Церкви гороховца: Монастыри и храмы Гороховца. Официальный сайт Гороховца

Разное

Монастыри и храмы Гороховца. Официальный сайт Гороховца






+7 (49238) 2-25-52 | [email protected] |

Гороховец православный

Город Гороховец является центром притяжения паломников и экскурсантов. История Гороховца неразрывно связана с историей Русской Православной церкви.

Древнерусский город, существовавший, по крайней мере, с XII века, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в 1239 году как «град Святой Богородицы Гороховец». Тот факт, что город находился под покровительством Пресвятой Богородицы, подтверждает Суздальская летопись по так называемому Московско-Академическому списку. Вполне возможно, что в те времена имя «Город Святой Богородицы» являлось для Гороховца основным, под которым он был общеизвестен. Это единственный в истории нашего государства случай столь торжественного  и высокого звания для города — крепости.  

Гороховец входил в «Пояс Пресвятой Богородицы» — пограничная засечная полоса Руси, которая проходила по реке Оке. Город прикрывал границу Руси с востока. Летопись не менее 9 раз сообщает о сражениях под Гороховцом и о сожжениях города в XIII – начале XVII вв.

Гороховец стоит «на семи холмах». С этих гор и открываются великолепные виды на город, относящиеся к числу главных достопримечательностей Гороховца. С одной из таких гор связана красивая легенда, которую гороховчане передают из поколения с поколение.

В 1539 году отряды казанских татар оказались под стенами Гороховца. Город, обложенный со всех сторон, находился в осаде. Наутро должен был состояться штурм. Но неожиданно ночью татары сняли осаду и поспешно ушли. Только чудом и заступничеством Пресвятой Богородицы, приславшей на помощь своему городу Архистратига Михаила в образе могучего воина, объяснили жители Гороховца свое избавление от гибели. С тех пор стала гора эта называться Пужаловой.

Так же связана история Гороховца с именем преподобного Сергия Радонежского, который в глуши Гороховецкого уезда, в непроходимых лесах Заклязьменья, устроил пустынь, воздвиг в ней храм Святой Троицы. В настоящее время красуется в заповедном уголке Гороховецкого района, омываемый Клязьмой и Лухом, дивный храм, славящий Пресвятую Троицу, святого Георгия и преподобного Сергия, игумена земли Русской.

Интересным моментом в истории Гороховца является и то, что с ним, а именно с историей Никольского монастыря, связано житие преподобного Серафима Саровского. Его рукоположение произошло во Владимире, а приписан он был к «Гороховецкому мужскому заштатному Николаевскому монастырю» и являлся его монахом, несмотря на то, что проживал в Нижегородской губернии.

«Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горам в каком-то игрушечном стиле…. Другого такого «Китежа» я не знаю»… — писал о Гороховце в своем дневнике Игорь Эммануилович Грабарь (русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.)

Храмы Гороховца

Благовещенский собор

подробнее…

Свято-Знаменский монастырь

подробнее. ..

Свято-Сретенский женский монастырь

подробнее…

Свято-Троице-Никольский монастырь

подробнее…

Церковь Воскресения Христова

подробнее…

Церковь Всех Святых

подробнее…

Храм Казанской иконы Божией матери

подробнее…

Каменные палаты и церкви Гороховца

Гороховец — маленький город во Владимирской области. Кажется, только две эпохи оставили в нём самый яркий след: русское средневековье и модерн. Очень специфическое сочетание, но именно оно придаёт городку на реке Клязьма, датой рождения которого летописи называют 1168 год, особое очарование.

 

Про монастыри и церкви

История Гороховца и типична, и необычна. Он был основан как крепость. Когда риск военных набегов сошёл на нет, городок стал зажиточным ремесленным и купеческим центром. Сейчас — небогатый маленький райцентр с 12-ти тысячным населением у самой оживлённой федеральной трассы М-7. Она «расчленяет» Гороховец почти пополам.

 

Наше знакомство с городом началось с самой высокой точки — Пужаловой горы. На одном из её склонов находится Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. Обитель была основана в XVII веке, как считается, по благословению преподобного Сергия Радонежского. Монастырёк небольшой, окружён крепостной стеной с башнями.

 

Главный храм — Троицкий собор — был построен в камне в 1681 году на средства гороховецкого посадского человека Семёна Ершова. Первая церковь — деревянная — не сохранилась, её уничтожил пожар. Храм двухэтажный. На первом этаже — тёплая церковь в честь святителя Николая Чудотворца, на втором — холодный храм во имя Живоначальной Троицы.

 

Рядом с собором — колокольня. В нижнем этаже её когда-то была кладовая, на среднем — монастырская ризница.

 

В 1710 году началось строительство каменного храма, освящённого в память Иоанна Лествичника. Двухэтажную церковь строили 6 лет. Её украшает массивное крыльцо с гранёными столбами.

 

В центре монастыря находится часовня-киворий оригинальной архитектурной формы. Её возвели над склепом героя Крымской войны Петра Павловича Кожина. Он был предводителем дворянства Владимирской губернии, благотворителем, меценатом. Скончался Кожин в 1890 году и был погребён в специально построенном склепе. После закрытия обители часовню разорили, кладоискатели надеялись найти в могиле Кожина сокровища. Коммунисты закрыли монастырь в 1920 году. Монахи вернулись в обитель в 1993 году и восстановили поруганную святыню.

 

В монастыре у стены есть импровизированная смотровая площадка. С неё открывается вид на город, и здесь мы наметили свой дальнейший маршрут. Сначала решили дойти до самой отдалённой точки — Свято-Знаменского женского монастыря. Его хорошо видно со смотровой площадки Свято-Троицкого Никольского монастыря (как, впрочем, и весь городок). Чтобы попасть в обитель, пересекли мост через реку Клязьму. Мост весьма неприглядного вида с односторонним движением. Водителям, которые вынуждены по нему передвигаться, респект и уважуха. Ещё через минут 20 пешеходной прогулки мы оказались у Свято-Знаменского монастыря. Это место называется Красной Гривой, из-за этого у обители есть ещё одно название — Красногривский монастырь.

 

Хотелось бы сказать, что мы оказались у врат обители, но ворот у монастыря нет. Не устояли они за годы советской власти. Датой основания монастыря называют 1598 год. Каменный храм появился благодаря пожертвованиям местного купца Лопухина. В советские годы постройки обители использовал местный совхоз. Постепенно культовые сооружения восстанавливают, но до завершения работ путь ещё неблизкий.

 

Вернулись мы в центр города по тому же понтонному мосту. На главной городской площади расположен третий монастырь Гороховца — Сретенский. Обитель основали по благословению патриарха Тихона в 1658 году. Не заметить монастырь невозможно — высокая, 35-метровая шатровая колокольня встроена в стену обители. За оградой два храма — Сретенский и во имя Сергия Радонежского. Сретенская церковь выделяется необычными куполами, покрытыми глазированным лемехом. Девичий монастырь был упразднён в 1764 году. Власти пытались передать колокола и самую богатую утварь во Владимир, но местные жители заявили решительный протест. Свой отказ они мотивировали тем, что монастырь устраивался на пожертвования местных купцов и прихожан, и глас народа был услышан. Монахинь перевели в Арзамас, но церковь обители не закрыли, она стала приходской.

 

В XIX веке власти в монастырских стенах пытались устроить тюрьму, но и этим планам не суждено было осуществиться, так как гороховчане не дали своего согласия. Вот такое самоуправление было в царское время, «сатрапы» уважали общественное мнение и считались с ним.

 

В монастырских строениях была устроена приходская школа, имелось жильё для притча. Некоторые помещения занимали лавки и склады. В 2001 году здесь вновь началась монашеская жизнь. На территории обители есть маленькое незаметное зданьице — сторожка. Оказалось, что это памятник гражданской архитектуры.

 

Главный храм Гороховца — Благовещенский собор (Школьный переулок, 1). Церковь считается самой высокой постройкой города, она была возведена в XVII веке на средства местного купца Семёна Ершова. Рядом с храмом расположена высокая 37-метровая шатровая колокольня. Считается, что облик храма не изменился с момента строительства.

 

Возле собора находится храм во имя Иоанна Предтечи. Построили церковь в 1720 году как зимнюю при Благовещенском соборе. Поблизости от него, в Школьном переулке, притаился Рабочий с факелом — незатейливая скульптура, напоминающая о временах социализма.

 

Ещё одна большая церковь в центре Гороховца — Воскресения Христова (улица Горького, 20) — находится в процессе восстановления после почти векового закрытия. Её строили с 1686 до 1700 года на пожертвования купца Ершова (похоже этот гороховецкий благотворитель приложил свои капиталы к строительству многих культовых сооружений). В эти годы храм был у въездных ворот в город. Его украшает большое массивное крыльцо в русском стиле. В советское время богослужения в церкви запретили, была разрушена окружающая его ограда. Долгие годы в храме была спортивная школа, а с 2015 года здесь возобновили церковную жизнь.

 

На пригорке недалеко от Воскресенского храма притаился Поклонный крест защитникам Гороховца. Он стоял здесь и раньше, но весёлые советские ребята его уничтожили. До революции этим крестом почитали память горожан, защищавших его то от татарских разбойников, то от польских интервентов. В 2015 году памятное место было восстановлено. Отсюда тоже открывается милый вид на город.

 

На улице Московская, 72, находится ещё одна старинная церковь — Казанская. В 1678 году на этом месте были возведены деревянные храмы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Алексия человека Божия. Первый была «холодным», второй — зимним, то есть отапливаемым. В 1708 году вместо двух деревянных построили одну каменную церковь — Казанской Божией Матери. Строительство спонсировал купец Ширяев. Пожалуй, это единственный храм в Гороховце, который не был закрыт в советское время. Говорят, что на церковные службы сюда приезжали люди из других городов Владимирской области. А на Пасху 1946 года вернувшиеся с фронтов солдаты устроили салют из трофейного оружия. Вот такие истории случались в эпоху тотального атеизма.

 

Вот такой он — Гороховец православный. Местные купцы строили не только храмы, но и палаты, где жили-поживали да добро наживали. Город примечателен тем, что в нём сохранилось сравнительно много таких строений.

 

Купеческие палаты

Купеческие палаты — массивные, не дома, а крепости. В основном, дата постройки — XVII век. В России сохранилось всего 20 таких образцов русской архитектуры, и семь из них находятся в Гороховце. Нам удалось всего за час найти четыре строения, два из них — на Набережной улице, на берегу Клязьмы. Семейство Опариных десятилетиями считалось в Гороховце очень богатым и уважаемым. Их родовое гнездо — белокаменное двухэтажное строение — смотрится строго, аскетично. За несколько столетий эти палаты почти не перестраивались и сохранили первоначальный облик. В XVIII веке, после строительства Благовещенского собора, Опарины решили перенести парадное крыльцо на противоположную сторону. Главный вход в палаты с тех пор выходит на набережную Клязьмы. Дом отреставрировали ещё в конце прошлого века. В настоящее время здесь находится загс. Жители райцентра именно в этом здании сочетаются узами брака.

 

По соседству находятся палаты купца Канонникова (улица Набережная, 44). Семейство, хоть и зажиточное, но не могло позволить богатое внешнее декорирование особняка. Окна маленькие и квадратные, чем-то напоминают амбразуры. Этим домом, как рассказывают, купеческая семья Канонниковых владела вплоть до установления власти коммунистов. Хозяева палат эмигрировали из России, и ныне их потомки живут в Парагвае. Новые хозяева жизни не слишком заботились о сохранении древнего памятника, и он серьёзно обветшал. В 2004 году его отреставрировали; в настоящее время здесь «квартируют» местные чиновники, здание занимают районный отдел культуры и спорта, а также археологическая экспозиция «Гороховец в истории России: наследие поколений».

 

Дом Ширяевых можно назвать частью ансамбля Сретенского женского монастыря (улица Советская, 5). Владельцы палат, по тем временам, были сказочно богатыми. Из восьми каменных домов Гороховца им принадлежала ровно половина. Дом массивный, трёхэтажный. Стоит пройти на территорию монастыря, чтобы повнимательнее рассмотреть парадное крыльцо. У него есть своя особенность — отдельная лестница ведёт в девичью светелку. На окошках сохранились кованые решётки.

 

Самым величественным можно назвать дом Ершова (улица Нагорная, 4). Палаты построили по заказу купца Семёна Никифоровича Ершова. Трёхэтажное здание в те времена доминировало над одноэтажной застройкой. Кроме того, усадьбу окружала высокая изгородь, во двор можно было попасть через дубовые ворота. Считается, что они сохранились с момента постройки дома, хотя их, конечно, подновляли и реставрировали. Кстати, перед домом осталась и брусчатка. Оконные наличники — в резных каменных украшениях. Вторым владельцем дома стали купцы Сапожниковы, в их собственности палаты были вплоть до 1918 года. В настоящее время здесь расположен Гороховецкий историко-архитектурный музей. Основные экспозиции посвящены жизни местного купечества. Музей работает со вторника по воскресенье с 09:00 до 17:30, понедельник — выходной.

 

Деревянный модерн в исполнении якушей

Архитектурный облик Гороховца примечателен несколькими деревянными особняками в стиле модерн. В городе они появились в конце XIX — начале XX веков. Известно, что Гороховец был широко известен своими плотниками. Их называли «якушами», и с помощью нехитрых инструментов они создавали настоящие шедевры, украшая особняки глухой и пропильной резьбой. К сожалению, мастеров с такой фантазией и умениями сейчас днём с огнём не найдешь — тем ценнее архитектурное наследие.

 

Два изумительных по красоте дома находятся на улице Ленина. Дом Пришлецова (№38), он же Дом с русалками, был построен в 1915 году. Его владельцем стал председатель земской управы Фёдор Ксенофонтович Пришлецов. Потом сюда переселился градоначальник, недолгое время здесь была аптека. Над главным входом в дом — башня со шпилем, покрытая черепицей. Три слуховых треугольных оконца ступенькой поднимаются к коньку кровли. Главной особенностью здания являются удивительные резные наличники на окнах. Посетители могут рассмотреть изящные виноградные лозы, которые переплетаются с экзотическими цветами. На их ветвях сидят мифические русалки (берегини) и диковинные птицы. Куполообразный мезонин придаёт особняку особое очарование. Окна украшены наличниками с изображением сказочных львов и русалок, которые считались «берегинями» домашнего очага. Видимо, из-за этих украшений особняк и получил свое второе название.

 

Дом Морозова (улица Ленина, 83). Правильнее было бы назвать его домом Шорина. Именно основатель Гороховецкого судостроительного завода заказал постройку этого особняка, а затем подарил его своему зятю — купцу И.П. Морозову. Одноэтажный дом на каменном подклете, увенчанный двумя башенками со шпилями и украшенный деревянной резьбой, по некоторым данным, был построен в начале XX века. Сейчас в этом здании работает музей технической мысли «Марфа Посадница».

 

Дом Шорина на улице Московская, 43, — настоящий шедевр деревянного зодчества. Особняк-теремок находится почти напротив Казанской церкви. Их разделяет улица, ставшая частью федеральной трассы М-7. Дом на каменном подклете украшают две башенки: одна — круглая из гнутых брёвен, вторая — прямоугольная. Автором проекта называют архитектора Юлия Бруни, и, пожалуй, это единственный дом в Гороховце, у которого известен автор проекта. Окна здания украшают наличники с накладной резьбой.

Храм Воскресения Христова описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Гороховец

Статьи » Путешествия » Храм Воскресения Христова описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Гороховец

Храм Воскресения Христова Христос описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Гороховец. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Храм Воскресения Христова находится в городе Гороховце Владимирской области. Дата постройки и автор современной каменной церкви неизвестны. Предположительно — это 1700 год.

Здание церкви массивное, двухэтажное, прямоугольное в плане. Храм стоит на высоком цоколе. Три апсиды и крыльцо находятся ниже центрального объема. Крыльцо ведет к крыльцу, имеющему массивные четырехгранные столбы, украшенные мухами.

Центральный объем храма завершается пятью главами. Крыша вальмовая. Стены венчает ряд декоративных кокошников, поддерживаемых широким многопрофильным карнизом. Плоские лопасти образуют углы основных объемов. Оконные проемы арочные. Их обрамляют различные наличники, придающие церкви изящество и элегантность.

Храм бесстолпный, перекрытый закрытым сводом. Толщина стен первого этажа достигает двух метров.

Пространственная композиция здания выделена ступенькой. К средней части увеличивается высота объемов: апсиды цоколя, апсиды крыльца, апсиды основного объема, самого объема и его завершения. Только с юга все объемы здания вынесены в единую горизонтальную плоскость. Первый цокольный этаж отделен от второго бордюром.

Когда-то северное крыльцо располагалось на открытой аркаде с гофрированным сводом, а также крыльцо на четырех открытых мощных столбах. Столбы крыльца круглые, широкие, приземистые, с основаниями и капителями оригинальной формы.

Окна подвала прямоугольные. Они такие же, как эркерные и арочные окна других объемов, украшены наличниками различной формы, опирающимися на валик. Горизонтальные стержни, кокошники, плинтуса, аркатурный пояс барабанов представляют собой вариации форм, создаваемых валиками. На стенах особенно привлекателен пластичный рисунок наличников.

Со стороны фасадов храм побелен по затирке. Крыши и головы сделаны из железа и окрашены в зеленый цвет. Фундамент не виден. Плинтус размечается валиком и выступом. Оконные рамы современные, деревянные, одинарные. Декоративные кованые фигурные решетки есть не на всех окнах. Лестница крыльца сделана из дерева. У входа сохранилось несколько белокаменных ступеней.

Пол в храме деревянный. Стены до верхних окон покрыты масляной краской, наверху — роспись белилами. Интерьер просторный. Верхний ряд окон расположен в арочных нишах с выраженными скосами вниз, нижний ряд – в арочных нишах до пола. Пол веранды сделан из дерева. Свод рифленый, с резкой зачисткой над входами и окнами. Притвор высокий, вытянутый с севера на юг. Окна размещены в высоких арочных нишах с лепной полосой по контуру. Все двери деревянные.

Апсиды высокие, просторные, с расшивными и гофрированными сводами над окнами. С левой стороны устроены три ниши. Пол сделан из дерева. Стены побелены под роспись.

Цокольный этаж низкий, перекрытый коробчатым сводом с лотками на запад и зачистным участком. Оконные проемы имеют очень глубокие откосы. На двух южных окнах сетка в клетке. Дверь в подвал — старая, двойная с тамбуром.

Гороховецкий храм Воскресения Христова — образец большой пятиглавой на развитом цоколе с двухъярусными папертями бесстолпной одночастной церкви без трапезной и колокольни, характерной для церквей купеческой слободы с чертами культовой и жилой архитектуры XVII в.

Рекомендуем также прочитать описание и фото Марии-Терезиен-Штрассе — Австрия: Инсбрук

Тема: Храм Воскресения Христова описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Гороховец .

Автор: Келли Костин


Исторический центр города Гороховец

.

Исторический центр города Гороховец включен в Предварительный список России, чтобы претендовать на включение в Список всемирного наследия.

Исторический центр Гороховца состоит из старого и нового города, центром которого является не кремль, а все дороги, ведущие к центральной площади. Гороховец был одним из богатейших городов России XVII века, и ряд церквей, монастырей и палат были построены в то время местными купцами.

1 локации
2 отзыва
5 посетителей
2022 Год номинации

Карта Исторического центра города Гороховец

Загрузить карту

Координаты, показанные для всех предварительных мест, были получены благодаря усилиям сообщества. Они не являются официальными и могут меняться в надписи.

Отзывы сообщества

Написать обзор


Япония/США/Европа — 19.06.19 —

В конце апреля 2019 года я остановился в Гороховце поездом по пути из Нижнего Новгорода в Москву.

Гороховец расположен на восточной окраине Владимирской области, но всего в 50 км к западу от Нижнего Новгорода, пятого по величине города России.

Железнодорожный вокзал находится примерно в 8 км от центра Гороховца, и неудивительно, что на вокзале ждала маршрутка. Последней остановкой этого автобуса была центральная площадь Исторического центра, недалеко от которого находился туристический офис.

У меня было около 6 часов в этом городе, и туристический офис с картой на английском языке был достаточно хорош, чтобы оставить мой багаж, пока я гулял по городу.

Исторический центр Гороховца на первый взгляд представляет собой любой центр небольшого города в России. Но этот TWHS должен был быть «спрятан под гору» и поэтому сыграл важную роль в обороне Владимирской области.

Фотография сделана с вершины «горы», где раньше стоял Кремль, а сегодня стоит Никольский монастырь (позади фотографа) и показывает большую часть Исторического центра с двумя другими монастырями по обеим сторонам река и одна большая церковь посередине.

Пока есть этот туристический офис, этот город никоим образом не готов для туризма. В конце концов, я думаю, что в центре было всего 3 ресторана / закусочной, и все они оказались для обеда местных рабочих.

Были две большие церкви (обе на ремонте, а та, что на фото открыта) и 3 монастыря, один из которых за рекой, а значит неприступный. Это много монастырей в одном районе.

Историко-архитектурный музей был скорее приятным отдыхом от церквей и монастырей.

Многие здания в этой номинации все еще находятся на реконструкции, но я полагаю, что они будут готовы к тому времени, когда комитет WH обсудит их включение. Им лучше скорее собрать обратно то, что оказалось понтонным мостом через реку, чтобы офицеры ИКОМОС могли легко добраться до монастыря через реку.

По-моему, из Гороховца в Москву напрямую ходит только два поезда в день, и я сел на тот, что ушел поздно вечером.

Теперь, когда я побывал в Гороховце, я держу кулачки, чтобы он был вписан в ближайшее время. 🙂

 

Узнайте больше о Цунами здесь.


Словакия — 05-Jun-18 —

Держите пальцы скрещенными, этот на самом деле не попадет в список, так как он находится в глуши. Помните свою мучительную автомобильную поездку по забитому пробками шоссе из Москвы во Владимир? Ну, это примерно в 150 км дальше на восток, в очень сельской части России, где, как говорят у нас в Словакии, лисы желают вам спокойной ночи.

Мы с Иваном взяли наших двух русских друзей, Лену и Свету, и мы, наконец, прибыли после 9часов катания (правда, в пути у нас были остановки, одна из них – Антрактовая церковь на Нерли, часть Владимирской ОВН). К сожалению, весь город был в незавершенном состоянии — восстанавливались церкви, а наплавной мост, ведущий к одному из монастырей на другом берегу реки, так и не был собран после зимы. Это был конец мая. Тем не менее, мы сделали все возможное, чтобы максимально использовать этот визит. Мы посетили два из трех монастырей, купеческие дома, один из которых стал залом для свадебных церемоний, другой – музеем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts