели есть в любой стране. Швейцарец Эрих фон Дэникен утверждает, что египетские пирамиды построили инопланетяне, британец Дэвид Ирвинг заявляет, что Холокоста не было, в России есть люди, доказывающие, что «этруски — это русские». Разница в том, что авторов таких заявлений называют писателями, публицистами, уфологами, но никак не учеными.

Культуролог, доцент-эмерит Киево-Могилянской академии Игорь Лосев уверен, что труды одиозного профессора являются отражением сущности многих украинцев.

Швейцарец Эрих фон Дэникен утверждает, что египетские пирамиды построили инопланетяне, британец Дэвид Ирвинг заявляет, что Холокоста не было, в России есть люди, доказывающие, что «этруски — это русские».

— Беда Украины в том, что в ней лишь около четверти населения подлинные патриоты, примерно столько же — откровенные враги украинской государственности. А все остальные — условные бебики: самоуверенные, поверхностные, необразованные, но с дипломами о высшем образовании, по-средневековому верящие в чудо и жаждущие его, — убежден Лосев. — Они испытывают комплекс неполноценности относительно пути украинцев в истории и постоянно пытаются компенсировать его различными фантастическими теориями. В наших условиях появление таких фигур более чем закономерно.

Вечный номинант

Программа Валерия Бебика «Цивилизация Incognita» сейчас выходит на столичном муниципальном телеканале «Киев». Руководитель телекомпании и генеральный менеджер телепроектов Бебика Юрий Лященко не видит в цикле передач ничего предосудительного.

— Как медиаменеджер, между серьезной, но скучной документалкой и интересными, смелыми материалами я всегда выберу вторые. По мне, любой видеоконтент, генерирующий трафик, кроме разве что некрологов, — это хорошо, — говорит Лященко. — Пускай Валерия Бебика тысячу раз кто-то критикует, я смотрю на его работу исключительно как на любопытный, контроверсионный телепродукт.

«Любой видеоконтент, генерирующий трафик, кроме разве что некрологов, — это хорошо».

По словам Лященко, профессор Бебик уже около года официально работает на телеканале, создавая по четыре сенсационные телепередачи в месяц.

— Несмотря на то что этот продукт выходит в офпрайм в выходные дни, его смотрят, его обсуждают в соцсетях, о нем спорят, — говорит руководитель ТК «Киев» и предлагает зрителям самостоятельно оценить озвученные в программе исторические гипотезы и интерпретации.

В прошлом году Лященко вместе с Бебиком оказался в числе номинантов на Шевченковскую премию в качестве соавтора программы «Украинский Херсонес: античная история Севастополя». Это выдвижение спровоцировало негодование многих СМИ, вот лишь несколько заголовков: «На Шевченковскую премию в нынешнем году претендует псевдоученый, считающий, что Иисус — галичанин, а мать Зевса — из Житомира», «Иисус — галичанин, Будда — скифский пророк: на Шевченковскую премию в который раз выдвигают псевдоученого Бебика», «Хортица — столица Атлантиды: на Шевченковскую премию уже в пятый раз претендует лжеученый».

Как объяснил Bird in Flight глава комитета премии Юрий Макаров, подавать кандидатуры на конкурс имеет право любая культурная институция. Впервые на соискание Шевченковской премии в 2013 году Бебика выдвинули Национальный союз журналистов Украины и общественная организация «Содружество работников рекламно-информационных изданий Украины». В 2018-м его кандидатуру предложил только союз, а в 2019-м и 2020-м — «Содружество», на сайте которого последняя публикация датируется 2015 годом. В организацию входят издания «Афіша Рівне», «Волинський ринок», «Закарпатські оголошення» и еще пять подобных газет.

— Да, меня ежегодно выдвигают разные творческие союзы, — говорит Валерий Бебик. — Кандидата на получение Шевченковской премии может выдвинуть любая редакция, издательство или даже отдельный эксперт Шевченковского комитета. Между прочим, рекламные издания я ставлю выше, чем желтую прессу вроде «Украинской правды».

В комитете Шевченковской премии не видят большой проблемы в слишком простой процедуре выдвижения соискателей. По словам Юрия Макарова, любые фрики, попавшие в общий список кандидатов, отсеиваются в первом же туре.

В комитете Шевченковской премии не видят проблемы. Любые фрики, попавшие в общий список кандидатов, отсеиваются в первом же туре.

— Мы очень широко закидываем сети, стараясь сделать все возможное, чтобы талантливый писатель или режиссер, известный лишь в условном Кагарлыке, мог бы попасть в поле нашего внимания, — рассказывает Макаров. — Ничего страшного, если в наши сети вместе с большой рыбой попадутся мелкие рыбешки или водоросли. Мы не станем их брать. Если же изменим условия подачи кандидатур, таланты, известные лишь в своем регионе, могут так и остаться безвестными для широкой публики.

После оглашения результатов второго тура Шевченковской премии авторов фильма в списке кандидатов не оказалось. Оппоненты Бебика выдохнули, а Юрий Макаров признался, что изначально не тревожился по этому поводу.

— Весь сыр-бор в основном из-за того, что речь идет о главной государственной премии, — говорит он. — А что вы скажете, если узнаете, что в Польше такой премии вообще нет? Зато общественные или бизнес-структуры часто присуждают собственные премии, многие из которых с годами стали очень и очень престижными. Но в Украине, к сожалению, литература, культура и искусство настолько не тревожат ни население, ни бизнес, что пришлось вдохнуть жизнь в учрежденную еще в советские времена государственную премию. Поверьте, когда каждый украинец задастся вопросом, кто же лучший украинский журналист, писатель и режиссер, потребность в государственной премии отпадет. И никого не будет волновать, что люди вроде Валерия Бебика хотя бы даже теоретически могут претендовать на звание лучших.

Впрочем, профессора Бебика вряд ли остановит очередная неудача. Он рассказывает, что сейчас сконцентрировался на производстве фильмов, которые называет документальными. Чтобы подчеркнуть это, в финальных титрах автор размещает длинный список научных и видеоисточников, к которым обращался.

Перед Новым годом он подготовил для ТК «Киев» ленту о святом Николае, которую снимал в Турции, в городе Мира Ликийская. По словам Валерия Бебика, там в IV веке жил легендарный святой, «что также является исторической бомбой под так называемую всемирную историю». И да, святой Николай тоже, скорее всего, был представителем древних украинцев.


Коллажи на основе изображений Wikimedia Commons (Subhrajyoti07, Zde), Freepik, а также фото, предоставленного Валерием Бебиком.

Буддизм с точки зрения ислама — Study Buddhism

Четыре благородные истины

Самое основное учение Будды о Дхарме известно как «Четыре благородные истины», четыре факта, которые высокореализованные существа считают истинными. Он видел, что все сталкиваются с (1) настоящими проблемами. Хотя есть много радостей, нельзя отрицать, что жизнь трудна. Болезни, старость и смерть в себе и своих близких, разочарования в жизни, разочарования в своих отношениях с окружающими и так далее достаточно тяжелы. Но люди делают эти ситуации еще более болезненными из-за своего отношения, основанного на замешательстве.

(2) Истинная причина проблем — отсутствие осознания или незнание реальности. Например, все люди думают, что они являются центром вселенной. Когда в детстве они закрывают глаза, кажется, что все остальные перестают существовать. Из-за этой обманчивой внешности они чувствуют, что они единственные, кто важен, и что они всегда должны идти своим путем. В результате такого эгоцентричного, самомнительного отношения они создают споры, драки и даже войны. Но если бы они были центром вселенной, то с этим согласились бы все. Однако никто не согласился бы, потому что все остальные считают себя центром вселенной. Они не могут быть все правы.

Однако можно добиться (3) истинного прекращения всех проблем, чтобы человек никогда больше не испытывал несчастья. Это произойдет, если принять (4) истинный путь ума, с помощью которого он понимает реальность. Другими словами, если человек полностью осознает тот факт, что все взаимосвязаны и взаимозависимы, и что никто не является центром вселенной, тогда люди смогут найти решения своих проблем, чтобы они могли жить вместе. в мире и согласии. Таким образом, основной подход в буддизме является научным и рациональным. Для устранения проблем необходимо выявить и устранить их причины. Все подчиняется законам причины и следствия.

Пустота и взаимозависимость

Таким образом, главные пункты учения Будды — это видение реальности, а именно взаимосвязь всего и каждого, и, следовательно, развитие равной любви и сострадания ко всем существам. Высший принцип, объединяющий все, известен как «пустота», вне всяких имён и понятий. Пустота относится к тому факту, что ничто не существует невозможным, воображаемым образом, таким как действительно независимое от всего остального, но что все существа и вещи возникают взаимозависимо друг от друга. Поскольку все живые существа и окружающая среда взаимозависимы, нужно проявлять любовь, заботу и сострадание ко всем другим и брать на себя ответственность активно помогать. Чтобы оставаться сосредоточенным на этих двух аспектах, пустотности и сострадании, известных как мудрость и метод, требуется совершенная концентрация и прочная основа этической самодисциплины. Будда обучал многим техникам самообучения во всех этих областях.

Этика и карма

Будда особо подчеркивал, что вести этический образ жизни следует строго соблюдая мораль. Он сказал, постарайтесь помочь другим, а если это невозможно, по крайней мере, не навредите. Он объяснил основу этики с точки зрения научных принципов кармы, или поведенческой причины и следствия. «Карма» не означает судьбу, а относится к импульсам, которые мотивируют и сопровождают физические, словесные и умственные действия человека. Импульсы действовать положительно или отрицательно возникают из-за предыдущей обусловленности и заставляют человека попадать в ситуации, в которых он испытывает определенный уровень счастья или страдания. Эти ситуации произойдут либо в этой жизни, либо в будущих.

Возрождение

Как и другие индийские религии, буддизм утверждает возрождение или реинкарнацию. Умственный континуум индивидуума с его инстинктами, талантами и так далее исходит из прошлых жизней и переходит в будущие. В зависимости от своих действий и склонностей, созданных ими, человек может переродиться на небесах или в аду, или животным, человеком или одним из множества призраков или духов. Все существа переживают неконтролируемое перерождение из-за силы своих беспокоящих установок, таких как привязанность, гнев и наивность, и их кармических импульсов к навязчивым действиям, которые они запускают. Если человек следует негативным импульсам, возникающим в уме из-за прошлых моделей поведения, и действует деструктивно, в результате он испытает страдание и несчастье. Если, с другой стороны, человек занимается созидательными делами, он будет испытывать счастье. Таким образом, счастье или несчастье каждого человека не является ни наградой, ни наказанием, а создается предыдущими действиями этого человека в соответствии с законами поведенческой причины и следствия.

Основой буддийской этики является воздержание от десяти особо разрушительных действий. Это физические акты убийства, воровства и неуместного сексуального поведения; словесные — ложь, разногласия, использование грубых и жестоких выражений и пустословие; и умственные — алчного мышления, мышления со злобой и искаженного, антагонистического мышления, с помощью которого отрицается ценность чего-либо положительного. Будда не учил своду законов, подобному 9.0031 Шариата , по которому можно было определить наказания за негативные действия. Независимо от того, вознаграждают ли люди тех, кто ведет себя разрушительно, или наказывают их, те, кто действует негативно, все равно будут испытывать страдания в результате своих действий.

Религиозная практика и медитация

Будда увидел, что все люди не только равны в своей способности преодолеть все проблемы и стать Буддой, но также и то, что все люди — это личности с разными предпочтениями, интересами и талантами. Уважая эти различия, он учил многим различным методам работы над собой, чтобы преодолеть свои ограничения и реализовать свои возможности. К ним относятся учеба, религиозная практика, такая как три простирания перед молитвой, щедрые подношения нуждающимся и тем, кто посвятил себя духовной жизни, многократное повторение имен Будды и священных слогов (мантр), исчисляемых на четках, паломничество к святым местам и обход святых мест. священные памятники и особенно медитация. Медитация означает выработку полезной привычки и достигается за счет многократного формирования таких позитивных установок, как любовь, терпение, внимательность, концентрация и видение реальности, а затем практики просмотра с ними ситуаций из личной жизни.

Кроме того, Будда велел людям не верить тому, что он говорит из веры в него, а проверять все на себе, как при покупке золота. Только если люди на личном опыте находили что-то полезное в его учении, они должны были адаптировать его к своей жизни. Будда сказал, что нет необходимости менять культуру или даже религию. Любой, кто находил что-то полезное в его учениях, мог приобщиться к ним.

В буддизме нет установленного времени для молитвы, нет богослужения для мирян под руководством священнослужителей и субботы. Люди могут молиться в любое время и в любом месте. Однако чаще всего молитвы и медитации совершаются либо в буддийских храмах, либо перед святынями в доме. Часто встречаются статуи и изображения будд и бодхисаттв, тех, кто всецело направлен на помощь другим и становление буддой. Люди не поклоняются и не молятся этим статуям, но используют их, чтобы сосредоточить свое внимание на великих существах, которых они представляют. Поскольку будды и бодхисаттвы не являются всемогущими богами, цель молитвы состоит в том, чтобы просить у этих фигур вдохновения и их руководящей силы для достижения своих добрых целей. Однако необразованные люди просто просят об исполнении своих желаний. В знак уважения к тому, чего достигли Будды, люди предлагают благовония, свечи, миски с водой и еду перед статуями и изображениями.

Диета и отказ от алкоголя

В буддизме также нет установленных диетических правил. Буддистов поощряют как можно больше быть вегетарианцами, но даже если человек ест только растения, все равно насекомые неизбежно погибают при любой форме сельского хозяйства. Таким образом, человек пытается свести к минимуму вред, причиняемый животным и насекомым своей потребностью в еде. Иногда может быть необходимо есть мясо, например, по медицинским показаниям, чтобы не обидеть хозяина, или когда нет ничего другого в качестве источника пищи. В таких случаях возносят благодарность за животное, потерявшее жизнь ради вас, и возносят молитвы о его лучшем перерождении.

Будда также наставлял своих последователей не пить ни капли алкоголя. Буддийское обучение направлено на развитие внимательности, дисциплины и самоконтроля. Все это теряется, когда человек пьет алкоголь. Однако не все буддисты следуют совету Будды.

Монашеская традиция

Буддизм имеет как монашескую, так и мирскую традиции. Есть монахи и монахини, которые соблюдают сотни обетов, включая полное безбрачие. Они бреют головы, носят специальные одежды и живут в монашеских общинах. Они посвящают свою жизнь учебе, медитации, молитве и совершению церемоний на благо мирян. Миряне, в свою очередь, поддерживают монахов, предлагая пищу либо непосредственно монастырям, либо монахам, которые каждое утро приходят к ним домой, чтобы собрать милостыню.

Равенство

Хотя индийское индуистское общество во времена Будды было организовано согласно кастам, с некоторыми группами низкого статуса, даже считавшимися другими неприкасаемыми, Будда провозгласил, что в его монашеской общине все равны. Таким образом, Будда отменил кастовые различия для тех, кто покинул общество, чтобы жить в монастырях и женских монастырях и посвятить свою жизнь духовной практике. Иерархия в монашеских учреждениях основывалась на уважении к тем, кто был рукоположен и дольше всех соблюдал обеты. Молодой человек, посвященный в сан раньше старшего, садился перед последним на молитвенных собраниях, и ему сначала подавали еду и чай. По азиатскому обычаю, когда мужчины и женщины собирались вместе на религиозных собраниях, они садились отдельно, а мужчины впереди.

Будда: исламский пророк?

Зуль-Кифль означает «Человек из Капиля»

Ученый середины двадцатого века Хамид Абдул Кадир в своей книге «Будда Великий: его жизнь и философия»  (араб. ), постулирует, что Пророк Зуль-Кифл, что означает «тот, кто из Кифл», дважды упоминаемый в Коране ( Аль-Анбия 85 и Сад 48) как терпеливый и добрый, относится к Будде Шакьямуни. Хотя большинство ученых отождествляют Зуль-Кифл с Пророком Иезекиилем, Кадир объясняет, что «Кифл» — это арабизированная форма имени Капила, сокращение от Капилавасту. Хотя истины, которые Будда постиг под фиговым деревом, не описываются как откровения, более поздние великие буддийские мастера получали откровения священных текстов, таких как Асанга в Индии четвертого века, непосредственно от Майтрейи в Тушите, Небесах, наполненных радостью.

В списке пророков, особо упомянутых в исламских источниках, есть имена, которые, похоже, не принадлежат пророкам Израиля. Поэтому многие комментаторы склонны считать, что они неарабские пророки, включенные в список только ради изображения внешнего мира. Например, Зуль-Кифл — это одно имя в списке пророков, о котором ничего не слышно в арабских или семитских источниках. Некоторые ученые, кажется, проследили это имя до Будды, который был из Капила, который был столицей небольшого государства, расположенного на границе Индии и Непала. Будда не только принадлежал Капилу, но его часто называли «из Капила». Это именно то, что подразумевается под словом «Зуль-Кифл». Следует помнить, что согласного звука «р» в арабском языке нет, а ближайшим к нему является «фа». Следовательно, Kapeel, транслитерированный на арабский язык, становится Kifl».

Смоковница — это Древо Просветления Бодхи

Он также предполагает, что упоминание смоковницы в Коране ( Ат-Тин  1-5) также относится к Будде, поскольку он достиг просветления у подножия одного. Некоторые ученые принимают эту теорию и в подтверждение этой позиции указывают на то, что персидский мусульманский исследователь индийской истории одиннадцатого века аль-Бируни называл Будду Пророком. Другие отвергают это последнее свидетельство и объясняют, что аль-Бируни просто описывал, что люди в Индии считали Будду пророком.

Майтрейя означает Пророк

Проявления Будды = Пришествие Пророков?

Некоторые ученые связывают предсказанного будущего Будду Майтрейю, Любящего или Милосердного, с Пророком Мухаммедом как слугой Милосердного.

Буддисты как Люди Книги

Достижение Будды и его учение о методах достижения того же для других известны на санскрите как «Дхарма», что буквально означает «профилактические меры». Это меры, которые необходимо предпринять, и методы, которым следует следовать, чтобы не причинять страданий себе и другим. Начиная со второго века до нашей эры, рассуждения Будды о них, которые до этого передавались устно, записывались в виде священных текстов. В современном Узбекистане и северном Афганистане, где арабы впервые столкнулись с буддистами, версии этих текстов, наиболее широко доступные, были в старотюркском и согдийском переводе. В этих языках слово Дхарма  было переведено как  nom , заимствованное из греческого языка слово, означающее «закон».

Буддийский земной поклон

Коран учит терпимости к религиям «людей Книги», которые относятся к христианству и иудаизму. Когда арабы столкнулись с буддизмом, то, хотя его последователи не были в строгом смысле «людьми Книги», тем не менее им был предоставлен тот же статус и права, что и христианам и евреям под их властью. Им разрешалось исповедовать свою религию при условии, что миряне среди них платили подушный налог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts